Государственное регулирование торговли в РФ

Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Законодательная база

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Особенностью нормативно правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьютеров, торговых домов и т. д. Федеральный закон от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля — это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.

Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.

Однако кроме вышеперечисленных преимуществ электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.

С одной стороны, электронная торговля — это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой — это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.

В связи с этим в Законе Р Ф «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства .

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.

Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного

пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло. Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекис- ного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований. А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что помимо фальсифицированных товаров рынки сбыта заполняют еще товары — заменители натуральных продуктов (суррогаты). Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого

механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении

контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т. д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования вторговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

создается государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее информационная система мониторинга).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации

от 3 апреля 2019 г. № 620-р функции оператора информационной системы мониторинга выполняет ООО «Оператор-ЦРПТ» (далее — Оператор).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» ввод в оборот сигарет и папирос, в том числе при их производстве вне территории Российской Федерации, без нанесения на

них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке указанных видов табачной продукции и их первой продаже (передачи, реализации) допускается до 1 июля 2019 г.

Начиная с 1 июля 2019 г. все выпускаемые в оборот упаковки указанной табачной продукции (пачки и блоки) будут маркироваться специальным двумерным штриховым кодом, содержащим код товара (GTIN), максимальную розничную цену, уникальный номер упаковки и криптографический код проверки.

Также, начиная с 1 июля 2019 г., организации розничной торговли должны быть зарегистрированы в информационной системе мониторинга.

Кроме того, при продаже маркированной табачной продукции указанный двумерный штриховой код необходимо сканировать 2Б-сканером для дальнейшей передачи через оператора фискальных данных сведений о продаже каждой упаковки в информационную систему мониторинга.

Продажа остатков немаркированной табачной продукции разрешается только до 1 июля 2020 г. и осуществляется без передачи данных в информационную систему мониторинга.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения безусловного выполнения требований действующего законодательства в части сроков введения обязательной маркировки и мониторинга оборота табачной продукции, организациям розничной торговли, торгующим табачной продукцией, необходимо зарегистрироваться в информационной системе мониторинга до 1 июля 2019 г.

С инструкцией можно ознакомится на официальном сайте Оператора по

адресу: http://честныйзнак.рф/business/рго]ес15/manual_tobaccо/»

Приложение: Инструкция на 6 л., в 1 экз.

Министр Н.А. Кошеленко

2 апреля 2019 года Главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».

Изменения коснулись 57 правовых актов, из которых 11 кодексов и 46 законов, а это порядка 700 поправок. Все они направленны на:

  • создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций в сферу торговли;
  • совершенствование налогового и таможенного администрирования;
  • совершенствование электронной и биржевой торговли, а также торговли в сфере агропромышленного комплекса;
  • дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности с государствами – членами Евразийского экономического союза;
  • сокращение теневого оборота в экономике за счет развития безналичных платежей и введения системы маркировки и прослеживаемости товаров;
  • улучшение бизнес-климата, оцениваемого международным рейтингом «Doing Business»;
  • усиление деятельности антимонопольного органа, усиление защиты прав потребителей;
  • совершенствование судебных взаимоотношений между бизнесом и государственными структурами.

Что изменилось?

Ниже мы приведем некоторые изменения в Законе, которые упростят жизнь бизнесу в РК.

Для предпринимателей упрощается процедура регистрации МСБ, а также появляется возможность вести учет своих банковских счетов напрямую из офиса.

С 1 июля 2019 года предусмотрена передача государственной регистрации коммерческих юридических лиц в Государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Для малого бизнеса упрощена процедура открытия магазинов в жилых домах. Усилена защита миноритарных инвесторов.

Решены проблемы выездной торговли, в частности, акиматы наделены компетенцией по утверждению маршрутов для осуществления субъектами бизнеса «торговли на колесах».

В целях повышения инвестиционной привлекательности, участникам специальных экономических зон предоставляется право выбора на применение нулевой ставки НДС при реализации товаров на ее территории. Одновременно снижена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Перенесен срок повсеместного применения онлайн контрольно-кассовой машины с 2024 года на 2020 год. При этом предусмотрена возможность уменьшения для них суммы налога до 60 тыс. тенге при приобретении онлайн ККМ или трехкомпонентной системы.

С 1 января 2019 года уже отмены НДС и КПН при реорганизации юридического лица, а также уточнены требования к чеку ККМ.

На законодательном уровне введена возможность по продлению срока подачи полной декларации при временном декларировании по любым категориям товаров до 45 дней по заявлению декларанта.

Для развития электронной торговли упрощена процедура таможенного декларирования, путем использования почтовых документов в качестве декларации, введено понятие электронной коммерции и четко разграничены субъекты электронной торговли.

Введена обязанность субъектов внутренней торговли размещать товары отечественного производства в визуально и физически доступных местах.

В целях сокращения теневой экономики и борьбы с контрафактной продукцией в Законе предусмотрены нормы по маркировке и прослеживаемости товаров.

Дополнительные преимущества для предпринимателей

Однако надо понимать, для того, чтобы ваш бизнес был более эффективен, только одной государственной поддержки будет недостаточно. Необходим контроль финансовых показателей. С этой и многими другими задачами хорошо справляются программы 1С.

«1С:Розница для Казахстана» полностью автоматизирует торговую деятельность магазинов и розничных торговых точек. При этом идеально поддерживает подключение любого торгового оборудования: сканеров, касс, фискальных регистраторов, принтеров чеков и этикеток, ТСД, эквайринга и др. Кроме того, систему можно настроить индивидуально под любую торговую точку.

«1С:Управление торговлей 8.3» позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, осуществлять анализ и планирование торговых операций, автоматизировать складскую логистику, повышая тем самым эффективность современного торгового предприятия. В программе реализована возможность обмена данными с информационной системой «Виртуальный склад» и можно настроить интеграцию с сервисом 1С:WebKassa.

Позвоните специалистам Первого Бита. Они помогут настроить программы под ваш бизнес и ответят на все вопросы по работе в 1С.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что современные условия торговой деятельности требуют создания инновационных способов ее осуществления, предполагающих трансформацию структуры и содержания функционирования товарных рынков и их правового регулирования.

В конце XX века Российская Федерация вступила в новую фазу своего развития, произошли существенные изменения в правовом регулировании экономической деятельности в целом. За последнее время торговля претерпела значительные изменения, поскольку, как указано в Стратегии развития торговли в Российской Федерации1, торговая деятельность в любом виде имеет большое значение и играет важную роль в государстве и его отдельных регионах.

Необходимо отметить, что создание новой системы хозяйственных отношений включает формирование правовой среды регулирования коммерческих отношений в государстве, как за счет государственных методов, так и инструментов саморегулирования. Тем не менее, до последнего времени регулирование торговой отрасли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций; отсутствием механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний; отсутствием ценового контроля по большинству товарных позиций; отсутствием требований экологического контроля для торговых организаций; слабым вмешательством со стороны ФАС России; отсутствием внимания к вопросам подготовки кадров; отсутствием

1 Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс

регулирования оптовых и дистрибуционных компаний; существенным делегированием полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой — привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Практика торговой деятельности доказывает необходимость адаптации нормативно-правовой базы в данной сфере к новым условиям деятельности, которые вызваны состоянием рыночной экономики, модернизацией системы государственного управления, процессами глобализации, в том числе, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию и развитием Таможенного союза и др.

Действительно, экономическая интеграция неизбежно приводит и к правовой интеграции, усилению роли международных и межгосударственных образований, что, в первую очередь, проявляется в сфере торговли.

До недавнего времени правоотношения в торговой деятельности были предметом регулирования основного акта — Гражданского кодекса РФ, а также целого ряда федеральных законов: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О защите конкуренции» и т.д., однако данные нормативные правовые акты регулировали лишь отдельные аспекты, возникающие при осуществлении деятельности на товарном рынке.

Несмотря на принятие специального Федерального закона от 28.12.2009 № Э81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой

деятельности в Российской Федерации» , необходимо отметить, что по-прежнему отсутствует единая централизованная система регулирования товарного рынка, не выработаны действенные механизмы создания и поддержания конкурентной среды в товарном обороте, не разработаны средства унифицированного договорного обеспечения торговой деятельности, что сказывается негативным образом на состоянии правового регулирования данной отрасли в целом.

Кроме того, указанным федеральным законом не решены вопросы правовой специфики оптовой и розничной торговли, структурных взаимоотношений между органами власти и участниками торговой деятельности, правовые аспекты создания торговых сетей, саморегулирования в сфере торговли, а также правового обеспечения новых форматов торговой деятельности, которые неизбежно требуют специализации и изменения подходов в правовом регулировании отношений, существующих в сфере товарообращения.

Таким образом, указанные выше обстоятельства, а также выявленные правовые проблемы в сфере правового регулирования торговой отрасли в целом, заключения коммерческих договоров, необходимость государственного регулирования и контроля в этой сфере, внедрения механизмов саморегулирования, предопределили выбор темы диссертационного исследования и обусловили ее актуальность и значимость.

Степень научной разработанности темы диссертации. В настоящее время правовые аспекты торговой деятельности являются предметом исследования большого количества работ в юридической, экономической, управленческой сферах, однако большинство из них затрагивают только общие вопросы правового регулирования торговли без учета современной специфики и расширения товарного рынка.

2 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // С3 РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2

Тем не менее, необходимо отметить, что, несмотря на большое количество работ в рассматриваемой сфере, правовые проблемы развития торговой деятельности по действующему законодательству Российской Федерации представляются недостаточно разработанными в современных условиях, что еще раз доказывает актуальность и значимость проведенного диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе определения правового режима торговой деятельности, правового положения субъектов торговли, выявления правовых средств обеспечения указанной деятельности в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы судебной практики, а также мнения и положения различных авторов, изложенные в научной литературе по вопросам правового регулирования торговой деятельности.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе научно-практического анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики развития и реализации торговой деятельности, научных разработок и положений, разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию нормативной правовой основы деятельности участников торговых правоотношений и элементов регулирования торговой деятельности в целом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать правовой режим торговой деятельности по законодательству Российской Федерации.

2. Исследовать правовой статус объектов торговой деятельности.

3. Рассмотреть понятие и виды участников торговой деятельности.

4. Выявить проблемы развития саморегулирования в сфере торговой деятельности.

5. Обозначить систему договоров, опосредующих торговую деятельность.

6. Предложить правовые механизмы формирования конкурентной среды на товарном рынке.

7. Сформулировать научные выводы и предложения, выработать научно-практические рекомендации по устранению существующих пробелов правового регулирования торговой деятельности в России в современных условиях.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность общенаучных и специальных методов познания общественных отношений, которые использовались автором для проведения объективного исследования предмета исследования и решения поставленных задач, в частности: индукция, дедукция, анализ, синтез, историко-правовой, логико-юридический, диалектический, системный анализ, сравнительное правоведение и т.д.

В частности, диалектический метод использовался для исследования правового режима торговой деятельности во взаимосвязи и отличии от других видов экономической деятельности и элементов товарного оборота. Метод системного анализа применялся при исследовании системы правового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации за счет способов государственного воздействия на отрасль в целом и развития саморегулирования в указанной сфере. Кроме того, метод системного анализа использовался при определении системы договоров, опосредующих торговую деятельность в России.

Логико-юридический метод применялся при рассмотрении действующего законодательства и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации, регулирующих различные аспекты торговой деятельности, а также при выявлении существующих пробелов и формулировании путей их разрешения.

Теоретическую основу диссертационной работы составляют научные исследования, монографии, публикации в периодических изданиях, учебная литература и иные работы российских правоведов, исследующих правовые аспекты торговли, деятельности субъектов торговой деятельности по

Нормативная основа диссертационной работы представлена положениями Основного закона Российской Федерации — Конституции, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др., подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и иных актов, регулирующих объект диссертационного исследования.

Эмпирическая основа диссертационной работы заключается в материалах правоприменительной практики федеральных органов исполнительной власти, судов и арбитражных судов, постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, материалах научно-практических и международных конференций, докладов и семинаров.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором проведено комплексное исследование общетеоретических и практических проблем осуществления торговой деятельности по законодательству Российской Федерации в современных условиях.

В диссертации сформулированы дефиниции отдельных элементов торговой деятельности, в том числе торгового рынка, распределительного центра и др.

Предложены изменения в действующее законодательство относительно уточнения понятия торговой деятельности, а также сделаны выводы о разработке нормативных правовых актов в сфере электронной торговли, оптовой торговли и т.д.

Аргументирована позиция относительно внедрения механизмов саморегулирования в сфере торговли, создания федеральной информационной для субъектов торговой деятельности и потребителей, совершенствования системы заключения коммерческих договоров и т.д.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические выводы и практические предложения, выносимые на защиту:

1. При исследовании правового режима торговой деятельности сделан вывод, что такая деятельность включает не только приобретение и продажу товаров, но и совершение сопутствующих услуг, опосредующих торговлю.

На основании проведенного анализа сформулировано авторское определение торговой деятельности как предпринимательской деятельности, направленной на отчуждение одной стороной (продавцом) оборотоспособного товара другой стороне (покупателю) на основании заключения и исполнения соответствующих гражданско-правовых договоров, а также на оказание сопутствующих услуг в сфере купли-продажи указанного товара. Данное определение необходимо внести в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» и соответствующие ГОСТы как наиболее полное и отражающее сущность торговли.

2. При исследовании отдельных видов торговой деятельности выявлено, что, несмотря на активное развитие инновационных способов торговли, в

и

частности, электронной торговли в сети Интернет, отсутствует правовая основа для регулирования такой торговли. На основании проведенного исследования предложено разработать и принять Федеральный закон «Об электронной торговле», который бы позволил адаптировать действующие механизмы торговой деятельности к современным реалиям международной и региональной торговли, за счет формирования понятийного аппарата в данной сфере, закрепления прав и обязанностей субъектов такого вида торговой деятельности, определения правил заключения и исполнения сделок с использованием электронных документов и т.д.

3. Доказано, что в настоящее время с учетом конструктивных изменений в товарообороте российского государства, необходимо говорить о таком термине, как торговый рынок, при этом в основу определения такого рынка следует поместить правоотношения между различными субъектами торговой деятельности, а элементы взаимосвязанности товаров.

Сформулировано определение торгового рынка, который представляет собой совокупность правоотношений, возникающих при осуществлении торговой деятельности производителями, торговыми организациями и иными продавцами, потребителями, посредниками, а также другими субъектами купли-продажи товара или оказываемых сопутствующих услуг, направленных на обращение потребительских, производственных и иных товаров в пределах определенной территории.

4. При исследовании правового положения субъектов торговой деятельности и инфраструктуры товарного рынка выявлено отсутствие в законодательстве Российской Федерации положений о правовом статусе оптово-посреднических и складских организаций, в частности, распределительных центров.

Сделан вывод о необходимости восполнения пробелов в законодательстве относительно деятельности таких субъектов и предложено

включить в ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» следующее определение:

Распределительный центр — коммерческая организация или совокупность коммерческих организаций, входящих в систему инфраструктуры товарного рынка, оказывающих услуги субъектам торговой деятельности по транспортировке товаров потребителям, хранению товаров на складе, упаковке и переупаковке товаров, фасовке, маркировке, сертификации, таможенному оформлению, а также оказанию иных сопутствующих торговле услуг в целях контроля за повышением эффективности рационального товаропотока, качества товаров, и стабильности товарного рынка.

5. Сделан вывод о необходимости внедрения в нормативные правовые акты и практику механизмов саморегулирования субъектов торговой деятельности за счет внесения изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» относительно правового положения саморегулируемых организаций в торговой сфере, их создания, управления, деятельности, контроля за входящими в них субъектами.

6. Предложено внедрить в систему заключения коммерческих договоров на товарном рынке использование конкурсных способов, в том числе в виде проведения торгов в сети Интернет.

Сделан о вывод о возможности признания заключения коммерческого договора на торгах конкурентным способом продажи товаров, что позволит оптимизировать процедуру заключения и исполнения договоров в торговой деятельности.

7. В целях укрепления конкуренции на товарном рынке и усиления информационного обеспечения субъектов торговой деятельности предложено создать федеральную систему обеспечения производителей, торговых посредников, покупателей и иных участников товарооборота

оперативной информацией за счет образования и правового обеспечения деятельности общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков.

Для успешного внедрения такой системы необходимо также создать сеть региональных центров, оказывающих информационно-маркетинговые услуги, при формировании систем наблюдения за состоянием товарных рынков в государстве, механизмов распространения какой-либо информации, в том числе рекламной, а также формирования статистических информационных банков данных.

Теоретическая значимость полученных результатов обусловлена тем, что теоретические материалы, изложенные и проанализированные в диссертации, представляют интерес для дальнейших исследований правовых проблем регулирования торговых правоотношений, в том числе правового положения субъектов данных правоотношений и выполнения ими соответствующих требований. Результаты диссертационного исследования могут повысить научную разработанность рассматриваемых отношений и расширяют теоретические представления о комплексе торговых правоотношений в российской экономике.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для устранения выявленных проблем и пробелов в нормативной правовой основе регулирования торговой деятельности, и совершенствования законодательных и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности.

Полученные результаты могут быть также использованы в правоприменительной практике различных участников торговой деятельности организаторов торговли, судебных органов, практикующих юристов в данной сфере, иных практических работников и исследователей теоретических проблем в сфере торгового оборота. Кроме того, результаты

диссертационной работы могут быть применимы в разработке специальных учебных дисциплин и программ, лекционных и практических материалов по гражданскому, предпринимательскому, коммерческому праву и другим курсам.

Апробация результатов диссертационной работы заключается в том, что сформулированные положения и научно-практические рекомендации, выводы и предложения были обсуждены и прошли рецензирование на заседаниях кафедры частного права юридического факультета ИЭУП ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», а также нашли отражение в научных работах автора, опубликованных статьях в периодических изданиях, обсуждены на международных конференциях.

Разработки и результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс юридического факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» при чтении курсов лекций различных форм обучения по дисциплинам «Гражданское право», «Коммерческое право».

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными в диссертации, и заключается в содержании введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка источников и литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИИ

1.1. Правовая характеристика торговой деятельности по законодательству Российской Федерации

В настоящее время торговля является одним из наиболее развитых направлений экономической деятельности и гражданского оборота, что возможно проиллюстрировать положительной динамикой развития торговой деятельности в государстве. Торговля практически представляет собой исполнение обязательств по договорам купли-продажи в системе организационного обеспечения процессов товаропотоков .

В Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года4, отмечено, что торговая отрасль на протяжении последних лет является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, опережающей по темпам роста многие отрасли. Торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. В секторе торговли действуют около 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых — индивидуальные предприниматели.

Торговля с экономической точки зрения выступает в качестве определенной общественно полезной деятельности, направленной на удовлетворение экономических потребностей общества.

Кроме того, торговля представляет собой вид профессиональной деятельности с выраженной предпринимательской направленностью. Центральную часть современного коммерческого права составляют

3 См.: Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013.

4 Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года» // Документ официально

правоотношения по купле-продаже товаров. Однако впоследствии с развитием промышленного производства товаров, обострением конкуренции, возникающими кризисами перепроизводства товаров появилась потребность в иных видах деятельности, способствующих увеличению объема продаж, завоеванию новых рынков сбыта, расширению ассортимента товаров, в связи с чем стали развиваться различные новые виды деятельности: посредническая, в области рекламы, по оказанию информационно-консультационных услуг и иные, основанные на научных познаниях развивающихся новых подразделений экономической науки: маркетинга, менеджмента, логистики. По существу, коммерческое право призвано служить правовым сопровождением логистики.

С юридической точки зрения, торговую деятельность можно также представить как разновидность предпринимательской деятельности, которой присущи все установленные в законе признаки (ст. 2 ГК РФ): самостоятельность, осуществление на свой риск, в целях извлечения прибыли, в результате систематического осуществления определенных действий теми субъектами, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и определенном статусе.

Необходимо отметить, что основным критериальным признаком торговой деятельности как деятельности предпринимательской является направленность на извлечение прибыли. Но еще более существенным отличием торговой деятельности от иной, даже связанной с получением прибыли, является то, что в торговле прибыль должна извлекаться систематически. Другими словами, занятие торговлей осуществляется не в разовом порядке, а в качестве постоянной деятельности, т.е. профессионально. В этом отношении профессиональный торговец противопоставлен покупателю-непрофессионалу, в качестве которого в гражданском обороте чаще всего выступают граждане-потребители, что

обусловливает необходимость их дополнительной защиты как слабой стороны правоотношения (защита потребителей).

Еще одним важным признаком торговой деятельности как деятельности предпринимательской является необходимость специальной регистрации осуществляющих ее лиц. Важность регистрации субъектов торговой деятельности определяется ее публичным характером, поэтому в интересах общества в целом и отдельных потребителей в частности становится необходимым государственный контроль за лицами, занимающимися публичной деятельностью с целью извлечения прибыли. В некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.