Госпошлина это налог

advokatregion

В законодательстве РФ закреплены понятия сбора и пошлины. В чем их особенности?

Что такое сбор?

Под сбором в законодательстве РФ понимается фиксированный платеж, взимаемый с компаний или граждан в счет оплаты ими неких услуг. Например, тех, что оказываются каким-либо субъектом — частной или государственной организацией. Предположим, это может быть сбор за продажу авиабилета.

Как правило, величина сбора определяется непосредственно субъектом, который его взимает. То есть размеры соответствующих платежей, если речь не идет об услугах, предоставляемых государственным органом, обычно не регулируются законодательством. Также на свое усмотрение субъект, оказывающий услуги, может устанавливать льготы на уплату сбора для тех или иных категорий граждан или фирм.

Что такое пошлина?

Пошлина — это разновидность сбора, которая уплачивается компанией или гражданином за оказание услуг конкретно государственным или муниципальным органом власти. Например, это может быть пошлина за государственную регистрацию юрлица в ФНС.

В отличие от сбора, величина платежей, о которых идет речь, в общем случае определяется законодательно. Или, по крайней мере, утверждается субъектом предоставления услуг в соответствии с регламентами, зафиксированными на уровне нормативных актов.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, некоторые категории граждан могут быть освобождены от уплаты пошлин. Если это так, то требование государственного органа, в который обращается человек, об уплате пошлины будет незаконным.

Сравнение

Главное отличие сбора от пошлины в том, что платежи первого типа могут взимать как частные, так и государственные организации. Пошлины, в свою очередь, в большинстве случаев взимают только госорганы и муниципальные структуры.

Можно отметить, что сборы, взимаемые государственными органами, чаще всего берутся за услуги, по факту оказания которых гражданин или организация получают некоторую привилегию — например, оформляют ту же лицензию на осуществление какой-либо деятельности. Пошлина, в свою очередь, чаще всего взимается органами, оказывающими услуги, которые представляют собой юридически значимые действия. Это может быть та же регистрация юрлица.

Определив, в чем разница между сбором и пошлиной, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Таблица

Сбор Пошлина
Что общего между ними?
Пошлина — разновидность сбора, представляющего собой разовый платеж гражданина или организации за услугу, оказываемую частной фирмой, государственным или муниципальным органом
В чем разница между ними?
Может взиматься как частными, так и государственными или муниципальными организациями Чаще всего взимается только госорганами и муниципальными структурами
В случае если взимается госструктурами — платится за услугу, предполагающую предоставление гражданину или организации какой-либо привилегии Как правило, платится за услугу, предполагающую осуществление государственным или муниципальным органом юридически значимых действий
Размер сбора не всегда строго регулируется законодательно В большинстве случаев размер пошлины устанавливается законодательно
Льготы по уплате сборов могут устанавливать субъекты оказания услуг Льготы по уплате пошлин чаще всего определяются законодательно

Государственная пошлина

Государственная пошлина установлена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г.

Разница между сбором и пошлиной

№ 127-ФЗ и кодифицирована в виде главы 253 НК, вступившей в действие с 1 января 2005 г.

В соответствии со ст. 33316 государственная пошлина — это федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 253 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ).

Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины:

  • обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  • определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  • фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Основные элементы государственной пошлины представлены на рисунке.

Плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий (выдача документов, их копий, дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям);

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Объектом обложения госпошлиной является более 100 видов юридически значимых действий, которые разделяются на семь основных групп.

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировым судьям, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 33320, 33322, 33323 НК).

2. Совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) законодательно уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 33324 НК).

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 33326 НК).

4. Совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выхода из гражданства РФ, а также с въездом в РФ и выездом из РФ (ст. 33328 НК).

5. Совершение действий по официальной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологии интегральных микросхем (ст. 33330 НК).

6. Совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 33331 НК).

7. Осуществление государственной регистрации и прочих юридически значимых действий.

Последняя группа наиболее обширна по своему составу. Полный перечень действий этой группы представлен в ст. 33333 и 33334 НК. Однако для составления представлений о широте охвата приведем некоторые виды таких действий. Облагается госпошлиной государственная регистрация: юридического лица, физического лица в качестве ИП, политической партии, средств массовой информации, договоров коммерческой концессии, договоров об ипотеке, договоров о залоге транспортных средств, сервитутов, прав на предприятие как имущественного комплекса, лекарственных средств, транспортных средств, воздушных и морских судов и совершение иных регистрационных действий с ними, выпуска эмиссионных ценных бумаг и иные регистрационные действия.

Кроме того, в составе этой группы облагается госпошлиной и осуществление прочих юридически значимых действий: выдача лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности, предоставление разрешений на право вывоза культурных ценностей, проставление апостиля, легализация документов, истребование документов, проведение аттестаций, выдача ордера на квартиру, выдача разрешения на распространение наружной рекламы, получение ресурса нумерации оператором связи, право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и другие действия.

В Налоговом кодексе РФ установлены индивидуальные для каждого вида юридически значимых действий размеры (ставки) госпошлины. При этом используются два основных вида ставок: твердые (специфические) и адвалорные (в процентах).

Наибольшее количество ставок госпошлины представлено именно как твердые ставки — в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки. К таким группам относятся совершение действий органами ЗАГСа, действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него, действий по официальной регистрации программ ЭВМ, действий по осуществлению федерального пробирного надзора, т.е. все виды госпошлины групп 3—6 из представленного выше перечня.

В качестве примера твердых ставок можно привести госпошлину за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, установленную в размере 200 руб.

Значительно меньшее количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в госпошлине встречаются в двух разновидностях — пропорциональные и регрессивно-каскадные.

Адвалорные пропорциональные ставки формулируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него. В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем госпошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, установленную в размер 0,1% суммы договора, но не более 1000 руб. Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить госпошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей, созданных более 50 лет назад, в размере 10% их стоимости, созданных 50 лет назад и менее — в размере 5% их стоимости.

Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающейся при переходе к более высокому разряду. При этом возможно установление предельных ограничений по нижнему и высшему налоговому разряду.

Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, с цены иска уплачивается госпошлина:

  • до 50 000 руб. — 4%, но не менее 500 руб.;
  • от 50 001 до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 тыс. руб.;
  • от 100 001 до 500 000 руб. — 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 тыс. руб.;
  • от 500 001 до 1 000 000 руб. — 11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500 тыс. руб.;
  • свыше 1 000 000 руб. — 16 500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 млн. руб., но не более 100 тыс. руб.

В отдельных случаях предусматривается увеличение ставок в определенных Налоговым кодексом РФ пределах. Так, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти органов местного самоуправления, предусмотрено увеличение размера госпошлины в полтора раза. За совершение ускоренной процедуры действий федерального пробирного надзора госпошлина существенно увеличивается: на 200% при выдаче заклейменных изделий, результатов экспертизы или анализа в течение одних суток с момента принятия изделий, на 100% при выдаче заклейменных изделий в течение двух суток. По пробирному надзору установлены также иные основания для увеличения размера госпошлины.

В данном сборе установлено значительное количество льгот. Эти льготы сохранились в госпошлине еще с тех времен, когда она взималась в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине». Однако принципиальным отличием в вопросе установления льгот по сравнению с ранее существовавшим порядком стало исключение возможности органам субъектов РФ и местного самоуправления вводить дополнительные к федеральному перечню льготы. В главе 253 НК такая норма уже предусмотрена. Справедливости ради следует признать, что хотя общее количество льгот при кодификации госпошлины было уменьшено, но все равно их количество остается значительным.

Полный перечень льгот представлен в ст. 33335—33339 НК. Не воспроизводя их, представим классификацию льгот по видам.

Характеристика льгот по уплате госпошлины
Вид льготы Характеристика
Отсрочка (рассрочка) платежа Суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить или рассрочить уплату госпошлины по ходатайству заинтересованного лица на срок от одного до шести месяцев без начисления процентов
Уменьшение размера государственной пошлины Суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины по рассматриваемым ими делами
Полное освобождение от уплаты государственной пошлины

1. Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для всех категорий физических лиц и организаций.

Пример: за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения; за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества.

2 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пример: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд РФ; физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза ими культурных ценностей.

3 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для всех категорий лиц, совершаемых отдельными органами (должностными лицами).

Пример: по жалобам на определения суда, рассматриваемым исключительно в судах общей юрисдикции, освобождаются любые организации и физические лица

Частичное освобождение от уплаты государственной пошлины

Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пример: инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий

Порядок и сроки уплаты госпошлины ⇒

Обязательные платежи, входящие в налоговую систему Российской Федерации. Государственная пошлина. Таможенная пошлина.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Плательщики уплачивают государственную пошлину: 1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной); 2) плательщики, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; 3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий; 4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов); 5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля; 5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение; 6) при обращении за совершением юридически значимых действий, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: 1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение; 2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей; 3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения; 4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории без обязательства об обратном ввозе, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается: 1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов; 2) со смертью физического лица — плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3) с ликвидацией организации — плательщика таможенных пошлин, налогов.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

Госпошлина — это не налог???

Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации: общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима.

В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с Таможенным Кодексом.

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 2779;