Голикова о ПФР

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).

В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.

Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

  • Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае если государственная услуга была получена на Едином портале);

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.

Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.

Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.

ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Через систему досудебного обжалования жалоба может быть подана в отношении следующих услуг ПФР:

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»»Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

Владимир Гамза,

председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике

Правительство Российской Федерации вновь запустило в стране острейшую дискуссию о пенсионной реформе. Нет необходимости спорить о ее важности и неотвратимости.

Совершенно очевидно, что без фундаментальной пенсионной реформы в России в ближайшие 5-10 лет может наступить социально-экономический коллапс. Вопрос лишь в том, какой должна быть пенсионная реформа и как ее реализовать? И можно ли решить проблему «по-большевистски» – ликвидацией Пенсионного фонда РФ и передачей функции пенсионного обеспечения граждан бюджетной системе?

Эффективное изменение пенсионной системы возможно лишь после объективного анализа ее нынешнего состояния. Что мы имеем сегодня:

  • в 90-е годы бездарная экономическая политика власти («шоковая терапия», приватизация, дефолт и т.п.) превратила в пыль как государственные финансовые фонды, так и личные сбережения граждан (знаю это не понаслышке: в 1992 году мой вклад в Сбербанке на сумму 3200 рублей (около 6000 долларов США) был заморожен, затем деноминирован в тысячу раз и сейчас составляет… 3 рубля 20 копеек);
  • в результате этой политики десятки миллионов российских граждан в целях элементарного выживания были вынуждены заниматься теневой экономической деятельностью и, естественно, не формировали ни государственные, ни личные фонды пенсионного обеспечения;
  • в нулевые 2000-е годы недальновидная политика опоры на сырьевую экономику позволила быстро залатать дыры социального обеспечения граждан, прежде всего пенсионеров, за счет избыточной ренты от экспорта энергосырьевых ресурсов, однако эта политика разрушила национальную несырьевую экономику, сделав ее неконкурентной перед дешевым импортом за счет укрепления рубля;
  • в итоге произошла консервация отсталости внутренней экономики (производящей и потребляющей ВВП внутри страны) и огромного теневого сектора (около 40%), не способных обеспечить поступление достаточных средств в Пенсионный и другие социальные фонды страны;
  • все попытки увеличить объем изъятий государства из экономики, прежде всего на социальные нужды и популистские инфраструктурные проекты (сейчас – это уже более 40% ВВП; для сравления: в Китае государство изымает из экономики – 21%, в США – 32% ВВП), приводили лишь к снижению эффективности и доходности внутренней экономики и усугубляли ситуацию в сфере социального обеспечения граждан.

Таким образом, можно констатировать, что в России сегодня отсутствует пенсионная система как система формирования трудовой пенсии работающим гражданином. Российская пенсионная система сейчас – это бюджетная система социального обеспечения граждан, достигших определенного пенсионного возраста.

Задача формирования реальной пенсионной системы России в настоящий момент должна быть неразрывно связана с общей программой реформирования системы социальной защиты уязвимых слоев населения. Относительная независимость этих систем необходима, но возможна лишь в долгосрочной (15-20 лет) перспективе. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Прежде всего сейчас необходимо начать создавать с нуля новую систему формирования гражданами своей трудовой пенсии, не зависящей от количества работающих и неработающих в стране.

На главный вопрос: возможно ли гражданам России сформировать достойную трудовую пенсию, – хочу сразу дать положительный ответ. Расчеты показывают, что отчисления работником 20% из заработной платы в течение 30 лет позволяют сформировать его личный пенсионный фонд, обеспечивающий получение им в дальнейшем пенсии в размере 100% его средней зарплаты в течение 30 лет.

В мире системы обеспечения достойной жизни престарелых людей, как правило, базируются на «модели трёх столпов»: трудовой пенсии, социальном обеспечении и личных накоплениях. Денежное обеспечение пенсионеров – нетрудоспособных граждан в силу преклонного возраста – представляет собой довольно сложный финансовый объект, который складывается, по крайней мере, из следующих частей:

1. Государственная социальная защита (бюджетная и целевая внебюджетная).

2. Страхование (обязательное и добровольное).

3. Дополнительная финансовая защита (пенсионные облигации, личные пенсионные счета и другие финансовые инструменты).

4. Бенефиты (льготы, преференции, права и т.п.).

Это обеспечение формируется за счет следующих источников:

1. Обязательная часть:

1.1. Специальное налогообложение прибыли работодателей (формирование государственного фонда обеспечения минимальными (на уровне прожиточного минимума) пенсионными пособиями нетрудоспособных граждан, не заработавших трудовую пенсию).

1.2. Налогообложение фонда оплаты труда работников (формирование названного в п. 1.1. государственного фонда обеспечения пенсионными пособиями).

1.3. Специальное налогообложение личных доходов физических лиц (формирование государственного фонда обеспечения минимальными (на уровне 50% от среднего по стране размера заработной платы) трудовыми пенсиями граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж).

1.4. Государственные взносы и льготы (обязательства государства по участию в формировании пенсионных накоплений граждан и решении иных исключительных задач обеспечения стабильности пенсионной системы).

2. Добровольная часть:

2.1. Взносы граждан из заработной платы и иных личных доходов в государственные или частные пенсионные фонды.

2.2. Взносы работодателей из чистой прибыли (после уплаты всех налогов и других обязательных платежей) на пенсионные счета своих работников в государственные или частные пенсионные фонды.

2.3. Государственные взносы и льготы (временное участие государства в развитии и обеспечении стабильности пенсионной системы).

2.4. Частные благотворительные взносы на пенсионные счета граждан.

Таким образом, общая сумма денежного обеспечения пенсионеров может иметь следующий табличный формат:

Финансовые источники

Составные части фактического обеспечения пенсионеров

Социальная защита

Страхование

Дополнительная защита

Бенефиты

Обязательная часть

Налогообложение работодателей

Налогообложение работников

Государственные взносы и льготы

Добровольная часть

Взносы работодателей

Взносы работников

Государственные взносы и льготы

Частные благотворительные взносы

Итого

Представляется целесообразным при совершенствовании пенсионной системы учитывать влияние и возможности всех составляющих этого формата. Более того, стратегия реформы пенсионной системы должна представлять собой не что иное, как изменение параметров этого формата в долгосрочной перспективе.

В контексте сказанного о необходимости реформирования пенсионной системы России просматриваются следующие задачи, существенная специфичность которых требует различных стратегий решения:

Задача 1. Усовершенствовать (сделать ее справедливой и адекватной вкладу пенсионера в экономику страны и государственные финансы) существующую систему пенсионного и социального обеспечения нынешних пенсионеров, иных нетрудоспособных лиц и будущих пенсионеров, выходящих на пенсию в ближайшие 5 лет, доведя ее до уровня:

  • достойного проживания для человека, имеющего трудовой стаж более 30 лет и заработавшего трудовую пенсию (в зависимости от его стажа и средней заработной платы за любой 15-летний период его работы), – трудовая пенсия должна быть не менее 40% среднегодовой заработной платы по стране (сейчас это 16 тыс. руб.);
  • достаточного уровня жизни для человека, который не смог заработать трудовую пенсию по объективным причинам (болезнь, воспитание детей и т.п.), – пенсионное пособие следует установить на уровне минимального размера оплаты труда;
  • минимально допустимого прожиточного минимума для лиц, достигших пенсионного возраста, но не обеспечивших трудовую пенсию без уважительных причин.

Все выплаты названных трудовых пенсий и пенсионных пособий осуществлять исключительно из государственного бюджета до полного завершения функционирования этой пенсионной системы. В соответствии с правилом «дедушкиной оговорки» никаких изменений, ухудшающих положение нынешних пенсионеров, в данную пенсионную систему не вносить.

Задача 2. Создать систему государственного стимулирования ускоренного накопления государственных пенсионных фондов лицами, выходящими на пенсию через 5-15 лет и имеющими трудовой стаж более 30 лет, которые за оставшиеся до пенсии годы способны накопить эти фонды для установления внятной зависимости начисляемой трудовой пенсии от стажа работы и уровня заработной платы за весь период работы (рассчитывается на основе данных Пенсионного фонда РФ). Конечно, этот переходный вариант будет усложнять пенсионную систему, но этот шаг объективно необходим.

В этой временной пенсионной системе государственный бюджет должен взять на себя обязательства по предоставлению субсидий Пенсионному фонду, необходимых для покрытия его дефицита по выплатам данных трудовых пенсий.

Возраст выхода на трудовую пенсию в этот период для мужчин и женщин может быть увеличен на 3-4 года в зависимости от трудового стажа.

Граждане, которые в этот период не смогли заработать трудовую пенсию по объективным причинам, и лица, достигшие пенсионного возраста, но не обеспечившие трудовую пенсию без уважительных причин, получают соответствующее пенсионное пособие из государственного бюджета. Возраст их выхода на пенсию может быть увеличен на 6-7 лет.

Задача 3. В течение 5 лет выделить из нынешней пенсионной системы все функции социального обеспечения нетрудоспособных лиц, не заработавших трудовую пенсию, и на базе систем социального и медицинского страхования создать единую систему государственного социального (непенсионного) обеспечения этих и других категорий граждан.

Задача 4. Начать процесс построения и постоянного совершенствования системы государственного пенсионного обеспечения будущих поколений, начиная с граждан, выходящих на пенсию через 15 и более лет.

Эта система должна быть построена на основе строжайшего соблюдения принципа прямо пропорциональной зависимости возраста выхода на пенсию и размера пенсионного обеспечения от трудового стажа и объема платежей будущего пенсионера, его работодателя, государства и иных лиц в его пользу, направленных в государственные пенсионные фонды.

Необходимо установить следующий порядок определения пенсионного возраста (одинакового для мужчин и женщин):

  • граждане, имеющие трудовой стаж более 40 лет, получают государственное пенсионное обеспечение (трудовые пенсии) с 60 лет;
  • граждане, имеющие трудовой стаж более 35 лет, получают трудовые пенсии с 62 лет;
  • граждане, имеющие трудовой стаж более 30 лет, получают пенсии с 64 лет;
  • граждане, имеющие трудовой стаж более 25 лет, получают пенсии с 66 лет;
  • граждане, имеющие трудовой стаж более 20 лет, получают пенсии с 68 лет;
  • лица, имеющие трудовой стаж менее 20 лет или не имеющие трудового стажа, получают пенсионное пособие по старости с 70 лет;
  • льготные категории пенсионеров, работавшие на реально опасной, а не вспомогательной, государственной службе или работе более 30 лет, получают пенсии с 60 лет (формирование фондов для льготного пенсионного обеспечения работников на частных опасных производствах осуществляют данные работодатели; в особых случаях государство может лишь субсидировать такие пенсии на основе специальных решений Правительства РФ);
  • граждане, имеющие особые заслуги перед государством (Герои России и приравненные к ним граждане), получают государственное пенсионное обеспечение с 60 лет.

В счет трудового стажа включается работа родителя по уходу за детьми – по 3 года за каждого ребенка в счет только одного родителя.

Все эти четыре задачи должны организационно решаться как параллельные и относительно независимые проекты, но с обязательной финансовой координацией их на федеральном уровне.

Задачу № 1, как представляется, придется решать достаточно прямолинейными государственными административными мерами и, главным образом, за счет государственного бюджета, например, введением с 1 января 2021 (2022) года системы гарантированного пенсионного и социального обеспечения в процентном соотношении с минимальным размером оплаты труда или прожиточным минимумом (в зависимости от категорий пенсионеров и иных нетрудоспособных лиц), Главное здесь, чтобы эта система в допустимой мере решала задачу справедливого социального обеспечения трудящихся граждан. Справедливость пенсионного обеспечения – сейчас основной принцип реформирования пенсионной системы, без ее обеспечения население страны не поддержит реформу.

Задачу № 2 можно решать, в основном, методами установления различных государственных льгот и гарантий. Кроме того, эта задача требует формирования общественного мнения, стимулирующего работников и работодателей на ускоренное накопление соответствующих пенсионных средств (после проведенного Правительством РФ замораживания накоплений пенсионеров добиться их доверия будет сложно, но это обязательно надо сделать). Здесь главное – создать эффективную и безопасную систему накопления государственных пенсионных фондов с индивидуальными пенсионными счетами работников, выходящих на пенсию.

При решении задачи № 3 серьезное прямое государственное бремя социального обеспечения граждан может быть обеспечено исключительно за счет налогоплательщиков всех категорий.

Такой подход позволит справедливо распределить социальную нагрузку на все слои общества. Лучше всего постепенно ввести и нарастить до разумных пределов прогрессивный налог на сверхдоходы физических лиц (собственников и менеджеров крупных корпораций). Государственные социальные выплаты должны находиться на минимально допустимом уровне, чтобы стимулировать легальную трудовую деятельность граждан и добровольные виды социального страхования граждан и не оказывать отрицательного влияния на экономический рост.

Система социального обеспечения должна также пройти 3 этапа реформирования: корректировки существующей системы, формирования переходного варианта и создания новой перспективной системы. От системы: всем сестрам по серьгам, надо перейти к системе адресного оказания социальной помощи только тем, кто в ней реально нуждается.

Задача № 4 может решаться только путем разработки и реализации фундаментальной государственной программы, опирающейся на серьезные аналитические исследования и расчеты и обязательное согласие большинства граждан (попытки обмануть или запугать население в этой сфере, касающейся абсолютно всех граждан, чреваты серьезными социальными потрясениями).

Только такой подход позволит, с одной стороны, в разумный отрезок времени (которое у нас пока еще есть) решить острые проблемы пенсионного обеспечения, а с другой – не сделать новых стратегических ошибок, особенно популистских, которые еще более усугубят ситуацию в сфере пенсионного обеспечения.

Участники пенсионной реформы имеют содержательно и формально разные интересы и возможности, которые должны быть согласованы и целенаправленно использованы в процессе движения к цивилизованной и своевременно адаптирующейся к изменяющимся условиям пенсионной системе. Представляется, что такая система должна состоять из следующих элементов:

  1. Обязательное государственное пенсионное страхование работников частного сектора, государственных служащих, предпринимателей, лиц, занятых творческим трудом, и других граждан, получающих системный доход, а также лиц, страхуемых государством за счет бюджета.

Все уплаченные определенным лицом страховые взносы учитываются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете в Пенсионном фонде России, ежегодно индексируются на уровень инфляции и служат основой для расчета и выплаты трудовой пенсии по достижении этим лицом пенсионного возраста.

Размер обязательных страховых взносов должен обеспечить получение работником трудовой пенсии в размере более 40% от его средней заработной платы, проиндексированной на уровень инфляции, при условии уплаты взносов в течение более 20 лет. Установленная трудовая пенсия так же ежегодно индексируется на уровень инфляции.

Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы государство может использовать для инвестирования в национально значимые инфраструктурные проекты, но исключительно под гарантию Банка России. Гарантией способности государства исполнить свои обязательства перед пенсионерами должны служить золото-валютные резервы Банка России.

Средства государственных пенсионных фондов могут размещаться в государственные облигации и на депозитные счета Банка России, а также напрямую в ликвидные отечественные финансовые активы, входящие в Ломбардный список Банка России.

  1. Добровольное участие в государственном пенсионном страховании неработающих или нетрудоспособных лиц может осуществляться на описанных выше условиях (уплаты минимально допустимых взносов в течение более 20 лет).
  2. Добровольная государственная накопительная пенсионная система. Взносы уплачивают работники и/или их работодатели в пределах установленных размеров, в том числе не облагаемых налогом (относимых на себестоимость).

В данном случае государство выступает как управляющая компания, распоряжается средствами в соответствии с законодательно установленными правилами и несет полную безусловную ответственность за сохранность и доходность вложений.

Нынешняя государственная обязательная накопительная система должна быть в кротчайшие сроки преобразована в добровольную, т.к. она сегодня финансово абсурдна: государство принудительно изымает средства граждан, но ими реально не управляет и ответственность за безопасность и доходность их вложения не несет.

  1. Добровольная государственная система жизнеобеспечения пенсионеров. Позволяет обеспечить пенсионеров жильем, питанием и медицинским обслуживанием за счет трудовой пенсии, личных сбережений и социальных пособий.

Экономически это возможно в случае строительства государственных и частных специализированных поселков для проживания в них только пенсионеров на арендной основе. Опыт развитых и развивающихся стран в этой сфере является исключительно положительным не только экономически, но и социально.

  1. Добровольная негосударственная накопительная пенсионная система, основу которой составляют специализированные пенсионные счета (депозиты) работников и/или их работодателей, взносы на которые в законодательно установленных допустимых пределах освобождаются от налогов (относятся на себестоимость).

Такие счета могут открываться исключительно в лицензированных финансовых организациях (пенсионные фонды, банки, управляющие компании и т.п.). Средний срок взноса на такой счет должен быть не менее 10 лет, а воспользоваться счетом можно не ранее достижения пенсионного возраста – в противном случае уплачивается повышенный налог.

  1. Добровольная негосударственная система пенсионного страхования, включающая собственно индивидуальное пенсионное страхование и страхование жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды ежегодной ренты.

В развитых странах в добровольных накопительных пенсионных системах аккумулируются значительные инвестиционные ресурсы, используемые в финансовом обеспечении стабильного экономического роста.

Конечно, никакая система страхования, в том числе государственная, не гарантирована от инвестиционных неудач. Даже строгая консервативная политика инвестирования, которую можно и нужно определить законом для всех видов пенсионных фондов, не способна упредить и локализовать все финансовые риски, прежде всего вызванные экономическими кризисами. Однако без инвестирования накопленных средств пенсионные фонды не смогут не только приумножить свои активы, производящие доход для выплаты пенсий и обеспечения самоокупаемости работы фонда, но и просто сохранить их в условиях даже минимальной инфляции.

Малорискованные инвестиционные возможности, пригодные для инвестирования пенсионных фондов, в России ограничены и будут оставаться такими в обозримой перспективе. В связи с этим система пенсионного обеспечения должна быть дополнена Государственным агентством по страхованию пенсионных активов (эту функцию в России может выполнять Агентство по страхованию вкладов), а также прозрачным перестрахованием в страховых компаниях высшего рейтинга и размещением части этих активов в наиболее надежных ценных бумагах финансовых рынков.

Одновременно целесообразно создать единую расчетную систему по выплатам гражданам всех видов пенсий, пособий, дотаций, компенсаций и т.п. социальных выплат из бюджета и внебюджетных фондов (это не только даст существенную экономию, но и позволит наладить системную аналитику в этой сфере).

Потребуется также развивать профессиональную инфраструктуру пенсионного дела, создавая системы рейтинга участников этого рынка, сертификации организаций и профессионалов, образования и т.д. Необходимо будет разработать и осуществить программу стандартизации деятельности в сфере пенсионного обеспечения. Работы чрезвычайно много и начинать ее надо сегодня.

Системная пенсионная реформа в России в интересах и граждан, и государства – это сложнейший долгосрочный социально-экономический проект. Простых решений здесь не существует.

Например, в США этот процесс разделения идет еще со времен Великой депрессии, когда были заложены основы современной пенсионной системы этой страны, и не завершен до настоящего времени. С различными политическими задачами, числовыми характеристиками и социальными акцентами аналогичный процесс идет и в таких странах, как Канада, Швеция, Великобритания, Австралия.

Здесь и далее под налогами понимаются все виды обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Примером такого агентства может служить Корпорация по гарантированию пенсионных бенефитов, учрежденная в США Актом об обязательном пенсионном обеспечении (ERISA) в сентябре 1974 года.

24 января. Interfax-Russia.ru — Пенсионный фонд России (ПФР) продолжит внедрение цифровых сервисов, что может привести к оптимизации штатной численности фонда, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.

«Не так давно мы занялись серьезной работой по анализу информационных систем Пенсионного фонда. Необходимо по возможности оптимизировать эту работу в хорошем смысле этого слова, чтобы услуги, предоставляемые Пенсионным фондом, были в первую очередь удобны для граждан», — сказала Голикова в ПФР в пятницу, представляя нового руководителя фонда Максима Топилина.

По ее словам, «не все получается, но мы должны это сделать».

«Я не исключаю, что такого рода работа может привести к оптимизации штатной структуры Пенсионного фонда, территориальных отделений», — добавила Голикова.

Голикова добавила, что в результате цифровизации работы ПФР на текущую структуру фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Ранее занимавший должность министра труда и социальной защиты Максим Топилин был назначен главой ПФР вместо Антона Дроздова, перешедшего на работу в министерство финансов.

В результате очередных новаций правительства россияне потеряют пенсионные баллы

Пенсионная реформа, задуманная правительством, не ограничится повышением возраста выхода на заслуженный отдых до 65 лет для мужчин и 63 для женщин. Похоже, что власть задумала гораздо более масштабные изменения, которые коснутся всей пенсионной системы. Вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голиковаво время телеэфира 17 июня сообщила, что правительство планирует отказаться от системы баллов при расчете пенсий, которая действует с 2015 года. По словам Голиковой, «это очень сложное решение», однако его придется принимать.

Одна из основных причин в том, что с учетом изменений в пенсионной системе, которые вступят в силу с 2019 года, размер пенсии должен составлять не менее 40% от утраченного заработка.

«Нельзя это считать как среднюю температуру по больнице: то есть среднюю зарплату, которая, скажем, сложилась в экономике за какой-то период относить к средней пенсии, которая сложилась по всем пенсионерам. Это индивидуальный расчет. И мы готовы эти расчеты предъявить нашему обществу, как только будут приняты соответствующие решения», — пояснила она.

Что же власти предлагают взамен балльной системы? По словам Голиковой, сейчас в кабмине работают над проектом закона о накопительной части пенсии, который может быть представлен на общественное обсуждение уже осенью.

«И тогда это может быть второй частью пенсии. Но это пока обсуждается как добровольный элемент пенсионной системы, не обязательный», — подчеркнула вице-премьер.

Голикова добавила, что правительство прорабатывает создание нового механизма пенсионных накоплений, но поспешила успокоить, что «все, что было накоплено гражданами», останется.

Сейчас трудовая пенсия существует в двух видах — страховой и накопительной. Для расчета первого вида введен «индивидуальный пенсионный коэффициент» (балл), которым оценивается каждый год работы. Накопленные баллы переводятся в рубли (в 2018 году 1 балл равен 81,5 руб.), причем к баллам, умноженным на их стоимость, прибавляется фиксированная выплата — гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. В 2018 году размер такой выплаты равен 4982 руб. Для назначения страховой пенсии по старости необходимо иметь минимум девять лет стажа и 13,8 пенсионного балла. К 2025 году эти показатели должны быть увеличены до 15 лет стажа и 30 пенсионных балов соответственно.

Что касается накопительной части пенсий, напомним, что она была заморожена еще в 2014 году. В конце 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, предусматривающий заморозку накопительной части пенсий до 2020 года. Сама по себе накопительная пенсия — это выплата пенсионных накоплений, которая формируется за счет страховых взносов работодателей. Заморозка, по сути, означает, что деньги, которые должны были идти на накопительную часть пенсии, идут в страховую часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам.

Балльную систему расчета критиковали многие экономисты и, в частности, один из авторов нынешней пенсионной реформы, глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, такая система приводит к тому, что накопленные гражданами баллы зависят лишь от доходов бюджета и трансфертов в Пенсионный фонд.

Тем не менее, граждане только-только успели привыкнуть и начали разбираться в том, как и за что насчитываются баллы, как правительство снова собралось менять пенсионную систему. Причем далеко не все эксперты уверены, что к лучшему.

— Все жаловались на излишнюю усложненность балльной системы, — говорит независимый эксперт по социальной политике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Но дело в том, что пенсионная система хороша тогда, когда она привычна, когда ей доверяют. И очень плохо, когда по прошествии всего нескольких лет вместо одной системы представляют другую. Такая замена не вдохновляет по той простой причине, что у нас все последние годы бесконечные туры пенсионных реформ приводили к тому, что каждый последующий вариант был хуже предыдущего в плане сохранения пенсионных прав работников.

«СП»: — На что же могут заменить балльную систему? Татьяна Голикова говорила о новом механизме накопления пенсий, в чем он будет заключаться?

— Голикова заговорила об индивидуальной накопительной системе, но это ответ по принципу «в огороде бузина, в Киеве дядька». Накопительная система ни в коем случае не может заменить солидарную, точно так же как и солидарная в условиях достаточно развитой экономики не может обходиться без накопительного элемента.

Судя по всему, правительство каким-то образом пытается адаптировать для нас американскую накопительную систему, которую для краткости называют по статье Налогового кодекса 401 (k). Это корпоративная пенсионная система, которая применяется во всем мире, если работодателем является компания американского происхождения.

Это хорошая система, которая дает большие плюсы, в частности, застрахованному гражданину позволяют временно использовать свои пенсионные сбережения в качестве социальных кредитов для решения медицинских, жилищных и других вопросов.

Накопительная система действительно может быть источником инвестиций, оживляет финансовый рынок. Но дело в том, что она не может быть единственной и подавляющей. Такое пытались провернуть в Чили, но в результате деньги исчезли, а чилийцам пришлось возрождать солидарную систему.

То есть это не основная, а надстроечная система. Базисной она может быть только в странах, которые являются господствующими на мировом финансовом рынке, в таких, как США, Канада, Япония, Австралия. Но многие другие страны, даже очень развитые, например, Франция, Германия, Италия, используют ее только в очень ограниченных пределах.

«СП»: — Как вся эта система может работать применительно к нам?

— У нас все это уже обрушилось. Мы ввели накопительную пенсионную систему в 2002 году, как обязательную и государственную. Дмитрий Медведев с 2014 года запретил переводить в нее взносы, и сейчас эта система существует в очень расстроенном состоянии.

Накопительная система 401 (k) хороша тем, что из нее очень трудно украсть деньги. А вот в той системе, которую построили у нас в 2002-2014 годах, совершенно непонятно, куда делить триллионные суммы.

«СП»: — Как же власти собираются настраивать эту систему?

— Я не могу заглянуть в голову Голиковой и сказать, что она хочет и может предложить. Но зная действия нашего правительства, могу только предположить, что предложат что-то худшее, чем сейчас. Повторю, что каждый раз, меняя пенсионную систему, у нас пытались ограничить страховые пенсионные права работников.

В любом случае, пенсионная реформа — достаточно сложная вещь, которую даже будучи вице-премьером быстро не проведешь. Поэтому правительству придется приложить еще много усилий и многое объяснять, прежде чем у них что-то получится. Волноваться рано, уверен, что еще 2018-2019 годы мы проживем в условиях балльной системы.

Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев считает, что есть как минимум несколько механизмов, которые позволят сделать пенсионную систему более эффективной без начисления баллов.

— Вероятно, система сможет работать эффективно, если будут увеличиваться индивидуальные отчисления граждан в собственные пенсионные программы (отчасти подготовка к этому начата, в плане популяризации самой идеи инвестиций, с введением индивидуального инвестиционного счета), а также если будет снижена серая и чёрная зарплатная часть.

Здесь есть два момента: индивидуальное накопление существует и сегодня, но сейчас каждый копит как может и в чем может, а задача государства в том, чтобы сделать такие накопления более институционализированными, со своей стороны гарантировать их сохранность и, по мере возможного, в идеале, покупательную способность.

«СП»: — А второй?

— Полное обеление зарплатного фонда позволит увеличить поступления в виде страховых отчислений и одновременно снизит риски того, что люди будут оказываться за чертой бедности после выхода на пенсию. Формально государство и сейчас будет платить им, исходя из размера белого дохода, но реально, особенно в случае небольших белых зарплат, это может стать масштабной социальной проблемой.

Еще одно важнейшее направление — развитие накопительного страхования. Существует хорошая мировая практика, более чем столетняя, и она может быть применена у нас также. Тут как раз возможна хорошая синергия страхового продукта и инвестиций в ценные бумаги, в том числе государственные. При этом государство гарантирует сохранность средств, находящихся в подобных продуктах, которые часто предусматривают ежемесячные отчисления со стороны граждан, т.е. являются почти прямым аналогом накопительного формирования пенсии с передачей в НПФ, но при этом существенно повышают персональную ответственность и заинтересованность гражданина.

Не избежали этой участи и сотрудники Пенсионного фонда России. Его председатель Антон Дроздов сообщил о планах продолжить оптимизацию численности сотрудников фонда. В 2019 году ПФР сократит несколько тысяч сотрудников, в том числе в связи с развитием электронных услуг. По его словам, оптимизация связана со структурной перестройкой внутри фонда и с централизацией процессов.

Дроздов отметил, что уже утвержден план, согласно которому изучается возможность использования инфраструктуры Фонда социального страхования, для того чтобы гражданин в его отделении мог получить услугу Пенсионного фонда, и наоборот. Это, дескать, даст гражданам возможность в шаговой доступности получать услуги. Кроме того, за счет централизации обработки информации намечено сократить количество персонала на районном уровне и, таким образом, укрепить персонал на уровне субъекта Российской Федерации и повысить качество обработки информации.

Из публичного годового отчета ПФР за 2017 год следует, что там работают 108,8 тыс. человек. Абсолютное большинство работников — женщины, и почти половина всех сотрудников работают в ПФР более десяти лет. В течение 2017 года ПФР сократил численность сотрудников на 10% в связи с оптимизацией структуры управлений фонда, а также с передачей функции по администрированию страховых взносов в Федеральную налоговую службу.

Рассказал главный пенсионщик страны и том, как в семьях используются средства маткапитала. Так, в 2018 году российские семьи стали чаще расходовать материнский капитал на оплату образования своих детей и услуг по уходу за детьми до трех лет. В прошлом году на эти цели было потрачено 18% средств маткапитала, тогда как в предыдущие годы — не более 5%.
Дроздов указал, что до 2018 года порядка 95% средств маткапитала направлялось на жилье, и только 5% — на образование и иные цели. По предварительным итогам за 2018 год, 77% средств направляется на жилье, 18% — на образование, присмотр и уход, и 5% — на ежемесячные выплаты и иные цели.