Гарантии трудовых прав молодежи

Главная / Социальная сфера / Идеологическая работа. Культура. Молодёжь. / Молодёжь / Социальные гарантии молодежи в области трудового законодательства

Социальные гарантии молодежи в области трудового законодательства

Социальные гарантии молодежи в области трудового законодательства

Согласно Закону Республики Беларусь 7 декабря 2009 г. № 65-3 «Об основах государственной молодежной политики» государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом недостатки их социального статуса. Особой защитой государства пользуются несовершеннолетние.

Республика Беларусь в лице соответствующих государственных органов обеспечивает молодежи осуществление права на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь, приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие в управлении государством, оказывает помощь молодым семьям.

Государством закреплено право молодежи на труд. Основываясь на нормах международного права, трудовые договоры заключаются с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако из этого правила имеется исключение, допускающее снижение возраста, с которого лицо вправе выступать в качестве стороны трудового договора. В ст. 21 и ст. 272 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

При этом законодатель утвердил перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет. Такой перечень по поручению Правительства утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 29 апреля 2000 г. N 9).

В ряде случаев законодатель повысил минимальный возраст, по достижении которого допускается заключение трудового договора. Например, согласно ст. 274 Трудового кодекса, только после достижения лицом возраста 18 лет оно может быть принято на тяжелые работы и на работы с вредными или опасными условиями труда, на подземные и горные работы. (Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением от 2 февраля 1995 г. N 13).

Кроме того, ч. 2 ст. 348 Трудового кодекса предусматривает, что запрещается работа по совместительству лиц моложе 18 лет, а ч. 1 ст. 405 Трудового кодекса устанавливает, что письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем только с работниками, достигшими 18 лет.

В целях приобретения профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширения возможностей трудоустройства молодежи, государство принимает ряд мер, направленных на трудоустройство студенческой и учащейся молодежи. Постановлением Совета Министров от 23 июня 2010г. N 958 принято Положение о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Приоритетным правом на временную занятость молодежи пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также молодежь, состоящая на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденная из воспитательно-трудовых колоний или закончившая специальные учебно-воспитательные учреждения, обучающаяся в сменных общеобразовательных школах.

Более конкретно трудовые правоотношения молодежи регулируются главой 20 «Особенности регулирования труда молодежи» Трудового кодекса. Также главой 15 Трудового кодекса предусмотрены права и гарантии на совмещение работы с обучением.

Поскольку субъектами государственной молодежной политики являются и молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года, Трудовым кодексом предусмотрены права и гарантии труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности.

Государство стимулирует индивидуальное производственное ученичество, иное производственное обучение молодежи и повышение ее квалификации на предприятиях, используя методы экономического регулирования и льготного налогообложения.

Временно не занятые молодые граждане, окончившие общеобразовательные школы, уволенные в запас после прохождения действительной военной службы, а равно другие временно не занятые молодые граждане, не состоявшие ранее в трудовых отношениях, имеют право на содействие в трудоустройстве через службу занятости в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Работникам, призванным или принятым на воинскую службу, выплачивается выходное пособие в размере, установленном статьей 48 Трудового Кодекса.

Работники освобождаются от работы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на воинскую службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением за ними среднего заработка по месту работы.

Работникам, допущенным к сдаче экзаменов в военно-учебные заведения, предоставляется время для следования к месту сдачи вступительных экзаменов и обратно с сохранением места работы (должности) и среднего заработка по месту работы.

Работникам, направленным на диспансерное или стационарное обследование (лечение, медицинское освидетельствование), на время нахождения в медицинском учреждении сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы, а также возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту обследования (лечения, медицинского освидетельствования) и обратно по нормам, установленным Правительством Республики Беларусь.

Лицам, уволенным с военной службы, статьей 342 Трудового Кодекса РБ гарантируется:

1) сохранение в течение трех месяцев со дня состояния на военной службе за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу;

2) предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы;

3) предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы первого рабочего места в соответствии с частью второй статьи 281 Трудового кодекса.

Органы государственной службы занятости совместно с республиканским органом государственного управления в области обороны, иными заинтересованными принимают меры по трудоустройству и профессиональной подготовке военнослужащих, уволенных с военной службы.

В Республике Беларусь устанавливается система мер по экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодых граждан, в том числе предоставление льгот по налогообложению и кредитованию.

Молодым гражданам и молодым семьям предоставляются долгосрочные кредиты на приобретение и строительство жилых домов и квартир, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования. Более подробную информацию о получении кредитов можно посмотреть на сайте ОАО «Беларусбанк» (www.belarusbank.by ).

Успех благодаря опыту коллег

В октябре 2015 года мне посчастливилось побывать в составе комиссии ЦС Профсоюза по вопросам повышения профессионального уровня педагогических работников в Самарской областной организации, которую возглавляет опытный и мудрый председатель Гудкова Антонина Васильевна.

Несмотря на то, что и у нас в области многое делается в этом направлении, я вернулась под огромным впечатлением от целенаправленной, глубоко продуманной работы по повышению квалификации педагогов, умению объединить усилия всех заинтересованных сторон в повышении, в конечном счете, качества образования детей. Правительство, органы управления образованием, руководители образовательных организаций и организаций профессионального образования, благодаря объединяющей роли областного комитета, много сделали по созданию развитой системы региональной сети повышения квалификации работников образования и различных моделей повышения квалификации учителей, продуманной системы финансирования этого важнейшего направления работы.

Нам был представлен многолетний опыт работы областного комитета Профсоюза с молодыми педагогами, мы стали участниками областного фестиваля методических идей молодых учителей. Все это было здорово – от содержания до эмоционального накала.

Об опыте самарских коллег я рассказала на областном семинаре председателям территориальных организаций. На очередных встречах профсоюзного актива с Министерством образования и в Правительстве Свердловской области, организованных областным комитетом Профсоюза, удалось заострить внимание на вопросах организации повышения квалификации и их финансирования. И как ощутимый результат – в 2016 году в планах хозяйственно-финансовой деятельности образовательных организаций уже появились средства, используя которые можно повысить квалификацию в различных профессиональных образовательных организациях, помимо Института развития регионального образования.

А сегодня вся педагогическая общественность города находится под впечатлением от проведения Форума молодых педагогов «Формула успеха», который буквально всколыхнул и молодых педагогов, и наставников, и руководителей, сплотил и нас — организаторов – городской комитет Профсоюза, управление образования и Филиал Института развития регионального образования.

За идею еще раз спасибо Самаре.

Вот как это было.

Вначале было слово: Император Петр Первый в присутствии дам и кавалеров в роскошных нарядах петровской поры дает наказ Никите Демидову о том, что надо заводы на Урале строить, да еще школы, чтобы ребятишек счету и письму учить. Так необычно, ярко и красочно началось открытие первого Форума молодых педагогов – «Формула успеха» на сцене Дворца культуры «Юбилейный». Демидовский девиз: «Не словами, а делами» проходит почти через трехсотлетнюю историю нашего Нижнего Тагила. Фрагменты фильма «Хочу жить в Тагиле» наполнили участников праздника чувством гордости за свой город и ответственности за его судьбу и развитие, пониманием, насколько велика миссия учителя — воспитывать достойных граждан своей страны.

Форум проводился в нашем городе по инициативе городского комитета профсоюза. Главная его цель — привлечение внимания к проблемам профессионального становления молодых педагогов, улучшения условий для их профессионального роста, развития творческого потенциала, активизации работы Совета молодых педагогов города. Проведение Форума было поддержано управлением образования и филиалом Института развития регионального образования.

В Форуме «Формула успеха» приняли участие более 500 человек – молодые педагоги, наставники, руководители образовательных организаций и председатели первичных профсоюзных организаций. Ежегодно около 100 молодых педагогов поступают на работу в образовательные организации города, около трехсот молодых специалистов с педагогическим стажем до 3-х лет стали участниками Форума. Именно к ним обратились с приветственным словом и пожеланиями надолго связать свою жизнь с самой интересной профессией учителя В.Г. Суров — заместитель Главы Администрации города по социальной политике, А.В. Маслов — председатель Нижнетагильской городской Думы, Т.Е. Трошкина — председатель Свердловской Областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, И.Е. Юрлов — начальник управления образования.

На сцену были приглашены 50 самых смелых молодых педагогов – участников конкурса педагогических идей. Им на сцене были вручены от городского комитета Профсоюза портфели – как неотъемлемый атрибут профессии учителя и символический ключ к сердцам их учеников. С напутственным словом к молодым педагогам обратилась Народный учитель РФ Татьяна Алексеевна Игошина.

В процессе профессионального становления педагога огромная роль принадлежит наставникам – опытным коллегам, которые, зная все тонкости учительской профессии, помогают молодым освоить одну из самых сложных профессий. В знак уважения и признательности им были преподнесены цветы. Торжественную часть открытия Форума украсили выступления победителей конкурса «Грани Таланта» и детских коллективов городского Дворца детского и юношеского творчества.

В старейшей школе № 1 им. Н.К. Крупской состоялась работа 8 методических площадок, на которых 50 молодых педагогов из 32 образовательных организаций города презентовали свои первые методические идеи. Руководители площадок и эксперты отметили интересные идеи и находки, новизну и оригинальность, хорошее знание предмета, использование современных педагогических технологий многих участников конкурса.

Двадцать методических разработок были опубликованы в сборнике печатных работ участников конкурса методических идей в рамках Форума «Формула успеха». За лучшие работы молодые педагоги из школ № 90, 66, 64, детских садов № 32, 198 объединения «Детство» награждены ценными подарками городского комитета Профсоюза.

На пяти круглых столах состоялось заинтересованное обсуждение вопросов, волнующих молодых педагогов, с участием руководителей и наставников. Особый интерес среди молодых педагогов вызвала работа круглого стола «Час общения» с начальником управления образования.

Один из спонсоров Форума — МДМ Банк — вручил свои призы наиболее отличившимся участникам конкурса методических идей.

Победителями Форума молодых педагогов «Формула успеха» стали А.Р. Какиева — учитель географии МАОУ СОШ № 9, К.С. Чиглинцева — воспитатель МАДОУ «Детство», д/с № 143, О.Е. Артюхина — учитель начальных классов МБОУ СОШ № 50, А.А. Автюхова — учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 64, Ю.В. Кондратьева — учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 90, О.М. Волкова — учитель истории МБОУ СОШ № 7, М.О. Кузина — педагог дополнительного образования МБУ ДО ГДДЮТ, О.В. Южанинова — учитель математики, МБОУ Политехническая гимназия. Они были награждены грамотами управления образования и городской организации Профсоюза и ценными подарками — телевизорами от городской организации Профсоюза.

Форум стал для многих молодых педагогов своеобразным стартом в педагогическую профессию и ярким событием в жизни городской профсоюзной организации.

А формула успеха у каждого педагога, несомненно, будет своя, но обязательные ее составляющее – любовь к детям и своей профессии.

Конечно, мы приложили большие усилия, чтобы Форум состоялся, запомнился, стал еще одной хорошей традицией нашей организации. Пока мы еще в начале большого пути, чтобы добиться такого уровня понимания важности и взаимодействия всех заинтересованных сторон в повышении профессиональной компетентности педагогов, как у самарских коллег, нам предстоит еще много работать. Но мы постараемся.