Гарант жилищный кодекс

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 июня 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие введение общественного жилищного контроля, направленного на обеспечение прав и законных интересов граждан, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом уточняются нормы, касающиеся осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

В соответствии с Федеральным законом в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» вносятся изменения, уточняющие объём бюджетных ассигнований федерального бюджета, предназначенных для реализации мер социальной поддержки граждан, пострадавших от воздействия радиации, а также ветеранов и инвалидов при внесении ими платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносятся изменения, уточняющие понятие аварийного жилищного фонда, перечень условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, некоторые аспекты реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, порядка распределения средств Фонда между субъектами Российской Федерации и порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда.

Федеральным законом также устанавливаются особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, и особенности предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

04.09.2018 (636)

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля

Предметом проверок в рамках муниципального жилищного контроля является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами согласно нижеуказанному перечню вопросов.

1. Обязательные требования к жилым помещениям, их использованию и содержанию установлены следующими нормативными правовыми актами (далее – НПА):

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58136/

2. Обязательные требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ )

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144804/ )

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146557/ )

Приказ Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» (http://base.garant.ru/2324599/ )

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» http://base.garant.ru/12132859/

3. Обязательные требования к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (http://base.garant.ru/12144695/ )

4. Обязательные требования к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (http://base.garant.ru/12144695/)

5. Обязательные требования к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ )

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144804/ )

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146557/)

Приказ Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» (http://base.garant.ru/2324599/)

Приказ Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220600/ )

6. Обязательные требования к управлению многоквартирными домами установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (http://base.garant.ru/70379374/ )

Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (http://base.garant.ru/12144905/ )

Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (http://base.garant.ru/12179104/ )

7. Обязательные требования к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ )

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144804/ )

Приказ Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220600/)

8. Обязательные требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ )

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144804/ )

9. Обязательные требования к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ )

10. Обязательные требования к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ )

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/ )

Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (http://base.garant.ru/70139750/ )

11. Обязательные требования к созданию и деятельности советов многоквартирных домов установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/)

12. Обязательные требования к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/)

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/)

Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190 «О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии» (http://base.garant.ru/70795860/ )

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (http://base.garant.ru/12147362/ )

Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (http://base.garant.ru/70167708/ )

Приказ Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от от 3 июля 2012 года N 44 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии, используемой населением, при отсутствии приборов учета» (http://docs.cntd.ru/document/908020552 ).

13. Обязательные требования к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/)

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ )

Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (http://base.garant.ru/12161093/ )

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ )

Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (http://base.garant.ru/12182261/ )

Приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (http://docs.cntd.ru/document/420369798 )

Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (http://base.garant.ru/70167708/ )

Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (http://base.garant.ru/12176930/ )

Постановление Администрации Курской области от 08.04.2011 № 123-па «Об утверждении Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (http://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=7824 )

14. Обязательные требования к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены следующими НПА:

Жилищный кодекс Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/)

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ )

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/)

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144804/ )

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146557/)

Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом.
БК РФ введен в действие с 1 января 2000 г.

Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 г.
В новом кодексе преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений. Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора.
Трудовой кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Первая часть налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г. Она устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.
Вторая часть налогового кодекса введена в действие с 1 января 2001 г. Она содержит положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах.

Систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующий договорные и иные обстоятельства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях — также государства и муниципальных образований).

Гражданский кодекс регулирует в т.ч. отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
Гражданский кодекс является основным источником гражданского права. В силу его исключительной важности, Гражданский кодекс иногда называют «экономической конституцией» страны.

Уголовный кодекс РФ принят взамен кодекса РСФСР 1960 г.
Кодекс является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории России.
Уголовный кодекс введен в действие с 1 января 1997 г.

Семейный кодекс РФ пришел на смену Кодексу о браке и семье РСФСР.
В СК РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Семейный кодекс введен в действие с 1 марта 1996 г.

Закреплены правовые основы лесных отношений.
Установлено, что лесное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесной кодекс введен в действие с 1 января 2007 г.

Закреплены правовые основы использования и охраны водных объектов (далее — водные отношения).
Установлено, что водное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Они регулируют водные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством (в той мере, в какой они не урегулированы кодексом).
Определены основные принципы водного законодательства.
Водный кодекс введен в действие с 1 января 2007 г.

Жилищный кодекс РФ заменил действовавший более 20 лет Жилищный кодекс РСФСР.
Правовое регулирование зависит от вида жилищного фонда.
Жилищный кодекс введен в действие с 1 марта 2005 г.

Новый Градостроительный кодекс РФ принят взамен кодекса 1998 г.
Градостроительная деятельность включает в себя территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территорий, архитектурно-строительное проектирование. Сюда также входят строительство, капремонт и реконструкция объектов капстроительства.
Определяются основные понятия, принципы законодательства, полномочия органов в области градостроительной деятельности.
Устанавливается ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс РФ введен в действие со дня его официального опубликования.

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) пришел на смену кодексу 1964 г. В новом ГПК РФ наиболее четко отражены современные аспекты экономической, политической и общественной жизни, систематизированы нормы гражданского процессуального права.
Кодекс введен в действие с 1 февраля 2003 г.

Новым Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) заменяется АПК РФ, действовавший с 1995 г.

В АПК РФ заложены основы судопроизводства в арбитражных судах. Здесь рассматриваются дела, касающиеся предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения АПК РФ посвящены общим принципам и задачам судопроизводства, рассмотрению отдельных категорий дел, пересмотру и исполнению судебных актов. Определена подсудность дел арбитражным судам. Установлен состав участвующих лиц.
Закреплены примирительные процедуры. Отдельная глава посвящена корпоративным спорам. Предусмотрена процедура упрощенного производства. Определены особенности рассмотрения дел, в которых участвуют иностранные лица.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ введен в действие с 1 сентября 2002 г.

КоАП РФ — это свод правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности.
Закреплены общие положения, группы административных правонарушений (АП), определены органы, которые могут рассматривать дела о них. Отдельные разделы посвящены производству по делам об АП, исполнению и пересмотру решений.
Общими положениями устанавливаются задачи законодательства об АП, определяются понятия правонарушения, административной ответственности и наказания. Закреплены принцип равенства перед законом, презумпция невиновности.
КоАП РФ предусматривает ответственность за правонарушения в различных сферах. В их числе — электроэнергетика, окружающая среда, здравоохранение, строительство, транспорт, связь и информация, предпринимательская деятельность, таможенное дело, безопасность дорожного движения.
КоАП РФ введен в действие с 1 июля 2002 г.

С 1 июля 2002 г. действует Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ). Он заменил собой УПК РСФСР. Это основной источник, регулирующий порядок привлечения к уголовной ответственности.
Раскрыты общие положения, определен порядок досудебного и судебного производств. Конкретизированы нормы о возбуждении уголовного дела, предварительном расследовании. Определены основы международного сотрудничества, порядок оформления процессуальных документов. Отдельные разделы посвящены пересмотру и исполнению судебных актов. Закреплены примирительные процедуры. Предусмотрено уголовное преследование. В УПК РФ конкретизируется ряд статей Конституции РФ. Отдельный раздел посвящен доказательствам.

Закреплены правовые основы использования и охраны земель.
Установлено, что земельное законодательство состоит из кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.
Земельный кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ — свод правил, регулирующих отношения между транспортными организациями, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях России.
Положения Кодекса посвящены следующим вопросам: содержание и использование внутренних водных путей; госрегистрация судов и прав на них; экипаж судна; организация грузовых, пассажирских и почтовых перевозок; провозная плата; аренда судов; спасание людей, судов и иного имущества; ответственность при перевозках и др. Отдельная глава содержит нормы о безопасности судоходства. Урегулирована деятельность порта. Четко регламентированы правоотношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями. Установлен порядок предъявления и рассмотрения претензий. Определены специальные сроки исковой давности.
Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) разработан для того, чтобы урегулировать отношения в соответствующей сфере. Определены сфера применения Кодекса, основные понятия, задачи госконтроля и надзора за торговым мореплаванием. Определены требования к экипажу, в том числе к капитану. Урегулированы трудовые отношения на судне. Установлена ответственность за ущерб, причиненный собственником судна, в том числе в связи с перевозкой опасных и вредных веществ.
Отдельные главы посвящены морским протестам, претензиям и искам. Определен порядок их предъявления.
КТМ РФ введен в действие с 1 мая 1999 г.

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 202-КГ17-2 Требование: О признании незаконным решения должностного лица о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении. Обстоятельства: Оспариваемым решением заявитель был снят с жилищного учета в связи с отсутствием оснований для постановки на жилищный учет и неистечением на момент увольнения с военной службы пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения жилищных условий. Решение: Требование удовлетворено, поскольку на каждого из членов семьи собственника жилого помещения приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 303-ЭС17-6037 по делу N А73-7516/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из установленного факта поставки энергоресурса, обязанности ответчика как лица, представляющего собственника помещения и потребителя коммунального ресурса, по его оплате и отсутствия доказательств данной оплаты.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 210, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 153, частью 11 статьи 155, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 302-ЭС17-5654 по делу N А78-3677/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что установлены факт установки истцом за свой счет приборов учета электрической энергии в принадлежащие заявителю на праве оперативного управления жилые помещения и отсутствие со стороны ответчика, принявшего результат работ, действий по их оплате.

В своих выводах суды руководствовались статьями 210, 214, 296, 299, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», частью 5 статьи 13 Федерального закона 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 3 статьи 5 Закона РСФСР 24.12.1992 N 3119-1 «О собственности в РСФСР», статьей 93 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), статьей 1 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75, пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пункта 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, а также постановлениями Правительства Российской Федерации» от 21.05.2005 N 315 и от 06.05.2011 N 354.

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 302-КГ17-6361 по делу N А19-5507/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным предписания органа жилищного надзора. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как муниципальный орган, являющийся собственником спорного жилого дома, нес ответственность за содержание данного имущества.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что администрация, являющаяся собственником спорного жилого дома, ответственна за содержание данного имущества.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 85-КГ17-19 Требование: О признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении. Обстоятельства: Истица указывает, что ответчик зарегистрирован и продолжает проживать в жилом доме, принадлежащем истице по условиям брачного контракта, при этом создает невыносимые условия для проживания, соглашения о порядке проживания, пользования жилым домом между сторонами не достигнуто, ответчик, перестав быть членом ее семьи, утратил право на проживание. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку мотивы заключения брачного договора правового значения для разрешения возникшего спора не имеют.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Определение Верховного Суда РФ от 02.05.2017 N 307-ЭС17-3676 по делу N А56-24927/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности, пеней. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, установив отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате взыскиваемых за спорный период услуг, проверив правильность расчета взыскиваемой истцом суммы задолженности, пеней, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, установив отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащие исполнение обществом «Роспромстрой» обязательств по оплате взыскиваемых за спорный период услуг, проверив правильность расчета взыскиваемой истцом суммы задолженности, пеней, руководствуясь положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 210, 290, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 44, 135, 137, 145, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 309-ЭС17-3347 по делу N А50-467/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в связи с передачей спорных жилых помещений нанимателям обязанность по внесению платы за содержание общего имущества дома и оплате коммунальных услуг по спорным помещениям у ответчика как у собственника данного имущества отсутствует.

Разрешая спор, суды руководствовались статьей 10, частью 2 статьи 30, пунктом 5 части 3 статьи 67, частью 2 статьи 153, частями 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывали правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 608-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Балашовой Таисии Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 209, статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации»

части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 59-КГ16-31 Требование: О признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в порядке универсального правопреемства является собственником здания, а также на то, что ответчики были неоднократно предупреждены о необходимости освобождения занимаемого ими жилого помещения, однако этого ими сделано не было. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что ответчики были вселены в спорное жилое помещение, не относившееся ни к государственной, ни к муниципальной собственности, а находившееся в частной собственности третьего лица.

Из содержания ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и данным кодексом.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 304-ЭС17-733 по делу N А67-5691/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, установив факт проживания в квартирах жилого дома граждан и потребления ими коммунальных услуг, отсутствие доказательств наличия в жилом доме пустующих (свободных от проживания граждан) помещений, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости коммунальных услуг.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 30, 67, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив факт проживания в квартирах жилого дома граждан и потребления ими коммунальных услуг, отсутствие доказательств наличия в жилом доме пустующих (свободных от проживания граждан) помещений, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости коммунальных услуг.