ФЗ об окружающей среде 2016

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ) с 1 января 2019 года вводится новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам НВОС, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий.

Пунктом 16 статьи 1 Закона № 219-ФЗ установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения (КЭР) юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение КЭР, направляемой в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, определена необходимость направления юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 219-ФЗ юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

— Реклама —

Также пунктом 6 статьи 5 Закона № 219-ФЗ установлено, что для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение КЭР и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вместе с этим в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 статьи 1 Закона № 219-ФЗ юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Переходные положения по срокам получения КЭР установлены пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Необходимо отметить, что подпунктом «в» пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29 июня 2009 года согласно части 2 статьи 49 Закона № 309-ФЗ и фактически с 29 сентября 2009 года и по 1 января 2019 года хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.

Согласно Постановлению № 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, по обезвреживанию и размещению отходов I-III классов опасности, по захоронению отходов IV-V классов опасности мощностью более 20 тыс. тонн в год, и в силу положений Закона № 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР.

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Учитывая, что с 1 января 2019 года статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов НВОС, отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратится в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 1 января 2019 года и до дня получения КЭР.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Какие в России есть законы об экологии?

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Скачать закон об экологической безопасности РФ

Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.

Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В частности изменения вносятся в статью 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая будет дополнена новыми определениями: «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

Так, под накопленным вредом окружающей среде будет пониматься вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме, а объектами накопленного вреда окружающей среде будут являться территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Кроме того, в Федеральный закон от 10.01.2002 N№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новая глава XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая определяет порядок инвентаризации, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде.
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

При этом если выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, то учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС), который ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Новыми положениями определен порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Указывается, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в ГРОНВОС.

При этом организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В случаях, установленных Правительством РФ, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством РФ (в настоящее время не принят).

Раздел I. Общие положения
Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду
Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды
Раздел V. Государственная экологическая экспертиза
Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности
Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации
Раздел IX. Особо охраняемые природные территории и объекты
Раздел X. Экологический контроль
Раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования
Раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
Раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения
Раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
Раздел XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
и его совершенствование

Муканова Диана Кенжебековна

Ведущий специалист отдела разработки нормативных документов

департамента международного сотрудничества и экологических нормативов

Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан

Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из более 10 законодательных и 200 подзаконных нормативных правовых актов.

Это законы Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный, Лесной и Водный кодексы, «О радиационной безопасности», указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «О недрах и недропользовании», «О нефти».

Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка.

В законодательстве об охране окружающей среды отражены такие конституционные принципы, как охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, обязанность граждан Республики Казахстан по сохранению природы и бережному отношению к природным богатствам, право граждан на охрану здоровья.

Основополагающим законом в области охраны окружающей среды является Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», принятый 15 июля 1997 года. Данный нормативный правовой акт определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

В данном законе определены права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, компетенция государственных органов и органов местного управления. Отражены вопросы осуществления природопользования, лицензирования в области охраны окружающей среды, организации и ведения мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, экологическое нормирование, стандартизация и сертификация в области охраны окружающей среды, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, экологическая экспертиза, информация и государственная статистика в области охраны окружающей среды, экологический аудит, экологическое воспитание и просвещение, контроль в области охраны окружающей среды, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Статьей 2 данного закона определено, что в случае противоречия, возникающего между данным законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий закон соответствующих изменений.

Таким образом, в данном законодательном акте закреплена приоритетность экологических норм.

Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе», принятый 18 марта 1997 года, регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха», принятый в 11 марта 2002 года, определяет правовые, экономические и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен здоровью и генетическому фонду человека, окружающей среде стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, данным законом устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям законодательством Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха.

Законом также установлено запрещение осуществления выбросов в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», принятый 15 июля 1997 года, регулирует общественные отношения с целью охраны и восстановления государственного природно-заповедного фонда, организации и рационального использования особо охраняемых природных территорий, укрепления в этой сфере законности.

Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», принятый 21 октября 2003 года, регулирует общественные отношений в области охраны, воспроизводства и использовании диких животных в целях обеспечения условий их существования в состоянии естественной свободы, сохранения видового многообразия и целостности естественных сообществ, а также укрепление законности в этой области.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О недрах и недропользовании» призван урегулировать отношения в сфере проведения операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны недр Республики Казахстан, защиты интересов недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности области отношений по недропользованию.

В 2003 году приняты Земельный, Лесной и Водный кодексы.

Земельное законодательство базируется на принципах охраны и рационального использования земель и обеспечения экологической безопасности. Осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вред земле как природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и законным интересам других лиц.

Лесной кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования. При этом регулирование лесных правоотношений должно осуществляться исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.

В лесном кодексе заложены экологические требования к осуществлению прав и обязанностей лесопользователей по ведению лесного хозяйства, как ведение работ экологически приемлемыми способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса и др.

Целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды. При этом отношения, возникающие при обеспечении экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности водных объектов и предотвращении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные водные экологические системы, также регулируются законодательством Республики Казахстан об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Принципами государственного управления в области использования и охраны водного фонда являются устойчивое водопользование — сочетания бережного, рационального и комплексного использования и охраны вод, создания оптимальных условий водопользования, сохранения экологической устойчивости окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности населения, планирование и соблюдение экологических требований и ограничений.

При этом работы по строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации, ликвидации предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются при наличии положительного заключения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

В целях реализации указанных кодексов государственными органами разработаны соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.

Изменение экономической ситуации, принятие стратегических документов социально-экономического развития, активное участие Казахстана в международном сотрудничестве и необходимость сближения с международными стандартами ставят перед нами задачу глубокого анализа существующей системы охраны окружающей среды, концептуального пересмотра приоритетов экологической политики и задач обеспечения экологической безопасности в современной экономической и политической ситуации, т.е. переработки Концепции экологической безопасности.

В связи с чем Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241 одобрена Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы (далее — Концепция экологической безопасности). Согласно Концепции экологической безопасности в области совершенствования экологического законодательства Республики Казахстан приоритетным является курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов.

Это вторая Концепция экологической безопасности, первая была принята в 1996 году, но она имела краткосрочный характер.

Так, Концепцией экологической безопасности предусмотрена законотворческая деятельность Министерства по разработке следующих законопроектов:

проект Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе» по вопросам проведения общественной экологической экспертизы;

проект закона Республики Казахстан «Об экологическом аудите»;

проект закона Республики Казахстан «Об обязательном экологическом страховании»;

проект закона Республики Казахстан «Об отходах производства и потребления»;

Кодекс об охране окружающей среды.

Концепцией также рассмотрен вопрос систематизации законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Выявлено, что развитость и разветвленность законодательства Республики Казахстан порождают и определенные трудности в его использовании. Большинство экологических законов связано между собой, и изменение одного требует изменения других, что наряду со значительными трудозатратами нередко нарушает общую систему экологического законодательства Республики Казахстан, порождает противоречия между законами и подзаконными актами. Кроме того, для реализации указанных законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов.

В этой связи дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан необходимо направить не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности.

Во исполнение положений Концепции экологической безопасности принят План мероприятий на 2004-2006 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года № 131.

Концепция предлагает три основных стратегических направления действий по обеспечению экологической безопасности страны. Это экологизация экономики, экологизация общества И экологизация национального законодательства.

Экологизация экономики подразумевает внедрение экономических инструментов для интеграции экологического фактора во все отрасли экономики.

Это означает, что при разработке любых программ развития промышленности и сельского хозяйства, схем размещения производительных сил, градостроительных и других масштабных проектов в обязательном порядке должны рассматриваться вопросы оценки их воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Выполнение всех мероприятий по экологизации экономики будет способствовать сокращению в ее структуре доли предприятий, эксплуатирующих только природные ресурсы, и в то же время увеличению доли перерабатывающих предприятий, развитию наукоемких, ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств.

Ни одно правительство, ни одно министерство в одиночку не способно в полной мере обеспечить экологическую безопасность государства. Только экологизация всего общества может поднять решение экологических проблем на должный уровень. Охрана окружающей среды должна стать обязанностью каждого гражданина республики.

Таким образом, суть экологизации общества или социальной экологии заключается с одной стороны в таком принципе как — «Экология для человека» и с другой стороны — «Повышение ответственности человека за чистоту природы».

Третий приоритет рассматриваемой Концепции — экологизация законодательства призван привести в действие нормативно-правовые механизмы реализации первых двух направлений действий для достижения экологической безопасности страны — экологизации экономики и экологизации общества.

Экологизация законодательства — это внедрение экологических норм во все другие законодательные отрасли.

Она должна решить следующие задачи:

сближение национального законодательства по охране окружающей среды с законодательством Европейского Союза и другими международными нормами;

устранение противоречий и объединение в одну систему природно-ресурсного и природоохранного законодательства.

совершенствование механизмов охраны окружающей среды, разрешительной системы, экологической экспертизы, мониторинга, контроля и аудита;

реформирование экологического нормирования с законодательным утверждением экологических нормативов;

Кроме того, Концепция предусматривает значительное расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Предполагается, что оно будет осуществляться в следующих направлениях:

— продолжение присоединения Республики Казахстан к соответствующим международным конвенциям и принятие практических мер по их реализации;

— разработка согласованной политики, общих подходов, единых методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды и антропогенных воздействий на нее с обеспечением сопоставимости данных в межгосударственном и международном масштабе:

— проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, создание и функционирование межгосударственной (международной) экологической информационной системы;

— привлечение зарубежных и международных организаций,

фирм, отдельных специалистов к разработке и внедрению передовых экологически чистых технологий, как в сфере производства, так и непосредственно в природоохранной деятельности;

— широкое использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;

— максимальное привлечение финансовых средств стран-доноров и международных организаций (ГЭФ, МФСА, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ) на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития государства;

создание Национальной комиссии по устойчивому развитию при Президенте Республики Казахстан.

Кроме того, законодательством Республика Казахстан в области охраны окружающей среды являются международные договоры в области охраны окружающей среды, ратифицированные Республикой Казахстан (19)

Это:

1.Конвенция всемирной метеорологической организации (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о присоединении к Конвенции от 18 декабря 1992 года);

2.Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Закон Республики Казахстан о ратификации от 29 июля 1994 года)

3.Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1961 г.;

4.Конвенция по безопасности живых организмов в море;

5.Конвенция по биоразнообразию (Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 г. № 918);

6.Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (Указ Президента Республики Казахстан от 4 мая 1995 г. № 2260);

7.Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (Закон Республики Казахстан о ратификации от 7 июля 1997 года);

8.Венская конвенция об охране озонового слоя (Закон Республики Казахстан от 30 октября 1997 г. № 177-I);

9.Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Закон Республики Казахстан о присоединении от 7 мая 2001 года);

10.Договор к Энергетической хартии и Протокол к Энергетической хартиии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологически аспектам (Указ Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 г. № 2537);

11.Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под грозой исчезновения (Закон Республики Казахстан о присоединении от 6 апреля 1999 года);

12.Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного воздействия использования средств воздействия на природную среду (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о ратификации от 20 февраля 1995 года);

13.Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 92-II ЗРК);

14.Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Закон Республики Казахстан от 21 октября 2000 года № 86-II ЗРК);

15.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 89-II);

16.Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Закон Республики Казахстан о присоединении от 23 октября 2000 года);

17.Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 94-II);

18.Стокгольмская конвенция об органически стойких загрязнителях (Постановление Правительства Республики Казахстан о подписании от 18 мая 2001 года);

19.Базельская конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 389).

Подзаконными нормативными правовыми актами регулируются вопросы:

— выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды;

— осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

— специальных экологических требований в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря;

— организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; и др.

Министерством постоянно проводится работа по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды.

В реализацию законодательства по охране водных, земельных, лесных ресурсов, растительного и животного мира необходима разработка новых законодательных норм, направленные не только на развитие хозяйственного использования, но и на охрану и воспроизводство природных ресурсов. В законодательстве о недрах и недропользовании должны быть предусмотрены меры по ликвидации негативных последствий деятельности предприятий по добыче полезных ископаемых.

Внедрение и системное развитие всех методов управления, регулирования и стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования, естественно, требуют значительной научной, правовой, экономической проработки.

После рассмотрения в Правительстве проекта закона «Об обязательном экологическом страховании», решено доработать его в части обоснования минимальных размеров страховых взносов и, согласно плану законопроектных работ, он должен быть внесен в Парламент в 2004 году.

Однако, осуществление обязательного экологического страхования предприятий, организаций, производств и веществ, представляющих потенциальную опасность для окружающей среды (учитывая практику, в том числе и международную) не представляется возможным без экологического аудита. В этих целях предусматривается разработка законопроекта «Об экологическом аудите». Данный законопроект устанавливает порядок и условия экологической аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, проведения экологического аудита, права и обязанности, ответственность экологических аудиторов и аудиторских организаций.

Для правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления согласно Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2003 год проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» по вопросам отходов производства и потребления» внесен в Парламент Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 2003 года № 1152.

Настоящий законопроект призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, здоровье и жизнь человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

В целях четкого разграничения компетенции центральных исполнительных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в связи с принятием Указа Президента от 28 августа 2002 г. № 931 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны окружающей среды».

Как видно, предстоит огромная работа по созданию практически новой системы экологического законодательства, но думается, что совместными усилиями государственных органов и общественности она будет успешно реализовываться.