ФЗ о защите инвалидов

не действует Редакция от 24.11.1995 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 181-ФЗ
Дата принятия 02.12.1995
Дата редакции 24.11.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Российская газета», N 234, 02.12.95;
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 48, ст. 4563
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью

Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей — инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети — инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». (В редакции федеральных законов от 17.07.1999 № 172-ФЗ; от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (Часть введена — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Статья 31. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. (Статья введена — Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 116-ФЗ)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

7) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

8) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

12) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

121) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (Пункт введен — Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (В редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 110-ФЗ)

17) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

18) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом; (Пункт введен — Федеральный закон от 17.07.1999 № 172-ФЗ)

21) определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 168-ФЗ)

22) подготовка докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

23) иные установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочия. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов;

101) содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

11) направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Статья 51. Федеральный реестр инвалидов

Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) сведения о гражданстве;

6) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);

7) данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет);

8) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

9) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

10) сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учебного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии);

11) место работы и занимаемая должность (при наличии);

12) сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты);

13) сведения о законном представителе (при наличии);

14) сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ;

15) сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

16) размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

17) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж;

18) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.

Представление указанных сведений осуществляется безвозмездно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов. (Часть введена — Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

Информация о предоставлении мер социальной защиты в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае ее отсутствия в федеральном реестре инвалидов размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (Часть введена — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. Медико-социальная экспертиза

Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы

В основные положения входят:

В соответствии со статьёй 1. ФЗ. № 181 «о социальной защите инвалидов в Российской федерации» понятие инвалид – это ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико – социальной экспертизы.

В соответствии со статьёй 2 ФЗ № 181 » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие социальной защиты инвалида – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер.

В соответствии со статьёй 7 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие медико-социальная экспертиза – это определение потребностей инвалида в мерах социальной защиты, реабилитации, на основе оценки ограничений жизнедеятельности.

В соответствии со статьёй 9 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие реабилитации инвалидов это – медицинские, педагогические, социально – экономические, мероприятия направленные на устранение ограничений жизнедеятельности.

В соответствии статьёй 11 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида это – разработанный комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии статьёй 13 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жизнедеятельности инвалидов это –оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение которое осуществляется бесплатно или на льготных условиях.

В соответствии статьёй 14 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Выпуск периодической, научной, учебно – методической, справочно – информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно – точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии статьёй 15 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов создаются все условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры

В соответствии статьёй 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды обеспечиваются жилой площадью. Имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии статьёй 19 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует создания необходимых условий для получения образования. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения образования, создаются общие и профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

В соответствии статьёй 20 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются гарантии трудовой занятости. Создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии статьёй 27 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты)

Проект «Центр защиты прав инвалидов” реализует Фонд «Без Барьеров” https://barrier-free.ru при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, гранда Мэра, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы/
Адрес: Варшавское шоссе д.76, корп.2 (по предварительной записи)
Телефон для связи: 8(985)448-8-448

24 ноября 1995 года N 181-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Статья 5.1. Федеральный реестр инвалидов

Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

Глава II. Медико-социальная экспертиза

Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы

Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Глава III. Реабилитация и абилитация инвалидов

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида

Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов

Статья 12. Утратила силу

Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг

Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

Статья 18. Утратила силу

Статья 19. Образование инвалидов

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Статья 23. Условия труда инвалидов

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

Статья 25-26. Утратили силу

Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

Статья 29-30. Утратили силу

Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

Глава V. Общественные объединения инвалидов

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Статья 34. Утратила силу

Глава VI. Заключительные положения

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Главная → Статьи → Предоставление преимущества по 44-ФЗ

Можно ли в рамках проведения одного электронного аукциона одновременно предоставить преимущества следующим категориям субъектов: организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям?

Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее – контрагенты), за исключением случая закупки у единственного контрагента, обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (далее – ОИ) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. В настоящее время действуют соответствующий перечень (далее – Перечень) и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341.

Следует учитывать, что нельзя предоставить преимущество для ОИ в том случае, если объектом одной закупки выступают как включенные в Перечень, так и не включенные в него товары, работы, услуги (п. 2 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616).

Ограничения круга участников закупки Правилами не предполагается. Равным образом не предполагается и какого-либо преимущественного права доступа ОИ к закупкам или преимуществ при оценке заявок либо при предложении ими цены.

В соответствии с п.п. 4-6 Правил преимущество предоставляется лишь в том случае, если организация инвалидов становится победителем соответствующей процедуры определения контрагента либо если с ней заключается контракт вследствие уклонения от заключения контракта победителя процедуры (если заявке ОИ присвоен второй номер или если ОИ предложила такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого – следующее после предложения победителя аукциона, запроса котировок). В этом случае контракт заключается по цене, предложенной ОИ, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, под ОИ в целях этого Закона понимаются следующие организации:
– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
– организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и отвечающие следующим признакам:
– среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%;
– доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Преимущества субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНО) согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заключаются в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых закупок (в том числе в форме электронных аукционов) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Достижение такой доли может быть достигнуто двумя способами:
– проведение конкурентными способами закупок, участниками которых могут быть только СМП и СОНО (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Такое условие проведения закупки следует рассматривать как преимущество для СМП и СОНО и одновременно как ограничение для других участников (смотрите также ответ на вопрос 42 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889, письмо Минэкономразвития РФ от 03.10.2016 № Д28и-2584);
– осуществления закупок без ограничения круга участников, но с установлением в извещении о проведении закупки и в контракте условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, установленном в виде процента от цены контракта (п. 2 ч. 1, ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ под СОНО в данном Законе понимаются некоммерческие организации (за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ).

Специальных указаний относительно СМП нормы Закона № 44-ФЗ не содержат, поэтому следует исходить из того, что это субъекты, соответствующие признакам, данным в ч.ч. 1, 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ).

При предоставлении преимущества СМП, СОНО первым способом необходимо учитывать, что, во-первых, согласно части шестой ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон № 181-ФЗ) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Законом № 7-ФЗ в части СОНО. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть вторая ст. 33 Закона № 181-ФЗ). Безусловно, они осуществляют вид деятельности, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 7-ФЗ. Соответственно, любые общественные организации инвалидов являются СОНО.

Во-вторых, согласно части седьмой ст. 33 Закона № 181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%, распространяется действие Закона № 209-ФЗ при соответствии их требованиям, установленным данным Законом, за исключением п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Обратим внимание, что признаки отнесения созданных общественными объединениями инвалидов организаций, указанные в самом Законе № 181-ФЗ к СМП, совпадают с признаками ОИ, которым предоставляются преимущества в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Что касается прочих признаков, то полагаем, что в вышеприведенной норме допущена ошибка юридической техники – ее текст не приведен в соответствие с изменениями в Законе № 209-ФЗ и в ней имеется в виду п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, ставящей статус СМП в зависимость от доли в уставном капитале СМП, в том числе, общественных организаций (объединений).

Соответственно, вышеуказанные ОИ могут быть отнесены к СМП при условии соответствия требованиям ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ:
– среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
– доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн. рублей (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

При этом ни одна норма закона или подзаконного акта не ставит применение преимуществ СМП и СОНО и ОИ в зависимость друг от друга.

Таким образом, заказчик при проведении закупки исключительно среди СМП и СОНО не только вправе, но и в силу ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ обязан одновременно предоставить преимущество, установленное для ОИ, при совпадении следующих условий:
– осуществляется закупка исключительно товаров, работ или услуг, включенных в Перечень;
– в закупке участвует ОИ, обладающая признаками, необходимыми для получения преимущества, и являющаяся одновременно СОНО или СМП;
– такая ОИ становится победителем соответствующей процедуры либо контракт должен быть заключен с ней ввиду уклонения победителя от заключения контракта.

Косвенное подтверждение данного вывода можно найти в постановлении Управления ФАС по Республике Карачаево-Черкессия от 17.06.2016 № 3-192/16, в котором рассматривается закупка, проводимая среди СМП и СОНО, в документации о которой заказчик установил преимущество для ОИ. Антимонопольный орган указал на некорректность в формулировании условий предоставления данного преимущества, но не на невозможность его предоставления в данном случае.

Тем более свободно любая ОИ может участвовать в закупке, в извещении о которой установлено условие, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и победить в ней, что также дает право на получение преимущества, но не снимает обязанности по привлечению к исполнению контракта СМП и СОНО.

Ответ подготовил: Серков Аркадий, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >>