ФЗ о наукоградах

Содержание

О статусе наукограда Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О статусе наукограда Российской Федерации

(с изменениями на 20 апреля 2015 года)

Принят
Государственной Думой
18 декабря 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
27 января 1999 года

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
наукоград Российской Федерации (далее — наукоград) — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда и функционирование его научно-производственного комплекса, но не входящих в этот комплекс.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2_1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда

1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории этого муниципального образования.

2. В муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, разрабатываются и утверждаются стратегия социально-экономического развития муниципального образования, которая подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должна включать в себя раздел, который содержит, в частности:

1) характеристику научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда;

2) способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования.

4. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, включает в себя мероприятия, способствующие:

1) развитию научно-производственного комплекса наукограда, в том числе малых и средних предприятий;

2) реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

3) сохранению и развитию инфраструктуры наукограда.

5. В научно-производственный комплекс наукограда должны входить организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории данного муниципального образования и являющиеся:

1) научными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую, инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, образовательными организациями высшего образования;

2) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации), при условии, что доля произведенных организацией в течение календарного года высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполненных инновационных работ, оказанных инновационных услуг) в стоимостном выражении составляет не менее чем 50 процентов общего объема произведенных в течение указанного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

3) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществившими полностью или частично приготовления (в том числе проектно-изыскательские работы, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования), необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

4) хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, которые созданы в установленном федеральными законами порядке указанными в подпункте 1 настоящего пункта научными организациями и образовательными организациями высшего образования и деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

6. В научно-производственный комплекс наукограда наряду с организациями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, должны входить находящиеся на территории данного муниципального образования обособленные подразделения организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территориях других муниципальных образований, при условии, что такие обособленные подразделения соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи (далее — обособленные подразделения).

7. Соответствие организаций, обособленных подразделений требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи, подтверждается данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций.

8. Научно-производственный комплекс наукограда должен соответствовать требованиям, подтвержденным данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций:

1) среднесписочная численность работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также всех организаций, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенных на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда;

2) численность научных работников (исследователей) и лиц из числа профессорско-преподавательского состава (включая лиц, работающих по совместительству) организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда на конец отчетного периода составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда;

3) общий объем произведенных организациями и обособленными подразделениями научно-производственного комплекса наукограда товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства, необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в стоимостном выражении составляют не менее 50 процентов общего объема произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), под которыми понимаются такие товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) всеми индивидуальными предпринимателями, а также всеми организациями, осуществляющими производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенными на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда, сохранение и прекращение такого статуса

1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации на пятнадцатилетний срок, если научно-производственный комплекс данного муниципального образования соответствует требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2_1 настоящего Федерального закона, при условии наличия стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации, согласованных в соответствии с пунктом 2 статьи 2_1 настоящего Федерального закона.

2. По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, статус наукограда может быть сохранен Правительством Российской Федерации на следующий пятнадцатилетний срок.

3. Ежегодно уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг осуществления мероприятий, включенных в планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, имеющих статус наукограда, а также показателей деятельности организаций и обособленных подразделений научно-производственных комплексов наукоградов.

4. Статус наукограда может быть досрочно прекращен, если при проведении мониторинга, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в течение трех последовательных календарных лет выявлено несоответствие показателей научно-производственного комплекса наукограда требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2_1 настоящего Федерального закона, при этом результаты, определенные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, не достигнуты. Досрочное прекращение статуса наукограда осуществляется Правительством Российской Федерации по мотивированному ходатайству уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда, о досрочном прекращении такого статуса, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения или сохранения статуса наукограда.

5. В случае досрочного прекращения статуса наукограда или в случае отказа в сохранении статуса наукограда городскому поселению, имевшему статус наукограда, сохраняется статус городского округа.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 4. Сохранение форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Статья 5. Основания и порядок досрочного прекращения статуса наукограда

(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 6. Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса

(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 7. Финансирование наукограда

(статья утратила силу с 1 января 2005 года —
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. —

См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Государственная поддержка наукограда

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются муниципальные образования, имеющие статус наукограда, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для предоставления их соответствующим местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

2. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не учитываются при распределении других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 2_1 настоящего Федерального закона.

4. Часть общего объема указанных в пункте 1 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, направляемая на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 2_1 настоящего Федерального закона, распределяется по результатам конкурсного отбора. Объем таких средств и порядок проведения конкурсного отбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 8_1. Права органов местного самоуправления при реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда

1. На территории наукограда органы местного самоуправления реализуют мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, в том числе путем:

1) строительства (создания) и содержания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

2) использования находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

3) участия в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается.

2. В целях координации исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, обеспечения прозрачности процедур его реализации органы местного самоуправления вправе создать научно-технический совет наукограда.

3. Порядок создания, функции и полномочия научно-технического совета наукограда определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ)

Статья 9. Граница наукограда

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 11. Реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда

По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 12. Обеспечение социальной защиты работников организаций научно-производственного комплекса наукограда

Социальная защита высвобождаемых работников организаций научно-производственного комплекса наукограда в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда по истечении срока действия статуса наукограда либо при досрочном прекращении такого статуса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 12_1. Обеспечение медицинской помощью населения наукограда

Медицинская помощь населению наукограда, включенного в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан в медицинских учреждениях, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ)

Статья 13. Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда

Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
7 апреля 1999 года
N 70-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Принят Государственной Думой 10 апреля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года

Статья 1

1) в части 2 статьи 1:

а) подпункт «а» пункта 4 после слов «за счет» дополнить словами «средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию,»;

2) статью 8 дополнить частью 121 следующего содержания:

«121. До 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 4, подпунктом «а» пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2019 году.».

Статья 2

1) в части 3 статьи 14 во втором предложении слова «обязаны разместить» заменить словом «размещают», дополнить словами «, если такими актами не установлено иное»;

2) в статье 15:

а) пункт 1 части 2 после слов «за счет» дополнить словами «средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию,»;

3) статью 34 дополнить частью 291 следующего содержания:

«291. При осуществлении закупки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56, пунктом 2 части 2 статьи 561, пунктом 3 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.»;

4) в пункте 2 части 2 статьи 56 слова «к системам обеспечения безопасности музейных предметов» заменить словами «библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов»;

5) в пункте 2 части 2 статьи 561 слова «к системам обеспечения безопасности музейных предметов» заменить словами «библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов»;

6) в статье 93:

а) в части 1:

в пункте 5 после слов «дворец культуры,» дополнить словами «дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел», слова «четырехсот тысяч» заменить словами «шестисот тысяч», слова «пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей» заменить словами «пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей»;

в пункте 10 слова «государственных музейного, библиотечного, архивного фондов» заменить словами «Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда»;

пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;»;

в пункте 17 после слов «дворцом культуры,» дополнить словами «домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел,», после слов «поставки декораций» дополнить словами «(в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов)», после слов «создания декораций» дополнить словами «(в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов)», слова «театрального реквизита» заменить словами «театрального (концертного) реквизита, музыкальных инструментов»;

б) в части 3 цифры «15, 16,» заменить цифрами «10,13 — 17,»;

7) в пункте 1 части 4 статьи 94 цифры «1 — 9» заменить цифрами «1 — 10, 13»;

8) в пункте 7 части 2 статьи 103 слова «государственных музейного, библиотечного, архивного фондов» заменить словами «Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда», дополнить словами «, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона»;

9) статью 112 дополнить частью 422 следующего содержания:

«422.. До 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных пунктом 1 части 2, подпунктом «а» пункта 2 части 21 статьи 15 настоящего Федерального закона, в 2019 году.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

2. Положения части 291 статьи 34, пункта 2 части 2 статьи 56, пункта 2 части 2 статьи 561 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

наукоград Российской Федерации (далее — наукоград) — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда и функционирование его научно-производственного комплекса, но не входящих в этот комплекс.

Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2.1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса

1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории этого муниципального образования.

2. В муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, разрабатываются и утверждаются стратегия социально-экономического развития муниципального образования, которая подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должна включать в себя раздел, который содержит, в частности:

1) характеристику научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда;

2) способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования.

4. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, включает в себя мероприятия, способствующие:

1) развитию научно-производственного комплекса наукограда, в том числе малых и средних предприятий;

2) реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

3) сохранению и развитию инфраструктуры наукограда.

5. В научно-производственный комплекс наукограда должны входить организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории данного муниципального образования и являющиеся:

1) научными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую, инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, образовательными организациями высшего образования;

2) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации), при условии, что доля произведённых организацией в течение календарного года высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполненных инновационных работ, оказанных инновационных услуг) в стоимостном выражении составляет не менее чем 50 процентов общего объёма произведённых в течение указанного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

3) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществившими полностью или частично приготовления (в том числе проектно-изыскательские работы, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования), необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

4) хозяйственными обществами и хозяйственными партнёрствами, которые созданы в установленном федеральными законами порядке указанными в подпункте 1 настоящего пункта научными организациями и образовательными организациями высшего образования и деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

6. В научно-производственный комплекс наукограда наряду с организациями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, должны входить находящиеся на территории данного муниципального образования обособленные подразделения организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территориях других муниципальных образований, при условии, что такие обособленные подразделения соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи (далее — обособленные подразделения).

7. Соответствие организаций, обособленных подразделений требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи, подтверждается данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций.

8. Научно-производственный комплекс наукограда должен соответствовать требованиям, подтверждённым данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций:

1) среднесписочная численность работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также всех организаций, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенных на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда;

2) численность научных работников (исследователей) и лиц из числа профессорско-преподавательского состава (включая лиц, работающих по совместительству) организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда на конец отчётного периода составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда;

3) общий объём произведённых организациями и обособленными подразделениями научно-производственного комплекса наукограда товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства, необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в стоимостном выражении составляют не менее 50 процентов общего объёма произведённых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), под которыми понимаются такие товары (работы, услуги), произведённые (выполненные, оказанные) всеми индивидуальными предпринимателями, а также всеми организациями, осуществляющими производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенными на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда.

Статья 3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда, сохранение и прекращение такого статуса

1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации на пятнадцатилетний срок, если научно-производственный комплекс данного муниципального образования соответствует требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, при условии наличия стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по её реализации, согласованных в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 настоящего Федерального закона.

2. По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, статус наукограда может быть сохранён Правительством Российской Федерации на следующий пятнадцатилетний срок.

3. Ежегодно уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг осуществления мероприятий, включённых в планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, имеющих статус наукограда, а также показателей деятельности организаций и обособленных подразделений научно-производственных комплексов наукоградов.

4. Статус наукограда может быть досрочно прекращён, если при проведении мониторинга, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в течение трёх последовательных календарных лет выявлено несоответствие показателей научно-производственного комплекса наукограда требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, при этом результаты, определённые планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, не достигнуты. Досрочное прекращение статуса наукограда осуществляется Правительством Российской Федерации по мотивированному ходатайству уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда, о досрочном прекращении такого статуса, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения или сохранения статуса наукограда.

5. В случае досрочного прекращения статуса наукограда или в случае отказа в сохранении статуса наукограда городскому поселению, имевшему статус наукограда, сохраняется статус городского округа.

Статья 4. Сохранение форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются муниципальные образования, имеющие статус наукограда, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для предоставления их соответствующим местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей статьёй.

2. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не учитываются при распределении других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 2.1 настоящего Федерального закона.

4. Часть общего объёма указанных в пункте 1 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, направляемая на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, распределяется по результатам конкурсного отбора. Объём таких средств и порядок проведения конкурсного отбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. На территории наукограда органы местного самоуправления реализуют мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, в том числе путём:

1) строительства (создания) и содержания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

2) использования находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

3) участия в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается.

2. В целях координации исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, обеспечения прозрачности процедур его реализации органы местного самоуправления вправе создать научно-технический совет наукограда.

3. Порядок создания, функции и полномочия научно-технического совета наукограда определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статья 9. Граница наукограда

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определённом законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 11. Реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда

По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 12. Обеспечение социальной защиты работников организаций научно-производственного комплекса наукограда

Социальная защита высвобождаемых работников организаций научно-производственного комплекса наукограда в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда по истечении срока действия статуса наукограда либо при досрочном прекращении такого статуса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 12.1. Обеспечение медицинской помощью населения наукограда

Медицинская помощь населению наукограда, включённого в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан в медицинских учреждениях, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.

Статья 13. Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда

Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Б. Ельцин

Москва, Кремль

6 мая 1998 года N 70-ФЗ

Принят
Государственной Думой
8 апреля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1998 года

Статья 1. Внести в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ( Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1882; N 34, ст. 1966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 22, ст. 1977) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 3:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти — федеральным антимонопольным органом.»

пункт 2 исключить;

пункт 3 считать пунктом 2 и изложить его в следующей редакции:

«2. Основные задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»

пункты 4, 5, 6 соответственно считать пунктами 3, 4, 5.

2. В части первой статьи 4:

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«группа лиц — группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

» абзацы пятнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый изложить в следующей редакции:

«лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;

лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;

физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;»

дополнить абзацами восемнадцатым — тридцать вторым следующего содержания:

«одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;

одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов. приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;

физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;

юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;

физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;

аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.».

3. Дополнить статьей 21 следующего содержания:

» Статья 21. Учет аффилированных лиц

Акционерное общество ведет учет своих аффилированных лиц и представляет отчетность об аффилированных лицах в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.».

4. В статье 23:

абзац третий части первой изложить в следующей редакции:

«совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного статьями 17 и 18 настоящего Закона, — в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;»

дополнить часть первую абзацем седьмым следующего содержания:

«нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона, — в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.»

дополнить новой частью второй следующего содержания:

» За нарушения, предусмотренные абзацем третьим части первой настоящей статьи, коммерческие и некоммерческие организации могут быть привлечены к ответственности в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения федеральным антимонопольным органом (территориальным органом).»

часть вторую считать частью третьей.

5. Абзац третий пункта 3 статьи 24 изложить в следующей редакции:

«в совершении действий (бездействии), нарушающих порядок, предусмотренный статьями 17 и 18 настоящего Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда в течение двух месяцев со дня обнаружения федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) данного правонарушения;».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Особым видом муниципальных образований являются наукограды. В настоящее время особенности организации местного самоуправления в наукоградах установлены Федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

Наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

  • 1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;
  • 2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

До 2004 г. статус наукограда присваивался указом Президента РФ сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов:

В настоящее время статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. В таком упрощенном порядке статус наукограда получили:

  • — г. Петергоф Петродворцового района г. Санкт-Петербурга,
  • — г. Пущино Московской области,
  • — г. Бийск Алтайского края,
  • — г. Троицк Московской области,
  • — г. Жуковский Московской области,
  • — городской округ Черноголовка Московской области,
  • — городской округ Протвино Московской области. Таким образом, всего в Российской Федерации в настоящее время 14 наукоградов.

Срок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации устанавливается исходя из целей и задач программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ. Указанные межбюджетные трансферты из федерального бюджета не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.