ФЗ о лечебных природных ресурсах

Содержание

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Тут дана точная характеристика людей рожденных 23-е февраля 1995 года, событий, праздников и статистические данные этих суток. Полный календарь этого года по месяцам и дням недели.

  1. Исчерпывающая характеристика — дня 23 февраля 1995 г. по календарю
  2. Характер мужчин которые родились в день 23.02.1995 г.
  3. Характер женщин у которых день рождения в этот день месяца
  4. Посмотреть таблицу календарь на 1995 год с днями недели и выходными

Полная характеристика — даты календаря двадцать третьего февраля.

  • Символ зодиака людей родившихся в день 23.02.95 года — Рыбы (с 20 февраля по 20 марта).
  • 1995 год по календарю восточного животного — Кабан (Свинья) — Дерево — Синий (Зеленый), до 31 января Собака — Дерево — Синий (Зеленый).
  • Стихия символа зодиака Рыб, с датой рождения 23.02.95г. — Вода.
  • Планета управитель людей рожденных в этот день года – Нептун.
  • Это число пришлось на 8 неделю.
  • По календарю в данном месяце феврале 28 дней.
  • Продолжительность дня 23 февраля – 10 часов 12 минут Восход: 7 часов 37 минут; Заход: 17 часов 49 минут; Долгота ночи: 12 часов 36 минут (данные указаны для широты европейской части России, Украины, Беларусь).
  • По календарю период — зима.
  • По действующему сейчас календарю > не високосный год.
  • Удачные по гороскопу цвета, для людей с днем рождения 23 февраля 1995 года — Бутылочно-зеленый, Темно-синий, Блестящий фиолетовый и Охра.
  • Деревья подходящие к сочетанию знака гороскопа Рыбы и восточного календаря на 1995 год — Фундук и Тис.
  • Камни – защитные талисманы, для людей которые родились сегодня — Рубин, Сардоникс, Янтарь.
  • Необыкновенно благоприятные числа для людей родившихся в день 23 февраля 95 года — ОДИН.
  • Очень удачные дни недели для людей с днем рождения 23 февраля 1995 года — среда, пятница и вторник.
  • Существенные черты души, людей знака гороскопа Рыбы, которые родились в это число — напористый и дельный.

Праздники и памятные даты приходящиеся на 23-ое февраля.

  • Россия — День защитника Отечества.
  • Беларусь — День защитника Отечества.
  • Киргизия — День защитника Отечества.
  • Таджикистан — День защитника Отечества.
  • Южная Осетия — День защитника Отечества.
  • Бруней — День независимости.
  • Гайана — День Республики.
  • Япония — День кошки.
  • День поддержки жертв преступлений
  • Народный праздник Прохор Весновей, Харлампий — считалось что уже чувствуется приближение весны, в этот день молились от внезапной смерти святому Харлампию.

Христианские (Православные) празднества и даты памяти в этот день года:

  • День памяти священномученика Харалампия, епископа Магнезийского и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц.
  • День памяти свт прв Галины.
  • День памяти мучениц дев Еннафы, Валентины и Павлы.
  • День памяти благоверной княгини Анны Новгородской.
  • День памяти прп Прохора Лебедника, Печерского.
  • День памяти прп Лонгина Коряжемского.
  • Собор Новгородских Святителей.
  • День почитания иконы Божией Матери — Огневидная.

Празднуются православные именины:

Даты на которые пришлись религиозные праздники в 1995 году
  • Православный праздник пасхи — 23 апреля.
  • Православное вербное воскресение приходится — 16 апреля.
  • Православная Святая Троица отмечается — 11 июня.
  • Католическая пасха отмечается в этом году — 16 апреля.
  • Католический праздник Вознесение Христово (Вознесение Господне) — 25 мая.
  • Католический праздник Пятидесятница (Сошествия Святого Духа) — 04 июня.
  • Католический праздник День Святой Троицы отмечается в этом году — 11 июня.
  • Католический праздник Пресвятое Тело и Кровь Христа — 15 июня.
  • Католический праздник Пресвятое Сердце Иисуса — 16 июня.
  • Иудейская пасха (Песах) пришлась на — 15 апреля.
  • Иудейский праздник Шавуот (Пятидесятница) — 03 июня.

Про тех мужчин, кто родился в день 23 февраля.

Мужчины по календарю на 23 февраля 1995 года рождения, умеют производить нужное впечатление. Обычно отец наказывает, а мать жалеет, у вас будет наоборот. Этот человек, вполне счастливы и живут сегодняшним днем. Как правило, занимаются сразу несколькими видами деятельности. Если он и будет ревновать, будет скрывать это, но с вашей стороны ревность нужна, ведь он как-никак мужчина.
Но если до 25-35 лет мужчина 23.02.1995 китайский год рождения — Сиеног Деревянного Кабана, так и нашел себя в жизни, то будущие перспективы не велики. Не меньше склонны к фантазиям и грезам, чем прекрасная половина этого знака гороскопа Рыбы. Детям с ним будет очень весело. Человек очень чувствителен, его легко обидеть.
Мужчина по восточному календарю рождения (Сиеног Деревянного Кабана), может быть, как всеми позитивными сторонами для вас, так и обратно. Из-за понимания своих возможностей он становится робким, ведь он хочет помочь всем.

Астрологи вычислили какие знаки зодиака смогут привлечь удачу в этом месяце. Персональный гороскоп покажет, что поможет привлечь к Вам богатство и достаток. Бесплатно узнайте ЗДЕСЬ….!

Какие они женщины рожденные сегодня, 23.02.1995 г., по восточному гороскопу животных.

К парфюмерии, неравнодушны. Жестокость и лень ее любовника будет ее раздражать. Женщина по календарю на двадцать третьего февраля 1995 г. рождения, успешно держит марку слабого пола. Ее эротика реализуется в обожании, любовной драматургии, игре, но никак не в физической близости. У нее, много требований, бывает настроение поскандалить, как и у всех девушки, но в основном будет нежной и спокойной. По своей натуре очень мягкая, поэтому воспитывая своих детей, она не может сделать их твердыми, сильными и дисциплинированными.
У женщины по восточному календарю на 23.02.1995 года рождения – Сиеног Деревянного Кабана, очень уютно, приятно, спокойно и комфортно. После брака, покажется не такой очаровательной. Благодаря чуткости и эмоциональной гибкости, становятся прекрасными матерями и женами. Ну кто из мужчин не мечтал о такой! Рыба — жена благоразумная и добрая.
Женщина 1995 г. рождения по восточному гороскопу животных — Сиеног Деревянного Кабана, будет самой верной поклонницей художника и самой ярой защитницей адвоката. Она ужасно сентиментальна.
Под знаком зодиака Рыбы, были рождены знаменитые люди

Календарь — таблица на 1995 год с днями недели

Таблица календарь на январь 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Таблица календарь на февраль 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28

Таблица календарь на март 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Таблица календарь на апрель 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Таблица календарь на май 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Таблица календарь на июнь 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Таблица календарь на июль 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Таблица календарь на август 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Таблица календарь на сентябрь 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Таблица календарь на октябрь 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Таблица календарь на ноябрь 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Таблица календарь на декабрь 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

С тегами: гороскоп календарь праздники

Приказ Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.10.2019 № 123-ПМ «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении Министерством экологии и природопользования Московской области государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов» (pdf, 3.73 МБ)

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства экологии
и природопользования Московской области

от 10.10.2019 № 123-ПМ

Руководство по соблюдению обязательных требований

с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (далее — руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и имеет целью оказание информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, включая разъяснение отдельных положений настоящего руководства, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.

1.Нормативно-правовое регулирование при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей
и курортов.

1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов:

1)Конституция Российской Федерации;

2)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

3)Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;

4)Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5)Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

6)Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

7)Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

8)Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

9)Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

10)Федеральный закон от 25 12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

11)Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

12)Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

13)Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

14)Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

15)постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

16)постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

17)постановление Правительства Российской Федерацииот 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора»;

18)постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

19)постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 № 1311″О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю»;

20)постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

21)постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органами местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;

22)постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»;

23)постановление Правительства Российской Федерации» от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон»;

24)распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;

25)Закон Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан»;

26)Закон Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (далее – КоАП Московской области);

27)Закон Московской области от 22.12.2006 № 240/2006-ОЗ «Об охране окружающей среды в Московской области»;

28)Закон Московской области от 05.06.2007 № 78/2007-ОЗ
«Об экологической экспертизе в Московской области»;

29)Закон Московской области от 23.07.2003 № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

30)приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

31)приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации России от 08.04.2015 № 174 «Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий национальных парков
в целях туризма и отдыха»;

32)постановление Правительства Московской области от 25.04.2011 № 365/15 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области»;

33)постановление Правительства Московской области от 08.08.2013 № 601/33 «Об утверждении Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Московской области»;

34)постановление Правительства Московской области от 26.04.2013 № 277/12 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии
и природопользования Московской области»;

35)постановление Правительства Московской области от 29.02.2016 № 147/5 «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области,
и Перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)»;

36) Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.06.2017 № 382-РМ «Об утверждении требований к учету подконтрольных субъектов (объектов), их распределение по категориям риска (классам (категории) опасности)».

2. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.

2.1. Лица, попадающие под соблюдение обязательных требований при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов:

1) юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, органы государственной власти, а также граждане, являющиеся собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории областного значения;

2) юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, органы государственной власти, а также граждане, являющиеся собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории областного значения.

3. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей
и курортов.

На территории Московской области природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты отсутствуют, государственный надзор
в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов не осуществляется.

Природные лечебные ресурсы — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

Лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии
с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон:

— на территории первой зоны необходимо исключить проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;

— на территории второй зоны необходимо исключить размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению;

— на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется:

— в первой зоне – пользователями лечебных природных ресурсов,

— во второй и третьей зонах – пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нарушение требований по охране гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки влечет ответственность по статье 8.9 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Нарушение требований по рациональному использованию недр влечет административную ответственность по статье 8.10 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Дополнительно, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, также несут:

— уголовную ответственность по следующим статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ):

статья 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений);

статья 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений);

— гражданско-правовую ответственность:

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

| другие книги | |

«Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
«Об особо охраняемых природных территориях”

РАЗДЕЛ VIII.

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ

Статья 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

3. Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

4. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

5. Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

1. 1 марта 1995 г. опубликован в «Российской газете” и с этого момента вступил в силу Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, определяющий принципы государственной политики и регулирующий отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории России.

В данном Федеральном законе используются следующие понятия:

  • «природные лечебные ресурсы” — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;
  • «лечебно-оздоровительная местность” — территория, обладающая лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
  • «курорт” — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
  • «курорт федерального значения” — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;
  • «курорт регионального значения” — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • «курорт местного значения” — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов местного самоуправления;
  • «курортный регион (район)” — территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Согласно упомянутому Федеральному закону, признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основе специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

3. Во исполнение упомянутого Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 7 декабря 1995 г. № 1426 утвердило Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения.

Согласно этому Положению, территория признается лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, если она:

  • располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
  • обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;
  • имеет площадь, достаточную для курортного строительства и пригодную для этого;
  • удовлетворяет экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения;
  • обладает источниками хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергоснабжения, способными удовлетворить потребности будущего курорта.

Территории признаются лечебно-оздоровительными местностями федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • бальнеологических заключений о качестве природных лечебных факторов территории;
  • экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов и заключений по лечебным факторам;
  • заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологических экспертиз о состоянии территории и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов (факторов);
  • перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных на данной территории, подлежащих перепрофилированию, перемещению и ликвидации;
  • топографического плана территории с экспликацией угодий и сведений об их пользователях.

Представленные документы в 3-месячный срок рассматриваются межрегиональным экспертным советом при Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (далее — Госкомспорт России). На основании заключения этого совета данный орган совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок вносит в Правительство России предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, согласованные с Минздравом России, Минфином России, Минэкономики России, Министерством природных ресурсов России и Федеральной службой земельного кадастра России.

4. Согласно вышеупомянутому же Положению, территория признается курортом федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации о типе и медицинском профиле курорта;
  • проекта районной планировки и генерального плана курорта с указанием всех пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов;
  • перечня действующих санитарно-курортных учреждений, учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и др.) с их технической оценкой и указанием владельцев;
  • перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта, с их технической оценкой и указанием владельцев;
  • бальнеологических заключений о современном состоянии природных лечебных ресурсов (факторов), используемых или намечаемых к использованию на курорте;
  • экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов и заключений по лечебным факторам;
  • заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории курорта, его природных лечебных ресурсов (факторов) и других природных объектов.

Представленные документы в 3-месячный срок рассматриваются межрегиональным экспертным советом при Госкомспорте России, который на основании заключения этого совета совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок вносит в Правительство России предложение о признании территории курортом федерального значения. Предложение согласовывается с Минздравом России, Минфином России, Минэкономики России, Министерством природных ресурсов России и Федеральной службой земельного кадастра России.

5. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Правительством Российской Федерации либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 32. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

1. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

2. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

3. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

4. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

1. В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются лицами, имеющими соответствующие лицензии на эти виды деятельности.

Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

Технология добычи и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

Природные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования ими может быть прекращено, приостановлено или ограничено.

2. Согласно Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” от 1 марта 1995 г., округ санитарной (горно-санитарной) охраны — особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйственной деятельности, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации, а таких же местностей и курортов регионального и местного значения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. В соответствии с этим Положением в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):

  • месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и для розлива;
  • месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и для расфасовки;
  • месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
  • месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
  • лечебный климат;
  • рапа лиманов и озер;
  • акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
  • пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
  • леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
  • участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.

Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Госкомспортом России и с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения согласовывается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны — также с Федеральным горным и промышленным надзором России.

.На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

В составе округа может выделяться до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, — до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и др.), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована лишь одна зона (первая). Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости — третья зоны округа горно-санитарной охраны.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание людей и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 м от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 м от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 м от контура пляжа по суше и не менее 300 м от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 м — по его противоположному берегу.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

  • строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
  • строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
  • размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
  • строительство транзитных автомобильных дорог;
  • размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
  • строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
  • складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
  • массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
  • использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
  • сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
  • вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Границы второй зоны устанавливаются:

  • для месторождений минеральных вод — с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
  • для месторождений лечебных грязей — по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
  • для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, — с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
  • для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, — с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.

При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны — с внешними границами этих зон.

Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном порядке.

Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения осуществляют:

  • в первой зоне — пользователи природных лечебных ресурсов;
  • во второй и третьей зонах — пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через 6 месяцев после утверждения округа.

Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.

| другие книги |