ФЗ 86

УДК 342.97

СООТНОШЕНИЕ МЕР, УСТАНОВЛЕННЫХ В СТ. 74 ФЗ «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ» И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СТ. 15.26 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РФ

© 2017

Ким Кристина Родионовна, студент

Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток, улица Суханова, 8, e-mail: i_am_kika_98@mail.ru)

Аннотация. В данном исследовании производится правовой анализ надзорных принудительных и пресекатель-ных мер Центрального Банка Российской Федерации, устанавливаемых в отношении кредитных организаций, в частности банков, в случае нарушения норм банковского законодательства. Установлена правовая природа принудительных и присекательных мер, а также проанализированы нормы о процедуре привлечения, которые являются отличными от предусмотренных в КоАП РФ. Сделан вывод о том, что данные меры не относятся к видам административных санкций и применяются не за совершение административных правонарушений. Кроме того рассматривался вопрос о соотношении нормы статьи 15. 26 Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации и статья 74 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации», сделаны выводы об основных положениях о разграничении указанных выше норм, выработанные юридической практикой. Результат проведенного исследования представляет собой выводы о правовой природе указанных выше норм, а также разграничении их с административной ответственностью, предусмотренной в статьи 15. 26 Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации на основании сложившейся судебной практики. Использовались следующие методы исследования: логические (анализ, синтез, индукция, дедукция), специально-юридический, функциональный и систематический.

Ключевые слова: банковский надзор, кредитные организации: банки и небанковские кредитные организации, взыскание штрафа с кредитных организаций, Центральный Банк, процедура привлечения к ответственности

© 2017

Kim Kristina Rodionovna, student

Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok, Sukhanova street, 8, e-mail: i_am_kika_98@mail.ru)

Целью данного исследования является правовой анализ надзорных принудительных и пресекательных мер Центрального Банка Российской Федерации, устанавливаемых в отношении кредитных организаций, в частности банков, в случае нарушения норм банковского законодательства

В современных условиях развития количество экономических правонарушений растет, в частности в банковской сфере. Нормы о привлечении к ответственности по административным правонарушениям в банковской сфере закреплены как в КоАП РФ, а также в других ФЗ, что зачастую негативно отражается на практике применения. В судебном порядке при рассмотрении споров о привлечении банков к ответственности возникают определенные трудности, связанные с разграничением мер Центрального Банка РФ и административной ответственности кредитных организаций по ст.15.26 Кодексе об Административных Правонарушениях РФ (далее по тексту КоАП РФ), в связи с чем, возникает практическая значимость и актуальность данного исследования.

Согласно статье 56 ФЗ «О центральном Банке РФ» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России уполномочен осуществлять надзор за исполнением правовых норм иными кредитными организации. В статье 74 данного закона установлено, что в случаях нарушения ФЗ, из-

даваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита и иных Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев. Аналогичные положения закреплены в ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1.

В юридической литературе проблема определения правовой сущности надзорных мер ЦБ РФ является весьма актуальной. Как указывает Надежин Н.Н., не предоставляет возможности определить правовую природу пруденциальных санкций . Ряд авторов рассматривают меры надзора как вид административной ответственности. Например, Н.В. Налобнова считает, что ст. 74 ФЗ «О центральном банке РФ», предусматривающая административную ответственность кредитных организаций, наделяет Банк России правом принимать

решения о привлечении к административной ответственности кредитных организаций. С данной позицией можно согласиться частично. Действительно в судебной практике принудительные меры рассматриваются как административные санкции, которые являются особыми мерами административной ответственности со специальным порядком их применения. Однако, предупредительные меры ЦБ РФ не следует рассматривать как административные санкции, они направлены на обеспечение нормального функционирования кредитных организаций, имеют иную правовую цель. Так, в деле № А60-30896/2011 ФАС Уральского округа указано, что оспариваемое предписание ЦБ РФ не является мерой административной ответственности. Данное предписание является предупредительной мерой, которая направлена на обеспечение нормального функционирования банковской деятельности кредитных организаций.

ЦБ РФ самостоятельно устанавливает процедуру привлечения кредитных организаций к ответственности, а также является органом, который применяет к кредитным организациям данные взыскания. В ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке РФ» закреплены лишь некоторые процессуальные нормы, содержащие в себя правила привлечения к ответственности в отдельных случаях. Более детальная процессуальная регламентация привлечения и взыскание данных видов мер установлена в Инструкции Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» . В данном акте детальнейшим образом закреплены все процессуальные моменты, определены сроки и т.д.

Порядок привлечения к ответственности состоит из следующих стадий :

1) обнаружение и фиксация нарушения;

2) принятие решения уполномоченным должностным лицом Банка России о применении меры;

3) оформление примененной меры и доведение до сведения кредитной организации и иных лиц информации о применении меры;

4) исполнение кредитной организацией и (или) иными лицами меры;

5) контроль за исполнением (соблюдением) со стороны Банка России;

6) отмена примененной меры.

Невозможно пропустить одну из указанных стадий, они должны исполняться в хронологическом порядке.

Срок давности привлечения к отвесности согласно ч. 12 ст. 74 ФЗ » О ЦБ РФ» составляет пять лет, со дня совершения нарушения. ЦБ РФ самостоятельно выявляет нарушение и привлекает к ответственности кредитные организации. Выявленные нарушения фиксируется не в протоколе об административном правонарушении, а в акте обнаружения нарушения (акта инспекционной проверки: докладная записка по итогам инспекционной проверки, справка уполномоченного представителя заключение куратора кредитной организации и иные документы) . В юридической литературе, как правило, проводится сравнительный анализ процедур, применяемой ЦБ РФ и процедуры, установленной в КоАП РФ. Указанные процедуры разнятся по многим существенным положениям, однако представляется , что нет необходимости проводить анализ на выявления несоответствия, ввиду того, что как меры, взыскиваемые ЦБ РФ, являются самостоятельным видом ответственности, то и процедура привлечения отличается от процедуры, предусмотренной КоАП РФ.

В юридической литературе также является актуальным вопрос о разграничении случаев привлечения кредитных организаций к ответственности по ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке РФ» и к административной ответственности по ст.15.26 КоАП РФ. В Приказе Банка России от 31.03.1997 № 02-139 приведен перечень на-

рушений, за которые применяются указанные выше меры. Однако сложность представляется в разграничении ситуаций применения штрафа как меры принудительного воздействия ЦБ РФ и штрафа по ст. 15.26 Ко АП РФ. И в том и в другом случае штраф представляет собой наказание — меру юридической ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установление штрафа в ФЗ «О Центральном Банке РФ» противоречит норме ст. 1.1 КоАП РФ, ведь законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ (п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ), в иных законах запрещено устанавливать административную ответственность. Однако в судебной практике сформировались правила разграничения указанных норм. Данные правила исходят из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2, где указано, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные ФЗ от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях», подлежат применению после 30.06.2002 .

Арбитражные суды признали штраф, предусмотренный в банковском законодательстве, административным наказанием, которое законодатель установил вопреки требованиям КоАП РФ в ином федеральном законе. Основными отличиями указанных штрафов являются:

1. Штраф по ст.74 «О Центральном Банке РФ» представляет собой процентное соотношение к размеру установленного капитала, в КоАП РФ предусмотрен размер от 10 до 30 тысяч рублей.

2. Административный штраф зачисляются в бюджет, штраф, установленный в ФЗ РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)», направляется в доход Банка России. Если Центральный Банк РФ не применял норму ст.15.26 КоАП РФ, а использовал лишь норму, предусмотренную в ст. 74 ФЗ » О Центрально Банке РФ», то в судебной практике сложились следующие правила: во-первых, наложение штрафа ЦБ РФ возможно в пределах, установленных ст. 15.26 КоАП РФ; во-вторых, взыскание штрафа происходит в федеральный бюджет. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что применение принудительных мер ЦБ РФ, в частности штрафа, и административной ответственности по ч.2 15.26 Ко АП РФ является весьма сложным.

Таким образом, и в Кодексе об административных правонарушениях РФ, и в ФЗ «О Центральном Банке РФ» содержатся санкции за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. В юридической деятельности сложилась тенденция, что ответственность по ст.15.26 КоАП РФ почти не применяется. Это происходит ввиду того, что ЦБ РФ является органом, непосредственно осуществляющим контроль и надзор за банковской деятельностью, имеет непосредственную задачу выявлять и пресекать все возможные виды правонарушений в данной сфере для обеспечения безопасности. Поэтому целесообразным будет изменение статьи 15.26 КоАПа РФ посредством исключения мер административного наказания с использованием бланкетной формы изложения нормы права с отсылкой на ФЗ «о Центральном Банке РФ». Так, регулирование банковской деятельности будет в основном возложено на Центральный Банк РФ, что позволит устранить необходимость разграничения нормы ст.15.26 КоАПа РФ и ст.74 ФЗ «О Центральном Банке РФ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

«Консультант Плюс».

4. Надеждин Н.Н. Участие небанковских кредитных организаций в гражданском обороте: научно-практическое пособие. Белгород: «МВД РОССИИ», 2007. 231c.

5. Налобнова Н.В. Проблема соблюдения процессуального порядка привлечения кредитных организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности // Банковское право. №9. 2012. С.37-42.

6. Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-7415/12 по делу № А60-30896/2011. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».

7. Инструкции Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».

8. Гузнов А.Г. Убеждение и принуждение в системе обеспечения деятельности Банка России // Банковское право. 2011. №2.С.12-13.

9. Положения Банка России от 7 сентября 2007 г. N 310-П «О кураторах кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2007.№ 57.

10. О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности: Приказ Банка России от 31.03.1997 № 02-139. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс». (ред. от 26.01.2010).

11. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 ноября 2003 г. N КА-А40/8657-03. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс». Астафьев, В.Б. Административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности// тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.14. 2009.

12. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.12.2015 N Ф03-5897/2015 по делу № А59-2349/2015. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».

13. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Ко АП РФ: Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 // Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; (В редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

развитие финансового рынка Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

11) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

21) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; (Пункт введен — Федеральный закон от 12.06.2006 № 85-ФЗ)

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

41) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; (Пункт введен — Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

81) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ)

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

91) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

101) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

102) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

141) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)

161) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 19.10.2011 № 285-ФЗ)

162) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)

163) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 28.03.2017 № 38-ФЗ; от 18.07.2019 № 190-ФЗ)

17) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

181) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2004 № 97-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 322-ФЗ)

182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.11.2010 № 291-ФЗ)

183) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

184) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

185) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения); (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

186) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)

187) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Статья 41. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. (Статья введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. (В редакции Федеральных законов от 30.12.2015 № 426-ФЗ; от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие: (В редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

изменение процентных ставок;

размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов); (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

прямые количественные ограничения;

отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.

Статья 71. Банк России устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и государственной гражданской службы, утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядок ее заполнения. (Статья введена — Федеральный закон от 27.12.2019 № 482-ФЗ)

Статья 8. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.

Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк).

Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона.

Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Действие частей первой и пятой настоящей статьи н

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ

СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят

Государственной Думой

17 марта 2020 года

Одобрен

Советом Федерации

25 марта 2020 года

Статья 1

Внести в абзац второй пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2004, N 30, ст. 3088; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6597; 2011, N 1, ст. 40; N 49, ст. 7057; 2012, N 50, ст. 6966; 2014, N 26, ст. 3394; 2018, N 27, ст. 3947; N 49, ст. 7497) изменение, заменив слова «а также лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору» словами «лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье».

Статья 165

Порядок взаимоотношений Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации (Банка России) регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651).

Статья 166

1. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся налогообложения Банка России, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, международной и внешнеэкономической деятельности Банка России, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18 , ст. 1969).

2. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся организации наличного денежного обращения, банковского регулирования и надзора, взаимоотношений Банка России с кредитными организациями, организации безналичных расчетов, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст.6541).

3. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся статуса, полномочий и ответственности Банка России, капитала Банка России, органов управления Банком России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, операций Банка России, отчетности Банка России, аудита Банка России, предварительно рассматриваются на совместном заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении в первом чтении законопроектов по вопросам, касающимся полномочий и ответственности Банка России, органов управления Банком России, распределение прибыли Банка России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

4. По вопросам, указанным в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключения, которые направляет в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении законопроектов по указанным вопросам Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

(Статья 166 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

Статья 167

1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации представляет Президент Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка Российской Федерации.

3. Кандидатура для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть третья введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

4. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.

5. В случае досрочного освобождения от должности Председателя
Центрального банка Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на указанную должность в течение двух недель со дня освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

(Части третья и четвертая считаются соответственно частями четвертой и пятой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

Статья 168

1. Кандидат для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.

2. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

4. Повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации проводится в порядке, предусмотренном статьями 167 и 168 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651).

Статья 169

1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации ставится Президентом Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

3. Решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Часть вторая считается частью третьей на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

Статья 170

1. Члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (далее — Совет директоров) назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации, согласованному с Президентом Российской Федерации.

2. Кандидатура для назначения в Совет директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

3. Кандидат для назначения в Совет директоров выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность.

4. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.

5. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

6. Член Совета директоров считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

7. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Часть седьмая исключена, части вторая — шестая считаются соответственно частями третьей — седьмой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

Статья 171

1. В случае, если срок полномочий членов Совета директоров не истек, они освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации.

2. Представление Председателя Центрального банка Российской Федерации об освобождении от должности члена (членов) Совета директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (новая часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969).

3. Решение по данному вопросу принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Части вторая и третья считаются соответственно частями третьей и четвертой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

Статья 172

1. Кандидатуры для избрания трех представителей Государственной Думы в состав Национального финансового совета — коллегиального органа Банка России выдвигаются депутатами Государственной Думы из числа депутатов Государственной Думы. Письма депутата (депутатов) Государственной Думы, руководителей фракций в Государственной Думе, содержащие предложения о кандидатурах в состав Национального финансового совета, направляются в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в течение 30 дней со дня проведения первого заседания Государственной Думы нового созыва.

2. Срок полномочий представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете не может превышать срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

3. Полномочия депутата Государственной Думы — представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете могут быть прекращены досрочно и он может быть отозван из Национального финансового совета на основании представления, внесенного Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

4. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы — представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете или в случае отзыва Государственной Думой представителя из Национального финансового совета письма депутата (депутатов) Государственной Думы, руководителей фракций в Государственной Думе, содержащие предложения о кандидатурах в состав Национального финансового совета, направляются в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в течение 30 дней со дня принятия постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы или об отзыве представителя Государственной Думы из Национального финансового совета.

5. Кандидатуры в состав Национального финансового совета предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.
6. Кандидат в состав Национального финансового совета выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность в качестве представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете.

7. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.

8. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты.

9. Решение Государственной Думы по вопросу формирования Национального финансового совета считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

(Статья 172 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 ноября 2016 года № 172–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 46, ст. 6411.)

Статья 173

1. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

2. Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.

4. Годовой отчет Банка России предварительно рассматривается на заседаниях (совместных или раздельных) Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключение по указанному вопросу, которое направляет в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (новая часть четвертая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

5. При рассмотрении годового отчета Банка России Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклады представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

6. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение о деятельности Банка России и его годовом отчете.

7. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

8. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает постановление.

(Части четвертая — седьмая считаются соответственно частями пятой — восьмой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

Статья 174

1. Банк России ежегодно не позднее 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138).

2. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138).

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предварительно рассматриваются на совместном заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключение по указанному вопросу, которое направляет в Комитет Государственной Думы по финансовому
рынку (новая часть третья введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

4. При рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклады представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст.1378; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 8–5 ГД — Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, № 53, ст. 6541; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 425–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1969; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

5. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение по основным направлениям единой государственной денежно- кредитной политики и деятельности Банка России.

6. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

7. По итогам рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума принимает постановление.

(Части третья — шестая считаются соответственно частями четвертой — седьмой на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1651.)

О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Принят Государственной Думой 18 апреля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года

Статья 1

1) часть первую после слов «до 0,1 процента минимального размера уставного капитала» дополнить словами «(за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи)»;

2) дополнить новой частью второй следующего содержания:

«В случае нарушения кредитной организацией требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с указанным Федеральным законом, Банк России помимо применения мер, предусмотренных частью первой настоящей статьи (за исключением взыскания штрафа), имеет право взыскивать с кредитной организации штраф в размере до 0,1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 100 тысяч рублей.»;

3) часть вторую считать частью третьей и в ней пункт 1 дополнить словами «(за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи)»;

4) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«В случае неисполнения кредитной организацией в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с указанным Федеральным законом, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе применить к кредитной организации меры, предусмотренные пунктами 2 — 7 части третьей настоящей статьи, и (или) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 1 миллиона рублей.»;

5) часть третью считать частью пятой;

6) часть четвертую считать частью шестой и в ней в пункте 2 слово «второй» заменить словом «третьей»;

7) части пятую — седьмую считать соответственно частями седьмой — девятой;

8) часть восьмую считать частью десятой и в ней слово «седьмой» заменить словом «девятой»;

9) части девятую — одиннадцатую считать соответственно частями одиннадцатой — тринадцатой;

10) часть двенадцатую считать частью четырнадцатой и в ней слово «четвертой» заменить словом «шестой»;

11) часть тринадцатую считать частью пятнадцатой и в ней слово «четвертой» заменить словом «шестой».