ФЗ 54 1

Содержание

Федеральный закон №54-ФЗ был введен еще в 2003 году. Основная цель принятия — реальный расчет налоговой базы, контроль прибыли, обеспечение защиты прав потребителей. За эти годы закон претерпел немало изменений, и самые значимые произошли с принятием в 2006 году Федерального закона №290-ФЗ. Торговые процессы требовали внедрения современных технологий, поэтому законодательство обязало практически всех предпринимателей перейти на ККТ, передающую данные о платежных операциях в ИФНС в режиме онлайн.

Первыми перейти на новые правила торговли были обязаны бизнесмены, уже применявшие в своей деятельности кассы с ЭКЛЗ. Для них был установлен срок — 1 февраля 2017 года. В начале июля того же года на применение онлайн-кассы перешли розница и общепит, реализующие подакцизные товары (сигареты, алкоголь и прочее).

Следующий этап перехода состоялся ровно через год. Тогда контрольно-кассовая дисциплина коснулась сфер торговли и общественного питания, где в штате есть сотрудники. Предприниматели сферы услуг, использующими труд наемных работников, и владельцы торговых точек, реализующие товар самостоятельно (без привлечения персонала), получили отсрочку до 1.07.2019.

А 6 июня того же года Президент РФ подписал Федеральный закон №129-ФЗ, который внес новые поправки. Согласно статье 2 этого нового законодательного акта, ИП без сотрудников при выполнении работ, оказании услуг или продаже изделий собственного изготовления освобождены от применения кассы до 2021 года. Основные изменения, внесенные этим нормативным актом, коснулись статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

В статье мы расскажем о содержании этого нормативного акта, рассмотрим, кто был обязан перейти на кассы до принятия поправок, кто из перечня получил отсрочку, кому позволено вообще работать без ККМ. Также вы узнаете о нюансах применения онлайн-касс при расчетах между ООО и ИП.

Переходите на онлайн-кассу? Подберем ККТ для ИП и ООО за 5 минут. Оставьте заявку и получите консультацию.

О чем говорится в ст. 2 54-ФЗ

Пункт 1 регламентирует, что ККТ не нужна кредитным учреждениям, но они обязаны вести учет и составлять перечень всех имеющихся в собственности банкоматов и терминалов, с помощью которых клиенты могут вносить платежи, снимать наличные, проводить иные операции. Формат перечня и порядок его направления в ФНС устанавливает Центральный Банк, согласуясь с уполномоченным органом. В пункте 2 статьи 2 54-ФЗ перечислены организации и ИП, которые в силу деятельности могут не применять контрольно-кассовое оборудование. Подробнее о них мы расскажем ниже.

Пункт 2.1 говорит о том, что ряд предпринимателей (о них мы расскажем ниже), на патенте могут работать без ККМ, если выдают платежный ордер, распечатанный в типографии и содержащий реквизиты, установленные в ст. 4.7 данного закона. После поправок, внесенных Федеральным законом №192-ФЗ, эти виды деятельности также подпали под контрольно-кассовую дисциплину, и часть предпринимателей обязана установить кассы до 1.07.2019.

К таковым относятся хозяйствующие субъекты, занятые в рознице, реализующие чужой товар (сотрудничество с поставщиками) и работающие в одиночку. Также касса понадобится представителям сферы услуг (с сотрудниками). О бизнесменах, которым касса пока не нужна в силу принятых 6 июня поправок, расскажем позже.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона 54-ФЗ разъясняет нюансы применения ККМ в труднодоступных и удаленных от сетей связи местностях. Если предприниматель осуществляет деятельность в местности, где отсутствует стабильное покрытие сети, он обязан установить кассу и внедрить в нее фискальный накопитель для хранения информации. Подключать оборудование к интернету и передавать данные в режиме онлайн не нужно.

Что касается труднодоступных поселений, здесь предприниматели полностью освобождены от онлайн-кассы, но обязаны вести всю необходимую документацию. Этот момент регламентирует пункт 7. Вместо чека, кассир выдает покупателю иной документ, подтверждающий факт расчета. Он должен быть оформлен в соответствии со ст. 4.7 54-ФЗ.

Преференция не распространяется на районные центры и поселения с численностью населения от 10 000 человек. Список удаленных и труднодоступных местностей составляет региональное правительство. Ознакомиться с перечнем можно на его интернет-ресурсе.

Пункт 5 поясняет, что ФАП и аптеки, расположенные в поселке, селе, деревне, в которой отсутствуют иные точки реализации лекарственных препаратов, также могут работать без ККМ.

От контрольно-кассовой дисциплины освобождены также и церкви, храмы, которые оказывают ритуальные услуги (крещение, венчание и прочее) и реализуют религиозную атрибутику (иконы, книги, свечи, кресты). Об этом говорит пункт 6.

Пункт 8 разъясняет, что организации и ИП, которые подпадают под действие положений пп. 2, 3 и 5 54-ФЗ, но держат в собственности вендинговые аппараты и с их помощью реализуют товары, лекарственные препараты, продукты питания, а также продают подакцизные товары, обязаны установить кассу в установленный срок.

Освобождение получили ООО и ИП, осуществляющие расчеты исключительно между расчетными счетами. Этот момент закреплен в пункте 9 и требует более подробного разбора моментов, когда онлайн-касса все же необходима.

Пункт 10 регламентирует, что все учреждения, которые относятся к муниципалитету, организуют платные парковочные места и взимают плату за право пользования ими, а вырученные деньги направляют в бюджет, могут работать без ККМ.

Пункт 11 ст. 2 54-ФЗ о применении ККТ предусматривает выдачу фискального документа или отправку его электронной копии потребителю услуг страховой компании.

В пункте 12 речь идет о государственных и муниципальных библиотеках, которые освобождены от онлайн-касс. Перечень платных услуг, которые можно оказывать без выдачи чека, формирует Правительство РФ.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Какие изменения внес закон №129 -ФЗ в статью 2 54-ФЗ

В связи с вступившим недавно в силу Федеральным законом № 129-ФЗ нормативный акт, регулировавший применение ККТ, претерпел некоторые изменения.

Во-первых, ст. 2 закона 54-ФЗ дополнилась двумя новыми пунктами — 13 и 14. В первом указан перечень организаций, на которые не распространяется контрольно-кассовая дисциплина. Сюда вошли образовательные заведения, физкультурно-оздоровительные комплексы, дома культуры, дома ремесел и прочие учреждение, организующие культурные мероприятия и досуг для граждан.

В п. 14 сказано, что ККМ могут не применять ИП при продаже абонементов или входных билетов на посещение государственных или муниципальных театральных учреждений при условии, что реализация осуществляется не в помещении. Также преференция не распроняется, если билеты или абонементы реализуются через интернет-магазин.

Во-вторых, изменилось содержание абзаца 17 п.2 ст.2 закона 54-ФЗ, в котором говорилось об освобождении от установки онлайн-кассы собственников недвижимости, сдающих в аренду жилье. Теперь речь идет об аренде квартиры или частного дома вместе с парковочным местом, также находящимся в собственности.

Кассы для ИП на ЕНВД и ПСН. Установим и зарегистрируем за 1 день. Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

54-ФЗ статья 2 пункт 2 подпункт 2.1: перечень предпринимателей, которые получили отсрочку

Здесь мы рассмотрим, каких предпринимателей контрольно-кассовая дисциплина коснется уже в этом году, а кто получил отсрочку. В пункте 2.1 (введен 192-ФЗ) ст. 2 Закона 54-ФЗ были указаны виды деятельности, занятые в которых бизнесмены могли не применять ККМ, если выдавали клиентам БСО, до 1 июля 2019 года. Сюда вошли:

  • услуги парикмахера, косметолога, визажиста;
  • услуги ветеринара;
  • ремонт бытовой, электронной техники, компьютеров;
  • шиномонтаж, автомойки, техобслуживание;
  • услуги фитнес-центров;
  • реализация добычи охотником;
  • оказание частных медицинских услуг;
  • реализация молока и продуктов его переработки;
  • осуществление рыболовной деятельности, реализация рыбы и готовых изделий из нее;
    перевозка пассажиров и грузов.

То есть изначально эти сферы подпадали под контрольно-кассовую дисциплину. Но с приближением срока перехода представители микробизнеса столкнулись с рядом проблем. Основная — расходы на приобретение кассового оборудования, фискального накопителя, подключение к оператору фискальных данных оказались неподъемными для некоторых бизнесменов. Затраты на покупку ККТ вкупе с прочими расходами в среднем составляют 30 000-40 000 рублей.

К тому же общественность всколыхнул законодательный акт о налоге на профессиональную деятельность. Пока он действует в тестовом режиме на территориях Москвы, Московской и Калужской областей, Республики Татарстан. После вступления в силу каждый самозанятый, проживающий в этих регионах, обязан зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и отчислять в бюджет процент от полученной суммы дохода. Правительством были предусмотрены следующие налоговые ставки: 4 % — при оказании услуг или работ физическому лицу, 6 % — при получении платежа от юридического лица.

Под понятие «самозанятые» попали граждане, которые изготавливают и продают хенд-мейд (вязаные вещи, игрушки, вышивку, дизайнерские украшения, предметы народного промысла и прочее), реализуют выпечку, консервацию, иные продукты питания, произведенные самостоятельно, оказывают услуги и выполняют работы. По закону для осуществления расчетов самозанятым ККМ не требуется.

В итоге возникла некоторая несправедливость из-за того, что ИП (не имеющих в штате привлеченных сотрудников), ранее применявших ПСН и ЕНВД, занятых в сфере услуг и торговли изделиями собственного производства, также можно было отнести к категории самозанятых. Однако в отношении их законодательство предусматривало переход на контрольно-кассовую технику. Чтобы устранить это разногласие, депутаты Госдумы во главе с Андреем Макаровым (Комитет по бюджету и налогам) внесли законопроект, предусматривающий для таких бизнесменов отсрочку перехода на 2 года.

А 6 июня Президент подписал Федеральный закон №129-ФЗ, после чего многие бизнесмены, осуществляющие деятельность в одиночку, смогли вздохнуть свободно. Чтобы было более понятно, кто получил право работать по-старому, и в каких случаях все же потребуется ККМ, рассмотрим несколько примеров.

Пример №1. Автослесарь зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, занимается ремонтом и обслуживанием автотранспорта самостоятельно. Может воспользоваться отсрочкой. Если в мастерской продает запчасти, моторное масло, шины, то обязан приобрести кассовый аппарат сейчас.

Пример №2. Владелец небольшого кафе (без наемного персонала) реализует собственную выпечку и готовые блюда — получил отсрочку. Если бизнесмен решил расширить меню и заключил договор на поставку продукции с контрагентом, он лишается права на отсрочку. Также обязанность установить кассовое оборудование в течение 30 дней наступит после заключения хотя бы одного трудового договора.

Кто может не применять кассу согласно п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ

П. 2 ст. 2 54-ФЗ регламентирует сферы деятельности, полностью освобожденные от контрольно-кассовой дисциплины. То есть они вправе работать без ККМ и не обязаны выдавать какие-либо документы, подтверждающие оплату. Вы можете работать по старым правилам, если:

  • принимаете платежи на расчетный счет в банке только от ИП и ООО;
  • применяете специальный режим НПД;
  • занимаетесь изготовлением ключей или ремонтом обуви;
  • реализуете продукцию на ярмарках, рынках при условии отсутствия помещения;
  • осуществляете торговлю через автоматы, не подключенные к сети электропитания и принимающие исключительно монеты (обычно они применяются для продажи небольших игрушек, жевательных резинок, конфет и прочего);
  • осуществляете разносную торговлю, продажу с лотков (например, пирожки, напитки, мороженое в электричках или поездах);
  • реализуете печатную продукцию (не менее 50 % от всего ассортимента товаров);
  • торгуете мороженым и лимонадом, квасом, молоком на розлив;
  • осуществляете сезонную продажу овощей, живой рыбы и прочих товаров вразвал;
  • оказываете услуги носильщиков, выполнение работ по хозяйству (например, расколка дров);
  • сдаете жилье совместно с парковочным местом (если оно находится в собственности) в аренду.

Ознакомиться с полным списком освобожденных можете в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ.

Как вести безналичные расчеты ИП и ООО согласно п. 9 ст. 2 54-ФЗ

Изменения в законе о кассах не до конца прояснили вопрос по установке ККМ в 2019 году для расчетов между ООО и ИП, положение о которых закреплено в п. 9 ст. 2 54-ФЗ. В своих Письмах Минфин и ФНС дали подробные разъяснения по этому поводу.

ООО или ИП получает деньги от контрагентов, которые также зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или организаций, исключительно на расчетный счет — выдавать чек клиенту не нужно, также не требуется отправка электронной копии в налоговую.

Подотчетник оплачивает услуги/покупки и переводит деньги со своей либо корпоративной карты — организация-контрагент в качестве подтверждения оплаты обязана выдать ему платежный ордер.

Выдачу денежных средств из кассы подотчетному лицу, а также возврат остатков фиксировать с помощью кассового аппарата не нужно. Также касса не понадобится, если вы принимаете платежи с помощью систем интернет-банкинга. Однако при проведении платежных операций с помощью онлайн-кошельков, организация, на чей счет были зачислены средства, должна направить клиенту электронный чек.

Если контрагент оплачивает ваши товары/услуги/работы через банк с применением платежного поручения или квитанции, и чек выдает ФКО, обязанность применять контрольно-кассовую технику наступит в этом году.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес. Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут. Оцените, насколько полезна была информация в статье?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 августа 2018 г. N АС-4-20/15566@

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами о необходимости применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.

1. Относительно обязанности применения ККТ при осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера.

В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) под термином «расчеты» понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ ККТ применяется, в частности, лицом, которое оказывает услуги, и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек клиенту.

При заключении организацией (индивидуальным предпринимателем) договора гражданско-правового характера с физическим лицом на оказываемые им в пользу такой организации (индивидуального предпринимателя) услуги и последующей выплате денежных средств физическому лицу клиентом будет являться сама организация (индивидуальный предприниматель). В данном случае услуги оказывает физическое лицо, однако, ввиду положения пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, ККТ применяется исключительно организациями и индивидуальными предпринимателями.

В указанном случае прямых указаний на обязанность применения ККТ (например, выплата выигрыша в азартной игре или лотерее, либо осуществление страховой выплаты и др.) либо изъятий из освобождения в обязанности применения ККТ (например, разносная торговля товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, прием металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.) законодательство Российской Федерации о применении ККТ не содержит. Кроме этого, в названном случае приема металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней применение ККТ необходимо, поскольку услугу оказывает сама организация (индивидуальный предприниматель).

Учитывая изложенное, при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера применение ККТ и выдача кассового чека не производятся.

2. Относительно обязанности применения ККТ при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ. Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Учитывая изложенное, ККТ должна применяться при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа.

Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями, и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек. При этом ККТ применяется лицом, которое оказывает услуги (продает товары, выполняет работы), с выдачей (направлением) кассового чека.

При этом, если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (например, что могло быть достигнуто предъявлением подотчетным лицом доверенности), то ККТ продавцу следует применять в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем — физическим лицом.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реквизитный состав кассового чека, сформированного при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента). Данные положения вступают в силу с 01.07.2019.

Указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций.

До 01.07.2019 указанные расчеты могут осуществляться также с использованием одной единицы ККТ и формированием одного кассового чека без указания в нем сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) покупателя.

3. Относительно обязанности применения организацией или индивидуальным предпринимателем ККТ при выдаче заработной платы или денежных средств подотчетному лицу такой организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под термином «расчеты» понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Учитывая изложенное, выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а равно выдача денежных средств под отчет и возврат сотрудником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не образуют природу расчета в смысле Федерального закона N 54-ФЗ и, следовательно, не требует применения ККТ.

Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов, а также до сведения налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

Кому нужна касса с 1 июля 2019 года

Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ одобрил отсрочку для ИП без сотрудников, которые продают товары своего производства, оказывают услуги или выполняют работы. Эти предприниматели смогут перейти на онлайн-кассу с 1 июля 2021 года.

Для всех остальных необходимость перейти на онлайн-кассу с 1 июля 2019 года остается актуальной. Касса нужна:

  • предпринимателям без сотрудников, занятым в розничной торговле, в том числе через торговые автоматы;
  • ИП и юрлицам с сотрудниками, которые оказывают услуги и выдают «старые БСО».

В каких случаях не нужна онлайн-касса

Поправки расширяют список тех, кто освобожден от обязанности устанавливать онлайн-кассу.

Теперь касса не нужна продавцам бахил и продавцам билетов в театр с лотка или с рук. А еще кассу можно не применять предпринимателям, которые сдают свое жилье вместе с местом в паркинге.

При безналичных расчетах, например через отделения банков, банкоматы и онлайн-банки, можно не применять онлайн-кассу в отдельных сферах. К ним относятся:

  • услуги, предусмотренные уставом садоводческих, огороднических, некоммерческих товариществ, жилищных и других потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья своим членам и прием платы за жилье и коммунальные услуги;
  • услуги образования в образовательных организациях;
  • спортивные услуги в спортивных организациях;
  • услуги домов и дворцов культуры, домов народного творчества, клубов и центров культурного развития, этнокультурных центров, центров культуры и досуга, домов фольклора, домов ремесел, домов досуга, культурно-досуговых и культурно-спортивных центров.

Если во всех перечисленных выше случаях есть прямой контакт с клиентом и он платит наличными или картой, онлайн-касса нужна!

Что изменится в выдаче чеков

Чек на зачет аванса можно будет не отправлять клиентам, если вы оказываете образовательные услуги, услуги охраны, услуги ЖКХ и услуги организаций-поставщиков ресурсов. Для ФНС чек нужно будет формировать раз в месяц по всем операциям и отправлять в течение 10 дней после окончания расчетного периода.

Удаленная ККТ

Поправками установлен перечень ситуаций, в которых можно применять удаленную онлайн-кассу. Это:

  • разносная торговля и дистанционная продажа, например, через курьеров;
  • расчеты за услуги через автоматические устройства (автозаправки, автомойки, автоматическая стирка вещей);
  • выездные услуги, например, монтаж окон;
  • услуги с выдачей БСО;
  • продажа билетов кондукторами или водителями в салоне общественного транспорта;
  • услуги управляющих компаний, ТСЖ и организаций-поставщиков услуг.

В этих случаях чек клиенту можно передать одним из двух способов:

  1. отправить на email или на телефон информацию для поиска чека на сайте ФНС или ОФД;
  2. дать возможность считать QR-код. Когда человек считает код, он сможет найти чек в приложении ФНС и при необходимости распечатать его. Такой чек равен чеку, сформированному на ККТ или отправленному в электронной форме.

Но поправки не отменяют возможность использовать обычную онлайн-кассу в месте расчета.

Использование удаленной онлайн-кассы в транспорте

Поправки дают кондукторам и водителям общественного транспорта возможность использовать удаленную кассу и передавать чеки пассажирам несколькими способами:

  • выдавать бумажный или электронный чек, сформированный на онлайн-кассе;
  • отправлять на почту или в sms реквизиты чека и ссылку на сайт, где его можно скачать;
  • показывать QR-код, чтобы клиент мог считать и найти чек в приложении и при необходимости распечатать его;
  • напечатать на билете реквизиты чека.

Упрощение для ЖКХ

Управляющие компании и компании-поставщики ресурсов получат 5 дней на формирование чека после оплаты и отправку в ФНС. Клиентам чек можно не передавать, если они не попросят об этом письменно. Такой запрос клиент может направить в течение 3-х месяцев после формирования чека.

Изменены требования к оформлению фискального чека ККМ

Законом РК от 2 апреля 2019 года № 241-VI внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности, в том числе в Налоговый кодекс.

Согласно изменениям, внесенным в пункт 6 статьи 166 Налогового кодекса и статью 22 Закона РК от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее — Закон о введении), с 1 января 2019 года чек контрольно-кассовой машины должен содержать следующую информацию:

1) наименование налогоплательщика;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) заводской номер контрольно-кассовой машины;

4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;

5) порядковый номер чека;

6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) цену товара, работы, услуги за единицу;

8) фискальный признак;

9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;

10) наименование товара, работы, услуги;

11) количество приобретаемого товара, работ, услуг, единицу их измерения;

12) общую сумму продажи товара, работы, услуги;

13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг — в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость;

14) адрес места использования контрольно-кассовой машины;

15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины.

При этом положения подпунктов 9) и 15) не распространяются на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных.

Обращаем ваше внимание, что изменение в редакцию пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса, действие которой приостановлено статьей 22 Закона о введении теперь уже до 1 января 2020 года (до внесения изменений — до 2024 года), вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования закона, то есть с 14 апреля 2019 года.

В статью 22 Закона о введении также внесены изменения касательно статьи 166 Налогового кодекса, которая и в период приостановления с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года действует в редакции подпункта 2) статьи 22 Закона о введении, в который также внесены изменения к требованиям по оформлению чека ККМ. Новые требования применяются с 1 января 2019 года.

Зарегистрировано в Минюсте России 15 мая 2018 г. N 51092

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) ДОКУМЕНТОВ, ПОРЯДКА, ФОРМЫ И ФОРМАТА ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОПЕРАТОРОМ ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

В соответствии с абзацем вторым пункта 8 статьи 4.5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4223) и подпунктом 5.9.60 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 40, ст. 5847), приказываю:

1. Утвердить:

перечень информации и (или) документов, предоставляемых оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

порядок предоставления информации и (или) документов оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

форму предоставления информации и (или) документов оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

формат предоставления информации и (или) документов оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического обеспечения и координации работы налоговых органов по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. МИШУСТИН

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 25 января 2018 г. N ММВ-7-20/44@

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОПЕРАТОРОМ ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

1. При проведении налоговыми органами контроля и надзора операторы фискальных данных предоставляют в налоговые органы:

фискальные документы, в том числе в электронной форме;

информацию из базы фискальных данных оператора фискальных данных;

информацию об обезличенных фискальных данных, которые оператор фискальных данных обработал в статистических или исследовательских целях;

информацию о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, в случае если указанные действия осуществлялись пользователем контрольно-кассовой техники через оператора фискальных данных;

информацию о расторжении или изменении договора на обработку фискальных данных, заключенном между оператором фискальных данных и пользователем контрольно-кассовой техники.

2. Оператор фискальных данных обязан предоставить иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или техническими средствами оператора фискальных данных <*>.

<*> Статья 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 25 января 2018 г. N ММВ-7-20/44@

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) ДОКУМЕНТОВ ОПЕРАТОРОМ ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

1. Информация и (или) документы предоставляются законным представителем оператора фискальных данных или его уполномоченным представителем (далее — оператор фискальных данных) в налоговые органы в случае поступления соответствующего запроса.

2. Операторы фискальных данных предоставляют по запросу налогового органа информацию и (или) документы, указанные в Перечне информации и (или) документов, предоставляемых оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора, согласно приложению N 1 к настоящему приказу, необходимые для проведения проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Оператор фискальных данных, получивший мотивированный запрос налогового органа о предоставлении информации и (или) документов на бумажном носителе или через кабинет контрольно-кассовой техники, исполняет его в течение трех рабочих дней со дня получения.

Оператор фискальных данных, получивший мотивированный запрос налогового органа о предоставлении информации и (или) документов в рамках информационного взаимодействия в соответствии с протоколом информационного обмена между техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов, указанным в пункте 6 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4223) и размещенным ФНС России (далее — уполномоченный орган) на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Протокол информационного обмена), исполняет его в течение трех рабочих дней со дня получения.

3. Информация и (или) документы, предоставляемые оператором фискальных данных по запросу налогового органа на бумажном носителе, заверяются подписью уполномоченного лица оператора фискальных данных и печатью организации (при наличии) и вручаются должностному лицу налогового органа либо направляются в адрес налогового органа, запросившего такую информацию и (или) документы, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Информация и (или) документы, предоставляемые оператором фискальных данных по запросу налогового органа в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники, подписываются усиленной квалифицированной подписью уполномоченного лица оператора фискальных данных, в формате согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

Информация и (или) документы, предоставляемые оператором фискальных данных по запросу налогового органа в рамках информационного взаимодействия в соответствии с Протоколом информационного обмена, должны соответствовать требованиям, установленным Протоколом информационного обмена, который размещен уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Информация и (или) документы, предоставляемые оператором фискальных данных по запросу налогового органа в электронной форме, предоставляются в формате файла указанном в запросе налогового органа.

5. В случае невозможности предоставления оператором фискальных данных запрашиваемых налоговым органом документов, оператор фискальных данных обязан предоставить их заверенные копии.

Приложение N 3
к приказу ФНС России
от 25 января 2018 г. N ММВ-7-20/44@

Форма по КНД 1117001

наименование налогового органа

ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) ДОКУМЕНТОВ ОПЕРАТОРОМ ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА <1>

(полное или сокращенное наименование организации)

ИНН
КПП
ОГРН
В соответствии с запросом налогового органа от _______________ N _______ направляет следующие документы и (или) информацию:
1) документы:
;
наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, указанных в запросе налогового органа о предоставлении документов и (или) информации
,
2) информацию:
;
сведения, позволяющие идентифицировать информацию, указанную в запросе налогового органа о предоставлении документов и (или) информации
Приложения: .
Достоверность сведений, указанных в настоящей форме, подтверждаю
должность Ф.И.О. <2> подпись

<1> Настоящая Форма заполняется только в случаях предоставления информации и (или) документов оператором фискальных данных налоговым органам на бумажном носителе или через кабинет контрольно-кассовой техники.

<2> Отчество указывается при наличии.

Приложение N 4
к приказу ФНС России
от 25 января 2018 г. N ММВ-7-20/44@

ФОРМАТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) ДОКУМЕНТОВ ОПЕРАТОРОМ ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

I. Общие сведения

1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее — файл обмена) предоставления информации и (или) документов в электронной форме оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора.

2. Номер версии настоящего формата 5.01, часть 000.00.

II. Описание файла обмена

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид: R_T_A_K_0_GGGGMMDD_N, где:

R_T — префикс, принимающий значение ХХ_ХХХХХХХХ;

А_К — идентификатор получателя информации, где: А — идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, К — идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена <1>. Каждый из идентификаторов (А и К) имеет вид для налоговых органов — четырехразрядный код налогового органа;

<1> Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов А и К совпадают.

О — идентификатор отправителя информации, имеет девятнадцатиразрядный код (идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) и код причины постановки на учет (далее — КПП) организации (обособленного подразделения).

GGGG — год формирования передаваемого файла, ММ — месяц, DD — день;

N — идентификационный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла — xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

<?xml version =»1.0″ encoding =»windows-1251″?>

Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

ХХ_ХХХХХХХХ_1_000_00_05_01_хх, где хх — номер версии схемы.

Расширение имени файла — xsd.

XML схема файла обмена приводится отдельным файлом и размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 — 4.11 настоящего формата.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента <2>;

<2> В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «|». Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

признак типа элемента. Может принимать следующие значения: «С» — сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), «П» — простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, «А» — простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;

формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: Т — символьная строка; N — числовое значение (целое или дробное).

Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где: m — максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k — максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: «О» — наличие элемента в файле обмена обязательно; «Н» — наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и тому подобному), то признак обязательности элемента дополняется символом «К». Например, «ОК». В случае, если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом «М». Например, «НМ» или «ОКМ».

К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение «У» в случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе «Дополнительная информация». Например, «НУ» или «ОКУ»;

дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.

Рисунок 1. Диаграмма структуры файла обмена

Таблица 4.1

Файл обмена (Файл)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Идентификатор файла ИдФайл А Т(1-255) ОУ Содержит (повторяет) имя сформированного файла (без расширения)
Версия программы, с помощью которой сформирован файл ВерсПрог А Т(1-40) О
Версия формата ВерсФорм А Т(1-5) О Принимает значение: 5.01
Состав и структура документа Документ С О Состав элемента представлен в таблице 4.2

Таблица 4.2

Состав и структура документа (Документ)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код по КНД КНД А Т(=7) О Принимает значение: ххххххх
Дата формирования документа ДатаДок А Т(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>. Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Наименование налогового органа НаимНО А Т(1-255) О
Сведения об операторе фискальных данных СвОФД С О Состав элемента представлен в таблице 4.3
Сведения о лице, подписавшем документ Подписант С О Состав элемента представлен в таблице 4.5
Предоставление оператором фискальных данных налоговым органам информации и (или) документов при проведении ими контроля и надзора ПредОФДИнфНО С О Состав элемента представлен в таблице 4.7

Таблица 4.3

Сведения об операторе фискальных данных (СвОФД)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Оператор фискальных данных — организация ОФДЮЛ С О Состав элемента представлен в таблице 4.4

Таблица 4.4

Оператор фискальных данных — организация (ОФДЮЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименование организации НаимОрг А Т(1-1000) О
ИНН организации ИННЮЛ А Т(=10) О Типовой элемент <ИННЮЛТип>
КПП КПП А Т(=9) О Типовой элемент <КППТип>

Таблица 4.5

Сведения о лице, подписавшем документ (Подписант)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Признак лица, подписавшего документ ПрПодп А Т(=1) ОК Принимает значение:
1 — законный представитель оператора фискальных данных
2 — уполномоченный представитель оператора фискальных данных
Должность лица, подписавшего документ Должность А Т(1-120) Н
Фамилия, имя, отчество ФИО С О Типовой элемент <ФИОТип>.
Состав элемента представлен в таблице 4.11
Сведения о представителе оператора фискальных данных СвПред С НУ Состав элемента представлен в таблице 4.6
Элемент обязателен при <ПрПодп>=2

Таблица 4.6

Сведения о представителе оператора фискальных данных (СвПред)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя НаимДок А Т(1-120) О

Таблица 4.7

Предоставление оператором фискальных данных налоговым органам информации и (или) документов при проведении ими контроля и надзора (ПредОФДИнфНО)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Дата представления документов и (или) информации ДатаПред А Т(=10) О Типовой элемент <ДатаТип> Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Запрашиваемые документы ЗапрДок С НМУ Состав элемента представлен в таблице 4.8
Элемент обязателен при отсутствии элемента <ЗапрИнф>
Запрашиваемая информация ЗапрИнф С НМУ Состав элемента представлен в таблице 4.9
Элемент обязателен при отсутствии элемента <ЗапрДок>
Приложение Приложение С НМ Состав элемента представлен в таблице 4.10

Таблица 4.8

Запрашиваемые документы (ЗапрДок)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, указанных в запросе налогового органа о представлении документов и (или) информации НаимРеквДок А Т(1-255) О

Таблица 4.9

Запрашиваемая информация (ЗапрИнф)

Наименование элемента Сокращенное наименование(код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Сведения, позволяющие идентифицировать информацию, указанную в запросе налогового органа о представлении документов и (или) информации СвИДИнф А Т(1-255) О

Таблица 4.10

Приложение (Приложение)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки информации и (или) документов, прилагаемых к настоящей форме НаимРеквДок А Т(1-255) О

Таблица 4.11

Фамилия, имя, отчество (ФИОТип)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Фамилия Фамилия А Т(1-60) О
Имя Имя А Т(1-60) О
Отчество Отчество А Т(1-60) Н