ФЗ 262 об обеспечении доступа

3. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, из них исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи, кроме фамилий, имен и отчеств заявителей, представителей сторон, приглашенных в заседание представителей государственных органов, экспертов и специалистов. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности заявителя и (или) его представителя Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации по ходатайству заявителя или его представителя либо по собственной инициативе может быть принято решение об исключении их персональных данных и использовании вместо исключенных персональных данных инициалов, псевдонимов или других обозначений, не позволяющих идентифицировать заявителя и (или) его представителя.

4 марта 2010 Антон Костенко рассказал газете «Известия» о возможности получения гражданами доступа к судебным данным

Ближе к народу

Судебные органы расскажут о себе

С 1 июля вступает в силу закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Законодатели уверены, что граждане получат реальный доступ к судебным данным. Правда, нужные сведения уже и сегодня можно найти на сайтах Высшего арбитражного суда, Верховного суда, а вот с районными судами дело обстоит похуже. Для реального исполнения нового закона потребуется существенная модернизация материальной базы судов общей юрисдикции. Вопрос в том, выделит ли государство на это средства.

Одной из основных задач федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ об обеспечении доступа к информации о деятельности судов является создание механизма реализации конституционного права каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции) в области правосудия. Кроме того, закон также призван обеспечить исполнение органами государственной власти обязанности, установленной ст. 24 Конституции — предоставить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В частности, новый закон вводит еще одну форму получения информации — запрос, который любое лицо вправе направить в суд по почте. Суд будет обязан ответить на такой запрос в 30-дневный срок. Автор запроса не обязан его мотивировать, а вот отказ в предоставлении сведений должен быть мотивирован с указанием конкретных норм закона, которые ограничивают право суда на предоставление такой информации.

Вопрос времени

— Предполагается, что действие этого закона позволит добиться повышения качества правосудия, исключит коррупцию, приблизит судебную власть к населению и создаст, таким образом, благоприятную почву для открытых взаимоотношений, повысив уровень доверия общества к судебной власти. Исполнение требований этого закона обязательно для всех органов судебной власти, — отмечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Юлия Аносова. — Единственным препятствием для практической реализации норм закона в кратчайшие сроки может являться недостаточная материально-техническая оснащенность судов. Однако внедрение новых правил, установленных этим законом, всего лишь вопрос времени.

Действительно, уже сегодня граждане имеют реальный доступ к информации о деятельности судов. Свои сайты есть у большинства судов арбитражной системы, включая кассационные суды и Высший арбитражный суд РФ. На них оперативно публикуются судебные акты, там можно получить информацию о движении дела, а также узнать о назначении судей и получить другие новости. Например, можно подписаться на рассылку сайта Арбитражного суда г. Москвы и регулярно узнавать новости суда или информацию о движении конкретного дела. Хуже обстоят дела с судами общей юрисдикции. «Это связано с тем, что таких судов намного больше, их материальное обеспечение намного хуже и количество рассматриваемых дел больше. У районных судов нет оборудования для сканирования судебных актов, нет средств и специалистов для поддержания сайтов и т.п., — поясняет Антон Костенко, партнер, адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». — Поэтому для реального исполнения нового закона потребуется существенная модернизация материальной базы судов общей юрисдикции. То есть нужно будет выделить значительные средства из бюджета».

Чей сайт?

С сайтами государственных органов вообще творится непонятная история. Еще 1 января 2010 г. вступил в силу федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. Одним из средств обеспечения доступа граждан к официальной информации закон называет интернет, а основным местом ее публикации — официальные сайты органов власти. Однако ряд таких сайтов просто-напросто не соответствует предъявляемым к ним законом требованиям. В частности, в пункте 5 статьи 1 закона N 8-ФЗ указано, что официальный сайт должен содержать информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления; его электронный адрес должен включать доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Сайт, не соответствующий хотя бы одному из перечисленных требований, с точки зрения закона, не является официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления.

— Следовательно, можно предположить, что информация, размещенная на таком сайте, может быть недостоверной, — говорит Юлия Аносова. — К сожалению, в настоящее время интернет-пространство в России остается все-таки недостаточно законодательно урегулированной сферой. В частности, не существует четкого нормативного определения понятия «доменное имя», хотя оно употребляется во многих нормативно-правовых актах. Так, например, в подп. 5 п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса доменные имена упоминаются в качестве способа адресации интернет-ресурса. Законодательством также не урегулированы вопросы использования, владения и распоряжения этим объектом. В связи с этим определенную трудность может вызвать вопрос об определении принадлежности доменного имени соответствующему государственному органу или органу местного самоуправления.

В интернете существуют сервисы, позволяющие определить лицо, на чье имя зарегистрировано доменное имя. Например, это можно сделать на сайте официального регистратора доменной зоны .ru — ЗАО «РСИЦ» по адресу: www.nic.ru «http://www.nic.ru». Согласно сервису, некоторые сайты государственных органов или органов местного самоуправления зарегистрированы на частные организации. Установить же, насколько правомерно используется домен указанными органами, практически невозможно, а соответственно, нельзя определить статус сайта и достоверность размещенной на нем информации.

В то же время Антон Костенко уверен, что «если сайт действительно создан госорганом во исполнение данного закона и этот сайт содержит указание на то, что является официальным сайтом, то несоответствие некоторым формальным требованиям не лишает информацию на сайте официального статуса». Кстати, если есть сомнения, что сайт создан госорганом, то следует направить в этот госорган запрос о подтверждении адреса ресурса либо просто позвонить в пресс-центр.

Отказ от иллюзий

Параллельно с открытостью органов власти законодатели уже давно пытаются добиться качества и эффективности исполнения принимаемых ими решений. К примеру, осенью в Госдуму был внесен проект федерального закона N 254940-5. По замыслу авторов, принятие документа позволит обеспечить снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, улучшить взаимодействие с органами власти, сделать доступнее для граждан и организаций информацию о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии и т.д. и т.п. Конечно, поставленные цели и задачи чрезвычайно актуальны и важны в настоящее время. Однако сегодня сложно оценить, насколько полной и удачной будет их реализация. «Об эффективности принятого закона можно будет судить только после начала его практического применения. Будем надеяться, что нормы закона будут успешно реализованы на практике в условиях современной России, а не будут носить лишь декларативный характер», — заявляет Юлия Аносова.

Напомним, кампанию по снижению административных барьеров власти безуспешно ведут с начала 2000-х годов. Однако все предпринимаемые меры имели ограниченный положительный эффект. По-настоящему дебюрократизировать экономику так и не удалось. — Другого трудно было ожидать, потому что в результате всей этой деятельности по-настоящему не затрагивалось самое главное — мотивация чиновников, — считает партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Административные барьеры у нас продолжают оставаться инструментом извлечения чиновниками административной (статусной) ренты. Увы, проводившаяся в 2000-х годах административная реформа совершенно не затронула сложившееся положение. Это означает, что, даже если удается убрать (снизить) какие-то административные барьеры, рядом тут же возникают новые или усиливаются старые. Мотивация-то не изменилась! Увы, законопроект «Об общих принципах организации предоставления госуслуг…» не является в этом ряду попыток борьбы с административными барьерами исключением. Так что не стоит питать особых иллюзий.

Даже указанный законопроект, если его примут и он все же станет законом, является рамочным и сам по себе практически применяться не может. Для его реального применения нужно будет принять множество подзаконных актов, административных регламентов. Тем не менее такой базовый закон тоже необходим, так как в нем сконцентрированы ключевые принципы оказания государственных услуг, уверен Антон Костенко. «Если говорить о преодолении административных барьеров, то для этого нужны две важные вещи, которых в законе нет. Первое — эффективный и оперативный механизм судебной защиты прав граждан, пострадавших от административных барьеров. А также механизм наказания ответственных чиновников. Только под страхом неотвратимой ответственности чиновники изменят свой подход и начнут считать нас не «просителями», а «клиентами» госуслуги. Второе — реальное и существенное уменьшение количества согласований. Эффективность госуслуги (каким совершенным бы ни был административный регламент) будет определяться тем, сколько подписей человеку нужно собрать своими ногами. Идеально — это принцип одного окна, когда гражданин обращается с просьбой, а сами чиновники ответственны за сбор всех подписей», — резюмирует он.

Александр Лебедев

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА
К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 1
Целью комментируемой статьи является раскрытие наиболее важных, ключевых понятий, используемых в настоящем Законе, нуждающихся в пояснении.
В соответствии с комментируемой статьей запросом признается обращение пользователя за информацией, осуществляемое в письменной форме в виде заявления о предоставлении такой информации либо в форме устного обращения.
Прежде всего, определимся с понятием информации. Информацией согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Применительно к комментируемому Закону — это сведения о деятельности судов.
Запрос, согласно п. 1 настоящей статьи, может быть осуществлен в устной или в письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
Конкретные требования к запросам, а также порядок предоставления информации по запросу подробно регламентированы в статьях 18, 19 комментируемого Закона соответственно.
Комментируемый пункт исчерпывающе перечисляет все органы, в которые вправе обратиться пользователь информации, среди которых прежде всего суды, перечисленные в пункте 5 настоящей статьи.
К судам, согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, с запросом пользователю можно обратиться в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, который в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (органы Судебного департамента) согласно ст. 14 указанного Закона осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.
Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.
Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
Подробнее о каждом из органов судейского сообщества дает представление Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
К информации о деятельности судов относится информация, подготовленная ими в пределах своих полномочий, либо поступившая в указанные органы информация, относящаяся к деятельности судов, а также законодательство, касающееся порядка судопроизводства, полномочий и порядка деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.
Заострять внимание на законодательстве как на виде информации о деятельности судов специально не будем, т.к. в процессе комментирования Закона все указанные нормативные акты будут нами тем или иным образом упомянуты.
Указанное определение информации, по мнению автора, сформулировано достаточно широко и конкретизируется путем указания на конкретные виды источников информации, такие, как законодательство Российской Федерации, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов.
Разберемся, что представляет собой информация, подготовленная судами в пределах их полномочий.
Полномочия Конституционного Суда РФ определены в ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». К ним относятся:
1) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешение споров о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дача толкования Конституции Российской Федерации;
5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществление иных полномочия, предоставляемых ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Рассматривая полномочия судов общей юрисдикции, автор дает представление о них в свете гражданского судопроизводства. Однако не стоит также забывать, что данные суды имеют полномочия по рассмотрению дел и в уголовном судопроизводстве, которое регламентировано УПК РФ, а также в производстве по делам, вытекающим из административных правонарушений, согласно КоАП РФ.
Полномочия Верховного Суда РФ определены ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ», согласно которой Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции (ст. 27 ГПК РФ); дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Согласно п. 6 указанной статьи полномочия Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом, однако в настоящее время подобного закона не существует.
В силу статьи 20 ФКЗ «О судебной системе РФ» верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой (ст. 26 ГПК РФ) и второй инстанции (п. 1 ч. 1 ст. 337 ГПК РФ), в порядке надзора (ст. 377 ГПК РФ) и по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 393 ГПК РФ).
Полномочия, порядок образования и деятельности судов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным конституционным законом, однако подобного закона также не существует.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Федерального конституционного закона о районных судах не существует, однако ГПК РФ в ст. 24 предусматривает подсудность дел районным судам в качестве первой инстанции, а также в ст. 329 предусматривает рассмотрение ими дел в качестве апелляционной инстанции.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Подробно на их полномочиях останавливаться не будем. О полномочиях системы военных судов подробно можно узнать из ФКЗ от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
Необходимо сразу заметить, что специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют.
Полномочия системы арбитражных судов подробно урегулированы Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно статье 10 указанного Закона Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
1) рассматривает в первой инстанции:
— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
— дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;
2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;
обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.
Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.
В настоящее время в Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округа.
Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации Принят Государственной Думой 10 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 года (в ред. Федерального закона от 28 июня 2010 г. N 123-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3407; Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4291; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4588; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 166-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3458; Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 366-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6686; Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094; Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2065; Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3889; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4772; Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 7) Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) запрос — обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее — органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее — информация о деятельности судов) (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094); 2) информация о деятельности судов — информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов; 3) пользователь информацией — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов; 4) судебный акт — решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора; 5) суды — федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее — мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации; 6) единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей — совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил (пункт 6 введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4588; в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094); 7) отсроченная трансляция судебного заседания — трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи (пункт 7 введен Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4772); 8) прямая трансляция судебного заседания — трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет», осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени (пункт 8 введен Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4772); 9) частичная трансляция судебного заседания — трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет», осуществляемая после проведения судебного заседания в записи (пункт 9 введен Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4772). Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов. 2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. 3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. 4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на: 1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей; 2) порядок исполнения судебных актов; 3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества; 4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов 1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов; 5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов. Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен 1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. 2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом. Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами: 1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; 2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; 3) размещение информации о деятельности судов в сети «Интернет» (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4772); 4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях; 5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов; 7) трансляция открытых судебных заседаний в сети «Интернет» в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами (пункт 7 введен Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4772). Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов 1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. 2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества. 3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц. 4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования. Статья 8. Права пользователей информацией Пользователь информацией имеет право: 1) получать достоверную информацию о деятельности судов; 2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен; 3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации; 4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов. Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов 1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента. 2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. 3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — субъектами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094). Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети «Интернет» (наименование в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4291) 1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть «Интернет», в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094). 1-1. Мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей осуществляются Судебным департаментом и органами Судебного департамента (часть 1-1 введена Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4588; в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094). 2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — субъектами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094). 3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в