ФЗ 196 о безопасности

«Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения может помочь всем странам вступить на путь, ведущий в более безопасное будущее… Сегодня партнеры во всем мире составляют национальные или городские планы на Десятилетие, проводят обсуждения вопросов политики и предоставляют людям, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, возможность рассказать о своей судьбе широкой общественности. Сейчас нам необходимо вывести эту кампанию на качественно новый уровень и взять курс на обеспечение безопасности на дорогах. Вместе мы можем спасти миллионы жизней».

Из послания бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю начала Десятилетия

Дорожно-транспортный травматизм по-прежнему является одной из серьезных проблем общественного здравоохранения и одной из главных причин смертности, травматизма и инвалидности во всем мире. Более 90 процентов смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий отмечаются в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится менее половины мирового автомобильного парка. Дорожно-транспортный травматизм входит в число трех главных причин смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет.

Дорожно-транспортный травматизм создает угрозу замедления темпов экономического и человеческого развития. В некоторых странах с низким и средним уровнем доходов сумма потерь превышает общий объем получаемой ими помощи в целях развития. Дорожно-транспортный травматизм ложится тяжелым бременем на национальную экономику, оказывая прямое воздействие на службы здравоохранения и реабилитации и порождая косвенные издержки. Он может также создавать значительные финансовые трудности для затрагиваемых семей, которым в дополнение к значительному эмоциональному стрессу зачастую приходится покрывать расходы на медицинское обслуживание и реабилитацию, похороны и другие расходы, связанные с утратой дохода потерпевшего лица.

В январе 2017 года Организация Объединенных Наций приняла внутреннюю общесистемную стратегию обеспечения безопасности дорожного движения, которая направлена на сокращение к 2020 году числа погибших и пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий на 50 процентов в соответствии с целями Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В календаре по случаю Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2011–2020 годах было намечено несколько сотен мероприятий в более 70 странах. Правительства Новой Зеландии, Мексики, Российской Федерации и Южной Африки заявили о том, что предпринимаются новые шаги для спасения жизней на дорогах. Правительства таких стран, как Австралия, Камбоджа, Эфиопия, Индонезия, Кувейт, Малайзия, Мексика, Нигер, Нигерия, Филиппины, Словения, Шри-Ланка, Узбекистан и Вьетнам провели официальные мероприятия и представили национальные планы повышения безопасности дорожного движения и расширения ассортимента услуг для жертв несчастных случаев.

Ряд таких важных национальных памятников, как Таймс-сквер в Нью-Йорке, статуя Христа-Искупителя и комплекс Castillo de Fiocruz в Рио-де-Жанейро, Трафальгарская площадь в Лондоне, Jet d’Eau в Женеве, Дворец культуры и науки в Варшаве, Всемирный торговый центр в Коломбо и другие были оборудованы специальной подсветкой с логотипом Десятилетия. См. список мероприятий по странам >>*


Знак безопасности дорожного движения является новым глобальным символом дорожной безопасности и основным визуальным образом Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Он позволит объединить усилия, предпринимаемые в рамках Десятилетия.

Ресурсы

Сергей, добрый день.

Увы, никаких разъяснений на этот счет в настоящее время нет. Пока исходим из буквального толкования данного законодательного положения

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

В законе стоит предельно ясное, исключающее всякое двусмысленное толкование, ограничение по управлению транспортным средством.

Причем, как разъяснил Роструд

С 1 июня 2017 г. иностранные граждане, осуществляющие в России трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, будут допускаться к управлению ими только при наличии российского национального водительского удостоверения (п.п. 12, 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.05.2015 N 130-ФЗ). Как поступить с работником водителем-иностранцем, если он уже принят на работу и у него пока нет российского водительского удостоверения?

Работника, чьи трудовые функции непосредственно связаны с наличием специального права, в т.ч. права на управление транспортным средством, работодатель обязан отстранить от работы в случае прекращения у него этого права на срок до двух месяцев.
Отстранение производится в случае невозможности перевести работника на другую работу (в том числе на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом состояния здоровья. Работодатель должен предлагать работнику все отвечающие указанному требованию вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях он обязан предлагать в том случае, если это предусмотрено коллективным, трудовым договорами, соглашениями.
Если срок приостановления специального права превышает два месяца или работник лишен данного права, трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с подп. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующему обстоятельству, не зависящему от воли сторон — истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2016 г.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Поэтому формально в сложившейся ситуации в перспективе трудовой договор с таким работником подлежит расторжению.

Работники ГИБДД пока не наказывают, но и сведений не дают, когда репрессии начнутся.

Сергей

Все это может произойти в любое время.

Поэтому в данной ситуации такому работнику стоит быстрее заняться вопросом обмены водительского удостоверения в установленном порядке.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;

назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;

соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ,
от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Комментируемую статью по содержанию можно рассматривать как вводную, подобно преамбуле других федеральных законов, в настоящей статье наиболее обобщающе говорится о тех сферах и областях общественных отношений, которые урегулированы настоящим Законом.
Обратим внимание на формулировку первого абзаца комментируемой статьи. В ней указано, что Закон устанавливает правовые основы безопасности дорожного движения. Данное положение означает, что комментируемый Закон не устанавливает подробное правовое регулирование, не создает какие-то конкретные правила, обеспечивающие безопасность на дорогах России, а предлагает правовые основы (определенные рамки) такого регулирования. В последующих статьях Закона мы не раз увидим, что он определяет права и обязанности органов государственной власти федерального уровня (исполнительной власти) и органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, говорит о координации их деятельности. В основном именно в таком регулировании и выражается правовая норма об установлении именно правовых основ, а не подробного регулирования. Такой подход законодателя к урегулированию вопросов обеспечения безопасности дорожного движения можно объяснить тем, что комментируемый Закон по своему статусу является федеральным. Непосредственно безопасность дорожного движения будет обеспечиваться не конкретно одним органом государственной власти, а системой органов в пределах их полномочий, должна проводиться координация их деятельности. Сама структура органов государственной власти (особенно исполнительной на федеральном уровне) постоянно изменяется. Обратим внимание хотя бы на то, что за последние 10 лет полномочия органа ГАИ, затем ГИБДД постоянно изменялись. Именно поэтому в настоящем Законе не должно быть подробного описания полномочий органа государственной власти, полномочного обеспечивать безопасность на наших дорогах, а должна быть своего рода отсылка к тем нормативным актам подзаконного характера, которые непосредственно и устанавливают структуру полномочных органов, их права и обязанности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Обратимся к содержанию задач, которые поставил перед собой законодатель в комментируемом Законе.
Сразу же следует отметить, что все указанные в абз. 2 настоящей статьи задачи носят одну ярко выраженную направленность — они не разделяют обеспечение прав пешеходов, пассажиров и водителей как участников процесса дорожного движения, а говорят о защите прав граждан. В понятие «граждан» как раз и входят все участники дорожного движения. Все задачи связаны также с единственным средством их реализации — предотвращение дорожно-транспортных происшествий (далее в настоящем комментарии — ДТП).
Первую группу задач можно определить как охрану жизни и здоровья граждан. Охрана их жизни и здоровья возможна только одним-единственным способом — предотвращение ДТП и оказание как можно более скорой и своевременной медицинской помощи пострадавшим от ДТП. Довольно часто бывает так, что скорая медицинская помощь слишком поздно добирается до пострадавших, для этих целей как раз и была придумана первая медицинская доврачебная помощь. Ее может оказать практически каждый, на законодательном уровне это выразилось в том, что каждое автотранспортное средство может быть допущено к дорожному движению только при наличии аптечки водителя в автотранспортном средстве.
Вторую группу задач составляет защита имущества граждан. Как правило, такая защита осуществляется посредством норм права по возмещению вреда, причиненного гражданам в результате ДТП. Так, Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Кроме того, ст. 1079 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) установлены правовые основы возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности. Автотранспортное средство как раз и является таким источником повышенной опасности.
Третью группу задач можно определить как защиту прав и законных интересов граждан — участников дорожного движения. В более широком смысле содержание данной задачи особого интереса не представляет, поскольку это обобщающая формулировка и включает в свое содержание все предыдущие задачи правового регулирования. Однако в более узком смысле, исключая содержание предыдущих рассмотренных задач, можно сказать, что под обеспечением прав и законных интересов граждан будет пониматься именно процесс достижения возмещения вреда, привлечение виновного не только к гражданско-правовой, но и административной или даже уголовной ответственности. Все это возможно только при надлежащем и своевременном фиксировании уже результатов случившегося ДТП, их надлежащем расследовании. Известны случаи, когда, например, недобросовестные водители подкупают (дают взятку) тем же сотрудникам милиции, расследовавшим ДТП, и таким образом избегают уголовной ответственности. Именно с такой позиции и следует рассматривать задачу обеспечения прав граждан, пострадавших от ДТП. Определенная недобросовестность наблюдается и со стороны страховых компаний, чьи агенты выезжают на место ДТП и фиксируют его результаты. Своевременное установление виновного в случившемся ДТП и надлежащая фиксация доказательств его вины как раз и обеспечивают достижение задачи по защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от ДТП.
Четвертая, и последняя, группа задач состоит в защите интересов общества и государства, она определяется как максимальное обеспечение безопасности на дорогах нашей страны.
Статья 2. Основные термины
Комментарий к статье 2
Настоящая статья также носит вводный характер, в ней приводится перечень правовых понятий, которые будут использоваться нами в дальнейшем при рассмотрении вопросов безопасности дорожного движения. Все понятия несложны в своем понимании и в детальном анализе не нуждаются. Однако следует особо обратить внимание на содержание такого понятия, как транспортное средство: что понимается под ним в настоящем Законе и в других законодательных и подзаконных актах? Столь пристальное внимание на данное определение транспортного средства мы обращаем потому, что многими авторами даются самые разные понятия транспортных средств. Поэтому нам необходимо выяснить, что понимать под транспортным средством в настоящем комментарии.
Если исходить из буквального толкования понятия транспортного средства только по цели его предназначения (перевозка людей, грузов), то получается, что даже велосипед или тележка будут подходить под содержание такого определения. Определение транспортного средства, приведенное в настоящем Законе, полностью совпадает с другими определениями из иных нормативных актов. Если посмотреть и на то обстоятельство, что транспортное средство предназначено для перевозки по дорогам, а понятие дорог в настоящем Законе также самое широкое (это не только дороги в буквальном смысле, но и тротуары), вывод о том, что в содержание транспортного средства включается и велосипед, и тележка, лишний раз подтверждается. Даже багажная сумка на маленьких колесах тоже может входить в содержание транспортного средства, поскольку на ней можно перевозить определенные грузы.
Аналогичное определение транспортного средства приведено в Постановлении Совета Министров РФ от 23.10.1993. Транспортное средство согласно данному Постановлению — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. При этом отдельно в Постановлении даны понятия мотоцикла, мопеда, велосипеда. Статья 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» закрепляет такое же определение транспортного средства.
Получается, что столь широко транспортное средство понимать не стоит. Велосипед к нему относится, а вот все возможные телеги и коляски — нет. Такая неопределенность, возможно, возникает потому, что во всех определениях нет указания на такое качество транспортного средства, как его самоходность. Именно самоходность и отличает все транспортные средства от нетранспортных средств применительно к настоящему Закону.
Обратим также внимание на то, что такие транспортные средства, как катера и пароходы, поезда, самолеты, не рассматриваются нами в настоящем Законе, поскольку он посвящен и регулирует отношения именно в сфере безопасности дорожного, а не воздушного, железнодорожного или речного движения.
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Комментарий к статье 3
Исходя из названия, комментируемая статья должна устанавливать именно принципы государственного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако, если проанализировать данные принципы, то можно сказать, что это скорее цели, которые пытается достичь государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но не принципы правового регулирования данной области общественных отношений.
Первой целью отмечено достижение приоритета жизни и здоровья граждан — участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Что это значит?
Такое утверждение законодателя в комментируемом Законе неслучайно, поскольку уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, должны стать первоочередной задачей в правовом регулировании. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — прямая обязанность государства. Поэтому приоритет жизни и здоровья граждан, а также ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения указаны в настоящей статье в качестве основных целей правового регулирования. Конечно, о практической реализации положений комментируемой статьи говорить не приходится, это принципы, как указал законодатель, и потому практического механизма реализации ответственности государства не существует. Как и всякий принцип, ответственность государства представляет собой благое намерение, цель.
Соблюдение интересов граждан, общества и государства тоже определено как один из принципов правового регулирования. По своему содержанию данный принцип продолжает мысль (идею, цель) первых двух принципов о защите прав и законных интересов человека и ответственности государства. В данном случае более уместно говорить о достижении баланса интересов государства и граждан — участников дорожного движения. Такой вывод можно сделать исходя из того, что государство со своей стороны должно максимально обеспечить безопасность дорожного движения. Для этих целей устанавливаются контрольно-пропускные пункты и возможно проведение прочих контрольных мероприятий. Для этих целей ряд органов государственной власти, и прежде всего ГИБДД, наделяются рядом контрольных полномочий проверять и наказывать за нарушение в сфере дорожного движения. Таким образом, создаются определенные административные барьеры, которые позволяют отчасти контролировать и снижать опасность на российских дорогах. Но это в свою очередь влечет и негативные последствия, и в первую очередь для организаций, занимающихся автоперевозками грузов, ведь все излишние проверки отнимают много времени и делают экономически не столь привлекательными перевозки автотранспортом. Есть и другие проблемы, которые неизбежно возникают при тотальном контроле на дорогах сотрудниками ГИБДД, именно поэтому государство при установлении контроля должно учитывать и другие общественные интересы.
Последним указан принцип программно-целевого подхода к обеспечению безопасности дорожного движения. В нашей стране разрабатываются и действуют федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. 20.02.2006 была принята и утверждена Постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», более подробно мы рассмотрим ее в комментарии к ст. 10 настоящего Закона.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Комментарий к статье 4
Комментируемой статьей рассматривается законодательство, которое регулирует напрямую или опосредованно отношения в сфере безопасности дорожного движения. Это двухуровневая система законодательства, поскольку выражена в законах и нормативных актах федерального уровня (которые действуют и применяются по всей стране) и законах (подзаконных актах) субъектов Федерации (которые применяются только на территории того субъекта РФ, где они приняты). Законодательство субъектов РФ не должно противоречить законодательству федерального уровня. Законодательство субъектов РФ может лишь дополнять федеральное законодательство. В свою очередь все законодательство (система права) состоит из законов и подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты в настоящее время составляют большинство актов, которые регулируют безопасность дорожного движения. Все они непосредственно регулируют вопросы безопасности или отчасти устанавливают их.
Например, можно сказать, что Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) предусматривает 2 состава преступлений, которые относятся к безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения полностью регулируют только отношения в сфере установления безопасности дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Совета Министров от 23.10.1993 N 1090. Данные положения регулируют безопасность дорожного движения с той позиции, что устанавливают требования (правила), которые обеспечивают техническую исправность автотранспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» утверждены Правила по учету дорожно-транспортных происшествий. Такие Правила также регулируют отношения по безопасности дорожного движения,

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

(В редакции федеральных законов от 15.04.2019 № 53-ФЗ, от 31.07.2020 № 264-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

Статья 2. Основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации

Основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются:

1) соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;

2) обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;

3) приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов;

4) приоритет развития транспорта общего пользования;

5) создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;

6) достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения;

7) обеспечение экологической безопасности.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец парковки — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, во владении которых находится парковка;

2) документация по организации дорожного движения — документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения и содержащая соответствующие инженерно-технические, технологические, конструктивные, экономические и иные решения;

3) интенсивность дорожного движения — количество транспортных средств и (или) пешеходов, проходящих за единицу времени в одном направлении на определенном участке дороги;

4) мониторинг дорожного движения — сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения;

5) организация дорожного движения — деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения;

6) эффективность организации дорожного движения — соотношение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов до и после реализации мероприятий по организации дорожного движения при условии обеспечения безопасности дорожного движения;

7) парковка общего пользования — парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц;

8) платная парковка — парковка общего пользования, используемая на платной основе;

9) пропускная способность дороги — максимальное значение интенсивности дорожного движения в одном направлении на определенном участке дороги при условии обеспечения безопасности дорожного движения;

10) технические средства организации дорожного движения — сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства).

Статья 4. Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации

1. Правовое регулирование организации дорожного движения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в области организации дорожного движения.

2. Отношения в области организации дорожного движения могут также регулироваться нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

3. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики Российской Федерации в области организации дорожного движения;

2) установление порядка мониторинга дорожного движения;

3) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения;

4) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения;

5) установление правил подготовки документации по организации дорожного движения;

6) утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения;

7) установление порядка определения основных параметров дорожного движения, ведения их учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области организации дорожного движения;

8) установление единого порядка дорожного движения на территории Российской Федерации;

9) установление классификации работ по организации дорожного движения;

10) установление перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним;

11) утверждение нормативов финансовых затрат федерального бюджета на выполнение работ и оказание услуг по реализации мероприятий по организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения;

12) установление правил расчета размера ассигнований федерального бюджета на выполнение работ и оказание услуг по реализации мероприятий по организации дорожного движения;

13) установление методики расчета нормативов финансовых затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на выполнение работ и оказание услуг по реализации мероприятий по организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения;

14) утверждение методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками;

15) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление полномочий в области организации дорожного движения, установленных пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления могут быть наделены федеральными законами в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями в области организации дорожного движения, установленными пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся:

1) разработка и реализация региональной политики в области организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области организации дорожного движения;

2) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;

3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;

4) ведение реестра парковок общего пользования, расположенных на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;

5) осуществление регионального государственного контроля в сфере организации дорожного движения;

6) утверждение определенных в соответствии с методикой, предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, нормативов финансовых затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на выполнение работ и оказание услуг по реализации мероприятий по организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;

7) определение в соответствии с предусмотренными пунктом 14 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона методическими рекомендациями методики расчета размера платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения, а также установление ее максимального размера;

8) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать федеральным органам исполнительной власти полномочия в области организации дорожного движения, установленные пунктами 2, 3 и 4 части 1 настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления могут быть наделены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями в области организации дорожного движения, установленными пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области организации дорожного движения

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся:

1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

2) ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Полномочия в области организации дорожного движения, установленные пунктами 1 — 3 части 1 настоящей статьи, осуществляются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в области организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, за исключением случаев, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Органы и организации, осуществляющие функции в области организации дорожного движения

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации (далее — организации, уполномоченные в области организации дорожного движения).

2. Перечень профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационные требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Глава 3. Организация дорожного движения

Статья 9. Общие требования к организации дорожного движения

1. Организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

2. Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. На дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение транспортных средств.

4. Классификация работ по организации дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

5. Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

6. Установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Статья 10. Мониторинг дорожного движения

1. Мониторинг дорожного движения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, организациями, уполномоченными в области организации дорожного движения.

2. К основным параметрам дорожного движения относятся:

1) параметры, характеризующие дорожное движение (интенсивность дорожного движения, состав транспортных средств, средняя скорость движения транспортных средств, среднее количество транспортных средств в движении, приходящееся на один километр полосы движения (плотность движения), пропускная способность дороги);

2) параметры эффективности организации дорожного движения, характеризующие потерю времени (задержку) в движении транспортных средств и (или) пешеходов.

3. Порядок определения основных параметров дорожного движения при организации дорожного движения, порядок ведения их учета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.

Статья 11. Обеспечение эффективности организации дорожного движения

1. Обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения, посредством реализации мероприятий по организации дорожного движения, к которым относятся:

1) управление распределением транспортных средств на дорогах, включая разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категорий транспортных средств, скорости и направления движения, распределение их по времени движения;

2) повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок;

3) оптимизация циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление;

4) согласование (координация) работы светофорных объектов (светофоров) в границах территорий, определенных в документации по организации дорожного движения;

5) развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов;

6) введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств;

7) развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог);

8) введение временных ограничения или прекращения движения транспортных средств.

2. Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области организации дорожного движения, обязаны принимать меры по обеспечению эффективности организации дорожного движения посредством реализации мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, обоснование необходимости которых содержится в документации по организации дорожного движения.

4. При управлении распределением транспортных средств на дорогах должны быть учтены мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, а также иных объектов капитального строительства, влияющих на основные параметры дорожного движения.

5. При выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участков дороги проезжая часть на данных участках дороги может быть закрыта для проезда не более чем на 50 про