ФЗ 132 о туристской деятельности

Содержание

О туризме и туристской деятельности в Чеченской Республике

ЗАКОН
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 13 ноября 2017 года N 37-РЗ
О туризме и туристской деятельности в Чеченской Республике

(в редакции Закона Чеченской Республики от 27.01.2020 N 7-РЗ)

Принят
Парламентом Чеченской Республики
26 октября 2017 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет некоторые меры по развитию на территории Чеченской Республики туризма и туристской деятельности, а также формы государственной поддержки туризма и туристской деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона

Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Статья 3. Правовая основа регулирования туризма и туристской деятельности

Правовую основу регулирования в сфере туризма и туристской деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Чеченской Республики, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Чеченской Республики.

Статья 4. Цели, принципы и приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности

Государственная политика в сфере туризма и туристской деятельности реализуется в Чеченской Республике в соответствии с целями, принципами и приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности, определенными Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Статья 5. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере туризма и туристской деятельности

(в ред. Закона Чеченской Республики от 27.01.2020 N 7-РЗ)

1. Уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере туризма и туристской деятельности (далее — Уполномоченный орган):

1) разрабатывает, координирует и исполняет государственные программы Чеченской Республики в сфере туризма и туристской деятельности;

2) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в сфере туризма и туристской деятельности;

3) разрабатывает и реализует меры, направленные на обеспечение безопасности туристов на территории Чеченской Республики;

4) утверждает положение о реестре туристских ресурсов и организаций туристской индустрии Чеченской Республики;

5) формирует и ведет реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии Чеченской Республики;

6) утверждает порядок использования единого туристского фирменного стиля Чеченской Республики;

7) разрабатывает и вносит в Правительство Чеченской Республики проект нормативного правового акта об утверждении форм и размеров платы за пользование туристскими ресурсами, находящимися в собственности Чеченской Республики, в соответствии с действующим законодательством;

8) организует проведение научных исследований в сфере туризма и туристской деятельности, анализ и прогнозирование развития туристского рынка, оценки влияния туризма на социально-экономические процессы в Чеченской Республике, организацию практического применения результатов данных исследований;

9) осуществляет в пределах своей компетенции межрегиональное и международное сотрудничество в сфере туризма и туристской деятельности;

10) утверждает порядок осуществления добровольной аккредитации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков;

11) проводит добровольную аккредитацию экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;

12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

2. Законом Чеченской Республики в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики (далее — органы местного самоуправления) могут наделяться отдельными полномочиями Чеченской Республики по созданию благоприятных условий для развития туризма с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Статья 5.1. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма

(введена Законом Чеченской Республики от 27.01.2020 N 7-РЗ)

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития туризма.

Статья 6. Государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике

1. Органами государственной власти Чеченской Республики обеспечивается социально-экономическая, организационная и информационная поддержка развития различных форм деятельности в сфере туризма и туристской деятельности с учетом потребительского спроса на них и конъюнктуры рынка.

2. Государственная социально-экономическая поддержка туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике осуществляется посредством:

1) определения перспективных и приоритетных направлений туристской деятельности;

2) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию Чеченской Республики;

3) информационной и организационной поддержки туризма и туристской деятельности;

4) иных форм поддержки туристской деятельности, не противоречащих действующему законодательству.

3. Государственная организационная поддержка туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике оказывается путем:

1) организации проведения семинаров, конференций, выставок, ярмарок и иных мероприятий, связанных с развитием туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике;

2) содействия в продвижении туристских продуктов Чеченской Республики на внутреннем и мировом туристских рынках;

3) содействия в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристской деятельности в Чеченской Республике.

4. Государственная информационная поддержка туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике оказывается посредством:

1) размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующей информации:

(в ред. Закона Чеченской Республики от 27.01.2020 N 7-РЗ)

а) о туристских ресурсах Чеченской Республики;

б) о мероприятиях в сфере туризма, проводимых на территории Чеченской Республики;

в) о туристских маршрутах Чеченской Республики;

г) об инвестиционных туристских проектах, реализуемых на территории Чеченской Республики;

д) иной информации в сфере туристской деятельности, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законодательством;

2) представления информации о реализуемых программах, направленных на создание благоприятных условий для развития туризма, о проведении семинаров, конференций, выставок, ярмарок и иных мероприятий, связанных с развитием туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике;

3) обеспечения подготовки и издания инструктивно-методических материалов в сфере туристской деятельности в Чеченской Республике (схем маршрутов, путеводителей, каталогов, буклетов).

5. Порядок осуществления социально-экономической, организационной и информационной государственной поддержки туризма и туристской деятельности в Чеченской Республике утверждается Правительством Чеченской Республики.

Статья 7. Продвижение туристского продукта Чеченской Республики

1. В целях поддержания интереса к туристским ресурсам Чеченской Республики, туристской индустрии Чеченской Республики уполномоченным органом осуществляется содействие продвижению туристского продукта, реализуемого в Чеченской Республике, на внутреннем и мировом туристских рынках.

2. Для повышения эффективности деятельности по продвижению туристского продукта Чеченской Республики Правительством Чеченской Республики утверждается единый туристский фирменный стиль Чеченской Республики.

Субъекты туристской индустрии Чеченской Республики вправе использовать единый туристский фирменный стиль Чеченской Республики.

3. Уполномоченный орган организует размещение соответствующих материалов в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 8. Добровольная аккредитация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков

В целях создания условий для развития туризма на территории Чеченской Республики, обеспечения необходимого уровня качества услуг, предоставляемых экскурсоводами (гидами) и гидами-переводчиками, обеспечения туристов достоверной информацией о туристских ресурсах Чеченской Республики осуществляется добровольная аккредитация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.

Статья 9. Обеспечение безопасности туристов

1. Безопасность туризма включает в себя комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на обеспечение личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, а также обеспечение сохранности окружающей природной среды, материальных и духовных ценностей общества, безопасности государства.

2. В целях обеспечения безопасности туристов туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие туристско-экскурсионное обслуживание, связанное с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов), вправе заключать договоры на выполнение аварийно-спасательных работ с профессиональными аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями) или создавать на общественных началах общественные аварийно-спасательные формирования.

3. При организации спортивного туризма субъекты туристской индустрии обязаны уведомлять о сроках и маршруте тура (соревнования) орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по месту проведения тура (соревнования).

4. Туроператоры, турагенты, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экскурсионное обслуживание или предоставляющие услуги спортивного туризма, обязаны осуществлять уведомительную регистрацию туристских групп, следующих по туристским (экскурсионным) маршрутам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), в специализированных службах по обеспечению безопасности туризма и организациях, осуществляющих обеспечение безопасности туризма.

5. Туроператоры, турагенты, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экскурсионное обслуживание или предоставляющие услуги спортивного туризма, обязаны незамедлительно информировать исполнительный орган государственной власти Чеченской Республики в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения туристских (экскурсионных) маршрутов на территории Чеченской Республики.

Статья 9.1. Особенности реализации туристского продукта

(введена Законом Чеченской Республики от 27.01.2020 N 7-РЗ)

Реализация туристского продукта в Чеченской Республике осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Глава
Чеченской Республики
Р.КАДЫРОВ

г. Грозный
13 ноября 2017 года
N 37-РЗ

24 ноября 1996 года N 132-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года
Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма

Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации

Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности

Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров

Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей

Глава III. Права и обязанности туриста

Статья 6. Права туриста

Статья 7. Обязанности туриста

Статья 8. Утратила силу

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов

Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма

Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления

Статья 11.8. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания

Статья 12. Объединения туристов

Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации

Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Глава VII. Безопасность туризма

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов

Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора

Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора

Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора

Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии

Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям

Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора

Статья 17.7. Учет и отчетность

Глава VIII. Международное сотрудничество

Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма

Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации

Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Глава IX. Заключительные положения

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов. (Утратила силу)
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания; (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 170-ФЗ)

туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный — туризм выездной или въездной;

туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания; (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 170-ФЗ)

туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее — туроператор);

турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);

заказчик туристского продукта — турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта — деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта — деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

экскурсант — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

экскурсовод (гид) — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

гид-переводчик — профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

инструктор-проводник — профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ)

экстренная помощь — действия по организации перевозки туриста из страны временного пребывания (оплата услуг по перевозке) и (или) иные действия (в том числе оплата услуг по размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в части неоказания полностью или частично туристу входящих в него услуг по перевозке и (или) размещению в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ; в редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 149-ФЗ)

электронная путевка — документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в форме электронного документа с учетом особенностей, определенных настоящим Федеральным законом; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ)

туризм детский — туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ)

система навигации и ориентирования в сфере туризма — совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций); (Абзац введен — Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ)

туристский информационный центр — организация, осуществляющая деятельность по информированию физических и юридических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.04.2018 № 71-ФЗ)

туристский маршрут — путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ)

средство размещения — имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ)

гостиница — средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 419-ФЗ)

гостиничные услуги — комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ)

классификация гостиниц — отнесение гостиниц к определенным категориям, установленным положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации, на основании оценки соответствия гостиниц и предоставляемых в них гостиничных услуг требованиям, установленным этим положением; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ)

классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей — отнесение горнолыжных трасс, пляжей к определенным категориям, установленным правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на основании оценки соответствия горнолыжных трасс, пляжей требованиям, установленным этими правилами. (Абзац введен — Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Особенности осуществления туристской деятельности, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2019 № 170-ФЗ)

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Статья 31. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма относятся:

выработка и реализация государственной политики в сфере туризма, в том числе формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации;

создание и обеспечение благоприятных условий для развития туристской индустрии в Российской Федерации;

установление порядка оказания услуг по реализации туристского продукта;

установление порядка и условий оказания экстренной помощи туристам;

установление порядка и условий финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее также — резервный фонд);

установление требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда, фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма (далее также — фонд персональной ответственности туроператора);

формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

утверждение положения о классификации гостиниц;

установление порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей;

аккредитация организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей;

установление порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления;

утверждение правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;

установление порядка ведения перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

установление порядка ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

ведение перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей;

утверждение Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;

утверждение правил профессиональной деятельности, регулирующих порядок осуществления объединением туроператоров в сфере выездного туризма и его членами функций, связанных с формированием и использованием резервного фонда;

разработка национальных стандартов Российской Федерации в сфере туризма, профессиональных стандартов;

обеспечение безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания;

информационное обеспечение туризма, включая содействие в создании и функционировании туристских информационных центров, систем навигации и ориентирования в сфере туризма;

содействие в создании и обеспечении благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;

организация и проведение мероприятий по продвижению туристских продуктов в сфере внутреннего туризма и въездного туризма на внутреннем и мировом туристских рынках;

организация проведения научных исследований в сфере туризма;

содействие в организации профессионального обучения по программам подготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации;

учреждение государственных наград Российской Федерации, премий и других форм поощрения Российской Федерации в сфере туризма;

разработка и утверждение форм статистической отчетности, применяемых в сфере туризма;

организация и проведение всероссийских и межрегиональных мероприятий, направленных на поддержку приоритетных направлений развития туризма, в том числе на развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма (далее — мероприятия в сфере туризма), утверждение и реализация календарного плана мероприятий в сфере туризма;

осуществление взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, включая объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в том числе по приоритетным направлениям развития туризма, вопросам обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов;

осуществление взаимодействия с иностранными государствами, международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации;

организация международных мероприятий в сфере туризма, в том числе направленных на формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, раскрытие туристского потенциала Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

координация деятельности по реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;

разработка и организация реализации комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;

иные установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными п

19

Введение

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.

Как любая другая отрасль, туризм и туристская деятельность должны иметь поддержку и регулирование со стороны государственного аппарата . Государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

И, хотя на сегодняшний день система государственного регулирования и несовершенна, все же существует определенная правовая база, «наработанная» за время становления и развития туризма в России; создается новое, усовершенствованное, законодательство, которое «стирает белые пятна» старого, и направлено на прогресс туристской деятельности.

Так, например, случилось и с Законом «Об основах туристской деятельности», который изначально, со времени принятия его в 1996 году, претерпел ряд существенных поправок. В частности, если раньше туроператорская и турагентская деятельность подлежала обязательному лицензированию, то в соответствии с поправками, внесенными в этот закон в 2007 году, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращено с 1 января 2007 года (пункт 6 статьи 18 Федерального закона РФ «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в ред. Федеральных законов от 19.07.2007 N 136-ФЗ).

Важнейшим аспектом туристской деятельности является финансовое обеспечение туроператоров, который регулирует глава 7 «Финансовое обеспечение». Изменения были внесены в статью 17.2. данного закона, «Размер финансового обеспечения» в ред. ФЗ от 28.06.2009 N 123-ФЗ.

В связи с этими изменениями Закон устанавливает дополнительные обязанности туроператоров и турагентов. Итак рассмотрим что же такое Финансовое обеспечение туроператоров, и как скажутся изменения в законе на туристскую деятельность в России.

1. Туроператор и финансовое обеспечение.

Для начала выясним, кто является туроператором и что такое финансовое обеспечение.

Туроператор – юридическое лицо. Согласно ст. 1 и ст. 4.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предприятие или организация, осуществляющие на территории РФ деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператор) должны быть зарегистрированы как юридическое лицо в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Другими словами, с момента вступления в силу ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор – это обязательно юридическое лицо, а следовательно, все индивидуальные предприниматели, занимающиеся ранее туроператорской деятельностью, должны быть переоформлены и перерегистрированы в юридические лица сроком не позднее 1 июня 2007 г.

Финансовое обеспечение. В соответствии со ст. 17.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к осуществлению туроператорской деятельности допускаются юридические лица, имеющие финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение – это либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Смысл данного новшества сводится к обеспечению надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристом и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

2. Договор страхования гражданской ответственности туроператора

Последние несколько лет туристские фирмы прочно удерживают лидерство по количеству претензий от потребителей. По статистике к одной туристской фирме ежегодно предъявляется одна-две претензии с требованием возместить причиненный ущерб, а суммы выплат по многим искам достигают нескольких тысяч долларов. Не исключены риски банкротств туроператоров, в результате чего суммы заявленных претензий могут превышать сумму полученного обеспечения. Такие примеры уже были. В связи с этим были приняты поправки к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающиеся увеличения сумм обеспечения в зависимости от оборота туроператора.

Заключение договора страхования ответственности позволит туристским компаниям:

-соблюсти требования законодательства;

-предоставить клиентам дополнительные гарантии качества предлагаемых услуг;

-избежать финансовых потерь;

-сделать предлагаемые услуги более привлекательными для клиентов, по сравнению с аналогичными услугами и за счёт этого увеличить их конкурентоспособность.

Договор страхования — договор между страхователем и страховщиком, в соответствии с условиями которого страховщик обязуется выплатить страхователю или выгодоприобретателю определенную денежную сумму при наступлении предусмотренного договором страхового случая взамен уплаты страхователем страховой премии

Страхователь – лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность (туроператор);

Выгодоприобретатель – турист или иной заказчик туристского продукта, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста, заключивший со Страхователем договор о реализации туристского продукта, и в пользу которого заключен Договор страхования;

Страховщик — страховая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и имеющая право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

3. Поправки в Законе касающиеся финансового обеспечения.

Самым существенным нововведением в Федеральный закон N 132-ФЗ стало введение главы VII (Финансовое обеспечение), содержащей 6 статей. Как нетрудно догадаться из названия, речь в данной главе ведется о столь нашумевшем введении финансового обеспечения деятельности туроператоров, которое является обязательным условием для включения туроператоров в Единый федеральный реестр. Напомню, что по причине отмены лицензирования туроператорской деятельности новым методом государственного регулирования рынка туризма с 1 июня 2007 года становится Единый федеральный реестр туроператоров.

Глава VII содержит положения о требованиях к предоставляемому финансовому обеспечению, о размерах и сроках его действия, основания и порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также положения непосредственно о договоре страхования ответственности туроператора. По замыслу законодателей договор страхования ответственности туроператора должен обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Проанализировав главу VII Закона, можно прийти к выводу, что в договоре страхования или в банковской гарантии должны обязательно содержаться следующие условия:

1) условие, предусматривающее право туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта с турагентом. При наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 17.4. Закона, обратиться к страховщику или гаранту с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом. Турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором);

2) размер финансового обеспечения не менее указанного в статье 17.2. Закона;

3) срок действия финансового обеспечения не менее одного года.

Согласно статье 17.1. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4. этого же Закона (о них будет сказано далее), финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

во-первых, возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

во-вторых, выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее — расходы по эвакуации).

Обратите внимание, что любые суммы, предоставление которых туристу и (или) иному заказчику гарантируется финансовым обеспечением, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований туриста и (или) иного заказчика, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой.

В той же статье 17.1. Закона дается определение понятиям «расходы по эвакуации» и «реальный ущерб». Под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации. В то время как в состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта.

Федеральным законом N 132-ФЗ установлено, кто может быть страховщиком по договору страхования ответственности туроператора. Страховщиком по договору страхования ответственности туроператора может быть страховая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и имеющая право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору (далее — страховщик).

Для туроператоров Федеральный закон N 132-ФЗ содержит существенный плюс: договор страхования ответственности туроператора не может быть расторгнут досрочно. Это дает туроператору определенные гарантии и обеспечивает стабильность в его деятельности. Ведь наличие финансового обеспечения является непременным условием для внесения туроператора в федеральный реестр туроператоров и, следовательно, возможностью туроператора осуществлять свою деятельность.

Напомним, что положения о договоре страхования также содержатся в статье 932 части 2 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой статье страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом (в нашем случае — в соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, — выгодоприобретателя, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица.