Функциональные характеристики услуги

Приложение № 2

к документации о закупке

к извещению о закупке

от «15» июня 2012 года № 35

Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, а также иные условия, предусмотренные документацией о закупке.

(полное наименование организации – участника закупки по учредительным документам)

в лице _________________________________________________________________,

(наименование должности руководителя, его Ф. И. О. (полностью)

1. Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара и иные предложения об условиях исполнения договора:*

№ п/п

Наименование, марка, производитель

поставляемых товаров

Технические и функциональные характеристики поставляемых товаров

Размер, упаковка, отгрузка товара

Количество

2. Предложение по показателям, являющимся критериями оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

№ п/п

Критерии оценки заявок

Показатели участника закупки

Цена договора (рублей)

Участник закупки указывает предложение о цене договора не превышающее начальную (максимальную) цену, установленную в Документации о закупке.

Срок поставки товара (в неделях)

Участник закупки указывает срок поставки товара в неделях. При этом срок поставки должен быть не более срока, установленного в Документации о закупке.

Срок предоставления гарантии качества на товар (в месяцах)

Участник закупки указывает срок предоставления гарантии качества на товар в месяцах. При этом срок предоставления гарантии качества на товар должен быть не менее срока, установленного в Документации о закупке.

3. Иные предложения, предусмотренные Документацией о закупке.

4. Предложение о цене договора: ________ руб. (_______ рублей ___ копеек).

___________________ _______________ _______________________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Место печати

Примечание:

* — Заполняется в соответствии с частью 1 Документации о закупке.

Стремление потребителей иметь более совершенные изделия обусловливает высокие требования к товарам, в том числе касающиеся их соответствия своему назначению, то есть любая продукция должна по максимуму удовлетворять потребности потенциальных клиентов. Комплекс постоянно формируемых в общественном сознании требований к товарам отражается на их проектировании и производстве.

Требования, предъявляемыми к товарам, – это качественные характеристики, которым должны соответствовать товары в процессе удовлетворения потребностей. Именно потребности определяют требования к конкретным товарам. Они дифференцируются по потребительским признакам у отдельных потребителей, но вместе с тем имеют и схожие черты.

Требование к товарной массе, предназначенной для удовлетворения потребностей общества, состоит в том, что в каждый момент времени количество определенных видов товаров, которое возможно и необходимо произвести, должно обеспечивать равновесие между общественным производством и потреблением, а также удовлетворять запросы потребителей, касающиеся качества и разнообразия товаров, их ассортимента.

Требования носят в основном конкретный характер, направлены на товары определенного вида и касаются необходимых потребителям свойств.

По временному признаку различают текущие и перспективные требования.

Что касается текущих требований, то их разрабатывают и предъявляют к продукции, производимой и реализуемой с учетом достигнутого уровня производства.

Будучи обязательными к исполнению, они, как правило, регламентируются стандартами и сертификатами, разрабатываемыми на национальном и международном уровнях. Нормативные документы обеспечивают проектирование и изготовление товаров в соответствии с требованиями к качеству и ассортименту, существующими в обществе. Эти требования подлежат обязательному периодическому пересмотру, конкретизации и коррекции.

Перспективные требования рассчитаны на будущее создание товаров с более высоким уровнем потребительских свойств, в расширенном ассортименте и с использованием достижений НТП.

По степени распространения требования к товарам разделяются на общие и частные (специфические).

Общие требования распространяются на преобладающее большинство товаров, по сути, регламентируя их важнейшие особенности: соответствие назначению и антропометрическим характеристикам человека, удобство, безопасность и безвредность, устойчивость в потреблении.

Специфические требования имеют своим объектом отдельные группы и виды товаров и затрагивают существенные для них свойства. Так, для парфюмерных товаров это аромат, строительных материалов – морозостойкость, музыкальных инструментов – акустические свойства.

Условием реализации товаров на рынке является их признание потребителями. При широком выборе предпочтение отдается изделиям, отвечающим как потребностям покупателя, так и требованиям к товару данного вида.

Платежная способность покупателей имеет определенную ограниченность в отличие от ассортиментного разнообразия товаров. Данное противоречие неизбежно обостряет борьбу производителей за первоочередное признание своих товаров на рынке, что является средством получения прибыли.

Всякий товар как предмет обмена обладает меновой стоимостью. Однако в данном случае нас интересует другая характеристика – потребительная стоимость.

Она отражает уровень ценности товара с учетом его способности удовлетворять потребность, то есть исходя из комплекса, который представлен социальными, функциональными, эргономическими, эстетическими и прочими требованиями к качеству продукции. Уровень качества – важнейший ориентир для потребителя при оценке товара и его признании в сопоставлении с другими товарами.

Практика показывает, что потребитель, в процессе выбора продукции, предназначенной для удовлетворения конкретно-функциональной потребности, выделяет тот товар, который в по максимуму соответствует той или иной потребности.

Следовательно, конкурентоспособность товаров – относительная характеристика, потребитель сравнивает товары-аналоги на основе субъективных критериев оценки и по степени соответствия потребностям и требованиям рынка.

По результатам изучения и оценки потребностей выделяется набор параметров, которыми руководствуются покупатели при оценке товаров на рынке, а также установить величину невесомость каждого параметра.

Определение набора потребительских параметров и составляет основу анализа конкурентоспособности товара. К примеру, в условиях ускорения НТП необходимо учитывать, что существенно возросла значимость технического совершенства товаров, их соответствия последним достижениям в научной и технической сфере.

Потребительские характеристики включают параметры, которые определяют важнейшие свойства товаров, интегрирование выражающие полезный эффект. Последний рассматривается в зависимости от параметрического ряда товаров, особенностей потребления, а также типологии потребителей.

Общие параметры имеют нормативный, регламентирующий характер, по ним судят о патентной чистоте товара, его соответствии требованиям сертификации, международным и национальным стандартам и регламентам. Без такого соответствия реализация товаров практически нереальна.

Конкретные параметры потребительских свойств вариативны, что обусловлено как физической, так и социальной средой.

Обратимся к подробному рассмотрению потребительских требований к товарам.

Социальные требования характеризуют целесообразность, адресность и перспективность товара.

Социальная целесообразность отражает необходимость, оправданность производства и потребления товара исходя из потребностей населения и реальных возможностей производства.

Следует создавать товар, если логика подсказывает, что это рационально с точки зрения его соответствия социальным потребностям. В данном случае целесообразность выражается в социальном эффекте от потребления изделий. Она определяется по общему уровню совершенства предмета, измеряемому с позиций потенциала знаний и материальных ресурсов, которыми располагает общественное воспроизводство.

Требования:

  • объективный характер;
  • функциональные, технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные свойства;
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам;
  • при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения:

  1. не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
  2. при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:

  • случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации
  • случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией

Обоснование: ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015

Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента.

Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.

Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.

Пример 2

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015

Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара. Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.

Читайте также: «Описание объекта закупки. Что нужно знать заказчику» — можно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента.

В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.

Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  • Гарантийный срок товара, результата работы, услуги
  • Объем предоставления гарантий
  • Осуществление монтажа и наладки товара
  • Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
  • Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар

Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена.

ТЗ может использоваться на следующих этапах:

  1. планирование;
  2. составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
  3. исполнение контракта
  4. отчетность и контроль.

Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:

  • представить результат закупки
  • поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования
  • проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
  • спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
  • осуществить проверку закупки.

При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные — основное назначение объекта, условия его использования по назначению. Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические — детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании
  3. Качественные — совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям
  4. Эксплуатационные — характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Источниками для описания объекта закупки могут служить:

  • документы стандартизации и технического регулирования
  • исполненные контракты
  • реклама, каталоги
  • официальные источники информации, статистические данные
  • результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
  • форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
  • нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия

Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства.

Пример описания: стол в кабинет руководителя

Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый

Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  • минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
  • максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.

При этом высота не подлежит изменению.

Требования к столешнице:

Материал — высококачественная МДФ.

Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм.

Облицовка — ПВХ-пленка.

Столешница должна иметь плавные края.

В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой».

Обратите внимание!

Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:

  • его действия обоснованы,
  • соответствуют целям закупки,
  • соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.

Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ.

Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта. Правомерно ли это?

Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара.

Правильная позиция

Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.

Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный».

В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров.

Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?

Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции.

Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару.

Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.

«Возможности проводить все закупки в электронном виде ждали пять лет, с момента вступления в силу 44-ФЗ в январе 2014 года. В первых редакциях закона предполагалось, что электронный документооборот, включая подачу заявок, будет проходить в Единой информационной системе (ЕИС), но в итоге эти функции передали восьми электронным торговым площадкам госзакупок, которые отобрали в июле 2018 года», — поясняет Анна Тресвятская, эксперт по закупкам компании «СКБ Контур».

В ЕИС будут заключаться контракты по результатам закупок, там же нужно будет регистрироваться в качестве поставщика в Едином реестре участника закупок (ЕРУЗ). С 1 января 2019 года такая регистрация обязательна для всех участников торгов. Информация из реестра автоматически будет передаваться на все действующие электронные торговые площадки госзакупок. Это значит, что поставщику для участия в закупках больше не придется проходить аккредитацию на каждой из восьми площадок.

Регистрация в ЕИС будет проходить в электронной форме. Если компания собирается участвовать в закупках с 2019 года, для работы в ЕИС ей понадобится квалифицированная электронная подпись. Регистрация бесплатна и будет действовать три года, после чего процедуру придется пройти заново.

На бумаге останутся только закупки у единственного поставщика; для работы заказчика за границей или закупки у иностранных подрядчиков; для оказания скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан; для оказания гуманитарной помощи и ликвидации ЧС и по решению правительства.

В электронный вид переходят закупки не только в рамках контрактной системы, по закону № 44-ФЗ, но и закупки у малого и среднего бизнеса. Они проводятся по правилам 223-ФЗ среди компаний с госучастием, монополий и прочих. Закупки у небольшого бизнеса будут проходить на тех же площадках, что и по 44-ФЗ, только в электронном виде и только четырьмя видами конкурентных процедур с прописанными в Гражданском кодексе правилами: аукцион; конкурс; запрос котировок; запрос предложений.

Сейчас 99 процентов всех закупок по 223-ФЗ проходят на 49 различных площадках со своими правилами регистрации участников и работы, сами заказчики используют 5000 видов процедур, а всего 3,6 процента закупок приходится на конкурентные аукционы и конкурсы. Остальное приходится на закупки у единственного поставщика и так называемые «иные способы закупки».
Малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит 15 процентов прямых договоров от 27 триллионов рублей (это объем закупок по 223-ФЗ в 2017 году). Это примерно 4 триллиона рублей.

Переход на электронные закупки несет и другие плюсы. Станет проще подать заявку. Электронная форма закупок позволяет подать заявку 24 часа в сутки из любого региона России. Сокращается цикл закупки, поскольку меньше времени уходит на рассмотрение (это касается закупок до трех миллионов рублей).

Снижается риск сговора. Заказчик будет рассматривать все части заявок анонимно, он узнает, кто подал заявку и какова цена только после подведения итогов. Информацию о ценовых предложениях раскрывают только в итоговом протоколе. Тем самым снижается вероятность сговора и подгонки результата под своего поставщика, делает оценку заявки более объективной.

Автоматизированный контроль снижает шансы ошибки на стороне поставщика при подаче заявок, для заказчика упрощается проверка участников. Так, обязательную во всех закупках декларацию соответствия единым требованиям формирует сама площадка, и поставщику остается только подписать ее своей электронной подписью.

Площадка при электронной процедуре выполняет часть работы, которую при бумажной закупке делает комиссия. Например, проверяет, состоит ли участник в Реестре недобросовестных поставщиков, не предложил ли цену выше начальной и т.д.

Для обеспечения заявок нужно использовать спецсчета. Это нововведение работает с 1 октября 2018 года, но до 1 января 2019-го можно было обойтись и без спецсчетов, участвовать только в бумажных процедурах. «В электронных закупках на аукционе и конкурсе заявку полагается обеспечивать только деньгами через спецсчета, открытые в уполномоченных банках, — уточняет Анна Тресвятская. — Правительство не урегулировало процесс открытия спецсчетов, поэтому банки пока устанавливают свои правила работы. Например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование или разблокирование)».

Со всех участников закупок площадки вправе взимать плату в размере одного процента от начальной максимальной цены закупки, но не более пяти тысяч рублей. Однако все площадки тут же накинули сверху НДС, то есть плата с 1 января 2019 года составит 6000 рублей.

Представителям малого и среднего бизнеса повезло немного больше: с них разрешено брать тот же один процент от начальной цены, но верхний диапазон платы ограничили 2000 рублей. К тому же, согласно информационному письму минфина № 24-06-08/79659, НДС к этой сумме добавлять нельзя.

Любые изменения пугают. Всегда проще работать по привычным правилам. Тем, кто этого еще не сделал, предстоит освоить работу с электронной подписью, познакомиться со всеми ЭТП госзакупок, пройти регистрацию в ЕИС, завести спецсчет. Но благодаря предстоящим нововведениям заказчики получат больше потенциальных участников, а поставщики смогут поучаствовать в большем количестве закупок с понятными правилами и удобным процессом подачи заявки. Уходят в прошлое ситуации, когда заявку отклоняют из-за придирки к оформлению, конверт «теряют» или вскрывают раньше времени.

Самые большие надежды связаны с переводом в электронный вид закупок у малого и среднего бизнеса. Во-первых, объем закупок по 223-ФЗ больше в 4 раза, чем госзакупки по 44-ФЗ. Во-вторых, «вход» в закупки по 223-ФЗ сложнее, а правила их проведения отданы на откуп заказчикам. Они сами решали, какими способами проводить закупки, заключать контракт по их результатам или нет. «Хочется верить, что законодатели не отыграют назад, и малый и средний бизнес, действительно, получит возможность участвовать в любой интересной закупке и выигрывать в конкурентной борьбе. Бизнес может быть недоволен тем, что больше нельзя поучаствовать в закупке по 44-ФЗ без финансовых вложений, как это было, например, при бумажном запросе котировок, — рассуждает эксперт. — Не нужно было покупать электронную подпись, обеспечивать заявки и контракты, платить за победу. Но, по моему мнению, эти затраты перекрываются открывшейся возможностью принять участие в закупках у большего числа заказчиков, причем буквально не выходя из-за компьютера».