Фпсад 2

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — бухгалтерская отчетность) в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее — аудитор) по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (аудиторские доказательства). В отдельных случаях аудиторским доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может быть, например, отказ руководства аудируемого лица предоставить запрашиваемое аудитором разъяснение.

2. Аудитор должен выбрать и выполнить уместные в рамках конкретного задания аудиторские процедуры получения аудиторских доказательств, одновременно отвечающих следующим условиям:

а) надлежащий характер, т.е. качественная оценка аудиторских доказательств, которая характеризует уместность и надежность выводов, лежащих в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности;

б) достаточность, т.е. количественная оценка аудиторских доказательств, зависящая от аудиторской оценки риска существенного искажения бухгалтерской отчетности (чем выше риск, тем больше требуется доказательств), а также от качества таких доказательств (чем выше их качество, тем меньше требуется доказательств). Большое количество аудиторских доказательств само по себе не компенсирует их низкое качество.

3. К аудиторским доказательствам относятся:

а) документы и информация бухгалтерского учета аудируемого лица;

б) информация, полученная из других источников. В частности: информация, полученная в ходе предыдущего аудита (при условии, что аудитор убедился в отсутствии изменений после окончания предыдущего аудита, которые могли бы повлиять на применимость этой информации для целей текущего аудита); информация по результатам выполнения процедур внутреннего контроля качества аудитора, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом; информация, подготовленная физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению экспертной оценки, не связанные с бухгалтерским учетом или аудитом, привлекаемым аудируемым лицом в процессе подготовки бухгалтерской отчетности (далее — эксперт руководства аудируемого лица).

4. Аудитор должен получить аудиторские доказательства, подтверждающие или не подтверждающие следующие предпосылки составления бухгалтерской отчетности (утверждений руководства аудируемого лица в явной или неявной форме по поводу признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской отчетности объектов бухгалтерского учета):

а) предпосылки составления бухгалтерской отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни:

возникновение — отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности аудируемого лица;

полнота — все хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем;

точность — суммы и прочие данные, относящиеся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам хозяйственной деятельности, отражены надлежащим образом;

отнесение к соответствующему периоду — хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в соответствующем отчетном периоде;

классификация — хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

б) предпосылки составления бухгалтерской отчетности в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода:

существование — отраженные в учете активы, обязательства и капитал фактически существуют;

права и обязательства — аудируемое лицо обладает правами или контролирует права на отраженные активы, а отраженные обязательства представляют собой именно обязательства аудируемого лица;

полнота — все активы, обязательства и капитал, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем;

оценка и распределение — активы, обязательства и капитал включены в бухгалтерскую отчетность в соответствующих суммах, любые результирующие оценки и корректировки по распределению стоимости отражены правильно;

в) предпосылки составления бухгалтерской отчетности в отношении представления и раскрытия информации:

возникновение, права и обязательства — отраженные в бухгалтерской отчетности хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности аудируемого лица;

полнота — все хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни, которые подлежат включению в бухгалтерскую отчетность, включены в нее;

классификация и понятность — финансовая информация представлена и описана правильно, а раскрываемые в ней хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в понятной форме;

точность и оценка — финансовая и прочая информация раскрыта достоверно и в надлежащих суммах.

Аудитор может изменять группировку приведенных в настоящем пункте предпосылок составления бухгалтерской отчетности. Например, предпосылки составления бухгалтерской отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни могут быть объединены с предпосылками составления бухгалтерской отчетности в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода.

5. Аудиторские доказательства должны собираться аудитором, главным образом, в результате выполнения аудиторских процедур в ходе аудита.

6. Аудиторские доказательства подлежат рассмотрению аудитором в совокупности, а не по отдельности. При этом большая уверенность обеспечивается, как правило, при рассмотрении непротиворечивых аудиторских доказательств из разных источников или разных по характеру аудиторских доказательств. Например, подтверждающая информация, полученная из независимого по отношению к аудируемому лицу источника, может увеличить уверенность аудитора, обеспеченную аудиторскими доказательствами, полученными на основе информации, подготовленной самим аудируемым лицом (данных бухгалтерского учета, протоколов совещаний, заявлений руководства, др.).

Министерство финансов РФ подготовило Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым Правило (стандарт) № 5 «Аудиторские доказательства» утрачивает силу.
Судя по срокам, отведенным на экспертизу данного Проекта и его содержанию, Минфин настроен ввести в действие ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» уже в этом или начале следующего года.
С одной стороны — это хорошо, т.к.будет какая-то определенность в этом вопросе, с дурой — данный аудиторский стандарт серьезно меняет устоявшийся подход к аудиторским доказательствам, что обязательно скажется на качестве работы аудиторов после его введения в действие.
По нашему мнению, было бы лучше выпустить постановление с отсроченной датой отмены ФПСАД №5 на пол года — год, но в проекте этого нет. В связи с чем советуем всем, кто еще не знаком с ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», сделать это как можно быстрее, чтобы успеть изменить свои Внутрифирменные стандарты и Методики заранее.

Текст с изменениями и дополнениями на 2009г.

М.: 2009. — 437 с.

В книгу включены Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие порядок ведения аудита в Российской Федерации (в редакции от 19.11.2008 а также Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол № 56).

Издание предназначено для руководителей организаций различных форм собственности, юридических и физических лиц в качестве практического пособия для проведения независимого финансового контроля экономической деятельности собственной организации и организаций деловых партнеров по бизнесу; преподавателей и студентов экономических вузов, слушателей курсов повышения квалификации подготовки бухгалтеров и аудиторов — в качестве учебного пособия; профессиональных аудиторов — в качестве справочного пособия.

Текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2009г.

Формат: pdf

Размер: 2,7 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 сентября 2002 г. № 696 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 4. СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 5. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 6. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО АУДИТУ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 8. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ АУДИРУЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 9. СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 10. СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 11. ПРИМЕНИМОСТЬ ДОПУЩЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 12. СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 13. ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА ПО РАССМОТРЕНИЮ ОШИБОК И НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 14. УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 15. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 16. АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 17. ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЯХ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 18. ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРОМ ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 19. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 20. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 21. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 22. СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА, РУКОВОДСТВУ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЕГО СОБСТВЕННИКА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 23. ЗАЯВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ РУКОВОДСТВА АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 24. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И АУДИТОРАМИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 25. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, ФИНАНСОВУЮ (БУХГАЛТЕРСКУЮ) ОТЧЕТНОСТЬ КОТОРОГО ПОДГОТАВЛИВАЕТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 26. СОПОСТАВИМЫЕ ДАННЫЕ В ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 27. ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ (БУХГАЛТЕРСКУЮ) ОТЧЕТНОСТЬ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 28. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 29. РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 30. ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 31. КОМПИЛЯЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 32. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИТОРОМ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 33. ОБЗОРНАЯ ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 34. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСЛУГ В АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ РОССИИ

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Правительство РФ приняло постановление, согласно которому с будущего года будут отменены российские стандарты аудиторской деятельности (постановление Правительства РФ от 23 октября 2017 г. № 1289 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). В частности, речь идет о признании утратившими силу ряда документов, регламентирующих данную сферу.
В постановлении указан следующий перечень утративших силу актов Правительства РФ:

  • постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
  • постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. № 532 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;
  • постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;
  • постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;
  • постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;
  • постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 586 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 30 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Напомним, что аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, начиная с года, следующего за годом, в котором они признаны для применения на территории РФ (ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В июле текущего года из документа, регламентирующего принятие международных стандартов аудита, была убрана отсылка к российским стандартам, которые должны были использоваться в случае непринятия правительственного акта о введении в действие на территории России международных стандартов (постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» в редакции постановления Правительства РФ от 31 июля 2017 г. № 904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576»).

Узнать, какие организации обязаны проводить ежегодный аудит, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что в текущем году российские аудиторы уже используют в работе 30 международных стандартов аудита (приказ Минфина России от 24 октября 2016 г. №192Н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).