Форма 0504087 инвентаризационная опись

ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ (СЛИЧИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ) N ______
ПО ОБЪЕКТАМ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

КОДЫ
Форма по ОКУД 0504087
на ____ _______________ 20___ г. Дата
Учреждение по ОКПО
Структурное подразделение
Ответственное (-ые) лицо (-а)
Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации: номер дата
Место проведения инвентаризации
Дата начала инвентаризации
Дата окончания инвентаризации
РАСПИСКА
(оформляется до начала инвентаризации)
К началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу нефинансовых активов, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход нефинансовых активов не имеется.
Ответственное (-ые) лицо (-а)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«____» _______________ 20__ г.

Форма 0504087 с. 2

N п/п Наименование объекта нефинансового актива Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) Единица измерения Фактическое наличие (состояние)
цена (оценочная стоимость), руб количество сумма, руб статус объекта учета целевая функция актива
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Форма 0504087 с.3

N п/п По данным бухгалтерского учета Результаты инвентаризации Примечание
отклонение не соответствует условиям актива
недостача излишки
номер (код) счета количество балансовая стоимость, руб количество сумма, руб количество сумма, руб количество сумма, руб
1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Форма 0504087 с. 4

Все материальные ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с N ______ по N ____, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в настоящую опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею.
Материальные ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении.
Объяснение причин расхождений:

Ответственное (-ые) лицо (-а)

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«____» _______________ 20__ г.
Заключение комиссии

Председатель комиссии

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Опись инвентаризационная: разновидности бланков

Бланки инвентаризационных описей утверждены постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.1998 № 88.

В то же время для органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями были разработаны специальные формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Они утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Например, форма 0504087 инвентаризационной описи применятся для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов.

Чаще всего применяются следующие виды описей инвентаризационных:

  • опись инвентаризационная основных средств (ИНВ-1);

Об особенностях оформления ИНВ-1 см. в материале «Унифицированная форма № ИНВ-1 — бланк и образец».

  • опись инвентаризационная нематериальных активов (ИНВ-1а);
  • опись инвентаризационная товарно-материальных ценностей (бланк ИНВ-3);
  • акт инвентаризации наличных денежных средств (ИНВ-15);

Особенности заполнения ИНВ-15 раскрыты в материале «Унифицированная форма № ИНВ-15 — бланк и образец».

  • акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (ИНВ-17).

О порядке заполнения ИНВ-17 см. в материале «Унифицированная форма № ИНВ-17 — бланк и образец».

В этой статье в качестве примера будет рассмотрен порядок заполнения описи инвентаризационной по НМА и ТМЦ.

Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм

  • наименование и код бланков строгой отчетности;
  • единица измерения;
  • сведения о фактическом наличии (цена, количество);
  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);
  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;
  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении

На странице 3 инвентаризационной описи (ф. 0504087) появились графы для указания номера (кода) счета бухгалтерского учета, это графа 10, а также для отражения информации об объектах, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, – графы 17, 18.

Согласно федеральным стандартам учет отдельных объектов нефинансовых активов осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть произведен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Если актив учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость, то в учете отражается убыток от обесценения. А выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

Статья: Подготовка к формированию годового отчета бюджетного учреждения (Курочкина Л

Процесс формирования отчетности учреждений за 2005 г. несколько облегчен появлением различных компьютерных программ, позволяющих осуществить этот процесс, бухгалтеры уже имеют навыки работы с ними; уточнен порядок формирования отчетности посредством появления новых нормативных актов Минфина России. Так, при формировании годового отчета следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Вот уже практически год бюджетные учреждения работают по новому Плану счетов и формируют принципиально новые формы отчетности. Отчеты за 9 мес. показали неполную готовность учреждений к условиям реформы бюджетного учета. Так, ряд учреждений составляли отчетность при отсутствии компьютерной техники, нет пока еще глубокого осознания тех изменений, которые произошли, следствием чего явился ряд допущенных в отчетности ошибок. Да и нормативная база по формированию отчетности находится только в стадии становления и в свете предполагаемых изменений в учете будет подвержена изменениям в дальнейшем. Вместе с тем следует отметить все же «надежный» кадровый потенциал бюджетного учета. Несмотря на все сложности реформирования, все учреждения перешли на новый План счетов, и отчетность за 9 мес. была сдана.

Проведение инвентаризации материальных запасов

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче его.

До начала проверки фактического наличия материальных запасов инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Изменения в порядке проведения инвентаризации в государственных учреждениях

  1. Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, финансовых активов и обязательств, но и в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Ранее требования проводить инвентаризацию по объектам бухгалтерского учета, учитываемых за балансом, не требовалось.
  2. Как известно, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным (п. 1.5 Указаний № 49). Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее использовалась формулировка «перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это означает, что если инвентаризация проведена после завершения отчетного финансового года, но перед представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в январе текущего года), результаты такой инвентаризации отражаются в регистрах отчетного финансового года как событие после отчетной даты (31 декабря отчетного года).

Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.

Когда проводится инвентаризация кассы

Согласно ч.3 ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации экономический субъект определяет самостоятельно в локальном нормативном акте (далее – ЛНА) с учетом положений Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49, которым утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее – Методические указания № 49). При этом существует ряд случаев, когда проверка является обязательной (п.1.5 Методических указаний № 49):

  • смена материально ответственных лиц;
  • составление годовой бухгалтерской отчетности;
  • передача имущества в аренду, его выкуп или продажа;
  • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • стихийные бедствия, пожар, аварии и т. п.;
  • реорганизация / ликвидация организации.

Действущее законодательство также устанавливает иные случаи обязательной инвентаризации. Например, при продаже предприятия как имущественного комплекса (ст.561 ГК РФ). Помимо этого, руководство компании может дополнить законодательный список. Допустим, предусмотреть в ЛНА обязательную ежеквартальную ревизию кассы. Все указанные случаи являются основанием для плановых проверок.

Внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится неожиданно для материально ответственного лица (кассира) с целью контроля его деятельности. Такая проверка осуществляется:

  • по решению руководителя (с целью выявления причины возникшей ошибки или для усиления системы внутреннего контроля);
  • по требованию следственных и контрольных органов.

Поскольку сроки проведения внеплановых ревизий на законодательном уровне не определены, значит установить их должен субъект предпринимательства.

Кто проводит инвентаризацию кассы

Инвентаризацией кассы занимается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п.2.2 Методических указаний № 49). Ее состав закрепляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п.2.3 Методических указаний № 49). В него входят:

  • административно-управленческий персонал;
  • бухгалтерские работники;
  • работники службы безопасности и другие специалисты (экономисты, юристы, инженеры, техники и т. д.);
  • представители службы внутреннего аудита компании, сторонние специалисты (например, сотрудники независимых аудиторских организаций и др.).

При этом не следует включать в члены комиссии или делать ее председателем материально ответственное лицо. В противном случае получится, что кассир проверяет сам себя. Тогда теряется весь смысл проверки.

Если предстоит большой объем работы, то для проведения инвентаризации можно создать еще и рабочую комиссию, также приказом (постановлением, распоряжением). Если проверить нужно немного, то осуществить проверку кассы может и ревизионная комиссия, т. е. создавать инвентаризационную комиссию не надо.

В ситуации, когда в штате числится всего один сотрудник, приказ о назначении инвентаризационной комиссии не издается. Создание такой комиссии подразумевает наличие в ее составе не менее 2-х человек – председателя и членов (п.2.3 и п.2.4 Методических указаний № 49). Поэтому в организации, в которой числится только директор, инвентаризационную комиссию сформировать не получится.

Обратите внимание! Компания не обязана ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии, если ее состав остается неизменным.

В соответствии с п.2.3 Методических указаний № 49 приказ регистрируется в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Задача инвентаризации наличных денежных средств, а также других ценностей в кассе предприятия заключается в том, чтобы сверить бухгалтерские данные с данными кассовой книги. Кроме того, остаток денежной наличности должен соответствовать:

  • данным книги кассира-операциониста;
  • данным контрольно-кассовой техники;
  • показателям на кассовой ленте.

Важно! Отсутствие хотя одного из членов инвентаризационной комиссии является поводом для признания результатов кассовой проверки недействительными. Также нельзя проводить инвентаризацию без кассира, ответственного за ценности, в отношении которых назначена проверка (Приложение № 2 Постановления Минтруда России от 31.12.2002 г. № 85, письмо Минфина России от 15.07.2008 г. № 07-05-12/16, п.2.8 Методических указаний № 49).

До начала проверки материально ответственное лицо представляет инвентаризационной комиссии последние (текущие) кассовые документы. В частности, это приходные (форма № КО-1) и расходные кассовые ордера (форма № КО-2) или отчеты о движении денежных средств (например, справка –отчет кассира операциониста формы № КМ-6, Z-отчет и пр.).

Также ответственный работник письменно подтверждает, что:

  • все документы, связанные с кассовыми расчетами, сданы в бухгалтерию или вручены комиссии;
  • поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Забежим немного вперед и отметим, что для этого в акте инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15 предусмотрен специальный раздел «Расписка».

Председатель комиссии визирует полученные документы с указанием «до инветаризации на «(дата)»». Это служит основанием для определения работниками бухгалтерии остатков денежных ценностей по данным бухгалтерского учета к моменту начала инвентаризации.

Далее осуществляется сама проверка.

Пересчитывается денежная наличность (бумажные купюры и монеты), а также другие ценности в присутсвии всех членов комиссии. Фактический остаток сверяется с данными кассовой книги. Если кассовый учет автоматизирован, то он сопоставляется с данными программы.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности производится по (п.3.41 Методических указаний № 49):

  • видам с учетом их начального и конечного номеров;
  • местам хранения;
  • материально ответственным лицам.

Результаты инвентаризации кассы

По итогам проверки инвентаризационная комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств. При этом используется его уфиницированная форма № ИНВ-15 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88) или та, что разработана самим предприятием (ч.4 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). Все зависит от того, какие формы документов для отражения результатов инвентаризации утверждены в учетной политике.

Вся информация, полученная в ходе проверки, обобщается в акте, который составляется не менее чем в 2-х экземплярах (п.2.5 Методических указаний № 49). Его можно заполнить:

  • на компьютере;
  • от руки (черной или синей ручкой, без помароки подчисток).

В акте не допускается оставлять пустые строки. Документ подписывается председателем и всеми членами комиссии. А также материально ответственным лицом, которое таким образом подтверждает, что все перечисленные в акте денежные средства находятся на его ответственном хранении.

В специальном разделе акта инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) кассир дает письменное объяснение излишков или недостач, если таковые выявлены в результате проверки.

Если в акт необходимо внести какие-либо исправления, то их должны оговорить и подписать все члены комиссии и материально ответственные лица. Причем исправляются все экземпляры документа.

Далее акт направляется руководителю организации, который анализирует содержащуюся в нем информацию и принимает соответствующие решения. Эти решения также должны быть отражаны в документе.

Как часто и в соответствии с какими нормативными актами проводится инвентаризация наличных денежных средств?

Инвентаризация кассы проводитсяв соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Согласно п. 1.2 данных указаний денежные средства являются имуществом хозсубъекта.

Для инвентаризации наличных денежных средств Госкомстат разработал унифицированную форму ИНВ-15 и утвердил ее в своем постановлении от 18.08.1998 № 88. Данная форма необязательна к применению и может быть заменена аналогичным документом, разработанным компанией самостоятельно. Однако ИНВ-15 продолжает широко использоваться.

Как часто оформляется акт формы ИНВ-15? Ответ зависит от установленной частоты проводимого контроля. Для внутренних ревизий кассы периодичность проверок определяет руководство юрлица или ИП (п. 7 указания Центробанка РФ о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2014 № 3210-У). Проверки могут проводиться регулярно (по плану) или носить внезапный характер.

Не следует забывать и о законодательно установленных случаях, когда проведение инвентаризации кассы обязательно (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):

  • перед составлением годовых отчетов;
  • при смене кассиров;
  • при выявлении хищения денег или недостачи/излишков в кассе.

Своевременная инвентаризация кассы — это возможность вовремя устранить кассовые нарушения, пресечь злоупотребления, а также избежать возможных штрафов. Если работать с наличными деньгами без учета требований нормативных документов, может последовать наказание по ст. 15.1 КоАП.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за ее нарушение — в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Порядок и образец заполнения акта ф. ИНВ-15 при инвентаризации кассы

Акт инвентаризации заполняется на компьютере или вручную. Не допускается наличие исправлений или помарок.

В соответствующие разделы акта вносятся:

  • название организации;
  • наименование подразделения (при проведении ревизии кассы в обособленном подразделении);
  • документ — основание для проведения проверки кассы, его номер и дата;
  • номер и дата акта, а также дата проведения инвентаризации;
  • подпись кассира в расписке;
  • фактическая сумма денежных средств, ценных бумаг и иных денежных документов;
  • учетные данные денежных активов;
  • данные результатов ревизии;
  • пояснение выявленных излишек/недостач;
  • подписи членов комиссии и материально ответственных лиц.

Подробнее о порядке, который следует соблюдать при ведении кассовых операций, читайте в материале «Порядок ведения кассовых операций в 2018 году».

Периодическое проведение инвентаризации кассы в интересах любого юрлица и ИП, работающих с наличными деньгами. Это помогает вовремя выявить все недостачи, пресечь злоупотребления и дисциплинировать кассиров. Оформляются результаты инвентаризации с помощью акта формы ИНВ-15 или аналогичной ей.