Фонды страхования

1. Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, т.е., к примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка – не позднее 6 месяцев со дня рождения, по уходу за ребенком — не позднее чем через 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Работодатель в течение 5 календарных дней с момента подачи документов и написания заявления работником обязан передать их в филиал Фонда социального страхования.

2. Может ли работодатель вместо работника заполнить заявление на выплату пособия (оплату отпуска)?

Работодатель может заполнить заявление, но работник должен проверить реквизиты для перечисления средств (счет в банке, почтовый адрес) и лично подписать заявление.

Если в процессе обработки документов и перечисления пособия филиал Фонда или банк обнаружит ошибку, документы будут возвращены работодателю для исправления. Это приведет к задержке в выплате пособия.
Роспись за работника не допускается. Кроме этого, подделка подписи является преступлением по ст. 327 УК РФ.

3. Будет ли Ростовское РО ФСС РФ выдавать справки 2-НДФЛ? Как будут учитываться льготы при удержании подоходного налога?

Да, по заявлению работника филиал регионального отделения выдаст ему справку 2-НДФЛ. При удержании подоходного налога филиалы регионального отделения не будут учитывать льготы по подоходному налогу, поскольку Налоговым Кодексом предусмотрено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющимся источником выплаты дохода по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.

4. Кто будет оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности с 01.07.2015г., предприятие или ФСС РФ?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
21.04.2011г. № 294, пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня
временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за
счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной
нетрудоспособности, — территориальным органом Фонда за счет средств бюджета
Фонда.

Таким образом, выплата пособия по временной нетрудоспособности с 1 июля 2015
года по данному основанию не изменилась.

5. Где с 01 июля 2015г. будут храниться больничные листы, на предприятии или в ФСС РФ? Как проводить начисление пособий по расчетной ведомости на заработную плату?

Согласно п. 13 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 — 2015 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства от 21.04.2011г. № 294 (далее – Положение), заявления и документы, направленные в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, возвращаются страхователю, который осуществляет их хранение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Положения , пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за
счет собственных средств, а за остальной период с 4 дня временной
нетрудоспособности — территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.Следовательно, в расчетную ведомость для начисления заработной платы
включается только сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленная
за счет средств работодателя.

6. Каким образом можно заполнить и передать реестр?

Реестр необходимо заполнить в xml-формате. Алгоритм такой же, как при сдаче расчётных ведомостей по форме 4-ФСС. Это можно сделать с помощью бесплатной программы для формирования реестров в электронном виде, разработанной Фондом социального страхования, или при помощи программного обеспечения сторонних производителей. Реестр подписывается электронно-цифровой подписью и зашифровывается теми же средствами, что и расчётная форма — 4 ФСС.
Последним шагом является отправка реестра через единую точку приёма по адресу http://docs.fss.ru
Подписать и отправить реестр можно и через свой удостоверяющий центр, если там уже реализована эта возможность.

Если реестр прошёл все стадии контроля (проверка шифрование, проверка цифровой подписи), то выдаётся квитанция, подписанная специалистом удостоверяющего центра.

Самая частая ошибка, по причине которой может быть отклонён реестр, это несовпадение имени файла и содержания.

В самом файле каждая строчка нумеруется так: «имя файла; номер строки». При заполнении в разных программах и последующем слиянии файлов, происходит сбой, и номера могут не совпадать или повторяться. В этом случае реестр не пройдёт контроль, а отправителю будет выдано извещение с указанием ошибок.

7. В бланке заявления о выплате пособия не хватает ячеек для указания адреса и наименования банка. Как в данном случае заполнять бланк?

Внесение данных в бланк заявления в части «адреса» осуществляется через интервал в одну ячейку, номер корпуса указывается через знак «/» в ячейке после номера дома, номер квартиры (офиса) указывается через пробел в одну ячейку после номера дома или корпуса, если не хватает ячеек, то можно продолжить заполнение в свободном поле бланка.

При заполнении поля «наименование банка» необходимо указать полное наименование банка, а распознавание наименования будет производиться по общепринятом справочнику банков, согласно БИКа.

8. Если ФСС будет удерживать НДФЛ, как работник сможет собрать документы для предоставления имущественного вычета?

Согласно п.2.ст. 219 Налогового Кодекса имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом налогоплательщику необходимо обратиться в филиал регионального отделения Фонда социального страхования РФ за справкой 2-НДФЛ.

9. Пособия по временной нетрудоспособности должны перечисляться только на «зарплатные» карточки или на любые банковские?

Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования РФ путем перечисления суммы пособия на банковский счет. Таким образом, пособия могут быть перечислены как на зарплатные счета, так и на любой другой счет застрахованного лица.

10. Как уплачивается НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности?

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Следовательно, НДФЛ с суммы пособия за счет средств работодателя исчисляет, удерживает и уплачивает работодатель, а НДФЛ с суммы пособия за счет средств Фонда социального страхования РФ исчисляют, удерживают и уплачивают филиалы Государственного учреждения Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

11. Может ли работник самостоятельно подать документы на выплату своего пособия в территориальный орган ФСС РФ в регионе, участвующем в пилотном проекте по выплате пособий?

От своего имени работник не может обратиться в территориальный орган ФСС РФ, но он вправе по поручению страхователя передать документы в территориальный орган ФСС РФ либо заполнить и подписать все необходимые документы при наличии доверенности от страхователя.

12. Какие документы следует представить застрахованному лицу, чтобы получить пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам напрямую от территориального органа ФСС РФ в рамках пилотного проекта, если работодатель прекратил свою деятельность?

Если работодатель прекратил свою деятельность, то работник может напрямую обратиться в территориальный орган ФСС РФ за получением пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам, представив следующие документы: заявление о выплате соответствующего пособия; листок нетрудоспособности установленной формы; справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений; заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях; документы, подтверждающие страховой стаж.

13. Должен ли работодатель рассчитывать средний заработок при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованными лицами, участвующими в реализации пилотного проекта по пособиям?

При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованными лицами, участвующими в реализации пилотного проекта по пособиям, работодатель должен рассчитывать средний заработок, также пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств.

14. Должен ли страхователь представлять в территориальный орган ФСС РФ опись документов при представлении заявления о возмещении расходов на оплату социального пособия на погребение в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта по пособиям?

Страхователь представлять в территориальный орган ФСС РФ опись документов при представлении заявления о возмещении расходов на оплату социального пособия на погребение в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта по пособиям, не должен.

15. В какой срок работник получит пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта по выплате пособий непосредственно через территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации?

Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2015 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение), установлен общий срок для выплаты пособий — 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Этот срок установлен и для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта при предоставлении документов или реестров за прошедшее время, последующие выплаты производятся до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должно быть выплачено пособие.

16. Можно ли страхователю не заполнять заявление о выплате пособия (оплате отпуска) при травме или заболевании, если нетрудоспособность длится до 3 дней, в регионе, участвующем в пилотном проекте по выплате пособий.

В регионе, участвующем в пилотном проекте по выплате пособий, страхователь вправе не заполнять заявление о выплате пособия (оплате отпуска) при травме или заболевании, если нетрудоспособность длится до 3 дней, поскольку данную выплату территориальный орган ФСС РФ не производит.

17. Обязан ли страхователь, у которого среднесписочная численность превышает 25 человек, предоставлять в Фонд под каждый электронный реестр по описи заявления застрахованных лиц и подтверждающие документы в бумажном виде? Или заявления и подтверждающие документы будут проверяться при проведении выездной проверки после выплаты пособий?

Нет, не обязан. Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом. (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1484).

18. В каком порядке оформляется строка «Место работы» листка нетрудоспособности гражданам, заболевшим (получившим травму) в течение 30 календарных дней со дня увольнения?

Выплата пособия лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществляется работодателем по их последнему месту работы. Оно и указывается в строке «Место работы».

19. Должен ли быть учтен первый ребенок, которому 22 года, при определении размера ежемесячного пособия женщине, родившей второго ребенка?

Согласно части 3 статьи 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. Учитывается сам факт рождения (усыновления) независимо от возраста ребенка.

20. Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, то есть, к примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка – не позднее 6 месяцев со дня рождения, по уходу за ребенком – не позднее чем через 6 месяцев со дня достижения ребенком полутора лет.

21. Можно ли для назначения и выплаты пособия по беременности и родам предоставить копию справки о заработной плате? И как она должна быть заверена?

Закон позволяет вместо подлинника справки о сумме заработка представлять копию, заверенную в установленном порядке. Копия должна быть выдана на бланке организации. Ее верность свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации. Также можно предоставить нотариально заверенную копию справки.

22. Можно ли получить единовременное пособие при рождении ребенка супругу, если супруга не была трудоустроена?

Да, статья 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» позволяет получить единовременное пособие при рождении ребенка одному из родителей (или лицу, его заменяющему).

В случае, когда один из родителей (либо лицо, его заменяющее) работает, а другой родитель (либо лицо, его заменяющее) не работает, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя (либо лицо, его заменяющего).

Таким образом, если жена не работает, то пособие при рождении ребенка должно быть выплачено по месту работы мужа.

23. Изменится ли сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в случае выхода женщины на работу на 0,25 ставки?

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком (ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – Закон № 255-ФЗ). Статьей 93 ТК РФ предусмотрено, что неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работодателем и работником. Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о работе именно во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, использование данного отпуска не прерывается и работник продолжает считаться пребывающим в нем. Следовательно, сумма пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не изменится и будет выплачиваться в размере, рассчитанном на момент наступления страхового случая.

24. Какие документы следует представить, чтобы получить пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам напрямую от территориального органа ФСС РФ в рамках пилотного проекта, если работодатель прекратил свою деятельность?

Если работодатель прекратил свою деятельность, то работник может напрямую обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования РФ за получением пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам (в случае, если право на получение этих пособий возникло в установленные законом сроки), представив следующие документы: заявление установленной формы о выплате соответствующего пособия; листок нетрудоспособности установленной формы; справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений; документы, подтверждающие страховой стаж.

25. Пособие по уходу за ребенком до 1,5лет начисляется по основному месту работы с учетом всех заработков (основное и внешнее совместительство)? Можно ли включить в расчет среднего заработка по основному месту работы (для исчисления пособия по уходу за ребенком) суммы зарплаты совместителя у другого работодателя, если два предыдущих года и на момент назначения пособия совместитель работал и работает в двух организациях?

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются, исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 названного закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

При расчете пособия учитывается средний заработок за время работы у другого работодателя, но только за период, предшествующий периоду работы в организации, назначающей и выплачивающей пособие (ч. 2, 2.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, п. 19Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375).

26. Подскажите, пожалуйста, могу ли я продолжать работать, несмотря на то, что нахожусь в декрете (мне выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам) и работодатель заставляет меня идти в отпуск. Как это правильно оформить?

Порядок обеспечения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). Целевым назначением пособия по беременности и родам является возмещение утраченного в связи с отпуском по беременности и родам заработка.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона № 255-ФЗ, ст. 255 ТК РФ застрахованной женщине по ее заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляется отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. Пособие выплачивается единовременно в размере 100% среднего заработка за весь период отпуска по беременности и родам.

Если женщина, имея право на отпуск по беременности и родам, продолжает работать, это не противоречит действующему законодательству, так как предоставление отпуска носит заявительный характер. За период трудовой деятельности, совпавший с периодом освобождения от работы, указанным в листке нетрудоспособности, женщине выплачивается заработная плата. Пособие по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам, начало которого определяется в зависимости от даты подачи соответствующего заявления, а период ограничивается сроками, указанными в листке нетрудоспособности.

27. Я получаю пособие по уходу за ребенком через кредитную организацию (банк), который хочу поменять. Что необходимо для этого сделать?

Вы вправе изменить как кредитную организацию, через которую желаете получать суммы положенных Вам пособий, так и способ получения пособия от территориального отделения (филиала) по месту регистрации страхователя, представив заявление работодателю в произвольной форме.

Работодатель обязан передать указанное заявление в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в пятидневный срок.

28. Необходимо ли уведомлять территориальный орган Фонда о прекращении права застрахованного лица на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Да, необходимо в 3-дневный срок направлять в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

29. Мои сотрудники просят представить им справки 2-НДФЛ, несмотря на то, что филиал напрямую выплачивает им пособия. Возможно ли через организацию запросить такие справки.

Да, возможно осуществление получения справок формы 2-НДФЛ централизованно через ваших представителей. Для этого представителю организации для получения справок сотрудникам необходимо:

— иметь при себе доверенность и заявление от каждого сотрудника, получавшего пособие по временной нетрудоспособности в 2017 году, реестр сотрудников, которым необходима выдача справок, подписанный должностным лицом организации;

— обратиться в филиал ГУ-РРО ФСС РФ по месту регистрации страхователя.

30. Имеют ли право на получение пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – пособия) иностранные граждане?

С 1 января 2015 года временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования и имеют право на получение только пособия по временной нетрудоспособности, при условии уплаты за них работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

При этом граждане государств-членов Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика) с 1 января 2015 года имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по страховым случаям, наступившим после 1 января 2015 года.

31. Обязан ли работодатель выплатить бывшему работнику, уволенному по сокращению штата и заболевшему через неделю после увольнения, пособие по временной нетрудоспособности?

Оплата пособия регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Пособие по временной нетрудоспособности также выплачивается, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору. Размер пособия при этом составляет 60% среднего заработка, который рассчитывается, как обычно, из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности. При этом основания увольнения значения не имеют.

32. Необходимо ли предоставление справки с места работы отца, для получения единовременного пособия при рождении ребенка, если брак у родителей расторгнут?

Если брак между родителями ребенка на момент обращения за единовременным пособием при рождении ребенка расторгнут, то предоставление такой справки (о том, что указанное пособие отцу не выплачивалось) не требуется. В этом случае представляется свидетельство о расторжении брака и документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей.

33. Какое пособие будет назначено женщине, у которой отпуск по беременности и родам наступает в период отпуска по уходу за вторым ребенком?

Матери в этом случае предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий. Можно получать либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком, либо пособие по беременности и родам.

В случае, если женщина выберет пособие по беременности и родам, в связи с рождением третьего ребенка, то после окончания отпуска по беременности родам она имеет право оформить отпуск по уходу за детьми (за вторым и третьим ребенком).

В случае одновременного ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Эта сумма не может быть меньше суммированного минимального размера пособия, но и не может быть больше 100 процентов среднего заработка, с которого она исчислялась.

34. В каком размере выплачивается пособие по беременности и родам, если страховой стаж менее шести месяцев и застрахованное лицо работало на условиях неполного рабочего времени?

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. А в местностях, где применяютсярайонные коэффициенты к зарплате – МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени.

Таким образом, пособие по беременности и родам в данном случае будет исчислено из МРОТ, пропорционального продолжительности рабочего времени застрахованного.

35. Можно ли для назначения и выплаты пособия по беременности и родам предоставить копию справки о заработной плате? И как она должна быть заверена?

Закон позволяет вместо подлинника справки о сумме заработка представлять копию, заверенную в установленном порядке. Копия должна быть выдана на бланке организации. Ее верность свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации. Также можно предоставить нотариально заверенную копию справки.

Страховой фонд страховой организации — фонд, формируемый в пределах страховой организации за счет страховых взносов для целей страховых выплат.

Определение страхового фонда

Экономическую основу страхования составляет процесс формирования и расходования средств страхового фонда.

Страховой фонд — это совокупность натуральных и денежных запасов общества, предназначенных для предупреждения и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами.

Существует три формы организации страхового фонда:

  • государственный централизованный страховой (резервный) фонд;
  • фонд самострахования;
  • страховой фонд, формируемый страховой организацией.

Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.

Фонд самострахования имеет организационно обособленный характер, формируется за счет натуральных и денежных запасов хозяйствующих субъектов. Назначение фонда самострахования — обеспечение бесперебойной деятельности субъекта и его финансовой устойчивости в неблагоприятных экономических условиях.

Страховой фонд страховой организации формируется только в денежной форме. Его создание определяется большим количеством участников (страхователей), уплачивающих страховые взносы. Средства, накопленные в страховом фонде, имеют строго целевое назначение — выплата возмещений и страховых сумм участникам фонда в соответствии с правилами и условиями страхования. Внутри страхового фонда происходит перераспределение убытка одного из участников между всеми оставшимися. При определении необходимого размера фонда страховая организация применяет методы актуарных расчетов, основанные на действии закона больших чисел и теории вероятности.

Основываясь на предположении, что механизм передачи риска реализуется через формирование страхового фонда, можно сделать вывод, что размер уплачиваемого в этот фонд взноса должен быть справедливым для всех его участников.

Каждый участник фонда, желающий передать свой риск на страхование, приносит в страховую компанию риски различной степени. Например:

  • деревянный дом может представлять собой опасность большую, чем дом, имеющий кирпичную конструкцию;
  • 18-летний водитель представляет собой больший риск, чем 35-летний; два 35-летних водителя, один имеющий семейный автомобиль, а другой — спортивный, также внесут в фонд различные риски;
  • человек, имеющий излишний вес, имеет более высокую вероятность ранней смерти, чем человек со средним весом;
  • работник физического труда в большей степени подвержен риску травмы, чем работник офиса.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Взносы в страховой фонд должны быть достаточными для выплат потенциально возможного возмещения в случае возникновения убытка, а также соответствовать размеру опасности и стоимости имущества и прочим факторам риска.
  2. Страховые взносы должны покрывать административные расходы по управлению этим фондом, быть достаточными для формирования резервов, из которых покрываются чрезвычайные убытки в неблагоприятные годы, а также гарантировать страховой компании определенную норму доходности.

При установлении размера страхового взноса необходимо учитывать два вышеназванных принципа, а также надо удостовериться в том, что взнос в страховой фонд каждого конкретного полисодержателя должен быть сравним с взносами других с учетом тяжести и частоты их рисков. Кроме того, уровень взносов должен создавать возможность для конкуренции на рынке.

Взаимное страхование

Взаимное страхование — это некоммерческая форма организации страхового фонда, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов членов своего общества.

В организационном отношении это означает разложение убытков при наступлении страхового случая у отдельных участников на всех членов общества.

С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования является одновременно и страховщиком, и страхователем. Документом, удостоверяющим право на владение капиталом общества, на его доход и страховую защиту, служит полис.

Принципы взаимного страхования

Экономическое содержание и особенности взаимного страхования находят выражение в принципах его организации.

В основе взаимного страхования лежит принцип взаимности, принцип взаимопомощи. Это общий принцип страхования, вне зависимости от формы организации фонда страховщика. Общность принципа взаимности для обеих форм фонда страховщика заключается в способах его формирования и расходования. Участниками этого фонда являются страхователи, фонд формируется посредством уплаты страховых взносов. Средства фонда используются на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с установленными страховщиком правилами страхования. Взаимность обеспечивается формированием страхового фонда и раскладкой убытков на всех участников страхования.

В наиболее полной и завершенной форме содержание взаимности реализуется в случае, когда в качестве посредников страховых отношений выступают непосредственно потребители страховых услуг — страхователи. В этом случае страховщик формируется не как предприятие, преследующее получение прибыли, а как организация взаимопомощи, обеспечивающая раскладку ущерба между заинтересованными лицами, когда совокупность страхователей образует специфическую страховую организацию для страховой защиты своих имущественных интересов — общество взаимного страхования. При этом можно отметить, что в название формы организации фонда страховщика вынесен основной принцип данных страховых отношений — общество взаимного страхования (ОВС).

При коммерческой форме организации фонда страхования в качестве посредника реализации страховых отношений выступает предприниматель. При этом предприниматель в страховании, как и в любой другой сфере бизнеса, преследует достижение главной цели — получение максимальной прибыли. Эта цель в страховании достигается предпринимателем как через включение элементов прибыли в структуру страхового тарифа и завышение цены страхования, так и посредством инвестиционной деятельности и различных форм уклонения от выполнения страховых обязательств. В результате коммерческая сторона страхования оттесняет на второй план действительное страхование.

Таким образом, при коммерческой форме формируемый фонд страховщика становится источником обогащения предпринимателя и обеспечивается проведением страховых операций и инвестиционной деятельности. В результате взаимность для страхователей достигается по более высокому ценовому паритету и не всегда гарантирует им выполнение страховых обязательств.

Важнейший принцип взаимного страхования — бесприбыльный, некоммерческий характер страховых операций, когда прибыль не закладывается в цену страхования, когда доходы регулируются расходами. Принцип бесприбыльности реализуется при подведении результатов хозяйственной деятельности ОВС за отчетный период, в ходе которого возможное превышение страхового фонда, в том числе и за счет инвестиционной деятельности, над фактическими является собственностью страхователей и может быть направлено на уменьшение цены страхования, укрепление финансовой устойчивости общества, распределено между членами ОВС или оставлено в распоряжении общества.

Если фактические убытки начинают превышать страховые фонды и доходы от инвестиционной деятельности, участники ОВС делают дополнительные взносы. Данные финансовые отношения членов ОВС характеризуют содержание важнейшего принципа организации взаимного страхования — принципа солидарной ответственности.

УДК 368.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Переверзева Юлия Владимировна, студент

В данной статье определено такое понятие как социальное страхование, рассмотрена его система, структура и классификация, выполнен анализ доходов и расходов фонда социального страхования.

Ключевые слова: социальное страхование, система социального страхования, обязательное социальное страхование, структура, фонд социального страхования, доходы, расходы.

В условиях мирового финансового кризиса, порождающего увеличение масштабов и разновидностей социальных рисков, возрастает значимость социальной защиты населения. На современном этапе она является важнейшим и приоритетным направлением государственной социальной политики Российской Федерации.

Главным институтом социальной защиты человека является социальное страхование. Под социальным страхованием понимается совокупность организационно-правовых и экономических отношений по защите имущественных и неимущественных интересов (социальных интересов) граждан с целью сохранения, восстановления или улучшения их материального уровня, качества жизни и социального положения, ухудшающих вследствие наступления установленных законом и/или договором страхования неблагоприятных событий за счёт денежных фондов страховщика, создаваемых ими из уплаченных страхователями страховых взносов (премий) и иных источников средств .

Современная система обязательного социального страхования в России включает четыре основные отрасли: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (введено с 2000 г.). Основные функции каждой отрасли социального страхования обуславливается видами социального риска — предполагаемого события, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Данные предоставлены в таблице 1.

В настоящее время в России в составе государственных финансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функционируют государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд Российской Федера-

ции); социальное обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей (Фонд социального страхования Российской Федерации); охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) (ст. 10 и 144 БК РФ).

Таблица 1 — Функциональная структура системы обязательного _социального страхования России_

Отрасль обязательного социального страхования Вид страхуемых социальных рисков

Обязательное пенсионное страхование 1. Наступление старости 2. Инвалидность 3. Потеря кормильца 4. Смерть застрахованного лица (пенсионера, не работающего на день смерти)

Обязательное медицинское страхование 1. Необходимость получения медицинской помощи

Обязательное социальное страхование 1.Временная нетрудоспособность 2.Материнство 3. Смерть застрахованного лица или членов семьи, находящихся на иждивении

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1. Трудовое увечье 2. Смерть застрахованного лицо (от трудового увечья).

Фонд социального страхования предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат .

Таблица 2 — Динамика доходов бюджета Фонда социального страхования, __ млрд .руб. __

Показатель 2012г 2013г 2014г 2015г

Утверждено 425,49 458,82 579,56 590,27

Исполнено 463,78 558,59 285,85 243,65

% исполнения 109 121,7 57,1 44,1

Отклонения 38,29 99,77 -293,71 -346,62

Таблица 3 Структура доходов Фонда социального страхования РФ по _статьям за период 2012-2015 гг., млрд.руб ._

Статья дохода Сумма Отклонение

2012 г. 2013 г. 2014 г 2013 г 2013/2014 2015/2014

Обязательное социальное страхование на случай материнства, беременности и родов 336,5 411,1 150,6 140,8 -260,5 -9,8

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 58,02 65,01 61,14 48,46 -3,8 -12,6

Передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета 51,73 64,42 59,7 40,2 -4,7 -19,5

Передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС 17,45 18,0 14,36 14,41 -3,6 +0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 463,7 558,5 285,8 243,6 -272,6 -41,8

В 2012 г.исполнение бюджета составило 463,78 млрд.руб — на 38,29 млрд.руб больше запланированного показателя, в 2013 г — 458,82 млрд.руб, выполнение плана произошло в размере 121,7% и составило 558,59 млрд. руб, а в 2014 г доходы составили 285,85 млрд.руб, в 2013 г. исполнено всего лишь 41,1 % от утверждённого значения — 243,65 млрд.руб., к 2015 г. объём доходов запланирован в размере 565 млрд. руб.

Как видно из таблицы отклонения в 2014 и 2015 году носят отрицательный характер это говорит о существенном снижении доходной части фонда что на прямую связано с отменой ЕСН в части налоговых доходов фонда.

Таблица 4 — Динамика расходов Фонда социального страхования, млдр.руб,

Показатели 2012 2013 2014г 2015г

Утверждено 453,82 456,87 577,22 606,52

Исполнено 491,20 497,57 186,29 206,40

% исполнения 108,2 108,9 37,5 37,9

Отклонения 37,38 40,7 -390,93 -400,12

Как видно из таблицы динамика расходов падает к 2014г и составляет (390,93) и 2015 (-400,12) что свидетельствует о снижении расходной части, связанной с уменьшением поступлений в бюджет фонда и выплат пособий.

Таблица 9 — Расходы ФСС по статьям за 2012-2015гг., млрд.руб,

Статьи расходов Сумма (млрд. руб.) Отклонения+/ —

2012г 2013г 2014г 2015г 14/13гг 15/14гг

Выплаты по обяза- 130 141,8 62,35 66,7 -79,45 4,35

тельному социально-

му страхованию на

случай материнства, беременности и родов

Выплаты по обяза- 38,6 42 10 14,1 32 4,1

тельному социально-

му страхованию от

несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний

Выплаты пособий по 193,8 164 63,9 70,6 -100,1 6,7

временной нетрудоспособности

Финансирование раз- 128,8 149,7 50 55 -99,7 5

личных мероприятии фонда.

Итого 491,2 497,5 186,2 206,4 -88,3 20,1

В работе ФСС РФ имеются проблемы, связанные с причинами как внутреннего, так и внешнего характера:

1) сложный и специфический финансовый механизм деятельности Фонда, наличие многочисленных разноплановых функций;

2) незавершенность законодательной базы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) финансовый кризис;

4) нерациональное распределение страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Доходная часть бюджета Фонда напрямую зависит от текущего состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел к ряду негативных явлений, в том числе снижению финансовой устойчивости и ликвидации предприятий, росту банкротств, сокращению числа страхова-

телей. Все это свидетельствует о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства.

Таким образом, система обязательного страхования является важнейшим элементом в развитии социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних инвестиционных ресурсов. От её состояния и эффективности функционирования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста страны. А фонд социального страхования, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом. Список литературы

3. www.fss.ru — Официальный сайт Фонда социального страхования РФ.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INCOME AND EXPENSES OF THE FUND OF SOCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Дуденкова, Мария Борисовна, 2009 год

1. Аврутский И.В. Решение задач обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний./Вестник Государственного Социального Страхования, 2007г, №5.

2. Алексеев С.С. Теория права М., 1994.

3. Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. Изд.второе. М.1987.

4. Андреев B.C. Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы). М. 1971.

5. Аракчеев B.C. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск 2007.

6. Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. М. 1961.

7. Астров П.И. Юридические предпосылки рабочего права. М.1911.

8. Баевский И.Л. Практика социального страхования в СССР. М. 1925.

9. Баевский И.Л., Фриц Л.С. Сборник действующего законодательсвтачпо социальному страхованию. М. 1925.

10. Бажанова П.Б. Коммерческие организации и предприниматели без образования юридического лица в качестве субъектов трудового права. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.2004.

11. Барабашин И.В., Роик В.Д., Титов С.Н. Концепция совершенствования систем социального страхования в Российской Федерации (проект). Аналитический вестник №13 (265)/ Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. М.2005.

12. Батыгин К.С. Администрация и социальное страхование. М.1982.

13. Батыгин К.С. Ответственность по законодательству о социальном страховании. М.1974.

14. Болдырев В.А. Возмещение вреда, причиненного здоровью лица при осуществлении им опасной профессиональной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Омск. 2003.

15. Брагинский М.И. Договор страхования. М.2000.

16. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан в условиях рыночной экономики. М.2001.

17. Вигдорик Н.А. Социальное страхование. М.1912.

18. Витгорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. М.1927. Вопросы труда.

19. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.2004.

21. Головина С.Ю. Формирование понятийного аппарата трудового . права. Государство и право. 1998, №8.

22. Гречко В. Охрана труда категория экономическая. /Вестник Государственного Социального Страхования. 2004г., №4.

23. Гудков А.А. Оптимизация управления предупреждением профессиональных рисков в социальном страховании: анализ и адаптация зарубежного опыта к условиям России. М.2006.

24. Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него забирает. Спб. 1893г.

25. Дмитриева И.К. Принципы трудового права. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.2004.

26. Догадов В.М. Социальное страхование. JI. 1924.

27. Догадов В.М. Социальное страхование. М.1930.

28. Емельянов А.О. о понятии обязательного страхования //Хозяйство и право, 1997, №12.

29. Забелин JI.B. Теория социального обеспечения. М. 1924.

30. Забелин JI.B. Теоретические основы социального страхования.

31. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М.1974.

32. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М. 2001г.

33. Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.2003.34.3енькович В.А. Задачи социального страхования в Советской России. М., 1918.

34. Иванкина Т.В. Правовое регулирование распределения общественных фондов потребления. Л. 1979.

35. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечения. СССР.М., 1986.

36. Иванова Р.И., Тарасова В.Ф. Предмет и метод советского права социального обеспечения. МЛ 983.

37. Игнатов Л.Н. Деятельность немецких промышленных страховых товариществ по предотвращению несчастных случаев. М.,1911.

38. Иоффе О.С. Обязательственное право. М, 1975.

39. Исаков В.В. Управление социальным страхованием в России, 19181921 годы. Период «военного коммунизма»/ Вестник Государственного Социального Страхования, М., 2005, №3.

40. Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное страхование: теория и практика. М.2003.

41. Килимиченко О.П. «Практика социального страхования в Германии», Социальный мир, №2 2001г.

42. Килимиченко О.П. «Социальное страхование в Дании», Социальный мир, №10 2001г.

43. Килимиченко О.П. «Социальное страхование в Дании», Социальный мир, №10 2001г.

44. Коршунов Ю.Н. Комментарий к новому порядку возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем. М., 2001.

45. Крузе Э.Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 19001914гг. Л., 1976.

46. Кузнецов Г.А. «Финляндия: принципы социальной защиты граждан», Вестник Государственного Социального Страхования, №4 2005г.

47. Кузнецов Г.А. Соцстрах по-шведски, Вестник Государственного Социального Страхования, №11, 2004г.

48. Кузнецов Г. А. Соцстрах по-шведски, Вестник Государственного Социального Страхования, №11, 2004г.

49. Кузятин В.Д. Возмещение вреда по гражданскому кодексу и социальное страхование. М. 1925.

50. Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.2006.

51. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.1993.

52. Ланцов В.И., Павлюченко В.Г. Социальное страхование в России: мифы и реальность./ Вестник Государственного Социального Страхования, № 10 2004г.

54. Лушников A.M. Роль социального обеспечения в решении проблем бедности и совершенствования методики преподавания права социального обеспечения. Материалы всероссийской научно-практической конференции/Под ред. Э.Г.Тучковой. М.: ТК Велби, Проспект 2004.

55. Лушникова М.В. Лушников A.M. Курс права социального обеспечения. М.2008.

56. Лушникова М.В. Право социального обеспечения (общая часть). Учебное пособие. Ярославль. 1997.

57. Марку шина И.Ю. «Расследование и экспертиза несчастных случаев», Социальный Мир, №1 2002.

58. Маркушина И.Ю. Государственная политика Российской Федерации в области охраны труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков./Вестник Государственного Социального Страхования. №10 2004г.

59. Матузов Н.И. Теория государства и права курс лекций. М.2001.

60. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение — естественное и неотъемлемое право человека. // Вестник МГУ. Серия «Право», 1998, №5.

61. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. М.2001.

62. Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. 1999, №1.

63. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования. М.2000.

64. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М. 2000.

65. Медведев А.Ю. Сущность и проблемы новой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.// Правоведение, №2, 2000.

66. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.2006.

67. Милахин А.А. Экономические основы оптимизации рисков и урегулирования ущерба при социальном страховании от несчастных случаев на производстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.2007.

68. Милахин В.А. Формирование страховых фондов при обязательном и добровольном страховании от несчастных случаев на производстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.2007.

69. Моисеева Т.Н. Злоупотребление правом в сфере государственного социального страхования // Арбитражная практика, №7, 2002.

70. Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории государства и права. М.1999.

71. Павлюченко В.Г. Социальное страхование в России сегодня и завтра. М.2000.

72. Павлюченко В.Г. Становление национальной системы социального страхования в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 1998г.

73. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. 1998.

74. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. М.1999.

75. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.1948.

76. Репенак А.В. Страхование рабочих от несчастных случаев в Германии. М. 1911.

77. Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве опыт западных стран.// Человек и труд. 1993, №2.

78. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М.1994.

79. Роик В.Д. Эволюция форм социальной защиты в России. Вестник Государственного Социального Страхования. №10 2004.

80. Симоненко Г.С. «Определение круга застрахованных от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», Социальный мир, №10 2002г.

81. Симоненко Г.С. Комментарий к Федеральному Закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний», М. 2003г.

82. Симоненко Г.С. Социальное страхование как отрасль права./ Вестник Государственного социального страхования, М.2002. №10.

83. Системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: российский опыт сквозь призму зарубежного/под общ. ред. Дегтярева Г.П., Москва, «Просвящение», 2003г.

84. Смирнов В.Т. «Гражданско правовая ответственность государственных предприятий за причинение увечья или смерти работникам». М.1957.

85. Смирнов В.Т. Регрессные иски в обязательствах из причинения вреда. М. 1960.

86. Созанова М.В. Предупреждение несчастных случаев на производстве и ответственность работодателя при их наступлении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.2005.

87. Социальная политика: реформа социального страхования / Под ред. JI.A. Беляевой. М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 1995.

88. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.1997.

89. Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. Т.2, полутом 2. М.2000.

90. Сухорукова С.В. «Проблемы реализации и совершенствования закона», Вестник Государственного Социального Страхования, №9 2002.

91. Сухорукова С.В. Проблемы и перспективы совершенствования государственного социального страхования в РФ. Пермь.2000.

92. Таль Л.С. Трудовой договор. М.

93. Теттенборн З.Р. Советское социальное страхование. — М., 1929.

94. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л. 1959.

95. Устинова Т.В., Сухорукова С.В. Эквивалентность страховых тарифов расходам на страхование./ Вестник Государственного Социального Страхования, №12 2005г.

96. Файнбург Г.З., Дубровских Н.Э. Охрана труда и социальное страхование./ Вестник Государственного Социального Страхования, №1 2004г.

97. Фалин В.Ю. Содержание понятий «социальная защита», «социальное страхование» и «социальный риск» //Труд за рубежом. М.1994, №3.

98. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с комментариями/ Под общ.ред. Ю.Н. Коршунова/ М.1998.

99. Федорова М.Ю. «Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования». Автореферат дис.доктора юрид.наук.Спб.2003.

100. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно -правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования Омск, 2000.

101. Фильев В.И. «Социальное страхование в России и зарубежных странах. М.1997.

102. Шайхатдинов В.Ш. Система социальной защиты и социального обеспечения в современной России. М. 1999.

103. Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения. Саратов. 1982.

104. Шишкин С.К. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Теория и практика. М.2007.

105. Энгель И.Ф. Социальное страхование в буржуазных государствах. МЛ 925.

106. Яроцкий В.Г. Страхование рабочих в связи с ответственностью предпринимателей. СПб. 1895.

107. Яроцкий В.Г. Экономическая ответственность предпринимателей. 4.1. с. 439

108. INAIL not only compensation but a workers integrated protection system, Rome, 2004.

109. Список использованных нормативных, судебных и иных актов.

110. Всеобщая декларация прав человека 1948г. // Библиотечка Российской газеты. 1999.№22-23.

111. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 19 декабря 1966г. Действующее международное право. — М.: 1996.

112. Европейская социальная хартия ETS №163 от 3 мая 1996г. Страсбург // СЗ РФ.2000.№20.Ст.2118.

113. Конвенция МОТ №134 от 30 октября 1970 г. «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков»// Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. -М., 1989. С.87 91.

114. Конвенция МОТ №121 от 8 июля 1964г. «О пособиях в случае производственного травматизма» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990. Т. II. -Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1406 — 1423.

115. Конвенция МОТ №102 от 28 июня 1952 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. Т.1. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С. 1151 — 1159.

116. Конвенция МОТ № 42 1934г. «О возмещении в случае профессиональных заболеваний», // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С.329-332.

117. Конвенция МОТ № 18 1925г. «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях», // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919- 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С. 109-111.

118. Конвенция МОТ № 17 1925г. «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве», // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С. 101-104.

119. Конвенция МОТ № 12 1921г. «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве», // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919- 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С.66-67.

120. Рекомендации МОТ № 121 от 8 июля 1964 г. «О пособиях в случае производственного травматизма» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990. Т.П. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С. 1424 — 1427.

121. Рекомендации МОТ № 31 от 21 июня 1929 г. «О предотвращении несчастных случаев на производстве» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919- 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С. 171-177.

122. Рекомендации МОТ № 24 or 10 июня 1925 г. «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С.112.

123. Рекомендации МОТ № 23 от 10 июня 1925 г. «О юрисдикции в области возмещения трудящимся» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. T.I. Женева: Международное Бюро Труда, 1991. С. 107-108.

124. Модельный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 15.07 1998. //Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств участников СНГ. 1998. №18. С.133 — 159.

125. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11 апреля 1994г.) // СЗ РФ.2004. №43. Ст.4171.24. Конституция СССР 1936г.25.Конституция СССР 1977г.26.Конституция РСФСР 1978г.27.Конституция РФ 1993г.

126. Гражданский Кодекс РСФСР 1922г.

127. Гражданский Кодекс РСФСР 1964г.

128. Гражданский Кодекс РФ 1994г.

129. Кодекс Законов о труде РСФСР 1924г.

130. Кодекс Законов о труде РСФСР 1971г.33.Трудовой Кодекс РФ

131. Уголовно исполнительный Кодекс РФ от 08.01 1997. №1-ФЗ// СЗ РФ. 1997.№2.Ст. 198.

132. Федеральный Закон от 07.05 2009 №80-ФЗ «О внесении изменений в ст.230 Трудового Кодекса Российской Федерации».

133. Федеральный Законом от 29.12 2006г. №259-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11 и 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

134. Федеральный Закон от 29.12. 2004г. №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год»// СЗРФ.2005.№1 .Ст.28

138. Федеральный Закон от 7.07. 2003г. №118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// Российская газета.

140. Федеральный Закон от 17.07 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

141. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

142. Постановление Правительства РФ от 16.10 2000.№789 » Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. // СЗ РФ.2000.№43.

143. Постановление Правительства РФ от 31.08 1999г. №975 «Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей ) экономики к классу профессионального риска» //СЗ РФ.1999.№36.

144. Положение о Фонде социального страхования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 №101// Российская газета (ведомственное приложение). 1994.№3 5.

145. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01 2003 г.№1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций».

146. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000г. №789.

147. Постановление ФСС РФ от 05.02.2002 №11 «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний».// Российская газета.2002.№49.

148. Письмо ФСС РФ от 19.04 200г. «Об исчислении страховых выплат»

149. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.01 2001 «Рекомендации по экспертизе страхового случая по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

150. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05 2007г. №7-П по делу о проверке конституционности абзаца четвертого части двенадцатой статьи 230 трудового Кодекса РФ по запросу Ухтинского городского суда Республики Коми.

151. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №3 от 28.04 1994г. «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994.№7. С. 3.

152. Решение Савеловского районного суда г.Москвы от 24.04 2008г. по иску Давыдова С.А. к ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии». Дело№2-925/08. Опубликовано не было.

153. Решение Карачаевского городского суда от 28 июня 2005 года по делу об установлении факта нахождения на иждивении по заявлению Ординой А.Г. Дело №2-105-2005 г. Опубликовано не было.

154. Решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края, в отношении заявления-Гриценко Л.И. об установлении факта нахождения на иждивении. Дело 2-3955/05. Опубликовано не было.

155. Решение Нальчикского районного суда Кабардино Балкарской Республики от 01.03 2005г. по иску Залихановой Х.Х.Опубликовано не было.

156. Решение Борского городского суда Нижегородской области от 07.06 2007 года по иску Дударева В.А. Опубликовано не было.

157. Решение Вачского районного суда Нижегородской области от 23.03.05 по иску Ловыгина В.П. к ГУ Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования. у Опубликовано не было.

158. Решение Ленинского районного суда г.Саранска от 15.11 2004 г. по иску Каргиной В.В. Дело №2-2338/2004. Опубликовано не было.

159. Решение Верхошижемского районный суд Кировской области по иску Ускова А.А. Опубликовано не было.

160. Решение Ардатовского районного суда от 17.02 2005 по иску Рыбакова Б.А. Опубликовано не было.