Финансы бюджетных учреждений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Хабаровского края

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 июня 2017 года N 944

Об утверждении методики определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового
обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)
краевыми государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства образования и науки
Хабаровского края, оказывающими государственные услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности,
оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных
законодательством, в пределах установленного государственного задания

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2015 г. N 414-пр «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»:

1. Утвердить прилагаемую Методику определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) краевыми государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства образования и науки Хабаровского края, оказывающими государственные услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных законодательством, в пределах установленного государственного задания.

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра — начальника управления планирования, финансирования и контроля Миллер В.В.

Общие положения

1.1. Настоящая методика определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное задание) краевыми государственными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, находящимися в ведении министерства образования и науки Хабаровского края оказывающими государственные услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных законодательством, в пределах установленного государственного задания (далее — КГБУ, КГАУ), разработана во исполнение пунктов 3.21 и 3.23 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2015 г. N 414-пр «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее соответственно Методика, постановление N 414-пр).

1.2. Целью Методики является формирование единых методических подходов к определению значений коэффициента платной деятельности для корректировки затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, и затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества КГБУ, КГАУ, с учетом положений переходного периода в соответствии с постановлением N 414-пр, в том числе:
а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат КГБУ, КГАУ в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;
б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат КГБУ, КГАУ в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

1.3. Настоящая Методика устанавливает правила определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания КГБУ, КГАУ (далее — коэффициент платной деятельности).

Расчет значения коэффициента платной деятельности

2.1. Источниками информации для расчета значения коэффициента платной деятельности являются показатели формы по ОКУД N 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» за отчетный финансовый год, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Форма N 0503737), в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности).

2.2. Расчет коэффициента платной деятельности осуществляется по следующей формуле:

, (1)

где:
— коэффициент платной деятельности;
— объём субсидии на выполнение государственного задания, равный показателю раздела «1. Доходы учреждения» Формы N 0503737 за отчетный финансовый год по виду финансового обеспечения (деятельности) — «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида — 4)» по строке 010 «Доходы — всего», по столбцу 9 «Итого»;
— объем средств от оказания учреждением платных услуг (работ), равный показателю раздела «1. Доходы учреждения» Формы N 0503737 за отчетный финансовый год по виду финансового обеспечения (деятельности) — «Собственные доходы учреждения (код вида — 2)» по коду аналитики 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», по столбцу 9 «Итого».

2.3. В случае если в течение текущего финансового года в отношении КГБУ, КГАУ осуществлены реорганизационные или ликвидационные мероприятия, для расчета коэффициента платной деятельности на очередной финансовый год значения показателей формулы (1) для данных учреждений суммируются в соответствии с условиями осуществления указанных мероприятий.

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Бюджетное финансирование — это предоставление средств бюджета на безвозвратной основе в распоряжение руководителя организации на осуществление расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете на соответствующий год.

Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принципам бюджетного финансирования. К общим принципам бюджетного финансирования можно отнести: соблюдение законности бюджетного финансирования, то есть выделение бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета; целевой характер предоставления средств; предоставление бюджетных средств с учетом использования раннее выделенных ассигнований; получение максимального эффекта от использования бюджетных средств.

Существуют два способа бюджетного финансирования:

— финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что средства из бюджета выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

— финансирование по системе «брутто-бюджет» применяется для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетного учреждения. В зависимости от применения одного из способов можно выделить следующие формы финансирования:

текущее финансирование (выплата заработной платы, расходы на товары и услуги, взносы в фонды социального страхования и другие текущие платежи); финансирование капитальных затрат (осуществление капитальных вложений). Для учета финансирования необходимо различать главных распорядителей средств бюджета, распорядителей и получателей.

Главный распорядитель средств бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом, по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

Распорядитель средств бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящихся в его ведении.

Получатель средств бюджета — бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

Финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их сметах.

Для того чтобы получить финансирование, в казначейство необходимо предоставить заявку с указанием раздела, кода экономической классификации, вида расходов и требуемой суммы. К заявке необходимо приложить документы, подтверждающие необходимость получения средств (счета-фактуры, договора и другие документы).

Согласно Инструкции № 70н от 26.08.2004 г. корреспонденция по учету финансирования представлена в табл. 14.

Корреспонденция счетов по учету финансирования и списанию расходов

Таблица 14

Дебет Кредит
1 2 3
Получено финансирование 030404000 Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств 030405000

Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов

1 2 3
Списаны расходы в конце года 040103000

Финансовый результат прошлых отчетных периодов

040101200

Расходы учреждения

Отличительной особенностью бухгалтерского учета бюджетных учреждений является то, что все расходы учреждения должны производиться в строгом соответствии с утвержденной для него в установленном порядке сметой расходов.

Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов.

Смета расходов — это основной плановый и финансовый документ, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание. Бухгалтерский учет бюджетных структур — это, прежде всего, учет исполнения сметы расходов. Расходы в бюджетных учреждениях учитывают в соответствии со структурой бюджетной классификации Российской Федерации. Средства из бюджета на содержание учреждения и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств. Производимые расходы считаются действительными при наличии подтверждающих и других правильно оформленных документов.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок составления и исполнения смет доходов и расходов, являются Бюджетный кодекс РФ № 154-ФЗ от 31.07.1998 г. с изменениями и дополнениями, Бюджетная классификация РФ, утвержденная приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. № 114н, методические указания Минфина РФ.

Форма сметы, основные показатели, по которым составляется смета доходов, нормы, и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. Расчет суммы расходов по смете на планируемый год производится исходя из объёма деятельности учреждения, определяемого планом развития, и фактического его исполнения за предшествующий период. Смета расходов составляется в начале года, в ней указывается общая сумма необходимых средств, основные направления расходования с разбивкой поквартально. При составлении сметы для обоснования требуемых сумм дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Смета доходов и расходов составляется с учетом жесткого режима экономии материальных ресурсов.

В соответствии с законодательством об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации бюджетное учреждение расходует бюджетные средства исключительно на оплату труда в соответствии с правовыми актами и трудовыми договорами, которые регулируют размер заработной платы работников, перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, трансферты населению; командировочные расходы и иные компенсационные выплаты; оплату работ, услуг и товаров по заключенным договорам.

Процесс расходования средств делится на три стадии:

а) санкционирование расходов — это установление и доведение до бюджетного учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие учреждениями финансовых обязательств, оплата которых будет производиться за счет средств бюджета;

б) финансирование расходов — это выделение бюджетных средств в пределах лимитов финансирования на основе утвержденной росписи доходов и расходов бюджета. Объём финансирования расходов — это объём прав получателя на оплату обязательств за счет средств бюджета;

в) кассовые расходы — это операция по списанию средств со счета органа казначейства в оплату обязательств, принятых получателем в установленном порядке и подлежащих оплате за счет средств бюджета. Практически кассовый расход — это отражение расходов в момент оплаты. Кроме оплаты обязательств, принятых бюджетополучателем, к кассовым расходам относится и снятие денежной наличности. Объём производимых кассовых расходов зависит от выделенного учреждению бюджетного финансирования, а также от величины остатка денежных средств на лицевых счетах.

Осуществить кассовые расходы невозможно при отсутствии денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на лицевом счете учреждения. Поскольку кассовые расходы отражают списание денежных средств с лицевого счета учреждения, то в бухгалтерском учете эти расходы учитываются на соответствующих счетах по учету движения бюджетных средств. При формировании кассовых расходов составляются проводки (табл. 15).

Корреспонденция счетов по учету кассовых расходов

Таблица 15

ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Финансы некоммерческих организаций представляют собой разнообразные финансовые отношения, которые складываются по поводу формирования и последующего использования денежных ресурсов различного назначения:

  1. С органами местного самоуправления и органами государственной власти по поводу получения и использования бюджетных средств;
  2. с физическими лицами и организациями по формированию внебюджетных доходов (членских и паевых взносов, взносов учредителей, целевых поступлений, включая пожертвования, гранты, а также доходы от осуществления предпринимательской деятельности) и их последующее использования;
  3. с органами местного самоуправления и органами государственной власти по выполнению обязательств перед бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами путем уплаты налогов, страховых взносов по обязательному пенсионному и социальному страхованию;
  4. со своими работниками по формированию и использованию фонда оплаты труда и фонда целевого назначения (социального и производственного развития материального поощрения и др.).

Исходя из вышеперечисленного, финансы некоммерческих организаций являются отношениями, связанными с формированием и дальнейшем использованием финансовых средств организаций для достижения целей, предусмотренных в уставе организации. Некоммерческая организация способна выполнять один (несколько) видов деятельности, который не запрещен законодательством РФ и соответствует целям хозяйственной деятельности организации. Заниматься предпринимательской деятельностью некоммерческая организация может только в целях, ради которых она создавалась. Подобное ограничение установлено законодательно, чтобы исключить занятие более выгодной деятельностью в ущерб основной, которая отвечает целям создания некоммерческой организации.

ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

Отдельное звено в финансах некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных организаций (учреждений), потому что именно бюджетные учреждения занимаются обеспечением населения необходимыми соц. услугами в области здравоохранения, образования и так далее. Особенность финансов бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником их финансирования являются средства бюджета, именно поэтому обеспечивается тесная взаимосвязь бюджетных учреждений со сферой муниципальных и государственных финансов; механизм функционирования финансов бюджетных учреждений регламентируется бюджетным законодательством.

Кроме этого, в некоторых источниках особенности организации финансов бюджетных организаций рассматриваются наряду с вопросами общего функционирования финансов государства и финансирования соц. политики государства, так как именно бюджетные организации обеспечивают потребности всех слоев населения в услугах социального характера.

Тем не менее, финансы бюджетных организаций входят в финансы субъектов хозяйствования, так как при их функционировании и создании происходит обособление финансовых ресурсов и имущества, а также предоставление бюджетным учреждениям права распоряжаться данным имуществом (право оперативного управления).

Особенности бюджетных учреждений заключаются в следующем:

  1. Учредителями организации должны быть органы государственной власти, субъекты, органы местного самоуправления Российской Федерации.
  2. В качестве целей создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть установлены только функции, носящие некоммерческий характер. Это не исключает возможность бюджетной организации оказывать спектр платных услуг, но оказание платных услуг не может быть целью функционирования бюджетного учреждения и все заработанные подобным образом средства обязаны направляться исключительно на развитие и расширение основной деятельности.
  3. Бюджетные учреждения должны финансироваться за счет средств местного органа власти, бюджета Российской Федерации и ее субъектов.

Финансовые ресурсы бюджетного учреждения представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетной организации.

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных организаций являются:

1) средства бюджетов различных уровней;

2) средства государственных внебюджетных фондов;

3) поступления от осуществления предпринимательской деятельности.

Основным источником финансовых ресурсов бюджетных организаций является бюджетное финансирование, принципами которого являются:

— получение максимального эффекта при минимуме затрат;

— целевой характер использования;

— предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

— безвозвратность бюджетного финансирования;

— бесплатность бюджетного финансирования.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

1. Финансирование по системе «нетто-бюджет», при котором бюджетные средства выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренный бюджетным учреждением.

2. Финансирование по системе «брутто-бюджет», при котором бюджетные средства предоставляются на все виды расходов как текущего, так и капитального характера.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования бюджетных учреждений:

— бюджетных ассигнований;

— средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным заказам и контрактам;

— трансфертов населению;

— субвенций и субсидий.

Финансирование бюджетных организаций проводится за счет расходов бюджетов различных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, либо по согласованию органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых можно проводить финансирование бюджетных организаций:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств;

3) утверждение смет доходов и расходов бюджетных учреждений;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5) подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств.

Цель процесса формирования собственных средств — обеспечить профильную и хозяйственно — эксплутационную деятельность бюджетной организации. Бюджетным кодексом все эти доходы объявлены неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Собственные средства бюджетной организации должны быть использованы по видам и направлениям расходов, предусмотренных бюджетной классификацией.

Источники собственных средств:

  • 1) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;
  • 2) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3) целевые средства от юридических и физических лиц;
  • 4) другие поступления.

Классификация финансовых внебюджетных потоков организаций способствует:

  • — реализации системного подхода к решению вопросов привлечения дополнительных доходов за счет внебюджетных источников;
  • — унификации и формализации процедур и процессов планирования и организации управленческого и бухгалтерского учета;
  • — повышению эффективности планирования и использования внебюджетных средств;
  • — созданию эффективного механизма управления и распределения финансовых потоков в условиях многоканального финансирования.

Классификационные признаки собственных доходов:

  • — виды деятельности бюджетных организаций;
  • — виды поступающих средств.

Группировка собственных средств согласно генеральному разрешению на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету этих средств

  • 1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетных организаций, соответствующей ее профилю.
  • 2. Средства от производственной деятельности мастерский, опытных участков, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других подразделений бюджетных организаций, не имеющих статуса юридического лица.
  • 3. Средства от оказания платных услуг по хозяйственным договорам.
  • 4. Доходы от предпринимательской деятельности: торговли покупными товарами, оборудованием; оказания посреднических услуг; долевого участия в деятельности других организаций; приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг (дивиденды, проценты, начисления и процентов по депозитным счетам и вкладам).
  • 5. Поступления от внереализацонных операций, непосредственно не связанных с собственным производством и реализацией, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг.
  • 6. Добровольные пожертвования, целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
  • 7. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, в т.ч. гостиничного типа; содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах — интернатах.
  • 8. Средства за выполнение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ и оказание услуг по договорам )государственным контрактам); по грантам на проведение научно — исследовательских работ.
  • 9. Доходы от услуг связи.

Кроме этого, поступают: целевые средства из бюджетов других уровней, от министерств и ведомств, от внебюджетных государственных фондов; средства от реализации имущества, от сдачи драгметаллов, лома цветных и черных металлов, других видов деятельности, на которые получены лицензии и сертификаты, и которые не противоречат уставу бюджетной организации, законодательным и нормативным актам.