Финансовый бюджет

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования де­фицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответ­ствующим законодательным (представительным) органом влас­ти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и приня­тыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающи­ми особенности бюджетного процесса в данных административ­но-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюд­жет, по существу, стал в России основным документом, комплекс­но определяющим количественные и качественные параметры го­сударственной (региональной, муниципальной) социально-эко­номической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсион­ного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федераль­ного и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов го­сударственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реали­зацию конституционных прав граждан на социальное обеспече­ние, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской по­мощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составля­ются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме за­конов одновременно с принятием закона о федеральном (регио­нальном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйство­вания, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, сме­та доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определя­ется их организационно-правовой формой, а также учредитель­ными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное ли­цо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика рас­чета его показателей устанавливаются: для бюджетных учрежде­ний — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми акта­ми органов исполнительной власти; для коммерческих организа­ций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, рас­поряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих орга­низациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансо­во-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестици­онной привлекательности; использования рыночных механиз­мов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует зани­маться в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может состав­ляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составля­ется на календарный год с поквартальной разбивкой показа­телей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следую­щие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, пла­тежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем дохо­дов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государ­ственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильнос­ти расчета показателей баланса доходов и расходов к нему состав­ляется проверочная таблица, по строкам которой детализируют­ся виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных ус­ловий, в настоящее время в коммерческих организациях исполь­зуется система управления финансами, основанная на разработ­ке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подраз­делений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, поз­воляет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реаль­ные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из до­ходной и расходной частей (табл. 4.3). Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

Таблица 4.3

Состав статей сводного бюджета коммерческой организации

Доходы

Расходы

Выручка от реализации продукции и от прочей реализации

Доходы от внереализационных опе­раций

Остатки средств на банковских сче­тах на начало планового периода

Кредиты и займы

Налоги в бюджет

Заработная плата

Платежи в государственные вне­бюджетные фонды

Закупки сырья и материалов

Оплата электроэнергии

Выплаты по кредитам и займам (с учетом процентов)

Прочие расходы

Дефицит бюджета (в случае превы­шения расходов над доходами)

Бюджеты структурных подразделений формируются на осно­ве следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда опла­ты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюд­жета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государствен­ные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюдже­ты материальных затрат и потребления энергии отражают основ­ную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвес­тиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответ­ствии с планом-графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязатель­ные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

• повышение управляемости и быстрой адаптации организа­ции к изменениям на товарных и финансовых рынках;

• обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;

• расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового плани­рования делает коммерческие организации информационно проз­рачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлече­нии долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресур­сов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-техни­ческого и иного некоммерческого характера.

Бюджетные учреждения, создаваемые органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления, в соответ­ствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением рас­ходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.

Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими орга­нами государственной власти и местного самоуправления1 (1 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они являются главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств), та­ких, как задания по предоставлению государственных или муни­ципальных услуг, предельные объемы финансирования2 (2 Предельные объемы финансирования рассчитываются на основе зада­ний по предоставлению государственных или муниципальных услуг и коли­чественно определяют сумму бюджетных ассигнований, которую планиру­ется выделить из бюджета данному учреждению) и индек­сы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того, используются:

• тарифная сетка и справочник тарификационно-квалификационных требований, утвержденный соответствующим министер­ством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, I стаж работы и др.) — при расчете фонда оплаты труда бюджетно­го учреждения на планируемый год;

• ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), — при расчете начислений на фонд оплаты труда и раз­мера трансфертов населению;

• материальные и финансовые нормы и нормативы, установ­ленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, — при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;

• положения договоров с ресурсоснабжающими организация­ми — при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;

• фактический объем расходов в текущем году — при плани­ровании хозяйственных расходов.

В проекте сметы доходов и расходов приводится покварталь­ная разбивка показателей на планируемый год.

Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансо­вый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюд­жетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учрежде­ния уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюд­жетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов являет­ся основным плановым документом для финансирования бюд­жетных учреждений.

Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных уч­реждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Вы­бор конкретного вида финансового плана фиксируется, как пра­вило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план фор­мируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммер­ческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреж­дений) организационно-правовых форм в настоящее время мак­симально приближены к порядку, характерному для коммер­ческих организаций.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансового планирования, сформули­руйте его отличительные черты.

2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.

3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарак­теризуйте его значение.

4. Дайте характеристику этапов и методов финансового пла­нирования.

5. Перечислите специфические методы финансового прогно­зирования.

6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составля­емых на общегосударственном и территориальном уровнях, оха­рактеризуйте их назначение.

7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.

8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммер­ческими организациями, сформулируйте их особенности.

Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте отличия перспективного финансового пла­на и баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и бюджета (федерального, регионального, местного).

2. Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организация­ми; объясните, чем обусловлены существующие различия.

УЗБЕКСКОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ТАШКЕНТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Самостоятельная работа

по дисциплине «Управление бюджетом»

на тему:

«Бюджет продаж»

Выполнил: студент группы 113-07 Ир

Каримов Али.

Приняла: Буткеева Т.М.

ТАШКЕНТ 2010

Введение………………………………………………………………………

1. Теоретическая часть. Бюджет продаж. ………………………………….

2. Практическая часть. Решение задачи…………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………..

Введение

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.

Задачи бюджетирования:

  • повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии

  • выявление рисков и снижения их уровня

  • повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.

Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами.

  • Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:

  • Установление объектов бюджетирования

  • Разработка системы бюджетов операционных и финансовых

  • Расчёт соответствующих показателей бюджетов

  • Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия.

  • Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения

  • Прогноз доходов, расходов и капитала организации

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия, называемый основным или головным.

В данной работе будет рассмотрен бюджет продаж.

1. Теоретическая часть. Бюджет продаж.

Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

Сложность расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реали­зации определяется не только производственными воз­можностями предприятия, но и факторами конъюнктуры, то есть на основе результатов маркетингового исследования, поз­воляющего оценить возможности сбыта. При расчете объ­ема реализации используются статистические методы, экономико-математические модели, анализ «издержки — объем — прибыль» (CVP-анализ), экспертные оценки и др. позволяющие определить оптимальный объем и стоимость продаж. Выручка от продаж является основной доходной частью бюджета компании и основа для определения производственной программы и целевого уровня запасов готовой продукции.

При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

  • какую продукцию выпускать;

  • в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);

  • какую установить цену продукции;

  • какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

  • бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

  • бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

  • бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;

  • в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

  • расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;

  • не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;

  • большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;

  • коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;

  • значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара — это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;

  • в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.

Основные показатели, применяемые при составлении бюджета продаж:

Выручка от реализации продукции — денежные средства, поступившие в качестве оплаты за реализованные товары и услуги за месяц, квартал, год, включая средства, полученные от реализации готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий.

Прибыль – увеличение денежных средств предприятия за период, который характеризует эффективность управления предприятием.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.

По степени зависимости от количества выпускаемой продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.

К переменным относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально динамике объема производства.

К ним относят затраты на сырье и материалы, заработную плату рабочих основного производства, отчисления на социальное страхование из этой зарплаты и т.д.

Постоянные – это затраты, абсолютная величина которых постоянной или меняется в незначительной степени при уменьшении или увеличении количества выпускаемой продукции (амортизация, арендная плата и другие расходы, связанные с управлением производства).

2. Практическая часть. Решение задачи

Задание 8.

Фирма производит и продает, в частности, товар А, в отношение которого произведена калькуляция издержек в расчете на единицу продукции.

Показатели

Значение (д.е)

Цена реализации

Сырье

Заработная плата

Комиссионные продавцам

Прочие переменные издержки

Постоянные издержки

Прибыль

Предполагается, что переменные издержки возрастают пропорционально объему реализации.

В настоящий момент фирма продает примерно 10000 шт. товара А в месяц, но поскольку имеющиеся производственные мощности позволяют производить и реализовывать до 25000 шт. в месяц, решено проанализировать возможность получения большей прибыли в случае изменения цены реализации. В качестве основы для анализа на фирме произведен расчет зависимости между ценой и объемом реализации в месяц.

Цена реализации

Объем реализации, шт.

А. Рассчитайте наиболее выгодную цену реализации товара А.

Б. Рассчитайте месячную величину покрытия при найденной в вопросе А цене.

Фирма рассматривает также предложение иностранного покупателя, который готов закупать до 25000 шт. товара А в месяц по цене 90 за 1 шт. Однако необходимо учитывать, что в таком случае фирма понесет дополнительные издержки по транспортировке и т.п. в размере 15 за шт. экспортируемой продукции. В то же время в отношении экспортируемой продукции фирма не будет выплачивать комиссионные продавцам.

В. Рассчитайте будут ли выгодны экспортные поставки, и покажите в случае положительного ответа, каким образом распределить поставки по отношению к внутреннему и внешнему рынкам.

Г. Рассчитайте месячную величину покрытия при найденном в вопросе В показателе объема реализации.

Решение

А. Для определения наиболее выгодной цены реализации составим бюджет продаж, учитывая зависимость между ценой реализацией и объемом продаж.

Цена

реализации

Объем

продаж

Выручка от реализации продукции

Затраты

переменные

Затраты

постоянные

Общие

затраты

Прибыль

(убыток)

Наиболее выгодной ценой реализации является 110 д.е за шт. при объеме производства 15000 шт., так как прибыль предприятия составит 220000 д.е, 14,6 д.е за 1шт.

Б. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.

Рассчитаем месячную величину покрытия при цене реализации 150 д.е за шт.

МД = 1 650 000 – 990 000 = 660 000 д.е

Кп =

Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Данный коэффициент показывает долю маржинального дохода в выручке от реализации продукции.

Рассмотрим предложение иностранного покупателя.

Он предлагает купить 25 000 шт. по 90 д.е. Тогда ВРП составит 2 250 000. Но необходимо учесть дополнительные издержки по транспортировке в размере 15 д.е за шт., что составит 375 000 д.е. Но при этом в отношении экспортируемой продукции фирма не будет выплачивать комиссионные продавцам.

Рассчитаем прибыль.

П = 2 250 000 – 375 000 –(1 650 000 – 112 500) – 440000 = — 102 500

В. Данное предложение не выгодно, так как фирма не сможет покрыть затраты на производство и транспортировку продукции. Если предприятие примет предложение иностранного покупателя, то окажется в убытке (102 500) д.е.

Г. Рассчитаем величину покрытия

МД = 2250000-(375000+1537500)= 337500

Кп =

Низкий коэффициент покрытия свидетельствует о незначительной части выручки остающейся на покрытие постоянных издержек и формирования прибыли.

Вывод: Предприятие будет получать максимальную прибыль при производстве 15000 единиц по цене реализации 110 д.е за шт. Следовательно необходимо увеличить объем производства. Фирме не стоит принимать предложение иностранного покупателя так как затраты будут превышать доходы.

Заключение

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

Достоинства бюджетирования заключаются в том, что оно:

· оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

· позволяет координировать работу предприятия в целом;

· анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

· позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

· позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

· служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

К недостаткам бюджетирования относятся:

· сложность и дороговизна системы бюджетирования;

· если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

· противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей;

· малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организационные изменения в компании, приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново.

Список использованной литературы

1. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер.с англ.;Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: «Финансы и статистика», 2003.

2.1.2. Финансовый бюджет

Целью финансового бюджета является разработка прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций компании. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств. Если форматы прочих плановых документов абсолютно произвольны и полностью определяются самой организацией, то финансовые бюджеты рекомендуется готовить в форматах самой отчетности, поскольку в этом случае их можно будет использовать также в качестве ориентиров при проведении контроля процедур финансового учета.

Бюджет движения денежных средств. В организациях любых масштабов и форм собственности все решения всегда связаны с деньгами. Для организаций, действующих в условиях рыночной экономики при жесткой конкуренции, проблема движения денежных средств является наиболее важной, поскольку от ее решения зависит возможность продолжения деятельности организации. Периодическая нехватка денежных средств может привести к срыву контрактных обязательств, а в особо тяжелых случаях и к банкротству.

Поскольку денежные средства считаются важнейшим ресурсом любой организации, бюджет денежных средств можно рассматривать в качестве одного из основного финансового бюджета, его главная цель – обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, а также избежать кассовые разрывы и кризис неплатежей.

Состав показателей и общее количество форм отчетности для составления бюджета денежных средств может меняться в зависимости от возникновения новых задач при управлении финансовыми потоками.

Приступая к разработке проекта бюджета в рамках системы бюджетирования, следует решить некоторые ключевые моменты.

Во-первых, необходимо определить насколько часто требуется составлять новый плановый документ. Временной горизонт и периодичность планирования должен соответствовать общему регламенту бюджетирования организации. Практически у всех организаций платежная активность имеет недельный цикл, причем этот цикл можно начинать в любой день в соответствии с особенностями деятельности. Если у предприятия пик продаж приходится на конец недели, то цикл можно начинать с пятницы. В особых случаях (торговая деятельность крупных компаний) проект бюджета движения денежных средств необходимо составлять с разбивкой не по неделям, а по календарным дням, дабы избежать крупных финансовых затруднений и проблем с отслеживанием финансовых потоков.

Во-вторых, поступления и выплаты организаций складываются из множества статей. Даже у малых предприятий обороты по расчетному счету могут формироваться до тысячи в месяц. По этой причине необходимо выделить группы платежей в отдельную статью плана движения денежных средств, с учетом организационной структуры организации. При разработке плана движения денежных средств можно руководствоваться ПБУ 4/99, в котором приведена содержательная классификация. Но поскольку план денежных средств является внутренним учетным документом, нет необходимости в точности следовать этой классификации, ее адаптация должна удовлетворять потребностям текущего планирования конкретного предприятия.

Для целей полного контроля целесообразно учитывать и структуру самого предприятия, выделив денежные поступления и выплаты по видам деятельности, структурным подразделениям, видам продукции и т. д. Очень часто руководители предприятия отдельно выделяют статьи поступлений и выплат. Большинство малых торговых предприятий не имеют собственных торговых площадей и оборудования, следствием является высокая сумма арендной платы, которая составляет существенную часть расходов, по этой причине следует выделить ее отдельной строкой в проекте бюджета.

На практике малые и средние предприятия выделяют следующие статьи поступлений: от коммерческих дебиторов, от продажи внеоборотных активов, кредиты и займы, полученные проценты, дивиденды от участия в других организациях, платежи арендаторов.

Планируя выплаты, можно выделить следующие статьи расходов: платежи поставщикам, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, оплата труда сотрудников, плата за аренду, приобретение активов, инвестиции, коммерческие и административные расходы, оплата займов и кредитов, прочие платежи. При этом необходимо учесть, что не все статьи имеют одинаковую значимость для организации. При выделении статей возможны два подхода в отражении величин: в процентах к общей сумме поступлений и выплат и в абсолютных суммах.

Внутри перечисленных статей также возможна детализация: выделяются поступления и выплаты крупнейших дебиторов и кредиторов, выплаты по разным видам налогов, поступления от разных источников, расходы по различным проектам и т. д.

И, наконец, третье, наличие балансирующей статьи. Рассмотрим два варианта. В первом случае организация не имеет открытого банковского «овердрафта», следовательно остаток денежных средств (как в кассе, так и на расчетном счете) всегда должен быть положительным. То есть за любой период времени платежи не могут превышать сумму поступлений вместе с остатком денежных средств на начало периода. Это означает, что план движения денежных средств данной организации практически не содержит балансирующей статьи, которая уравнивала бы денежные поступления и выплаты.

Второй вариант, когда предприятие осуществляет продажу в кредит. В этом случае балансирующей статьей становится именно кредит. Но при этом следует помнить о существовании дополнительных статей расходов в следующих периодах– проценты за пользование кредитом.

Для разработки бюджета движения денежных средств, помимо информации содержащейся в бюджете продаж, необходимо иметь дополнительные сведения: количество затрат, которые не влияют на денежный поток; платежи относящиеся к тому же периоду, к следующему и начисляемые авансом; величина дебиторской задолженности на начало периода и ее изменения за плановый период.

Также важным моментом в разработке плана движения денежных средств является определение среднего остатка денежных средств предприятия, которое включает в себя операционный и страховой остаток денежных активов.

Потребность в операционном остатке денежных активов характеризует минимально необходимую сумму для осуществления текущей деятельности. Рассчитывается сумма операционного остатка путем деления планируемого объема денежного оборота (суммы расходования денежных средств) по операционной деятельности предприятия на количество оборотов среднего остатка денежных активов в плановом периоде. Расчет планируемой суммы остатка может быть осуществлен и на основе отчетного показателя, если в процессе анализа было установлено, что он обеспечил своевременность осуществления всех платежей, связанных с операционной деятельностью организации.

Потребность в страховом остатке денежных активов определяется произведением суммы операционного остатка денежных активов и коэффициента вариации поступления денежных средств на предприятие по отдельным месяцам предшествующего года.

Общий размер среднего остатка денежных активов в плановом периоде определяется путем суммирования рассчитанной потребности в отдельных видах:

ДАо — средняя сумма операционного остатка денежных средств в плановом периоде,

ДАс – средняя сумма страхового остатка в плановом периоде,

ДАк – средняя сумма компенсационного остатка в плановом периоде (планируется в размере, определенном о банковском обслуживании),

ДАи — средняя сумма инвестиционного остатка денежных средств в плановом периоде.

Так же может быть составлен график денежных поступлений, который составляется с учетом предполагаемых поступлений, которые могут изменяться на сумму ожидаемой дебиторской задолженности. Сводный план денежных поступлений позволяет в итоге сформировать расходную часть бюджета предприятия на плановый период.

Сведения для составления бюджета движения денежных средств поступают из разных источников: выручка – из бюджета продаж, закупки материалов – из бюджета закупок материалов и накладных производственных расходов.

При разработке бюджета движения денежных средств важно различать момент возникновения права на получение денежных средств и момент фактического их поступления. В бухгалтерском учете общепринятым является принцип начислений, сущность которого заключается в том, что выручка признается не в момент поступления денежных средств, а в момент совершения сделки. Поэтому в отчете о прибылях и убытках и бухгалтерском балансе чаще всего отражаются именно права получения или выплаты средств, тогда как в отчете о движении денежных средств– реальные поступления и выплаты.

Приведем пример прогнозного бюджета денежных средств коммерческой организации на месяц:

Таблица 2.10. (тыс. руб.)

Бюджеты движения денежных средств позволяют выявить периоды, когда свободные денежные средства могут быть направлены на приобретение активов или подготовить к выплате крупных кредитов.

У небольших организаций это практически основной документ. Информация о ликвидности и платежеспособности жизненно важна для таких компаний, так как они не имеют возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а дефицит платежных средств может привести к фатальному исходу деятельности.

Бюджет можно детализировать не только по статьям затрат, но и по поставщикам, покупателям и банковским счетам. В некоторых случаях можно составлять бюджет, указывая в нем только денежные потоки: поступления и выплаты. Если у компании разветвленная организационная структура, но в ней довольно большое число самостоятельных подразделений и при этом пользуются единым банковским счетом, то бюджет движения денежных средств может разрабатываться для каждого подразделения отдельно, а бюджет головной компании будет выглядеть как совокупность чистых денежных потоков отдельных подразделений.

Бюджетный отчет о прибылях и убытках. Это второй этап в составлении мастер-бюджета. Этот документ важен тем, что позволяет выявить различие между прибылью и денежным потоком. Денежный поток формируется исключительно реальными платежами и поступлениями, регистрируемыми по бухгалтерским счетам денежных средств и кассе.

Необходимо еще раз отметить, что прибыль и деньги это не одно и то же. У компании в течении планового периода может быть достаточно денежных средств и отсутствие кассовых разрывов, но при расчете финансовый результат может оказаться отрицательным. При применении калькулирования по полным затратам, необходимо в этом случае обратить внимание на производственные расходы, которые могут быть отнесены к запасам предыдущих периодов. Очень часто накопление таких расходов приводит к снижению прибыли. При составлении бюджетного отчета о прибылях и убытках лучше использовать калькуляцию производственных расходов по переменным затратам, она более наглядно показывает взаимосвязь объема продаж и прибыли.

Используя данные таблицы 2.10, составим бюджетный отчет о прибылях и убытках коммерческой организации за месяц.

Таблица 2.11. (тыс. руб.)

Бюджетный баланс. Составление бюджетного баланса является завершающим этапом мастер-бюджета. Для его разработки требуются данные функциональных бюджетов, бюджета движения денежных средств и бюджетного отчета о прибылях и убытках, поэтому составление бюджетного баланса возможно только когда все документы будут готовы.

Бюджетный баланс почти никогда не профилируют, поскольку он показывает моментальный «финансовый портрет» организации на определенную дату, в то время как функциональные бюджеты имеют динамический характер.

Баланс из всех форм отчетности наименее полезен для принятия оперативных управленческих решений. Этот документ показывая имущественную и финансовую картину компании, не дает никакой информации ни о процессе достижения такого состояния, ни о выполнении соответствующих целей организации.

Для определения изменения в статьях баланса используется информация из плана прибылей и убытков и бюджета денежных средств в соответствии с формулой:

Сальдо на конец периода = сальдо на начало периода + начисления (из плана прибылей и убытков) + поступления (из бюджета денежных средств) – выплаты (из бюджета денежных средств).

Дебиторская задолженность на конец периода определяется по формуле:

Дебиторская задолженность на конец периода = дебиторская задолженность на начало периода + стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции – поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию.

Вариант прогнозируемого баланса коммерческой организации представлен в следующей таблице:

Таблица 2.12. (тыс. руб.)

Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ. Бюджет обсуждается руководством компании и если в результате составления бюджета выявляются проблемы, то плановая работы начинается заново. Первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. После изменения планов действий отдельных подразделений и предприятия в целом в генеральный бюджет вносятся изменения и процесс анализа повторяется. В результате процесс планирования и составления бюджета объединяются в единый процесс управления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы государства складываются из налоговых поступлений — налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.

Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.

Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. В частности, закон дает такое определение государственного бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

Основные параметры государственного бюджета РФ на 2010 год: доходы – 6,95 трлн, расходы – 9,87 трлн рублей. При этом 3,19 трлн (приблизительно 46%) доходов приходятся на нефтегазовую отрасль. Бюджетный дефицит — 2,9 трлн рублей.

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным; гибким или статическим.

Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Процесс составления главного бюджета практически совпадает с процессом разработки техпромфинплана. Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: оперативного (операционного), финансового и инвестиционного бюджетов.

Оперативный бюджет — текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета — разработка плана прибылей и убытков. Если основной бюджетный фактор — объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Инвестиционный бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета — планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

Форма бюджетов в отличие от финансовой отчетности не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Статический бюджет — это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты, исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет — это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет предоставляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Отклонение фактической прибыли от бюджетной прибыли (ПРот) в зависимости от объема продаж рассчитывается по формуле:

где Кф, Кс — количество реализованной продукции по гибкому и статическому бюджету, Зумд — запланированная величина удельного маржинального дохода.

Если организация не имеет возможности спрогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед, то целесообразно разрабатывать «скользящий» бюджет. Это такой бюджет, который постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего.