Финансирование развития энергетики

УДК 330.332

Малышев Евгений Анатольевич Evgeny Malyshev

Кашурников Антон Николаевич Anton Kashurnikov

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

FINANCING OF PROJECTS OF DEVELOPMENT ELECTRICAL POWER BRANCH

Обоснована необходимость обновления и расширения основных фондов электроэнергетических компаний. Показана особенность современного инвестиционного процесса в энергетических компаниях. Проведен анализ разнообразных форм финансирования проектов развития электроэнергетической отрасли. Показано, что особую актуальность приобретает вопрос обеспечения гарантий компаниям, осуществляющим инвестиции в электроэнергетический сектор экономики. Выявлены проблемы отраслевого и территориального планирования развития электроэнергетической инфраструктуры региона Показано отсутствие преемственности между региональными и местными документами стратегического планирования и инвестиционным планированием энергетической компании. Проведен сравнительный анализ механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей. Приведены принципы развития энергетической инфраструктуры, предусмотрены в таких нормативных документах, как «Энергетическая стратегия России», «Стратегия развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации», «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г.». Энергетическая стратегия России предусматривает обеспечение надежного функционирования и эффективного развития энергетической инфраструктуры, поддержание новых инициатив при реализации энергетических проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства. Выделены особенности инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Указано, что энергетика является

перспективной сферой применения механизмов государственно-частного партнерства. Обосновывается вывод возможности применения механизма государственно-частного партнерства для развития региональной энергетической инфраструктуры, привлечение средств частных инвесторов позволит решить проблему замены устаревшего оборудования, более эффективного управления энергетическими инфраструктурными проектами

Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, генерирующие мощности, территориальное планирование, отраслевое планирование, региональные энергетические компании, государственно-частное партнерство

outdated equipment replacement and a more effective management of energy infrastructure projects

Работа выполнена в рамках госзадания ЗабГУ2020-2014/255 M 2598

Привлечение инвестиций является одной из основных проблем обновления и расширения основныгх фондов электроэнергетических компаний. Для ее решения требуется обеспечение инвестиционной привлекательности электроэнергетических компаний без ущемления интересов потребителей электроэнергии. Поэтому в настоящее время актуален вопрос выбора наиболее эффективного варианта вложения инвестиций.

Основной задачей финансирования инвестиционных проектов развития электроэнергетики является определение необходимого уровня финансовых ресурсов и оптимизация структуры источников финансирования для того, чтобы обеспечить эффективность производства. Анализ разнообразных форм финансирования проектов развития электроэнергетической отрасли позволяет выявить их преимущества и недостатки.

Традиционными источниками финансирования проектов развития электроэнергетики остаются собственные (амортизационные отчисления, чистая прибыль компании), привлеченные (средства от эмиссии и продажи акций, средства потребителей энергии, поставщиков топлива), заемные средства (кредит), лизинг, бюджетное финансирование.

Таким образом, определение источников формирования инвестиционных

ресурсов предприятия является одной из важнейших задач для успешного функционирования предприятия и успешной реализации инвестиционных проектов.

На практике особенностью современного инвестиционного процесса в энергетических компаниях является его обусловленность внутренними потребностями компании: модернизация оборудования, повышение надежности электрических систем и активностью потенциальных потребителей, нуждающихся в присоединении к энергетической системе. Компании не ориентируются на долгосрочную перспективу потребления, занимая прагматичную позицию, не желая «строить сети в никуда», т.е. осуществлять рискованные проекты, не подтвержденные категоричными и формализованными в договорах намерениями потенциальных потребителей.

Такая позиция вполне разумна с точки зрения самой компании, являющейся, как правило, монополистом местного энергетического рынка, не заинтересованным в каком-либо дополнительном инвестиционном риске. Однако такая позиция не отражает стратегических интересов органов власти и большого сегмента потенциальных потребителей, которые не располагают достаточными ресурсами для создания новых элементов электроэнергетической инфраструктуры.

Взаимосвязь схем и программ перспективного развития электроэнергетики

Возникает своеобразный конфликт интересов, который не разрешается предложенным законом механизмом — отраслевым и территориальным планированием развития электроэнергетической инфраструктуры региона, в котором участвуют все заинтересованные стороны. Фактически отсутствует преемственность между региональными и местными документами

стратегического планирования (в части касающейся электроэнергетики) и инвестиционным планированием в самой компании.

Наблюдается противоречивая ситуация: перспективы развития определены и запланированы, но нет действенного механизма их реализации. Выражается это в следующем.

Таблица 1

Проблемы отраслевого и территориального планирования развития электроэнергетической инфраструктуры региона

Проблема Характеристика

Отсутствие необходимых бюджетных инвестиционных ресурсов Стратегические документы определяют основные направления и совокупность наиболее общих технико-экономических решений по развитию электроэнергетических систем. На их основе разрабатывается региональная программа развития, определяющая ресурсную основу инвестиционного процесса. Обычно такая целевая программа должна предусматривать инвестиционные ресурсы регионального происхождения — бюджет региона, а также по согласованию с другими субъектами — их собственные ресурсы (местные бюджеты и средства энергетических компаний). На практике же, только небольшое число регионов в состоянии планировать и осуществлять подобные инвестиционные проекты. Дефицитность региональных и местных бюджетов не позволяет обеспечить планируемые потребности в развитии энергетической инфраструктуры

Отсутствие действенных механизмов привлечения ресурсов прочих стратегических инвесторов В настоящее время не существует приемлемого для всех заинтересованных сторон механизма привлечения частных инвестиций в развитие электроэнергетической инфраструктуры. В основном все объекты инфраструктуры находятся в собственности энергетических компаний. При строительстве новых объектов инфраструктуры их владельцы также стараются передать их энергокомпаниям, так как доход от их эксплуатации не превышает затраты на их обслуживание. Поэтому отсутствует интерес стратегических инвесторов в создании электроэнергетической инфраструктуры как объекта предпринимательской деятельности

Отсутствие регламентированных механизмов взаимодействи я для объединения ресурсов различных субъектов в целях осуществления инвестиционной деятельности. Система управления финансами крайне обособленна и специализирована. Бюджетное устройство практически не позволяет расходовать бюджетные ресурсы на создание элементов инфраструктуры для обслуживания частных объектов (даже на возвратной основе). Частные компании не могут инвестировать в создание элементов инфраструктуры общего пользования. Субъекты экономической деятельности и органы власти не могут объединять ресурсы для совместного решения инфраструктурных задач, поскольку цели их деятельности различны — органы власти не вправе получать доход от предпринимательской деятельности, а частные компании не осуществляют не приносящие доход социальные программы

Возникает объективная ресурсная проблема реализуемости региональных программ развития энергетических систем. Таким образом, применительно к электроэнергетике процессы территориального и отраслевого планирования на практике не всегда имеют жесткую регламентированную связь друг с другом, не учитывают общественные интересы. Кроме того, отсутствуют непрерывность в территориальном и отраслевом планировании и временная координация между процессами планирования. Если отраслевое планирование и осуществляется с некоторой заданной периодичностью, то территориальное — только по мере накопления социально-экономических и экологических проблем, требующих решения .

Для гармоничного развития энергетики необходимо ее взаимодействие с экономикой и социальной сферой, институциональной формой которого является разработка системы согласования стратегии развития электроэнергетики региона в рамках единой энергетической системы, включающей механизмы координации интересов электроэнергетических компаний, потребителей, инвесторов, общественных организаций и органов власти, механизмы согласования решений .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы развития российской электроэнергетики в основном связаны со снижением надежности электроснабжения, обусловленным высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления. Повышение конкурентоспособности экономики в значительной мере зависит от модернизации энергетической отрасли, реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Поэтому привлечение инвестиций в энергосберегающие технологии и строительство новых электростанций представляется ключевой проблемой реализации государственной политики в области энергоэффективности.

На современном этапе развития энергетической отрасли особую актуальность приобретает вопрос обеспечения гарантий

компаниям, осуществляющим значительные инвестиции в электроэнергетический сектор экономики. Причинами этого является то, что, во-первых, данный сектор принадлежит к отрасли, для которой характерны высокий уровень капитальных вложений и длительные сроки окупаемости; во-вторых, начатая либерализация без введения новых генерирующих мощностей может остаться незавершенной, так как на значительной территории России отдельные электростанции обладают существенной экономической властью .

В этом случае инвестиции являются эффективным инструментом бизнеса для обеспечения долгосрочного развития, достижения стратегических целей и получения стабильных прибылей на перспективу. При этом они являются связующим звеном между текущей деятельностью компании и будущим ее развитием и позволяют обеспечивать поступательное развитие за счет трансформации существующих ресурсов в новый капитал, обеспечивающий повышение эффективности хозяйственной деятельности. При планировании инвестиционных ресурсов необходимо соблюдать определенную последовательность, что является гарантией успешного осуществления планируемых инвестиций .

Для согласования общеотраслевых и общегосударственных интересов с интересами энергетических компаний и обеспечения необходимого ввода мощностей существуют следующие механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей: договоры на предоставление мощности (ДПМ), механизм гарантирующих инвестиций (МГИ) и долгосрочный рынок мощности (ДРМ) .

Данные механизмы имеют различную природу: первые два можно отнести к «нерыночным». В первом из них инвестор (генерирующая компания) обязывается вводить определенные мощности к определенному сроку, при этом указываются источники инвестирования. Согласно второму механизму инвестору гарантируется государством возврат сделанных им инвестиций за счет собираемой с потребите-

лей системным оператором специальной платы. Третий, «рыночный» механизм, предполагает, что вводы новых электростанций стимулируются рынком мощности, и вложенные инвестиции окупаются

от продажи мощности этих станций на РМ

Сравнительная характеристика механизмов развития генерирующих мощностей приведена в табл. 2

Механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей Суть механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей Достоинства Недостатки

Договор о предоставлении мощности Заключение поставщиками и покупателями агентских договоров с центром финансовых расчетов — Конструкция ДПМ повышает уровень гарантий оплаты мощности; — в случае подписания ДПМ включенные в них объекты учитываются в приоритете на конкурентных отборах мощности по отношению к действующей и иной новой генерации; — оплата возведенных или модернизируемых по ДПМ объектов осуществляется в течение 10 лет по гарантированной цене, исходя из расчетной окупаемости в 15 лет Отсутствие механизма защиты интересов потребителей электроэнергии (здесь в первую очередь подразумеваются участники оптового рынка), в частности, в вопросе стоимости генерируемого электричества

Механизм гарантированных инвестиций Инвестор вкладывает свои деньги под гарантию, предоставляемую ему Системным оператором в виде обязательства по оплате услуги по формированию технологического резерва — нет существенного прироста тарифов на электроэнергию и мощность; — оплата электроэнергии и мощности только с начала эксплуатации; — низкое загрязнение окружающей среды в связи со строительством только современных станций; — снятие ограничений на подключение к электроэнергии; — экономическое развитие региона Учитывая, что предоставление гарантий, компенсирующих целый набор рисков, носит нерыночный характер, выбор инвестора должен осуществляться на конкурсной основе, а действие самого механизма должно быть ограничено по сроку и сфере применения

Долгосрочный рынок мощности Представляет собой фиксированные ежемесячные выплаты, которые должны компенсировать условно-постоянные расходы генерирующих компаний. На рынке электрической энергии генераторы продают реально выработанные киловатт-часы, за счет этого возвращаются переменные расходы электрический станций (в т.ч. топливные) — повышение инвестиционной привлекательности отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий поставщикам; — ДРМ стимулирует инвестиции в создание и модернизацию основных энергетических фондов. — посредством ДРМ будет минимизирована совокупная стоимость электроэнергии и мощности для потребителей, активное формирование региональных ценовых сигналов для развития генерации, потребления и сетей, — ДРМ обеспечит генерирующим компаниям долгосрочную гарантию оплаты той мощности, которая была отобрана на конкурентном отборе. Рыночную гарантию оплаты мощности также получат новые генерирующие объекты, строящиеся в соответствии с договорами о предоставлении мощности ДРМ, также как и МГИ, гарантирует только возврат средств, вложенных в генерирующие объекты (прошедшие конкурентный отбор)

Источник: составлено автором на основе

Таблица 2

Сравнительный анализ механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей

При строительстве объектов инфраструктуры электроэнергетики возникают финансовые риски вследствие долгосрочного характера инвестиционных проектов, их высокой стоимости. Например, при строительстве крупной электростанции период окупаемости и возврата инвестиций составляет 15…25 лет. При этом денежные потоки генерирующих компаний подвергаются долгосрочным колебаниям, поэтому показатели окупаемости и рыночная стоимость активов может измениться. Поскольку генерирующие компании платят существенные штрафы за несоблюдение сроков ввода мощностей в рамках ДПМ, сооружают новые электростанции на заемные деньги, вследствие чего возникает риск дефицита ликвидности. Также высокие ставки по кредитам (более 10 %) при реализации инвестиционных проектов с длительным циклом существенно усложняют возврат средств. Кроме того существует жесткая политика в области регулирования тарифов как на тепло, так и на электроэнергию, при том, что цены на топливо постоянно растут. Вследствие этого генерирующие компании несут дополнительные расходы для сохранения доходов на прежнем уровне. И, как следствие, объем средств на инвестиционную деятельность сокращается: заемные средства становятся малодоступными, а собственные, как правило, ограничены.

Поэтому механизмы ДПМ, МГИ и РМ в условиях нестабильности финансовых рынков и банковской системы фактически оказываются не в состоянии обеспечить устойчивое развитие и инвестирование генерирующих мощностей. Корректировка механизмов ДПМ, МГИ и РМ, необходимая для преодоления уже проявляющихся негативных последствий финансово-экономического кризиса, требует в том или ином виде использования государственных средств и гарантий.

При этом реализация крупных инвестиционных проектов только из государственного бюджета не всегда возможна, так как подобные рискованные расходы из средств налогоплательщиков-потребителей либо не приемлемы по политическим сооб-

ражениям (как во многих развитых странах), либо не хватает бюджетных средств для обеспечения необходимого развития инфраструктуры электроэнергетики в масштабе отрасли. Однако государство может способствовать реализации инвестиционного проекта путем либерализации налогового режима и предоставления частичной финансовой поддержки .

Основные принципы развития энергетической инфраструктуры предусмотрены в таких нормативных документах, как Энергетическая стратегия России, Стратегия развития распределительного электросетевого комплекса РФ, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г. В «Энергетической стратегии России» предусмотрено обеспечение надежного функционирования и эффективного развития энергетической инфраструктуры, поддержание новых инициатив при реализации энергетических проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства. Она закрепляет возможность сохранения и совершенствования форм и механизмов участия государства в регулировании источников инвестиций в электроэнергетику с целью обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности проектов по развитию генерации и сетевого хозяйства (на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений, в том числе на условиях государственно-частного партнерства). В настоящее время нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования. Поэтому планируется разработать и создать нормативно-правовую основу для привлечения частных инвестиций в развитие всех видов генерации.

Понятие «партнерство между государственным и частным секторами экономики» определено в 2002 г. Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике

следующим образом: под государственно-частным партнерством понимаются «любые официальные отношения или договоренности на фиксированный/бесконечный период времени, между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и со—инвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций» .

ГЧП по своей экономической природе развивает традиционные механизмы взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Таким образом, партнерство государства и частного сектора можно охарактеризовать как долгосрочное партнерство с целью привлечения дополнительных источников финансирования, достижения успешного выполнения обязанностей муниципалитета. Целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг. Таким образом, ГЧП представляет собой качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, так как партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики региона, но и развивать социально важную инфраструктуру .

Следует отметить, что при использовании механизма ГЧП обе стороны соглашения (государство и бизнес) получают ряд существенных выгод. Так, частные компании могут радикально расширить спектр деятельности, привлечь бюджетные ресурсы в свои проекты, получить доступ к банковским кредитам за счет получения государственных гарантий реализации проекта,

сформировать положительный имидж компании, а также существенно снизить риски .

Финансирование инвестиционных проектов в рамках ГЧП имеет свои особенности:

— сферой применения являются социально значимые области (энергетика, экология, инфраструктура и т. д.);

— длительные сроки реализации проектов (10…50 лет);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— высокие риски, которые требуют процедур разделения и хеджирования;

— масштаб проекта и т.д.

В энергетике в настоящее время в основном применяют договорную модель, при которой инвестиции ориентированы в первую очередь на снижение текущих издержек. В идеальном случае экономия, получаемая за счёт снижения текущих издержек, превышает инвестиционные затраты. При этом энергетика является перспективной сферой применения механизмов ГЧП. С одной стороны, это определяется тем, что в энергетике существует много компаний с государственным участием, и реформа РАО «ЕЭС России» этому способствовала. С другой — высокая потребность модернизации энергетической инфраструктуры, так как как бы компании ни старались самостоятельно обновлять базу, оборудование, средств на это не хватает, а процент износа очень высокий .

Применение механизма государственно-частного партнерства может решить задачу регионального и межрегионального развития энергетической инфраструктуры, что является особенно актуальным для регионов Сибири и Дальнего Востока. Привлечение средств частных инвесторов позволит решить проблему замены устаревшего оборудования, более эффективного управления энергетическими инфраструктурными проектами. Однако для успешной реализации проектов на основе государственно-частного партнерства необходимо создать эффективную модель государственно-частного партнерства в рамках действующего федерального и регионального законодательства, разработать финансовую

модель, обеспечивающую возвратность вложенных инвестиций, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество органов ис-

Литературя-

1. Бадалов А. Л. Частно-государственное партнёрство в реализации инвестиционных проектов // ЭКО. 2008. № 6. С. 129-141.

6. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 451 с.

7. Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Механизмы государтсвенно-частного партнерства в электроэнергетике региона // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Росс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2013. 355 с.

11. Подковальников С.В. Механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей

полнительной власти и частных инвесторов .

1. Badalov A.L. EKO (IVF), 2008, no. 6, pp. 129-141.

4. Varnavskiy B. Vestnik In-ta ekonomiki RAN (Bulletin of the Institute of Economics Academy of Sciences), 2009, no. 3, pp. 17-33.

8. Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 6 (109), pp.121-129.

9. Malyshev E.A., Podoynitsyn R.G. Ekonomika regiona (Economy of the region), 2013, no. 3, pp. 198-207.

11. Podkovalnikov S.V. Elektronny zhurnal en-ergoservisnoy kompanii «Ekologicheskie sistemy»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коротко об авторах _

Малышев Е.А., д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

_Briefly about the authors

Научные интересы: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг, энергетика

Scientific interests: power of economy, regional economy, business planning, management, marketing, power

Кашурников А.Н., аспирант, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

Научные интересы: региональная экономика, экономика энергетики, инвестиции

К основным финансовым учреждениям, организациям и фондам, которые предоставляют кредиты и финансируют в стране проекты в сфере энергосбережения, относятся:

  • Всемирный банк;
  • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
  • Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО);
  • Фонд Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде (Е5Р);
  • Агентство США международного развития (USAID);
  • Немецкое сообщество международного сотрудничества (GIZ);
  • Шведское агентство международного развития (SIDA);
  • Национальные источники финансирования;
  • Украинские банки.

Ниже представлена информация о существующих программах финансирования в сфере альтернативной энергетики.

Программа финансирования альтернативной энергетики в Украине (USELF)

Программа финансирования альтернативной энергетики в Украине (USELF) являет собой кредитную линию в размере до 50 млн евро, открытую Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) для содействия реализации проектов по использованию возобновляемых источников энергии в Украине.
В рамках USELF предоставляются кредиты и помощь в разработке проектов, отвечающих финансовым, техническим и экологическим критериям Программы. Кроме того, Clean Technology Fund, входящий в состав Climate Investment Funds, предоставляет дополнительное финансирование в размере 20 млн евро. Структура USELF обеспечивает финансирование малых и средних проектов непосредственно от ЕБРР по упрощенной и ускоренной схеме выдачи займа, что снижает операционные расходы. Программа предусматривает финансирование всех форм производства электроэнергии из возобновляемых источников, таких как: вода, ветер, биомасса, солнечная энергия.
Критерии соответствия, требования к компаниям:

  • компании, которые находятся в частной собственности, зарегистрированы и осуществляют деятельность в Украине;
  • компании, функционирующие в соответствии с национальным законодательством по защите окружающей среды, охраны здоровья и техники безопасности;
  • компании, не вовлеченные в виды деятельности, которые внесены в перечень запрещенных для финансирования за счет займов ЕБРР (например, табак, крепкие спиртные напитки и т.д.).

Требования к проекту:

  • замещение электроэнергии из традиционных источников и значительное снижение выбросов парниковых газов;
  • применение проверенной технологии и финансовая жизнеспособность проекта.

Инвестиционные проекты оцениваются ЕБРР на основании информации, предоставленной компаниями (ТЭО, бизнес-план). Технические консультанты готовят анализ проекта и подают в ЕБРР техническую, экологическую и финансовую оценку перспективных проектов, а также предоставляют юридическую поддержку компаниям.
Компаниям, заинтересованным в получении займа в рамках Программы, предоставляется бесплатная техническая поддержка, финансируемая за счет гранта Глобального Экологического Фонда. Поддержка компаний-заемщиков включает получение разрешения и лицензирования проекта, технико-экономическое обоснование, коммерческие переговоры и рекомендации касательно менеджмента проектов.

Программа »Инновационные ваучеры»

Инновационные ваучеры – финансовый инструмент, который позволяет украинским компаниям финансировать внедрение климатических инноваций. Инновационными ваучерами могут пользоваться разные компании – от разработчиков климатических технологий до тех, кто стремится их использовать для сокращения влияния на окружающую среду или сокращения потребления энергии. Данные средства не являются займом или кредитом. В 2017-2018 гг. в рамках программы Инновационных ваучеров будет использовано 1 000 000 евро. Всего в рамках программы планируется поддержка 50 украинских компаний.
Программа реализуется в Украине Европейским Банком Реконструкции и Развития в рамках программы FINTECС и с финансированием EU Neighbourhood Facility. Внедрением и администрированием Инновационных ваучеров занимается Украинская сеть энергетических инноваций «Greencubator».
Предлагаются ваучеры двух категорий:

  • ваучер до 20 000 евро (большинство компаний, которые победят в конкурсе, получат Инновационные ваучеры со средней суммой финансовой поддержки со стороны ЕБРР в размере до 20 000 евро);
  • мегаваучер до 50 000 евро (компаниям с проектами, которые имеют потенциал стать прорывными, предлагается 5 мега-ваучеров размером до 50 000 евро).

Государственная программа »теплых» кредитов

Количество украинских банков, которые работают над национальными кредитными программами в сфере энергоэффективности и предлагают кредитные продукты для ОСМД и других юридических лиц, не велико. К ним можно отнести следующие банки:

  • АБ »Укргазбанк». В 2013 году банк внедрил программу кредитования ОСМД, разработанную вместе с экспертами Международной финансовой корпорации (IFC); сегодня банк предлагает программу »Эко-энергия» – кредит на приобретение и установку домашних солнечных электростанций, максимальная сумма кредитования – 1 млн. грн., срок – до 5 лет. Еще одним банковским продуктом является »Эко-кредит» для инвестиционных проектов, в частности, которые связаны с использованием возобновляемых источников энергии и т.д.;
  • ПАО КБ »Приватбанк»;
  • АО »Ощадбанк». В 2014 году банк начал сотрудничество с IFC в рамках проекта »Энергоэффективность в жилищном секторе Украины», с 2015 года банк начал работу по кредитованию ОСМД на приобретение материалов и оборудования для повышения энергоэффективности;
  • АО »Укрэксимбанк». С 2007 года банк работал с ЕБРР по программе UKEEP для средне- и долгосрочного кредитования малого и среднего бизнеса с целью реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики;
  • АО »Райффайзен Банк Аваль». С 2014 года являлся одним из банков в Украине, который работал по программе UKEEP, которая предоставляла возможность существующим и потенциальным клиентам банка получать финансирование для реализации проектов в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики.
  • 20% суммы кредита (не более 12 тыс. грн.) на приобретение негазовых/неэлектрических котлов для физических лиц;
  • 35% суммы кредита (не более 14 тыс. грн.) на приобретение энергоэффективного оборудования/материалов для физических лиц (в частности, в эту категорию также входят солнечные коллекторы);
  • 40% суммы кредита (не более 14 тыс. грн. в расчете на одну квартиру) для ОСМД/ЖСК, как юридических лиц, для общедомовых мер;
  • 70% суммы кредита (до 14 тыс. грн. на одну квартиру) на покупку энергоэффективных материалов и оборудования для ОСМД (только для домохозяйств, которые получают субсидии).

Проект USAID »Муниципальная энергетическая реформа в Украине»

Финансируется Агентством США по международному развитию (далее – проект USAID МЭР). Деятельность в рамках проекта USAID МЭР направлена на усовершенствование энергетической политики, развитие энергоэффективности, сокращение потребления традиционной энергии, увеличение инвестиций в энергетический сектор, снижение расходов на энергоносители и импорта энергоресурсов, уменьшение выбросов парниковых газов. Бюджет проекта составляет 16,5 млн долларов. Проект продлится до 31 марта 2018 года. USAID Украина сотрудничает с коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями для предоставления частичных гарантий. Кроме того, проект USAID оказывает техническую помощь и проводит деятельность по развитию потенциала для предоставления коммерческими банками кредитов на энергоэффективность муниципалитетам, коммунальным предприятиям, ОСМД и учреждениям частного сектора, которые реализуют энергоэффективные проекты в жилом секторе или секторе общественных зданий (например, ЭСКО).

Программа кредитования МСБ Украины в приоритетных отраслевых направлениях от Немецко-Украинского фонда (НУФ)

4 апреля 2017 года в рамках Первой Финансовой Ярмарки, организованной Немецко-Украинским Фондом при финансовой поддержке правительства Германии, представители учредителей Фонда – НБУ, Минфин и KfW – подписали новую программу по поддержке финансирования малых и средних предприятий в Украине. Приоритетными отраслями для инвестиционных кредитов по программе являются сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, проекты в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики и т.д. Воспользоваться кредитом по программе смогут физические лица-предприниматели или предприятия с числом работников не более 250 человек и годовым доходом не более 10 млн. евро в эквиваленте, которые ведут деятельность не менее 3 лет, имеют доход за последние 4 квартала подряд и положительную кредитную историю в банке не менее 12 месяцев, а также не принадлежат крупным компаниям. Максимальный срок инвестиционного кредита – 6 лет, а кредита на пополнение оборотных средств – 2 года. В рамках программы финансовая поддержка предприятиям будет предоставляться через банки-партнеров НУФ в национальной валюте под процентную ставку ниже среднерыночного уровня. Максимальный размер кредита 100 000 евро.

Грантовая поддержка проектов энергоэффективности (фонд E5P).

Грантовая поддержка является инструментом стимулирования реализации проектов энергоэффективности. E5P является многосторонним донорским фондом, основанным в Швеции в 2009 году. Общий бюджет фонда составляет 168 млн евро, при этом на проекты, реализуемые в Украине, выделено на 65% бюджета. Остальная часть распределена между Грузией, Арменией, Молдовой. До 2019 года программа выделит 60 млн. евро на реализацию проектов по энергоэффективности в Украине. По результатам проектов программа может быть продлена и после 2019 г.

Финансовая поддержка Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения

Данное учреждение было создано согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13.04.2000 № 654 и является правопреемником имущественных прав и обязанностей. Учреждение относится к сфере управления Министерства экономического развития и торговли Украины и имеет несколько региональных представительств.
Целью ГИФКУ является осуществление финансовой поддержки субъектов хозяйства различных форм собственности в рамках государственной инновационной политики. В своей деятельности ГИФКУ руководствуется действующим законодательством Украины, в том числе Законом Украины »Об инновационной деятельности».

Основными направлениями финансирования являются:

  • IT технологии;
  • био-разработки;
  • транспорт;
  • авиация;
  • энергетика;
  • инновации.

Для того, чтобы идея или уже действующий бизнес получили поддержку и финансирование от мировых банков и фондов, необходимо:

  1. Заполнить резюме проекта (описание идеи, контакты и т.д.);
  2. Заполнить таблицу для формирования банка проектов (вносятся данные об объемах инвестиций, сроках окупаемости и т.д. (всего 9 положений);
  3. Предоставить презентацию бизнес-проекта, которая не превышает 10 страниц на украинском и английском языках.
  4. Выслать на электронный адрес: project@difku.gov.ua.