Филиалы представительства

По материалам журнала «Акционерный вестник»

Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
  • При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

  • свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
  • учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
  • письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
  • протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
  • протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
  • решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
  • документы на место нахождения филиала (представительства) — договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
  • доверенность на руководителя филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

  • цели, задачи и функции филиала (представительства);
  • виды осуществляемой деятельности;
  • органы управления филиалом (представительством);
  • источники образования имущества;
  • порядок взаимодействия с органами головной организации;
  • контроль за деятельностью филиала (представительства).

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

Версия для печати

Организация в соответствии со ст. 55 ГК РФ может создавать обособленное представительство в виде филиала или представительства. Данная статья дает следующее определение филиалом и представительствам:

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, у филиала объем полномочий больше, чем у представительства. Представительство лишь представляет и защищает интересы юридического лица, а филиал осуществляет все или часть функций юридического лица, включая функции представительства.

!Важная информация:

  1. Филиал (представительство) не является юридическим лицом.
  2. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются уполномоченным органом юридического лица. Руководителю филиала (представительства) должна быть выдана доверенность
  3. Филиал и представительство действуют от имени создавшего их юридического лица, то есть, не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, соответственно ответственность за их деятельность несет создавшее их юридическое лицо.
  4. Информация о филиалах и представительствах должна быть обязательно указана в учредительных документах юридического лица.
  5. Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах осуществляется по месту их нахождения.

Перечень документов необходимых для постановки на учет филиала иди представительств

  • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • Информационное письмо об учете в статрегистре Ростата;
  • Документы, подтверждающие место нахождения представительства или филиала (договор, свидетельства на право собственности)
  • Последнее решение или протокол;
  • Решение или протокол о назначении действующего руководителя;
  • Копия паспорта руководителя юридического лица;
  • Копия паспорт руководителя филиала или представительства;
  • Копия паспорта всех учредителей физических лиц и/или копии свидетельств ИНН И ОГРН для учредителей — юридических лиц
  • Устав (последняя редакция) + все действующие изменения и дополнения к нему
  • Печать

!Данный список может изменяться, точный список будет уточнен перед началом работы нашими специалистами

СТОИМОСТЬ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ФИЛИАЛА (ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА)

стоимость в руб.

срок исполнения

Постановка на учет филиала (представительства)*

от 10000

2 недели

Дополнительно оплачиваются:

Нотариальные копии (для банка)

от 1000

Дополнительно услуги по желанию клиента:

Подготовка документов для постановки на учет филиала (представительства)

5000

2-3 дня

Подготовка документов для постановки на учет филиала (представительства) (срочно)

7000

1 день

Открытие/закрытие счета в банке

1500

От 1 дня

Выезд курьера

300

Выезд помощника-юрисконсульта

1000

Сопровождение в ИФНС

2000

Сопровождение к нотариусу

1000

Постановка на учет ФСС, ФОМС, ПФ

3000

От 2 дней

*Включены следующие услуги:

  • Консультация по вопросу постановки на учет филиала или представительства;
  • Подготовка документов для постановки на учет филиала или представительства;
  • Получение документов в регистрирующем органе
  • Постановка на учет во внебюджетных фондах;
  • Изготовление печати (простой);
  • Получение информационного письма из Госкомстата;
  • Подготовка документов для открытия расчетного счета в банке;
  • Сообщение налоговому органу об открытии расчётного счета;

ПРОЧИЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (РЕЗИДЕНТОВ)

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации является любое территориальное обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Территориальная обособленность является основным признаком присущим обособленному подразделению. Таким образом, обособленное подразделение можно признать таковым, если оно создано не на территории, где стоит на учете головная организация.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, прописаны ли его создание в учредительных документов. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

На основании ст. 83 НК заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения нужно подать в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Этот срок необходимо исчислять с фактического создания рабочего места.

Сходства и различия

Обособленное подразделения, (по НК РФ)

Филиал (представительство) (по ГК РФ)

СХОДСТВА:

Территориальная обособленность

ОТЛИЧИЕ:

Сведения о наличии обособленного подразделения не отражаются в учредительных документах

Отражаются в учредительных документах

Действуют на основании локальных нормативных актов организации

Действует на основании специального утвержденного положения

Признается обособленным подразделением по истечении одного месяца с момента создания стационарного рабочего места

Приобретает силу для третьих лиц с момента указания информации о филиале (представительстве) в учредительных документах

Руководитель действует на основании должностной инструкции

Руководитель действует на основании доверенности

СТОИМОСТЬ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Предлагаем почитать интересную статью наших коллег, компании «Гестион» (www.gestion.ru) под названием «Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике»

Шнитко Вероника Валерьевна, Руководитель отдела регистрации
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Гестион»,

/Настоящая статья поможет понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании./

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха. Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же?

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления — вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», где в частности, указано:

«Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса».

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

-принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

-внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

-наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь — в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве — регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест — вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).

Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался.

Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Документ : Правовой статус обособленных подразделений юридических лиц

Правовой статус обособленных подразделений юридических лиц

Создание филиалов, представительств, других обособленных подразделений предприятия свидетельствует о процессе его диверсификации. Эти производные структуры стали массовым явлением в экономической жизни страны, хотя в плане законодательного их закрепления и регулирования не обратили на себя надлежащего внимания.

Вначале необходимо определиться, что же такое представительство и что такое филиал юридического лица. Если брать в общем, то филиал — это самостоятельное отделение любого учреждения, организации, предприятия. А представительство — это учреждение, орган, представляющий чьи-то интересы. Если же подходить к этим понятиям с юридической точки зрения, то необходимо указать, что ни в одном законе и даже в Гражданском кодексе Украины не дается конкретного определения филиала и представительства (не говоря уже о других обособленных подразделениях юридического лица). Единственным нормативным актом, где можно найти определение вышеупомянутых понятий, является Классификатор организационно-правовых форм хозяйствования, по которому филиалом является структурно обособленная часть юридического лица, находящаяся за пределами расположения руководящего органа юридического лица и выполняющая такую же деятельность (производственную, научную и др.), как и юридическое лицо в целом. Филиал имеет свое руководство, которое подчинено руководящему органу юридического лица и действует на основании доверенности, получаемого от соответствующего руководящего органа юридического лица. Представительство — структурно обособленная часть юридического лица. Представительство действует за пределами нахождения юридического лица от его имени. Деятельность представительства ограничивается исключительно представительскими функциями (заключение соглашений, приемка-сдача продукции и др.).

К этому следует добавить, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами, о чем указывается почти во всех законодательных и подзаконных нормативных актах, которые предусматривают право юридических лиц на создание обособленных подразделений: Законы Украины «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве», «О хозяйственных обществах» и другие.

Открытие филиалов и представительств — это одно из особых неимущественных прав юридических лиц, которое они имеют в соответствии с правоспособностью, признаваемой за ними, с целью расширения территориальной сферы своей деятельности.

Филиалы и представительства не имеют прав юридического лица согласно ст.8 Закона Украины «О предпринимательстве». Они представляют собой обособленные подразделения юридического лица, выступающие от своего имени по поручению, которое выдается их руководителям (ч.2 ст.31 Гражданского кодекса Украины). Поэтому они не являются органами юридического лица, хотя непосредственно принимают участие в осуществлении его правоспособности, и соглашения, заключаемые филиалами и представительствами, создают права и обязанности непосредственно для юридического лица.В этом состоит их основное отличие от дочерних предприятий, которые создаются в качестве юридического лица другим предприятием путем передачи им части своего имущества в полное хозяйственное ведение.

Согласно ст.7 Закона Украины «О предприятиях в Украине» и ст.9 Закона Украины «О хозяйственных обществах»предприятия и хозяйственные общества вправе создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов. Указанные подразделения действуют на основании Положения о них, утвержденного предприятием (обществом), и доверенности.

Всоответствии с ч. 14 ст.8 Закона Украины «О предпринимательстве» (в редакции от 23 декабря 1997 г.) филиалы (отделения) и представительства не являются юридическими лицами. Открытие указанных подразделений не требует их государственной регистрации. Субъект предпринимательства только уведомляет об этом регистрирующий орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.

Согласно ст.31 Гражданского кодекса Украины руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, полученной от соответствующего юридического лица (главного предприятия).

Нередко последние в Положении о филиале (представительстве) или в доверенности наделяют их правом заключать хозяйственные соглашения от своего имени.Чтобы выяснить юридический аспект этого вопроса, необходимо рассмотреть правовое содержание отношений представительства и доверенности.

Согласно ст.64 Гражданского кодекса под доверенностью признается письменное полномочие, которое выдается одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность (поручение) в данном случае является юридическим основанием отношений представительства. Последнее в соответствии со ст.62 ГК Украины предусматривает действия представителя от имени лица, которое представляют в силу полномочия, основанного на поручении (законе или административном акте). При этом заключенные соглашения непосредственно создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого лица. Суть представительства состоит в том, что хотя соглашения и другие юридические действия осуществляет представитель, но конкретные правовые последствия в виде гражданских прав и обязанностей возникают и прекращаются у представляемого лица. Представитель не вступает ни в какие права и обязанности. Представляемое лицо — это физическое или юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель осуществляет юридически значимые действия. Представляемым лицом юридическое лицо может быть с момента его возникновения в установленном порядке. Представитель — лицо, уполномоченное от имени того, кого представляют, на осуществление в его интересах юридически значимых действий. Юридические лица могут выступать в качестве представителя, если такая деятельность прямо предусмотрена их уставом.

Представительство как особый институт гражданского права необходимо отличать от деятельности органа юридического лица, который представляет собой структурную долю юридического лица и действует на основании устава или положения. Действия органа юридического лица — это действия самого юридического лица. Суть представительства заключается в деятельности представителя в интересах и от имени представляемого лица в пределах предоставленных ему полномочий.

Таким образом, предприятие, выдавая доверенность и выступая в этом случае «представляемым лицом», уполномачивает «представителя» осуществлять соглашения и другие юридические действия от имени предприятия.

Традиционно различают законное и договорное представительство. Разновидностью обязательного (законного) представительства является так называемое уставное представительство. В данном случае руководящий работник (директор филиала) в силу Положения о филиале наделен полномочиями выступать от имени юридического лица.

Договорное или добровольное представительство — это представительство, основывающееся на воле лица, которое представляют и которое лично признает полномочия представителя, как правило, путем выдачи доверенности или путем заключения договора поручения.

Доверенность (поручение) — это по сути одностороннее соглашение, фиксирующее полномочия представителя, который, действуя на основании доверенности, создает права и обязанности непосредственно для доверителя. Требования, которые ставятся к доверенности (форма, сроки, действия, основания прекращения), регламентируются ст. 67 — 70 ГК Украины.

По объему полномочий различают следующие виды доверенности:

а) разовая — на осуществление одного конкретного действия;

б) специальная — на осуществление каких-либо однородных действий;

в) генеральная (общая) — на общее управление имуществом доверителя.

Следует иметь в виду, что доверенность, выдаваемая субъектами хозяйственной деятельности для осуществления каких-либо соглашений, не требует нотариального удостоверения, поскольку она удостоверяется самой организацией путем подписи руководителя, скрепленной печатью организации.

Представителями могут выступать юридические и физические лица, наделенные в установленном порядке правоспособностью. Причем юридическому лицу доверенность может быть выдана только на заключение соглашений, не противоречащих его уставу. Поскольку филиалы и другие структурные подразделения не являются юридическими лицами, то предприятием доверенность может быть выдана не своем) структурному подразделению, а конкретному физическом) лицу, например, директору филиала.

Эти производные структуры стали массовым явлением в экономической жизни страны, хотя в плане законодательного их закрепления и регулирования не обратили на себя должного внимания. Этим образованиям отведено по одной статье в Законах «О предприятиях в Украине» (ст. 7), «О предпринимательстве» (ст.8) и «О хозяйственных обществах» (ст.9). В Гражданском кодексе Украины правовой статус филиалов и представительств закреплен в статье 31. Их анализ свидетельствует о неоднозначном и противоречивом взгляде законодателя на данные хозяйствующие субъекты с учетом даже того обстоятельства, что в ст.31 Гражданского кодекса подразумеваются обособленные подразделения как коммерческих, так и некоммерческих организаций, в то время как в Законе «О предпринимательстве» речь идет только о предпринимательских структурах.

Так, в Законе «О предприятиях в Украине» речь идет только о том, что подразделения имеют право на открытие текущих и расчетных счетов, признаются обособленными, действуют на основании положений; размещаются территориально по согласованию с местными Советами народных депутатов в порядке, установленном для создания предприятия. Здесь не указывается, признается ли подразделение юридическим лицом. Остается неясным и вопрос о том, как действует руководитель подразделения.

15.11.2017 by Дмитрий Попов Статьи 0 comments

Обособленные подразделения. Филиалы и Представительства. В чем разница?

В соответствии с положениями ст. 55 Гражданского кодекса РФ,

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Согласно этой же правовой норме, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии с ст. 23 Налогового кодекса РФ в обязанности налогоплательщика-организации входит информирование налоговых органов обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.

Несмотря на то, что положений закона о статусе обособленных подразделений и обязанностях налогоплательщиков в части их оформления не так уж и много, на практике их регистрация и учет (а ровно и их не «учет» в плане ответственности за нарушение закона) вызывает массу вопросов.

Путаница может произойти уже из самих нормативных определений. В самом деле: как корректно соотнести правовой статус филиалов и представительств, с одной стороны, и «чистых» обособленных подразделений, с другой? Бывают ли «Обособленные подразделения» без статуса Филиала и Представительства? Что из этого регистрировать в конкретной ситуации? Как оформить?

Исходя из анализа положений закона можно сделать следующий вывод: нормативно закреплены 3 разновидности обособленных подразделений, самая простая из которых, собственно «обособленное подразделение» (назовём их условно «чистыми»), подлежит обязательной постановке на налоговый учет на основании уведомления налогоплательщика, а две другие разновидности (Филиал и Представительство) подлежат государственной регистрации на основании заявления налогоплательщика (в рамках которой происходит и их автоматический учет в налоговом органе), в ходе которой информация о последних попадает в ЕГРЮЛ и, тем самым, становится общедоступной для всех третьих лиц.

Почему так происходит? Постараемся развести данные термины в практической и нормативной плоскости. Как видно из содержания самих определений «Филиала» и «Представительства», последние являются частными разновидностями «Обособленных подразделений» по смыслу положений Налогового кодекса, но со своей спецификой юридического оформления и гражданско-правового статуса.

Базовое различие, по нашему мнению, кроется в самой сути (предназначении) указанных правовых конструкций и источниках их закрепления. Так, дефиниции «Филиала» и «Представительства» имеют не налоговую, а явно выраженную гражданско-правовую природу, в силу чего их определения содержатся именно в Гражданском, а не Налоговом кодексе. Их регистрация, как правило, происходит по желанию и в интересах самой компании, к примеру, для информирования потенциальных клиентов о территориальном присутствии компании в месте их нахождения.

Таким образом, регистрация «Филиала» и «Представительства» — это больше вопрос престижа открывшей их компании, нежели вопрос государственного контроля за деятельностью налогоплательщика, его доходами и имуществом. Государству по большей части все равно как Вы назовёте Обособленное подразделение. Функция защиты государственных интересов будет выполнена и при постановке на учет чистого обособленного подразделения без наделения его дополнительным статусом Филиала. Этим и объясняется отсутствие обязанности по принудительному наделению создаваемых компаниями обособленных подразделений статусом Филиала и Представительства (и таковой государственной регистрацией).

Поскольку в юридическом оформлении Филиала и Представительства в первую очередь заинтересована сама, создающая их, компания, а не налоговые органы, сведения о таких специфических разновидностях обособленных подразделений подлежат внесению в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), тем самым эти сведения получают публичный характер (соответственно данные сведения смогут без труда получить / проверить потенциальные контрагенты Компании).

В отличие от Филиала и Представительства, не приобретающие такого статуса «Чистые» обособленные подразделения в ЕГРЮЛ не отражаются, поскольку в информации о них заинтересовано исключительно государство. Цель этого достаточно прозаична: государству важно знать о всех территориальных присутствиях налогоплательщика-компании, т.к. по месту нахождения обособленного подразделения потенциально может накапливаться имущество или неучтенный доход. Соответственно есть риск ущемления финансовых интересов государственного бюджета. Справедливости ради стоит отметить, что процедура постановки на учет обособленных подразделений не так уж сложна, дабы не сильно отягощать компании лишними бюрократическим процедурами. НО СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Для уведомления гос. органов о создании «чистого» обособленного подразделения достаточно представить в налоговую (по месту нахождения компании или нового обособленного подразделения) сообщение по форме С-09-3-1 (Бланк легко найти в интернете). В сообщении отражается минимум информации: данные компании, адрес.

Важный момент: обособленные подразделения необходимо ставить на учет даже, если рабочее место создается в соседнем доме через дорогу, и в том случае, если адреса обособленного подразделения и самой компании находятся на подведомственной территории одной и той же налоговой.

Почему постановка на учет обособленного подразделения – это важно.

В соответствии со ст. 116 Налогового кодекса РФ:

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Как можно заметить наказание за отсутствие сообщения об открытии обособленного подразделения достаточно суровы.

Хотя и здесь не все так просто. И по сей день между налоговыми органами и юристами компаний-нарушителей ведутся ожесточённые споры какой из составов наказаний должен применяться в конкретной ситуации.

Пример №1. Возьмем самую типичную ситуацию: организация оборудовала склад своей продукции в промзоне крупного города вдали от своего фактического места нахождения. На территории склада работают (возможно даже и неофициально) два грузчика, нанятые данной компанией. Несмотря на фактическое оборудование рабочих мест, компания сообщение по форме С-09-3-1 в налоговый орган не подала.

Пример №2. Ситуация еще более тривиальна: компания зарегистрировалась на юридическом адресе и фактически по нему не находится, и через непродолжительное время для организации работы и встреч с клиентами её руководство приняло решение арендовать недорогой офис в том же населенном пункте, что и юр. адрес данной компании. По этому фактическому адресу регулярно приезжают директор и учредители. Появляется вывеска компании. Фактический адрес указывается в договорах, на сайте и в переписке с клиентами. Несмотря на это, сообщение по форме С-09-3-1 в налоговый орган также не представлено.

Каким может быть наказание при осуществлении проверки?

Стоит ли говорить, что налоговые органы заинтересованы именно в применении части 2-й ст. 116 НК РФ (Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей) в обеих этих ситуациях, ведь санкция тут несравнимо больше.

Даже если исходить из того, что такой подход едва ли законен (о чем налоговым органам не раз уже указывали высшие судебные инстанции) и действия налоговой будут успешно обжалованы, привлечение к ответственности по данной норме может закончится настоящей финансовой катастрофой для компании-нарушителя.

Таким образом, рекомендуем Вам со всей серьезностью отнестись к обязанности по постановке на учет новых обособленных подразделений. А для экономии времени Вы можете обратится за помощью в нашу компанию.