Федеральный закон РФ о саморегулируемых организациях

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ
О саморегулируемых организациях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.08.2018 г.)

Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

2. Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

2.1. Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

Быстрая навигация: Каталог статей Правовые формы предпринимательской деятельности Саморегулируемые организации Как выбрать СРО в сфере финансового рынка и не ошибиться? (Щеголихин Д.А.)

Дата размещения статьи: 11.02.2016

Вопрос, вынесенный в название настоящей статьи, заботит сегодня десятки и сотни тысяч российских организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке: брокеров; дилеров; управляющих; депозитариев; регистраторов; акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; специализированных депозитариев; негосударственных пенсионных фондов; страховых организаций; страховых брокеров; обществ взаимного страхования; микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; форекс-дилеров (далее — финансовые организации).

Почему?
Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 223-ФЗ) обязывает практически все финансовые организации стать членами саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемой такой финансовой организацией.

Когда?
Предельные сроки для вступления в СРО исчисляются следующим образом.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, профильным для соответствующего вида финансовых организаций, финансовая организация обязана вступить в СРО в течение 180 дней со дня получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации соответствующего вида (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее также — Единый реестр) (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Проще говоря, для финансовых организаций каждого вида отсчет начинается с даты, когда Банк России внесет в Единый реестр первую СРО соответствующего вида деятельности финансовых организаций.
Здесь важно не путать уже имеющиеся специализированные реестры конкретных финансовых организаций с вновь создаваемым единым реестром саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Так, например, уже давно ведется государственный реестр саморегулируемых микрофинансовых организаций. На дату подготовки настоящей статьи в нем числятся три СРО микрофинансовых организаций. Однако эти СРО не являются саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка в контексте положений Закона N 223-ФЗ, поскольку они не включены в новый Единый реестр.
Чтобы попасть в Единый реестр, необходимо подать соответствующее заявление в Банк России вместе с целым перечнем документов (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом организация — кандидат на внесение в Единый реестр должна соответствовать особым требованиям (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 11 января 2016 года. Есть вероятность, что особо нетерпеливые СРО, спешащие получить новый статус и полномочия, подадут соответствующие заявления в Банк России, не дожидаясь указанной даты, в расчете на сокращение установленного 30-дневного срока рассмотрения заявления, который по усмотрению регулятора может быть дополнительно продлен еще на 30 календарных дней (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, вполне вероятно, что сведения о первых СРО будут внесены в Единый реестр уже в конце января — начале февраля 2016 года. И именно с этой даты для финансовых организаций соответствующего вида начнется обратный отсчет, который завершится примерно в июле — августе 2016 года.
Здесь необходимо отметить, что 11 января 2015 года в Единый реестр автоматически будут внесены саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов, осуществляющих не менее одного года деятельность в статусе саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (ч. 4 ст. 33 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, для большинства кредитных потребительских кооперативов выбор СРО, по сути, откладывается до 11 января 2017 г., когда в Едином реестре останутся только три СРО соответствующего вида (вместо нынешних девяти).
Итак, для большинства финансовых организаций предельный срок для принятия решения о вступлении в соответствующую СРО наступит не ранее середины июля 2016 г., а скорее всего — гораздо позднее.

Зачем?
О целях внедрения механизмов саморегулирования на финансовых рынках написано немало.
В Законе N 223-ФЗ с присущим законодателям изяществом цели деятельности саморегулируемых организаций определены так:
1) развитие финансового рынка Российской Федерации, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;
2) реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации;
3) защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.
Для многих финансовых организаций, которых по большей части волнуют практические последствия вступления в СРО, имеет существенное значение лишь третья из обозначенных целей.
Совокупный анализ положений Закона N 223-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законодателем заложены основы для установления дополнительных регуляторных, административных и надзорных функций и механизмов в отношении финансовых организаций.
Объяснение, которое лежит на поверхности, — Банк России объективно не в состоянии качественно и в полном объеме выполнять надзорные функции в отношении всех участников финансовых рынков. Именно поэтому значительную часть надзорных функций должны взять на себя саморегулируемые организации.
Отдельные специалисты и эксперты указывают на более глубокие и скрытые мотивы внедрения механизмов саморегулирования — желание крупного бизнеса получить официальные и легальные методы борьбы с мелкими конкурентами. Так ли это — покажет время.

Что будет?
Внимательно изучив положения Закона N 223-ФЗ, можно определить примерные масштабы грядущих изменений регулирования на финансовых рынках.
Что будет находиться в компетенции СРО? По сути, это еще один надзорный орган, разве что более лояльный, нежели сотрудники Банка России, скованные в принятии решений длинным перечнем указаний, инструкций и регламентов.
На СРО возлагается обязанность по разработке единых базовых стандартов по соответствующему виду деятельности финансовых организаций, которые будут распространяться на все без исключения финансовые организации соответствующего вида. Речь идет, в частности, о следующих стандартах:
1) по управлению рисками;
2) корпоративного управления;
3) внутреннего контроля;
4) защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
5) совершения операций на финансовом рынке.
Конкретные виды стандартов, необходимых для каждого вида деятельности, определит Банк России.
Наработки СРО должны быть согласованы со специальным комитетом по стандартам при Банке России и представлены для утверждения и введения в действие Банку России.
Основываясь на предусмотренных Законом N 223-ФЗ порядке и сроках разработки и утверждения базовых стандартов, можно спрогнозировать, что базовые стандарты будут утверждены примерно в конце 2016 — начале 2017 года.
Помимо базовых стандартов каждая СРО обязана разработать и утвердить следующие внутренние стандарты:
1) порядок проведения СРО проверок соблюдения ее членами требований законодательства РФ, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
2) условия членства в СРО, в том числе размер или порядок расчета, а также порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов;
3) система мер воздействия и порядок их применения за несоблюдение членами СРО требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
4) требования к деловой репутации должностных лиц СРО;
5) правила профессиональной этики работников СРО.
Наибольший практический интерес для финансовых организаций представляет внутренний стандарт, устанавливающий порядок проведения проверок деятельности членов СРО (как выездных, так и документарных).
Не менее интересен должен быть и внутренний стандарт, определяющий систему мер воздействия и порядок их применения в отношении членов СРО. Проще говоря, речь идет о мерах реагирования, применяемых СРО в отношении своих членов, допустивших те или иные нарушения.
Среди таких мер реагирования Закон N 223-ФЗ называет следующие:
1) предъявление требования об устранении нарушений;
2) вынесение предупреждения;
3) наложение штрафа;
4) исключение из членов СРО;
5) иные меры, установленные внутренними документами СРО.
Размер налагаемого штрафа устанавливается внутренними документами СРО и не имеет каких-либо пределов (!!!). Остается лишь уповать на разумность и добросовестность лиц, которые будут разрабатывать и утверждать соответствующие внутренние документы.
Еще одним значимым полномочием СРО может стать право на получение от членов СРО отчетности. Решение о делегировании СРО данного полномочия (а также об определении перечня и объема получаемой отчетности) принимается Банком России по итогам рассмотрения соответствующего обращения СРО и после процедуры согласования с Банком России сметы, подтверждающей возможность осуществления СРО соответствующих функций.
Скорее всего, СРО будут относиться к своим членам максимально лояльно: настолько, насколько это будет возможно в условиях надзора за деятельностью самих СРО со стороны Банка России.
Справедливости ради следует отметить, что вступление в СРО помимо дополнительного регулирования и надзора принесет для финансовых организаций и ряд бесспорных преимуществ.
Так, например, члены СРО вполне могут (и должны!) рассчитывать на:
— получение консультационной юридической, бухгалтерской и технической поддержки, методических и обучающих пособий и материалов;
— организацию и проведение обучающих семинаров и обязательных инструктажей;
— скидки на приобретение и льготы на обслуживание специализированного программного обеспечения;
— возможность раскрытия информации на ресурсах СРО;
— рассылку и оповещение о новшествах и изменениях в законодательстве;
— помощь в подготовке ответов на запросы проверяющих органов, а также при проведении различных проверок.
Одно из наиболее существенных требований к СРО для включения в Единый реестр — объединение не менее 26% от общего количества финансовых организаций соответствующего вида деятельности. Иначе говоря, в Едином реестре может находиться не более трех СРО каждого вида.
Соблюдение требований о достаточном количестве членов для включения в Единый реестр, о наличии утвержденных Банком России базовых стандартов, а также требований к руководителю СРО пока не является обязательным для СРО участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. В полном объеме указанные требования будут предъявляться к указанным СРО с 11 января 2017 г.

Как быть?
Вероятность того, что необходимость вступления в СРО будет отменена, крайне мала. Указанные выше сроки для вступления также вряд ли будут перенесены.
Поэтому финансовым организациям уже сейчас необходимо приступить к изучению порядка и условий вступления в ту или иную СРО соответствующего вида деятельности.
Однако торопиться с вступлением, на наш взгляд, не стоит. И вот почему…
На дату подготовки настоящей статьи подавляющее большинство СРО не привели свои уставы и внутренние документы в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Когда и как именно это будет сделано — пока неизвестно.
Будет ли конкретная СРО предпринимать меры, необходимые для включения в Единый реестр, — пока неизвестно.
Будет ли конкретная СРО соответствовать требованиям Закона N 223-ФЗ и будет ли она внесена в Единый реестр — пока неизвестно.

Как сделать правильный выбор СРО?
При выборе СРО, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими параметрами СРО, которые можно условно разделить на две группы.
Первая группа параметров — маркетинговые, т.е. это те меры, которые предпринимает СРО для привлечения новых членов (а мы помним про требования о количестве в членах СРО финансовых организации соответствующего вида).
К числу таких критериев можно отнести следующие:
— упрощенная процедура вступления в СРО (небольшие сроки рассмотрения заявлений, минимальный пакет представляемых кандидатом документов);
— незначительный размер вступительных и членских взносов;
— активная рекламная и информационная кампания, призванная повысить узнаваемость названия, представителей, официальной символики СРО;
— анонсируемые многочисленные привилегии для членов СРО;
На вторую группу параметров — реальных, — на наш взгляд, следует обратить особое внимание. Именно они должны быть положены в основу осознанного, обдуманного выбора СРО.
К числу реальных, весомых критериев следует отнести следующие:
— вхождение в состав руководящих органов СРО известных, опытных специалистов по соответствующему виду деятельности на финансовых рынках;
— подробные, выполненные с высоким уровнем юридической техники внутренние документы СРО (в т.ч. устав), соответствующие положениям Закона N 223-ФЗ и учитывающие специфику соответствующего вида деятельности на финансовых рынках;
— активно ведущаяся работа по реальной защите интересов финансовых организаций соответствующего вида деятельности (например, разработка адекватных базовых стандартов, учитывающих интересы как можно большего количества финансовых организаций соответствующего вида деятельности);
— наличие среди членов СРО долгое время работающих, известных финансовых организаций;
— качественное информационное наполнение и функциональность официального сайта СРО в сети Интернет;
— высокое качество консультационной поддержки, а также методических и обучающих материалов;
— разумные и обоснованные цены на участие в обучающих мероприятиях, адекватная стоимость предлагаемого программного обеспечения и методических материалов (СРО не должно зарабатывать на своих членах, должны лишь окупаться фактические и организационных расходы).

Искренне надеемся, что данная статья поможет вам сделать правильный выбор саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.

Согласно положениям пункта 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой организацией (НКО) является организация, не преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками.

Также допускается возможность НКО осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и если это соответствует таким целям. В этом случае некоммерческая организация должна иметь достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 000 рублей. Однако, после получения статуса саморегулируемой организации (СРО) НКО не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 14 ФЗ «О СРО»). Это и иные положения, на которые обращается Ваше внимание в этой статье, должные быть отражены в Уставе НКО.

В настоящее время существуют следующие виды (или организационно-правовые формы) некоммерческих организаций:

1) общественные организации (корпоративные НКО), сюда следует относить, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2) ассоциации (союзы), именно в этой форме с 01.09.2014 года создаются саморегулируемые организации;

3) фонды, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

4) товарищества собственников недвижимости, сюда относятся, в том числе, товарищества собственников жилья;

5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономные некоммерческие организации;

10) религиозные организации;

11) публично-правовые компании.

В зависимости от наличия или отсутствия в НКО членства, целей организации и других особенностей, НКО подразделяются на два типа: корпоративные и некорпоративные. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Государственная регистрация некоммерческих организаций (НКО).

Решение о государственной регистрации межрегиональных, региональных общественных организаций, ассоциаций (союзов), фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями принимают Территориальные органы Министерства юстиции РФ. Решение о государственной регистрации общероссийских общественных организаций, международных организаций, политических партий, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями принимает Центральный аппарат Минюста России.Государственная регистрация товариществ собственников недвижимости и потребительских кооперативов осуществляется налоговыми органами.

Сроки государственной регистрации некоммерческих организаций (НКО).

Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Министерства юстиции РФ и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать:

33 дней в отношении общественных организаций,

30 дней — политических партий,

одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций

17 рабочих дней — ассоциаций (союзов) и иных некоммерческих организаций.

При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации течение указанного срока приостанавливается не более чем на три месяца.

Направление документов в регистрирующий орган, которым в данном случае выступает территориальное управление Федеральной налоговой службы РФ, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.

На основании принятого решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган (территориальное Управление ФНС РФ) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Министерства юстиции РФ или его территориальный орган.

Подготовка документов для регистрации некоммерческой организации (НКО).

Перед тем как приступить к подготовке документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, необходимо определиться с наименованием некоммерческой организации. В соответствии с требованиями закона наименование некоммерческой организации должно отражать ее организационно-правовую форму и характер её деятельности. Также необходимо провести проверку наименования некоммерческой организации на предмет того, что некоммерческая организация, с таким наименованием уже зарегистрирована, т.е. имеет исключительное право на его использование. Это можно сделать на сайте Федеральной налоговой службы.

Перечень документов, необходимых для регистрации некоммерческой организации (НКО):

  • заявление (по форме Р11001), подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав некоммерческой организации;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  • сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению);
  • документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующем разделе заявления);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Подготовка Устава некоммерческой организации (НКО).

Учитывая, что мы рассматриваем в настоящей статье особенности создания НКО под СРО, особое внимание предлагается обратить на подготовку Устава НКО. Существует два типа саморегулируемых организаций: добровольные (те саморегулируемые организации, членство в которых для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида не является обязательным) и обязательные (законодательством РФ оказание услуг и выполнение работ в ряде сфер предпринимательской и профессиональной деятельности разрешено только при условии вступления участника этой предпринимательской или профессиональной деятельности в соответствующее СРО).

В обоих случаях в Уставе должны быть предусмотрены нормы, предусматривающие принятие органами управления НКО решений до получения статуса СРО и после получения статуса СРО, конкретные требования к условиям членства в НКО, наличие специализированных органов (контрольного и дисциплинарного), дополнительные способы обеспечения имущественной ответственности членов НКО перед потребителями выполняемых ими работ (или оказываемых ими услуг) и другие важные моменты. В случае, если НКО создается под обязательное СРО, в Уставе должны фигурировать нормы специальных законов: Градостроительного кодекса РФ для СРО строителей, проектировщиков, инженеров-изыскателей, ФЗ «О саморегулируемых организациях на финансовом рынке» для СРО микрофинансовых организаций, страховых компаний, кредитных потребительских кооперативов и т.д., «Об аудиторской деятельности» для СРО аудиторских компаний, «О государственном кадастре недвижимости» для СРО кадастровых инженеров, «Об оценочной деятельности» для СРО оценщиков, «О несостоятельности (банкротстве)» для СРО арбитражных управляющих и т.д. Как правило, в этом случае в Уставе появляются целые разделы, касающиеся специфики деятельности указанных сфер предпринимательской (юридические лица и ИП) или профессиональной (физические лица) деятельности. Это делается для финальной стадии проекта — включения информации об НКО в государственный реестр СРО (или получение статуса СРО). Этот вопрос относится уже к компетенции органа государственного надзора за соответствующей сферой предпринимательской или профессиональной деятельности, в которой создается и функционирует СРО. Это может быть Министерство финансов РФ, Центральный банк России, Ростехнадзор, Росреестр и т.д. Более подробно об этом читайте в соответствующей статье на нашем сайте. В случае, если в уставе этих норм не будет или они не будут отражать актуальную законодательную ситуацию в соответствующей сфере предпринимательской или профессональной деятельности, скорее всего, орган государственного надзора за СРО откажет в получении НКО статуса СРО.

Именно по этой причине стоимость услуг нашей компании по государственной регистрации некоммерческой организации (НКО) под добровольное СРО составляет 40 000 рублей и 60 000 рублей для регистрации некоммерческой организации (НКО) под обязательное СРО. Здесь цены указаны без учета государственной пошлины, нотариальных и иных расходов.

В большинстве случаев мы сталкиваемся с ситуацией, когда к нам обращаются заказчики, которые уже зарегистрировали НКО под СРО. К сожалению, при детальном изучении учредительных документов этих НКО выясняется, что шансов получить статус СРО у них практически нет. В итоге, нам приходится существенно переделывать устав этих НКО, регистрировать измененения в учредительные документы НКО в территориальных управлениях Министерства юстиции РФ, что приводит к потери времени и дополнительным финансовым затратам заказчиков.

По вопросам государственной регистрации некоммерческой организации (НКО) под саморегулируемую организацию (СРО) или государственной регистрации изменений в учредительные документы НКО обращайтесь к нашим специалистам по телефону: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95 или пишите письма по адресу: info@sroinfo.ru

С 01.01.2009 г. вступили в силу два Федеральных закона: № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013 г.) и № 148-ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Механизм лицензирования строительной деятельности прекратил свое существование с 01.01.2010 г. и был заменен на саморегулирование.

С 01.01.2010 г., все кто задействован в строительной сфере для осуществления своей деятельности (проведение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство) обязаны вступить в саморегулируемую организацию (далее — СРО), и получить от СРО свидетельство о допуске к выполнению соответствующих работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации:

1) создание системы страхования;

2) формирование компенсационного фонда.

В развитие Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ Градостроительным кодексом РФ были установлены требования к порядку формирования компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов СРО.

В зависимости от вида СРО, законодательством установлены требования к минимальному размеру компенсационного фонда (см. таблицу 1).

СРО в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Страхование гражданской ответственности членов СРО позволяет обеспечить выплаты в случае причинения вреда другим лицам вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, страхование ответственности членов СРО дает возможность свести к минимуму расходы членов СРО благодаря уменьшению размера взноса в компенсационный фонд (см. таблицу 1).

Таблица 1

Вид саморегулируемой организации Минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО, тыс. руб. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО при наличии заключенного договора страхования гражданской ответственности, тыс. руб.
СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания 500 150
СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации 500 150
СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство 1 000 300

При наступлении страхового случая возмещение по договору страхования включает в себя:

1. Вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц;

2. Реальный ущерб, причиненный имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный окружающей природной среде, включая вред жизни или здоровью животных и растений.

С 01.07.2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ, в случае разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, сооружения собственник / концессионер / застройщик / технический заказчик (за исключением случаев разрушения, повреждения многоквартирного дома, части такого дома, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации такого дома), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего — в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью — в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью — в сумме один миллион рублей.

Согласно ч. 6 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ член СРО, СРО и другие лица, указанные в пп. 1 — 5 ч. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ несут солидарную ответственность перед собственником / концессионером / застройщиком / техническом заказчиков, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии с ч. 1 — 3 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, с 01.07.2013 г. субсидиарная ответственность заменяется на солидарную ответственность и условия страхования должны предусматривать страхование гражданской ответственности членов СРО как по прямым требованиям о возмещении вреда, так и по обратным (регрессным) требованиям о возмещении убытков собственников / концессионеров / застройщиков / технических заказчиков в размере возмещенного ими вреда и выплаченных компенсаций сверх возмещенного вреда (см. таблицу 2).

Таблица 2

Очередность возмещения убытков до 01.07.2013 (субсидиарная ответственность) с 01.07.2013 (солидарная ответственность)
При наличии только компенсационного фонда При наличии компенсационного фонда + договора страхования ответственности члена СРО При наличии только компенсационного фонда При наличии компенсационного фонда + договора страхования ответственности члена СРО
Возмещение вреда Возмещение вреда / возмещение убытков по обратному требованию (регрессу)
В первую очередь Виновный член СРО Страховщик виновника члена СРО + Виновный член СРО (при недостаточности страховой выплаты) Солидарная ответственность:
Виновный член СРО
СРО (в пределах компенсационного фонда)
Другие лица, указанные в пп.1-5 ч. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ
Солидарная ответственность:
Страховщик виновника члена СРО + Виновный член СРО (при недостаточности страховой выплаты)
СРО (в пределах компенсационного фонда)
Другие лица, указанные в пп. 1 — 5 ч. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ (либо их Страховщики (при наличии))
Во вторую очередь (при недостаточности средств первой очереди) Субсидиарная ответственность:
СРО (в пределах компенсационного фонда)
(виновник и другие члены СРО затем обязаны восстановить компенсационный фонд в течение 2-х месяцев)
Субсидиарная ответственность:
СРО (в пределах компенсационного фонда)
(виновник и другие члены СРО затем обязаны восстановить компенсационный фонд в течение 2-х месяцев)

Преимущества страхования гражданской ответственности членов СРО за причинения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая обязанность по возмещению убытков на основании предъявленного к нему обратного требования (регресса) в соответствии с частью 5 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ:

  • сокращение суммы обязательного взноса в компенсационный фонд;
  • договор страхования ответственности позволяет сохранить финансовую устойчивость компании (члена СРО), так как в случае причинения вреда (убытков) другим лицам возмещение будет осуществляться, в первую очередь, за счет страховой выплаты страховщика;
  • за счет страховой выплаты возмещается вред на основании предъявленного к члену СРО требования о возмещении вреда либо возмещаются убытки на основании предъявленного к члену СРО обратного требования (регресса) в соответствии с частью 5 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ.

Утвержденные в АО «СОГАЗ» Правила страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, позволяют предоставлять страховую защиту в соответствии с действующими в настоящее время требованиями Градостроительного кодекса РФ.

В настоящее время в АО «СОГАЗ» разрабатываются условия страхования гражданской ответственности членов СРО, которые позволят осуществлять страховую защиту членов СРО в полном объеме и в соответствии с требованиями законодательства, вступающими в силу с 01.07.2013 г.