Федеральный реестр юридических лиц

Содержание

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

http://www.fedresurs.ru/

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 228-ФЗ)

Вопрос: Единый Федеральный реестр сведений о Фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ)

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

""2. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

""Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

""7. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:

""а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);

""б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

""в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

""д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;

е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;

""ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;

з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;

з.1) запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице;

(пп. "з.1" введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

з.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

(пп. "з.2" введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

и) запись об изменении адреса юридического лица;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;

л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

л.1) сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

(пп. "л.1" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

л.2) сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по "раскрытию" такой информации в средствах массовой информации;

(пп. "л.2" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;

н.1) сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;

(пп. "н.1" введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

н.2) сведения о выдаче независимой гарантии с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии;

(пп. "н.2" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

н.3) сведения о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора, суммы требования, основания возникновения требования, даты возникновения требования или условий будущего денежного требования, идентификаторов, указанных в подпункте "н.2" настоящего пункта, всех сторон договора;

(пп. "н.3" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными "законами";

п) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 180 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


22 января 2018 года ЗАО «Рейтинговое Агентство Мудис Интерфакс» понизило долгосрочные рейтинги банка. ПАО «АКИБАНК» считает данное рейтинговое действие чрезмерным и больше похожим на перестраховку собственной репутации, нежели реальную оценку рисков Банка. Основным фактором для рейтингового действия стала продажа ООО «СГ «АСКО» и последующая приостановка лицензии страховой компании. Банк утверждает, что данная сделка в силу своей несущественности (ранее банку принадлежало 17,9% в ООО «СГ «АСКО») не повлияла и не могла повлиять ни на качество активов Банка, ни на надежность его капитала. В рамках своей стратегии по снижению непрофильных активов Банком были проданы доли в страховых компаниях «АСКО» и «АСКО-жизнь» без убытка.

При этом Рейтинговое Агентство основывало собственное мнение без учета годовой отчетности и основных финансовых показателей, что указывает на поспешность выводов. Агентством не была учтена положительная динамика показателей концентрации кредитного риска и риска на бизнес собственника. Для Банка остался открытым вопрос, чем руководствовалось Агентство, определяя риск на бизнес собственников, так как ни один нормативный документ Банка России или стандарт Международной отчетности не может подтвердить сделанные ими выводы.

Банк глубоко разочарован действиями ЗАО РА Мудис Интерфакс и выражает уверенность, что рейтинговое мнение будет пересмотрено после раскрытия информации годовой отчетности.

Основные показатели деятельности Банка по состоянию на 1 января 2018 года говорят о положительной динамике развития банка:

• За прошедший год капитал увеличился на 500 млн. руб., в том числе за счет эмиссии акций на 300 млн. руб. и сейчас составляет 4,8 млрд. рублей.
• Норматив достаточности капитала составляет 20%, что более чем в два раза выше min значения (8%), установленного ЦБ РФ, запас по достаточности капитала существенный.
• Нормативы мгновенной (H2) и текущей (H3) ликвидности поддерживаются на уровне: H2-122% (значение ЦБ РФ 15%); H3-130% (значение ЦБ РФ 50%).

Банк значительные средства направляет на поддержание «подушки» ликвидности, в частности на начало года общий резерв ликвидности составил 11 млрд руб., в том числе на счетах и депозитах в ЦБ РФ 7 млрд. рублей (64%), размещение в высоколиквидные ценные бумаги 1 млрд. рублей (9%). Чистая прибыль за 2017год составила 140 млн. рублей.

Кто, когда и как должен подавать сведения в ЕФРСДЮЛ

Несмотря на общую нестабильность в экономике банку удалось не только сохранить, но и нарастить ресурсную базу, так привлеченные вклады физических лиц за год подросли на 1,2 млрд. руб. и составили 12,6 млрд. руб. Работающие активы банка также имели тенденцию роста и за год увеличились почти на 2 млрд. руб. до 26 млрд. руб.

Открыт единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

С 1 января параллельно с ЕГРЮЛ начал действовать альтернативный реестр сведений о юрлицах — ЕФРСФДЮЛ. Включить информацию о компании необходимо было до 3 апреля. Какие последствия грозят за невыполнение данного требования? Все подробности в нашей статье.

Включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов") с 1 января 2013 г. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ).

Какие сведения необходимо вносить

Реестр представляет собой федеральный информационный ресурс, который будет вестись в электронном виде. В него будут вноситься сведения о юрлицах, предусмотренные п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ). Также в Реестре будут отражаться иные сведения, внесение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Сведения будут вноситься не только регистрирующим (налоговым) органом, но и самими организациями. Так, налоговые органы будут вносить в Реестр следующую информацию о юрлицах:

  • о создании (в том числе путем реорганизации);
  • о нахождении в процессе реорганизации;
  • о нахождении в процессе ликвидации;
  • о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ по решению налогового органа;
  • об исключении из ЕГРЮЛ по другим причинам или о ликвидации;
  • об уменьшении или увеличении уставного капитала;
  • об изменении адреса (места нахождения);
  • о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО;
  • о назначении единоличного исполнительного органа или о прекращении его полномочий;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством РФ.

Организации будут представлять в Реестр сведения, в отношении которых на организации возложена обязанность по опубликованию:

  • стоимость чистых активов акционерных обществ;
  • стоимость чистых активов обществ с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
  • информацию о получении, переоформлении, приостановлении, возобновлении действия, аннулировании лицензии, а также о прекращении действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности по иным основаниям;
  • информацию о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
  • иные сведения, в отношении которых законодательством РФ установлена обязанность по их внесению в Реестр.

Помимо этого организация по своему усмотрению сможет представить любую иную информацию, за исключением той, доступ к которой ограничен законодательством РФ.

Сроки

В срок до 3 апреля 2013 г. все юрлица должны были опубликовать сведения о чистых активах на новом федеральном информационном ресурсе "Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц" (ЕФРСФДЮЛ) — www.fedresurs.ru.

Оператором Реестра, который формирует и ведет его в электронном виде, стало агентство "Интерфакс".

В ЕФРСФДЮЛ необходимо вносить сведения, во-первых, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц, а во-вторых, предусмотренные п. 7 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При этом сведения, предусмотренные пп. "а" — "и" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вносятся в ЕФРСФДЮЛ налоговой самостоятельно. Остальную информацию вносит в ЕФРСФДЮЛ уполномоченный представитель юридического лица, действующий на основании устава общества или выданной ему доверенности.

Все вносимые в ЕФРСФДЮЛ сведения должны заверяться электронной подписью. Причем, хотя размещать информацию от нескольких юридических лиц может один и тот же представитель, каждой доверенности должна соответствовать отдельная электронная цифровая подпись (ЭЦП). В ЭЦП можно прописать только один "основной государственный регистрационный номер" (ОГРН).

Стоимость

Публикация сведений для всех юрлиц платная. Оплата принимается только от юрлица, обязанного осуществить размещение информации, счет на оплату формируется автоматически — с использованием сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ. Стоимость размещения одного сообщения в ЕФРСФДЮЛ составляет 640 руб. с учетом НДС.

Кто обязан вносить сведения

Публиковать данные о своей деятельности обязаны все АО. Так, размещать в ЕФРСФДЮЛ сведения о стоимости чистых активов необходимо после подписания бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период.

ЭЦП для Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

В тех случаях, когда АО обязано раскрывать ежеквартальные отчеты эмитента ценных бумаг, рекомендуется публиковать также информацию о стоимости чистых активов по данным промежуточной бухгалтерской отчетности за 3, 6, 9 месяцев. По такой же схеме должны размещать информацию имеющие дело с ценными бумагами ООО, а также кредитные организации и акционерные инвестиционные фонды.

Ответственность

Ответственность компаний, не представивших данные или нарушивших срок их публикации, пока отсутствует. Согласно текущему законодательству штрафные санкции могут варьировать от 700 тыс. до 1 млн руб., но только для ОАО и ЗАО, а также к ООО, разместившим облигации. Для остальных ООО и ИП ответственность может ограничиться предупреждением или наложением административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

Но что касается данных ООО и ИП, то пока ни в одном законе в явном виде нет требования представлять в ФНС информацию о размещении сообщений о реорганизации или ликвидации юрлица. Поэтому ответственности, скорее всего, удастся избежать. Тем не менее необходимую информацию в Реестр лучше внести.

М.Захарова

Редактор-эксперт

Внесение записи в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Состав информации публикуемой в журнале "Вестник государственной регистрации"

Периодически в журнале публикуется статистика по государственной регистрации юридических лиц, тематические авторские статьи и другие информационные материалы.

Часть I

Сообщения юридических лиц

Основные сведения, приводимые в сообщении — наименование, адрес, и регистрационные данные организации, а также сведения, касающиеся намерения публикуемой организации. Дополнительные сведения могут отличаться в зависимости от вида сообщения.

Каждое сообщение в конкретном издании имеет уникальный порядковый номер; все сообщения сгруппированы по регионам регистрации публикуемых организаций и разделам:

  • Сообщения о принятии решения о ликвидации
  • Сообщения о принятии решения о реорганизации
  • Сообщения о принятии решения об уменьшении уставного капитала
  • Сообщения о приобретении более 20% уставного капитала юридического лица
  • Информация о чистых активах организаций
  • Другие сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации

Всего опубликовано сообщений — 1 467 221

Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц

  • Сведения о государственной регистрации юридических лиц при их создании
  • Сведения о государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации
  • Сведения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 года
  • Сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц
  • Сведения о государственной регистрации юридических лиц в связи с их ликвидацией
  • Сведения о прекращении деятельности юридических лиц в связи с реорганизацией
  • Сведения о прекращении деятельности юридических лиц по иным основаниям
  • Сведения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц

Всего опубликовано сообщений — 10 075 096

Часть II

В отношении организаций, по которым было принято решение об исключении из ЕГРЮЛ, публикуются сведения о наименовании, ИНН, ОГРН и дате его присвоения, номере и дате решения налогового органа, а также его наименование и адрес. Все сообщения разбиты на следующие разделы:

  • Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
  • Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации.
  • Корректирующие сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц

Всего опубликовано сообщений — 5 466 236

Сообщения каждого раздела имеют порядковый номер, и сгруппированы по налоговым органам и регионам.

Корректирующие сведения содержат информацию о сообщениях, которые следует считать недействительными, а именно: номер и дату выхода Журнала, в котором сообщение было опубликовано, порядковый номер сообщения, а также все сведения, публикуемые для уведомлений об исключении из ЕГРЮЛ.

Главная — Статьи

Сообщаем сведения о чистых активах

Сведения о чистых активах

Сведения о чистых активах представляют все акционерные общества (закрытые и открытые) и общества с ограниченной ответственностью. Причем последние обязаны сообщать эту информацию только в случаях, предусмотренных Законом об ООО (Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") (пп. "л" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Прежде чем рассматривать эти случаи, напомним: для оценки стоимости чистых активов АО (помимо АО, осуществляющих страховую и банковскую деятельность) руководствуются Порядком, утвержденным Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003. О возможности применения данного документа для оценки стоимости чистых активов ООО сказано в Письмах Минфина России от 13.05.2010 N 03-03-06/1/329, от 07.12.2009 N 03-03-06/1/791.
Теперь проанализируем, в каких случаях ООО обязано размещать в ЕФРСФДЮЛ сведения о стоимости своих чистых активов. Сразу оговоримся, прямого ответа на этот счет в Законе об ООО нет. Не исключено, что впоследствии законодатели внесут уточнения, а пока попробуем разобраться с данным вопросом самостоятельно.
Очевидно, в качестве основания для размещения сведений в реестре следует рассматривать те ситуации, когда общество, в соответствии с требованиями Закона об ООО, обязано публично раскрывать информацию о своей деятельности. Такая ситуация в данном Законе всего одна — публичное размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг. В этом случае, как сказано в п. 2 ст. 49 Закона об ООО, общество обязано ежегодно раскрывать информацию в форме публикации годовых отчетов и бухгалтерских балансов, а также иную информацию, предусмотренную законодательством. Причем в п. 3 ст. 30 Закона об ООО установлено: годовой отчет должен содержать раздел о состоянии чистых активов общества. Иных оснований для публикации обществами сведений об их деятельности Закон об ООО не предусматривает.
Таким образом, сведения о стоимости чистых активов представляют в ЕФРСФДЮЛ все ЗАО и ОАО, а также те ООО, которые публично разместили облигации и иные эмиссионные ценные бумаги.

Как часто нужно представлять сведения?

Этот вопрос рассмотрим отдельно для акционерных обществ и отдельно для обществ с ограниченной ответственностью, поскольку требования к ним ст. 7.1 Закона о государственной регистрации установлены разные. Начнем с ООО.

Общества с ограниченной ответственностью

В отношении ООО для ответа на этот вопрос, полагаем, нужно отталкиваться от содержания пп. "л" п. 7 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации. В нем говорится: сведения представляются в случаях, предусмотренных Законом об ООО. Как мы выяснили, такой случай только один, и связан он с обязанностью общества публиковать годовой отчет, если оно разместило облигации и иные эмиссионные ценные бумаги.

Таким образом, ООО должны представлять в ЕФРСФДЮЛ сведения о стоимости чистых активов после подведения итогов предыдущего календарного года.

Данный вывод подтверждают положения нормативных актов о бухгалтерском учете. В частности, в п. 49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" определено: промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках (по терминологии сегодняшнего дня — отчета о финансовых результатах). Тогда как сведения о чистых активах отражаются в форме "Отчет об изменениях капитала", входящей в состав отчетности, которая составляется по итогам работы общества за год.

Выяснив, сколько раз ООО должно размещать сведения о стоимости чистых активов в ЕФРСФДЮЛ, определим, когда именно общество должно исполнить эту обязанность. Но здесь налогоплательщиков снова поджидают сюрпризы: что понимать под датой возникновения сведений о стоимости чистых активов, положения ст. 7.1 Закона о государственной регистрации не уточняют. Официальных разъяснений на этот счет тоже пока нет.

С одной стороны, исходя из системного анализа ст. 7.1 Закона о государственной регистрации и Закона об ООО такой датой можно признать дату публичного раскрытия обществом информации о его деятельности, то есть дату публикации годовой отчетности. Между тем законодательные нормы, конкретизирующие, когда именно ООО, размещающее облигации и эмитирующее ценные бумаги, должно раскрыть информацию о результатах своей деятельности, также отсутствуют. Более того, отдельного документа, регулирующего порядок публикации бухгалтерской отчетности ООО, не существует.

Впрочем, последнее как раз поправимо: ООО, публикующее свою отчетность, вправе руководствоваться Порядком, предусмотренным для акционерных обществ (Порядок публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утв. Приказом Минфина России от 28.11.1996 N 101) (далее — Порядок). Согласно п. 1.2 Порядка публикацией признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в СМИ для всеобщего сведения. При этом, как гласит п. 1.3 Порядка, публикация бухгалтерской отчетности производится после того, как она утверждена собранием акционеров (в нашем случае — участников) и подтверждена независимым аудитором. Поскольку ООО подлежит обязательному аудиту, только если объем его выручки за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона об аудите), последнее условие применимо лишь к отдельным ООО.

К сведению. Согласно п. 10 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Иными словами, годовую бухгалтерскую отчетность ООО должно опубликовать лишь после ее утверждения участниками общества.
Статьей 34 Закона об ООО установлено, что общее собрание участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества, должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. То есть годовая отчетность общества должна быть утверждена не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. При этом сам порядок и сроки обязательного опубликования бухгалтерской отчетности организациями действующим законодательством не определены.

Примечание. Хотя есть исключения — например, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Ранее в Порядке со ссылкой на прежний Закон о бухгалтерском учете было указано, что бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Однако нынешний Закон о бухгалтерском учете подобного уточнения для акционерных обществ (соответственно, и для ООО, руководствующихся Порядком) не содержит. Следовательно, срок, в который хозяйствующие субъекты должны уложиться при публикации годовой бухгалтерской отчетности, в настоящее время не определен.

Несмотря на то что данное обстоятельство свидетельствует о полной свободе действий общества в этой части, затягивать с публикацией отчетности в СМИ ему, очевидно, не следует. И за неимением ничего иного при решении вопроса о крайнем сроке публикации отчетности, очевидно, пока имеет смысл ориентироваться на 1 июля, то есть на дату, установленную прежним нормативным актом, регулирующим сферу бухгалтерского учета.

С другой стороны, появление стоимости чистых активов в бухгалтерской отчетности не зависит от того, опубликована она в СМИ или нет. Дело в том, что этот факт деятельности юридического лица возникает на дату подписания руководителем общества годовой бухгалтерской отчетности. По общему правилу (п. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете) составленная (соответственно, подписанная руководителем общества) бухгалтерская отчетность представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (то есть не позднее 31 марта). Именно тогда информация о стоимости активов становится значимой не только с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства, но и с точки зрения гражданского законодательства.

Поэтому при определении момента представления ООО сведений о стоимости чистых активов в ЕФРСФДЮЛ за точку отсчета трех рабочих дней, в течение которых названные сведения необходимо представить оператору, общество может принять дату подписания бухгалтерской отчетности руководителем организации.

Обобщим сказанное. Принимая во внимание информационный пробел в действующем законодательстве, полагаем, что в скором времени на этот счет обязательно выйдут официальные разъяснения. Автор допускает, что официальная версия насчет рассмотренного вопроса может отличаться от мнения, изложенного в данном материале. Все зависит от того, что чиновники будут рассматривать в качестве отправной точки для возникновения такого факта деятельности юридического лица, как стоимость чистых активов.

Акционерные общества

Надо признать, не менее загадочная формулировка приведена в пп. "к" п. 7 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации в отношении обязанности акционерных обществ по представлению сведений о стоимости чистых активов.

Впрочем, тут законодатель милосердно указал главное, а именно что понимать под датой возникновения сведений о стоимости чистых активов — это отчетная дата. То есть датой возникновения таких сведений признается дата подписания руководителем акционерного общества бухгалтерской отчетности, где данные о стоимости активов становятся юридически значимыми. А самому обществу для сообщения такой информации в ЕФРСФДЮЛ отводится три рабочих дня.

Итак, когда представлять сведения, мы определились, осталось выяснить, как часто. Этот вопрос, если принять во внимание платность представления сведений в реестр, отнюдь не праздный. (Как следует из правил взаимодействия оператора и пользователей ЕФРСФДЮЛ (http://fedresurs.ru/help), за размещение каждого сообщения с пользователя временным оператором (ЗАО "Интерфакс") взимается плата в размере 640 руб., в том числе НДС 18% — 97,63 руб.)

За ответом обратимся к положениям Закона о бухгалтерском учете, ибо понятие "отчетная дата" раскрыто в ст. 15 данного Закона.

Внесение сведений в ЕФРС

В соответствии с п. 6 названной статьи под отчетной датой понимается последний день отчетного периода. Именно на эту дату составляется годовая и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность. В силу п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря включительно. Для промежуточной бухгалтерской отчетности отчетным периодом является период с 1 января по отчетную дату периода, за который такая отчетность составляется (п. 4 ст. 15).

При этом промежуточная бухгалтерская отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, то есть Минфина (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Законом о бухгалтерском учете иное не установлено, следовательно, отчетной датой для промежуточной отчетности является последний день каждого месяца.

Однако при рассмотрении вопроса о периодичности представления акционерными обществами сведений о стоимости чистых активов не следует забывать и о другом пункте названного стандарта по бухгалтерскому учету, а именно о п. 49, которым определен состав промежуточной отчетности, — это сам бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Сведения же о стоимости чистых активов, как было указано ранее, отражаются в форме "Отчет об изменениях капитала", то есть форме, которая входит лишь в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Учитывая сказанное, полагаем, что едва ли требование контролирующих органов о том, чтобы акционерные общества в целях выполнения обязанности, установленной ст. 7.1 Закона о государственной регистрации, в рамках промежуточной бухгалтерской отчетности по итогам месяца или квартала составляли еще и годовую форму "Отчет об изменениях капитала", будет правомерным.

Обратите внимание! В Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 отмечено два случая, когда нормы законодательства требуют составления промежуточной бухгалтерской отчетности:
1) в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;
2) квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию в ситуациях, определенных Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Однако в обоих случаях раскрытию подлежит промежуточная бухгалтерская отчетность, которая не содержит в себе сведений о стоимости чистых активов. В частности, форма "Отчет об изменениях капитала страховщика" (форма 3-страховщик) включается только в состав годовой отчетности (п. 4 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков).

Таким образом, анализ норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения, возникающие по рассматриваемому вопросу, показывает, что АО (как, впрочем, и ООО) должны исполнять обязанность, предусмотренную ст. 7.1 Закона о государственной регистрации, только один раз в год.

Июнь 2013 г.