Федеральная целевая программа

Целевые программы: понятие, структура, виды

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 34

Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.

Программа – это адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующих участия многих отраслей и хозяйствующих органов.

Разделы целевой программы:

1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация;

2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной;

3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения;

4. Ресурсный — определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий;

5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации;

6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др.

Стадии разработки программы:

1. Отбор проблем;

2. Принятие решения о разработке;

3. Обоснование намечаемых мероприятий;

4. Экспертиза и оценка эффективности;

5. Утверждение;

6. Контроль за ходом выполнения.

Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти.

Виды целевых программ:

1. По продолжительности и времени упреждения:

— долгосрочные (более 5 лет);

— среднесрочные (до 5 лет);

— краткосрочные (1-2 года);

2. По масштабам решаемых проблем:

— международные (сотрудничество со странами СНГ);

— национальные или федерально-государственные программы;

— региональные;

— отраслевые;

— межотраслевые;

— на уровне фирмы;

3. По содержанию или характеру исследований:

— производственные (развитие средств связей в сельской местности);

— топливно-энергетические (топливо и энергия, безопасность атомной энергетики);

— научно-технические (национальная технологическая база России, Робот, Лазер);

— экологические (отходы, охрана водных бассейнов, предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий);

— социально-экономические программы (повышение жизненного уровня населения, занятости);

— социальные (социальная защита пожилых людей, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков);

— продовольственные

Существует еще специфический вид программ – президентские.

— организационно хозяйственные программы, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.

Положения разработки и реализации целевых программ в рыночных условиях

Недостатки современной практики реализации целевых программ в РФ:

1. Во всех развитых странах значительная часть (50%) расходов бюджета, распределяется непосредственно на выполнение программ. В России основную часть бюджета получают министерства и ведомства, а доля финансирования программ остается ничтожной. То есть основные средства получают управляющие структуры, а не конкретное мероприятие, объекты, процессы.

2. Недостаточно конкретно формируется сама цель решаемой проблемы, что препятствует объективной оценке соответствия формируемых заданий программы текущего состояния решения проблемы.

3. Состав конечных подцелей не всегда учитывает рыночную ситуацию и часто не соответствует цели решаемой проблемы, что приводит лишь к частичному решению исходной проблемы.

4. Оценки ресурсных требований обычно формируются без разработки бизнес-плана и часто оказываются завышенными.

5. В большинстве программ отсутствуют механизмы и структура управления, обеспечивающие целевое финансирование и контроль за ходом выполнения работ, что приводит к нецелевому расходованию средств и замедлению темпов выполнения программы.

6. Неполное и недостаточное финансирование целевых программ, что приводит к омертвлению уже вложенных средств, к убыточному выполнению проектов и увеличивает остроту проблемной ситуации.

Новые подходы к разработке и реализации целевых программ:

— общегосударственные программы следует разрабатывать по ограниченному кругу особо важных общегосударственных проблем, и при этом должны утверждаться основные экономические регуляторы и объемы финансирования из госбюджета;

— необходимо ввести практику ежегодного пересмотра состава федеральных целевых программ и их деление на 3 группы:

a) программы, которые должны финансироваться в полном объеме;

b) программы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена;

c) программы, по которым может быть временно прекращено финансирование;

— источники финансирования целевых программ: бюджетные средства и внебюджетные источники, к которым относятся: взносы участников программ, целевые отчисления работников предприятий, получаемые в результате реализации программы, кредиты банков, средства общественных организаций и иностранных государств, зарубежных инвесторов и другие поступления. Могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств этих фондов является: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства соответствующих бюджетов РФ и местных бюджетов, средства внебюджетных фондов, министерств и ведомств РФ. Источниками финансирования программ служат инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии;

— материально–техническое обеспечение программы: либо на основе государственного заказа, либо по прямым хозяйственным связям или через посредников;

— методы воздействия на исполнителей государственных программ должны быть не административными, а преимущественно экономическими, то есть необходимо использовать налоговые льготы, субсидии, субвенции, гарантированные льготные кредиты, в ряде случаев регулирования цен и тарифов и государственную контрактную систему;

— важным вопросом является выбор наиболее эффективных целевых мероприятий. Его надо осуществлять исходя из возможности получения максимума целевых результатов. Это либо максимальный эффект при заданном уровне расхода дефицитных ресурсов, либо достижение необходимого уровня конечных результатов при минимуме расходов;

— организация выполнения программы:

a) Заказчик программы;

b) Ответственный разработчик программы;

c) Разработчики программы;

d) Руководитель программы;

e) Администрация программы;

f) Фонд данных программы;

— государственные программы должны проходить государственную экспертизу. При правительстве РФ создан экспертный совет. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программ, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Выявляется приоритетность характера проблемы, научная обоснованность, экологическая безопасность и эффективность осуществления программы.

Date: 2015-09-26; view: 9149; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Список ФЦП

Это неполный список, который, возможно, никогда не будет удовлетворять определённым стандартам полноты. Вы можете дополнить его из авторитетных источников.

Период действия Наименование ФЦП Ист.
1996-2000 «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения»
2002-2010 «Жилище»
2002-2006 «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы»
2002-2015 «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года»
2002-2015 «Развитие телерадиовещания в Российской федерации на 2009—2015 годы»
2002-2006 «Исследования и разработки по развитию научно-технологического комплекса Российской Федерации»
2002-2006 Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002—2006 годы)»
2003-2013 «Социальное развитие села до 2012 года»
2006-2012 «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах»
2006-2010 «Культура России (2006—2010 годы)»
2006-2015 «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы»
2007-2013 «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы»
2011-2015 «Жилище»
2012-2018 «Культура России (2012—2018 годы)»
2016-2020 «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» (пример региональной ФЦП)

Критика

В 2006 году Министерство экономического развития Российской Федерации заявило о провале шести федеральных целевых программ и предложило правительству их закрыть. Это были, в частности, программы по утилизации вооружений и военной техники, по сокращению различий в социально-экономическом положении регионов.

Кандидат биологических наук, доктор философии по зоологии Принстонского университета, заведующий сектором молекулярной биологии ИППИ РАН, ведущий научный сотрудник факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры технологий моделирования сложных систем факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Г. А. Базыкин в газете «Троицкий вариант — Наука» отметил, что.

при поддержке Федеральной целевой программы „Культура России (2012–2018 годы)“, куратором которой является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)» по разделу «научная и научно-техническая литература», издательство URSS выпустило книгу П. Ф. Кононкова «Два мира — две идеологии. О положении в биологических и сельскохозяйственных науках в России в советский и постсоветский период.
Книга содержит развернутую апологетику деятельности Т. Д. Лысенко и его последователей, а также запоздалую атаку на советских генетиков 1930–1940-х годов», поскольку «написана в подзабытых выражениях, которые бы вполне могли украсить статью „Правды“ того времени, хотя учитывает и современные веяния — в аннотации сталинский термин „групповщина“ соседствует со вполне актуальными „национал-предателями и агентами глобалистских структур“ Георгий Базыкин