ЕТКС 2016 рабочих профессий

В штатном расписании организации имеется вакансия водителя автомобиля 5-го разряда. В трудовой книжке принимаемого работника отсутствует запись о присвоении ему разряда по профессии «водитель автомобиля» в соответствии с изменениями в выпуске 52 ЕТКС. При этом имеются категории механического транспортного средства «В» и «С».

Документ:
выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).

Как правильно определить работнику наименование профессии и установить оплату труда? Как ему присвоить разряд? Обязательно ли создавать квалификационную комиссию?

<…>

Тарификация рабочих – присвоение рабочим разрядов на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, подтверждающих наличие права на выполнение данных работ (п. 2 Общих положений ЕТКС).

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке (часть вторая ст. 61 ТК).

Выпуском 52 ЕТКС предусмотрена тарификация работ по профессии «водитель автомобиля». При этом наниматели обязаны произвести перетарификацию работ и рабочих в организациях с учетом изменений, внесенных постановлением № 94 в выпуск 52 ЕТКС (подп. 1.4 п. 1 постановления № 94).

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

Вопрос о присвоении (повышении) разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (например, мастера, начальника смены) (п. 13 Общих положений ЕТКС).

Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:

  • блока идентификации;
  • блока наименования объекта классификации;
  • информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Структура кодового обозначения профессий

Х ХХХХ Х ─── ─────── ─── /\ /\ /\ контрольное число (КЧ) │ │ └─────────────────────────────────────────────── │ │ │ │ серийно-порядковый номер объекта классификации │ └─────────────────────────────────────────────────────── │ │ профессия └──────────────────────────────────────────────────────────────── должность

Для кодирования профессии рабочего используются значения кода, соответствующие 1 или 3.
Для кодирования должности служащего используются значения кода, соответствующие 2 или 4.

Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.

ОКПДТР рабочих

Информационный блок профессий рабочих включает в себя фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определенным позициям Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ). Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает в себя четыре знака.

Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:

  • виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС — два знака, фасет 01;
  • тарифные разряды — один знак, фасет 02;
  • классы (категории) квалификации — один знак, фасет 03;
  • формы и системы оплаты труда — два знака, фасет 04;
  • условия труда — один знак, фасет 05;
  • степень механизации труда — один знак, фасет 06;
  • производные профессии — один знак, фасет 07.

Пример кодирования по ОКПДТР рабочей профессии — токарь

19149 6 02 7223 5 12 1 2

где:

  • 1 — профессия;
  • 9149 — токарь;
  • 6 — контрольное число;
  • 02 — 2-й выпуск ЕТКС;
  • 7223 — базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);
  • 5 — 5-й тарифный разряд;
  • 12 сдельно-премиальная система оплаты труда;
  • 1 — нормальные условия труда;
  • 2 — рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.

Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.

ОКПДТР служащих


Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определенным позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
категории должностей — один знак, фасет 10;
производные должности — два знака, фасет 11;
категории (классы) квалификации — один знак, фасет 12.
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирает фасет 11 или 12.

Пример кодирования по ОКПДТР должности служащего — заместитель начальника финансово-экономического отдела

24695 1 1 1231 03

где:

  • 2 — должность;
  • 4695 — начальник отдела (финансово-экономического и административного);
  • 1 — контрольное число;
  • 1 — категория руководителей;
  • 1231 — базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
  • 03 — производная должность — заместитель.

Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятия», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.
В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации.

БАЗА ЗНАНИЙ (WIKI) — ИНСТРУКЦИИ РАБОЧИХ, ЭКЗАМЕНЫ — ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 4

7 мая 2015 года утвержден четвертый выпуск единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС 4).

В данном выпуске содержатся тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разделам «Общие профессии горных и горнокапитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых»; «Агломерация руд»; «Добыча и обогащение горнохимического сырья»; «Добыча и обогащение строительных материалов»; «Добыча и переработка торфа»; «Переработка бурых углей и озокеритовых руд», сгруппированные по производствам и видам работ.

Напомним, что с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или с учетом профессиональных стандартов производятся тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам.

10 февраля 2016 года МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПУСТИЛО ОФИЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ «О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТРУДА»

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов».

Согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Статьей 4 Федерального закона установлено право Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Статьей 5 названного Федерального закона установлена дата вступления в силу — 1 июля 2016 г.

В соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (в редакции от 23 сентября 2014 г. N 970), профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Таким образом, для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Обращаем Ваше внимание, что согласно части 2 статьи 57 Кодекса наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Таким образом, в этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

ВСЕ ЕТКС ( в т.ч. наш Наш ЕТКС №4) на официальном сайте Минтруда profstandart.rosmintrud.ru/etks

Скачать ЕТКС-4 от 07.05.2015

Ш «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

И ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГРОХОЛЬСКАЯ О.Г., доктор педагогических наук, профессор

НИКАНДРОВ Н.Д., ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (С 1997); ПОЧЁТНЫЙ ЧЛЕН РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

1. Классификации видов профессиональной деятельности

Важность классификации видов профессиональной деятельности определяется как теорией, так и практикой отбора кандидатов-профессионалов на должность с учетом совместимости требований психологии данной деятельности с особенностями психики профессионала — кандидата на должность.

Теоретической основой классификации профессий является теория деятельности, из которой следует, что любая деятельность есть некое системное образование, структура которого представлена определенным числом элементов и их связей.

Применительно к профессиональной деятельности, такими ее элементами являются :

предмет деятельности (предмет труда) — тот объект, явление, процесс, на преобразование которого направлена деятельность;

психический механизм деятельности — совокупность состояний или процессов субъекта деятельности (в нашем случае — специалиста, профессионала), обуславливающих достижение цели деятельности;

психический инструмент деятельности — психическое оружие субъекта для производства определенной работы.

Таблица 1. Элементы п рофессиональной деятельности

Предмет деятельности Психический механизм деятельности Психический инструмент деятельности

Объект, явление, процесс, на преобразование которого направлена деятельность; Совокупность состояний или процессов субъекта деятельности (в нашем случае — специалиста, профессионала), обуславливающих достижение цели деятельности Психическое оружие (набор методов, средств и пр.) субъекта деятельности, которое используется им для производства определенной работы.

Указанные элементы профессиональной деятельности являются необходимыми, поскольку логично вытекают из его структуры и используются для описания профессиональной деятельности, а также достаточными, ибо охватывают всю структуру деятельности (субъект, предмет и процесс). Необходимость и достаточность указанных элементов профессиональной деятельности дает основание использовать каждый из них в качестве критерия классификации профессий:

— по предмету труда;

— по психическому механизму;

— по психическому инструменту.

Остановимся на них несколько подробнее.

Итак, классификация профессий по предмету труда. Является очевидным, что классификация профессий по данному основанию должна вытекать из типологизации самих предметов профессиональной деятельности. Все предметы труда — это, бесспорно, явления объективной

реальности, действительности. Они не абстрактны. Однако если вспомнить философские категории материального и идеального, две формы существования материи, то в контексте наших рассуждений любой предмет действительности существует в одной из двух форм — в виде идеального или материального.

Следовательно, любой предмет труда может быть отнесен к одному из следующих двух классов:

— классу идеальных предметов труда (идея, модель, теория, система, движение);

— классу материальных предметов труда (рукопись, книга, вещь, изделие, станок, компьютер).

Объектом деятельности служит человек. Он носит в себе одновременно черты и материального, и идеального. Чем это обусловлено. С одной стороны, человек — продукт материальной природы, а с другой — продукт образования, влияния на него социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. Двойственная природа человека, его уникальность состоит в том, что он одновременно обладает и идеальным — сознанием, душой, и материальным — телом. Это дает полное основание выделить человека в отдельный класс предметов труда — класс «люди», в который могут входить такие предметы деятельности, как «человек», «группа», «толпа», «люди», «сообщество».

Таким образом, можно выделить три класса предметов труда. Их условно можно обозначить: идея, люди, вещи. Эти предметы труда являются вполне достаточными (вне их не может существовать никакой иной предмет труда) и при этом, включение каждого из них необходимо (поскольку такова структура системы бытия).

По предмету труда можно выделить следующие профессии.

Таблица 2. Классификация профессий по предмету труда

Предмет труда — идеальные объекты Предмет труда — люди Предмет труда — вещи, явления

Профессии, где предметом труда в основном являются некие идеальные объекты. К этому классу относятся профессии типа «филолог-ученый», экономист-теоретик», «философ», «композитор». Профессии, где предметом труда в основном являются люди. К этому классу относятся профессии типа «психолог-практик», «практикующий врач», «дирижер оркестра» Профессии, где предметом труда в основном являются вещи. К этому классу относятся профессии типа «архивист», «инженер», «художественный редактор», «скульптор».

Остановимся на классификации и характеристике профессий по психическому механизму деятельности и процессов происходящих у субъекта деятельности. Психологи, философы считают высшим механизмом управления психической деятельностью человека, его активностью — сознание. А сознание подразумевает — осознание субъектом цели своей деятельности, средств деятельности, ее продукта, а так же осознанную преднамеренную регуляцию. Здесь реализуется общеизвестный принцип единства сознания и деятельности, как один из основных принципов анализа психики вообще.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действительно ли сознание и деятельность, профессиональная деятельность неразрывно связаны?

Известно, что сознательному противостоит — бессознательное, представляющее собой реальный психологический феномен, такой же, как и сознание. Ведь не все операции, осуществляемые человеком, в том числе и в профессиональной деятельности, им осознаются. Так, например, движение пальцев рук при написании текста, не контролируется сознанием. В психологии, педагогике этому явлению соответствует понятие «навык» — действие, характеризующееся отсутствием поэлементной сознательной регуляции, действие, доведенное до автоматизма.

Кроме того, не всегда осознаются и более крупные блоки деятельности. Наряду с моторными стереотипами существуют и стереотипы оценочные, речевые, мыслительные, когда эти процессы сами по себе не осознаются, а осознается лишь их результат (выставленная оцен-

ка, произнесенная фраза, сформулированная мысль). Более того, субъект не всегда осознает и более крупные промежуточные операции, когда цель достигается как бы сама собой, без специального анализа, изучения и т.п. В психологической науке таким процессам соответствует понятие интуиция, а внезапному возникновению в сознании продукта — понятие инсайт (озарение). Более того, есть определенная категория специалистов, которые, осуществляя те или иные операции, отдают предпочтение интуиции, а не логике, рассчитывают на то, что она «подскажет» и необходимую фразу писателю, и необходимую рифму поэту, и необходимый мазок художнику, и необходимое движение актеру… Но даже и сама цель деятельности может осознаваться лишь в общих чертах, или вовсе не осознаваться. Вероятно, ни один крупный писатель, ни один известный художник, начиная свое произведение, не представляют себе во всей полноте свой конечный продукт.

Таким образом, анализируя те или иные виды деятельности, те или иные профессии, следует каждый раз задаваться вопросом: насколько этот вид профессиональной деятельности регулируется сознанием, а насколько — подсознанием, т.е. бессознательным? В каких профессиях преобладает механизм регуляции сознания, а в каких — подсознания?

Представленный нами выше анализ участия сознания и подсознания в профессиональной деятельности дает возможность выделить еще одно основание для классификации механизмов, обеспечивающих психологическую регуляцию профессиональной деятельности — степень осознанности или неосознанности и процесса постановки задач деятельности, и процесса их решения, и предполагаемого продукта деятельности.

Разведение механизмов психической деятельности в рамках шкалы — осознанность и неосознанность, показывает, что на одном полюсе такого разделения будет находиться понятие «рационализация», на другом — «иррационализация». Тогда одним психическим механизмом будет — являться рассудок, другим — интуиция.

Отсюда можно выделить два психических механизма профессиональной деятельности:

1) рациональный механизм, который характеризуется, прежде всего, преднамеренным (осознанным) процессом анализа ситуации, преднамеренным процессом оперирования информацией, осознанием последующего продукта деятельности.

2) иррациональный механизм, характеризуется тем, что большинство операций мыслительной деятельности субъектом не осознается, переработка информации не контролируется сознанием. Последнее, то есть сознание, играет лишь роль пускового механизма, запускающего этот процесс. Этот механизм противоположен мышлению, в его основе лежит интуиция, озарение, «чувственное познание», инстинкт. И аналитико-синтетическая, и логическая деятельность протекает в подсознании. При описании данного механизма используются следующие понятия «интуиция», «подсознание», «инстинкт», «чувство», «ощущение», «интуитивное мышление».

Как видим, названные два вида психических механизма деятельности выделяются по критерию — «осознанность/неосознанность», то есть предполагают наличие активности двух психических феноменов — «сознания» и «подсознания». Исходя из этого, можно выделить классы профессий, по указанным психическим механизмам деятельности личности:

Таблица 3. Классификация профессий на основании психических механизмов деятельности

Сущность психического механизма деятельности в рамках профессии Названия профессий

1. Профессии, в которых субъект деятельности решает проблемы, опираясь преимущественно на рациональное в профессии. Реализуется данный механизм в рамках следующих профессий — «социолог» (как теоретики, так и практик); «авиаконструктор»; «продавец»; «текстолог», «программист», «механик», «медицинский работник» и пр.

2. Профессии, в которых решение субъектом деятельности проблем опирается преимущественно на иррациональное в профессии. Реализуется данный механизм в рамках следующих профессий — «писатель», «художник», «священник-проповедник», «балетмейстер», «художник-рекламист», «скульптор», «чеканщик», «актер» и пр.

Рассмотренные нами выше оба основания классификации, а именно — по предмету труда и по психическому механизму деятельности в рамках профессии, являются независимыми друг от друга, но находятся в тесной связи между собой. Как рациональные профессии, так и иррациональные подразделяются по предмету труда на:

— теоретические (философ, психолог-теоретик, социолог, писатель),

— коммуникаторские (диктор, текстолог, балетмейстер, художник),

— предметные (скульптор, чеканщик, медицинский работник, продавец).

Таким образом, выделенные на основе теоретического анализа деятельности два основания — «предмет труда» и «психический механизм» дают в комбинации шесть классов профессий, охватывающих все виды профессиональной деятельности.

2. Психический инструмент профессии и его обоснование

Прежде чем приступить к анализу понятия «инструмент», дифференцируем его от понятия «механизм», поскольку данные понятия, иногда употребляются как синонимы.

Понятие «механизм» отражает процесс преобразования действительности или материала посредством чего-то.

Это может быть — система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности .

Понятие «механизм» является более общим понятием по отношению к понятию «инструмент», с помощью которого осуществляется преобразование материала.

Если рассматривать данное понятие в контексте классификации профессий, то под психическим инструментом деятельности понимается некоторое психологическое образование личности, которой находится между отражаемым, например, внешний предмет или возникшая мысль и реакцией на него (осознаваемой или неосознаваемой). И, в зависимости от совершенства этого психического инструмента, деятельность субъекта в рамках профессии будет более эффективной.

В психологической науке, такому инструменту психической деятельности соответствует понятие «способность», поскольку именно она является условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Изучение конкретно-психологических характеристик разных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности» . Такие «общие качества» в психологии называются «общими способностями» или «интеллектом».

Из этих рассуждений вытекает тот факт, что обобщенным инструментом психической активности человека является интеллект, который, находясь между стимулом и реакцией, обеспечивает оптимальную эффективность деятельности субъекта.

Отсюда, остановимся на классификации видов профессиональной деятельности по основанию — уровень интеллекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный вопрос исследовался многими учеными, и по результатам исследований выделено 120 факторов интеллектуальной деятельности или иначе — разновидностей интеллекта. Однако, большинство ученых наряду с генеральным фактором — общим интеллектом, выделяют вербальный интеллект и невербальный (манипуляторный, конструктивный) интеллект.

В соответствии с этим, сегодня выделяют два вида инструментариев психической деятельности — вербальный и конструктивный, которые являются основой выделения двух классов профессий по основанию — интеллект (См. Таблицу 4).

Таблица 4. Классификация профессиональной деятельности по интеллекту

Класс профессии Содержание профессии

1. Вербальные профессии В рамках данной профессии профессиональные проблемы решаются с помощью слова, через слово, то есть на вербальном уровне. Сюда относятся профессии типа психолог-теоретик, политолог, менеджер-организатор, журналист, редактор, специалист по текстовой рекламе.

2. Конструктивные профессии В рамках данной профессии профессиональные проблемы решаются с помощью конструирования чего-либо (материального объекта, текстового фрагмента художественного материала), то есть не на вербальном уровне. Сюда относятся профессии типа химик-теоретик, композитор, артист-пантонимист, художник-портретист, бухгалтер, декоратор.

Очевидно, что «вербальные» профессии, также как и «конструктивные», могут быть при любом психическом механизме (рациональном или иррациональном) и при любом предмете труда (идея, человек, вещь). Представленные выше примеры «вербальных» и «конструктивных» профессий наглядно это иллюстрируют.

Следовательно, комбинация трех видов предметов труда, двух видов психических механизмов и двух видов интеллектуальных инструментов деятельности создает 12 классов профессий, которые включают в себя все виды профессий (См. Таблицу 5).

Таким образом, не существует такого вида профессиональной деятельности, такой профессии, которая не вошла бы в один из представленных двенадцати классов.

Таблица 5. Классификация профессий

№ п/п Предмет труда Психический механизм Психический инструмент

1 Идея Рационализация Вербальный

2 Идея Рационализация Конструктивный

3 Идея Иррационализация Вербальный

4 Идея Иррационализация Конструктивный

5 Люди Рационализация Вербальный

6 Люди Рационализация Конструктивный

7 Люди Иррационализация Вербальный

8 Люди Иррационализация Конструктивный

9 Вещи Рационализация Вербальный

10 Вещи Рационализация Конструктивный

11 Вещи Иррационализация Вербальный

12 Вещи Иррационализация Конструктивный

Данная классификация профессий имеет важное значение для построения профессио-грамм практически всех мыслимых профессий, а также для создания психологического инструмента — теста для соотнесения способностей и склонностей некой личности со способностями и склонностями, представленными в соответствующей профессиограмме.

Главным в этой ситуации соответствия специалиста требованиям профессиограммы является то:

— какие требования к психике человека предъявляет тот или иной предмет деятельности;

— какие особенности психики должны быть у специалиста в зависимости от того или иного психического механизма деятельности;

— какие особенности психики должны быть у специалиста в зависимости от того или иного интеллектуального инструмента деятельности.

Важное практические значение данная классификация может иметь при разработке специальных психологических тестов для выявления «коммуникаторов», «теоретиков», «предметников», «рационалистов», «интуитивистов», «вербалистов», «конструктивистов». Если по результатам тестирования испытуемый окажется, например «предметником», «рационалистом» и при

этом «конструктивистом» в большей мере, чем «вербалистом», то ему, естественно, более подходят профессии типа антрополог, архивариус, ботаник, бухгалтер, инженер, корректор, летчик, машинист, наборщик, программист, стенографист и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая информация, по результатам тестирования может быть использована при приеме человека на работу, на соответствующую должность, а также, что более важно, в ходе профориентационной работы с молодежью, с людьми, готовыми поменять род своей деятельности, профессию, в соответствии с изменяющимися условиями на рынке труда. При создании подобных тестов психологами учитываются все двенадцать базовых склонностей и их соотнесенность с базовыми профессиограммами. В конечном итоге делается вывод: либо заключение о профпригодности (по склонностям) к какой-либо конкретной профессии, либо заключение об адекватном выборе профессиональной деятельности (образец заключения в приложениях).

(продолжение в следующем номере)*