Если транспортная компания потеряла груз

Ситуации, когда транспортная компания теряет или портит груз, к сожалению, нередки. Причин тому много: халатность персонала, неотлаженные процедуры хранения, транспортировки и передачи грузов, а также независящие от компании-перевозчика обстоятельства (стихийные бедствия, аварии и т.п.).

Какой бы ни была причина, итог один — груз получателю доходит в ненадлежащем виде или не доходит вовсе.

Что делать в этих случаях, какие действия предпринимать и какие могут быть варианты развития событий, разберем ниже.

Какие документы регламентируют ответственность транспортной компании по утере, порче груза

Один из самых главных документов — Гражданский кодекс РФ. В частности, порядок взаимодействия с перевозчиком по поводу утери и порчи перевозимого груза описан в статьях 796 и 797.

Перевозки груза на автотранспорте регламентирует «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утвержденный федеральным законом РФ № 259-ФЗ в 2007 году (далее — УАТ РФ),

В случае с международными перевозками действует «Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (она же КДПГ).

Помимо указанных документов, ответственность участников сделок помогут определить заключенные договора на оказание услуг между компанией-перевозчиком и грузоотправителем.

Юридические основы для решений споров по задержке доставки, порче или утрате грузов

Споры, связанные с взаимодействием юридических лиц, в том числе и касательно порчи, утраты грузов во время перевозок и ответственного хранения, решают арбитражные суды.

Для того, чтобы не переписывать полностью или не цитировать тексты действующих документов и законов, обозначим основные аспекты, позволяющие истцу претендовать на возмещение (компенсацию) стоимости утерянных или испорченных грузов транспортной компанией.

  1. Необходимость доказывать невиновность лежит на компании-перевозчике. Это значит, что для суда при обращении истца (компании-страхователя груза, отправителя или получателя) перевозчик остается главным ответчиком, только если не докажет обратного.
  2. Снять обязательства по уплате штрафов, возмещений и т.п. суд может только после доказательства компанией-перевозчиком факта, подтверждающего, что ситуация возникла по неустранимым и непреодолимым причинам, независящим от ответчика. К таким фактам могут относиться всевозможные форс-мажоры: наводнения, землетрясения, другие стихийные бедствия, аварии по вине третьих лиц и др.
  3. Для того, чтобы суд признал факт передачи груза под ответственность перевозчика, у обвинителя в обязательном порядке должен иметься документ, подтверждающий переуступку товарно-материальных ценностей. Иными словами, без подписи о том, что перевозчик принял груз под свою ответственность, дело может развалиться как безосновательное.
  4. Подача исков ограничена жесткими сроками — один год с момента обнаружения факта недовоза или порчи (точный момент отсчета регламентируют соответствующие кодексы и уставы, в зависимости от типа транспорта и условий перевозки).

Если говорить о размерах компенсаций, то документами установлены следующие положения:

  • если испорчена часть груза, то перевозчик компенсирует разницу, равную размеру ущерба, то есть сумму уценки товара в результате его порчи. Если же товар нельзя восстановить (полученные дефекты неустранимы), то оплачивается полная стоимость испорченного груза (не всей партии, а только того товара, который восстановить нельзя);
  • в случае утраты компенсируется полная стоимость груза (тех позиций, что были утеряны);
  • если у груза была объявлена фиксированная стоимость, то компенсации производится согласно последней;
  • помимо возмещений по порче или утере груза, перевозчик обязан вернуть стоимость за свои услуги, если они были обозначены отдельной суммой (не входит в стоимость груза).

Порядок действий по истребованию

Часто происходит так, что согласно договору поставки между перевозчиком и грузополучателем (отправителем) прописывается обязательное условие осмотра и проверки товара при его сдаче, а также при его получении. Однако, для ускорения процедур приемки грузополучатели не убеждаются в качестве перевезенного груза и подписывают акт передачи.

Как пропадают грузы в транспортных компаниях

Такое случается сплошь и рядом. А зря. Таким образом, получатель берет на себя всю ответственность, даже если позже выяснится, что груз в процессе транспортировки был поврежден, частично утерян и т.п. Доказать свою правоту скорее всего не получится.

Как же действовать в ситуациях приемки и отправки, чтобы максимально обезопасить себя от неоправданных рисков?

  1. Ввиду того, что возможная компенсация за испорченный или недовезенный товар будет исчисляться в первую очередь из его обозначенной заранее стоимости, для минимизации издержек и необходимости доказывания действительной цены груза необходимо точно и явно указывать его стоимость.
  2. Для того, чтобы ваша сделка с компанией-перевозчиком была официальной, нужно в обязательном порядке заключать договор на оказание услуг со всеми необходимыми разделами и четко, недвусмысленно прописанными процедурами передачи/приемки грузов.
  3. Если груз особо важен и ценен — застрахуйте его перед отправкой.
  4. Груз (товар) должен быть документально передан под ответственность перевозчику (должен существовать подписанный обеими сторонами акт, накладная).
  5. При приеме товар в обязательном порядке осматривается грузополучателем. Акт или накладная о получении товара/груза подписывается только в том случае, если груз не пострадал, пришел без недостачи, в том виде, в котором он был сдан на транспортировку.
  6. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется соответствующий акт, с которым ознакомляется представитель транспортной компании (ответственное лицо). Именно этот документ будет служить основой для последующих действий по получению компенсаций. Для оценки ущерба лучше всего пригласить независимое лицо, например, эксперта из торговой палаты вашего города. К слову, представитель перевозчика может отказаться от подписания акта, тогда документ составляется в одностороннем порядке. В самих сопроводительных документах подпись о приемке ставится только с указанием того, что была обнаружена недостача/повреждение груза, которые детально описаны в акте (никаких стандартных реквизитов для этого не предусмотрено, это может быть короткая запись от руки, например, «Был составлен акт о повреждениях/недостаче №__», если такого поля не предусмотрено в сопроводительных документах).
  7. Спор по сложившейся ситуации по недостаче, порче, опоздании в сроках поставки решается в первую очередь в досудебном порядке между участниками процесса. Для этого грузополучатель (отправитель) составляет письменное требование в сторону компании-перевозчика (это претензия к транспортной компании), в котором обозначает понесенный ущерб и другие обоснованные требования, подлежащие устранению ответственной стороной. Сроки и порядок подачи претензий описываются в соответствующих уставах и кодексах.
  8. Иск подается в арбитражный суд только в том случае, если перевозчик в полном или частичном объеме отказывается от компенсации в пользу пострадавшей стороны.

Дополнительно

Написание претензии перевозчику — обязательный этап. Если вы сразу обратитесь в суд, то можете получить отказ в делопроизводстве. Четко установленного формата претензии нет, она составляется в свободной форме со всеми необходимыми реквизитами, как для любого делового документа.

Стоит отметить, что если стоимость перевозимого груза не была четко указана в договоре, то расчет суммы компенсации при утере или порче будет производиться на основе аналогичных товаров по месту получения. Последнее необходимо доказать документально.

Если же груз при приеме не досматривался (то есть нет возможности доказать, что перевозился конкретный предмет, стоимость которого можно определить), то транспортная компания с большой степенью вероятности выплатит компенсацию из расчета веса (размер компенсации за килограмм может определяться в договоре).

Даже если вы застраховали груз, в случае его утраты можно остаться без компенсации ввиду стечения следующих обстоятельств:

  1. случай утери, порчи не будет определен в договоре страхования;
  2. повреждение груза или его пропажа вызваны независящими от перевозчика причинами.

В этих случаях суд может занять сторону ответчиков. Для подачи правильного судебного иска лучше всего ознакомиться с судебной практикой по ситуациям, схожей с вашей. Тогда вероятность успешного исхода дела будет значительно выше.

Транспортная компания испортила/потеряла груз: что делать

Основной нормативный акт, который регулирует отношения сторон при международных автоперевозках. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. Пределы ответственности перевозчика. Презумпция вины перевозчика.

ответственность перевозчика за утрату груза при международных перевозках

Аннотация

В ходе выполнения международных перевозок грузов часто происходят случаи неисполнения или исполнения не на должном уровне договорных обязательств их участниками. Принимая во внимание актуальность такого вопроса для участников международных перевозок, в нашей статье мы рассмотрим проблему гражданско-правовой ответственности перевозчика при международной перевозке грузов.

Ключевые слова: перевозчик, международная Конвенция, международные перевозки грузов, ответственность, договор.

Основной нормативный акт, который регулирует отношения при международных автоперевозках, выступает Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года . СССР ратифицировал ее в 1983 году , Российская Федерация — участница Конвенции как правопреемница СССР. «Ответственность перевозчика по договору международных перевозок грузов» URL: http://ppt.ru/news/64620

На настоящий момент основной источник правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа считаются международные соглашения. Большинство из них включает все или несколько видов транспорта. К таким относят Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.

Как правило, подобные соглашения отвечают стандартным критериям к перевозочной документации, в них указан порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, перечисляются условия ответственности перевозчика, прописана процедура предъявления к перевозчику претензий. И. Вербицкая. Экономика и жизнь, 28.01.2011- URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/32708.html —

Когда перевозчик несет ответственность за утрату груза при международной перевозке. Буква закона

Пункт 1 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19 мая 1956 г.):

1. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки СПС КонсультантПлюс: Международное право "Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR)" — URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=35210.

Пункт 2 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов:

2. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить Там же.

Пункт 1 ст. 18 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов:

1. На перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 17 Там же.

Стоит подчеркнуть, что статьи Конвенции применимы ко всем договорам международных перевозок грузов, в соответствии с ними место погрузки груза и место его доставки должно находиться на территории разных стран, главное условие, что из них хотя бы одна должна являться ее участницей. То есть может произойти такая ситуация, при которой и отправитель груза и перевозчик — граждане России, но перевозка будет происходить за пределами территории РФ. В таком случае на их отношения будет распространено действие международной Конвенции, а российское законодательство будет возможным применить только в той области, которая не будет противоречить Конвенции. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза» Комментарии к статье 796 ГК РФ — URL: http://кодексы-рф.рф/2012/03/otvetstvennost-perevozchika-za-utratu-nedostachu-i/-

Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" Гражданского кодекса:

1. Перевозчик несет ответственность за то, что был несохранён груз или багаж, произошло это после того, как груз был принят его к перевозке и до того, как он был выдан грузополучателю. Если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли в результате обстоятельств, которым перевозчик не смог противостоять и устранить.

Пределы ответственности перевозчика

международный автоперевозка ответственность перевозчик

Границы ответственности перевозчика прописаны в ст. 23 Конвенции. В соответствии с данной статьёй размер ущерба, который перевозчику необходимо возместить при полной или частичной потере груза, определяется, основываясь на сумме стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке, которая будет определена основываясь на биржевых котировок или рыночной цены, существующей на тот момент.

Но сумма возмещения, которая будет выплачена перевозчиком, не должна быть более 25 золотых франков за килограмм недостающего веса брутто плюс платы за перевозку, таможенных сборов и пошлин, а также прочих расходов, которые были связаны с перевозкой груза.

Ответственности перевозчика ограничивается возмещением реального ущерба. Кроме того, КДПГ содержит специальные правила ограничения размера ответственности перевозчика. Законом приняты дополнительные основания освобождения перевозчиков от ответственности.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы можем заключить, что перевозчик отвечает в случае полной или частичной утраты груза, или его повреждения, которые произошли с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке груза. Конвенция КДПГ устанавливает презумпцию вины перевозчика.

Однако перевозчик освобождается от ответственности, если докажет отсутствие своей вины в отношении предмета претензии вследствие вины заявителя претензии, дефекта, свойственного грузу, или обстоятельств, которые экспедитор не мог избежать или последствий, которые он не мог предотвратить.

Подчеркнём, чтобы при доказательстве вины или невиновности перевозчика не возникло проблем, необходимо подробно и чётко прописывать все возможные и невозможные виды ответственности в договоре перевозки.

Список цитируемой литературы

Cноски

1. СПС КонсультантПлюс: Международное право "Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR)" — URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=35210-

2. Будько Наталья Николаевна «Ответственность сторон при перевозке грузов. Примеры решения споров»- URL: http://www.tg.by/analitik9.php-

3. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза» Комментарии к статье 796 ГК РФ — URL: http://кодексы-рф.рф/2012/03/otvetstvennost-perevozchika-za-utratu-nedostachu-i/-

4. И. Вербицкая. Экономика и жизнь, 28.01.2011- URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/32708.html —

5. «Ответственность перевозчика по договору международных перевозок грузов» URL: http://ppt.ru/news/64620-

Ссылки на источники

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 1999.

3. Дмитриев Г. Международное частное право: учебник. — М., 2006.

4. Садиков О. И. Правовое регулирование международных перевозок М., 1981.

5. Николаев Д.С. Международные транспортные перевозки. — М.: МГИМО-Пресс, 1995.

6. «Международная перевозка грузов. Нормативная база. Морские, Железнодорожные и автомобильные перевозки. Таможенное оформление груза.» , Москв а, 1996 г.

Размещено на stud.wiki

  • Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

    Ответственность за частичное или полное неисполнение договора перевозки. Предельный размер ответственности перевозчика за несохранность груза. Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2015

  • Договор перевозки

    Понятие и сущность договора перевозки груза. Виды перевозок и грузов. Регулирование договора перевозки груза. Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности. Обязанности и ответственность перевозчика и грузоотправителя.

    реферат , добавлен 02.01.2015

  • Правовые основы договора перевозки грузов

    Порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, его правовое значение. Провозная плата и дополнительные сборы. Основания для освобождения перевозчика от ответственности за утрату и повреждение груза.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

  • Правовое обеспечение воздушных перевозок

    Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя. Договор фрахтования (чартер), обязанности сторон. Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на воздушном транспорте. Перевозочные документы, таможенные, паспортные правила.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2013

  • Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

    Обязанность сторон по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке. Ответственность перевозчика за несохранность груза. Оформление доказательств несохранности груза. Предъявление претензий и исков. Заключение договора перевозки.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2013

  • Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте

    Правовое регулирование деятельности транспорта. Организационные меры, направленные на обеспечение безопасности пассажира. Основания ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, ее виды.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2010

  • Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа

    Понятие, предмет и стороны договора перевозки пассажиров и багажа. Права и обязанности сторон этого договора. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки, причинение вреда жизни и здоровью пассажира, утрату, порчу и повреждение багажа.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2012

  • Договор перевозки груза

    Характеристика договора перевозки груза, права и обязанности его сторон, форма и порядок заключения. Документальное оформление перевозки грузов. Перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, предъявление претензий и исков к нему.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2010

  • Ответственность в сфере перевозок

    Ответственность железной дороги за перевозку грузов и его недостачу. Критерии определения пригодности автомашины для перевозки груза, ответственность автопредприятия за порчу и уничтожение вверенного ему груза согласно Гражданского кодекса России.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2010

  • Доставка груза железнодорожным транспортом

    Планирование железнодорожной перевозки груза. Сроки его доставки. Правовые основы взаимоотношений перевозчика с отправителями, получателями груза, владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Составление коммерческого акта. Претензии и иски.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2013