Если контрагент не заплатил НДС

Несмотря на то, что в Налоговом кодексе довольно четко говорится, кто именно – заказчик или исполнитель – платит НДС, а кто формирует отчетность, и в каких случаях можно избежать этой обязанности, условия отдельной сделки могут поменять местами контрагентов и отменить некоторые льготы. Подробности – в нашей публикации.

Налоговый кодекс или договор: что страшней?

В большинстве случаев считается, что НДС при продаже товаров, услуг или работ оплачивает покупатель, а продавец является посредником, который лишь перечисляет необходимую сумму в бюджет, а в налоговые органы – соответствующую отчетность. Исключение составляет случай, когда продавец находится на УСН – тогда он просто не выделяет в счетах НДС.

Однако обязанность заказчика и исполнителя исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость в рамках конкретной сделки регламентирует не только Налоговый кодекс, но и договор. В связи с этим между контрагентами часто возникает много спорных ситуаций. Усложняет ситуацию тот факт, что, выполняя определенные коммерческие операции, продавец, например, должен исчислить НДС несмотря на льготный режим налогообложения.

К примеру, постановлением Арбитражного суда Красноярского края от 29.12.2014 по делу № А33-22157/2014 рассматривается случай, когда нарушение совершили сразу оба участника сделки – заказчик и подрядчик, находящийся на УСН. Последний выставил счет-фактуру, не определив НДС. Тогда заказчик, решив сэкономить, самостоятельно выделил из указанной суммы налог на добавленную стоимость и заплатил меньше. Подрядчик обратился в суд с просьбой взыскать с недобросовестного контрагента долг, мотивируя тем, что в контракте была указана основная цена оказанных услуг без НДС.

Рассмотрев спор, суд указал, что стоимость контракта включает НДС и другие обязательные платежи и расходы исполнителя, возникающие при оказании услуг. Выставление счета-фактуры без выделения НДС противоречит условиям заключенного договора. При вынесении решения суд сослался на пункт 5 статьи 173 НК РФ. В нем говорится, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками, даже освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика – если в счете-фактуре выделена соответствующая сумма. Таким образом, исполнитель обратился в суд, не изучив подписанного контракта и не учел предшествующие этому обстоятельства, чем сам себя наказал.

В то же время, как указано в решении, перечисленные обстоятельства не должны были помешать заказчику оплатить полную стоимость контракта, в том числе НДС. Правомерность исчисления и уплаты налога не входит в его компетенции. Также заказчик не может односторонне снижать цену, указанную в договоре.

Так как не допустить ошибку компании, имея дело с самыми разными контрагентами? Ответ на этот вопрос дают специалисты 1С-WiseAdvice в следующей главе.

Почему налоговое планирование выгодней любительских схем оптимизации налогов?

Чтобы свести к минимуму налоговую нагрузку, вступая в сделки на разных условиях, и при этом избежать претензий от ИФНС, необходимо разработать налоговую стратегию, учитывающую специфику и риски вашего бизнеса. В этом помогут наши специалисты.

Грамотное налоговое планирование предусматривает законные варианты снижения налоговой нагрузки, и зачастую является единственным способом избежать многомиллионных доначислений. Если компания планирует заключить крупную сделку и не хочет испортить отношения с контрагентом и налоговой, то лучше заранее заручиться поддержкой специалистов.

Разработка налоговой стратегии является одной из основных услуг нашей компании. Варианты законных методов снижения налогов мы тщательно прорабатываем с учетом специфики бизнеса клиента. Все предложенные нами варианты – абсолютно законны, клиенту лишь остается взвесить все «за» и «против» и сделать выбор в пользу того, который покажется наиболее привлекательным.

Если вы решите обелить свой бизнес, то наша компания может помочь выбрать наиболее оптимальный вариант для новой организации бизнеса, рассчитать налоговую нагрузку и подготовить налоговую стратегию на будущее. Основным принципом нашей работы является эффективное сопровождение вашего бизнеса. Специалисты 1С-WiseAdvice предотвратят все налоговые, финансовые, репутационные риски для компании.

Кто освобождается от НДС

Если не брать в расчет гипотетические опасности, которые включает каждый отдельный контракт, подписанный с контрагентом, все исключения перечислены в законодательстве. Кроме тех, кто применяет УСН, право не исчислять НДС имеют все, кто назван в статье 145 Налогового кодекса РФ. В их числе организации, чья выручка за три последних месяца не превысила 2 млн, или предприятия, перешедшие на ЕСХН (если объем выручки за год не больше сумм, указанных в статье).

В статье 149 Налогового кодекса приведен полный перечень операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость. В их числе:

  • передача в аренду иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, помещений на территории России. Налоговая льгота имеет силу, если в родных странах арендаторов в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этих иностранных государствах, действует соответствующая норма. Список стран утвержден Приказом МИД РФ №6498, Минфином РФ № 40н от 08.05.2007 (ред. от 15.10.2009).
  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. Их перечень содержится в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 №1042 (ред. от 20.03.2018).

В статье 149 указаны разноотраслевые услуги – образовательные, по медицинскому и социальному обслуживанию, пассажирским перевозкам, ритуальный сервис, клиринг, сделки, связанные с объектами культурного и религиозного наследия и многое другое. Чтобы выяснить наверняка, попадает ли ваш бизнес по действие этой статьи, лучше обратиться к специалисту.

Другие исключения

Согласно ст. 161 НК РФ
В ряде случаев покупатель признается налоговым агентом и обязан самостоятельно исчислить налог в бюджет (ст. 161 НК РФ).

Назовем некоторые из них:

  1. Приобретение товаров или услуг у иностранных фирм, которые ведут бизнес на территории России, но не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае покупатели обязаны перечислить НДС в бюджет независимо от того, «исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС сами» или удержат эту сумму у контрагента, если это прописано в договоре. Но, как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В таком случае НДС придется исчислить и уплатить сверх суммы контракта.
  2. Аренда недвижимости и других активов у муниципальных и государственных структур (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
  3. Покупка сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры (опять-таки если вы не физическое лицо).

В любом случае покупатель может заявить НДС к вычету, если приобретенные товары не предназначены для реализации за пределами страны (письмо Минфина от 25.11.2011 № 03-07-13/01-49).

Если продавец получил продукцию или услуги на безвозмездной основе, то он обязан оплатить НДС из собственных средств (ст. 146 НК РФ).

Важно!

В разработке 1С-WiseAdvice находится новый сервис – Личный кабинет клиента. Он будет оформлен в виде дашборда с индикатором по налоговой нагрузке и отражением суммы НДС к уплате онлайн.

Заказать услугу

Отказ в вычете НДС

Инспекция отказала компании в вычете по НДС. Основанием для отказа послужил вывод налоговиков об отсутствии должной осмотрительности плательщика при выборе своих контрагентов по сделкам. В частности, плательщик не проконтролировал исполнение контрагентами своих налоговых обязательств. В результате этого НДС не поступил в бюджет. Невозможно возместить из бюджета налог, который туда не поступил.

По мнению плательщика, решение инспекции нарушает его права. Заявитель настаивает на том, что контролировать деятельность своих контрагентов и отвечать за их нарушения он не обязан.

Суд отметил, что в вычете может быть отказано при отсутствии реальной хозяйственной операции либо неосмотрительности плательщика в выборе проблемного контрагента. Из материалов дела следовало, что плательщик представил в целях получения вычетов набор всех необходимых документов. Факт выполнения работ был подтвержден и не оспаривался налоговиками. Денежные средства, уплаченные спорным контрагентам, плательщику не возвращались. По мнению заявителя жалобы, он в полной мере проявил осторожность при выборе спорных контрагентов. Так, обществом анализировалась информация из открытых источников об организациях, а также истребовались копии документов, подтверждающих их правоспособность.

Также он установил регулярный мониторинг исполнения контрагентами обязательств перед заказчиками — получателями бюджетных средств. Он отслеживал деловую репутацию своих контрагентов и не мог сомневаться в качестве выполняемых работ. Спорные контрагенты выполняли работы по государственным и муниципальным контрактам. Фиктивного документооборота и бесцельного движения денежных средств не было, а имелись нормальные хозяйственные отношения заявителя с его контрагентами.

Несмотря на все вышеуказанные обстоятельства, кассация решила, что права на вычет предприятие не имеет. Судьи пояснили, что участие спорных контрагентов в многочисленных государственных и муниципальных контрактах свидетельствует лишь о принятии мер для проверки деловой репутации контрагентов. Но данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве достаточного основания для предоставления заявителю права на вычет.

По мнению суда, факт реального выполнения работ и несения плательщиком затрат является лишь достаточным основанием для учета соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль. В данном случае плательщику не был доначислен налог на прибыль. Следовательно, нарушений со стороны инспекции не наблюдается. При этом наличия выполненных работ и понесенных затрат недостаточно для получения вычета.

Материалами дела подтверждалось, что налоговая отчетность представлялась контрагентами плательщика с минимальными суммами налогов. Либо вообще с нулевыми показателями. Документы для проведения встречной проверки по запросу налогового органа указанными контрагентами не были представлены.

Суд напомнил, что НДС относится к косвенным налогам. Соответственно, для предоставления права на налоговые вычеты по нему необходимо, помимо прочего, формирование в бюджете источника для получения права на налоговые вычеты. Иными словами, для того чтобы покупатель смог претендовать на вычет, поставщик должен сначала уплатить НДС в бюджет. В спорном случае этого не произошло. При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в вычете налога.

Решения судов по похожим спорам

Вывод суда сделан без учета норм налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ устанавливает закрытый перечень условий для получения налогового вычета. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет приобретенных товаров и при наличии счетов-фактур. Важен и факт приобретения товаров для операций, облагаемых НДС (ст. 169, 171, 172 НК РФ). О непременной уплате налога в бюджет в данных статьях речи не ведется. При этом налогоплательщики свободны и самостоятельны в своих действиях и не могут отвечать за действия третьих лиц.

Такой подход отражен в постановлениях ФАС Московского округа от 25.10.10 № КА-А40/13657–10 и от 05.03.13 № А41-12501/12. Суд отметил, что Налоговый кодекс РФ не ставит право плательщика на вычет в зависимость от исполнения законных обязательств его контрагентами. В законе не прописана связь получения права на вычет с выполнением обязательства по уплате налога в бюджет со стороны поставщика. Поэтому возложение негативных последствий неисполнения контрагентами своих налоговых обязанностей на плательщика является неправомерным.

Однако и аргументы налоговиков находили поддержку в арбитражной практике. Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.01.09 № 9833/08 указал, что нормы Налогового кодекса РФ предполагают возможность возмещения НДС из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и осуществлении сделок с реальными товарами. Это, в свою очередь, предполагает уплату данного налога в федеральный бюджет. Соответственно, без уплаты налога получить вычет нельзя.

В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Организация приобретала в аэропортах услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от обложения НДС. Несмотря на льготу, поставщик выставлял счета-фактуры с выделенной суммой налога по ставке 18%. Покупатель принимал на их основании сумму НДС к вычету, так как полагал, что все условия для вычета налога, предусмотренные п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, им выполняются.

Однако налоговый орган отказал организации в возмещении НДС. Причиной послужил тот факт, что продавец хоть и выставлял счета-фактуры с НДС, но налог по ним не перечислял в бюджет. Это обнаружили налоговики в ходе налоговой проверки поставщика. Компания решила поинтересоваться у специалистов Минфина России, насколько действия проверяющих правомерны.

По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации налоговые органы абсолютно правильно отказали компании в возмещении НДС. Финансисты указали, что для возмещения компании НДС в бюджете отсутствует необходимый источник. Ведь поставщик не перечислял суммы НДС, указанные им в выставленных покупателю счетах-фактурах.

При этом специалисты финансового ведомства отметили, что у компании-покупателя есть право обратиться к своему поставщику и потребовать от него вернуть необоснованно перечисленные ему суммы в качестве неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование указанными денежными средствами. Такой подход полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 05.10.2015 № 305-КГ15-10553.

Остается только надеяться на порядочность контрагентов. Ведь при благоприятном развитии событий чиновники и суды не возражают против принятия к вычету НДС, который поставщик выставил по необлагаемым операциям. Такая позиция содержится в письмах ФНС России от 25.03.2016 № СД-4-3/5153, Минфина России от 24.11.2014 № 03-07-15/59623, постановлениях АС Северо-Западного округа от 12.05.2015 № А05-8961/2014, ФАС Поволжского округа от 18.11.2013 № А65-2272/2013.

Решение зависит от того, кто из налоговиков снимает вычет

Налоговиков, снимающих вычеты, условно можно разделить на две большие группы. И от того, из какой группы инспектор решит снять вычет, зависит порядок дальнейших действий компании.

Если ИФНС предлагает убрать вычет по НДС на комиссии по легализации налоговой базы, то происходит это зачастую из-за прямых указаний, поступивших из налогового управления. И управление ждет отчет о выполнении. Уже по этой причине рекомендации инспекторов убрать по-хорошему все, что превышает предельный уровень допустимых вычетов, будут, мягко говоря, настойчивыми.

Разумеется, инспекторы могут допустить ошибки в определении правильного лимита – в этом случае имеет смысл им возразить. В этих и других спорных ситуациях мы оказываем всестороннюю экспертную поддержку во взаимоотношениях с ИФНС, помогаем подготовиться к налоговой комиссии и в целом до конца отстаиваем позицию нашего клиента.

  • увеличения НДС к вычету;
  • снижения налоговой нагрузки.

Какую бы длинную цепочку контрагентов ни гарантировали торговцы НДС (селлеры), в итоге налоговая предлагает самостоятельно убрать вычеты по НДС в связи с тем, что:

  • прямой контрагент не заплатил НДС;
  • контрагент 2‐го и последующих звеньев не заплатил НДС.

Очевидно, что, чем короче цепочка, тем быстрее придет требование или уведомление от налоговиков. Но в любом случае сотрудники ФНС имеют все технические возможности для самого глубокого раскручивания цепочки.

  • проигнорировал необходимость представления налоговой декларации по НДС;
  • не оплатил НДС в бюджет.
  • готовят подробные и аргументированные ответы;
  • формируют пакет документов (при необходимости).

Как убрать НДС к вычету

С переносом НДС на последующие кварталы обычно проблем не бывает, если бухгалтер учел некоторые правила:

  1. Ограничение по сроку
    Декларацию, в которую перенесен вычет, надо подать не позднее 3 лет с окончания квартала, в котором возникло право на вычет НДС.
  2. Синхронизация с Книгой покупок
    Приложение к декларации по НДС с реестром счетов-фактур, дающих право на вычет, должно быть сформировано на основании Книги покупок. Соответственно, зарегистрировать счет-фактуру с НДС к вычету, перенесенным на более поздние периоды, необходимо в периоде фактического заявления вычета, а не сразу после его получения.

Если НДС к вычету убран самими налоговиками и компания не планирует отстаивать свои права в суде, то необходимо:

  • сторнировать ранее примененный вычет (отразить его сумму с минусом проводкой Д 68.2 К 19);
  • списать сумму со счета 19 на счет 91.2 (взамен проводки по начислению НДС (Д 91.2 К 68.2).

Если сняли вычет по НДС, нужно ли его убирать из расходов прибыли?

Перенос вычета НДС не означает, что нельзя отражать в налоговом учете затраты, на которые начислен входной НДС. Тем более, если такие расходы – косвенные и должны быть сразу учтены при расчете базы по налогу на прибыль.

  • перенос вычета по НДС с целью соблюдения лимитов;
  • отсутствие у налогоплательщика права сдвигать расходы в налоговом учете на будущее по собственному желанию.

Как правило, такие объяснения налоговики принимают положительно.

Важно!

В пределах одного календарного года перенос расходов с одного месяца (даже в разных кварталах) на другой не грозит штрафами.

Действующий порядок корректировки декларации по налогу на прибыль также не допускает переноса расходов на более позднее время по своему желанию. В налоговом учете, на основании которого компании рассчитывают налогооблагаемую прибыль, можно лишь исправлять ошибки, учитывая в текущем периоде забытые расходы прошлых лет.

Однако к убыточным периодам такой порядок не применяется. Так что расходы нужно отражать даже тогда, когда у компании нет доходов.

Верховный Суд РФ в определении от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 подтвердил, что если организация доказала факт приобретения товаров, то налоговики не вправе отказать ей в вычете НДС даже в том случае, если ее контрагент (поставщик) имеет признаки фирмы-однодневки и не платит в бюджет НДС.

Предмет спора: организации отказали в вычете по НДС по причине неуплаты ее контрагентом НДС и непроявления должной осмотрительности при заключении договора поставки. Суды нижестоящих инстанций признали отказ в вычете законным. При этом суды исходили из того, что контрагент организации не мог исполнить заключенный договор, имел признаки однодневки и не заплатил в бюджет НДС. Организация оспорила данные судебные решения в Верховном Суде РФ.

За что спорили: 14 423 367 рублей.

Кто выиграл: организация.

Верховный Суд РФ установил, что основной причиной отказа в вычете НДС послужило то, что поставщик организации не уплатил в бюджет НДС. Тем самым в бюджете не был сформирован источник для возмещения налога. Вместе с тем данный факт сам по себе не является достаточным основанием для отказа в вычете.

Исполнение обязанности по уплате налогов не предполагает возложения на налогоплательщика ответственности за действия всех его контрагентов по совершаемым сделкам. Право на вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц.

Отказ в праве на вычет «входящего» НДС при неуплате налога контрагентами возможен только в тех случаях, когда ИФНС докажет, что организация-покупатель имела умысел на уклонение от налогообложения и незаконное возмещение налога.

Один лишь факт отсутствия экономического источника вычета налога не может быть достаточным, чтобы считать применение вычетов покупателем неправомерным.

Лишение права на вычет НДС налогоплательщика-покупателя, который не преследовал цель уклонения от налогообложения, означало бы применение мер ответственности за неуплату налогов, допущенную иными лицами.

Также претензии налоговиков и нижестоящих судов вызвало и то, что контрагент организации имел признаки фирмы-однодневки и не мог исполнить заключенную сделку по поставке продукции. Так, у контрагента не было работников и транспортных средств.

Однако организация доказала, что при выборе контрагента она проявила осмотрительность. Ее контрагент выступал в качестве реального субъекта экономической деятельности. У него имелся склад, а также он нес издержки по оплате транспортных услуг различных экспедиторских организаций и затраты на аренду помещения.

Генеральный директор контрагента при допросе в качестве свидетеля также подтвердил осуществление деятельности возглавляемой им организацией. Сделка была исполнена с привлечением третьих лиц (экспедиторов).

Организация доказала факт реального приобретения продукции. Приобретенный у контрагента товар был полностью оплачен, оприходован и использован при осуществлении производственной деятельности.

В связи с этим ВС РФ признал отказ в вычете НДС необоснованным, отменил ранее принятые решения судов и направил дело на новое рассмотрение.

Очень часто на практике бывают случаи, когда налоговая отказывает в возврате НДС, мотивируя тем, что «ваш контрагент по вам не отчитался», стараясь при этом доказать фиктивность сделки. Процедура обжалования долгая, придется около полугода бороться с желанием «подорвать налоговую» — ибо досудебную процедуру никто, к сожалению, не отменял.

В нашем случае, налоговики в итоге пошли «на попятную», вернули нам НДС. А мы до кучи подали потом исковое заявление в суд, доказав, что «налоговая умышленно тянула» — в итоге по суду еще получили проценты «за незаконное пользование инспекцией нашими деньгами». Главное – запастись терпением и все получится.

Сыр-бор разгорелся из-за приобретенного нами оборудования. Контрагент не отчитался, по мнению налоговой, имеет признаки однодневки и т.д. То, что «несуществующий» товар «несуществующей» фирмы доставлялся реально действующей по всей стране организацией «Деловые Линии» — налоговики предпочли «не заметить».

Итак, по порядку:

1. По окончании трехмесячного срока камеральной проверки, нам был выдан акт камеральной проверки с «отказать» и «привлечь к ответственности за налоговое правонарушение». Основная мотивация отказа – контакт с однодневной. Своими словами цензурно описать это не получится (все задатки воспитания куда-то подевались), поэтому выкладываю перлы налоговой в, так сказать, первозданном виде:

«Таким образом, проведенными мероприятиями налогового контроля установлено, что деятельность ООО «…..» создана схема получения необоснованной налоговой выгоды в отношении сделок купли-продажи товаров путем создания фиктивного документооборота в целях незаконного получения НДС из бюджета. Примеренный обществом механизм гражданско-правовых отношений создает лишь видимость движения товара без экономической выгоды и реальной уплаты НДС в бюджет, что свидетельствует о недобросовестном характере действий налогоплательщика, направленных исключительно на возмещение из бюджета сумм НДС»

2. Нами, естественно, составляются – Возражения на акт (в «обслуживающую нас налоговую») и жалоба (в вышестоящую) – вспоминая все их прегрешения, включая тот самый осмотр без понятых – до кучи, чтобы лишний раз «укусить» их). Привожу пример, как это оформляла я:

«В противном случае мы будем решать вопрос о правомерности действий сотрудников ИФНС и сумме НДС, подлежащей возмещению из бюджета, в судебном порядке, где также налоговые органы будут нести ответственность за убытки, причиненные нам как налогоплательщику (статья 35 НК РФ, статья 12 Закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» и др.)»

То есть, разбиваем их идею о том, что «мы обязаны отслеживать отчетность контрагента» в пух и прах;

3. Налоговая, естественно, не остается в долгу, и строчит нам очередной свой бред – вынося решение «Отказать» и вышестоящая нам отписывается «сам дурак»:

Но, мы то терпеливые, и у нас есть цель!

4. Пишем тот же самый текст жалобы, но уже не акт камеральной проверки, а нарешение – мы, особо не утруждаясь, скопировали старый, поменяв только реквизиты документа, который обжалуем;

5. Ждем-с;

6. Налоговики выносят решение о проведении «Дополнительных мероприятий налогового контроля» (кто бы сомневался в их желании «затянуть процесс» — на кону их премия)

Навроде как – допросы не провели (непонятно, что им мешало это сделать раньше), документы не запросили;

7. Пишем возражения (и жалобу, соответственно) на ляпы при проведении данных дополнительных мероприятий (перед этим запросив оператора ТКС о том, какие документы налоговая нам направляла в соответствующий период – дабы избежать «Мы отправили, а вы проигнорировали»). Не забывая постоянно долбить налоговиков на тему, что «транспортировка груза подтверждена документально, а вы это игнорите»

8. Сразу скажу, ничего путного налоговики по существу жалобы не ответили (что сыграло нам на руку в суде), но! Решение о возврате НДСбыло вынесено, деньги нам вернули;

9. Далее – мы подаем в суд на налоговиков – о возмещении убытков, возникших по вине действий налоговиков (в том числе, и про упущенную выгоду не забыли) и о возврате процентов за незаконное несвоевременное возмещение нам НДС из бюджета.

Как ни странно, решение суд вынес в нашу пользу и налоговая даже не стала обжаловать данное решение суда. Так что шестимесячный курс мы прошли успешно – деньги нам перечислили.

Подводя итог, опять повторюсь и скажу, что победить налоговую куда проще, чем кажется, даже если вас обвиняют в порочащих связях с однодневкой. И один из способов – это ударить их же оружием – бюрократией в виде большого количества «писанины» и жалоб.

Главная → Статьи → Как проверить контрагента является ли он плательщиком НДС

Организации необходимы сведения о том, что контрагенты являются плательщиками НДС с целью минимизации налоговых рисков при принятии к вычету сумм НДС. Каким образом организация может ознакомиться с единым государственным реестром налогоплательщиков при выборе контрагента? Все ли организации, обязанные уплачивать НДС, в него включены?

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Организация имеет право на вычет «входного” НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
– приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
– товары (работы, услуги) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
– имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Из перечисленных норм НК РФ следует, что налоговое законодательство не связывает возможность возникновения у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС с добросовестностью контрагентов налогоплательщика.

В п. 2 определения КС РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53) разъяснил, что при разрешении налоговых споров суды должны исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

При этом в п. 10 Постановления № 53 отмечено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Суды считают, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/1783-10).

Налогоплательщик, вступая с контрагентом в гражданско-правовые отношения, должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 № 11АП-8694/12, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

Минфин России в письмах от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, отметил, что об осмотрительности и осторожности налогоплательщика могут свидетельствовать предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента меры, такие как:
– получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
– получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
– использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Как показывает судебная практика, запрос у контрагента копий свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам, копий лицензий на ведение определенных видов деятельности, в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС Поволжского округа от 15.03.2011 по делу № А65-15788/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2011 № Ф01-4843/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 № Ф04-1545/2008(1778-А46-14), от 29.03.2011 по делу № А27-9150/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/16553-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2008 № А33-5672/2008 и др.).

При этом суды отмечают, что у налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми и правоохранительными органами (вызвать и получить объяснения у физического лица, провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию об уплате контрагентом налогов, их размере и прочее, в том числе из-за ограничения распространения такой информации, представляющей налоговую тайну). Налогоплательщики не должны и не вправе заниматься контролем за деятельностью других лиц (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 12АП-3331/15).

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Этим же приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу, далее – Общедоступные критерии), которыми налогоплательщик может воспользоваться для оценки благонадежности контрагента. В частности, налогоплательщикам рекомендовано проверять контрагентов на предмет их возможного отнесения к лицам, ведущим деятельность с высоким налоговым риском. Если налогоплательщик может документально подтвердить, что полученные им сведения не позволяют отнести контрагента к указанной категории лиц, это может свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности при заключении договора.

Контролирующие органы также обращают внимание, что, хотя налогоплательщику следует убедиться в том, что сведения о его контрагенте внесены в ЕГРЮЛ, наличие одной лишь выписки из ЕГРЮЛ не является достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Не гарантирует проявление должной осмотрительности и запрос у контрагента копий налоговой отчетности, так как она еще должна пройти налоговую проверку. Поэтому налогоплательщикам при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”, который входит в Общедоступные критерии (письмо ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, информация ФНС России от 15.10.2008 «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”).

Выписка из ЕГРЮЛ – это документ, содержащий в себе общедоступные сведения о юридическом лице, полученные из указанного реестра. В частности, в выписке из ЕГРЮЛ отражаются сведения о полном наименовании юридического лица; о его учредителях; об участниках общества и размерах их долей; о руководителе; сведения об уставном капитале; адрес (место нахождения) юридического лица; телефонный номер, факс (при наличии); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН); сведения о видах экономической деятельности (коды статистики ОКВЭД) и др. (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ), п. 70 приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”).

В п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечено, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В то же время из сведений, указываемых в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), нельзя установить, является ли контрагент плательщиком того или иного налога, в том числе НДС, так как такие данные не содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Узнать, является ли контрагент плательщиком НДС, можно, например, из письма, представленного этим контрагентом на запрос организации.

Заметим, что нам не удалось найти каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра налогоплательщиков НДС, а также порядок представления сведений из такого реестра.

При этом на ФНС РФ возложена обязанность вести единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Порядок ведения, а также состав сведений, содержащихся в указанном реестре, определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ).

Реестр содержит все сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ, а также сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

Исключение составляют сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
– разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
– об ИНН;
– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
– о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

Иную информацию о налогоплательщиках налоговые органы предоставлять не вправе.

В связи с этим объем сведений, который может быть предоставлен из ЕГРН, напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Так, получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя.

Заметим, что пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому сведения о применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов перестали быть налоговой тайной, вступил в силу только с 01.01.2014 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Порядок предоставления выписок из ЕГРН в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами ведения ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (далее – Правила).

Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 116н утверждён новый порядок ведения ЕГРН, но он пока еще не действует. Вступление его в силу ожидается только после признания утратившими силу действующих Правил (п. 2 названного Приказа).

Обязанность по предоставлению выписок из ЕГРН возложена на налоговые органы (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде:
– выписки из реестра;
– выписки об отсутствии запрашиваемых сведений (п. 12 Правил).

Формы выписок утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-14/153@. Ранее они составлялись в произвольной форме.

Выписка из ЕГРН предоставляется заинтересованному лицу на основании соответствующего запроса, составленного в произвольной форме (п. 12 Правил).

При этом на основании п. 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н (далее – Регламент, должен вступить в силу после признания утратившими силу Правил (п. 2 названного приказа)), в запросе необходимо указать сведения:
1) о заявителе. Для организаций – это наименование организации, ОГРН, ИНН и КПП;
2) о запрашиваемом лице – наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, адрес места жительства физического лица, ИНН);
3) о способе получения выписки (лично, по почте, в электронной форме).

Полагаем, что указанные сведения могут быть включены в произвольную форму запроса и до момента вступления в силу Регламента.

Согласно п. 24 Регламента запрос может быть представлен:

1) на бумажном носителе лично (или через представителя):
– в налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заявителя или лица, о котором запрашиваются сведения;
– либо через многофункциональный центр.

Запрос может быть направлен в налоговый орган и по почте;

2) в электронной форме – с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы, через личный кабинет налогоплательщика или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в уполномоченную организацию, через которую предоставляется государственная услуга в электронной форме.

Заметим, что на данный момент, согласно п. 12 Правил порядок получения пользователями сведений, содержащихся в реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом. Поэтому организации необходимо выяснить порядок направления запроса, а также получения выписки из ЕГРН в налоговом органе по месту своего учета.

Сведения, запрашиваемые лицами в отношении себя, предоставляются бесплатно (п. 13 Правил). Срок предоставления выписки – не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.

Предоставление выписки в отношении иных лиц осуществляется на платной основе. Размер платы в этом случае составляет:
– 100 рублей – за сведения об ИНН и КПП. Срок предоставления такой выписки также не должен превышать 5 рабочих дней;
– 200 рублей – за срочную выдачу указанной информации. В этом случае выписка должна быть предоставлена заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 15 Правил).

Документ, подтверждающий оплату, представляется в налоговый орган одновременно с запросом (п. 14 Правил).

Учитывая изложенное, полагаем, что организация может воспользоваться своим правом на запрос выписки из ЕГРН по контрагентам, в отношении которых возникают сомнения. В запросе необходимо указать, что среди иных запрашиваемых сведений организации необходимы данные о применении контрагентом специальных режимов налогообложения, поскольку с 2014 года такие сведения не являются налоговой тайной (дополнительно смотрите п. 18 Регламента). Полагаем, что стоимость услуги по выдаче такой выписки, если она не требуется срочно, будет составлять 100 руб. Однако предлагаем организации все же предварительно уточнить этот вопрос в налоговом органе.

Если контрагент применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или же патентную систему налогообложения (применяют индивидуальные предприниматели), то такие контрагенты не признаются плательщиками НДС (п.п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ