ЕСХН налог

Для тех компании и предпринимателей, которые выбрали в качестве основной своей деятельности сельскохозяйственное производство, законодательством РФ предусмотрен специальный Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Единый сельхоз налог: кто может его применять

По закону, применять сельскохозяйственный налог могут ИП и организации, которые занимаются выполнением сельскохозяйственных работ, изготовлением, переработкой и продажей с/х продукции. К сельхозпродукции в данном случае относится продукция сельского и лесного хозяйства, растениеводство, животноводство. Сюда же включается деятельность по промышленному выращиванию и размножению рыб и других биологических ресурсов, как морских, так и речных, прудовых.

Как перейти на сельскохозяйственный налог: требования закона

Перейти на сельскохозяйственный налог не трудно: это происходит на основе добровольного волеизъявления. Для этого достаточно подать в налоговую службу уведомление заданного образца (Форма 26.1-1).

Сделать это можно как в момент постановки предприятия или ИП на государственный налоговый учет, так и в процессе дальнейшей работы. Важным условием является то, что перейти на ЕСХВ с другого налогового режима бизнесмены смогут только с начала следующего календарного года.

История. До 2013 года переход на ЕСХН носил заявительный характер, то есть после обращения предпринимателя или организации в налоговую службу с желанием применять ЕСХН, специалисты налоговой некоторое время рассматривали заявление и по результатам рассмотрения выносили решении о том, имеет ли право тот или иной заявитель применять сельскохозяйственный налог.

Размер налоговой ставки на ЕСХН

ИП и организации, применяющие с/х налог, используют ставку в 6% от дохода, уменьшенного на затраты, произведенные в рамках сельскохозяйственной коммерческой деятельности. Все расходы для снижения налогооблагаемой базы нужно подтверждать документально (чеками, квитанциями, договорами и т.д.).

Условия применения ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог, как и почти все другие виды налогов, требует соблюдения ряда параметров. В частности:

  • для того, чтобы право на использование ЕСХВ не было утрачено, нужно, чтобы доля прибыли от вышеуказанной деятельности составляла не менее 70 % от общего дохода предприятия или ИП. Если в каком-либо периоде прибыль от сельскохозяйственных работ отсутствует, налоговая служба может отказать в применении сельхоз налога;
  • если предприятие или ИП заняты в рыбном хозяйствовании, то они должны соответствовать следующим условиям:
    • доля дохода от рыбного промысла, выращивания, доращивания, размножения рыб и реализации рыбной продукции должна быть не меньше 70% от общего объема прибыли;
    • рыболовная деятельность должна осуществляться только на тех судах, которые принадлежат организации или ИП по договорам фрехтования или на правах собственности;
    • численность наемного персонала должна быть не выше 300 человек.

Когда нельзя использовать ЕСХН

Для ЕСХН предусмотрены некоторые ограничения, обозначенные в Налоговом кодексе РФ. В частности, единым сельхоз налогом не могут пользоваться:

  • ИП и организации, которые производят подакцизные товары и при этом заняты в игорном бизнесе;
  • предприятия и ИП не производящие сельскохозяйственную продукцию, а делающие только ее переработку (первичную и последующую).

Помимо этих двух пунктов, применять ЕСХН не имеют права автономные, государственные и бюджетные учреждения.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Применение единого сельскохозяйственного налога имеет свои плюсы:

  • юридические лица освобождаются от уплаты целого ряда налогов, в т.ч. НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.д.;
  • индивидуальные предприниматели на ЕСХН могут не платить НДФЛ (но только в тех случаях, когда нет доходов, подходящих под обложение по специальным ставкам) и налог на имущество физических лиц по тому имуществу, которое используется для коммерческой деятельности;
  • возможность совмещения ЕСХН с другими налоговыми режимами: ЕНВД (для юридических лиц) и ЕНВД и ПНС (для ИП). При совмещении налоговых систем нужно вести по ним раздельный бухгалтерский и налоговый учет;
  • отсутствие необходимости выплаты минимального налога при убытках, а также возможность перенесения допущенных убытков на будущие налоговые периоды;
  • переход на ЕСХН носит уведомительный характер.

Кроме того, важнейшей положительной стороной ЕСХН является простое ведение учета и отчетности, а также двухразовая оплата налога по результатам годового налогового периода (в середине и конце года) и единоразовая сдача отчетности.

Одновременно с этим есть у сельхозналога и некоторые минусы:

  • доля доходности от деятельности, связанной с сельскохозяйственными работами, должна быть не ниже 70% от общего объема прибыли;
  • список расходов, которые могут снизить налоговую базу меньше, чем на общей системе налогообложения;
  • кассовый метод признания доходов;
  • отсутствие возможности делать вычет НДС с приобретаемых товаров, что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат.

Сроки оплаты ЕСХН

Оплачивать сельскохозяйственный налог необходимо дважды в год:

  1. не позже 25 июля по итогам первого отчетного периода (полугодия) – здесь надо выплачивать авансовый платеж;
  2. не позже 31 марта следующего за отчетным года, по итогам годового налогового периода – с учетом произведенного ранее авансового платежа.

Отчетность по сельскохозяйственному налогу

ИП и организации, применяющие ЕСХН, должны сдавать налоговую декларацию единожды в год. Предприятия должны предоставлять ее в налоговые органы не позднее 31 марта. Индивидуальные предприниматели — до конца апреля. Если коммерческая деятельность, подпадающая под данный налог, прекращается в середине года, то декларацию надо подавать в следующем месяце до 25 числа включительно.

Налоговый учет при сельскохозяйственной налоге: основные правила

При ЕСХН индивидуальные предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР) по строго утвержденной форме. Главными принципами при ее ведении являются:

  • необходимость подтверждения доходов кассовым методом;
  • необходимость подтверждения расходов. Список расходов, которые могут служить основанием для уменьшения налогоисчисляемой базы, подробно прописан в НК РФ.

Внимание! На ЕСХН убытки, понесенные в прошлых налоговых периодах, могут быть перенесены на будущие периоды, но не далее чем на 10 лет вперед и только в той последовательности, в которой они были получены.

Юридические лица, находящиеся на ЕСХН, для правильного ведения налогового учета обязательно должны пользоваться бухгалтерским учетом.

Статья опубликована в №75 (ноябрь) 2019
Разделы: Сельское хозяйство
Размещена 11.11.2019. Последняя правка: 10.11.2019.
Просмотров — 1222

Шурукова Мария Александровна

Самарский Государственный Экономический Университет

студент
Малышева Дарья Дмитриевна, студент 2 курса Самарский государственный экономический университет. Научный руководитель: Черноусова Ксения Сергеевна, Доцент, Самарский государственный экономический университет

Аннотация: Данная статья посвящена анализу, исследованию, а также выявлению систем и особенностей налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Актуальность статьи заключается в том, что сельское хозяйство значится одной из основных сфер экономики и от формы налогообложения её деятельности зависит насыщенность рынка продукцией сельского хозяйства, процветание страны, поэтому для данного сектора предусмотрены как общие, так и особые, привилегированные, отличающиеся от других, системы налогообложения для финансовой поддержки и налогового стимулирования. Поэтому это важнейшая сторона, требующая изучения. В статье представлены виды систем, детализированная и обобщенная (в таблице) характеристики общей, специальной и упрощенной систем налогообложения.
Abstract: This article is devoted to the analysis, research, as well as the identification of systems and features of taxation of peasant (farmer) farms (peasant farms). The relevance of the article lies in the fact that agriculture is one of the main areas of the economy and the saturation of the market with agricultural products and the country’s prosperity depend on the taxation of the forms of its organizational activity; therefore, this sector has special, privileged tax systems for financial support and tax incentives. So this is the most important side that needs to be studied. The article presents the types of systems, detailed and generalized (in the table) characteristics of the general, special and simplified tax systems.
Ключевые слова: сельское хозяйство; КФХ; налог; налогообложение; общая система налогообложения; специальная система налогообложения; упрощенная система налогообложения Keywords: agriculture; peasant farms; tax; taxation; general taxation system; special taxation system; simplified taxation system

УДК 5995

Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики РФ, которая является отражением развития в целом всего государства, так как удовлетворение первичных (базовых) потребностей населения – приоритетная задача любой страны. Основное назначение сельского хозяйства – обеспечить население продуктами питания, легкую и пищевую промышленности – сырьем, в целом же для экономики государства – обеспечить поступление денежных средств в бюджет. По данным американского финансово-экономического журнала «Forbes” в 2018 году доходы России от продажи зерновых культур составили $10,5 млрд., что превосходит показатель 2017 года на $3млрд.

Россия имеет огромный потенциал не только для обеспечения продуктами питания своих граждан, но и для экспорта. По данным в 2018 году объем экспорта сельскохозяйственной продукции достиг 25 млрд. долларов. Если в 2000 году на экспорт шло 1,5 млн.т. зерна, то в 2018 году – 55 млн. т., причем в 2018 году был установлен рекорд по экспорту пшеницы,44 млн.т., что на 0,1 млн. т. превосходит экспорт главной страны- эскпортера пшеницы США в 1981 году. Однако сегодня многие отрасли с/х испытывают проблемы, из-за того что это единственная отрасль материального производства, которая зависит от погодных условий, а так же из-за недостатка финансирования. Правительство обратило внимание на процессы, происходящие в сельском хозяйстве, и прикладывает усилия к решению данных проблем, поэтому в Российской Федерации выработан курс на поддержку сельского хозяйства. Государство выделяет огромные суммы на его развитие. Из федерального бюджета в рамках реализации государственных программ на 2008-2012 гг. и 2013-2020 гг. выделяются субсидии в размере около 200 млрд. руб. (0,3% ВВП). Однако из-за ряда причин (вступление России в ВТО; недостаточное субсидирование для достижения уровня рентабельности в 25% необходимого для расширения воспроизводства (Решение Комитета по аграрным вопросам №38 от 22.11.2013.)) приходится искать новые способы финансовой поддержки аграрного сектора . Ключевыми являются механизмы налогового стимулирования.

Целью нашей статьи является изучение особенностей налогообложения крестьянских ( фермерских) хозяйств.

Задачи – исследование использования общей, специальной и упрощенной систем налогообложения применительно к КФХ; анализ их особенностей, а так же положительных и отрицательных черт.

К методам, используемым в статье, относятся: логический и статистический анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что она написана с учетом изменений в налоговом законодательстве, принятым в 2019 году.

Одной из форм организации деятельности в сфере сельского хозяйства является крестьянское (фермерское) хозяйство. КФХ — это вид предпринимательской деятельности, как отдельного человека, так и группы лиц, направленный на извлечение прибыли из создания, реализации товаров сельского хозяйства. Так же определение КФХ дается в федеральном законе от 11.06.2003г. №74-ФЗ

В соответствии с НК РФ малые предприятия имеют право сами выбирать режим уплаты налогов в бюджет. Фермерские хозяйства имеют широкий выбор системы налогообложения, который они могут выбрать исходя из особенностей своей деятельности.

Если КФХ по каким-либо причинам при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них автоматически действует общая система. Далее в течение месяца (30 дней) можно написать заявление о переводе на другую систему налогообложения, по истечению указанного срокапереход возможно будет осуществить только на следующий год.

При общей системе налогообложения КФХ уплачивают в бюджет НДФЛ(13%), НДС( 10 или 20%), а так же земельный и транспортный, имущественный налоги, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС. В первые пять лет после открытия фермерские хозяйства освобождаются от уплаты НДФЛ. Так же всоответствии со статьей 284.1.3 для некоторых КФХ налог на прибыль может иметь ставку 0%. Крестьянские хозяйства могут использовать общую систему в целях приумножения и сохранения заказчиков своей продукции, так как большинство из них работает по ОСН и для них важно покупать продукцию с НДС для получения вычета по нему.

При упрощенной системе налогообложения те фермерские хозяйства, которые имеют небольшие расходы, предпочитают уплачивать 6% с доходов, в свою очередь те, у кого расходы большие используют «доходы минус расходы”, когда налогом в 15% облагается полученная прибыль. По решению органов субъектов РФ данные ставки могу снижаться с 6% до 1% для первого случая и с 15% до 5% для второго. При данной системе КФХ ведут упрощенный бухгалтерский учет по книге учета доходов и расходов и предоставляют данные в налоговые службы один раз за год, не позднее 30 апреля. Налог уплачивается каждый квартал, первые три — не позднее 25 числа и последний – итоговый — не позднее 30 апреля. КФХ могут использовать данную систему только до тех пор, пока сумма их доходов отчетного периода не превысит 150 млн.руб.

Специальные системы налогообложения.

В отношении фермерских хозяйств ЕНВД не применяется.

ПСН

Главы КФХ могут применять ПСН только в отношении таких видов деятельности, как:

— производство молочной продукции;

— оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке и выпасу скота;

— производств кожи и изделий из кожи

— производство плодово-ягодных растений для посадки;

— производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

— выращивание рассады;

— оказание услуг, связанных со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

— сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей (ст. 346.43 НК РФ).

При данной системе налогообложения КФХ освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН; при ввозе на территорию РФ и территории под ее юрисдикцией товаров, а также при совершении действий, указанных в статье 174.1 НК РФ) .

ЕСХН

1 января 2002 года ФЗ от 29.12.2001г.№187-ФЗ на территории РФ начал действовать единый сельскохозяйственный налог. Фермерские хозяйства вправе использовать ЕСНХ, если:

— доход от продаж собственной продукции составляет не менее 70%.

— среднегодовая численность сотрудников не превышает 300 человек и доход от реализации в соотношении к общей выручке не менее 70% (для ИП и рыбохозяйственных организаций).

Для этого КФХ должны предоставить в налоговую службу установленной формы заявление о намерении применения ЕСХН по своему местонахождению (жительству). Это можно сделать в течение месяца после регистрации, либо до 31 декабря. Переход фермерских хозяйств на данный налог освобождает их от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и НДФЛ для ИП, до 2019 г. НДС(кроме случаев осуществления импортных операций), налога на имущество.

С 1 января 2019 года КФХ , применяющие ЕСХН, обязаны платить НДС. Однако законодательство предусматривает 2 варианта . Первый, уплата только ЕСХН. Второй, ЕСХН совместно с НДС. Выбор зависит от выручки. Сельхозпроизводители могут воспользоваться первым вариантом, если переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году, а так же если сумма доходов в 2018 году не превысила в совокупности 100 млн. руб . В последующие годы сумма будет снижаться и к 2022 году составит 60 млн.руб. Первый вариант будет выгоден для небольших КФХ , так как уплата НДС- тяжёлое бремя для них , потому что они редко сотрудничают с крупными фирмами , уплачивающими НДС. Второй вариант предпочтителен крупным сельхозпроизводителям, так как у них появляется возможность получить вычет «входного» НДС.

Так же обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация сельскохозяйственной продукции. Ее переработка не является условием перехода на ЕСХН.

Налоговая ставка составляет 6%.

При регистрации КФХ один из его членов определяется в качестве главы и регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Так как статус ИП получает только глава КФХ, в отличие от остальных его членов, то он один является плательщиком ЕСХН. Глава КФХ определяет налоговую базу не по полученному лично им доходу и произведенных расходов, а на основании деятельности всего коллектива фермерского хозяйства. Всем предпринимателям, перешедшим на уплату ЕСХН, необходимо вести учетную книгу (КУДиР). В налоговые органы до 31 марта необходимо предоставлять всю отчетность. Авансовый платеж– до 25 июля, а полная уплата ЕСХН до 31 марта следующего календарного года.

Таблица 1. Сравнительная таблица режимов налогообложения КФХ

Особенности

Уплачиваемые налоги

Плюсы

Минусы

Общая система налогообложения

Действует автоматически — т.е. если КФХ при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них действует общая система.

НДФЛ, НДС, земельный, транспортный, имущественный налоги + взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС.

— Возможность привлечения новых покупателей и заказчиков продукции, для которых важны партнеры, уплачивающие НДС для получения вычет по нему (все крупные предприятия работают на ОСН).

— НДФЛ уплачивается только на 6-ой год деятельности.

-Высокая налоговая нагрузка.

Дополнительные затраты на оплату деятельности опытного бухгалтера, способного вести налоговую отчетность.

-Строгая отчетность (необходимость подтверждения сделок от контрагентов).

Упрощенная система налогообложения

УСП нельзя применить если:

-среднесписочная численность работников не более 100 человек;

-годовая выручка не превышает 120 млн. руб.

6% с дохода или 15% с дохода минус расходы (налогом 15% облагается прибыль)

— Налогоплательщики платят один налог + социальные выплаты, что облегчает налогообложение.

-Упрощенное ведение отчетности (всего одна декларация)

-Ненужность доказывать обоснованность и правильность документального оформления расходов.

-ограниченность в привлечении покупателей и заказчиков, из-за неуплаты НДС.

-При УСН «доходы-расходы” необходимо уплачивать минимальный налог даже при отсутствии прибыли

— При ставке 15 % сложное ведение отчетности

Специальная система налогообложения– ЕСХН

Обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация с/х продукции

Уплачиваются все налоги, кроме определённых (см. плюсы специальной системы налогообложения)

— Отчетность один раз в год.

— Уплата 6% с дохода.

— Освобождение от налога на прибыль для юридических лиц, налога на имущество, НДС, НДФЛ

-Обязательное определение одного из членов в качестве главы и регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя

-ведение учетной книги.

Специальная система налогообложения– ПСН

-Режим доступен только для ИП.

-Срок действия патентов от 1 до 12 месяцев одного года.

-среднесписочная численность работников не более 15 человек.

— Годовая выручка не превышает 60 млн. руб.

— Налоговая ставка=6%.

Платит налог за выданный патент

-Отсутствие налоговой отчетности

-Ведение простого налогового учета в КУД.

-Выплачивает заранее определенную и неизменную сумму налога за патент

-Возможность применения пониженных страховых выплат к вознаграждениям наемных работников.

-Оплата патента сразу, не зависимо есть прибыль или нет.

Следовательно, можно сделать вывод, что сельское хозяйство – важнейшая часть экономики, основной формой организации деятельности которой является крестьянское (фермерское) хозяйство. Так как КФХ – это вид предпринимательской деятельности, то он подлежит налогообложению. Рассматривая режимы уплаты налогов в бюджет, можно констатировать следующее: система налогообложения КФХ состоит из трех подсистем – общей, специальной и упрощенной, выбор которых зависит от особенностей, специализации и желания КФХ.

Библиографический список:

1. Назаров М.А., Азархин А.В. Особенности применения специальных налоговых режимов. В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (ответственный редактор), В.А. Пискунов, Е.П. Фомин, А.П. Жабин 2014. С. 289-292.
2. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина- Москва, 2018г. – 494 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117­ФЗ (ред. от 30.11.2016)
4. Пинская М.Р. Налоговые меры государственной поддержки экономического роста в сельском хозяйстве.//Налоги и финансы. 2016. №1.С.29-35.
5. Погорелова Т.Г. Современные возможности выбора режима налогообложения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. №4.
6. Сулейманов М. Д. Налоговая поддержка Российских сельхозпроизводителей// Вестник Российского Нового Университета, 2019 г.
7. Федеральный закон от 11.06.2003 N74­ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Рецензии:
11.11.2019, 12:27 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. В работе имеются все необходимые разделы, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно цели, задачи, а также научная новизна. Аннотация статьи дана в нормальном объеме, перевод качественный. Список литературы состоит из 7 источников информации, которые были изучены автором. Вывод сделан. Данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале.
11.11.2019, 17:45 Лакота Елена Александровна
Рецензия: Статья «Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств» — автор Шурукова Мария Александровна, Самарский Государственный Экономический Университет представляет собой законченную рукопись, изложенную в грамотной и доступной для определенного круга читателей форме. Оформление статьи соответствует требованиям, предъявляемым научным журналом SCI-ARTICLE, и она может быть рекомендована к печати. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока»,г. САратов, доктор сельскохозяйственных наук, Лакота Елена Александровна.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий

Добавить в «Нужное»

Обновление: 14 марта 2019 г.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это налог, который уплачивается производителями сельскохозяйственных товаров, при их добровольном переходе на данный специальный налоговый режим (п. 1, п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Для того чтобы перейти на спецрежим в виде уплаты ЕСХН, организациям и предпринимателям нужно уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своей регистрации (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

Подробнее о том, как перейти на уплату ЕСХН и в какие сроки необходимо подать уведомление в ИФНС, читайте в отдельной консультации.

Если говорить об ЕСХН (что это такое простыми словами), то это спецрежим для производителей сельскохозяйственных товаров, который позволяет платить налог по меньшей ставка, упростить отчетность и документооборот.

ЕСХН: налогообложение

Организации, применяющие специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Предприниматели, перешедшие на применение ЕСХН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

До 1 января 2019 года сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1.Но начиная с 1 января 2019 года, изменение налогового законодательства РФ обязывает организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, исчислять и уплачивать НДС в общем порядке в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, Письмо ФНС от 18.05.2018 № СД-4-3/9487@).

Подробнее об изменениях в ЕСХН с 2019 года (последние новости) читайте в отдельной консультации.

Также плательщиков ЕСХН НК РФ обязывает уплачивать транспортный налог и другие налоги (например, водный налог) при наличии у них соответствующих объектов налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог в 2019 году

Налоговая ставка ЕСХН установлена в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). В то же время Законами субъектов могут быть установлены дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости: от видов производимой сельскохозяйственной продукции, от размера доходов, от места ведения предпринимательской деятельности и/или от средней численности работников.

Доходами при ЕСХН признаются доходы от реализации и внереализационные доходы согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ. На какие расходы можно уменьшить доходы при применении ЕСХН, читайте в отдельной консультации

При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров уплатить ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Срок уплаты ЕСХН в 2019 году:

Период Платеж Срок уплаты
За 2018 год ЕСХН Не позднее 31 марта 2019 г.
За полугодие 2019 года Авансовый платеж по ЕСХН Не позднее 25 июля 2019 г.
За 2019 год ЕСХН Не позднее 31 марта 2020 г.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Налоговая декларация по ЕСХН представляется организациями (ИП) на данном спецрежиме по итогам года в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в срок не позднее 31 марта следующего года (п. 1 ст. 346.7, п. 1, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров сдать налоговую декларацию по ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Подробнее о том, по какой форме сдается декларация по ЕСХН за 2018 год, а также о порядке ее заполнения читайте в отдельной консультации.

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

  • экономически обоснованны (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • оплачены (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • поименованы в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

  • расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
  • сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

  • по ЕСХН – сразу после оплаты приобретенных товаров поставщику (абз. 4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • по единому налогу при упрощенке – только после реализации приобретенных товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Кроме того, существуют отдельные виды расходов, которые законодательство позволяет учитывать только при применении одного из этих налоговых режимов.

В отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация вправе учитывать:

1) расходы на обеспечение мер техники безопасности и расходы, связанные с содержанием здравпунктов, находящихся на территории организации (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

8) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки. При этом неважно, засеяна земля сельхозпродукцией или нет (подп. 31 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, письмо Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных постановлением правительства РФ от 10 июня 2010 г. № 431 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Потери, вызванные чрезвычайными ситуациями, по этой статье расходов не учитываются;

13) суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы (подп. 43 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:

1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

3) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

4) расходы на обслуживание ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

5) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете ЕСХН включить в расходы сумму выданных авансов?

Ответ: нет, нельзя.

Организации, применяющие ЕСХН, определяют доходы и расходы кассовым методом (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). При кассовом методе расходы можно признать при одновременном выполнении следующих условий:

  • организация понесла затраты;
  • затраты оплачены.

Если организация, применяющая кассовый метод, перечислила аванс в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то учесть их при расчете ЕСХН она не вправе. Дело в том, что при перечислении аванса выполняется (полностью или частично) лишь второе из названных условий – оплата расходов. Однако сами расходы в момент перечисления аванса не возникают. Их можно будет признать лишь в тот момент, когда поставщик (исполнитель) выполнит свое встречное обязательство (отгрузит товары, выполнит работы, окажет услуги), что будет подтверждено первичными документами (накладными, актами приемки выполненных работ и т. п.). Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, оснований для того, чтобы включить незакрытые авансовые платежи в расчет налоговой базы по ЕСХН, у покупателя (заказчика) нет.

Приобретение прав на земельные участки

Расходы на приобретение земельных участков (в т. ч. засеянных сельхозпродукцией) при расчете ЕСХН учитывайте равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет (абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).

Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долями (в последние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

  • расходы оплачены;
  • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
  • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

Такой порядок предусмотрен абзацами 2, 3, 4 пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение имущественных прав на земельный участок

ЗАО «Альфа» – плательщик ЕСХН приобретает земельный участок сельскохозяйственного назначения для выращивания сельхозпродукции.

Стоимость участка – 7 000 000 руб. «Альфа» перечислила эту сумму продавцу участка 13 мая. 20 мая стороны подписали акт приема-передачи, а 3 июня «Альфа» подала документы на госрегистрацию права собственности на участок (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов). В этот же день была уплачена госпошлина за регистрацию права собственности в размере 1000 руб. Свидетельство о праве собственности на участок «Альфа» получила 28 июня.

В бухучете «Альфы» земельный участок отражается в составе основных средств по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (абз. 2 п. 5, п. 7, 8 ПБУ 6/01). В учетной политике для целей налогообложения «Альфа» установила срок признания расходов на приобретение земельного участка – 7 лет.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.

В мае:

Дебет 60 Кредит 51
– 7 000 000 руб. – оплачена стоимость приобретенного земельного участка;

Дебет 08 Кредит 60
– 7 000 000 руб. – отражены затраты на приобретение земельного участка.

В июне:

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– 1000 руб. – перечислена госпошлина за регистрацию права собственности на земельный участок;

Дебет 08 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– 1000 руб. – отражена сумма госпошлины за регистрацию права собственности на земельный участок;

Дебет 01 Кредит 08
– 7 001 000 руб. (7 000 000 руб. + 1000 руб.) – включен в состав основных средств приобретенный земельный участок.

При расчете ЕСХН бухгалтер «Альфы» учел расходы на приобретение земельного участка равными долями в течение семи лет начиная с июня.

При расчете авансового платежа за первое полугодие в состав расходов бухгалтер включил часть затрат на приобретение земельного участка в сумме 500 071 руб. (7 001 000 руб. : 7 лет : 2).

Ситуация: как учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли? Организация применяет ЕСХН.

Равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет.

Возможность организации учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли при расчете ЕСХН предусмотрена подпунктом 31 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Однако порядок учета этих расходов главой 26.1 Налогового кодекса РФ не установлен. Такой порядок установлен лишь в отношении затрат на приобретение имущественных прав на земельные участки (п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).

Из буквального толкования положений подпункта 31 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ следует, что расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки и расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли – это разные виды затрат. Тем не менее письмом от 22 июля 2008 г. № 03-11-04/1/15 Минфин России разъяснил, что расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли следует учитывать в том же порядке, что и расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки. То есть равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет.

Если организация будет придерживаться разъяснений Минфина России, то при учете расходов на приобретение права на заключение договора аренды земли нужно соблюдать и другие условия для признания этих затрат, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Если организация решит списывать эти расходы по-другому (например, единовременно), то не исключено, что в ходе налоговой проверки инспекция признает это решение неправомерным. В таком случае организации придется отстаивать свою позицию в суде. Арбитражная практика по этому вопросу пока не сложилась.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка

ЗАО «Альфа» – плательщик ЕСХН приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 50 лет. Участок предполагается использовать для выпаса скота. Стоимость права заключения договора – 2 550 000 руб. «Альфа» перечислила эту сумму организатору торгов 13 мая. 20 мая был заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи участка. 3 июня «Альфа» подала документы на госрегистрацию права аренды (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов). В этот же день была уплачена госпошлина за регистрацию договора в размере 1000 руб.

В бухучете «Альфы» затраты на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В течение срока действия договора аренды эти затраты ежемесячно списываются равными долями на счет 20 «Основное производство».

При расчете ЕСХН бухгалтер учитывает расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 22 июля 2008 г. № 03-11-04/1/15). В учетной политике для целей налогообложения «Альфа» установила срок признания расходов на приобретение прав на заключение договора аренды земельного участка – 10 лет.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.

В мае:

Дебет 60 Кредит 51
– 2 550 000 руб. – оплачена стоимость приобретенного права на заключение договора аренды земельного участка;

Дебет 97 Кредит 60
– 2 550 000 руб. – отражены расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка.

В июне:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» Кредит 51
– 1000 руб. – уплачена госпошлина за регистрацию договора аренды земельного участка;

Дебет 97 Кредит 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
– 1000 руб. – отнесена на расходы будущих периодов сумма госпошлины за регистрацию договора аренды земельного участка.

Начиная с июня ежемесячно до окончания срока аренды бухгалтер «Альфы» списывал на затраты часть стоимости права на заключение договора:

Дебет 20 Кредит 97
– 4252 руб. ((2 550 000 руб. + 1000 руб.) : 50 лет : 12 мес.) – списана часть стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.

При расчете ЕСХН бухгалтер «Альфы» учел расходы на приобретение права аренды земельного участка равными долями в течение 10 лет начиная с июня.

При расчете авансового платежа за первое полугодие в состав расходов бухгалтер включил 127 550 руб. ((2 550 000 руб. + 1000 руб.) : 10 лет : 2).