Эндорсмент

Предел мечтаний любого музыканта — стать эндорсером любимой марки музыкального оборудования. Среди музыкантов даже бытует мнение, что эндорсер живет счастливой жизнью: ты подписываешь контракт, а производители ежедневно одаривают тебя бесплатными инструментами и аксессуарами. Проблема в том, что эндорсмент работает не так, а описанный вариант со снабжением от производителя — скорее исключение, чем правило. SAMESOUND.RU разбирается, кто такой эндорсер, как им стать и чем он занимается.

Кто такой эндорсер?

Эндорсер (от англ. «endorser» — сторонник) — это музыкант, по условиям специального контракта использующий инструменты, оборудование и аксессуары определенной компании или бренда. Для компании-производителя такой контракт является еще одним средством рекламы и привлечения новых покупателей, поэтому статус эндорсера не подразумевает за собой бесплатных инструментов и прочей халявы.

Условия контракта напрямую зависят от успешности сотрудничества: чем больше покупателей привлекает музыкант, тем выгоднее его контракт. Зачастую, сотрудничество строится на взаимной рекламе: исполнитель использует инструменты бренда и рассказывает об этом, а производитель не забывает упоминать о музыканте-эндорсере. При этом важным условием такого сотрудничества является ограничение прав музыкантов на публичное использование продукции других компаний.

САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭНДОРСЕРАХ

В слове «Эндорсер» ударение делается на второй слог. Не существует никаких эндорсёров!

Основная обязанность эндорсеров — активное продвижение продуктов компании на концертах и других имиджевых мероприятиях. Бренды организовывают мастер-классы и презентации, снимают рекламу и демонстрационные видео с участием музыкантов-партнеров, а также следят за тем, чтобы музыканты пользовались только разрешенным оборудованием. При этом многие музыканты заблуждаются, что эндорсер просто рекламирует какую-то продукцию, взамен получая бесплатное оборудование по контракту. Сотрудничество между брендом и исполнителем всегда строится на взаимовыгодных условиях, а в случае невыполнения музыкантом условий контракта, компания имеет право пересмотреть подход к отношениям.

Получение статуса эндорсера не должно становиться самоцелью. Не думайте, что после подписания контракта вам не нужно будет заниматься музыкой, а все станут поклоняться вам просто потому, что вы эндорсер чьей-то продукции. Эндорсер — всегда музыкант, поклонников которого интересует в первую очередь творчество, а не оборудование.

Руководитель отдела по работе с исполнителями компании PRS Бэв Фоулер отмечает, что быть эндорсером — не значит бесплатно пользоваться продукцией компании, ничего не отдавая взамен. С точки зрения Фоулер, эндорсмент — это ежедневная тяжелая работа, требующая полной отдачи. «Я бы сказал, что эндорсмент похож на создание семьи, где от вас требуется верность и преданность. Сотрудничество между компанией и музыкантом должно быть интересно обеим сторонам», — поясняет смысл эндорсеров Фоулер. — «Отношения, в которых партнеры не учитывают интересов друг друга, не имеют смысла. Тот, кто стал эндорсером, двигается с компанией в одном направлении, вкладывает силы в развитие этих отношений и работает, в первую очередь, на успех общего дела. И бесплатное оборудование здесь ни при чем!».

На протяжении многих лет Майк Портной (ex-Dream Theater) является эндорсером барабанов Tama.

Уилл Джейкуэй, менеджер по работе с исполнителями компании Blackstar, рассказывает, что каждую неделю ему поступает около 20 предложений от потенциальных эндорсеров, но далеко не все из них выгодные. «Мы бы хотели поддержать всех музыкантов, присылающих нам свои предложения, но далеко не каждый исполнитель полезен компании», — поясняет Джейкуэй. — «Если музыкант может быть полезен бренду, то Blackstar окажет информационную поддержку и поможет с оборудованием. Главное, чтобы польза была для всех».

Обычно производители разделяют эндорсеров на несколько уровней, зависящих от степени популярности музыканта. Структура эндорсмента напрямую зависит от принципов работы бренда с музыкантами и критериев их деления.

Эндорсеры первого уровня

Самые именитые и популярные музыканты, реклама которых повышает продажи. Таким эндорсерам компании предлагают больше всего привилегий: бесплатные и именные инструменты или аксессуары, широкая поддержка в медиа и социальных сетях, и даже прямое финансирование или оплата по контракту.

При этом некоторые музыканты первой величины могут быть эндорсерами первой величины нескольких брендов. К примеру, барабанщик Metallica Ларс Ульрих является эндорсером Zildjian и Tama, а барабанщик Rolling Stones Чарли Уоттс — Gretsch и Zildjian.

Эндорсеры второго уровня

Известные музыканты, которые активно участвую в продвижении бренда и его продукции. Производители всячески поддерживают таких эндорсеров, приглашая их на съемки рекламы и промо-материалов, а также предлагая большие скидки (до 50-70%) на свою продукцию.

Эндорсеры третьего уровня

Музыканты, стабильно привлекающие к себе внимание публики на локальных рынках. Получают базовые скидки (10-20%) на продукцию, что экономит средства при покупке инструментов и оборудования. Самые успешные и популярные из них могут со временем перейти на более высокие уровни эндорсмента, но только в том случае, если станут популярнее.

Эндорсеры четвертого уровня

Сюда относятся все пассивные эндорсеры. Пассивные эндорсеры не имеют полноценных контрактов с брендами и пользуются любыми доступными инструментами, рекламируя продукцию всех компаний одновременно. Пассивным эндорсером может быть каждый из нас — достаточно снять видеоролик, в котором мы сидим в наушниках AKG с Gibson Les Paul в руках.

С ростом популярности в онлайне и офлайне, пассивные эндорсеры могут перейти на уровень выше, если подпишут контракт с какой-либо фирмой-производителем.

ЗАПАДНЫЕ МУЗЫКАНТЫ-ЭНДОРСЕРЫ

Информацию о своих эндорсерах по всему миру производители публикуют в специальных разделах сайта. Самых именитых музыкантов и больших звезд обычно помещают вверху списка музыкантов-партнеров. Те, кто находятся на самой вершине — это эндорсеры первого уровня.

Ibanez: Стив Вай, Джо Сатриани, Тосин Абаси, Пол Стэнли (KISS), Пол Гилберт, Кико Лаурейро (Megadeth)

Gretsch: Брайан Сетцер, Тим Армстронг (Rancid), Эдди Фишер (OneRepublic), Патрик Стамп (Fall Out Boy), Том Петерссон (Cheap Trick)

Как стать эндорсером и что для этого нужно?

Стать эндорсером можно двумя способами:

  1. Стать популярным музыкантом и дождаться, когда представители какого-нибудь производителя сами свяжутся с вами (шанс один на миллион);
  2. Стать популярным музыкантом и отправить предложение о сотрудничестве какой-либо компании.

Проблема первого способа в том, что у каждого производителя свой подход к подбору эндорсеров и предугадать их очень сложно — сегодня им интересны глэм-рокеры, а завтра классические гитаристы. Тем не менее, при поиске партнеров-исполнителей, компании руководствуются рядом критериев:

  • Популярность исполнителя;
  • Упоминания исполнителя в прессе (онлайн и офлайн);
  • Уровень владения инструментом;
  • Харизматичность или эпатажность музыканта;
  • Наличие альбомов, синглов и других релизов;
  • Наличие контракта со звукозаписывающей компанией и статус этой компании (независимая, мейджор и т.д.);
  • Техническое оснащение и используемое оборудование;
  • Активная концертная деятельность;
  • Активность исполнителя в медийном пространстве: популярные аккаунты в социальных сетях, а также наличие качественного сайта.

Чем больше критериев будет соблюдено, тем выше вероятность заключения договора о сотрудничестве, но просто сидеть и ждать предложений от производителей глупо — случаи прямого обращения компаний к музыкантом достаточно редки. Так или иначе, производители идут навстречу музыкантам, размещая на своих сайтах специальные анкеты и формы для подачи заявок о сотрудничестве.

Такие формы упрощают взаимодействие между музыкантом и брендом, и дают представление о том, что нужно сделать и какую информацию предоставить, чтобы стать эндорсером. К примеру, компанию Taylor, занимающуюся производством акустических гитар, волнуют сведения о количестве концертов за последний год и объемах продаж музыки. В то же время Zildjian интересуют навыки игры, наличие тарелок компании у музыканта, а также его заинтересованность в развитии бренда.

Лидер Children of Bodom Алекси Лайхо — эндорсер ESP.

Уилл Джейкуэй говорит, что для Blackstar важно наличие контракта с лейблом, но быть знаменитыми не обязательно. «Мы отдаем предпочтение тем исполнителям, которые только недавно добились первых успехов на музыкальной арене», — поясняет позицию компании Джейкуэй. — «Мы поддерживаем исполнителей во время туров и других мероприятий, помогаем им с оборудованием, а взамен они рекламируют наш бренд. Чем популярнее становится музыкант, тем эффективнее работает такая реклама: вложений немного, но в долгосрочной перспективе они очень эффективны».

Бэв Фоулер из PRS советует подготовить пресс-кит, рассказывающий о деятельности музыканта и его достижениях, и приложить его к отправляемому запросу. В пресс-ките должен быть список релизов и ссылки на официальный сайт и страницы в социальных сетях, а также подборка фотографий и ссылок на видео. Пресс-кит продемонстрирует компании внешний вид исполнителя и подтвердит его активную студийную, концертную и медийную деятельность.

Фоулер говорит, что намного важнее убедить производителя в важности подписания контракта, а не поразить его продажами музыки и количеством концертов. «Прежде чем искать компанию-партнера, ответьте себе на ряд вопросов», — советует Фоулер. — «Зачем вам быть эндорсером компании? Что вы хотите получить от этого сотрудничества: техническую или информационную поддержку? Верите и любите ли вы компанию, к которой обращаетесь и готовы ли помогать ей развивать свой бренд?».

Несмотря на то, что подача заявки через сайт или электронную почту — это все, что нужно, чтобы стать эндорсером, Фоулер предупреждает о важности обоснования своего решения. Известные фирмы ежедневно получают огромное количество заявок от потенциальных эндорсеров, поэтому очень важно выделиться на общем фоне. Для производителя важен не столько сам музыкант и его творчество, сколько плюсы от сотрудничества. Подумайте над следующими вопросами:

  • Почему эндорсером должны стать именно вы?
  • Что вы дадите компании в обмен на ее поддержку?
  • Соответствуете ли вы имиджу компании?
  • Насколько хорошо вы играете на инструменте и насколько хорош ваш звук?
  • Как вы будете привлекать новых клиентов?
  • Чем еще вы можете помочь бизнесу?
  • Готовы ли вы к долгосрочной работе?
  • Готовы ли вы участвовать в мероприятиях бренда?

Ответы на эти вопросы облегчат общение с компанией, которую интересует взаимовыгодное сотрудничество и готовность музыканта к работе.

РОССИЙСКИЕ МУЗЫКАНТЫ-ЭНДОРСЕРЫ

Всех отечественных музыкантов можно смело отнести к эндорсерам третьего и четвертого уровней. Представители второго уровня среди россиян — редкость.

Ibanez: Игорь Лапухин (Ногу Свело!), Сергей Попов (Ария)

Zildjian: Андрей Вдовиченко (Алиса), Леонид Кинзбурский (Louna), Григорий Карпов (5DIEZ)

ESP: Александр Павлов (ex-Amatory), Алик Грановский (Мастер)

Yamaha: Виктор Смольский (RAGE)

Peace: Дмитрий Хакимов (НАИВ, The Matrixx)

Tama: Александр Щиголев (ex-Король и Шут, Северный Флот)

Gibson: Яков Цвиркунов (ex-Король и Шут, Северный Флот)

Рассмотрение заявки может занять несколько недель. По словам Фоулера, еженедельно в PRS поступает больше сотни заявок, поэтому среднее время ответа занимает от 3 до 6 недель, в зависимости от загруженности сотрудников компании. Не надо закидывать почтовый ящик компании письмами, торопить менеджеров с принятием решения и проявлять наглость и дерзость. Наберитесь терпения, не поддавайтесь эмоциям (никто вам ничего не должен) и продолжайте заниматься музыкой.

Не стоит также ждать слишком многого от контракта со стороны бренда. Скорее всего, первое предложение будет довольно скромным. «Смотрите на вещи реально и будьте открыты для любых предложений», — заключает Фоулер. — «Помните, что это только начало ваших отношений с брендом».

Список для чтенияИзбранноеКомпиляцияПожаловаться

В последнее время все чаще встречаются новости о том, что некий музыкант стал эндорсером некой фирмы. Такие новости появляются в основном от Российских исполнителей. Иностранные звезды обычно не сильно распространяются по поводу своих музыкальных пристрастий. Множество молодых музыкантов желают стать эндорсерами. Давайте разберемся во всех тонкостях этого события – получение статуса «эндорсер».
Эндорсер и эндорсмент
Эндорсер (англ. Endorser) — дословно «сторонник». В узком смысле — музыкант, использующий инструменты какой-либо фирмы по контракту.
Эндорсмент — брендовая компания, которая составляет список своих эндорсеров.
Эндорсинг (эндорсерство) — процесс взаимодействия музыканта и брендовой фирмы, который обычно заключается во взаиморекламе, но может носить и другой характер.
Довольно часто известные музыканты являются чьими-либо эндорсерами. Информация об этом не скрывается. Например, музыкант может указывать на своем сайте, на инструменте какой фирмы он играет, а производитель, в свою очередь, может иметь список своих эндорсеров со ссылками на их сайты. Таким образом, эндорсмент служит своего рода взаимной рекламой. Многие музыканты желают быть эндорсерами известных фирм-производителей. В отдельных случаях заключаются контракты.
Кто может стать эндорсером?
Любой! Увы, но, смотря, с какими темпами некоторые брендовые компании наполняют свой список эндорсеров, можно уже и предположить, что практически каждый хоть немного состоявшийся артист может стать эндорсером. Грешат низким качеством отбора в основном относительно молодые фирмы или фирмы с соответствующим качеством инструментов. Однако парень с гитарой из соседнего двора имеет меньше шансов стать эндорсером, относительно гитариста из раскрученной группы. Да и не каждый артист согласиться представлять абы какую компанию. Хотя последние опросы среди барабанщиков показали, что за статус эндорсера многие ударники готовы отказаться от принципов выбора оборудования. Вот одна цитата, характеризующая эту позицию: «Мне фиолетово, главное чтоб платили, хоть кастрюльной фабрики, вот такая я проститутка! Жду предложений!». Частыми эндорсментами барабанщиков в России выступают компании Mapex, Peace, Sonor, Tama.
Среди гитаристов и бас-гитаристов такой пофигизм встречается гораздо реже. Непонятно с чем это связанно, но гитаристы более тверды в своих симпатиях. Наиболее часто в качестве желаемой для представительства фирмы в России гитаристы выбирают ESP, Ibanez, Gibson. Бас-гитаристы отмечают Warwick и Ibanez.
Странно, но в основном желание стать эндорсером проявляют барабанщики, чуть реже гитаристы и басисты и практически безразлично к этой теме относятся вокалисты, клавишники и другие музыканты.
Как стать эндорсером?
Это животрепещущий вопрос, мучающий умы многих музыкантов. Четкого ответа нет. Каждая фирма подходит по своему к отбору представителей своих инструментов. Вот наиболее частые характеристики, по которым фирмы отбирают эндорсеров:
*
Приличный уровень игры. Ну на крайний случай эпатажа! Вы должны цеплять зрителя. И если это не локальные мастер-классы, то хотя бы пафосное поведение на концертах и других музыкальных событиях. Хотя все же качеству игры относительно эпатажа уделяется внимание в десятки раз больше.
*
Наличие альбомов с приличным тиражом (не менее 1000 экз.). Лейбл, на котором издан диск играет немаловажную роль.
*
Наличие концертного DVD. И это не просто любительская запись концерта, а хотя бы сведенный видеоряд.
*
Наличие постоянных гастролей, желательно туров. А иначе где же Вы будете рекламировать эндорсмента?!
*
Медийность группы. Чем чаще о группе появляются публикации в прессе, тем лучше.
*
Наличие сайта. Ну, какая продвинутая группа не имеет собственного сайта? Вот-вот!
*
Наличие спонсоров. Пункт скорее желательный, нежели обязательный.
В случае, если Вас заметили необходимо предоставить также:
*
качественное студийное фото
*
биографию группы и лично Вас с указанием основных достижений
*
список используемого оборудования
*
контактную информацию
Это лишь основные требования, схожие для многих брендов. Эти списки в каждом индивидуальном случае могут как дополняться, так и упрощаться.
Какие формы эндорсинга есть?
Тут, как и в предыдущем пункте точных формулировок нет. Каждая фирма изощряется, как хочет! Условно всех эндорсеров можно разделить на три уровня:
1-й уровень. Эти эндорсеры являются доминирующими для компании. Они получают массу льгот по использованию представляемого инструмента. Ну и соответственно стать таким эндорсером очень непросто — как правило за такими звездными музыкантами эндорсменты «бегают» сами. Часто с ними заключаются контракты. В контракт обычно входит условие играть только на инструменте данной фирмы, а иначе будут юридические неприятности.
2-й уровень. Представителей этого уровня больше всего. Это звездные музыканты, но не всемирного масштаба, а масштаба страны. Они также получают массу льгот, но уже не такие как доминирующие представители. Таких эндорсеров часто могут попросить выступить на какой-нибудь выставке с представлением бренда и в этой просьбе лучше не отказывать!
3-й уровень. Таких эндорсеров меньше чем, предыдущих, но все же больше чем доминирующих. Как правило, музыканты этого уровня сами набиваются в эндорсеры. Очень часто они переходят на более высокий уровень, но также случается и отказ эндорсмента от взаимоотношений по причине невыгодности.
Есть еще и четвертая, неформальная категория – пассивный эндорсер. Это люди, которые просто используют инструмент понравившейся фирмы, рекламируют этот бренд друзьям и, может быть, тихо надеются, что за такое поведение они будут замечены эндорсментами.
Зачем становиться эндорсером?
В России музыканты редко задумываются о том, зачем же им необходимо становиться эндорсером той или иной фирмы и что они от этого могут получить. Наиболее часто музыкантом движет лишь желание получить заветный статус эндорсера и тем самым подчеркнуть свой уровень. Однако есть и другие приятные стороны:
*
эндорсмент делает неплохую рекламу Вам и Вашей группе.
*
финансирование выступлений на фестивалях и крупных концертах.
*
поддержка и способствование проведению Ваших мастер-классов.
*
скидки на инструменты
*
бесплатное предоставление инструментов (только эндорсерам 1-го и частично 2-го уровня)
*
изготовление именных моделей инструмента (только эндорсерам 1-го уровня)
Согласитесь, это весомые аргументы, для того чтобы порекламировать любимый бренд!
Теперь же давайте подытожим все вышесказанное!
Становиться эндорсером или нет — выбор каждого. Но если Вам выпала такая возможность, то стоит все же согласиться, ведь плюсов Вы получите гораздо больше чем обязанностей. Но и вложиться в музыку придется прилично, как затем чтобы стать эндорсером, так и чтобы удержаться в этой позиции.
И только один совет, наверно, стоит дать. Как можно реже мечтайте стать эндорсером и как можно чаще совершенствуйтесь в мастерстве игры. Тогда все у Вас будет!
Удачи!

Рузке Продюсер

Лет 8-10 назад все тематические форумы и соответствующие обсуждения в соцсетях были напрочь завалены этим топиком. Потом страсти поутихли (ну либо просто я перестал читать форумы и блоги), однако по-прежнему главной влажной мечтой любого гитариста-диванщика оставался заветный пакетик струн нахаляву от Д’Аддарио, а то и, упаси Б-же, топовый PRS. Признаю, грешен: когда-то и мне казалось, что эндорсмент – очень важная часть имиджа артиста, и я выбивал все эти ништяки для ребят, с которыми работал.

Что такое эндорсмент? В самых общих чертах, это когда артист рекламирует тот или иной бренд, используя его продукцию бесплатно. То есть какой-нибудь Hughes&Kettner отправляет вам сочную ламповую голову, лишь бы вы выступали с ней на концертах и рассказывали всем друзьям о том, какие H&K классные, а их продукция лечит рак, простату, запоры и в качестве бонуса повышает потенцию. Сладенько, правда?

На самом деле жестокая реальность далека от вышеописанного. Как я уже сказал, основное предназначение эндорсмента – продвижение конкретного бренда на рынке. Если компания просто высылала бы ништячки в виде медиаторов, палочек и ремней на дом гитаристам, это вряд ли принесло бы ей хоть какой-либо ощутимый маркетинговый толчок. Поэтому необходимо, чтобы «адвокаты бренда» выполняли комплекс работ в соответствии с маркетинговой стратегией. Сюда входит участие и в специальных корпоративных мероприятиях компании, шоукейсах, всевозможных выставках в духе NAMM, фотосетах и мини-турах по презентациям. Это и есть основной фронт работы человека, который хочет стать эндорсером.

Как вы уже поняли, первого попавшегося говноеда в эндорсеры не возьмут – компании нужны гарантии, что инвестиции, пусть даже не такие большие в рамках ее бизнеса, помогут увеличить продажи. Самый простой способ узнать, годитесь ли вы прямо сейчас в эндорсеры, это понять, кому больше в продвижении поможет сам факт эндорсмента – вашей карьере или всё-таки компании.

Задайте себе несколько ключевых вопросов:

— Часто даёшь туры?

— Ты сделал на этом хоть сколько-нибудь бабла?

— В каком состоянии твои соцсетки? Ведь главное, что нужно от тебя брендам — лояльность твоей аудитории и твое умение продавать

— Че как с просмотрами на Ютубе?

— А с е-мейл базой?

На самом деле выбить эндорсмент нихрена не сложно. Если конечно вы не охуели настолько, что вам безапелляционно нужны только Fender, Gibson или Tama с Pearl. В остальных случаях есть огромное количество более мелких фирм, которые делают клевую годноту и точно так же будут рады отправлять вам ништяки за вашу помощь. Серьезно, я как-то драммеру выбил охерительные условия с компанией по производству тарелок в Миннесоте, небольшой заводик. Так вот чуваки даже пару раз билеты на самолет в Штаты оплачивали, не говоря уже о том, какой охуительный сет мы пацану собрали. Он кстати до сих пор с ним турит, но уже не в Рашке ¯\_(ツ)_/¯

Так вот. Логично предположить, что в крупных компаниях тоже сидят не идиоты; они прекрасно понимают, что может сложиться ситуация, при которой к ним обратится потенциально успешный артист, который на данном этапе пока не может полноценно стать лицом бренда, как, например, Steve Vai у Ibanez или, там, Mike Portnoy у Tama. Именно поэтому для вас, мои говнарики, (вряд ли на меня уже подписался Тосин Абаси, но я просил ему передать ссылочку на блог, да) крупные бренды разработали целую систему возможных вариантов сотрудничества с артистом в рамках эндорсмента. Собсна, наслаждайтесь:

  1. Low tier/Perma-customer (Низкий уровень или Постоянный покупатель) Никто не называет артистов официально постоянными покупателями, но внутри кухни постоянно так делают. Вам дадут скидон на стаф и немного продвинут в медиа.
  2. Mid-tier (Средний уровень). Вам дадут гитару или две в год, вы также получаете более высокие скидоны, больше помощи в медиа, турах и т.д.
  3. High-tier (Высокий уровень). Больше бесплатных гитар, вероятно даже сделанных на заказ. Больше плюшек, что и на предыдущих уровнях и… Вам могут даже предложить выпустить именную модель гитары! Это то, на чём делаются бабки — вы получаете процент с каждой проданной гитары, не такой большой, ещё он может варьироваться.
  4. Godlike (Богоподобный уровень). Это вышка, компания сделает всё, чтобы вы были счастливы, без какой-либо причины, просто потому что вы классный, благодаря Вам продаётся куча гитар (и у вас есть контракт)

Теперь про спаминг на почту брендам. Скажу так, самый классный вариант – это когда компания сама вас замечает и предлагает сотрудничать. Такое случается повсеместно и это не единичные случаи. Но если очко зудит, можно пробовать: либо бомбить мыло (что в 99% случаях вызовет негатив), либо искать связи, знакомых, через которых можно выйти на представителей компании. Но если ты просто диванщик с 2К просмотров на канале на ютубе, или «УСПЕШНЫЙ ТУРЯЩИЙ БЭНД» с солдаутами в баре на 15 мест – сорри. Мамкин эндорсер.

Напоследок, самый главный совет — будьте профессиональны. Не пытайтесь ставить себя выше бренда, не думайте, что вы знаете лучше, как работать с аудиторией — эти ребята годы посвятили, чтобы понять, как лучше выдрочиться перед клиентом и стать музыканту близким другом на долгие годы.