Эмоциональное состояние оратора

  1. Виды слушания. Приемы эффективного слушания.

9вопрос +

Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативным навыком яв­ляется умение активно слушать. Слушать активно — значит задавать вопросы, проявлять интерес и время от времени перефразировать слова собеседника, чтобы убедиться в том, что вы его правильно поняли. Слушать активно — зна­чит также обеспечивать обратную связь с отправителем сообщения. Правила активного слушания:

1. Необходимо избегать чрезмерного формализма и вносить в беседу человеческую теплоту и дружелюбие.

2. Необходимо проявлять открытость, искренность и заинтересо­ванность. Это вызовет ответную искренность у собеседника и помо­жет ему принять решение. Слушатель должен постараться возложить на собеседника обязанности принятия решения, однако при этом он должен быть удовлетворен достигнутым результатом.

3. Следует поставить себя на место собеседника, чтобы понять его настроение.

4. В ходе беседы слушателю нужно по возможности использовать соответствующие невербальные средства общения. Мимика, выра­жение лица и интонация должны соответствовать произносимым словам.

5. В ходе беседы позиция слушателя должна быть открытой.

6. Нельзя опаздывать на встречу и допускать, чтобы телефонные звонки или другие помехи прерывали беседу, поскольку это свидетель­ствует о недостатке уважения к собеседнику. Необходимо устранить все раздражающие моменты.

7. При затянувшемся молчании можно задать собеседнику вопро­сы, которые побудят его к разговору.

8. Иногда можно использовать напоминание, чтобы акцентировать внимание собеседника на определенном вопросе, проблеме.

9. Необходимо вникать в смысл сказанного.

10. В ходе беседы следует сдерживать свой характер и не показывать отрицательных эмоций.

11. Не говорить одновременно с говорящим.

12. Необходимо быть терпеливым к собеседнику, не экономить время и не прерывать говорящего.

13. Недопустимы критика и споры.

Таким образом, освоение метода активного слушания может повы­сить эффективность управленческой деятельности, так как позволяет использовать самое главное средство — информацию.

Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая. Полоний Гамлету: Дай каждому твой слух, но никому — твой голос.

Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называется созданием разрешающей атмосферы.

Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Не читайте почту, когда кто-либо говорит. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводы для возражения.

Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли спокойнее в кабинете, если закрыть дверь

Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.

Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.

Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.

Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.

Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает, что вы слушаете. Это помогает продвигаться вперед.

Перестаньте говорить!

Восприятие оратора аудиторией

Есть известная поговорка — «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так… Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора.

Что надо знать о первом впечатлении?

Во-первых, первое впечатление — очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться.

Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно.

В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора.

В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ.

В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

Ораторская индивидуальность

Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора

Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую — то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор – понравится и то, что он проповедует.

В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других

Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора — его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры — тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью — идеи этой личности.

Риторические позиции оратора в ходе выступления

В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию – то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

1. Позиция информатора

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора

Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

4. Позиция советчика

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

5. Позиция эмоционального лидера

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства, которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

Внешний вид оратора

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине — убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

Манера выступления

П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора — манера заставляет забыть о внешности.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в манере выступления оратора:

· оратор не должен выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным;

· оратор не должен демонстрировать: беспомощность, нерешительность;

· оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.

Энергичность изложения

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, — советовал Д. Карнеги. — Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», — советовал он.

Физическая бодрость, подвижность

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.

Уверенный внешний вид

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид — он действует на слушателей положительно», — призывал ораторов П. Сопер. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги… Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

Дружеский, интимный тон

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами — это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

Расположение в аудитории

Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Сопер.

Движение

Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей — в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека — только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться — это очень отвлекает слушателей.

Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Приближайтесь к слушателям

Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения — подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Взгляд

Смотрите на аудиторию

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Можно дать следующие рекомендации по использованию взгляда в ходе выступления:

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

2. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

4. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

5. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

6. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности;

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Демонстрируйте открытые позы и жесты, то есть жесты и позы, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям (ладони оратора должны быть им видны).

Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт речи.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:

· Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

· Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

· Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же) — это раздражает аудиторию.

· Жестикулируйте обеими руками.

· Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности, а такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной.

· Не делайте резких, порывистых движений локтями.

· Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца

· Не шевелите открыто пальцами.

· Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

Для убедительности речи наряду с логичностью важна и эмо­циональность, обращение к чувствам людей.

Слово всегда несет людям не только мысли, но передает и чув­ства говорящего. Мыслительная и эмоциональная сферы человечес­кой психики внутренне и органично слиты. Речь выражает эту слитность логического (рационального) и эмоционального (чувствен­ного) в психике человека. При этом эмоции более связаны с личнос­тью, чем мысли. Мысли могут быть заимствованы оратором из книги или другого источника, а эмоции — нет, они всегда свои, личные. Они выражают личное отношение говорящего к теме разговора. В этом объяснение того воздействия, которое оказывает речь руково­дителя на подчиненных и коллег, одного человека на собеседника или на целую аудиторию в сотни человек.

Еще древнегреческие и древнеримские ораторы большое вни­мание обращали на эмоциональность речи. В своей «Риторике» Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, который говорит с душой, употребляет выра­жения, присущие какому-либо его состоянию.

Эмоциональному моменту много внимания уделял в своих ‘Правилах высшего красноречия» (1844 г.) известный государствен­ный деятель и оратор М.Сперанский. «Основание красноречия… суть страсти, — отмечал он. — Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно». Он подчеркивал, что эмоциональное находится в системе с другими сторонами выступ­ления. Чтобы речь вызывала свое действие, необходимо не только выразить чувства, но и связать отдельные места друг с другом, уси­лить некоторые мысли. Вот еще одно его интересное суждение: «Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображени­ем, где восторг рождается восторгом… Оратор должен быть сам прон­зен страстью, когда хочет ее родить в слушателе». Безразличие в речи оратора вызвать эмоции не может.

Люди не только слушают речь политика, депутата, официаль­ного руководителя или неофициального лидера, но и чувствуют ее, принимают ее не только умом, но и сердцем.

Для достижения эмоциональности в выступлениях риторика и психология дают следующие рекомендации:

1. Говорить о том, что волнует людей. Содержание устного выступления всегда является главным в речевой деятельности оратора, составляет основу его выступления. Так о чем же сегодня говорит руководитель перед сотрудниками своего отдела? Насколько близки его мысли их потребностям и интересам, профессиональной направленности и жизнен­ ному опыту, решаемым проблемам и настроению? Если тема его выступления отвечает ценностным ориентациям людей, их производственным нуждам, то они откликнутся на речь своего руководителя и умом, и сердцем. Если оратор приводит в речи факты, жизненные при­ меры, которые затрагивают интересы сотрудников, то в этом случае эмоциональная реакция слушателей обеспечена. Они будут гордиться, радоваться, слушая об успехах в работе фирмы или достижениях их отдела, огорчаться в том случае, когда обсуждаются негативные производственные или поведенческие моменты. Поэтому еще при подготовке устного выступления спич-райтеру необходимо задуматься над вопросом: как заставить волноваться, переживать слушателей за счет содержания речи?

2. Видеть то, о чем говоришь. Существует своего рода закон воздействия устного слова на аудиторию. Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мыс­ли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать. Другими словами, эмоциональную реакцию может вызвать подробное описание какого-либо события или явления, если используются яркие средства, которые возбуждают воображение слушателя. Образное, оценочное изложение повлияет на человека сильнее, чем сухая информация. «Природа устроила так, — писал К.Станиславский, — что мы, при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чём идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное. Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы”.

3.Вовлекать слушателей в речь. Чтобы повысить эмоциональность изложения, опытные ораторы часто вовлекают собеседников в процесс повествования. Для этого используются следующие выражения: «Мы вами неоднократно обсуждали данный вопрос…», «Мы согласились с тем, что…», «В прошлый раз на переговорах мы пришли к выводу, что…». Это местоимение («мы», а не «я») указывает на объединенность говорящего с людьми, на общую их заинтересованность, совместное соразмышление и сопереживание.

В качестве эмоционального средства вовлечения слушателей в речь можно использовать призыв собеседников к активному восприятию, к активным мыслительным действиям: «Подведем вместе некоторые итоги» (сравните: «Подвожу некоторые итоги»), «Поду маем, какие мы можем сделать выводы» (сравните: «Какие выводы я могу сделать») и т.п.

4. Использовать богатство интонаций. Интонация (от лат. intопо – громко произношу) означает совокупность элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др. Организуя речь, интонация выступает не способом выражения мысли посредством различного построения словосочетаний и предложений, а выражением эмоциональной окраски речи. Она создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть разговора и отношение выступающего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории. Вот почему короткому слову «да» А.С. Макаренко считал возможным придать десятки интонаций в зависимости от смысловых оттенков его употребления.

Интонация может быть радостной, когда сообщается о прият­ных моментах в деятельности коллектива и жизни его членов, она может быть гневной, выражающей возмущение позорными факта­ми. С помощью интонации оратор подчеркивает свою просьбу или требование, уверенность или сомнение и т.п. Выразительная инто­нация, таким образом, оживляет речь, обостряет внимание аудито­рии, передает чувства говорящего.

5. Самому испытывать те эмоции, которые хотел бы возбудить у слуша­телей. Еще К.Д.Ушинский отмечал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши — не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования…» Бесстрастное отношение выступающего к излагаемым фактам, событиям, предложениям, идеям не может вызвать у присутствующих на собрании, деловом со­вещании положительных реакций. Если оратор проявляет равнодушие и безразличие к обсуждаемым деловым вопросам, то, несомненно, и аудитория будет соответствовать его настроению. Вот почему выше эф­фект от речи, если сам выступающий переживает, испытывает волне­ние в процессе устного изложения того или иного материала. Искрен­ность, душевное волнение в разумной мере (излишне волноваться в такой степени, что забываются слова, теряется логика изложения, дро­жат руки и т.п.) импонируют слушателям и вызывают у них ответные чувства. Оратору следует постоянно помнить: чтобы зажечь людей, надо гореть самому, проявлять заинтересованность, сопереживать тем фактам и явлениям, которые являются предметом совместного с аудиторией размышления.

6. Использовать жесты, позу, мимику. Эмоциональное воздействие ора­тора повышается, если он уместно и грамотно использует жесты. Не случайно Цицерон утверждал, что жесты иногда хорошо заменяли сложные логические рассуждения, влияя на чувства людей. Имеются в виду, прежде всего, эмоциональные жесты, возникающие из особого рода чувств, которые переживает говорящий. Точные, соответствую­щие обстановке и выразительные жесты вызывают зрительную нагляд­ность у собеседников, оттеняют мысли оратора, передают его настрое­ние и состояние (например, призыв к чему-нибудь сопровождается движением обеих рук от аудитории к себе, к груди; призыв отказаться от встречи, предложения, идеи — движени­ем рук в обратном направлении и т.д.).

Жесты органически связаны с позой, т.е. с положением тела оратора. Поза должна быть естественной, соответствовать обстанов­ке выступления (одно дело — совещание с тремя специалистами, дру­гое — общее собрание трудового коллектива, третье — групповая беседа с коллегами по бизнесу на презентации) и быть по возможно­сти не застывшей. «Что ж надлежит до положения частей тела, — писал М.Ломоносов, — то во время обыкновенного слова, где не изоб­ражаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными довода­ми доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, го­ловою и плечьми…»

Не только жесты и поза, но и мимика важна для возбуждения слушателей, для повышения эмоциональности речи. Ведь мимика — это движение мышц лица, выражающее душевное состояние гово­рящего. Если оратор говорит о чем-то возвышенном — гордость сия­ет на его лице; когда он говорит о безобразных явлениях в жизни нашего общества, региона, города или предприятия — и лицо долж­но выражать негодование. Нехорошо воспринимаются в аудитории искусственное выражение лица, чрезмерная серьезность. В таких случаях трудно добиться сочувствия со стороны слушателей, долж­ного впечатления от выступления и воздействия устного слова на мысли, чувства и волю людей.

Эмоциональность речи, таким образом, определяется:

  • содержа­нием устного выступления, образностью высказываний, и об этом заботятся спич-райтеры;

  • степенью вовлеченности слушателей в процесс восприятия речи, богатством интонаций и, главное, собственным переживанием выс­тупающего, ибо эмоции не могут быть вне личности субъекта дея­тельности, — это мастерство исполнительской составляющей речевого имиджа помогают развить специалисты по речевому имиджу.