Экспорт Казахстана

Вводная информация

Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.

НДС при УСН

С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.

НДС при ОСНО

А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.

Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ

Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС

Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.

Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.

Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.

Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).

На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.

Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.

Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».

Как подтвердить нулевую ставку

Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?

Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.

Марат Шибутов, 27 августа 2019, 17:36 — REGNUM Экспорт страны — это один из главных показателей ее экономики, который частично определяет ее специализацию в мировом разделении труда и показывает ее важность как для партнеров, так и для конкурентов.

Ископаемые Казахстана Иван Шилов © ИА REGNUM

Республика Казахстан является страной, где экспорт преобладает над импортом, при этом в мировом разделении труда она является значимым игроком на рынке урана, а также имеет хорошие позиции по поставкам нефти и отдельных металлов. Поэтому изучение динамики экспорта и его состава крайне важно для понимания экономических процессов в стране.

Статистика экспорта Казахстана имеет различное происхождение и публикуется в различных источниках:

  • Таможенная статистика Комитета государственных доходов
  • Статистика по внешней и взаимной (внутри ЕАЭС) торговле Комитета по статистике
  • Статистика по внешней торговле товарами и услугами Национального банка
  • Статистика внешней торговли товарами, передаваемая во Всемирную торговую организацию и Евразийскую экономическую комиссию.

При этом надо отметить, что достаточно часто статистика за прошедший год затем корректируется на несколько процентов из-за уточнения данных, поэтому данные могут не совпадать. Нельзя забывать еще и о контрабанде, и о контрафакте, которые также искажают данные. Но это можно изучить через зеркальное сравнение данных.

Национальный банк Казахстана Torekhan Sarmanov

Связь экспорта и других экономических показателей

Если просто даже начать анализировать показатели экспорта с другими экономическими показателями, то можно увидеть следующие связи:

  • Экспорт и ВВП Казахстана в долларах США за период с 1993 по 2018 год включительно — коэффициент корреляции 0,96;
  • Экспорт и среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в долларах США за период с 1993 по 2018 год включительно — коэффициент корреляции 0,98.

Это очень высокая степень корреляции и надо отметить, что тут связь реальная — экспорт является важной составляющей ВВП, а также влияет на заработную плату всех занятых на предприятиях-экспортерах и их подрядчиках. При этом если на этих предприятиях все зависит от выручки предприятия, то зарплаты всех казахстанцев зависят от экспорта через курс тенге. Если экспорт снижается, то государство поддерживает экспортеров через девальвацию тенге, снижая доходы казахстанцев.

Общая динамика экспорта товаров

Если посмотреть на динамику экспорта с 1991 по 2018 год, то можно увидеть там примерно 3 периода:

  • с 1991 по 1999 год, когда экспорт только налаживался и страна начала выходить из кризиса, вызванного развалом СССР;
  • с 2000 по 2005 год, когда начался и бурный рост добычи, и бурный рост цены на нефть;
  • с 2006 по нынешнее время, когда экспорт приобрел современные черты и уже более-менее устоялся.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК

Максимальный объем экспорта был в 2012 году и составил 86,4 миллиарда долларов. Вообще, по диаграмме видно, что «старые добрые времена» у Казахстана были в 2011—2014 годах и они уже были.

Надо еще обратить внимание, что колебания экспорта могут достигать практически более 40%, а это делает крайне трудным планирование в экономике для всех — и для государства, и для бизнесменов, и для граждан.

Общая динамика экспорта товаров и услуг в целом

Отметим, что при анализе экспорта достаточно часто упускается такой параметр, как экспорт услуг. Статистика по нему публикуется Национальным банком с 2005 года, но в целом этот показатель пока подробно не исследуется и не берется в расчет.

Тем не менее он достаточно важен — дело в том, что если в 2005 году сумма его составляла всего 2,2 миллиарда долларов, то в 2018 году он уже составил 7,2 миллиарда долларов. То есть если в общем объеме экспорта товаров и услуг раньше услуги занимали 5−7%, то сейчас этот показатель составляет 10−14%.

Чем важен экспорт услуг — тем, что он довольно трудоемкий, технологичный и наукоемкий. Кроме того, стоимость услуг не так быстро колеблется, как стоимость различных сырьевых товаров, что важно для стабильности бизнеса. Так что его рост показывает, что казахстанские компании становятся сильнее и делают сильнее экономику в целом. Вот вместо того, чтобы поддерживать банки, государству надо поддерживать экспорт услуг — это намного более перспективно.

По данным Национального Банка РК

По данным Национального Банка РК

Экспорт отдельных товаров

Если брать несколько основных товаров, как это делает Национальный банк РК, то выявится зависимость экспорта Казахстана от нескольких рынков:

Как видно, эти товары в экспорте занимают от 72,8 до 79,8%, причем нефть и газовый конденсат занимают 52,7−68,5%. Казахстан критически зависит от цен на нефть, а также от путей поставок нефти. Металлы несколько более стабильны, а вот зерно меняется в объемах сильно — но это зависит от урожая и от цен.

Товарная структура экспорта, млн долларов США

По данным Национального Банка РК

Товарная структура экспорта, % от общего

По данным Национального Банка РК

Экспорт товаров по странам

У Казахстана довольно много торговых партнеров, но в основном значение имеют около 20 стран. Я специально проанализировал ключевые для экспорта страны в 2012 и в 2018 годах — они реально ключевые, в первом случае их доля в экспорте составила 92,7%, а во втором 88,7%.

Обратим внимание на то, что не меняется первая пятерка импортеров казахстанских товаров, чья доля составляет в среднем 55%. Это Италия, Китай, Нидерланды, Россия, Франция.

Правда, Нидерланды тут под вопросом — вполне может быть, что они тут присутствуют в основном за счет деятельности трейдера Vitol и различных других трейдеров, как, впрочем, и Швейцария во многом таким импортом обязана трейдеру Glencore. С другой стороны, раз закупают, то, в принципе, пусть и считается, а куда на самом деле эти товары идут потом — это уже задача гораздо более масштабного исследования.

Тем не менее надо видеть, что список меняется — какие-то страны в него добавляются, какие-то пропадают. В любом случае можно оценить тесноту связей и значение для Казахстана.

Топ-20 импортеров казахстанских товаров в динамике

2012 год

2018 год

Страна

Объем, тысяч долларов

Доля, %

Страна

Объем, тысяч долларов

Доля, %

Италия

15 364 042,0

17,8

Италия

11 734 254,8

19,2

Китай

14 227 834,5

16,5

Китай

6 307 476,4

10,3

Нидерланды

7 286 520,7

8,4

Нидерланды

6 186 148,2

10,1

Россия

6 136 935,4

7,1

Россия

5 279 873,7

8,6

Франция

5 634 572,9

6,5

Франция

3 839 223,3

6,3

Австрия

4 955 901,0

5,7

Республика Корея

2 975 893,4

4,9

Швейцария

4 916 774,1

5,7

Швейцария

2 900 438,1

4,7

Канада

3 074 457,2

3,6

Испания

1 862 085,7

3,0

Румыния

3 032 616,4

3,5

Узбекистан

1 639 663,7

2,7

Турция

2 705 699,4

3,1

Румыния

1 497 811,3

2,5

Украина

2 382 551,1

2,8

Япония

1 502 983,6

2,5

Соединенное Королевство

1 675 602,1

1,9

Греция

1 213 483,2

2,0

Польша

1 619 724,4

1,9

Турция

1 238 587,6

2,0

Израиль

1 535 705,9

1,8

Украина

1 060 492,2

1,7

Германия

1 392 934,8

1,6

Индия

953 359,4

1,6

Узбекистан

1 177 906,1

1,4

Соединенные Штаты Америки

955 248,0

1,6

Португалия

1 019 548,6

1,2

Польша

891 237,6

1,5

Испания

662 223,5

0,8

Соединенное Королевство

784 908,9

1,3

Греция

655 691,1

0,8

Киргизия

656 886,5

1,1

Киргизия

641 168,9

0,7

Литва

660 771,5

1,1

Всего ТОП-20

80 098 410,1

92,7

Всего ТОП-20

54 140 827,1

88,7

Всего, экспорт

86 448 837,8

100,0

Всего, экспорт

61 111 221,4

100,0

По данным Комитета по статистике МНЭ РК

Основные экспортеры Казахстана

Понятно, что основными экспортерами Казахстана являются 2 вида компаний — трейдеры и непосредственные производители нефти, газового конденсата, черных и цветных металлов, урана, зерна и других товаров.

Исходя из этого, понятен рейтинг регионов — к примеру, город Алма-Ата — центр регистрации трейдеров, город Нур-Султан — центр расположения квазигосударственных сырьевых компаний, Атырауская и Мангистауская области — центры нефтяной промышленности, Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская — центры металлургической промышленности и так далее.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК

Разница между экспортом Казахстана в страны ЕАЭС и экспортом в другие страны

Отдельно надо отметить экспорт в страны ЕАЭС.

Ниже в таблице показан состав по укрупненным товарным группам экспорта в ЕАЭС и в другие страны. Что можно отметить — в ЕАЭС поставляется как можно гораздо больше несырьевой продукции в относительном измерении, а по некоторым группам и в абсолютном. В частности, это «Машины, оборудование и транспортные средства». А в третьи страны большую долю экспорта занимают минеральные продукты.

Распределение экспорта по укрупненным товарным группам в 2018 году

Наименование товарной группы

Экспорт в ЕАЭС

Экспорт в другие страны

Объем, долларов

Доля, %

Объем, долларов

Доля, %

Всего

6 046 775 177

100,0

55 064 446 556

100,0

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

594 613 830

9,8

2 507 507 492

4,6

Минеральные продукты

2 190 813 710

36,2

43 355 916 961

78,7

Продукция химической промышленности

891 163 313

14,7

1 658 720 647

3,0

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

3 673 140

0,1

9 455 455

0,02

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

19 169 893

0,3

59 003 744

0,1

Текстиль, текстильные изделия и обувь

59 463 475

1,0

132 178 235

0,2

Металлы и изделия из них

1 844 303 281

30,5

6 513 269 529

11,8

Машины, оборудование и транспортные средства

382 691 087

6,3

225 830 764

0,4

Прочие товары

60 883 448

1,0

602 563 729

1,1

По данным Евразийской экономической комиссии

Также можно посмотреть по укрупненным товарным группам, какая доля экспорта идет в ЕАЭС, а какая в другие страны.

Как видно, при том, что страны ЕАЭС в общем экспорте занимают обобщенно 11%, но по многим товарам их доля уже намного выше. К примеру, в 2010 году продовольственных товаров было экспортировано на 100 миллионов долларов, а в 2017 году 493 миллиона долларов (часть, правда, может быть реэкспортом).

В общем, чем выше степень переработки, тем большую долю экспорта данных товаров занимает экспорт в страны ЕАЭС.

Доля стран ЕАЭС в экспорте по товарным группам в 2017 году

Наименование товарной группы

Экспорт Казахстана в 2017 году

Всего

В страны ЕАЭС

Доля стран ЕАЭС, %

Всего экспорт

48 503,3

5 262,5

10,8

Продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары

2 417,6

493,1

20,4

Минеральные продукты, в том числе:

33 200,8

1 850,9

5,6

топливно-энергетические товары

30 715,3

761,2

2,5

Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (включая каучуки и пластмассы)

2 483,2

703,4

28,3

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

19,2

3,9

20,3

Древесина, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия

52,4

18,9

36,1

Текстиль и текстильные изделия

213,0

45,6

21,4

Обувь, головные изделия и галантерейные товары

8,7

7,6

87,4

Строительные материалы

22,3

9,4

42,2

Металлы и изделия из них

8 777,0

1 819,0

20,7

Машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты

657,9

278,6

42,3

Прочие товары

651,2

32,1

4,9

По данным Комитета по статистике МНЭ РК

Факторы, влияющие на экспорт

В чем проблема сырьевого экспорта Казахстана? Само по себе это ни плохо и ни хорошо, но есть 3 важных фактора:

  • Цены на сырье колеблются гораздо больше и чаще, чем на готовую продукцию. Даже если цена на нефть падает в два раза, бензин в два раза дешевле не становится.
  • Спрос на сырье может крайне резко сократиться из-за появлений новых технологий — как, к примеру, на бурый уголь после внедрения газового отопления.
  • Добыча и первичная обработка сырья — очень высокотехнологичный процесс, но весь вопрос — чьи это технологии? Если той же страны, то тогда хорошо, а вот если чужие, то выручка от спроса существенно снижается, как и развитие местной промышленности.

Оптимально иметь большой внутренний рынок, который будет все потреблять сам, и финансовая система страны будет более-менее замкнутая, а значит, на нее не так сильно будет влиять ситуация в других странах.

Нур-Султан Ken and Nyetta

Но у Казахстана небольшой внутренний рынок (и население мало, и бедное оно), поэтому он вынужден опираться на внешний рынок. До определенного времени была политика, направленная на импортозамещение, но она была неэффективной, потому что маленькое производство не может соревноваться с большим, да еще и которое раньше начало работать. Так что Казахстан переходит к экспортноориентированной стратегии, которая может быть более успешной — только продвигаясь на других рынках, можно захватить собственный. Но так как это осознали лишь недавно, ждать успехов придется еще долго. Экстренно нарастить экспорт мешает еще отсутствие крупных новых месторождений полезных ископаемых, которые были бы разведаны.

Еще проблемой экспорта в Казахстане является ментальная инертность собственников бизнеса — они не хотят расширения бизнеса, так как тогда надо делегировать полномочия и выпускать часть предприятия из-под контроля. Также казахстанские бизнесмены не любят изучать новые рынки — привыкли, что для выхода на новый регион достаточно порешать вопросы с одним человеком и все будет хорошо.

Так что пока экспорт развивается меньше, чем можно, как по объективным, так и по субъективным причинам.

Читайте далее:

Динамика развития экономики Казахстана: итоги 27 лет независимости

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

О возврате налога на добавленную стоимость. Закон и реалии

Ахмедов Байрамалы

Адвокат, Генеральный директор

Адвокатской конторы «Tax&investment lawyers»

VIII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2010 г.)

Иностранная компания, осуществляющая свою деятельность в Республике Казахстан через свой Казахстанский филиал налоги платит через свой филиал от имени своего головного предприятия по правилам, установленным для нерезидентов. И налоговую отчетность составляет как нерезидент.

От того, что налоги платит филиал, он автоматически не становится резидентом.

Согласно ст. 1 пп 15 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами Республики Казахстан являются все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и за его пределами.

Согласно подпункту 10 статьи 1 «нерезиденты» — физические лица, юридические лица, их филиалы и представительства, не указанные в подпункте 15 настоящей статьи».

Указанный Закон не содержит каких-либо ограничений или регламента в отношении зачисления валюты, полученной нерезидентами в качестве оплаты за экспорт товаров, на их счета в иностранных банках. Более того, в соответствии с положениями статьи 26 «Нерезиденты вправе перечислять иностранную валюту и национальную валюту со своих счетов за пределами территории Республики Казахстан на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов в уполномоченных банках на свои счета за пределами территории Республики Казахстан без ограничений. При этом для открытия счета в иностранном банке нерезиденту не требуется лицензия Национального Банка Республики Казахстан.

Как видно из изложенного, Филиал вправе открыть счета и осуществлять валютные операции по экспорту товара не только в банках Республики Казахстан, но и в иностранных банках без ограничений.

Ни один закон не обязывает нерезидента перечислять валютную выручку на банковские счета в РК, открытые в порядке, установленном законодательством РК.

Согласно пп.8 п.1 ст. 11 НК налогоплательщик вправе не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению. А пп.1 п.1 ст. 17 НК обязывает органы налоговой службы соблюдать права налогоплательщика.

В подтверждение указанного довода служить письмо Национального Банка РК от 09.06.2009 г., представленное нами с суд. Согласно данному письму требования о репатриации экспортно-импортного валютного контроля распространяется только на резидентов, т.е. обязанность возвращения вырученной валюты действует лишь в отношении резидентов РК.

Однако, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, налоговые органы направляют запросы в МФ Национальный банк РК, банки второго уровня и, получив ответ о непоступлении экспортной валютной выручки на банковские счета филиала принимают решение о том, что превышение суммы НДС, относимого в зачет, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, возврату не подлежит, так как поступление валютной выручки от экспорта нефти по контрактам не было подтверждено. К сожалению, и суды полностью соглашаются с таким решением налогового органа.

Тем самым, суды предыдущих инстанций не должны были принимать во внимание сведения предоставленные банками, так как они не подтверждают какие-либо обстоятельства по делу.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 251 старого Налогового кодекса превышение суммы НДС, относимого в зачет по товарам, использованным для целей оборота, облагаемого по нулевой ставке, над суммой начисленного НДС подлежит возврату плательщику НДС. Аналогичное положение содержится в ст. 272 нового Налогового кодекса. Как видно из данной нормы Налогового кодекса, возврат из бюджета превышения сумм НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, является правом налогоплательщика.

Многие иностранные компании осуществляют свою деятельность на основании Контракта на проведение операции по недропользованию, который зарегистрирован в Министерстве энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан.

Согласно п.3 ст.4 Закона Республики «Об инвестициях» от 08.01.2003 года, Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами РК, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон.

В соответствии с положениями Контракта на проведение операции по недропользованию, любой НДС, включая уплаченный Подрядчиком при импорте и покупке товаров, а также за услуги Субподрядчиков, должен быть полностью компенсирован Подрядчику из бюджета в течение периода и в соответствии с процедурой, установленной Законодательством.

При этом данной нормой Контракта установлено, если компенсация не произведена в течение вышеупомянутого периода времени, Подрядчик имеет право на основании ст.151 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» зачесть такую компенсацию, подлежащую выплате Подрядчику…

И в Контракте нет положений о том, что Казахстанский филиал обязан зачислять валютную выручку на счета, открытые в банках Республики Казахстан.

В соответствии с законодательством, для возврата сумм НДС, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, необходимо, чтобы были соблюдены ряд условий.

В законе содержится перечень документов, которые необходимо предоставить для возврата НДС:

— декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период;

— документы, необходимые для подтверждения экспорта товаров.

Это следующие документы:

а) договор на поставку экспортируемых товаров.

б) грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта, с отметкой таможенного органа

в) копии товарораспорядительных документов

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень условий и оснований для возврата НДС, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке.

И в законе не указано о необходимости предъявления сведений из банков РК.

Если закон не налагает на налогоплательщика обязанности предъявить определенный документ или определенные сведения, то и налоговый орган не вправе, ссылаясь на отсутствие этих документов или сведений отказывать в удовлетворении законных требований налогоплательщика.

Сумма НДС, подлежащая возврату по экспортным операциям, определяется не только на основании сведений о валютной выручке на банковском счете плательщика НДС, представляемых банками, а также и на основании сведений, представляемых таможенными органами в установленном законом порядке.

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан «О порядке взаимодействия налоговых и территориальных таможенных органов при проведении налоговой проверки для подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату из бюджета» № 154 от 3 мая 2006 года налоговый орган при проведении налоговой проверки по заявлению налогоплательщика о возврате НДС должен направить в соответствующие территориальные таможенные органы запрос с просьбой предоставить заключение по экспортным (экспортно-бартерным) операциям, осуществленным данным плательщиком НДС. Таможенный орган, в свою очередь, на запрос налогового органа предоставляет ответ по форме, установленной приложением 2 к вышеуказанному Приказу.

Согласно установленной форме в ответе на запрос таможенные органы обязательно указывают фактурную стоимость экспортируемых товаров в валюте контракта.

Из положений Правил декларирования товаров и транспортных средств, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан № 219 от 20 мая 2003 года, четко определено, что фактурная стоимость подразумевает под собой цену товаров, указанную в контракте.

Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4-1 статьи 251 Налогового кодекса, Налоговый Департамент также имел возможность определить сумму НДС, подлежащего возврату, на основании сведений, предоставленных Департаментом таможенного контроля. Недропользователь даже представляет сведения о поступление выручки в свои банки. Но налоговые органы их не учитывают.

Пунктом 173 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок налогоплательщиков, утвержденных Приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан № 654 от 25 декабря 2006 года, установлен перечень случаев, когда по результатам налоговой проверки НДС не возвращается экспортеру. Данный перечень является исчерпывающим.

Согласно Методическим рекомендациям только перечисленных случаях по результатам налоговой проверки налоговые органы вправе не возвращать НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке. Иные случаи, не предусмотренные пунктом 173 Методических рекомендаций, не могут служить основанием для отказа в возврате НДС.

В ст.25 Закона РК «О введении в действие кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008 г. №100-IV (далее — Закон РК «О введении в действие кодекса РК от 10.12.2009 г. № 100-IV) указано «установить порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачёт, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость, сложившемуся до 1 января 2009 года, в соответствии с настоящей статьей». Из данной статьи Закона видно, что порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы НДС, относимого в зачёт, над суммой начисленного НДС, которые образовались до 1 января 2009 года, должен регулироваться статьей 25 указанного Закона, а не нормами Налогового кодекса от 10.12.2008 г. №99-IV.

Согласно п.8 ст.25 Закона РК «О введении в действие кодекса РК от 10.12.2008 г. №100-IV «возврат налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации, облагаемым по нулевой ставке, производится в течение шестидесяти рабочих дней с даты получения налоговым органом налогового заявления о возврате превышения налога на добавленную стоимость, представленного плательщиком налога на добавленную стоимость, на основании:

Несмотря на то, что все документы, предусмотренные данной нормой закона были предоставляются специалистам Налогового управления, сроки возврата нарушаются.

Как уже упоминалось, в соответствии с п.8 ст.25 Закона РК «О введении в действие кодекса РК от 10.12.2008г. №100-IV основанием для возврата НДС, облагаемый по нулевой ставке является «подтверждение достоверности сумм налога, предъявленных к возврату в соответствии с актом налоговой проверки, проведенной налоговым органом, либо заключение налогового органа к акту налоговой проверки в случае, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи».

Кроме того, согласно п.1 «Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость» от 25.03.2009г. №123 предусмотрены следующие, аналогичные основания возврата суммы превышения НДС:

1) налоговое заявление о возврате превышения НДС (далее — заявление о возврате НДС), по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года;

2) декларация по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате превышения НДС (далее — требование о возврате НДС), по превышению, образовавшемуся после 1 января 2009 года;

3) документы, необходимые в соответствии с пунктами 3-10 настоящих Правил, в зависимости от основания возврата;

4) акт налоговой проверки, подтверждающий достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, либо заключение налогового органа к акту налоговой проверки (далее — заключение к акту) в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 635 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Налоговое управление в одном из Актов документальной налоговой проверки указывает, что «согласно Правилам возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке утвержденный приказом НК МФ от 26 июня 2007 года № 428 направлено письмо в НК МФ РК от 13.01.2009 г. за исх.№ 11-22/194 на формирование отчёта «Пирамида по поставщикам экспортера». Результаты отработки аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам экспортера». Выявлены нарушения камерального контроля по оборотам по отчету «Пирамида по основным поставщикам» у поставщиков. И в связи с тем, что выявлены нарушения у поставщиков четвертого и пятого уровня налогоплательщику отказывают в возврате НДС.

Законом не предусмотрено проведении встречных проверок у поставщиков всех уровней.

В соответствии с п.9 ст.25 Закона РК «О введении в действие кодекса РК от 10.12.2008 г. №100-IV «в ходе проведения налоговой проверки налоговый орган может назначить встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика».

В толковом словаре русского языка С.Ожегова слову «непосредственный» даётся следующее определение — прямо следующий после кого-чего-нибудь, без посредствующих звеньев, участников; синонимом данного слова является слово прямой.

Каждый отдельно взятый налогоплательщик как самостоятельное юридическое лицо не несет какую-либо ответственность за нарушения налогового законодательства со стороны поставщиков второго, третьего, четвёртого и последующих уровней.

Нормы возлагающей на экспортёра ответственность за какие-либо нарушения налогового законодательства со стороны второго и последующих уровней поставщиков нет ни в Законе РК «О введении в действие кодекса РК от 10.12.2008 г. №100-IV и Налоговом кодексе РК от 10.12.2008 г. № 99-IV, ни в «Правилах возврата превышения НДС», утвержденных Приказом Министра финансов РК от 25.03.2009 года № 123. Также, такой нормы нет ни в Налоговом кодексе РК от 12.06.2001 г. № 209-II, ни в «Правилах возврата налога на добавленную стоимость по оборотам, облагаемым по нулевой ставке» от 26.06.2007 г. № 428.

Отказ Налогового управления в возврате НДС по причине выявления нарушений налогового законодательства у поставщиков второго и последующих уровней, по сути, свидетельствует о применении принципа круговой поруки и коллективной ответственности налогоплательщиков разных уровней, несвязанных между собой какими-либо отношениями и не имеющих возможности повлиять каким-либо образом друг на друга. Такое действие Налогового управления противоречит закрепленному в Конституции презумпции невиновности и принципу свободе частного предпринимательства.

В соответствии с п.2 ст.4 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006г. №124-3 одним из основных принципов государственного регулирования частного предпринимательства является: «гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки».

Добрый день! По большому счету, договор поставки товаров из России в Казахстан не сильно отличается от договоров поставки товаров российскими поставщиками внутри нашей страны. Но стоит обратить внимание на следующие пункты:
1. Российскому поставщику необходимо определить и в договоре поставки (в приложении к нему) указать наименование, согласованное с покупателем, и код каждого товара, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза. Так, до середины 2016 года неточное описание товара в договоре приводило к риску признания договора незаключенным вследствие несогласования его предмета. А с середины 2016 года у покупателя возникают еще и риски по НДС: у российской организации в отсутствие кодов товаров налоговая может признать незаконность принятия вычетов «входного» НДС;
2. Определите в договоре момент передачи документов: конкретный срок, место и способ их передачи, форма передачи – бумажная или электронная. Укажите, например, «Поставщик обязан передать покупателю документы, необходимые для правильного учета приобретаемого товара и совершения операций с ним: 1) счет-фактуру,2) копию грузовой декларации, 3) Сертификат качества. Документы передаются в день отгрузки товара перевозчику в составе товаросопроводительных документов». И не забудьте прописать, чтобы не было проблем с подтверждением 0 ставки НДС при реализации товаров, обязанность покупателя: «Покупатель обязан передать поставщику заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на отгруженную партию товара с отметкой налогового органа по месту нахождения покупателя об уплате косвенных налогов в течение (не более 40) календарных дней с даты отгрузки соответствующей партии товара». За не представление заявления можно установить неустойку в размере того же НДС (18%) от цены отгруженных товаров;
3. Рекомендовано, не смотря на 0-й НДС указывать о цене товара: «Цена товара должна быть указана с учетом всех налогов и сборов, прежде всего НДС».
Также следует помнить, при совершении реализации товаров на экспорт на сумму более чем 50 000 американских долларов необходимо оформлять паспорт сделки.