Эксперт ра лизинг

Ксения Балясова,
ведущий аналитик, банковские рейтинги

Руслан Коршунов,
директор, банковские рейтинги

Михаил Доронкин,
директор, банковские рейтинги

Александр Сараев,
управляющий директор, банковские рейтинги

Резюме

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка могли быть еще больше, если бы не отсутствие крупных сделок в IV квартале. В 2019 году новый бизнес прибавит не более 15% ввиду снижения активности лизингополучателей в транспортных сегментах. Сокращение дефицита вагонов и слабая динамика погрузки на путях не позволят ж/д сегменту вырасти более чем на 30%. Кроме того, автолизинг, по нашим оценкам, вырастет на 12–15% против 19% в 2018 году вследствие затухания автопродаж и сокращения объема госсубсидий. В этой ситуации федеральные игроки для стимулирования спроса со стороны клиентов будут прибегать к демпингу, жертвуя своей маржой, а региональные лизинговые компании для сохранения доли рынка станут активнее смягчать требования к лизингополучателям.

Объем нового бизнеса по итогам 2018 года составил 1,31 трлн рублей, что на 20% больше результатов 2017-го. Отсутствие крупных авиасделок, традиционных для конца года, привело к тому, что на IV квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса, тогда как в 2016–2017-м около трети всех сделок совершалось в последнем квартале. Снижение активности крупнейших игроков в конце года позволило сохранить концентрацию нового бизнеса на госкомпаниях на уровне 57%, в то время как в лизинговом портфеле доля госкомпаний выросла с 56 до 65% вследствие долгосрочного характера новых договоров с ж/д техникой. Именно благодаря сделкам «ГТЛК», компаний «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» лизинговый портфель увеличился на 24% и достиг 4,3 трлн рублей на 01.01.2019, при этом без учета топа-3 темп прироста портфеля по итогам 2018 года составил менее 4%.

Ключевым драйвером лизингового рынка стал ж/д сегмент, объем нового бизнеса в котором вырос на 49%. За счет активного роста объемов лизинговых сделок с ж/д техникой доля данного сегмента на рынке увеличилась с 21 до 26%. Как следствие, доля крупного бизнеса в разрезе лизингополучателей по итогам года превысила 50% впервые с 2014-го. Авиализинг из-за отсутствия крупных сделок в последнем квартале показал отрицательную динамику: объем нового бизнеса сократился на 17% против роста на 31% годом ранее. При этом около 80% сделок оперлизинга в 2018 году приходилось на авиасегмент, сокращение которого привело к снижению доли оперлизинга в объеме нового бизнеса за отметку 10%.

Поддержку автолизингу в 2018 году помимо госпрограмм оказали развитие каршеринга и расширение таксопарков. Несмотря на снижение объемов госсубсидирования до 8 млрд рублей в 2018-м (против 14 млрд в 2017-м), автолизинг вырос на 19% вслед за оживлением автопродаж в прошлом году. Помимо реализации отложенного спроса на обновление устаревших автопарков и снижения стоимости лизинговых договоров поддержку лизингу оказал активный рост автопарков каршеринга и такси в крупных городах. Так, по нашим оценкам, парк каршеринга за прошедший год вырос более чем в 5 раз, превысив 15 тыс. автомобилей, подавляющая часть парка при этом была взята в аренду. Помимо роста объемов автосегмента отмечается увеличение на 10% числа компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, что позволило заключить совокупно по всему рынку 230 тыс. лизинговых сделок в 2018 году.

Согласно прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», темпы роста объема нового бизнеса в 2019 году замедлятся до 15%. Слабый экономический рост (рост реального ВВП составит 1,4 против 1,9% в 2018 году) и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей. В результате снижение темпов роста будет отмечено у драйверов рынка – лизинга ж/д техники и автомобилей. По нашим оценкам, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на ж/д транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017–2018-го, не позволят ж/д сегменту прибавить более 30%. Рост автосегмента во многом будет происходить за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным «Автостата». При сохранении запланированного на 2019 год объема господдержки (4,9 млрд рублей) автосегмент вырастет на 12%. Рост авиализинга, который почти на 95% сконцентрирован на 3 крупнейших компаниях, составит от 5 до 10% и будет во многом зависеть от крупных сделок по лизингу самолетов SSJ-100 для «Аэрофлота» и его дочерних структур.

Для стимулирования спроса в 2019 году лизинговые компании будут активнее прибегать к демпингу и неценовым методам конкуренции. На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Так, в 2018 году на рынке был отмечен рост доли игроков, маржа которых показала отрицательную динамику с 38 до 56%, что во многом было обусловлено ужесточением конкуренции среди лизинговых компаний. Пойти на подобные меры в 2019 году игрокам позволит уровень маржи, который за последние 3 года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5–5%. Компании второго и третьего эшелонов в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции, снижая авансы по сделкам, и расширять клиентские сервисы, а также предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента.

Одной из форм сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов является лизинг.

Лизинг (аренда) представляет долгосрочную аренду (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа.

Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодатель), приобретающей оборудование за свой счёт и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой — арендатором (лизингополучатель), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества.

Международный лизинг – это лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран.

Выгодность применения сделок международного лизинга – в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.

Международный лизинг получил развитие в последние десятилетия прошлого века благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнительных источников финансирования. Примечательно, что в налоговых целях данный вид лизинга главным образом развивается в тех странах, законодательством которых не создано жесткого регулирования арендных операций. США и Англия стали менее заметны на этом рынке, по сравнению со странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х годах. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. В этом случае лизингодатель – резидент США – имел возможность применять ускоренную амортизацию предмета договора лизинга, а также получать инвестиционные налоговые льготы, и, таким образом, уменьшать стоимость сделки международного лизинга для лизингополучателя – нерезидента. Позднее к этому опыту прибегли фирмы из Великобритании, Европы. В последнее время данная практика распространилась и в Азии. У каждого из сложившихся сегодня региональных рынков имеются некоторые специфические особенности.

Высокоразвитую систему лизинговых операций успешно использующую все современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям, ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного Королевства.

Все виды лизинговых операций активно развиваются в большинстве европейских стран. Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством.

Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности японских лизинговых компаний — лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг.

До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Конечно, с середины 1997г. ситуация на этом рынке несколько изменилась, и лизинговые компании этих в настоящее время испытывают определенные трудности. Однако, по мнению аналитиков, именно лизинговые операции могут в будущем способствовать оживлению рынков в этом регионе. В первую очередь это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь многим азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других географических рынках.

В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья. В стране большое значение придается пакету документов, определяющих условия банковского кредитования коммерческой и жилой недвижимости, в том числе ипотечного кредитования физических лиц.

Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России.

Преимущества лизинга для лизингополучателя следующие:

• снижение потребности в собственном стартовом капитале;

• предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий;

• лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, оно предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат;

• лизинговая сделка может быть заключена на более длительный срок, чем кредитный договор;

• для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;

• лизинговое имущество может не числиться у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

• лизинговые платежи полностью относятся на издержки производства и обращения (себестоимость) и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль.

К преимуществам иностранного лизинга можно также отнести получение современного оборудования, соответствующего мировым стандартам, а иногда и новой передовой технологии.

В лизинге заинтересованы все участники сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство – возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую- либо страну. Несомненным преимуществом международного лизинга для страны арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровнем капиталовложений.

Лизинг можно проклассифицировать по отношению к сфере рынка на внутренний и международный лизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются резидентами РФ. При осуществлении внешнего лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ.

Международный лизинг имеет несколько видов: прямой и транзитный.

Прямой международный лизинг представляет собой сделку, где все операции совершаются между коммерческими организациями с правом юридического лица из двух разных стран. В свою очередь, прямой международный лизинг делится на экспортный и импортный. При импортном лизинге поставщик находится за рубежом, а при экспортном – зарубежным партнером является лизингополучатель.

Транзитный международный лизинг имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необходимое оборудование в другой стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране. Привлечение третьей стороны необходимо для продажи за свободно конвертируемую валюту.

Анализ международной практики позволяет выделить три основных вида лизинговых сделок:

  1. Лизинг с условной продажей. Эта разновидность лизинга, по существу, представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа, причем объект лизинга выступает в качестве обеспечения предоставленного фирмой кредита. Срок аренды обычно составляет 75 или более процентов от предполагаемого срока службы имущества. В случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель после истечения срока действия договора имеет право приобрести лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в этом договоре.

  2. Истинный лизинг, ориентированный на оптимизацию налоговых платежей. При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по справедливой рыночной цене после истечения срока действия лизингового договора.

Истинный лизинг, в свою очередь, подразделяется на следующие субкатегории:

• Прямой лизинг — в этом случае лизингодатель приобретает лизинговое имущество за счет собственных средств и несет все риски по мобилизации ресурсов, необходимых для приобретения передаваемого в лизинг имущества.

• Сублизинг. Часто лизинг осуществляется не на прямую, а через посредника. При этом имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название «сублизинг».

В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название «дабл диппинг», используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в одной стране больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в другой стране – если лизингодатель имеет право владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть построено по следующей схеме: национальная лизинговая компания покупает оборудование (право собственности) и отдает его в лизинг иностранной лизинговой компании (право владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным лизингополучателям.

• Хеджированный лизинг. Данный вид сделки заключается в предоставлении лизингодателем лизингополучателю части денежных средств для покупки объекта лизинга, при этом остальная часть средств, необходимых для приобретения имущества, перечисляется самим лизингополучателем на нерегрессионной основе. По имеющейся информации, этот вид лизинга пока не получил в России широкого применения.

3. Лизинг с опционом содержит положение о возможности корректировки лизинговых платежей в течение срока действия лизингового договора. В зарубежной практике этот вид лизинга используется при работе с автотранспортом, предназначенным для эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт, ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться объектом лизинга с опционом, что существенно снижает его значимость для лизинговых операций с недвижимостью. В последние годы некоторые лизинговые компании и оффшорные лизинговые компании пытались использовать такого рода лизинг для обеспечения условий реализации своих инвестиционных программ, однако говорить о широком использовании этой формы лизинга не приходится.

В соответствие с международной классификацией, которая все полнее входит в понятийный оборот российских финансистов и экономистов, все лизингодатели могут быть условно разделены на три группы:

1. Специализированные лизинговые компании, которые профессионально работают на рынке лизинговых услуг и выполняют роль финансового посредника между производителем оборудования и лизингополучателем.

Продавцы и производители лизингового имущества, заинтересованные в реализации своей продукции, которые используют лизинг в качестве средства, стимулирующего потребителя к приобретению производимых ими товаров.

Спонсоры или партнеры, заинтересованные в завершении того или иного проекта и рассматривающие лизинг как инструмент, позволяющий целевым образом направить инвестиции для реализации проекта. Расширение сферы деятельности этого типа лизингодателей особенно актуально для российской экономики на современном этапе, когда гарантии и поручительства, выставляемые учредителями и партнерами лизинговых компаний, позволяют достаточно оперативно решать вопросы привлечения ресурсов для осуществления лизинговых сделок.

Многие российские предприниматели не всегда четко понимают качественные отличия лизинга от традиционной аренды. Международная практика позволяет сформулировать следующие основные критерии, которые рекомендуются к использованию при идентификаций лизинговых сделок:

• при организации лизинговой сделки объект сделки всегда выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает оборудование за свой счет или участвует в его приобретении;

• срок лизинга меньше срока фактического износа оборудования и обычно приближается к сроку формальной налоговой амортизации (при аренде срок использования оборудования может быть практически любым и лимитирован только договором);

• по окончании срока действия лизингового договора лизингополучатель может продолжить использование лизингового оборудования по льготной цене или приобрести лизинговое имущество по остаточной стоимости;

• в роли лизингодателя, как правило, выступает специализированная лизинговая компания.

Как и в случае внутреннего лизинга, потенциальный лизингополучатель, заинтересованный в получении конкретных и определенных видов имущества, самостоятельно на основе имеющейся у него информации, опыта, рекомендаций, результатов, предварительно достигнутых соглашений подбирает располагающего этим имуществом поставщика.

В силу недостаточности собственных средств и ограниченного доступа к кредитным ресурсам для приобретения имущества в собственность или отсутствия необходимости в обязательной покупке имущества лизингополучатель обращается к потенциальному лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой об участии его в сделке. Это участие лизингодателя выражается в следующем:

• лизинговая компания проверяет соответствие цены, которую согласовал лизингополучатель, текущему рыночному уровню;

• лизингодатель покупает необходимое лизингополучателю имущество у поставщика или производителя на основе договора купли-продажи в собственность лизинговой компании;

• передает купленное имущество лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в договоре лизинга условиях.

Финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизингодателями за счет собственных или заемных средств. В случае недостаточности собственных средств, в лизинговой сделке принимают участие коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок.

Обычно перед началом сделки производится тщательный анализ клиента, в который входит:

• оценка клиента по его способности выплатить арендные платежи и по его предварительным доходам от использования арендуемого оборудования;

• оценка товаров (спрос на них с точки зрения возможной перепродажи).

В случае международного лизинга особенно важны: выбор валюты контракта, оценка риска изменения курса валюты, таможенный режим арендатора, налог на фирму, применяемый к арендодателю, наличие соглашений о неприменении двойного налогообложения между странами, защита права собственности иностранного арендодателя в стране арендатора.

Как правило, решение вопросов страхования имущественных и финансовых рисков, осуществляется как лизинговыми компаниями, так и лизингодателями.

По лизинговому контракту лизингополучатель обязан произвести приемку объекта сделки непосредственно при поставке, обеспечить все необходимые технические и правовые условия приемки.

Погашение лизинговых обязательств может происходить как в денежной, так и в другой форме. Так, при лизинге в развивающихся странах часто используются элементы бартерной сделки. В счет арендных платежей идет товар, производимый арендатором (нефть, алмазы, кожа и т. д.).

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования. Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Главной их задачей является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» любой из субъектов лизинга, как лизингодатель, так и лизингополучатель, может быть нерезидентом РФ. Лизинговая компания – нерезидент Российской Федерации иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом, Российской Федерации.

Закон также устанавливает, что лизинговая деятельность, т.е. выполнение лизингодателем функций по договору лизинга, должна осуществляться на основании полученного в установленном порядке разрешения (лицензии). Это правило действует и в отношении лизинговых компаний — нерезидентов, причем лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации осуществляется после постановки их на учет в целях налогообложения.

Лизингодатель имеет право без лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга.

Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

Таким образом, основной Закон, регулирующий лизинг в России, во многих отношениях определяет нерезидентов наравне с резидентами в лизинговых отношениях.

Еще одним шагом на пути развития в России иностранного лизинга стало присоединение России к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая регулирует лизинговые отношения между предприятиями различных стран мира.

Однако, не смотря на все это, иностранные компании не спешат активно инвестировать средства в российскую экономику в форме лизинга. Это происходит по многим причинам, в том числе, потому что некоторым странам невыгодно, чтобы экономика России стала бурно развиваться и выходить из кризиса. На сегодняшний день существует около 100-150 иностранных фирм, занимающихся лизингом в России, причем очень часто иностранными лизингодателями используется схема, когда при предоставлении товаров в лизинг, обязательства по сделке гарантирует какой-либо из российских банков, желательно стабильно функционирующий на протяжении ряда лет и имеющий хорошую репутацию не только в стране, но и на мировой арене. Это свидетельствует о том, что иностранные компании пока не доверяют своим российским партнерам, не уверены в возможности российских партнеров вовремя исполнять принятые на себя обязательства.

Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, в том числе и иностранного, являются:

1. Высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, – запредельные процентные ставки за кредит

2. Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система налогообложения лизинговых операций.

3. Равнодушие, неисполнительность и безответственность различных звеньев государственной власти.

4.Отсутствие чёткой и обоснованной государственной инвестиционной стратегии и несогласованность действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, иностранный лизинг на сегодняшний день имеет ряд специфических проблем по сравнению с лизингом внутри страны.

Так, на сегодняшний день:

• до конца не урегулированы вопросы обложения товаров, являющихся предметами договора лизинга, таможенными пошлинами и сборами при перемещении данных товаров через границу Российской Федерации.

• таможенным кодексом предусмотрены определенные льготы в отношении товаров, являющихся предметом лизинга, однако для привлечения в экономику страны иностранного лизинга многие экономисты полагают, что товары, являющиеся предметом лизинга, вообще не должны облагаться таможенными пошлинами и сборами.

Одной из проблем, возникающих как у российских, так и у иностранных компаний, выступающих сторонами в лизинговой сделке, является налогообложение.

Для использования преимуществ лизинга в экономике России государство в лице своих исполнительных и законодательных органов должно проводить чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга.

Рэнкинги лизинговых компаний

Исследование рынка лизинга проводится рейтинговым агентством «Эксперт РА» ежегодно, начиная с 2002 года. Наши исследования дают игрокам рынка и всем заинтересованным лицам полную и объективную картину состояния рынка. Информацию предоставляют непосредственно сами лизинговые компании, заполняя анкеты и принимая участие в интервью. В проекте уже традиционно участвуют все ведущие участники рынка.

По результатам исследования ежегодно публикуется рейтинг крупнейших лизинговых компаний России, а также рейтинги лизинговых компаний по регионам и видам оборудования. Мы выявляем лидеров в каждом из российских регионов и в каждом из сегментов рынка. Многие лизинговые компании-участники помещают информацию о полученном рейтинге на сайтах в качестве подтверждения своей успешной работы.

Рейтинги базируются на 3 основных показателях — объеме полученных лизинговых платежей, объеме профинансированных средств и объеме текущих сделок.

Подробная информация о компаниях, принявших участие в исследовании, (в том числе основные показатели деятельности и контактные данные) публикуется в ежегодно выпускаемом справочнике лизинговых компаний, являющемся настоящим путеводителем в мире лизинга.

Информация о наиболее важных текущих событиях на рынке представлена в разделе «Новости».

В 2004 году Российская Ассоциация Лизинговых Компаний наградила «Эксперт РА» дипломом «За активную работу по исследованию рынка финансовой аренды (лизинга) в РФ».

А с 2005 года «Эксперт РА» предлагает лизинговым компаниям новую возможность стать более привлекательными для настоящих и потенциальных партнеров и подтвердить свое устойчивое положение — получить индивидуальный рейтинг надежности. Рейтинги надежности присваиваются на основании всестороннего анализа состояния компании и отражают ее перспективы на рынке.

По вопросам участия в рейтинге обращайтесь к
Руслану Коршунову
korshunov@raexpert.ru
(495) 225-34-44, доб. 1631

Краткая методика исследования и рейтингов лизинговых компаний.

Исследования рынка проводятся на основе анкетирования лизинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории России.

Основная цель исследования — выявить крупнейшие рыночно-ориентированные компании, наиболее устойчивые и привлекательные для потенциального лизингополучателя, осветить основные проблемы и тенденции развития рынка.

В 2007 году анкетирование охватывает 135 лизинговых компаний, оборот которых составляет, по нашему мнению, около 75-80% рынка.
Ранжирование компаний с 2007 года строится на основании принятого в международной практике показателя объема нового бизнеса, который по нашему мнению, наиболее точно отражает положение лизинговой компании на рынке.

Объем нового бизнеса – это объем сделок (сумма договоров лизинга), по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) – наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Для ретроспективной оценки достигнутых компанией результатов используются два дополнительных показателя.

Объем полученных лизинговых платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.
Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы произведенные лизингодателем).

Все показатели указываются компаниями с учетом НДС.

Особенности методики исследований до 2007 года.

При рейтинговании использовались две группы показателей: стоимость сделок (установленная договором общая сумма лизинговых платежей в долларах США по курсу на дату заключения договора без учета НДС) и объем профинансированных компанией средств по договорам лизинга за вычетом авансов лизингополучателей (в долларах США по курсу на дату финансирования с учетом НДС). Последнее наиболее важно, так как непомерно большой аванс — первый признак «схемного» лизинга.

В группу «стоимость сделок» входили следующие факторы:
— стоимость сделок лизинговой компании, законченных в течение исследуемого периода: полученные лизинговые платежи по сделкам, оплата по которым закончилась в соответствии с условиями договора или по другим причинам в течение периода. Этот показатель отражает наличие успешно законченных лизинговых сделок, что свидетельствует об устойчивости бизнеса лизинговой компании;
— стоимость текущих сделок — стоимость сделок, по которым лизинговой компанией уже закуплено оборудование для передачи в лизинг на сумму, превышающую аванс лизингополучателя. Этот показатель отражает объем бизнеса компании в настоящем;

В группу «объем профинансированных компанией средств» входили два фактора:
общий объем профинансированных средств по договорам лизинга — за исследуемый и предыдущий исследуемому периоды. Это позволило, с одной стороны, оценить динамику развития бизнеса компаний, а с другой — нивелировать эффект краткосрочных денежных вливаний.

Итоговый рейтинг компаний составлялся на основе агрегирования результатов по каждому из четырех частных критериев.

Согласно анализу объем новых сделок (стоимость профинансированного имущества) всего рынка вырос более чем на 40%, тем самым превысив один триллион рублей. Главное содействие росту лизингового рынка оказала сфера автомобильного лизинга. Доля этого сегмента составила 31% в объеме нового бизнеса.

Вопреки уменьшению объема государственной субсидии сфера автолизинга поднялась благодаря общему росту автомобильных продаж. По мнению аналитиков рынка: «Поддержку лизингу оказало уменьшение ставок по договорам лизинга вследствие снижения процентов по банковским кредитам, доля которых в структуре финансирования организаций, занимающийся лизинговой деятельностью, выросла на десять процентов, составив 67%».

В ранжировании по стоимости профинансированного имущества (млрд руб.) в сегменте лизинга легкового транспорта за 3 квартала текущего года топ-10 российских компаний расположились так:

Рейтинг лизинговых компаний по стоимости профинансироанного имущества в сегменте легкового транспорта за 9 месяцев 2018 года.

В ранжировании по стоимости профинансированного имущества (млрд руб.) в сегменте лизинга грузового транспорта топ-10 российских компаний расположились так:

Рейтинг лизинговых компаний по стоимости профинансироанного имущества в сегменте грузового транспорта за 9 месяцев 2018 года.

В итоге получилось, что в сегменте автолизинга (легковой + грузовой транспорт) по стоимости профинансированного имущества (млрд руб.) за 3 квартала текущего года топ-5 российских компаний расположились так:

Рейтинг лизинговых компаний по стоимости профинансироанного имущества в сегменте автолизнига за 9 месяцев 2018 года.

Генеральный директор «Европлана» Александр Михайлов, подводя итоги третьего квартала, отметил продолжающийся рост новых сделок с платежеспособными компаниями малого и среднего бизнеса, что обусловлено неугасаемой необходимостью в приобретении машин с помощью лизинга. В нынешнем году по итогам работы 3 кварталов компания «Европлан» в очередной раз заняла лидирующую позицию в сегменте автолизинга среди всех российских лизинговых организаций.

«Доля «Европлана» в общем объёме автолизинга превысила 15%» — цитата из пресс-релиза компании.

По каким критериям бизнесмены выбирают лизинговую компанию

Стоимость услуги лизинга является ключевым фактором выбора компании-лизингодателя. Плюсы лизинга перед другими способами финансирования очевидны:

  • Выгодные скидки, которые лизингодателям предоставляют дилеры, передаются клиентам. А это значительная экономия бюджета в долгосрочной перспективе.
  • Гибкие условия лизинга с учетом специфики бизнеса клиента и его индивидуальных запросов. Условия легко адаптируются под нужды конкретного лизингополучателя, что гарантирует успешное взаимодействие и коммерческие выгоды для обеих сторон лизинговой сделки.
  • Широкий спектр дополнительных сервисов, которые облегчают жизнь клиента, и помогают решить его проблемы сэкономив при этом деньги и время: регистрация автомобиля в государственных службах, доставка транспортного средства, страхование на выгодных условиях, эксклюзивная топливная программа, услуга автовыкупа.

Немаловажная особенность лизинговой сделки — авто остается юридической собственностью лизинговой компании на весь период действия договора лизинга.

Прогнозы экспертов рынка

Специалисты аналитического агентства «РАЭКС» утверждают, что в 2019 году автолизинг продолжит динамический рост благодаря стабильной тенденции на обновление устаревших автопарков. По прогнозам сегмент увеличится на 5-8%. При этом рынок авто еще ощущает отрицательные последствия кризиса. Аналитики уверены, что улучшить динамику развития автолизинга поможет рост суммы субсидирования. В этом случае можно смело рассчитывать на прирост автосегмента на 15%.

«Рынок будет расти, но не такими темпами, какие мы наблюдали в последние пару лет. Самыми очевидными факторами роста автолизинга станут: в конце 2018 года — планируемое с начала 2019 года повышение НДС с 18% до 20%, а в 2019 году — обновление и пополнение имеющегося автопарка российскими предприятиями, потребность в транспорте у которых всё ещё велика», — прокомментировал Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан».