Единый социальный налог

Что такое ЕСН

Единый социальный налог (ЕСН) — федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования).

ЕСН что это такое и кто платит?

При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию.

Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

3.6. Единый социальный налог

Главная » Все о страховых взносах » Полезные статьи » Ставки страховых взносов в 2012 году

Ставки страховых взносов в 2012 году

    смотри ставки на 2010г, 2011г, 2013г. , 2014, 2015, 2016, 2017

смотри Письмо ФСС № 15-03-11/08-16893 от 18.12.2012 «О направлении Обзора ответов на вопросы по применению положений Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ»

Пенсионный фонд

ФФОМС

ФСС

Для лиц 1966 года

рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Страховая часть

Страховая часть

Накопи-

тельная часть

(индиви-дуальная  часть тарифа страховых взносов)

соли- дарная часть

индиви-дуальная часть

соли- дарная часть индиви-дуальная часть

Общий режим(ст.58.2)

6 16 6 10 6 5,1 2,9
Дополнительный тариф свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов(512000 руб)  для плательщиков указанных в (ст.58.2)
10 0 10 0 0 0 0

Плательщики, применяющие УСН и плательщики переведенные на ЕНВД(ст.58.2) смотри письмо с пояснениями

6 16 6 10 6 5,1 2,9

Организации и ИП применяющие УСН с основным видом деятельности перечисленным в ст.58 ч.1 п.8

4 16 4 10 6 0 0

Для аптечных, некоммерческих, благотворительных организаций (ст.58 ч.1 п.10-12) смотри письмо с пояснениями

4 16 4 10 6 0 0

Сельхозтоваропроизводители  и  Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин народов Севера, Сибири и Дальнего Востока(ст.58 ч.1 п.1)

16 10 6 2,3 1,9
Организации и ИП, производящие выплатыинвалидам I, II или III группы       (ст.58 ч.1 п.3) смотри письмо с пояснениями
16 10 6 2,3 1,9

Организации и ИП, применяющие ЕСХН(ст.58 ч.1 п.2)

смотри письмо с пояснениями

16 10 6 2,3 1,9

Участники проекта Сколково(ст. 58.1)

14 8 6 0 0

Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны          (ст.58 ч.1 п.4-6)  смотри письмо с пояснениями

8 2 6 4 2
СМИ (телевидение, радиовещание, издательская, полиграфическая деятельность) (за искл. реклама и эротика) (ст.58 ч.1 п.7)
4,8 16 4,8 10 6 3,3 2,9
Инжиринговые компании (ст.58 ч.1 п.13)
6 16 6 10 6 5,1 2,9

Экипаж судов (ст.58 ч.1 п.9)

0 0 0 0 0

С 1 января 2012 г. с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются ( Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.»).

В 2012 г. налоговая нагрузка для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход составит 30%

  • В 2011 г. налоговая нагрузка для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход составит 34%
  • В 2010г. налоговая нагрузка для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход составляет 14%.

С 2012 года начисление и уплата всех медицинских взносов будет осуществляться в ФФОМС. (Cтатья 12 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 313-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2012 года)

С 2012 года тариф страховых взносов в ПФР будет разбит на 2 части: солидарная часть и индивидуальная часть (Федеральный закон от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ).

  • солидарная часть — часть страховых взносов на ОПС, предназначенных для формирования денежных средств в целях выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров и т.д.
  • индивидуальная часть — часть страховых взносов на ОПС, предназначенных для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемых на его индивидуальном лицевом счете.

В 2012 г.   введены новые пониженные тарифы

1. (Экипаж судов) Данный тариф вводится для членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС).
К ним относятся те суда, которые используются для:

  • грузо-пассажирских перевозок,
  • буксировки,
  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ.
  • самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт
  • несамоходные вместимостью более 80, построенные российскими организациями после 1 января 2010 г. и применяемые в торговом мореплавании.

В РМРС запрещено регистрировать суда из иностранных реестров и те, возраст которых превышает 15 лет.

2. (Инжиринговые компании) Данный тариф вводится для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги (ч 5.4-5.8 статьи 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

Индивидуальные предприниматели и нотариусы

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года:

МРОТх тариф страховых взносов (соответствующего фонда)х12.

(Для расчета принимается МРОТ установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы)

Взнос в ПФР= МРОТ*12*26%
Взнос в ФФОМС= МРОТ*12*5,1%

На примере

Взнос в ПФР 4611*12*26% = 14 386,32
Взнос в ФФОМС 4611*12*5,1% = 2 821, 93

В 2012г. общая налоговая нагрузка составит 17208,25 руб.

Для сравнения в 2011г. общая налоговая нагрузка составляет 16159,56 руб.

Для сравнения в 2010г. общая налоговая нагрузка составляет 12002,76 руб.

В зависимости от года рождения страховой взнос в ПФР начисляется:

  1. (для лиц 1966 года рождения и старше)

    • 26% полностью на страховую часть
    • (для лиц 1967 год рождения моложе).

      • 20% на страховую часть
      • 6% на накопительную часть

      Пониженные страховые взносы 2012 более подробно

      В начало страницы                 КБК на 2012г.   Более подробно о страховых взносах ИП

      Рассчитываем единый социальный налог

      Как рассчитать единый социальный налог?

      Единый социальный налог с 2010г. заменили взносами в ФСС и Пенсионный Фонд.

      Бухгалтер часто в своей работе сталкивался с проблемой расчета ЕСН. Может показаться, что единый социальный налог – это практически тоже , что и налоги на доходы физического лица.

      Бухгалтер, точно как и в НДФЛ, высчитывает суммы для каждого отдельно взятого сотрудника и исчисляет с них налог.

      Конечно всегда можно обратится в компанию предоставляющую услуги бухгалтера. Только вот следует помнить, что при едином социальном налоге в расчет берутся суммы не реально выданные, а те, которые были начислены в пользу каждого работника.

      А еще эти суммы берутся не помесячные, а итогом, нарастающим с начала года.

      Таким образом, рассчитанные суммы становятся основой для последующего расчета ЕСН.

      Итак, сумма ЕСН необходимая для оплаты в бюджет, определяется ежемесячно.

      Налог следует скорректировать на те суммы, которые уже были перечислены в бюджет с выплат конкретному сотруднику, так как налоги базируются на нарастающих итогах.

      Существует еще один важный нюанс: единый социальный налог может снижаться, в случае, если сотруднику выплаты были увеличены.

      Не смотря на то, что ЕСН – единый налог, он распределяется аж по четырем разным бюджетам: Фонда социального страхования, Фонда федерального медицинского страхования и в бюджет Фонда территориального медицинского страхования и в сам федеральный фонд.

      Бухгалтер должен правильно распределить суммы этого налога и направить их. Согласно Налоговому кодексу РФ существует соответствующее процентное распределение сумм ЕСН по бюджетам.

      Так выплаты, которые не превышают 280 000 рублей, облагающиеся 26% налога, отдают 20% в федеральный бюджет, в социальное страхование – 2,9%, в территориальный ФОМС – 2%, а в федеральный – 1,1%.

      Но это еще не все.

      Еще рано передавать деньги в бюджеты. Сначала с полученными суммами придется изрядно поработать. Например, сумму для федерального бюджета следует уменьшить на взносы в пенсионный фонд, а сумму для фонда страхования уменьшить на суммы по больничным листам.

      При этом, следует отметить, что уменьшается именно ежемесячная авансовая плата.

      Эту плату по ЕСН налоговый кодекс разрешает уменьшить на необходимую сумму вкладов в пенсионный фонд, которые были начислены в течение этого периода.

      Если же по итогам квартала получается, что сумма, на которую ежемесячные платежи ЕСН были уменьшены, меньше взносов, которые были реально оплачены, то получается недоимка, на которую будут наложены пени.

      Значит, необходимо следить за совпадением начисленных и реально оплаченных сумм, чтобы не возникло неприятных финансовых последствий.

      По единому социальному взносу было много не сильно отличающихся друг то друга вопросов. Ответы на них мы скомпоновали в одну общую краткую консультацию, которую предлагаем предпринимателям.
      08 июля 2010 года  Верховной Радой был принят Закон №  2464-17 . (далее по тексту — Закон). Основные положения Закона вступили в силу с 1 января 2011 г .

      3.1.Что же такое Единый социальный взнос и чем он отличается от ранее существовавших взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования?

      Единый социальный взнос является альтернативой уплате пенсионных взносов и взносов во все соцфонды (фонд по временной потере трудоспособности, фонд занятости и фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Единый взнос не входит в систему налогообложения, а налоговое законодательство не регулирует порядок его начисления, расчета и уплаты.

      Оплата единого социального взноса производится в Пенсионный фонд. Для перечисления взносов в органах Госказначейства  открыты внебюджетные счета, которые предприниматели могут получить в своих  местных пенсионных фондах по месту регистрации. Задачи, функции, права, обязанности Пенсионного фонда и его территориальных органов, а также порядок осуществления госнадзора по сбору и ведению учета единого взноса определены в разделе IV нового Закона.

      3.2.Плательщики единого социального взноса и их учет

      Исчерпывающий перечень плательщиков единого социального взноса определен ст. 4 Закона. А если говорить о тех лицах, для кого предназначена консультация, то в соответствии с Законом,  плательщиками  единого социального взноса  являются (выборочно):

      • все работодатели — юрлица, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам ;
      • физические лица — предприниматели, в частности те, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
      • физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
      • физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и члены семей этих лиц, принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;

      Учет плательщиков будет вестись путем согласования (информирования) с фондами соцстраха и внесения соответствующих сведений в специальный реестр, а это значит, что их ликвидация не предвидится. Устанавливается пропорциональное распределение уплаченных сумм, а также финансовых санкций, по видам общеобязательного соцстрахования, большая часть которых будет идти на пенсионное страхование. Максимальная величина базы начисления единого взноса рассчитывается из дохода, равного пятнадцати прожиточным минимумам для трудоспособных лиц .

      3.3.Ставки  единого социального взноса

      Сам единый взнос для большей части плательщиков устанавливается в процентах в зависимости от классов профессионального риска производства. Ставка начисления единого соцвзноса колеблется от 36,76% базы начисления единого взноса (1-й класс профессионального риска производства) до 49,7% (67-й класс риска производства), что соответствует сумме размеров ранее действовавших взносов.

      Есть ряд плательщиков, для которых установлены специальные ставки, среди которых

      • бюджетные учреждения (36,3%);
      • плательщики, использующие труд наемных рабочих – членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-надзиратели) и бортоператоры, выполняющие спецработы в полетах (45,96%);
      • субъекты, оплачивающие труд физлиц по гражданско-правовым договорам (34,7% вознаграждения по такому договору) и др.

      Кроме того, Кабинет министров Украины должен утвердить Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый взнос.

      Величина  единого взноса для предпринмателей -«упрощенцев» определена в  п. 3 ст. 7 . Она не должна быть  более максимальной величины базы начисления  единого взноса,  установленной Законом   и не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо.

      3.4.Сроки уплаты единого социального взноса  и штрафные санкции

      Основным базовым периодом для уплаты единого соцвзноса определен календарный месяц .

      Социальный налог — вперед в прошлое?

      Срок уплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом . Единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика .

      В случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса к плательщику применяются финансовые санкции, а виновные должностные лица несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

      К плательщику единого взноса могут быть применены следующие штрафные санкции:

      • в случае уклонения от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей» (N 755-IV от 15.05.2003 г.) – штраф в размере 10 нмдг (170 грн.);
      • за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса – штраф в размере 10% своевременно неуплаченных сумм;
      • за доначисление органами ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса – штраф в размере 5% указанной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначисленна такая сумма, но не более чем 50% суммы доначисленного единого взноса;
      • за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности – штраф в размере 10 нмдг (170 грн.);
      • за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, – штраф в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.);
      • за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовые платежи), – штраф в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

      Более подробные консультации по начислению и уплате единого социального взноса предприниматели могут получить у бухгалтеров, обслуживающих их финансово-хозяйственную деятельность