Единый сельскохозяйственный налог ЕСХН

Определение

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) – это специальный налоговый режим, позволяющий снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Исчисление и уплата ЕСХН регулируется главой 26.1 Налогового кодекса РФ. ЕСХН могут применять только сельскохозяйственные товаропроизводители, соответствующие критериям, установленным ст.346.2 Налогового кодекса РФ. В этой статье Налогового кодекса приведен перечень условий, разрешающих и запрещающих переход на ЕСХН.

Переход на ЕСХН осуществляется добровольно. Возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно или в обязательном порядке, в случае, если налогоплательщик перестал соответствовать критериям, установленным ст.346.2 Налогового кодекса РФ.

Уплата ЕСХН предусматривает освобождение от следующих налогов:

— налога на прибыль для организаций/НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;

— налога на имущество;

— НДС.

Статьей 346.1 Налогового кодекса РФ предусмотрены исключения – случаи, когда налог на прибыль, НДФЛ и НДС подлежат уплате, несмотря на применение ЕСХН.

Плательщики ЕСХН

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшие на ЕСХН в установленном порядке.

Налоговые ставки

Ставка ЕСХН составляет 6%.

Налоговый период

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год.

Особенности исчисления ЕСХН

Налоговой базой для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доходы и расходы определяются кассовым методом, т.е. по мере получения/уплаты денежных средств.

Перечень доходов, подлежащих налогообложению, является открытым. Авансы, полученные в счет предстоящих поставок, признаются доходом.

Перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, закрытый, т.е. если налогоплательщик осуществил расход, который не указан в данном перечне, этот расход не уменьшает налоговую базу. Авансы, уплаченные поставщикам, включаются в состав расходов только после получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и нематериальных активов, признаются после их оплаты и ввода в эксплуатацию.

Кроме того, все расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы, а расходы, в отношении которых установлены нормы, уменьшают налоговую базу только в пределах таких норм.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 декабря 2018 г.

Величина ЕСХН исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 1 ст. 346.9 НК РФ). Налоговая база на ЕСХН – это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).

Доходы на ЕСХН – это доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). А на какие расходы можно уменьшить доходы при применении этого спецрежима?

ЕСХН-расходы (перечень)

Перечень расходов, учитываемых при применении ЕСХН, является закрытым. Он приведен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. К расходам, на которые плательщик ЕСХН в 2019 году вправе уменьшить свои доходы, относятся, в частности:

  • материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;
  • расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности;
  • арендные платежи;
  • расходы на приобретение ОС и НМА;
  • расходы на ремонт ОС;
  • расходы на обязательное (в т.ч. социальное) и некоторые виды добровольного страхования;
  • суммы процентов по кредитам и займам;
  • расходы на оплату услуг банков;
  • суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров;
  • расходы на командировки;
  • нотариальные услуги;
  • расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на питание работников, занятых на сельхозработах;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки;
  • расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;
  • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству;
  • расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы на сертификацию продукции;
  • расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции;
  • расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлениями Правительства от 15.07.2009 № 560, от 10.06.2010 № 431;
  • суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Значительная часть указанных расходов учитывается в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). Речь идет, к примеру, о материальных расходах (ст. 254 НК РФ), расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ), расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).

Особенности признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА принимаются в порядке, указанном в п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Так, например, стоимость ОС, приобретенных в период применения ЕСХН, учитывается в расходах с момента ввода этих ОС в эксплуатацию до конца года равными долями.

Порядок признания расходов при ЕСХН

Расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ, можно учесть при определении налоговой базы по ЕСХН, только если они соответствуют 2 критериям (п. 3 ст. 346.5 НК РФ):

  • документальное подтверждение;
  • обоснованность.

Документально подтвержденные расходы – это затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, обычаями делового оборота, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Обоснованные расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Важно учитывать, что расходами признаются затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Необходимо также помнить, что на ЕСХН расходы учитываются только по кассовому методу. То есть затраты должны быть не только понесены, но и фактически оплачены (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) –это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.

Рыбохозяйственные организации также признаются налогоплательщиками ЕСХН (п.2.1 ст.346.2 НК РФ)

Важно! Организации (индивидуальные предприниматели), которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять ЕСХН.

Заменяет налоги:

Освобождает от налогов:

Организации (подробности абз. 1 п. 3 ст. 346.1 НК):

— налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);

— налога на имущество организаций;

— налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Индивидуальные предприниматели(подробности абз. 4 п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности);

— налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности);

— налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Важно! С 1 января 2019 года налогоплательщики ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС.

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ.

Процедура перехода

Переход на ЕСХН осуществляется добровольно (п.5 ст.346.2).

Для перехода на ЕСХН необходимо подать уведомление в налоговый орган.

Важно! Если организация (индивидуальный предприниматель) уже осуществляет деятельность и применяет общий налоговый режим или упрощенную систему налогообложения, то перейти на ЕСХН она (он) может только с начала следующего календарного года.

До 31 декабря срок подачи уведомления для действующих организаций/ИП (для перехода на ЕСХН со следующего календарного года) (п. 2 ст. 346.3 НК)

В течение 30 дней с даты постановки на учёт организация/ИП может подать уведомление о применении ЕСХН (п. 2 ст. 346.3 НК)

! Организации (индивидуальные предприниматели) не подавшие в установленные сроки уведомление не вправе применять ЕСХН

Условия перехода

Доход от сельскохозяйственной деятельности > 70 %

Сельхозтоваропроизводители, оказывающие сельскохозяйственные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, вправе перейти на уплату ЕСХН, при условии, что доля дохода, полученного от реализации данных услуг составит не менее 70 %.

Имеются дополнительные условия для рыбохозяйственных организаций — подробнее п.2.1 ст.346.2 НК РФ

Не вправе применять ЕСХН: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, а также казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 2 ст. 346.4 НК).

Расчет налога

Сумма налога = Ставка налога * Налоговая база

Налоговая база — денежное выражение дохода, уменьшенное на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка 6%.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов уменьшенные на величину произведенных расходов (п.1 ст. 346.6 НК РФ).

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года.

Можно уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих годах (п. 5 ст. 346.6 НК).

Оплата налога и представление отчетности

Отчетный период: полугодие.

Налоговый период: год.

  1. Платим налог авансом не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия).
  2. Платим налог по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Способы оплаты:

  • Через банк-клиент;
  • Заполнить платежное поручение.

Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) (подробнее п.3 ст.346.9 НК)

  1. Заполняем и подаем декларацию по ЕСХН не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена. (пп. 2 п.1 ст. 346.10 НК РФ).

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@ «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу в электронной форме» (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.2014 N 34620)
Изменения, внесенные Приказом ФНС России от 01.02.2016 N ММВ-7-3/51@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@ (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2016 № 41224), вступили в силу с 12.03.2016.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога. Согласно пункту 4 статьи 346.5 НК РФ, в расходы для ЕСХН включается остаточная стоимость основных средств на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в размере 50 процентов стоимости в первый год уплаты единого сельскохозяйственного налога, второй год — 30 процентов, третий год 20 процентов.

Амортизация в налоговом учете при признании расходов не участвует.

Должен ли сельскохозяйственный товаропроизводитель, перешедший на единый сельскохозяйственный налог, начислять амортизацию в бухгалтерском учете?

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 19 апреля 2004 г. N 04-05-13/03

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 09.04.2004 N 15 по вопросу о порядке применения положений главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В отличие от организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса и освобожденных в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от обязанности ведения бухгалтерского учета, для организаций применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей такого освобождения в данном законе не предусмотрено. При этом глава 26.1 Кодекса не содержит нормы, предусматривающей освобождение налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, от обязанности ведения бухгалтерского учета, а устанавливает отдельный порядок учета доходов и расходов (включая расходы на приобретение основных средств), используемый только для целей налогообложения.

Таким образом, у налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога сохраняется обязанность ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и принятыми в соответствии с ним нормативными документами.

Заместитель руководителя департамента
налоговой политики Министерства финансов РФ

А.И. Косолапов

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН — по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Налоговый период

Налоговый период — календарный год.

Отчетный период — полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации — по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.