Еаист 2 0

Электронный портал поставщиков ЕАИСТ

В 2013 году, в Москве, в рамках городской системы был дан старт пилотному проекту «Единая Автоматизированная Система Торгов» (ЕАИСТ), которая состоит из двух подсистем, объединенных в единое целое и являющееся оптимальным решением как для предпринимателей, так и для госучреждений.

Это узконаправленный электронный магазин — ресурс для госзаказчиков и портал поставщиков для организаций, производящих продукцию и оказывающих разные услуги.

С 2013 года государственные учреждения города Москвы должны осуществлять закупки, общим объемом порядка 400 тыс. рублей (достаточно малые внешние объемы) только благодаря использованию единой специализированной автоматизированной и предусмотренной системы торговли (ЕАИСТ).

Данный ресурс дает возможность проводить сделки в автоматизированном специальном режиме, а заказчикам выбирать лучшие, а также выгодные предложения (постановление 480 ПП от 23 июля 2013 года).

Портал поставщиков позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса, которые участвуют в текущем проекте:

  1. Предлагать услуги, производимые товары или выполнение работ госзакупщиком столицы.
  2. Получать актуальные данные по заключенным официальным соглашения по ранее опубликованным, а также полностью запланированным специальным торгам.
  3. Осуществлять мониторинг цен на интересующие работы, услуги и товары.
  4. Применять электронный документооборот, что позволяет автоматизировать процессы госконтрактов:
    • согласование;
    • заключение сделки;
    • исполнение.
  5. Вести деловую переписку в электронном виде.
  6. Осуществлять контроль за исполнением обязательств по заключенным договорам, с помощью специализированного календаря, отображающего этапы выполнения контрактов.
  7. Следить за закупками той или иной продукции с помощью рассылок.

Что такое электронный магазин Портал поставщиков?

Вообще, электронный магазин, относящийся к порталу поставщиков, предназначается для полноценной автоматизации деятельности каждого из участников при размещении государственного заказа в пределах полноценного осуществления закупок, которые имеют «малый объем» (относятся к п. 4.52, 8 ч. 1 ст.93 в Федеральном законе с 5 апреля 2013 года под номером 44 в Ф3).

Среди электронного магазина портал поставщиков следует выделить следующие:

  • с помощью использования ЕАИСТ есть возможность повысить интерес к государственны закуп;
  • возможность получить объективную оценку на рынке разнообразных предложений;
  • полноценное привлечение среднего и малого бизнеса для исполнения государственных заказов в пределах Москвы;
  • возможность бесплатно предлагать собственные товары (услуги или же работы) для более 8 000 государственным заказчикам в городе Москве и области;
  • полноценная возможность применения технологии электронных документооборотных функций (полное отсутствие дубликатов, а также единственное информационное пространство для каждого из авторизированных пользователей при размещении разнообразных заказов, возможность максимально мощной аналитики и детального рассмотрения во всем имеющимся и заранее собранных официальным данным и сметам);
  • возможность выбрать наиболее надежного и проверенного партнера, которого можно определить по основной объективной предоставленной информации.

Контракты размещаются в библиотеке

В системе ЕАИСТ она состоит из семи основных частей

Каким образом формируется библиотека контрактов, что такое новый формат бюджетных обязательств, как совершенствуется функционал ЕАИСТ и проводится экспертиза госзаказа, — об этом рассказывает первый заместитель руководителя Департамента Москвы по конкурентной политике Олег БУРЦЕВ.

— Олег Николаевич, как совершенствуется работа с библиотекой контрактов в ЕАИСТ?

-В 2011 году в системе ЕАИСТ была создана библиотека контрактов, состоящая из семи основных частей: 1) общая часть, содержащая примерные формы государственных контрактов, утвержденных приказом Департамента города Москвы по конкурентной политике от 09.07.2009 № 70-01-92/10 с инструкциями по их заполнению; 2) блок контрактов для собственных нужд, включающий проекты контрактов на оказание услуг связи, охраны, техническое обслуживание и др.; 3) блок отраслевых особенностей, сформированный по предложениям государственных заказчиков и контролирующих органов с учетом отраслевых особенностей поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в виде специфических блоков в примерные формы контрактов или отраслевых контрактов на базе примерных форм; 4) блок обеспечения исполнения госконтрактов, содержащий утвержденные по согласованию с основными государственными заказчиками, контролирующими органами и Советом представителей уполномоченных банков при Мэре Москвы типовые формы банковских гарантий; 5) блок совместных торгов, включающий проекты соглашений о проведении совместных торгов на право заключения контрактов по оказанию одноименных услуг (проведению работ); 6) контракты с естественными монополистами. Эта часть включает в себя контракты с «естественными монополистами»: МГУП «Мосводоканал», ОАО «МОЭК», ОАО «Мосэнергосбыт»; 7) блок претензионно-исковой работы и расторжения государственного контракта, содержащий примерные формы претензионных писем, иска о расторжении контракта, ходатайства о применении обеспечительных мер.
Государственным заказчикам было предложено представить в Тендерный комитет проекты контрактов либо отдельные блоки контрактов, отражающих специфику деятельности заказчиков, для их включения в библиотеку контрактов ЕАИСТ. В Тендерный комитет поступило более 2 тыс. предложений.
В настоящее время проводится работа по унификации шаблонов типовых контрактов.

— Какие выявляются недостатки при размещении заказов, по данным мониторинга ЕАИСТ?

— По результатам проводимого Департаментом города Москвы по конкурентной политике регулярного мониторинга торгов выявляются процедуры с признаками нарушений положений как Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом основными нарушениями являются:
— несоответствие положений документации требованиям законодательства в сфере размещения заказа (отсутствие технического задания, отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта, несоответствие формы контракта предмету закупки и т. д.);
— ограничение конкуренции на этапах планирования и размещения заказов города Москвы, приводящее к размещению заказов у единственного поставщика (необоснованные требования к продукции либо к участникам закупки; включение положений, с неизбежностью приводящих к определенному поставщику);
— согласованные действия участников торгов, направленные на повышение, снижение или поддержание цен на торгах (сговор поставщиков; сговор поставщика и заказчика);
— нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта и др.
По результатам проведения мониторинга информация направляется заказчику – для устранения выявленных нарушений, руководителям органов исполнительной власти – для принятия управленческих решений, в контролирующие органы – для проведения внеплановых проверок.
Кроме того, проводится методическая работа по снижению возможности злоупотреблений для недобросовестных участников при размещении заказа – вносятся изменения в нормативные правовые акты различного уровня:
— исключена возможность предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта поручительства (94-ФЗ);
— определен порядок расчета начальных (максимальных) цен контрактов (94-ФЗ, 68-ПП);
— введена обязанность для ГРБС по централизации типовых закупок (67-ПП);
— определен порядок рассмотрения процедур на предварительной стадии для подтверждения обоснованности и расчета начальных (максимальных) цен (67-ПП).

— Существуют ли проблемы доступа участников на ЕАИСТ, бывают ли технические проблемы при работе ЕАИСТ?

— Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ) в широком понимании не является публичным ресурсом. Это инструмент, обеспечивающий не только размещение городского заказа, но и контроль всех стадий закупок – от планирования до исполнения контракта. Поэтому и требования к безопасности ЕАИСТ очень высоки. При этом ежедневно к ЕАИСТ обращается огромное количество специалистов, эффективность работы которых напрямую зависит от нормального функционирования системы. Этим обстоятельством обусловлено жесткое разграничение доступа пользователей. который четко регламентирован и контролируется сотрудниками Управления информационной поддержки и развития нашего департамента. Поэтому выражение «обеспечить удаленный доступ к системе ЕАИСТ» означает проведение комплекса мероприятий, заключающихся не только в техническом подключении к функционалам системы, но и в обеспечении доступа только к разрешенным узлам.
Что касается технических проблем, то, как и у всякой сложной технической системы, у ЕАИСТ такие проблемы время от времени возникают. Их устранением оперативно занимаются сотрудники Управления информационной поддержки и развития департамента. При этом важно, чтобы эти проблемы не носили системного характера и не оказывали существенного влияния на процесс размещения заказа.

— Какие существуют проблемы размещения госзаказа у заказчиков Москвы?

— При планировании и размещении заказа заказчики Москвы сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, существующий порядок размещения заказа не всегда позволяет сделать качественные закупки, даже несмотря на формальное соблюдение всех норм и правил. Это особенно касается таких закупок, как возведение сложных объектов, размещение заказа на НИОКР, когда не всегда можно предусмотреть все риски и подробно описать требования к результату.
В этих случаях для обеспечения требуемого результата необходимо привлечение специалистов в различных областях, однако не у всякого заказчика существует такая возможность.
Во-вторых, отсутствует достаточное количество специалистов в области размещения заказа. Для изменения этой ситуации Правительством Москвы на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы (Учебный центр государственных закупок) организована краткосрочная подготовка специалистов по размещению заказа с возможностью выбора подходящей программы обучения. Кроме того, в МГУУ открыта магистратура по подготовке специалистов по управлению государственными и муниципальными заказами.
Для привлечения в данную сферу деятельности новых кадров Тендерным комитетом разработаны и утверждены постановлением Правительства Москвы от 29.05.2012 № 244-ПП «О мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 67-ПП» два следующих Порядка:
1) Порядок формирования и ведения Реестра госслужащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы.
2) Порядок оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы, а также порядок их стимулирования по итогам такой оценки.
При этом при оценке специалиста учитываются результаты размещения заказа органа исполнительной власти, сотрудником которого он является, его персональные результаты (отсутствие нарушений, сложность и объем размещенного заказа). А с 2013 года дополнительно планируется учитывать уровень профессиональной подготовки и результаты оценки личных качеств (применение полиграфа, центра оценки) специалиста.

— Что подразумевается под выражением «постановка на учет бюджетных обязательств ГРБС»? И что такое новый формат бюджетных обязательств?

— Порядок учета бюджетных обязательств регламентируется постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 № 1018-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 15.10.2012 № 561-ПП). С 15октября 2012 года пилотно, а с 1 ноября 2012 года для заказчиков города Москвы внедрен функционал в системе ЕАИСТ по формированию бюджетных обязательств в электронном виде.

— Расскажите, пожалуйста, что такое экспертиза госзаказа и как часто она применяется, какова ее стоимость (на примере одной экспертизы).

-В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.02. 2012 № 68-ПП «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы» в случае если сформированная начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) равна либо превышает 50 млн руб., заказчики представляют в Тендерный комитет заключения независимой экспертной организации о проверке достоверности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), за исключением формирования начальной (максимальной) цены контрактов, заключаемых при размещении заказов:
-на выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации объектов, проектная документация в отношении которых в соответствии с законодательством подлежит государственной экспертизе либо проверке достоверности определения сметной стоимости;
-на поставку товаров (в том числе лекарственных средств), выполнение работ, оказание услуг, если начальная (максимальная) цена контракта формируется на основе регулируемых цен (тарифов).
Конкурсный отбор независимых экспертных организаций для проверки достоверности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) проводится Департаментом экономической политики и развития Москвы за счет средств бюджета столицы в установленном порядке.

— Как готовится Тендерный комитет к проведению конкурса «Лучший поставщик года» и к выставке «Госзаказ-2013»?

-По итогам работы в 2012 году предполагается проведение отбора поставщиков города Москвы с лучшими результатами по поставкам товаров, проведению работ, оказанию услуг с присвоением отобранным компаниям звания «Лучший поставщик года». При этом предполагается учитывать не только объем исполненных контрактов, но и отсутствие нарушений при исполнении контрактов, претензий со стороны заказчиков, контролирующих органов, качества выполнения работ, оказания услуг (по данным порталов gorod.mos.ru и dorogi.mos.ru).
Проведение выставки «Госзаказ-2013» в 2013 году запланировано на
3–5 апреля. Одним из ключевых направлений предстоящей выставки станет внедрение в московскую систему государственных закупок элементов Федеральной контрактной системы. При этом в настоящее время в Тендерном комитете разрабатывается концепция предстоящей выставки.

Опубликовано в № 22/2012 Бюллетеня Оперативной Информации «Московские Торги»