Дотации это бюджетные средства предоставляемые

Проблемы определения бюджетных средств

Д.Л. Комягин

В настоящее время подавляющее большинство санкций, взыскиваемых органами государственного финансового контроля, налагается за нецелевое использование бюджетных средств. Бюджетным кодексом Российской Федерации введено понятие «нецелевое использование бюджетных средств», под которым подразумеваются направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Такое нарушение может повлечь за собой не только наложение на организацию соответствующих штрафных санкций, но и привлечение к административной и уголовной ответственности виновных должностных лиц.
В то же время понятие «бюджетные средства» в действующем законодательстве отсутствует. Между тем четкая установленная законом дефиниция данного термина была бы весьма полезна для разрешения значительного количества споров, возникающих при осуществлении государственными органами своих контрольных функций. В частности, вот уже несколько лет разногласия вызывает вопрос о том, когда эти функции начинаются и когда заканчиваются. Ответить однозначно на этот вопрос в настоящее время невозможно. Действительно, до какого этапа, например, средства бюджетной ссуды являются бюджетными — на стадии их выделения Минфином России получателю бюджетной ссуды либо при осуществлении получателем своих обязательств посредством передачи части средств бюджетной ссуды контрагентам по договорам. При осуществлении закупок для государственных нужд процедура осуществления поставок также может быть многоступенчатой, включая несколько договоров, заключаемых со ссылкой на государственный контракт.
Не однозначен также ответ на вопрос: когда возникают бюджетные средства — с момента их зачисления на счет учета доходов федерального бюджета либо еще на стадии выполнения налогоплательщиком своей обязанности? В случае если речь идет о неналоговых доходах — с момента платы за аренду имущества, находящегося в государственной собственности, либо платы за выдаваемые паспорта, либо с момента зачисления уплаченных средств в доход федерального бюджета?
Первое, что можно сказать: бюджетные средства — это денежные средства, находящиеся в собственности федерального бюджета, то есть средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета.

С гражданско-правовой точки зрения право собственности на безналичные (находящиеся на банковских счетах) денежные средства трактуется юристами по-разному. Одни утверждают, что в период «нахождения» денег на счете объект права собственности владельца счета (до внесения вклада — это наличные деньги) трансформируется в объект имущественного права — в право требовать от банка выдать денежную сумму или совершить расчетную операцию. Это право основано на обязательстве по договору банковского счета. При этом владелец счета является не собственником денег, а обладателем имущественного права. Есть иная, более распространенная точка зрения, согласно которой владелец счета сохраняет право собственности на деньги, помещенные на счет. В период «нахождения» денег на счете юридическая природа денег не меняется, они существуют временно в безналичной форме.
Для той ситуации, когда на счете по учету расходов бюджета находятся средства, «зарезервированные» за получателями средств федерального бюджета на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а в роли банка выступает федеральное казначейство, гражданско-правовые нормы действовать не могут, так как правоотношения по доведению бюджетных ассигнований являются, по своей сути, публичными отношениями власти и подчинения и регулируются нормами соответствующего законодательства. Системообразующим нормативно-правовым актом бюджетного законодательства в настоящее время является Бюджетный кодекс Российской Федерации, статьей 1 которого установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. С точки зрения Бюджетного кодекса Российской Федерации, до момента, пока денежные средства существуют в системе счетов федерального казначейства, они, безусловно, являются бюджетными средствами, и регулирование их использования осуществляется нормами бюджетного законодательства.
Обычное бюджетное финансирование (речь идет, например, о таких формах расходов бюджетов, как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, о трансфертах населению) представляет собой движение средств по системе лицевых счетов в органах федерального казначейства, открытых на счете по учету средств федерального бюджета в учреждении Банка России и, в силу вышесказанного, является полностью подлежащим контролю со стороны уполномоченных государственных органов. Все участники данного процесса имеют дело, без сомнения, с бюджетными средствами вплоть до конечной стадии — оплаты платежных документов, представленных бюджетным учреждением в территориальный орган федерального казначейства,
Кроме планового финансирования, существуют такие формы осуществления государственных расходов, как субсидии, субвенции и дотации. Их определение дано в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Что касается дотаций, то данные средства могут существовать только в доходах либо расходах бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, то есть всегда являются бюджетными средствами. Поскольку не определяется целевой характер предоставления данных средств, необходимости сквозного контроля за их использованием не возникает. Дотация, будучи переданной, например, из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации, учитывается как собственный доход бюджета субъекта Федерации и далее используется в соответствии с целевым назначением, установленным нормативным актом о бюджете данного субъекта Федерации.
Субвенции и субсидии, во-первых, имеют целевой характер, и, во-вторых, могут быть переданы физическому или юридическому лицу. В силу прямого указания закона средства субвенций и субсидий, уже перечисленные на счет такого лица, все-таки остаются бюджетными. Это подтверждается как приведенной выше нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и целевым характером данных средств. Они не могут быть израсходованы на цели, иные, чем предусмотренные при их выделении. С точки зрения контроля, основное отличие субвенций и дотаций от планового финансирования по смете бюджетного учреждения заключается в порядке использования бюджетных средств. В связи с этим необходимо пояснить, что использование бюджетных средств по смете бюджетного учреждения контролируется не только с точки зрения целевого использования (на цели, предусмотренные бюджетной росписью и по соответствующему коду экономической классификации бюджетов Российской Федерации), но и с точки зрения процедуры использования (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при соблюдении условия предварительного учета бюджетных обязательств и т.п.).
Наиболее четко это изложено в письме Минфина России от 16.04.1996 N 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета», в соответствии с которым под нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.
При использовании субвенций и дотаций с точки зрения контроля значение имеет исключительно их целевое использование. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования и в случаях их неиспользования в установленные сроки подлежат возврату в бюджет.
Сама процедура реализации целей предоставления субсидий и субвенций бюджетным законодательством не регламентирована, то есть данные средства, оставаясь бюджетными, допускают достаточно большую степень свободы при обращении с ними. Тем не менее, как сказано выше, средства субвенций и субсидий являются бюджетными, и их получатель подлежит ответственности за целевое использование и возврат данных средств по нормам бюджетного законодательства.
Сложнее обстоит дело с такими формами выполнения государственных расходов, как бюджетный кредит. Статья 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Кодекса и иных нормативных актов. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является обеспечение заемщиком исполнения своего обязательства по возврату.
Иными словами, закон прямо указывает, что предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. В данном случае средства опять перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке. Таким образом, при предоставлении бюджетного кредита после списания со счета по учету средств бюджета и зачисления на счет получателя кредита денежные средства перестают быть бюджетными, и ответственность получателя определяется договором и гражданским законодательством. Это подтверждается также и тем, что в этом случае закон требует обязательного обеспечения кредита, так как иной возможности гарантировать возврат средств кредита у государства нет. Необходимо заметить, что полномочия по контролю за целевым использованием кредита со стороны государственных органов и соответствующие штрафные санкции могут быть предусмотрены договором, но механизм их реализации является гражданско-правовым.
В то же время исходя из действующей практики ответ на вопрос о природе средств бюджетного кредита неоднозначен. Так, бытует мнение, что бюджетные средства остаются бюджетными и при оформлении бюджетного кредита, так как речь идет всего лишь о передаче данных средств в управление. Подход объясним с точки зрения логики, но в данном случае из закона следует иное. Отношения по предоставлению кредита регулируются нормами главы 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В силу указания ст. 819 о применении к отношениям по кредитному договору правил договора займа рассмотрим ст. 807 ГК РФ. В ней установлено, что по договору займа одна сторона передает в собственность другой стороне деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а последняя обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Иными словами, происходит переход собственности, и денежные средства (в случае бюджетного кредита) из собственности казны Российской Федерации переходят в собственность заемщика.

Когда вы перекладываете деньги из кармана в карман в надежде извлечь из данного процесса пользу, то это – из области психиатрии. Когда этим же самым занимается государство – это уже из области бюджетной политики. Ибо то, что вынуто из кармана муниципалитета всегда может вернуться в виде дотаций, субсидий и субвенций. И поскольку большинство муниципалитетов живет по принципу: «Деньги – склока, но без них плохо», вышележащие бюджеты порой перечисляют больше чем вынимают. Используя названные финансовые механизмы. Так что, овладевайте экономическими познаниями и держите карман шире!

Для тех, кому не фиолетово, стоит всего лишь понять очень простую разницу.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Что это значит? Если вам Бог послал дотации – очень хорошо, по бедности нашей. Можно тратить и латать дыры. Если случилась субсидия – тоже неплохо, только могут потребовать софинасирования. А ежели субвенция – то есть шанс «залететь», поскольку выделяются эти средства строго на определенные цели и опять таки нуждаются в софинансировании, причем ваша доля должна быть выше.

Думается, не надо даже говорить о том, что федеральный и региональный бюджеты не состоят в родстве с сорокой-белобокой, и не выдают средства всем, кому ни попадя. А если и выдадут, то контроль серьезный. Поэтому, несмотря на красивые латинские слова, бюджетное выравнивание – еще та головная боль. Как известно, всякий доход не приходит без хлопот.

Меры по реализации поручений Президента РФ

1. Отчеты о недополученных доходах от предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату ЖКУ (далее — отчет) будут приниматься через Личные кабинеты организаций без их личного обращения в ГКУ «ГЦЖС».

2. Продление на следующие 6 месяцев субсидий и компенсаций на оплату ЖКУ, срок предоставления которых истекает в период с марта по сентябрь 2020 года включительно, производится «автоматически» в беззаявительном порядке.

3. Для предоставления субсидии граждане могут подать заявление через Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы или обратиться в Центр государственных услуг г. Москвы «Мои документы».

4. Оформление льготных скидок на оплату ЖКУ на территории Москвы (за исключением ТиНАО) производится путем личного обращения в Центры государственных услуг города Москвы «Мои документы» (МФЦ).

ВНИМАНИЕ!
Выплата субсидий на оплату ЖКУ, срок предоставления, которых истекает в апреле, мае, июне, июле, августе и сентябре 2020 года продлевается на следующие 6 месяцев без обращения в МФЦ и органы исполнительной власти.

Проверить назначение субсидии можно онлайн. Специальный ресурс позволяет посмотреть, начислена ли субсидия.

Рассказываем, как оформить, рассчитать и проверить наличие субсидии.

Как проверить субсидию онлайн?

  1. Для того, чтобы узнать о назначении субсидии, нужно перейти на сайт subsidii.ioc.gov.ua.
  2. В левой части экрана ввести свои данные: область, населенный пункт, улицу, номер дома и квартиры и поставить галочку в поле «Я не робот».
  3. Результаты поиска показываются в правой части окна. Это таблица, в которой указаны: состояние субсидии (действующая/не действующая), последние две цифры номера заявления на получение, месячный и годовой размер помощи, месторасположение личного дела, населенный пункт.
  4. В последней колонке есть иконка, кликнув по которой можно посмотреть информацию о субсидии за периоды. Они разделены на отопительные и неотопительные. Здесь можно увидеть, какая сумма была начислена для оплаты коммуналки.

Отметим, в реестр попадают лишь те жилища, которые прошли все необходимые процедуры: подали заявление на субсидию, декларацию доходов и расходов семьи, или договор аренды (найма) и получили подтверждение от социальных служб. Поэтому в списке не будут отображаться адреса, которые не обращались за государственной помощью.

Как начисляют субсидию?

Срок действия субсидии составляет 12 месяцев (с 1 мая по 30 апреля с пересчетом отдельно на отопительный и на неотопительный периоды).

Получить субсидию могут:

  • безработные граждане, не состоящие на учете в Центре занятости (от безработных теперь требуется наличие взносов на стаж (ЕСВ) либо справки ВКК, иначе субсидию смогут назначить только в селе, райцентре и только по решению Комиссии);
  • владельцы двух и более автомобилей, если возраст транспорта не менее пяти лет с даты выпуска;
  • владельцы более 1 жилого объекта недвижимости;
  • арендодатели;
  • лица, оплатившие покупку или услугу на сумму 10 и более прожиточных минимумов (приобретения и оплаты до 50 тысяч гривень не влияют на субсидию).

Какие правила начисления субсидии?

В расчете субсидии принимаются во внимание:

  1. количество лиц, зарегистрированных в данной квартире или доме, а также доходы непрописанных членов семьи, т.е. непрописанных супругов и несовершеннолетних детей, — это условие касается всех прописанных (либо арендующих жилье) по адресу обращения за субсидией;
  2. совокупный доход семьи (с учетом непрописанных членов семьи):
  • за предыдущий календарный год — для субсидий наличкой (на карту) на покупку твердого топлива или сжиженного газа (в баллонах);
  • за два квартала, предшествующих месяцу перед месяцем начала субсидии — для обычных субсидий только на централизованные жилищно-коммунальные услуги;
  • размер жилищно-коммунальных платежей согласно текущим тарифам рассчитывается только на количество прописанных (либо на указанных в договоре аренды арендаторов) либо на зарегистрированных по данному адресу ВПЛ, если таковые обращаются за субсидией по месту фактического проживания вместо хозяев жилья. Но соцнормы по кубам, киловаттам и размеру жилплощади не добавляются за непрописанных членов семьи / не указанных в договоре аренды или справке ВПЛ, несмотря на приплюсованные за них доходы.
  • Расчет совокупного дохода семьи включает большинство видов доходов, получаемых зарегистрированными в квартире или доме лицами, а также членами их семей. Сюда относятся пенсии, стипендии, пособия и другие доходы (зарплата учитывается без учета подоходного налога).

    В перечень средств, которые не учитываются при подсчете суммарного дохода, входят:

    • алименты на детей;
    • социальная помощь от государства на воспитание детей-сирот и детей, лишенных опеки родителей;
    • разовые пособия от государства;
    • регресс;
    • адресная помощь внутренне перемещенным лицам;
    • доходы от банковских депозитов.

    Основанием для отказа в субсидии может стать:

    • наличие покупки кем-либо из членов семьи в течение предшествующих 12 месяцев на сумму свыше 50 тысяч гривень;
    • наличие в семье транспорта моложе 5 лет;
    • размер площади жилья, превышающий 120 кв. м. для квартиры или 200 кв.м. для частного дома, при этом не суммируются площади, если в семье есть несколько домов/квартир, но если в одном жилом помещении отапливаемая площадь превышает 120/200 кв.м. для соответствующего вида жилья, то субсидию не смогут назначить даже по решению Комиссии, кроме приемных многодетных семей и детских домов семейного типа.

    Как рассчитать субсидию?

    Право на выдачу субсидии получают лица или семьи, чьи расходы на квартплату превышают размеры обязательного платежа. Как считать процент обязательного платежа? Для этого потребуется вычислить доход всех членов семьи за 2 квартала, предшествующих месяцу перед месяцем начала субсидии.

    К примеру, семья из двух человек с суммарным совокупным доходом за последние полгода в 60 тысяч гривень и суммой ежемесячной квартплаты в 2500 гривень претендует на получение субсидии. Рассчитать субсидию для данного примера можно так:

    1) средний доход семьи в месяц равен 60000 / 6 месяцев = 10 тысяч гривень;

    2) усредненный доход на 1 человека в месяц равен 10000 / 2 = 5000 грн;

    3) полученную цифру делят на прожиточный минимум на 1 число месяца начала субсидии: 5000 /2027 = 2,5.

    • С 1 января 2020 года усредненный прожиточный минимум составляет 2027 гривень;
    • С 1 июля 2020 года — 2118 гривень;
    • С 1 декабря 2020 года прожиточный минимум предполагается 2189 гривень.

    5) доход на семью в месяц умножается на полученный процент: 10000 × 18,75% = 1875 грн – размер обязательного платежа для данной семьи;

    6) субсидия составит 2500 – 1875 = 625 гривень.

    Это приблизительный результат, так как начисление субсидии в Украине происходит отдельно для каждого вида коммунальных услуг. При этом потребление семьей каждого вида услуг сравнивается с установленными нормами, а затем определяется доля стоимости конкретной услуги в общей сумме квартплаты. Реальный процент платежа и сумма субсидии могут несколько отличаться.

    Куда обращаться по поводу назначения субсидий?

    Для получения субсидии на оплату коммунальных услуг необходимо подать два основных документа – заявление на субсидию и декларацию доходов и расходов семьи. В случае аренды жилья вам также необходимо предоставить договор аренды (найма), либо копию справки о регистрации ВПЛ по данному адресу, если на субсидию подают не хозяева жилья, а проживающие по справке ВПЛ.

    Бланки для оформления субсидии в Украине на 2020 год остались без изменений по сравнению с прошлым годом. Форму декларации для заполнения можно получить в местном органе социальной защиты населения либо скачать самостоятельно.

    После внесения всех данных заполненные бланки заявления и декларации необходимо подать в соответствующее территориальное подразделение органов социальной защиты. Это можно сделать лично или отправить по почте заказным письмом. Жители сел могут передать заполненные документы через уполномоченных сотрудников сельских советов, которые затем доставляют их в органы социальной защиты.

    Арендаторам жилья, оформляющим субсидию на свое имя, необходимо с заявлением и декларацией подавать копию договора аренды (либо копию справки ВПЛ).

    Сотрудники социальных служб проверяют всю указанную информацию через фискальную службу, Пенсионный фонд и другие организации, а также связываются с поставщиками коммунальных услуг.

    В течение 10 дней после получения всей необходимой информации, заявителю дается ответ по номеру телефона, который указан в заявлении, либо письмом на адрес претендента на субсидию. Ответ дается в любом случае, даже если в субсидии будет отказано.

    Оформление субсидии онлайн

    На сайте Министерства социальной политики нужно выбрать рубрику «Е-Сервисы».

    Потом надо выбрать «Субсидии».

    Далее необходимо пройти регистрацию: или с адресом электронной почты, или с электронной цифровой подписью, или с помощью BankID.

    Регистрация и вход через электронную почту позволяют направить в отделение соцзащиты документы в электронной форме, но лишь для предварительного рассмотрения. Позже все равно придется лично относить оригиналы документов в отделение, чтобы завершить оформление субсидии.

    Другие два варианта входа в систему оформления субсидий не потребуют личного присутствия, все будет сделано онлайн. При входе в систему оформления субсидий по цифровой подписи или через BankID, можно сразу заполнить заявление и составить декларацию.

    Если цифровая подпись пока есть у немногих, то банковскую идентификацию проходили почти все — клиента фотографируют в отделении банка и получают его подпись в электронном виде – на планшете.

    Как сообщал Realist, в марте Кабинет министров согласовал увеличение субсидий на период карантина и упростил их предоставление — особенно тем украинцам, которые лишились работы.