Доступность для инвалидов

  1. Организация образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во ВГУЭС организация образовательной деятельности для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья, в учебном плане предусмотрены дисциплины по выбору, что дает студенту возможность выбирать индивидуальную траекторию обучения. Действует стандарт ВГУЭС «Об обучении студентов по индивидуальным учебным планам и индивидуальным учебным графикам. Свободное посещение занятий». При необходимости обучающимся предоставляются адаптированные образовательные программы. Преподаватели университета прошли повышение квалификации по программам: «Подготовка научно-педагогических кадров к организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ», «Основы высшего инклюзивного образования», «Теория и практика высшего инклюзивного образования».

Занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся осуществляется с учетом ограничений здоровья.

Срок получения по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.

Обучающимся с ОВЗ различных нозологий по заявлению предоставляются специальные технические средства, услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и ЛОВЗ в образовательном процессе используется специальное оборудование. Практически все аудитории университета оснащены мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК), что позволяет доступно и наглядно осуществлять обучение студентов, в том числе студентов с нарушением слуха и зрения. Используемые во ВГУЭС современные лабораторные комплексы обладают высокой мобильностью, что позволяет использовать их для организации образовательного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Пять учебных аудиторий с количеством посадочных мест от 22 до 200 оборудованы звукоусиливающей аппаратурой (микрофоны, динамики). Также имеется мобильный беспроводной комплект с индивидуальными наушниками на 80 слушателей. Особую роль в обеспечении доступности и качества обучения играет оборудование для организации видеоконференцсвязи.

Внедренная технология виртуализации рабочих мест позволяет обеспечить индивидуальный подход к студентам с ОВЗ, предоставляя в любом компьютерном классе (более 20 -ти) специальные возможности в зависимости от потребностей обучающихся.

В читальном зале библиотеки одно рабочее место оборудовано уникальным портативным устройством «Pearl» для чтения печатных текстов слепыми и слабовидящими. Данное оборудование позволяет преобразовывать любой печатный текст в звук. Разработана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Студенты — волонтеры университета в рамках реализации социально значимого проекта «Сделаем книгу доступной для незрячих» осуществляют работу по подготовке текстов электронных книг для инвалидов по зрению.

Помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, оборудованы звукоусиливающей аппаратурой.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, созданы условия для беспрепятственного доступа на прилегающую территорию, в здания университета, учебные аудитории, столовые и другие помещения, а также безопасного пребывания в них. На территории университета есть возможность подъезда к входам в здания автомобильного транспорта, выделены места парковки автотранспортных средств. Входы в университет оборудованы пандусами, беспроводной системой вызова помощи. Для передвижения по лестничным пролетам инвалидов – колясочников приобретен мобильный подъемник – ступенькоход «SHERPA». В учебном корпусе оборудована универсальная туалетная комната в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным помещениям.

Вход в здание общежития оборудовано беспроводной системой вызова помощи. Для студентов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, в душевых комнатах установлены специальные поручни.

Работает система оповещения и сигнализации. Пульты пожарной охраны выведены на посты видеонаблюдения, работает звуковое и речевое оповещение.

  1. Электронное обучение как часть доступной среды.

На заседании Ученого совета университета утверждена Концепция внедрения электронного обучения в образовательный процесс ВГУЭС (Протокол №1 от 10 октября 2013г. решения Ученого совета), было принято решение об апробации методик и технологий электронного обучения в образовательный процесс университета по всем реализуемым программам. Использование системы электронного обучения позволяет осуществлять прием-передачу информации в доступных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В последние годы все более широко применяются технологии интегрированного обучения с использованием активных и интерактивных методов обучения и преобладанием технологии «face–to–face». Студенты с ОВЗ имеют возможности дистанционных консультаций с преподавателями (skype), участия в вебинарах. Для удобства студентов на сайте университета создан информационный сервис «Личный кабинет», в котором каждый студент может получить адресную информацию по многим аспектам реализации своей программы, включая перечни литературы и информационных источников, расписание занятий и консультаций, отчет по посещаемости, успеваемости и многое другое.

Перспективы развития образовательных технологий связаны с увеличением роли «e–learning» в образовательном процессе. Внедрение e–learning на программном уровне является частью стратегии вуза по повышению качества и доступности образования. В настоящее время в образовательном процессе активно используется виртуальная обучающая среда Moodle.

  1. Профориентационная работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья.

С целью предоставления комплекса профориентационных услуг в 2004 году во ВГУЭС был создан Центр «Абитуриент». Данный Центр позволяет обеспечить качественную подготовку школьников и абитуриентов к получению профессионального образования в их интересах. Он является надежным помощником учащимся, в том числе ЛОВЗ, их родителям и педагогам в профориентационной работе.

Центр «Абитуриент» проводит систематические профориентационных мероприятия на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детских домов, школ–интернатов, центров творчества, центров занятости населения и других учреждений города и края. Особое внимание уделяется подросткам с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность и эффективность профориентационной работы центра оценивается по такому важному показателю как увеличение количества школьников, поступающих на программы профессионального образования, рекомендованные специалистами, исходя из способностей и состояния здоровья каждого.

Содержание и методы довузовской подготовки направлены на саморазвитие личности школьника на основе индивидуального подхода.

Надо отметить, что на протяжении многих лет сотрудники Центра взаимодействуют с Приморским детским фондом, возглавляемым Председателем Правления Хомечко Е. А., участвуют в реализации программ, направленных на помощь детям — инвалидам: «Соучастие в судьбе», «Спешите делать добро».

Работа Приемной комиссии для поступающих с ограниченными возможностями строится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Большую помощь в проведении приемной кампании оказывают мобильные группы, созданные из числа волонтеров университета. При необходимости волонтеры встречают абитуриентов, сопровождают во время подачи документов и прохождении вступительных испытании.

Правила приема и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов размещены на сайте университета.

  1. Создание воспитательной среды, вовлечение студентов в волонтерство.

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является создание воспитательной среды, основанной на развитии у студентов общечеловеческих ценностей.

Такую задачу ставит и успешно решает Центр молодежной политики и студенческих объединений (ЦМПиСО) и Центр волонтеров.

Студенты ВГУЭС активно вовлечены в добровольческую деятельность — помогают детским домам и домам престарелых, устраивают «экологические десанты», выезжают с благотворительными концертами, проводят рейды по очистке города и участвуют в организации статусных мероприятий регионального и всероссийского уровней, которые проходят в нашем ВУЗе, городе и крае.

ЦМПиСО и Центр волонтеров предоставляет для всех студентов равные возможности для участия во всех организуемых мероприятиях. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью без выделения их в обособленную группу.

Так, ВГУЭС организовал и провел при участии ЛОВЗ и непосредственной помощи волонтеров ВГУЭС следующие мероприятия:

  • Конкурс красоты для инвалидов-колясочников «Красота без границ»;
  • Уборка территории в Седанкинском доме-интернате;
  • Организация ежегодного праздника приуроченного к Международному дню пожилого человека;
  • Помощь студентам с инвалидностью различных нозологий в подготовке к сессии;
  • Организация сбора средств для специализированной коррекционной общеобразовательной школы — интерната VI вида;
  • Проведение благотворительной акции «Яркий день»;
  • Проведение ежегодной социальной акции «Апельсинка»
  1. Развитие адаптивной физической культуры и спорта для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Во ВГУЭС на базе СК «Чемпион» созданы условия для развития адаптивной физической культуры и спорта для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Студенты с ОВЗ в зависимости от состояния здоровья и возможностей занимаются физической культурой в группах здоровья.

Около 200 человек, имеющих ограниченные возможности здоровья, на регулярной основе занимаются в СК «Чемпион» такими видами спорта, как: баскетбол, регби, плавание, фехтование, пауэрлифтинг, настольный теннис, теннис и др.

Категории занимающихся людей: слабовидящие, слабослышащие, с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями психического развития и другие.

С 2011г. в спортивном комплексе ВГУЭС регулярно проводятся соревнования и турниры по настольному теннису и плаванию с участием лиц с ОВЗ.

Вход в комплекс оборудован пандусом, также выделено место парковки автомобиля для ММГ.

  1. Организация практик и трудоустройство студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Современный рынок труда требует новых подходов к организации процессов содействия трудоустройству и эффективному «вхождению» в занятость студентов, выпускников.

Связующим звеном между университетом и бизнес–средой является Региональный центр «Старт–Карьера». Этот проект реализуется во ВГУЭС с 2003 года. Региональный Центр «Старт Карьера» осуществляет взаимодействие с рынком труда и мониторинг результатов взаимодействия с предприятиями – партнерами; консультативную поддержку студентов в процессе поиска мест практик, стажировок и трудоустройства; занимается непосредственным трудоустройством студентов и выпускников в компании Приморского края.

Со студентами, в том числе с ОВЗ, начиная с 1-ого курса, проводятся различные мероприятия, направленные на погружение в будущую профессию, такие как:
— Ежедневные консультационные работы по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии на рынке труда.
— Обучающие мероприятия с привлечением в качестве ведущих представителей предприятий — работодателей (тренинги, мастер-классы, деловые игры).

— Организация профильных стажировок на предприятиях города и края под руководством специалиста — практика (сотрудника данного предприятия), выступающего в качестве индивидуального руководителя-наставника для студентов.
-День компании, день профессии, экскурсии на предприятия.
-Проект WORK-кастинг — бизнес-игра, состоящая из нескольких этапов в присутствии представителей компаний-работодателей, которые готовы уже на период проведения проекта принять на работу на стартовые позиции наиболее проявивших себя на данном проекте, перспективных, подающих надежды молодых специалистов, выпускников вуза.
— «Азбука успеха» — это программа обучающих курсов для студентов. На курсах студенты получают знания и навыки, которые им будут необходимы на первых шагах их профессиональной деятельности — правильно составлять резюме при трудоустройстве, уверенно подавать себя на собеседовании, овладеть базовыми навыками коммуникации, тайм-менеджмента.
Два раза в год проводится мониторинг показателей трудоустройства и работы выпускников очной формы обучения, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями. Результаты мониторинга показывают, что процент трудоустройства выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ после окончания университета высокий и составляет 100% .

  1. Социальная сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Во ВГУЭС осуществляется социальное сопровождение обучающихся, которое направлено на социальную поддержку инвалидов, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии.

В университете ведется учет инвалидов и лиц с ОВЗ. При поступлении или по заявлению студента во время учебного процесса данные о студентах вносятся в информационную систему «ИИСУСС».

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 студентам, являющимcя детьми – инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, назначается государственная социальная стипендия, предоставляется бесплатно общежитие.

В связи с тем, что увеличилось число студентов с инвалидностью по заболеванию «сахарный диабет», службой питания ВГУЭС разработано меню, включающее в себя блюда, с ограничением углеводов, жиров, сахара, в вареном и запеченном виде. Ежемесячной традицией в университете стали дни здорового питания. Приглашенные специалисты консультируют студентов по вопросам диеты.

8. Медицинско-оздоровительное сопровождение.

Студентам из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оказывается неотложная медицинская помощь и помощь узких специалистов, в том числе лабораторные, инструментальные обследования бесплатно в рамках ОМС. Медицинское обслуживание проводится на базе АНО РМЦ «ЛОТОС» по соглашению о сотрудничестве от 01.12.12.

Для инвалидов и ЛОВЗ разработаны программы реабилитации с применением аппаратной реабилитации (при заболеваниях связанных с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями центральной нервной системы, с общесоматическими заболеваниями). Реабилитация данной категории студентов проводится бесплатно по направлениям из лечебно-профилактических учреждений в рамках программы обязательного медицинского страхования.

9. Телефоны «горячей линии»:

— по вопросам приёмной кампании: 8(423)240-40-23, 8(423)240-42-98;

— по вопросам организации образовательного процесса: 8(423)240-41-25.

Доступность для инвалидов в городской среде

Удобство зданий и помещений

Наша компания

Мы работаем по всей России

Конвенция Организации Объединённых Наций о правах людей с ограниченными возможностями, подписанная нашим государством в 2008 году, обязывает правительство принимать меры, результатами которых должна стать доступность социально значимых мест для инвалидов всех категорий. В нашей стране реализуется федеральная программа. В соответствии с ней главным методом решения проблемы является стратегия универсального дизайна. Она направлена на проектирование таким образом, чтобы необходимость выполнения адаптационных мероприятий отсутствовала.

Исходя из всего вышесказанного становится понятно, что любой объект, строительство которого началось не раньше 2011 года будет допущен к эксплуатации лишь при условии его доступности для маломобильных групп населения. Разумеется, концепция универсального дизайна приносит свои плоды, но не стоит забывать, что подавляющее большинство объектов сдано в эксплуатацию раньше начала действия программы. Доступность для инвалидов в подобных зданиях и сооружениях обустраивается путем проведения массы мероприятий.

Доступность для инвалидов в городской среде

Итогом реализации программы должна стать возможность самостоятельного передвижения МГН по любому выбранному маршруту, в том числе с использованием общественного транспорта. Таким образом формирование безбарьерных условий должно начинаться именно с обустройства территорий.

Доступность городских территорий для инвалидов формируется путем выполнения следующих работ:

  • Проектирование ОДИ.
  • Выполнение строительно-монтажных работ.
  • Установка всего необходимого оборудования. В первую очередь речь идет о пандусах, подъемниках и тактильных средствах информирования.

Доступность для инвалидов в городе – это адаптация не только стационарных объектов. Стоит помнить, что целью программы, в том числе является возможность передвижения с помощью общественного транспорта. Таким образом рейсовые автобусы, маршрутки, троллейбусы, трамваи и т. д. также должны быть оснащены специальными подъемниками.

Логичным завершением адаптации окружающего пространства, является специальная экспертиза и паспортизация. Доступность городских территорий для инвалидов возможно обустроить лишь с соблюдением норм, прописанных в ГОСТ и СНиП.

Удобство зданий и помещений

Чтобы обустроить доступность для инвалидов в зданиях придется приложить гораздо больше усилий. Проведение мероприятий, направленных на формирование безбарьерных условий в отдельно взятых помещениях – это первоочередная задача их собственников.

Формирование осуществляется следующим образом:

  • Первым делом требуется адаптировать входные узлы и маршруты подхода к ним, как правило, это участок, начинающийся от остановки общественного транспорта, парковки и т. д. Для проведения таких работ потребуется установка различного оборудования (тактильные средства информирования, конструкции, позволяющие перемещаться между участками, находящимися на разных высотах и т. д.).
  • Далее, чтобы обустроить доступность для инвалидов необходимо создать целевые зоны и пути подхода к ним. В процессе проведения подобных работ устанавливаются пристанные поручни, тактильные информаторы, например, таблички и мнемосхемы, лестничные ограждения и т. д. В качестве целевой зоны может выступать любое помещение, полностью адаптированное для нужд инвалидов, например, сантехнический узел.
  • Проведение всех вышеперечисленных работ не делает помещение доступным с юридической точки зрения. Доступность для инвалидов должна быть задокументирована. Для достижения этих целей проводится экспертиза и паспортизация.

Доступная среда формируется не только потому что этого требует закон и этические соображения. Сделав объект доступным можно решить многие проблемы, начиная от кадровой политики и заканчивая увеличением клиентской базы.

Наша компания

Как становится понятно из вышесказанного, формирование безбарьерных условий и доступности в целом – это трудоемкий и длительный процесс, для реализации которого нужно привлечь множество сторонних специалистов из различных организаций. Этого можно избежать, обратившись в нашу компанию. Мы готовы в кратчайшие сроки выполнить все вышеперечисленные работы. Мы оказываем следующие услуги:

  • Строительно-монтажные работы.
  • Проектирование ОДИ.
  • Экспертиза и паспортизация объектов.
  • Производство оборудования.
  • Создание сайтов для людей, имеющих слабое зрение.

Получить более подробную информацию можно связавшись с менеджерами.

Мы работаем по всей России

В нашей компании можно купить оборудование для инвалидов в СПб и любом другом населенном пункте страны. Это также касается всех предоставляемых нами услуг.

Подразделения нашей компании имеются во всех регионах страны. Таким образом мы являемся первой общероссийской организацией, специализирующейся на формировании доступной среды.

Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения

В связи с вступлением в силу с 01.01.2016 года Федерального закона от 01.12.2014 № 419-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (далее – Методические рекомендации), утвержденными распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 № 73-р, основным способом получения информация о доступности объектов является обследование объектов социальной инфраструктуры (далее – ОСИ) на соответствие нормативным требованиям, установленным Сводом правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Результаты обследования оформляются в виде анкеты по определению доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – анкета), которая оформляется в соответствии с Методическими рекомендациями.

Методические рекомендации, форма анкеты, инструкция по заполнению анкеты размещены на сайте: www.city4you.spb.ru («Объекты социальной инфраструктуры», «Доступность объектов»).

Кроме того на указанном сайте размещены нормативные документы, рекомендуемый порядок действий учреждений (организаций) по созданию условий для обеспечения доступности для инвалидов места предоставления услуги, а также иная оперативная информация по вопросам обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Санкт-Петербурге.

Заполненная анкета, фотографии структурно-фунциональных зон ОСИ, доступных для инвалидов, предоставляются в отдел социальной защиты населения администрации по адресу: 190068, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 55/57 для внесения информации в подсистему «Доступная среда» автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» и отражения ОСИ на Карте доступности.

Отдел социальной защиты населения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Отдел образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Координационный совет по делам инвалидов при главе администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

О создании и порядке работы Региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилых помещений инвалидов и районных подкомиссий

Об обследовании жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, по Адмиралтейскому району

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 № 84-рп утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы, соисполнителем которого является администрация Адмиралтейского района. Отчеты.

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В 2016 году стартует широкомасштабная кампания по обеспечению доступности зданий образовательных учреждений и оказываемых ими образовательных услуг для инвалидов. Для этой цели будет проводиться паспортизация всех зданий, по итогам которой будут приняты решения о приспособлении зданий, их реконструкции или дооборудовании.

Доступные условия

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее — Порядок № 1309). Порядок № 1309 вступил в силу с 1 января 2016 года.
Он распространяется на образовательные учреждения, подведомственные Минобрнауки России, и устанавливает правила обеспечения доступности для инвалидов объектов учреждений (зданий, строений, сооружений и помещений) и образовательных услуг (п. 1 Порядка № 1309).
Порядок № 1309 распространяется не только на новые и реконструируемые, но и на действующие здания образовательных учреждений. Согласно пункту 3 Порядка № 1309 руководители образовательных учреждений обязаны обеспечить создание инвалидам следующих условий доступности объектов:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
Доступность образовательных услуг, которую должны обеспечить руководители учреждений, согласно пункту 4 Порядка № 1309, обеспечивается следующими условиями:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;