Должностная инструкция начальника следственного отдела органов МВД

действует Редакция от 10.02.2001 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МВД РФ от 04.01.99 N 1 (ред. от 10.02.2001) «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 НОЯБРЯ 1998 Г. N 1422» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ»)
Вид документа приказ, перечень, положение
Принявший орган мвд рф
Номер документа 1
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 10.02.2001
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МВД РФ от 04.01.99 N 1 (ред. от 10.02.2001) «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 НОЯБРЯ 1998 Г. N 1422» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ»)

III. Обязанности и права начальника следственного управления (отдела, отделения, группы)

15. Следственное управление (отдел, отделение, группу) возглавляет заместитель начальника управления (отдела, отделения) внутренних дел района, города, района в городе, закрытого административно — территориального образования, на особо важном и режимном объекте, линейного управления (отдела) внутренних дел — начальник следственного управления (отдела, отделения, группы) при органе внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России, УВД административного округа г. Москвы, а в управлениях (отделах) внутренних дел, непосредственно подчиненных Управлению режимных объектов МВД России, начальник следственного отдела (отделения, группы) назначается на должность и освобождается от должности начальником данного управления по согласованию со Следственным комитетом.

(в ред. Приказа МВД РФ от 10.02.2001 N 140)

16. В следственной группе (с численностью 1 штатная единица) при органе внутренних дел на должности состоит старший следователь (следователь) следственной группы, который назначается на должность и освобождается от должности начальником вышестоящего органа предварительного следствия.

17. Начальник следственного управления (отдела, отделения) имеет заместителя (заместителей).

18. Заместитель (заместители) начальника следственного управления (отдела, отделения), начальствующий состав органа предварительного следствия назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника следственного управления (отдела, отделения) заместителем начальника вышестоящего органа внутренних дел — начальником главного следственного управления (следственного управления, отдела) при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России, УВД округа г. Москвы, а в управлениях (отделах) внутренних дел, непосредственно подчиненных Управлению режимных объектов МВД России, они назначаются на должность и освобождаются от должности начальником данного управления.

19. Начальник следственного управления (отдела, отделения, группы) помимо полномочий, предусмотренных уголовно — процессуальным законом:

19.1. Осуществляет планирование работы и контроль за выполнением намеченных мероприятий, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы органа предварительного следствия; организует исполнение возложенных на него задач.

19.2. Определяет функциональные обязанности своих заместителей, осуществляет распределение служебных обязанностей следователей посредством установления специализации по расследованию отдельных категорий преступлений и (или) закрепления за ними определенных территориальных зон (участков).

19.3. Рассматривает поступающие в следственное управление (отдел, отделение, группу) заявления и сообщения о совершении преступлений и принимает по ним решения в соответствии с требованиями уголовно — процессуального закона.

19.4. Обеспечивает своевременный выезд следователей на места происшествий по сообщениям о совершении преступлений, отнесенных законом к их подследственности.

19.5. По согласованию с начальником органа внутренних дел привлекает к работе по обеспечению расследования преступлений необходимые силы и средства.

19.6. Устанавливает время дежурства следователей в следственно — оперативной группе, предоставляет им в соответствии с законодательством время для еженедельного отдыха и отдыха после дежурства.

19.7. Заслушивает следователей по вопросам взаимодействия с работниками других служб при расследовании преступлений, выполнения планов работы, повышения профессионального мастерства.

19.8. Пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей не уполномоченных на то законом лиц.

19.9. Анализирует оперативную обстановку, состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного управления (отдела, отделения, группы) и каждого следователя.

19.10. Разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию предварительного следствия, вносит соответствующие предложения начальнику вышестоящего органа предварительного следствия.

19.11. Организует учет работы каждого следователя и органа предварительного следствия в целом.

19.12. Составляет согласованный с прокурором статистический отчет о следственной работе, обеспечивает объективность представляемых документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

19.13. В установленном порядке представляет в вышестоящий орган предварительного следствия сообщения по каждому факту освобождения задержанного лица в связи с неподтверждением подозрения в совершении им преступления и освобождения из-под стражи подозреваемого, обвиняемого при прекращении уголовного дела в отношении обвиняемых по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава преступления либо в связи с недоказанностью предъявленного обвинения, в связи с постановлением судом оправдательного приговора) с изложением оснований принятия соответствующего решения, а также иную информацию во исполнение соответствующих приказов и распоряжений Министерства.

19.14. Организует внедрение в практику работы следователей рекомендаций по научной организации труда, использованию современной криминалистической техники, передового опыта и новых методик расследования преступлений.

19.15. Лично проводит со следователями занятия по служебной подготовке, обеспечивает своевременное изучение каждым сотрудником новых законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность органов предварительного следствия.

19.16. На основе имеющейся в следственном управлении (отделе, отделении, группе) информации анализирует причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносит обобщенные представления руководителям предприятий, учреждений и организаций, направляет информации и предложения в соответствующие органы власти и управления.

19.17. Рассматривает представления прокуроров, частные определения судов о нарушениях норм уголовно — процессуального законодательства, жалобы на действия следователей в ходе предварительного следствия и принимает меры по устранению недостатков в их работе.

19.18. В установленном порядке распоряжается денежными средствами, выделяемыми для нужд следственного управления (отдела, отделения, группы).

19.19. Вносит предложения начальнику вышестоящего органа предварительного следствия о привлечении к дисциплинарной ответственности следователей за нарушение служебной дисциплины, законности, ведомственных нормативных актов.

19.20. Обеспечивает соблюдение сотрудниками требований Положения о службе в органах внутренних дел.

19.21. В установленном порядке ходатайствует о поощрении сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий, перемещению по службе, поощряет в пределах своих полномочий за успешную работу по раскрытию и расследованию преступлений.

19.22. Непосредственно участвует в решении вопросов социального обеспечения и бытового устройства сотрудников.

19.23. Представляет следственное управление (отдел, отделение, группу) в органах местного самоуправления, других ведомствах, учреждениях, организациях.

20. В период временного отсутствия начальника следственного управления (отдела, отделения, группы) его обязанности выполняет заместитель или назначенный им следователь.

21. Старший следователь (следователь) следственной группы при органе внутренних дел, помимо процессуальных функций, выполняет обязанности, предусмотренные п. п. 13.6, 19.5, 19.13, 19.14 настоящего Положения.

Приложение 6
к Приказу МВД России
от 4 января 1999 г. N 1

Гумерова Р.Р.

Институт помощников следователя в России не является абсолютно новым. В Российской империи в конце XIX в. у судебных следователей были помощники в лице рассыльных и письмоводителей. Письмоводители выполняли функцию секретарей (делопроизводителей) при следователях; они составляли протоколы следственных действий, произведенных следователем, переписывали постановления и другие документы следователя, таким образом, имели доступ ко всем материалам уголовного дела. При этом они не обладали полномочиями по осуществлению процессуальной деятельности и не могли самостоятельно выполнять какие-либо иные, кроме «технических», действия.

В настоящее время институты помощников следователей действуют как в системе следственных органов МВД Российской Федерации, так и в Следственном комитете Российской Федерации. Целесообразность появления указанных должностей определялась необходимостью облегчить условия работы следователей, которая отличалась и отличается чрезмерной напряженностью, большими объемами и предъявляемыми повышенными требованиями к качеству результатов. По данным МВД Российской Федерации в производстве каждого следователя находится одновременно от 20 до 27 уголовных дел, в том числе и дела о неочевидных преступлениях.

В интервью, данном Российской газете в апреле 2013 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка указал на то, что вызывает тревогу рост числа дел, расследованных с превышением сроков, установленных уголовно-процессуальным законом. Данную озабоченность он высказал и в 2018 году, выступая 18 апреля перед Советом Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2017 году и о проделанной работе по их укреплению. «Особо настораживает ежегодный прирост дел, сроки расследования по которым превышают 12 месяцев. К концу прошлого года их число составляло около 4,5 тыс., а в Следственном комитете РФ более 300 дел вообще расследуются свыше 3 лет».

Предпосылками участия помощника следователя в уголовном судопроизводстве являются: повышение роли и значимости деятельности следователя в выполнении государственной функции обеспечения безопасности граждан; необходимостью оптимизации деятельности указанных должностных лиц, выражающейся в снижении нагрузки на каждого следователя, необходимостью принятия конкретных мер к снижению сроков предварительного расследования и повышения требования к качеству расследования. Основы для участия помощника следователя в уголовном судопроизводстве сложились исторически, что, однако, не было закреплено должным образом в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ, в результате чего потенциал института помощников следователей по участию в уголовно-процессуальной деятельности не реализован до настоящего времени

В системе МВД России данный институт был возрожден в 1992 г. Приказом от 15.06.1992 N 197 МВД РФ «О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов ОВД», которым была введена должность младшего следователя. Требования, предъявляемые к кандидату на должность младшего следователя, функциональные обязанности и процессуальные полномочия определялись в Примерном положении и функциональных обязанностях младшего следователя следственного подразделения органов внутренних дел (утвержденном совместным указанием ГУК и СК МВД России 13 января 1993 г., N 21/15/42).

Младшие следователи должны были проходить обязательную первоначальную подготовку по специальной программе, после чего стажировку в течение года, под руководством наиболее опытных следователей. После завершения стажировки проводилась обязательная аттестация руководством следственного подразделения, и при успешном ее прохождении младшие следователи допускались к самостоятельной работе. Положение изменилось после издания Приказа МВД РФ от 4 января 1999 г. N 1 (в редакции Приказа МВД от 10.02.2001 N 140) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422 (вместе с Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Положением о помощнике следователя). Данным Приказом вместо младших следователей были введены должности помощников следователей, процессуальный статус которых отличается от статуса младших следователей самым серьезным образом.

Положение о помощнике следователя регламентирует только некоторые позиции статуса данного участника процесса. Например, в Положении указано, что помощник следователя – это должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе предварительного следствия и имеющее специальное звание. Назначение на должность и освобождение от должности помощника следователя осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел. На помощника следователя возлагается осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений. Ему не разрешается выполнять поручения и действия процессуального характера.

Помощники следователей в Следственном комитете появились позже в соответствии с Приказом Следственного комитета от 4 мая 2011 г. N 74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации».

В целом полномочия помощников следователей Следственного комитета РФ совпадают с полномочиями помощников следователей Следственного комитета в системе МВД РФ. Согласно требованиям нормативно-правовых актов функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Помощник следователя и общественный помощник вправе оказывать только техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе, готовить в соответствии с поручением следователя проекты документов.

Такой подход в отношении общественных помощников в Следственном комитете РФ следует признать правильным. Статус общественного помощника не позволяет требовать от данного лица строгого выполнения каких-то обязанностей, не предопределяет наличие ответственности, т.е. тех обязательных позиций, которые присутствуют в деятельности следователя. Поэтому выполнение чисто технической работы и только чисто технической работы по поручению следователя – это предел возможностей указанных лиц.

Иная ситуация, на наш взгляд, складывается применимо к помощникам следователей в системе МВД РФ, где помощники введены в штат. Здесь ситуация складывается в двух направлениях. Во-первых, помощники либо выполняют обязанности делопроизводителя, например занимаются регистрацией входящей и исходящей корреспонденции, ведением архивного производства, поскольку в Следственном комитете нет должностей заведующего канцелярией либо делопроизводителя, а работа, соответствующая данным должностям, есть и ее много. При этом, естественно, они никак не связаны со следователями и их деятельностью, т.е. предварительным расследованием, что само по себе неправильно и противоречит даже названию их должности – «помощник следователя».

Во-вторых, помощников привлекают к следственной работе, может, не в полной мере, но опять же вопреки указанным нормативно-правовым актам. Допустим, помощник следователя совместно со следователем участвует при проверке материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел; осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установления причин и условий, способствующих совершению преступления; поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела трудовым коллективам; по указанию следователя и под его контролем выполняет несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.

Второй вариант привлечения помощников более соответствует решению задач, которые и послужили причиной появления указанных лиц в предварительном следствии, поэтому отсутствие детального нормативного урегулирования степени участия помощников в производстве по уголовному делу нельзя признать правильным. Нельзя согласиться и с подходом законодателя, не посчитавшего возможным указать на наличие такого лица в уголовно-процессуальном законе как на участника процесса, тем самым создав ситуацию возможности фальсификации документов. Например, проводя «несложные следственные действия», помощник не может их проводить от своего имени, поскольку он не процессуально значимая фигура, следовательно, протокол следственного действия он оформляет от лица следователя, якобы именно он проводил указанное несложное следственное действие. Оформляя отдельные следственные действия (выполняя техническую работу), помощник опять же выполняет их от лица следователя, который в последующем и подписывает указанный протокол. Следователь не вправе давать поручения (указания) помощнику, поскольку такое право ему не предоставлено уголовно-процессуальным законом. В п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ речь идет только об органе дознания.

Мы не считаем целесообразным отказываться от возможности использовать помощников следователя при производстве предварительного расследования как действенной помощи следователю, возможности снижения его нагрузки и тем самым обеспечения качества расследования.

Полагаем, что помощник следователя может быть наделен правом учреждать подписи на тех документах, которые он подготавливает, например при составлении различных запросов и сопроводительных писем, при истребовании сведений о судимостях, приговоров суда, сведений о физическом и психическом здоровье подсудимого и т.п., с той лишь оговоркой, что право подписи помощника следователя должно быть подкреплено соответствующим распоряжением следователя либо руководителя следственного органа.

Помощник следователя вполне может готовить материалы уголовного дела для передачи его руководителю следственного органа, а затем прокурору для утверждения обвинительного заключения. Мы имеем в виду не только техническую работу (подшивку материалов, переплет), но и анализ материалов дела, и сбор недостающих в деле сведений и документов.

Помощник следователя вполне может заниматься подготовкой к проведению следственных действий, особенно тех, которые требуют особой подготовки. Например, проведение опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента. Результаты данных следственных действий для суда всегда очень убедительны, и их сложно опорочить, особенно если в ходе их проведения не допускаются ошибки. Однако следователи не всегда принимают решение о проведении данных действий, поскольку они требуют серьезных временных затрат на подготовку, а отсутствие надлежащей подготовки ведет к отрицательным результатам. Понимая загруженность следователя, тем не менее следует признать, что причина отсутствия результата – это плохая подготовка (если вообще была подготовка) к проведению следственного действия. Таких ошибок можно было бы избежать, если бы следователь мог поручить эту работу помощнику.

Следующая деятельность, которую с успехом мог бы осуществлять помощник следователя, – это обеспечение ознакомления с материалами уголовного дела его участников. На эту процедуру уходит колоссальное количество времени, которое следователь мог бы использовать более плодотворно, занимаясь другими делами. По многоэпизодному, объемному делу следователь, присутствуя при том, как участники процесса знакомятся с материалами, совершенно не рационально использует свое рабочее время. Помощник следователя мог бы его заменить, а сам процесс оформления результатов ознакомления и подписания протокола ознакомления с материалами уголовного дела мог производиться в присутствии уже следователя. Данное предложение, полагаем, вполне жизнеспособно. По итогам проведенного нами опроса следователей и руководителей следственных органов, 81% респондентов высказались за необходимость возложения обязанности по ознакомлению участников уголовного судопроизводства с материалами дела на помощника следователя, 17% респондентов высказались против, 2% – затруднились ответить.

В настоящее время закон п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предоставляет следователю право давать органу дознания обязательные для исполнения поручения, в том числе о проведении отдельных следственных или процессуальных действий. Сроки проведения указанных действий определены в ч. 1 ст. 152 УПК РФ – не позднее 10 суток. Однако на практике данный срок не всегда выдерживается в силу различных причин, среди которых необходимо отметить необходимость выполнения дознавателями своих прямых обязанностей. Поэтому даже самый ответственный дознаватель, если возникает необходимость выбора чем заниматься – своими обязанностями, чтобы не нарушить процессуальные сроки, либо выполнять поручение следователя, выберет первое.

Также рекомендуется Вам:

Полагаем, что привлечение помощников следователей для выполнения указанной работы исправит создавшуюся ситуацию. Во-первых, помощники заинтересованы в быстром расследовании и передаче уголовного дела в суд, во-вторых, у них данные поручения всегда будут в приоритете в отношении других дел, в-третьих, работа будет выполнена по качеству не хуже, чем если бы ее выполнял дознаватель, поскольку квалификационные требования, предъявляемые к помощнику следователя, позволяют это утверждать.

Процессуальная деятельность помощника следователя будет характеризоваться следующими признаками: 1) она будет находить свое закрепление в уголовно-процессуальном законе; 2) она направлена на решение задач, стоящих перед следователем, а также на достижение целей и задач как отдельного процессуального действия, так и всего предварительного расследования; 3) ее результатом будет возникновение юридических последствий; 4) она будет осуществляться в рамках конкретного уголовного дела на основании решения о привлечении помощника следователя, принятого самим следователем либо руководителем следственного органа; 5) ее осуществление будет налагать на лицо определенные ограничения и обязательства в уголовном судопроизводстве, например обязательство сохранения следственной тайны, либо возможность отвода помощника следователя по основаниям для отвода следователя.

Полагаем, что расширение прав помощников следователей только положительным образом повлияет на качество расследования, сроки расследования уголовных дел ожидаемо сократятся, что в конечном итоге положительно скажется как на финансовых потерях государства, связанных с необходимостью выполнения решений Европейского суда по правам человека, вынесенных в связи с нарушениями разумных сроков расследования, так и на раскрываемости уголовных дел.

Оптимизировать создавшуюся ситуацию возможно путем внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Во-первых, необходимо в ст. 5 УПК РФ внести п. 40.2 следующего содержания: «Помощник следователя – должностное лицо, содействующее осуществлению предварительного расследования, оказывающее помощь следователю в организации и производстве процессуальных действий, выполняющее его поручения, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Во-вторых, ввести в текст УПК РФ ст. 38.1 «Помощник следователя» следующего содержания:

1. Помощник следователя – должностное лицо, содействующее осуществлению предварительного расследования, оказывающее помощь следователю в организации и производстве процессуальных действий, выполняющее его поручения, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. В ходе уголовного процесса следователь может пользоваться помощью помощника.

3. По поручению следователя помощник вправе:

а) разрабатывать проекты процессуальных актов;

б) оказывать следователю помощь в осуществлении процессуальных действий и подготовки к их проведению;

в) наряду с органами дознания выполнять поручения следователя;

г) принимать меры попечения о детях, либо иждивенцах подозреваемого, обвиняемого, задержанных либо заключенных под стражу;

д) составлять запросы, сопроводительные письма, истребовать сведения из различных учреждений, предприятий, организаций.

4. Помощник следователя действует под руководством следователя и не вправе самостоятельно проводить следственные действия.

5. Помощник обязан хранить профессиональную тайну, конфиденциальность деяний и сведений, ставших известными ему в связи с исполнением им своих функций, и несет ответственность в соответствии с законом за противоправные действия, совершенные при исполнении обязанностей.

Литература

1. Баранов А.М. О помощнике следователя / А.М. Баранов. URL: https://www.lawtech.ru/pub/pomosh.htm.

2. Власов В.И. История розыскного процесса в России (законодательство и практика) / В.И. Власов, Н.Ф. Гончаров. М., 1997. С. 101.

Информационный бюллетень. 2014. N 3 (161).

Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации утверждено Приказом Председателя СК России от 4 мая 2011 г. N 74. URL: https://kaluga.sledcom.ru/law_info/item/879845/.

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.02.2016
ISBN: 9785392199679
Язык:
Объем текста: 739 стр.
Формат:

Предисловие

Глава 1. Особенности расследования преступлений против личности

Глава 2. Особенности расследования преступлений в сфере экономики

Глава 3. Особенности расследования преступлений. Против общественной безопасности и общественного порядка

Глава 4. Особенности расследования преступлений против государственной власти

Приложения

Сведения об авторах

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Безруков Сергей Сергеевич

Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

В 1997 году окончил Пермский филиал Юридического института МВД России.

Научно-педагогическую деятельность осуществляет с 1998 года. В 2001 году защитил в Московском юридическом институте МВД России диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Оценочные понятия и термины в уголовно-процессуальном законодательстве».

Область научных интересов: уголовный процесс, уголовно-процессуальная деятельность.

Автор более 70 научных работ, среди которых монография «Оценочные понятия и термины в уголовно-процессуальном законодательстве России» (2003). Автор и соавтор учебных пособий «Относительная определенность в уголовно-процессуальном праве и пределы усмотрения следователя» (2001), «Принципы уголовного судопроизводства: понятие, система и общая характеристика» (2006), главы «Уголовное преследование» в учебнике «Уголовный процесс» (2008, 2010).

Власова Наталья Анатольевна

Доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры государственно- и гражданско-правовых дисциплин Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ)

Окончила юридический факультет Воронежского государственного университета. Имеет многолетний стаж работы в следственных подразделениях органов внутренних дел.

В 2001 году защитила во ВНИИ МВД России диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме: «Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе».

Основные направления научной деятельности: уголовно-процессуальное право.

Автор более 100 научных работ, в том числе одна из авторов научно-практических комментариев к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (2003, 2005, 2006, 2007, 2008); одна из авторов и редакторов «Справочника дознавателя (в 2 частях)» (2006, 2007), многочисленных научно-практических пособий, иных научных публикаций по проблемам уголовного процесса. Автор 5 монографий.

Данилова Светлана Ивановна

Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

В 1998 году окончила Юридический институт МВД России. С 1995 по 1997 год работала в должности следователя, старшего следователя в одном из следственных подразделений Юго-Восточного округа г. Москвы.

В 2001 году защитила во ВНИИ МВД России диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Установление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, в стадии предварительного расследования».

Специализируется в области профилактики преступлений.

Автор и соавтор свыше 100 научных трудов по уголовному праву, уголовному процессу и криминалистике. Среди них: научно-практические комментарии к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам Российской Федерации (2003, 2006, 2008), учебник «Уголовное право России» (2007), научно-практическое и учебно-практические пособия по профилактике преступлений, огнестрельному оружию, «Руководство для следователей» (2005), «Справочник дознавателя (в 2 частях)» (2007); несколько монографий, посвященных проблемам профилактический деятельности следователя, дознавателя (2003, 2010); «Справочник следователя. Осмотр места происшествия (2010), «Руководство для следователя по осмотру места происшествия» (2011, 2013, 2014, 2015), научно-практическое пособие «Меры пресечения, не связанные с изоляцией подозреваемого, обвиняемого» (2012), «Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений: в 2 частях. Часть I» (2013, 2014, 2015).

Карпенко Валерия Михайловна

Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

В 2003 году окончила Брянский филиал Московского Университета МВД России. С 2000 года работала в должности дознавателя Фокинского РОВД г. Брянска, следователя СО при Фокинском РОВД г. Брянска. В 2010 году окончила ЕУИ при МГИМО (У) МИД России, специальность «экономика Евросоюза».

В 2008 г. защитила во ВНИИ МВД России диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Оценка доказательств следователем и дознавателем».

Основные направления научной деятельности: уголовно-процессуальная деятельность, проблемы доказывания, проблемы предварительного следствия.

Автор более 20 научных и научно-методических работ, среди которых монографии: «Оценка доказательств следователем и дознавателем в досудебном производстве по уголовным делам» (2009), «Банкротство страховых организаций в России и ЕС» (2010).

Колчевский Игорь Борисович

Кандидат юридических наук, доцент, ФКУ НПО «СТиС» МВД России, начальник сектора

В 1997 году окончил Юридический институт МВД России.

В 2001 году защитил во ВНИИ МВД России диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Действие уголовного закона по кругу лиц».

Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. Часть 2

Руководство посвящено правовому и методическому обеспечению реализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при расследовании отдельных видов преступлений против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти.<br /> Рассмотрены уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические аспекты предварительного расследования преступлений на основе следственной и судебной практики субъектов Российской Федерации.<br /> Выводы и рекомендации, изложенные в руководстве, направлены на повышение эффективности и результативности деятельности органов предварительного следствия и дознания.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2015 г.<br /> Руководство предназначено для следователей, дознавателей, прокуроров, судей. Издание может представлять интерес для научных работников, преподавателей и студентов юридических высших учебных заведений.

319

Юридическая Под ред. Цоколовой О.И., Муженской Н.Е., Костылевой Г.В. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. Часть 2

Юридическая Под ред. Цоколовой О.И., Муженской Н.Е., Костылевой Г.В. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. Часть 2

Руководство посвящено правовому и методическому обеспечению реализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при расследовании отдельных видов преступлений против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти.<br /> Рассмотрены уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические аспекты предварительного расследования преступлений на основе следственной и судебной практики субъектов Российской Федерации.<br /> Выводы и рекомендации, изложенные в руководстве, направлены на повышение эффективности и результативности деятельности органов предварительного следствия и дознания.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2015 г.<br /> Руководство предназначено для следователей, дознавателей, прокуроров, судей. Издание может представлять интерес для научных работников, преподавателей и студентов юридических высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу «Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. Часть 2» (Под ред. Цоколовой О.И., Муженской Н.Е., Костылевой Г.В.) охраняются законодательством!