Договор по контракту

Содержание

Значение трудового договора

Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый гражданин может самостоятельно выбирать себе род деятельности и специальность. Труд должен осуществляться в условиях, не противоречащих требованиям безопасности и гигиены. А вознаграждение должно выплачиваться работодателем вовремя и в полном объеме два раза в месяц.

Контракт, заполненный и подписанный сторонами, является основополагающим юридическим фактом, определяющим возникновение, изменение и расторжение служебных отношений между нанимателем и сотрудником. Он закрепляет юридическую связь трудящегося и работодателя и представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют служебные отношения между сторонами, подписавшими документ. Образец трудового договора с работником в 2019 году можно скачать в нашей статье.

Следует отличать трудовой договор от контрактов гражданско-правового характера (подряда, авторский, выполнение определенного вида работы). Несмотря на их сходство, они различаются по следующим параметрам:

  • предметом трудового договора является труд работника. Предметом гражданско-правовых контрактов становится уже конечный результат (книга, картина, проект);
  • трудовой договор предполагает личное выполнение работы, ее нельзя переадресовать другому исполнителю. В гражданско-правовых эту обязанность нужно закрепить в самом тексте документа;
  • при трудовом договоре работник должен подчиняться правилам внутреннего распорядка в организации. В гражданско-правовом такого обязательства нет;
  • при трудовом договоре работодатель должен создать нормальные и безопасные условия для работы. При гражданско-правовом работник самостоятельно организует свое рабочее место.

Виды трудовых договоров

Чаще всего с работниками трудовой договор (образец заполненный можно посмотреть в нашем материале) заключается на неопределенный период времени, то есть в нем не оговорен срок действия документа. Но в некоторых случаях в нем могут быть установлены временные рамки в зависимости от характера работы или условий, в которых она будет выполняться. Такие случаи рассматриваются в ч. 1 статьи 59 ТК РФ.

По сроку действия:

  • заключенные на неопределенный срок;
  • заключенные на определенный срок (не более чем на 5 лет).

Следует отметить, что срочный трудовой договор может стать бессрочным. Если после истечения времени, указанного в нем, работник продолжает трудиться, документ утрачивает срочность и считается заключенным на неопределенный срок. При этом новый, бессрочный, договор можно не оформлять.

При этом и бессрочный контракт может стать срочным, но это должно быть обосновано пунктами ст. 59 ТК РФ. Для перехода нужно расторгнуть предыдущий и заключить новый контракт на определенный срок.

По характеру рабочих отношений:

  • по основному месту занятости;
  • на работе по совместительству (совместительство невозможно без заключения трудового договора, это основное условие такого вида занятости);
  • временная работа (если характер работы требует ее выполнения за срок менее 2 месяцев. Также может быть при замещении сотрудника, находящегося на больничном);
  • краткосрочный контракт;
  • с сезонными работниками;
  • с сотрудниками, работающими на дому;
  • о государственной (муниципальной) службе.

Нужно иметь в виду, что трудовое законодательство и другие правовые акты, относящиеся к трудовым отношениям, не распространяются на некоторые категории граждан при условии, что они не являются работодателями или их представителями:

  • военнослужащих при исполнении ими военных обязанностей;
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
  • других лиц, установленных Федеральным законом (ст. 11 ТК РФ).

По виду работодателя:

  • соглашения, заключенные с организациями — юрлицами и ИП;
  • контракт с физическим лицом. В этом случае нанимателем является физлицо без оформления ИП. Чаще всего такие наниматели заключают контракт с обслуживающим персоналом.

Образец трудового договора (2019)

В зависимости от правового положения работника:

  • подписанные с несовершеннолетними гражданами;
  • заключенные с лицами, которые выполняют семейные обязанности;
  • оформленные с иностранцами;
  • подписанные с лицами, не имеющими гражданства.

По характеру условий труда разделение следующее:

  • в нормальных условиях труда;
  • с учетом занятости в ночное время;
  • заключенные с гражданами, трудящимися в районах Крайнего Севера и на территориях, приравненных к ним;
  • в условиях работы на вредном производстве.

Виды трудового договора в зависимости от объема выполняемой работы:

  • об основной работе;
  • о работе по совместительству.

В первом случае работник трудится у нанимателя на полной ставке весь рабочий день. Здесь же у него хранится трудовая книжка.

Во втором — человек работает в свободное от основной работы время. Такой труд не может длиться более четырех часов в день. В документе, подписанном с работником, указывается, что выполняемый труд является именно совместительством. Такой документ может быть заключен как по основному месту занятости, так и с другим работодателем. При этом возможно заключение договоров по работе по совместительству с неограниченным количеством работодателей, кроме исключений, установленных законодательством РФ.

Не допускается заключение контрактов по совместительству с лицами до 18 лет, а также с теми, чья основная работа относится к категории тяжелых или производится во вредных условиях труда, если совместительство подразумевает такие же характеристики.

Особо можно выделить контракты, заключаемые с руководящими сотрудниками. При их составлении существуют некоторые особенности, по сравнению с другими категориями работников, на которые нужно обратить особое внимание.

Как заключить трудовой договор с директором

Оформление трудового договора с заместителем директора

Как оформить трудовой договор с финансовым директором

Трудовой договор с исполнительным директором

Трудовой договор с техническим директором

Трудовой договор с директором по совместительству

Содержание трудового договора

Согласно статье 57 ТК РФ, в документе должны содержаться следующие сведения:

  • Ф.И.О. работника и наименование компании-работодателя;
  • паспортные данные сотрудника (и работодателя, если он является физлицом);
  • ИНН работодателя;
  • дата и место подписания трудового договора.

Обязательными для включения в документ являются сведения, касающиеся профессиональной деятельности человека:

  • место работы. Обычно это сама организация. Если же у организации имеются структурные подразделения, то местом работы считается то подразделение, которое указано в трудовом договоре;
  • должность согласно штатному расписанию;
  • дата начала работы (если заключен срочный контракт, указывается срок его действия);
  • условия оплаты труда (в том числе тарифная ставка, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим труда и отдыха. Если они отличаются от общих правил, установленных в организации, то их нужно обсудить с претендентом на работу;
  • гарантии, предоставляемые трудовым договором;
  • характер работы;
  • условия труда на рабочем месте.

Также в него могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные Трудовым кодексом и внутренними нормативно-правовыми актами организации.

Помимо этого, в трудовой договор могут быть включены дополнительные условия:

  • об испытательном сроке;
  • о неразглашении коммерческой тайны;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны;
  • о видах и условиях дополнительного страхования работника;
  • об обязанности работника отработать определенный срок после обучения, которое проводилось за счет работодателя;
  • о материальной ответственности и другие.

Эти данные должен содержать трудовой договор (образец 2019 года, скачать бланк можно в нашем материале). Заполненный документ подписывается сторонами. За несоблюдение правил составления контракта инспектором по труду в случае проверки кадровой документации может быть назначен административный штраф.

В случае, если в него необходимо внести изменения, новая информация может быть оформлена в виде дополнительного соглашения.

Структура трудового договора

Как правило, документ состоит из нескольких разделов, в каждом из которых прописаны права и обязанности работодателя и работника. Обычно контракт содержит следующие разделы:

  1. Данные сторон: наименование организации, адрес, Ф.И.О. руководителя, Ф.И.О. претендента на должность, его контактные данные.
  2. Далее обычно содержится указание должности и подразделение предприятия, где будет работать претендент.
  3. Следующим пунктом трудового договора является описание прав и обязанностей сторон. Здесь оговариваются обязанности работника, которые он должен выполнять в соответствии с должностной инструкцией, разработанной на предприятии. А также обязанности работодателя. К ним относят выплату зарплаты в определенные сроки, обеспечение подчиненного безопасным рабочим местом, инвентарем и так далее.
  4. В следующем разделе регламентируются режимы труда и отдыха. Конкретизируется ставка оплаты труда, правила внутреннего распорядка.
  5. Может быть раздел с дополнительными условиями, которые не попадают в основные части договора.
  6. В конце ставятся подписи сторон и дата.

Если при заключении контракта не были включены какие-то сведения или условия из перечисленных нами, это не является основанием для признания его недействительным или поводом для расторжения. Документ должен быть дополнен недостающими сведениями. Их можно внести либо в сам текст, либо указать в отдельном соглашении сторон. Дополнительное соглашение также должно быть составлено в двух экземплярах и подписано каждой из сторон.

Условия трудового контракта

Контракт – это форма соглашения, в котором обозначаются права и обязанности нанимателя и служащего, ответственность сторон, условия труда, срок действия и другие важные моменты.

Обязательные условия трудового контракта:

    • наименование и адрес работодателя (если гражданин устраивается в филиал или представительство – наименование соответствующего структурного подразделения и адрес месторасположения);
    • рабочие обязанности (трудовая функция) – выполнение работы в соответствии с должностью, квалификацией и расписанием;
    • конкретный вид возлагаемых обязанностей (если по законодательству с выполнением работы по конкретной должности связано назначение льгот и компенсаций или имеются ограничения, название этой должности или профессии должно соответствовать наименованиям, перечисленным в квалификационном справочнике, утвержденном Правительством РФ);
    • день выхода на работу;
    • контракт считается срочным трудовым договором, поэтому в нем прописывается срок действия, а также причины, являющиеся основанием для заключения контракта;
    • условия заработной платы (тарифная ставка, оклад, доплата, надбавки, поощрения в денежной форме);
    • режим труда и время, отведенное на отдых (если для конкретного сотрудника оно отличается от общепринятых правил в организации);

  • компенсация за работу в тяжелых, вредны или опасных условия труда (с указанием специфики труда);
  • условия, описывающие характер работы (разъездной, на дому, на территории нанимателя и проч.);
  • условия о перечислении взносов в ФСС (обязательное соцстрахование сотрудника в соответствии с трудовым законодательством);
  • иные условия, предусмотренные законом и другими нормативно-правовыми актами.

Отличие трудового контракта от договора

Трудовой договор неограничен никакими сроками.

Он составляется в соответствии со всеми требованиями трудового законодательства.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работадателем и принимаемым на работу гражданином, которое заключается в письменной форме и определяет условия труда, обязанности и систему оплаты труда.

Работодатель обязан обеспечить сотрудника рабочим местом, оборудованным должным образом.

Трудовой договор так же, как и контракт содержит сведения о работнике и нанимателе, их права и обязанности, условия труда, режим отдыха, размер заработной платы и т. д.

Смотрите дополнительно о коллективном договоре, значении документа и необходимости его наличия на предприятии.

Трудовой договор расторгается по соглашению сторон, при расторжении одной из сторон, ввиду экстренных ситуаций, вследствие ликвидации предприятия, при неисполнении сотрудником рабочих обязанностей, при нарушении им трудовой дисциплины, наличии прогулов и при грубом несоблюдении правил охраны труда.

Отличие между двумя документами заключается в том, что договор может разорвать как сотрудник (предупредив за две недели), так и наниматель.

В случае с трудовым контрактом расторжение происходит по инициативе нанимателя при наличии грубого нарушения со стороны сотрудника, при отсутствии последней – с денежным возмещением.

Многие компании все чаще заключают вместо договоров трудовые контракты, поскольку договор уже не отвечает современным реалиям.

С ним намного проще нарушить права сотрудника и принудить его к увольнению по собственному желанию.

В случае с контрактом все несколько иначе. Наниматель заинтересован в работнике, следовательно, контракт является гарантией того, что сотрудник отработает весь положенный срок.

В случае с контрактом трудовые обязанности более четко определены и работодатель не может заставить выполнять функции неоговоренные в документе. Таким образом, контракт более надежен по сравнению с трудовым договором.

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Как получить помощь в предоставлении финансового обеспечения госконтракта?

Рассказать о том, каким образом при работе с госзаказом можно обеспечить своевременное привлечение банковского финансирования на выгодных условиях, мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Когда победителю госконкурса требуется профинансировать исполнение контракта, он может сделать это, не изымая собственные средства из оборота. Удобным выходом станет обращение в банк либо за получением тендерного кредита, либо за оформлением банковской гарантии. Необходимо помнить, что во втором случае это должен быть банк, входящий в Реестр Минфина России и, соответственно, имеющий право выдавать такого рода гарантийные обязательства. На сегодняшний день в данном реестре находится около 200 банков, предложения которых значительно отличаются, как, впрочем, и их требования, выдвигаемые к заемщикам. Поэтому, если хочется получить наилучшие условия, необходимо провести всесторонний тщательный анализ.

Так, КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Понимая, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы в указанные сроки, мы либо подбираем наилучшие условия, либо в целом осуществляем помощь в получении банковского продукта. Иными словами, мы можем содействовать в получении кредита или оформлении банковской гарантии на конкурентных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Залогом положительного решения банка по составленному нашими экспертами заявлению является глубокая предварительная подготовка. Она включает работу по скринингу компании-заемщика, который проводится на основании финансовой отчетности. В итоге мы подбираем банк, структурируем сделку и согласовываем условия. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что за более чем 20-летний срок работы в данной сфере у КСК групп сложились доверительные партнерские отношения со значительным количеством крупных банков, с руководством которых мы напрямую обсуждаем условия предстоящей сделки.

Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда имеют приоритетное рассмотрение, а положительное решение будет получено в максимально короткие сроки — как правило, в течение суток. В любом случае мы всегда укладываемся в те временные рамки, которые были обозначены.

Помимо содействия в получении банковской гарантии или тендерного кредита, КСК групп способна помочь в решении ряда других задач в области привлечения финансирования: при помощи факторинга, кредита в банках на официальных лиц, прямых инвестиций».

Р. S. Ознакомиться с подробным перечнем услуг КСК групп, списком кейсов, отзывами клиентов можно на сайте компании. Там же можно заказать звонок по телефону и получить бесплатную первичную консультацию. При этом менеджеры пояснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Особенности заключения «договора госзакупки»

Чем договор поставки для государственных или муниципальных нужд отличается от «обычного» договора поставки и какие условия он в себя включает, читайте в этой статье.
Основанием для заключения договора поставки для государственных или муниципальных нужд (контракта) будет являться не просто желание сторон заключить такой договор, а государственный или муниципальный заказ.

Что такое государственные или муниципальные нужды?

Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности субъектов Российской Федерации (республик, областей, городов федерального значения и т.д.) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления своих функций, в том числе для реализации региональных целевых программ, а также необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (содержание и строительство автодорог, обеспечение услугами связи, организация оказания медицинской помощи, предоставление бесплатного образования и т.д.).

Итак, государственный или муниципальный контракт – это договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Что из себя представляет такой договор и чем он отличается от «обычного» договора поставки?

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Во-первых, главным отличием является субъектный состав, т.е. те лица, которые могут выступать сторонами по договору.

Стороны договора тоже называются по-иному: заказчик и исполнитель.

Так на стороне заказчика выступает государство (в лице субъекта федерации или муниципального образования).

Исполнителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Исполнителем может выступать и иностранная организация, и иностранный индивидуальный предприниматель только в том случае, когда необходимые товары не производятся на территории РФ.

Во-вторых, для заключения контракта необходимо соблюсти все предварительные процедуры и сроки.

Так, проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику.

Далее поставщик, получивший проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне.

В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, заключение контракта производится не ранее, чем через 10 и не позднее, чем 20 дней со дня подписания итогового протокола проведения торгов.

В том случае, если по истечении указанного времени контракт не будет подписан поставщиком, то право подписания контракта передается лицу, предложившему вторую по значимости (цене) после Вашей цену контракта (если таковой есть), а сведения о Вас передаются в Комитет по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов и заносятся в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает Ваше участие торгах в течение 3-х лет.

В-третьих, к договору поставки для государственных или муниципальных нужд применяются положения о договоре поставки товаров, за исключением тех особенностей, которые указаны в этой статье.

1. Существенные условия контракта:

  • предмет контракта
  • сроки
  • цена и порядок оплаты

Контракт заключается по цене поставщика, независимо от используемой им системы налогообложения. Однако если поставщик использует упрощенную систему налогообложения (УСН), он указывает цену без учета НДС и его ценовое предложение сравнивается с участником, указывающим цену с учетом НДС.

2. Обязательные условия:

  • место исполнения
  • порядок приемки товара
  • ответственность сторон

Ответственность поставщика: неустойка, размер которой определяется заказчиком, но не менее 1/300 в день от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки поставки товара. В среднем размер неустойки составляет 0.1- 0.3 % в день от цены контракта.

Ответственность заказчика: устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки оплаты товара.

Однако сторона (заказчик или поставщик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

3. Иные условия контракта:

  • права и обязанности сторон (см. договор поставки товаров)
  • форс-мажорные обстоятельства
  • обеспечение контракта

Обеспечение — финансовая гарантия того, что поставщик выполнит свои обязанности надлежащим образом, а в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанностей, заказчик сможет возместить понесенные им убытки за счет поставщика.

Формы обеспечения:

  • безотзывная банковская гарантия (ст. 368 – 379 ГК РФ);
  • страхование ответственности (ст. 932 ГК РФ);
  • договор поручительства;
  • передача в залог денежных средств (в том числе в форме вклада (депозита) (ст. 334- 358 ГК РФ)).

Размер обеспечения не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона.

4. Изменение контракта.

Все существенные условия, а также сроки, место, состав цены и др. условия меняться не могут!

Возможны изменения следующих условий:

  • сведений о стороне (в случае внесения изменений в его учредительные документы, изменения его реквизитов и т.д.);
  • изменение количества (объема) поставляемых товаров;
  • изменение цены контракта (при долгосрочном контракте вследствие существенного возрастания стоимости). В том числе, возможно уменьшение цены контракта без уменьшения объемов поставки (оказания услуг).

Для внесения таких изменений необходимо согласие другой стороны.

5. Прекращение договора:

1) исполнение основного обязательства;

2) расторжения контракта, которое допускается только:

  • по соглашению сторон (в случае существенного нарушения договора другой стороной и в др случаях, предусмотренных законом или договором).
  • по решению суда.

Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

Поставка для государственных или муниципальных нужд — хорошая возможность для субъекта малого и среднего предпринимательства получить надежного заказчика в лице государства для заключения долгосрочных договоров на поставку продукции (оказание услуг). Поэтому рекомендуем ответственно отнестись как к участию в государственных закупках, так и к заключению контракта, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков и не испортить репутацию себе и своему делу.

Кто и зачем применяет типовые контракты?

Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:

  1. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже обязаны использовать стандартные требования к товарам и услугам при подготовке техзадания.
  2. Продолжают наполнять каталог товаров, работ и услуг, из которого заказчики обязаны будут брать наименование закупки.
  3. В популярных видах закупок министерства начали утверждать типовые контракты.

Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков.

Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на:

  1. Оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке федеральных государственных служащих;
  2. Поставки и ввода в эксплуатацию медицинских изделий;
  3. Поставки продукции радиоэлектронной промышленности, авиационной техники и судостроительной отрасли;
  4. Оказания услуг по диагностике, прохождению ТО и проведению ремонтных работ автотранспорта;
  5. Оказание услуг ярмарочной и выставочной деятельности;
  6. Выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, а также технологических работ: типовой контракт № 1 и типовой контракт № 2.
  7. Выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами с атомных подводных лодок и надводных кораблей.
  8. Закупку лекарств с любой НМЦ.
  9. На поставку стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий…
  10. Оказание услуг по запуску космических аппаратов
  11. Оказание услуг по управлению космическими аппаратами.
  12. Прием, обработка, архивация и распространение спутниковой информации.
  13. Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения.
  14. На выполнение проектных и изыскательских работ.
  15. На оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда: контракт № 1 и контракт № 2.
  16. Регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом: контракт 1, контракт 2 и контракт 3.
  17. Строительство и ремонт автодорог.
  18. Строительство и реконструкцию зданий.

Библиотека типовых контрактов постепенно пополняется. Список актуален на 01.09.2019.

Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:

  • открытых,
  • закрытых,
  • при выборе единственного поставщика.

Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС.

Когда заказчику необязательно применять типовой контракт?

Заказчик может использовать собственный шаблон контракта, если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, до 100 000 рублей).

Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону. Например, как в этой закупке.

Также свои контракты заказчик может использовать при:

  • Проведении закупок за наличный расчет;
  • Запросе котировок для оказания скорой медицинской помощи;
  • Запросе предложений на поставку спортивного инвентаря для олимпийских и паралимпийских команд;
  • Запросах котировок на территории иностранного государства;
  • Заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за границей;
  • Закупке услуг по защите интересов России при подаче в международные суды и арбитражи исков к России;
  • Некоторых закупках у единственного поставщика (например, которые дешевле 100 000 руб., на посещение зоопарка, театра, музея, цирка, контракт с конкретным физическим лицом на создание произведения искусства). Полный список есть в постановлении. ​

В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:

  • Выбрать одно или несколько условий из ограниченного перечня вариантов (способ оплаты, срок возврата обеспечения контракта);
  • Самостоятельно вносить в контракт условия конкретной закупки (данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг).

Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно.

Риски типовых контрактов для поставщиков

Шаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры.

Обеспечение контракта

В контракте на медизделия у заказчика есть выбор, когда возвращать деньги, внесенные в качестве обеспечения. Например, он может это сделать после того, как закончилась гарантия на оборудование. Этот срок может составить несколько лет, так что при поставке медизделия по типовому контракту лучше предоставлять заказчику банковскую гарантию.

В контракте на образовательные услуги условий возвращения обеспечения вообще нет. Заказчики должны описывать их самостоятельно.

В контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую.

Сроки контракта

В контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд.

Договор на приобретение товаров по государственной закупке: рассмотрим подробно

Как показывает практика, успех предпринимателя на рынке государственного заказа определяется не только знанием конкурсных процедур, умением правильно подобрать соответствующие документы, но и доскональным выполнением контрактных условий. Но в отличие от обычной коммерческой практики, система взаимоотношений предпринимателя с государственными органами или юридическими лицами их представляющие (например, агентства или государственная корпорация, муниципальные предприятия и учреждения) строится на других принципах, что находит непосредственное отражение в контрактной системе.

Строго говоря, проблема определения места государственного контракта среди гражданско-правовых отношений является достаточно сложной. Прежде всего, это объясняется тем, что переход к рыночной экономике повлек за собой в значительной степени замену административных рычагов регулирования экономики договорным способом.

Договор в качестве регулятора общественных отношений стал использоваться не только в традиционных сферах его применения – гражданском, трудовом праве, но и в публично-правовых областях – налоговом, таможенном, бюджетном и др.
Нормативно правовая база в виде существующих законов (например, ФЗ -44, ФЗ -94 и ФЗ – 223) определяет государственный и муниципальный контракт как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством, государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций.

Однако это формальное определение мало что дает для участников конкурсных процедур в целях применения на практике контрактных отношений, где контрагентом выступает государство (в том или ином лице).

В этой статье будет рассказано об основных понятиях, характеризующих госконтракт, дано общее представление о том, что такое типовой договор по госзакупкам и какие нюансы следует учитывать при его применении в деловой практике.

Общее понятие договора по государственным закупкам

В системе правовых отношений, охватывающих область государственных закупок в порядке конкурсных процедур (аукционов, запросов котировок и т.п.), понятие договора определяется важными определениями:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица (агентский договор госзакупки)
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов) или электронных аукционов
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров. Расторжение договора о государственных закупках также имеет свой порядок, который, как правило, носит судебный характер. Внесудебные споры, как это практикуется в коммерческом секторе, практически исключены.
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Нормативная база кроме кодифицированных законов регулируется такими правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  3. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основной порядок заключения договора

Для целей практической реализации возможностей работы по государственным контрактам необходимо знать хотя бы общий порядок заключения договора поставки или оказания услуг, которые были выиграны на соответствующем конкурсе.

Обычно такой порядок состоит из следующих этапов:

  • По результатам конкурса государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект договора с указанием всех необходимых реквизитов. В некоторых случаях когда, например, осуществляется долгосрочный период работы по контракту, то сначала разрабатывается Генеральное соглашение или контракт, а уже детальная проработка поставок или оказания услуг включена в дополнительное соглашение к договору по государственным закупкам.

Также довольно часто в рамках отношений с государственным заказчиком может быть предусмотрена такая форма, как агентский договор при госзакупках, где исполнителем является генеральный подрядчик, а основное выполнение заказа возлагается на третью сторону отношений — агента.

Обычно такое встречается когда, например, товары для государственных нужд поставляются по импортным контрактам, где агентом выступает логистическая компания, перевозчик и т.п. Обычно его называют оператором контракта или поставки.

  • После того, как разработан проект договора со всеми дополнительными соглашениями, он направляется поставщику или исполнителю. Законом предусмотрен довольно большой срок (30 дней) для того, чтобы контрагенты его изучили и вынесли по нему свое решение о согласованиях, доработке технических условий и т.п.
  • Если имеются существенные разногласия по условиям контракта, то либо продлевается срок согласования, либо создается согласительная комиссия, которая должна выработать единое решение и прийти к устраивающему всех консенсусу.
  • Если форма, условия и сроки контракта не удовлетворяют исполнителя, то он может выйти на заказчика с предложением о досрочном расторжении контракта, либо сделать это через судебные процедуры.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней определить для поставщика другого покупателя, например, направить поставщику отгрузочную накладную с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд является основание наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; Что касается самой формы государственного контракта, то в большинстве случаев он содержит стандартные пункты и параграфы, как это обычно применяется в коммерческой практике.

Отдельно стоит сказать несколько слов о том, как закрывать договора на госзакупках. В отличие от коммерческих договоров прием работы или услуг осуществляется не просто по схеме «деньги против поставки», а через специальные приемные комиссии, где кроме заказчика могут участвовать различные представители государства или муниципальных органов власти.

Предприниматель, участвующий в государственной контрактной системе, должен понимать, что получить государственный контракт – это всего лишь только малая часть работы. И чтобы сдать работу или товар (и получить вознаграждение), нужно иметь представление о том, как работают такие комиссии и всех тех дополнительных издержках, с которыми он может при этом столкнуться.