Договор найма жилого помещения для детей сирот

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июня 2013 г. N 548
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 16.04.2016 N 316, от 29.11.2018 N 1436)

«__» __________________ 20__ г.
(место заключения договора) (дата заключения договора)

(наименование собственника жилого помещения

(действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти

субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления)

либо уполномоченного им лица, наименование и реквизиты

документа, на основании которого действует уполномоченное лицо)

именуемый в дальнейшем Наймодателем, с одной стороны, и гражданин(ка)

(фамилия, имя, отчество)

именуемый(ая) в дальнейшем Нанимателем, с другой стороны, на основании решения

(наименование органа исполнительной власти

субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления)

о предоставлении жилого помещения от » » 20 г. N заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет Договора

2. Характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям

(наименование населенного пункта)

3. Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения

(наименование органа, осуществляющего управление жилищным фондом,

дата и номер решения)

4. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи:

1) ;
(фамилия, имя, отчество члена семьи Нанимателя и степень родства с ним)
2) ;
(фамилия, имя, отчество члена семьи Нанимателя и степень родства с ним)
3) ;
(фамилия, имя, отчество члена семьи Нанимателя и степень родства с ним)

5. Срок действия Договора составляет 5 лет с «__» __________ 20__ г. по «__» __________ 20__ г.

6. По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с Нанимателем неоднократно на новый 5-летний срок.

II. Права и обязанности Нанимателя и членов его семьи

7. Наниматель имеет право:

1) на использование жилого помещения для проживания, в том числе с членами своей семьи (супругой(ом) и несовершеннолетними детьми);

2) на пользование общим имуществом в многоквартирном доме;

3) на неприкосновенность жилища и недопустимость произвольного лишения жилого помещения. Никто не вправе проникать в жилое помещение без согласия Нанимателя и членов его семьи иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Проживающие в жилом помещении Наниматель и члены его семьи не могут быть выселены из жилого помещения или ограничены в праве пользования иначе, как в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;

4) на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) на предоставление в соответствии с частью 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации другого благоустроенного жилого помещения в границах

(наименование населенного пункта)

в случае расторжения настоящего договора и выселения Нанимателя и членов его семьи;

6) на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с Нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

Наниматель может иметь иные права, предусмотренные законодательством.

8. Наниматель обязан:

1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

2) соблюдать правила пользования жилым помещением;

3) обеспечивать сохранность жилого помещения;

4) поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение. Самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения не допускаются;

5) проводить текущий ремонт жилого помещения;

6) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи). Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения настоящего договора. Несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет взимание пеней в размере и порядке, которые предусмотрены статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации;

7) переселиться на время капитального ремонта или реконструкции жилого дома с членами семьи в другое жилое помещение, предоставленное Наймодателем в границах

(наименование населенного пункта)

(когда ремонт не может быть произведен без выселения). В случае отказа Нанимателя и членов семьи от переселения в это жилое помещение Наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке;

8) допускать в жилое помещение представителя Наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых работ;

9) при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать об указанных неисправностях Наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию;

10) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

9. Временное отсутствие Нанимателя и членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по настоящему договору.

10. Наниматель не вправе осуществлять обмен жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

11. Члены семьи Нанимателя имеют право пользования жилым помещением наравне с Нанимателем.

12. Члены семьи Нанимателя обязаны использовать жилое помещение по назначению и обеспечивать его сохранность.

13. Дееспособные члены семьи Нанимателя несут солидарную с Нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между Нанимателем и членами его семьи.

III. Права и обязанности Наймодателя

14. Наймодатель имеет право:

1) требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

2) требовать соблюдения правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Наймодатель может иметь иные права, предусмотренные законодательством.

15. Наймодатель обязан:

1) передать Нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям

(наименование населенного пункта)

2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение;

3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

4) предоставить Нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения Нанимателя) жилое помещение маневренного фонда (из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека) в границах

(наименование населенного пункта)

без расторжения настоящего договора. Переселение Нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно (по окончании капитального ремонта или реконструкции) осуществляется за счет средств Наймодателя;

5) информировать Нанимателя о проведении капитального ремонта или реконструкции дома не позднее чем за 30 дней до начала работ;

6) принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях;

7) обеспечивать предоставление Нанимателю коммунальных услуг;

8) соблюдать при переустройстве и перепланировке жилого помещения требования, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации;

9) предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах

(наименование населенного пункта)

в случае расторжения настоящего договора по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации;

10) заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения Нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

Наймодатель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

IV. Расторжение и прекращение договора

16. Настоящий договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

17. Расторжение настоящего договора по требованию Наймодателя допускается в судебном порядке при неисполнении Нанимателем и членами его семьи обязательств по настоящему договору, а также в случае:

1) невнесения Нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения Нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.

18. Настоящий договор прекращается:

1) в связи с утратой (разрушением) жилого помещения;

2) по иным основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В случае прекращения настоящего договора в связи с утратой (разрушением) жилого помещения Нанимателю предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах

(наименование населенного пункта)

По истечении срока действия настоящего договора Наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с Нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неоднократно договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

V. Внесение платы по договору

19. Наниматель вносит плату за жилое помещение в размере и порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

VI. Иные условия

20. Споры, которые могут возникнуть между сторонами по настоящему договору, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

21. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, один из которых находится у Наймодателя, другой — у Нанимателя.

Наймодатель Наймодатель
(подпись) (подпись)
М.П.

3.18. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

Несмеянова Ирина Алексеевна — соискатель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений.

Аннотация: статья посвящена реализации и защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения, а также выезжающих на постоянное место жительство в другие государства. Помимо традиционных видов защиты жилищных прав, в статье уделено внимание роли страхования, защите персональных данных граждан, значению правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Ключевые слова: жилищные права, социальная защита, несовершеннолетний, государственная защита, государственная помощь, правозащитная деятельность.

HOUSING RIGHTS FOR MINORS WHO NEED GOVERNMENT PROTECTION

Жилищные права несовершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите, обычно рассматриваются в двух аспектах: реализации жилищных прав и их защиты.

Прежде всего, предлагается разграничить гарантии для данных категорий по признаку возраста: до 18 лет и от 18 до 23 лет.

Согласно ст.54 СК РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Право несовершеннолетнего на жилое помещение возникает в силу факта рождения, когда родители (мать) уже проживали в жилом помещении, или в результате вселения в жилое помещение вместе с родителями (усыновителями), то есть практически каждый ребенок с рождения уже обладает реализованным правом на жилое помещение, за исключением найденных, подброшенных, оставленных детей. Согласно ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 123 СК РФ должны быть устрое-

ны на семейную форму воспитания, а при отсутствии такой возможности — в сиротские учреждения предусмотренных законом типов. Во всех случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание обеспечивается органом опеки и попечительства.

Таким образом, каждый ребенок, имея право жить и воспитываться в семье, до совершеннолетия имеет место жительства по адресу проживания опекуна-попечителя или приемного родителя, так как ч.2.ст.36 ГК РФ обязывает их проживать совместно со своими подопечными, то есть права на жилые помещения детей, не достигших совершеннолетия, реализуются путем предоставления им для проживания жилого помещения, являющегося местом жительства законных представителей. Исключением является случай, когда с разрешения органа опеки и попечительства допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет. Место жительства подопечного ребенка до совершеннолетия может быть определено органами опеки и попечительства как по месту жительства законного представителя (что закрепляется регистрацией по месту пребывания), так и по месту жительства ребенка.

При направлении ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации. Соответственно, право на жилое помещение у ребенка реализуются путем предоставления ему места жительства по месту нахождения сиротского учреждения, где ребенок находится на полном государственном обеспечении до совершеннолетия.

Одновременно с предоставлением права на жилое помещение по месту пребывания до 18-летия, за ребенком закрепляется и сохраняется жилое помещение по месту жительства, в котором он проживал до выявления и первичного устройства в качестве ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Причем ст.35 ГК РФ, допуская назначение опеку-на-попечителя по месту жительства кандидата в опекуны-попечители, а не по месту жительства ребенка, лишают возможности органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка (регистрации по месту жительства) при отсутствии информации закрепить и сохранить жилье ребенка, а также исполнить установленный законом порядок о сообщении информации о таком ребенке в органы, осуществляющие сделки по отчуждению жилых помещений.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст.8) предусматривается, что за этими детьми, в том числе и находящимися на семейной форме воспитания (под опекой /попечительством/), имевшими закрепленное жилое помещение, сохраняется на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Регистрационный учет этих детей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Учитывая, что снятие этих детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства, права детей на имеющееся у них в пользовании или/и собственности жилое помещение закреплены фактом регистрации по месту жительства и фактом регистрации по месту пребывания.

Отличительной особенностью московского законодательства является в последние годы явный уклон не в сторону сохранения жилых помещений за детьми, что является долговременным и кропотливым делом, а нацеленность на предоставление жилья.

В Законе г.Москвы от 30.11.2005 № 61 (ст.13) устанавливаются дополнительные гарантии права на жилище и имущество, которые включают: 1) контроль сохранности закрепленных жилых помещений, без указаний разграничений обязанностей и ответственности обязанных лиц; 2) освобождение от платы за жилое помещение, коммунальные и иные услуги; 3) особый порядок регистрационного учета, аналогичный установленному федеральным законодательством; 4) проведение ремонтных работ перед возвращением достигших совершеннолетия выпускников сиротских учреждений и подопечных в закрепленные жилые помещения; 5) выселение родителей, лишенных родительских прав, из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений по нормам общежития.

Данная норма, на наш взгляд, наиболее законно и гуманно позволяет защитить права не только ребенка, но и бывшего родителя в случае отсутствия с его стороны нарушений жилищного законодательства.

Вопрос является крайне актуальным, поскольку значительное число детей в Москве обеспечиваются отдельным жильем, при этом органы опеки и попечительства, законные представители не принимают мер к размену жилья или выселению лишенных родительских прав родителей. В результате налицо нарушение принципа социальной справедливости: родителям-алкоголикам и другим асоциальным лицам улучшаются жилищные условия путем отселения от них детей в отдельные квартиры. В результате бывшие родители/родитель остаются проживать одни в 2-3-4 комнатных квартирах и могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Распоряжением Правительства Москвы от 25.11.2009 № 3018-РП «Об утверждении Регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по решению вопроса об использовании жилищного фонда города Москвы при лишении родителей родительских прав в порядке применения части 2 статьи 91 ЖК РФ» разработан механизм выселения неблагополучных родителей из занимаемых жилых помещений в городе Москве.

Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 № 797 «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — выпускников детских домов и школ-интернатов» в развитие норм федерального законодательства закрепило основные вопросы по контролю за сохранностью у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющихся жилых помещений.

Законодателям целесообразно было бы рассмотреть вопрос обеспечения лиц рассматриваемой категории жилыми помещениями вне очереди только в случае передачи ими в пользу города имеющейся у них в соб-

ственности или в пользовании жилой площади по различным основаниям, при этом учитывая совершение сделок, приведших к ухудшению жилищных условий.

Препятствием для исполнения данного положения является:

1) отсутствие в законе поручения уполномоченным ведомствам контролировать вопросы нахождения в собственности и пользовании у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилых помещений на территории РФ и других государствах;

2) отсутствие в законе механизма расторжения договоров безвозмездного пользования по данному основанию и механизма перерегистрации по прежнему месту жительства.

Многие из тех, кто реально знаком с проблемой обеспечения рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями, отмечают, что законодательство в этом направлении должно развиваться, учитывая такие особенности как:

— предоставление жилья в специально построенных для этих целей многоквартирных домах специализированного жилищного фонда, находящихся в собственности субъекта РФ, имеющих службы социальной, воспитательной, медицинской, правоохранительной направленности, а также пункты общественного питания и бытового обслуживания;

— предоставление жилых помещений (по договорам безвозмездного пользования) в виде отдельных однокомнатных благоустроенных квартир по социальным нормам предоставления жилых помещений при условии недопущения сделок, связанных с переходом права собственности или не связанных с переходом права собственности на жилые помещения. Неслучайно законодательством Москвы с 1999 года (Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 № 797) предусмотрено вместо обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам безвозмездного пользования, что исключает возможность приватизации и отчуждения выделенных выпускникам жилых помещений;

— после истечения 5-летнего срока пользования жилым помещением в случае увеличения семьи лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользователь, при наличии оснований, может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в случае получения в пользование по возмездным и безвозмездным сделкам иного жилого помещения (например, вступление в наследство) лицо обязано освободить предоставленное ему жилое помещение в доме специализированного жилищного фонда или отказаться от полученного жилья в пользу города.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ возраст лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии, в том числе и по предоставлению жилых помещений, установлен с 18 до 23 лет.

По нашему мнению, новый Жилищный кодекс РФ допускает обеспечение выпускников жилыми помещениями в двух вариантах:

а) согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в

том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

б) согласно ст. ст. 98, 109 ЖК РФ граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите, обеспечиваются по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда.

В результате принятия в Москве нового порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями сложилась четкая схема взаимодействия между всеми участвующими в программе обеспечения детей жильем ведомствами. За эти годы ни один ребенок не остался без предоставленного ему по договору безвозмездного пользования жилья. Все квартиры остались в собственности и под контролем города.

Отдельный вопрос — реализация жилищных прав де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые по состоянию здоровья не могут проживать самостоятельно.

Данную категорию можно условно разделить на две группы: лица, лишенные дееспособности; лица, не лишенные дееспособности.

Недееспособные лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве отдельными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП, не обеспечиваются, т.к. не имеют способности для самостоятельного проживания и жизнеобеспечения, следовательно, проживание на отдельной жилой площади создает реальную угрозу для жизни и здоровья этих граждан.

Лица, не лишенные дееспособности, однако страдающие психическими и иными заболеваниями, пользуются всеми предусмотренными законодательством правами граждан, в том числе на жилище и имущество.

Защита их жилищных прав осуществляется путем закрепления и сохранения имеющихся жилых помещений или путем предоставления других жилых помещений.

Учитывая состояние здоровья указанных лиц, инвалидность, способность к самостоятельному проживанию и жизнеобеспечению, помимо закрепления и сохранения имеющихся жилых помещений и предоставления других жилых помещений, их жилищные права реализуются и путем помещения в специализированные учреждения для социального обеспечения.

Согласно Федеральному закону от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пенсионного возраста и инвалидов» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП предусмотрено, что для принятия решения о возможности самостоятельного проживания выпускников коррекционных образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних создана Городская межведомственная комиссия по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Можно отметить, что, по нашему мнению, не менее актуальным является и вопрос охраны имущественных прав детей — граждан Российской Федерации, выезжающих на постоянное место жительства в другие государства.

В случае выезда законных представителей вместе с несовершеннолетним на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации в целях охраны жилищных прав детей могут быть затребованы следующие документы:

1. Гарантийное письмо посольства или консульства другого государства о том, что все личные и имущественные права гражданина РФ (ребенка) будут соблюдены при его переезде на территорию данного государства.

2. Документы о приобретенной на имя несовершеннолетнего жилой площади на территории государства, куда он убывает.

3. Если ребенок будет проживать на жилой площади родственников, то сведения о том, какая площадь пользования ему будет предоставлена.

Одновременно предлагается осуществлять все предусмотренные законодательством меры по охране имущественных прав, в том числе и на жилое помещение, на территории Российской Федерации. Необходимость данных действий продиктована не только требованиями закона, но и наполнена практическим содержанием, так как имеются случаи возвращения в Российскую Федерацию несовершеннолетних после завершения учебы за границей или достижения ими совершеннолетия.

Относительно новым видом защиты жилищных прав несовершеннолетних может являться страхование прав собственности на жилое помещение.

Страхование жилых помещений от различных рисков и прав на жилое помещение предусмотрено законодательными актами РФ и законодательными актами субъектов РФ. Действующее законодательство по страхованию жилых помещений в основном касается страхования заложенного жилья, что особенно важно для защиты прав несовершеннолетних, проживающих в таких жилых помещениях.

Защитить имущественные интересы добросовестного приобретателя жилья может страхование на случай утраты имущества в результате прекращения права собственности (титульное страхование). Объектом титульного страхования будут являться имущественные интересы , связанные с прекращением права собственности страхователя, а именно права владения, пользования, распоряжения жильем, принадлежащим страхователю на праве собственности согласно договору купли-продажи. Страховым случаем будет признана утрата страхователем застрахованного имущества вследствие прекращения права собственности по причинам, не зависящим от страхователя, подтвер-

жденная вступившим в законную силу решением су-

да.1

В Приказе Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28.06.2000 № 149 «Об утверждении рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищнокоммунальном комплексе» уделено внимание крайне актуальному виду страхования — страхованию потери жилья в результате утраты права собственности.

Н. М.Савельева указывает, что в связи с отсутствием механизма защиты прав детей при продаже жилой площади, в которой несовершеннолетние имеют право собственности или право пользования, с условием приобретения/оформления на ребенка права собственности после получения жилья по договору долевого участия в строительстве, предлагает введение обязательного страхования договорной ответственности строительных организаций, заключающих такие договоры, и страхование родителями своей ответственности за вред, причиненный имуществу детей. Страховым риском следует считать риск неисполнения обязательства, а страховым случаем — неполучение жилья ребенком. 2

В 2001 году появился институт Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, а в 2009 году — институт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.

Было указано, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка в случае их нарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним фактором, способствующим обеспечению прав ребенка, является защита персональных данных ребенка.

Действия, приводящие к дальнейшей утрате ребенком жилья, совершают не только криминальные элементы, но и законные представители, в том числе опекуны (попечители) детей, коммерческие организации, осуществляющие сделки с жилой площадью, иные юридические и физические лица. Эти действия могут носить как намеренный, так и непреднамеренный характер, тем не менее приводя к неблагоприятным последствиям для ребенка.

Предоставление соответствующей информации осуществляется в части, касающейся субъекта персональных данных или необходимой уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в связи с осуществлением собственной деятельности и в пределах полученного запроса или обращения.3 К данному списку, по нашему мнению, можно было бы добавить получение информации, касающейся жилищных прав несовершеннолетних, в жилищных

1 Козлова Е.А. Комплексное ипотечное страхование: новый продукт на российском рынке страховых услуг «Организация продаж страховых продуктов» 2005 год № 3 — из Консультан-тПлюс

3 Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (постатейный) — из КонсультантПлюс

органах, подразделениях миграционной службы, осуществляющей регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания, управляющих жилищным фондом организациях, органах опеки и попечительства, патронирующих служб, управлениях регистрационной палаты. Все эти организации имеют право на доступ к информации. В то же время практически во всех законодательных актах, касающихся различных сторон жизни граждан, имеются ограничения по распространению персональных данных. Таким образом, право на ограничение распространения информации о частной жизни рассматриваемой категории граждан, производное от их права на неприкосновенность частной жизни, можно рассматривать как один из видов защиты жилищных прав.

Рецензия

на статью И.А.Несмеяновой «Жилищные права несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»

Статья И.А.Несмеяновой написана на актуальную и интересную тему. Важнейшая заслуга автора состоит в сосредоточении внимания на том, что не только несовершеннолетние граждане, но и лица от 1B до 23 лет, в силу объективных обстоятельств не реализовавшие свои жилищные права, признаются нуждающимися в государственной защите. Таким образом, автор обратил внимание как на жилищные права несовершеннолетних граждан, оставшихся без родительского попечения, так и взрослых, относящихся по закону к категории детей-сирот.

В целом статья достойна опубликования, однако она несомненно выиграла бы в глазах читающей публики, если в ее содержании показывалось, что реализация жилищных прав детей-сирот является длящимся отношением и его реализация возможна за пределами достижения ребенком совершеннолетия.

Д.ю.н., профессор С.А.Иванова

Принят Государственной Думой 17 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Статья 1

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов «в абзаце первом настоящего пункта,» дополнить словами «по их заявлению в письменной форме»;

б) в абзаце третьем слова «учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях» заменить словами «медицинских организациях и иных организациях», после слов «профессионального образования,» дополнить словами «профессионального обучения,»;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.»;

3) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;»;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.»;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: «Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.».

Статья 2

«14.3) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;».

Статья 3

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: «В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.»;

2) в статье 90:

а) слова «Если наниматель» заменить словами «1. Если наниматель»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

«2. Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.»;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов «3. Договор найма специализированного жилого помещения» дополнить словами «, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса,»;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.»;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

«5. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

6) статью 109.1 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

«3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4. В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.».

Статья 4

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.»;

2) часть 2 статьи 83.1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.».

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2018 года N 10
Об утверждении Порядка осуществления контроля за выполнением условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(с изменениями на 25 ноября 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 20.06.2018 N 233, от 25.11.2019 N 460)

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 и статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за выполнением условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Губернатор Забайкальского края
Н.Н.ЖДАНОВА

Утвержден
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 18 января 2018 г. N 10

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 20.06.2018 N 233, от 25.11.2019 N 460)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления контроля за выполнением условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — контроль).

2. Контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — жилые помещения, Наниматели).

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20.06.2018 N 233)

3. При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение Нанимателем условий договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с уполномоченным органом, в том числе:

использование жилого помещения по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

соблюдение правил пользования жилым помещением;

обеспечение сохранности жилого помещения;

поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения;

недопущение самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения;

своевременность проведения текущего ремонта жилого помещения;

своевременность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

осуществление пользования жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-технических, экологических и иных требований законодательства.

4. Организацию и проведение мероприятий по контролю обеспечивает Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее — Департамент), в том числе путем создания комиссии по контролю за использованием жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее — Комиссия).

5. Состав Комиссии и положение о ней утверждается приказом Департамента.

В состав Комиссии включаются представители Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Государственной инспекции Забайкальского края. В состав Комиссии могут включаться представители иных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, а также заинтересованные лица.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.11.2019 N 460)

6. Мероприятия по контролю подразделяются на плановые выездные проверки и внеплановые выездные проверки (далее также — проверки).

7. Плановые выездные проверки проводятся один раз в год в соответствии с планом проведения проверок, утвержденным Департаментом.

8. Внеплановые выездные проверки проводятся в случаях:

получения от физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, органов государственной власти касающейся жилого помещения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения при использовании жилого помещения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

получения информации о невыполнении Нанимателем условий договора найма специализированных жилых помещений;

истечения срока, установленного для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.

9. Проверка осуществляется Комиссией в присутствии Нанимателя (представителя Нанимателя), членов семьи Нанимателя. Отсутствие указанных лиц не является препятствием для проведения проверки, мероприятия которой не связаны с осмотром жилого помещения.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20.06.2018 N 233)

10. По результатам проверки оформляется акт по форме согласно приложению к настоящему Порядку в количестве не менее двух экземпляров.

11. В случае выявления нарушений Департамент в течение 5 рабочих дней со дня составления акта информирует Нанимателя или его представителя о результатах проведения проверки.

12. Члены Комиссии при проведении проверки не вправе требовать от Нанимателя (представителя Нанимателя), членов семьи Нанимателя представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.

13. Наниматель (представитель Нанимателя), члены семьи Нанимателя при проведении проверки вправе:

получать информацию об основаниях проверки, о полномочиях лиц, проводящих проверку, о предмете проверки;

непосредственно присутствовать при проведении проверки;

давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных лиц Комиссии;

обжаловать действия уполномоченных лиц Комиссии, проводящих мероприятия по контролю, в соответствии с действующим законодательством.

14. Наниматель (представитель Нанимателя), члены семьи Нанимателя обязаны обеспечить членам Комиссии, осуществляющим проверку, доступ в проверяемое жилое помещение.

15. Члены Комиссии, осуществляющие контроль, несут ответственность за:

несоблюдение требований действующего законодательства при исполнении своих обязанностей;

несоблюдение установленного порядка осуществления контроля;

необъективность и недостоверность результатов проверок.

Приложение
к Порядку осуществления контроля за выполнением условий
договоров найма специализированных жилых помещений,
предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Форма

АКТ

проведения проверки выполнения условий договора найма

специализированного жилого помещения, предоставленного

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей

________________________ __________________________________

(место составления акта) (дата и время проведения проверки)

Комиссией по контролю за использованием жилых помещений,

предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и

лицам из их числа в составе:

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________________

при участии ____________________________________________________________ на

основании Положения о комиссии по контролю за использованием жилых

помещений, предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения

родителей, и лицам из их числа, утвержденного приказом Департамента

государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края

__________________________________________________________________________,

(реквизиты приказа)

проведена плановая (внеплановая) выездная проверка использования жилого

помещения, расположенного по адресу: __________________________________, д.

________, кв. ________, предоставленного по договору найма жилого помещения

специализированного жилищного фонда _______________________________________

(указываются реквизиты договора найма жилого помещения специализированного

жилищного фонда)

нанимателю жилого помещения _______________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения нанимателя жилого помещения)

__________________________________________________________________________.

Жилое помещение (квартира, жилой дом), находящееся по вышеуказанному

адресу, расположено на ______ этаже в _____-этажном доме, состоит из _____

комнат, общая площадь составляет ________ кв.м, жилая _______ кв.м.

На жилой площади согласно выписке из домовой книги (лицевого счета)

зарегистрированы и/или проживают:

Фамилия, имя, отчество, год рождения

Зарегистрированы

Проживают/не проживают

Родственные отношения

В ходе проверки использования жилого помещения «____» ______________ г.

установлено, что __________________________________________________________

Перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений:

(указывается наименование мероприятия, срок его проведения, исполнитель

мероприятия)

С актом ознакомлен:

«___»_______ ____ г. ________________/_______________________________/

(подпись) (Ф.И.О. нанимателя жилого

помещения или его представителя)

Сведения об отказе в ознакомлении с актом: ________________________________

Подписи членов комиссии, проводивших проверку:

_____________________________ _________________________________________

(Ф.И.О.)