Договор концессии

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступлением вопросов и в рамках подготовки к применению положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 146н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24 июня 2018 г., регистрационный номер 51673) (далее — СГС «Концессионные соглашения», Стандарт), направляет для руководства в работе Методические указания по первому применению положений СГС «Концессионные соглашения» в части вопросов отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах объектов бухгалтерского учета, возникающих в рамках заключения и исполнения концессионных соглашений.

Приложение: на 11 л. в 1 экз.

A.M. Лавров

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.10.2019 N 02-06-07/84753

Методические рекомендациипо первому применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора»Концессионные соглашения»

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2018 N 146н (далее — СГС «Концессионные соглашения», Стандарт, Приказ N 146н), применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета (далее — объекты учета), возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных соглашениях и объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н»1 (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Положения СГС «Концессионные соглашения» применяются одновременно с применением положений СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»2.

Приказом N 146н установлено, что положения СГС «Концессионные соглашения» обязательны к применению при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2020 г., составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях подготовки к переходу на использование СГС «Концессионные соглашения» и обеспечения достоверности раскрытия в бюджетной (бухгалтерской) отчетности организаций бюджетной сферы за 2019 год информации об объектах учета, возникших в текущем и прошлых отчетных периодах (до 1 января 2020 г.) в результате заключения и исполнения концессионных соглашений.

Стандарт разработан с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон N 115-ФЗ). Вместе с тем, СГС «Концессионные соглашения» не содержит положений, дублирующих Закон N 115-ФЗ. Следовательно, при подготовке, заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионных соглашений, объектами которых является специфическое имущество (например: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), программы для электронных вычислительных машин, базы данных и другие объекты информационных технологий), необходимо учитывать особенности, установленные для этих объектов имущества отдельными главами Закона N 115-ФЗ.

Определение сторон концессионных соглашений регулируется статьей 5 Закона N 115-ФЗ.

Сторонами концессионного соглашения являются:

а) концедент:

— Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

— субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

— муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

— полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания «Российские автомобильные дороги», государственная корпорация «Росатом»;

б) концессионер:

— индивидуальный предприниматель;

— российское или иностранное юридическое лицо;

— действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Кроме того, пунктом 4 СГС «Концессионные соглашения» определено, что объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество (далее — имущество концедента) подлежит обособленному отражению федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента (далее — уполномоченный субъект учета), в составе нефинансовых активов имущества казны.

По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Рассмотрим существующую систему3 бухгалтерских счетов для отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при заключении (исполнении) концессионных соглашений, предусмотренную нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного (бухгалтерского) учета:

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее при совместном упоминании — Инструкции).

Номер счета Название счета
101 90 Основные средства — имущество в концессии
101 91 Жилые помещения — имущество в концессии
101 92 Нежилые помещения (здания и сооружения) — имущество в концессии
101 94 Машины и оборудование — имущество в концессии
101 95 Транспортные средства — имущество в концессии
101 96 Инвентарь производственный и хозяйственный — имущество в концессии
101 97 Биологические ресурсы — имущество в концессии
101 98 Прочие основные средства — имущество в концессии
103 90 Непроизведенные активы — в составе имущества концедента
103 91 Земля в составе имущества концедента
104 59 Амортизация имущества казны в концессии
104 90 Амортизация имущества в концессии
104 91 Амортизация жилых помещений в концессии
104 92 Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) в концессии
104 94 Амортизация машин и оборудования в концессии
104 95 Амортизация транспортных средств в концессии
104 96 Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного в концессии
104 97 Амортизация биологических ресурсов в концессии
104 98 Амортизация прочего имущества в концессии
106 90 Вложения в имущество концедента
106 91 Вложения в основные средства в концессии
106 93 Вложения в непроизведенные активы в концессии
108 90 Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии
108 91 Недвижимое имущество концедента, составляющее казну
108 92 Движимое имущество концедента, составляющее казну
108 95 Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну
205 2К Расчеты по доходам от концессионной платы

При отражении в бухгалтерском учете информации об имуществе концедента следует учитывать следующее.

В соответствии с положениями Инструкции N 157н ведение счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» осуществляется органом, осуществляющим полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну.

Вместе с тем, при заключении, исполнении концессионных соглашений учет объектов имущества казны в концессии осуществляет уполномоченный субъект учета.

В рамках концессионного соглашения может передаваться не только объект концессионного соглашения, но и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество. Указанный имущественный комплекс может включать в себя объекты как недвижимого, так и движимого имущества.

Принимая во внимание, что положения СГС «Концептуальные основы» обязательны к применению организациями бюджетной сферы с 1 января 2018 г., имущество, переданное по концессионным соглашениям, признается активом и отражается на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии».

В зависимости от даты заключения концессионного соглашения:

— если объекты государственного (муниципального) имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения в течение 2019 года: в бухгалтерском учете уполномоченного субъекта учета отражается внутреннее перемещение объектов, переданных по концессионному соглашению (по дебету счета 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» и кредиту счета 1 108 5Х «Нефинансовые активы, составляющие казну»);

— если объекты государственного (муниципального) имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения до 1 января 2019 года (при условии, что данное имущество не учитывалось на балансе): объекты восстанавливаются посредством корректировки входящих остатков на 1 января 2019 г. с отражением ошибки прошлых лет (по дебету счета 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» и кредиту счетов 1 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» (1 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет»).

Если по концессионному соглашению переданы объекты, по которым не прекращено право оперативного управления государственного (муниципального) учреждения, данное учреждение в бухгалтерском учете аналогичным образом осуществляет постановку указанных объектов на соответствующий счет 0 101 9X 000:

— объекты имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения в течение 2019 года: в бухгалтерском учете отражается внутреннее перемещение со счетов учета объектов, переданных по концессионному соглашению (по дебету счета 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии»» и кредиту счета соответствующих счетов учета нефинансовых активов);

— объекты имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения до 1 января 2019 года (при условии, что данное имущество не учитывалось на балансе): объекты восстанавливаются посредством корректировки входящих остатков на 1 января 2019 г. с отражением ошибки прошлых лет (по дебету счета 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии» и кредиту счетов 0 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» (0 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет»).

Пунктом 6 СГС «Концессионные соглашения» установлено, что начисление амортизации по имуществу концедента осуществляется уполномоченным субъектом учета в течение срока действия концессионного соглашения методом, применяемым для амортизации объектов нефинансовых активов, к которым относится переданное имущество.

В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления (права хозяйственного ведения), амортизацию по имуществу концедента продолжает начислять учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества.

Таким образом, при выявлении объектов переданного имущества, а также определении стадии концессионного соглашения необходимо определить необходимость доначисления амортизации на объекты, переданные ранее по концессионным соглашениям.

При этом в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, Инструкции N 33н, информация об изменении показателей активов, обязательств, финансового результата в связи с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных и (или) отраженных в отчетном периоде (в 2019 году), подлежит раскрытию в Сведениях об изменениях остатков валюты баланса (ф. 0503173) (Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Схема передачи по концессионному соглашению имущества государственного (муниципального) учреждения представлена ниже.

Без прекращения права оперативного управления С прекращением права оперативного управления
Уполномоченный субъект учета (представитель концедента) Отражает имущество концедента на забалансовом счете (с 01.01.2020 г.) Отражает поступление имущества казны с одновременным уменьшением расчетов по вкладам учредителя (по заключенным ранее концессионным соглашениям)
Правообладатель (учреждение) — Отражает внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов (по заключенным ранее концессионным соглашениям — в течение 2019 г. проводками 2019 г., либо с корректировкой входящих остатков и отражением ошибок прошлых лет); — Отражает на забалансовом счете предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (с 01.01.2020 г.) Отражает прекращение права оперативного управления и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя)
Учредитель Отражает уменьшение доли участия в учреждении

Этапами концессионных соглашений в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ являются подготовка, заключение, исполнение (изменение), прекращение концессионного соглашения.

Вместе с тем, с точки зрения отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, возникающих при заключении (исполнении) концессионных соглашений, существенными этапами концессионных соглашений являются:

— подписание концессионного соглашения;

— осуществление инвестиций (создание (реконструкция) объекта соглашения);

— ввод объекта в эксплуатацию и регистрация права государственной (муниципальной) собственности;

— использование (эксплуатация) объекта;

— окончание действия соглашения.

В течение 2019 года в рамках подготовки к переходу на СГС «Концессионные соглашения» необходимо провести инвентаризацию концессионных соглашений, заключенных как в течение 2019 года, так и до 1 января 2019 г.

Примерный перечень мероприятий в рамках проведения инвентаризации объектов бухгалтерского учета, возникающих при исполнении концессионных соглашений, включает:

1) выявление всех заключенных концессионных соглашений;

2) определение состава имущественного комплекса, переданного по концессионным соглашениям (объект концессионного соглашения, иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), как с точки зрения отнесения объектов к недвижимому или движимому имуществу, так и исходя из его принадлежности (имущество казны, имущество на праве оперативного управления, имущество на праве хозяйственного ведения);

3) определение сторон концессионных соглашений, в частности, уполномоченного субъекта учета, который обязан восстановить в бюджетном учете на счете 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» информацию об объектах, переданных по концессионным соглашениям (за исключением случаев, когда по концессионному соглашению передавалось имущество без прекращения права оперативного управления учреждения);

4) определение срока заключения концессионного соглашения (в течение 2019 года или до 1 января 2019 г.), что будет влиять на механизм восстановления в бюджетном (бухгалтерском) учете информации об объектах, переданных в концессию (бухгалтерские записи текущего отчетного периода, либо восстановление с отражением ошибок прошлых лет).

Необходимо отметить, что при осуществлении инвентаризации объектов бухгалтерского учета, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует обеспечить синхронизацию данных бухгалтерского учета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, проводимого в соответствии с Правилами проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 259.

Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете объектов учета по результатам инвентаризации основывается на стадии концессионных соглашений.

Следует обратить внимание, что в части объектов нефинансовых активов, созданных до 1 января 2020 г., показатели по счетам 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии», 0 106 9Х «Вложения в имущество концедента», 0 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии», формируются на 1 января 2020 г.

На стадии заключения (подписания) концессионных соглашений концедентом отражаются ожидаемый прирост имущества, сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения (предусмотренная соглашением сумма инвестиций (предельный размер расходов) на создание (реконструкцию) объекта соглашения) — на забалансовом счете (как нормативное положение вводится с 1 января 2020 г.).

На стадии осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта соглашения) концедент учитывает прирост имущества, отражая увеличение стоимости имущества концедента (фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Таким образом, при проведении инвентаризации между концедентом и концессионером обязательно определяется объём произведенных инвестиций на 1 января 2020 г. с целью отражения данной информации концедентом на забалансовом счете в межотчетный период.

Отражение фактического объема инвестиций и корректировка сметной стоимости осуществляется на начало 2020 года, а с 2020 года — не реже одного раза в полгода в течение периода создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения (пункт 7 СГС «Концессионные соглашения»).

В случае, когда в текущем отчетном периоде (в 2019 г.) концессионное соглашение находится на этапе осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта), концедент по итогам проведения инвентаризации выявляет сметную стоимость, фактический объем произведенных инвестиций, который отразится на забалансовых счетах в межотчетный период.

На стадии ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права государственной (муниципальной) собственности у концедента в бюджетном учете отражается прирост имущества (сперва удорожание объекта относится на счет 0 106 90 «Вложения в имущество концедента», далее со счета 0 106 9Х «Вложения в имущество концедента», объект ставится на счет 0 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (или 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии» в случае если не прекращалось право оперативного управления учреждения). Если объект продолжал находиться в хозяйственном ведении, прирост имущества концедента отражается через удорожание имущества казны и увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия.

В случае, если строительство (создание (реконструкция) объекта завершена, объект введен в эксплуатацию, но право государственной (муниципальной) собственности не зарегистрировано, необходимо установить, когда произошел ввод в эксплуатацию: если в 2019 году, то никакие дополнительные бухгалтерские записи не отражаются, отражается прирост имущества концедента на 1 января 2020 г. при первом применении СГС «Концессионные соглашения»; если ввод в эксплуатацию осуществлен в 2019 году, концедент формирует по объекту счет 0 106 9Х «Вложения в имущество концедента» в межотчетный период; если ввод в эксплуатацию осуществлен до 1 января 2019 г., на 01.01.2019 концедентом дополнительные бухгалтерские записи не отражаются, но в рамках подготовки к переходу на Стандарт надо проверить наличие зарегистрированного права государственной (муниципальной) собственности на объект (в том числе целесообразно проверить реестры имущества во избежание задвоения на счетах 1 108 5Х «Нефинансовые активы, составляющие казну» и 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии»).

Если на объект зарегистрировано право государственной (муниципальной) собственности, необходимо проверить наличие информации о нем на соответствующих счетах учета объектов, составляющих казну в концессии.

Таким образом, если по результатам проведения инвентаризации концессионных соглашений были выявлены эксплуатируемые в 2019 году объекты, на которые было зарегистрировано право собственности, оно должно быть в остатках по счетам 0 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну» (0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии») на начало 2019 года. При этом дополнительные корреспонденции исходя из положений Стандарта (доначисление доходов (расходов) будущих периодов по счетам 0 401 40 «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 «Расходы будущих периодов») необходимо отразить в межотчетный период, в течение 2019 года необходимо проверить начисление амортизации на объекты концессионных соглашений (если объект отсутствовал в учете, его необходимо восстановить и доначислить амортизацию). Необходимо отметить, что при наличии решения соответствующего публично-правового образования о неамортизации имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, объекты соглашений, составляющих казну в концессии, также не амортизируются.

Основные методологические положения, которые будут применяться с 1 января 2020 г. для отражения фактов хозяйственной жизни, возникающих в результате концессионных соглашений, включают в себя следующие позиции:

1) с 1 января 2020 г. будут введены дополнительные забалансовые счета:

— для учета уполномоченным субъектом учета имущества концедента в случае, когда передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений или права хозяйственного ведения государственных (муниципальных) предприятий;

— для учета сметной стоимости создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения (предусмотренную соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание (реконструкцию) объекта соглашения);

— для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером);

2) статьей 10 Закона N 115-ФЗ определен перечень существенных и иных условий концессионного соглашения. Кроме того, при подготовке концессионного соглашения разрабатывается финансово-экономическая модель проекта, которая, как правило, содержит прогнозные показатели (например: прогноз капитальных вложений, объема производства, продаж (иных количественных факторов, определяющих выручку проекта), прогноз затрат на персонал, условно постоянных затрат и т.д.).

Эти данные составляют основу для отражения в учете как уполномоченного субъекта учета, так и концессионера взаимоувязанных прогнозных значений предстоящих доходов (расходов) по концессионным соглашениям на весь срок действия в момент их заключения.

1 Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция N 33н).

2 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»).

3 В настоящее время подготовлены проекты приказов Минфина России, вносящие изменения в Инструкции, которые будут направлены в том числе на уточнение (дополнение) счетов бухгалтерского учета для отражения объектов учета и фактов хозяйственной жизни, возникающие в связи с концессионными соглашениями (см. https://www.minfin.ru: «Минфин России / Деятельность / Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора / Бухгалтерский учет государственного сектора»).

В результате раскола церкви появился ряд новых протестантских вероисповеданий. В важнейшем конституционном акте Священной Римской империи – Аугс­бургском религиозном мире 1555 г. – была предпринята попытка урегулировать конфессиональные отношения посредством исключения силовых способов решения религиозного конфликта. Однако этот акт содержал много компромиссов и неясностей. В результате в начале XVII в. возник конституционный кризис, переросший в Тридцатилетнюю войну. Война закончилась Вестфальским миром 1648 г. В составляющих его договорах подтверждались положения Аугсбургского религиозного мира 1555 г. и предпринималась новая попытка урегулирования конфессиональных отношений. Были четко определены границы конфессий, созданы эффективные механизмы разрешения религиозных споров. В качестве принципа территориального разграничения был установлен так называемый нормальный 1624 год. Имперские органы формировались на основе принципа паритета: равное количество представителей католиков и протестантов. Вестфальский мир завершил эпоху конфессионализации и в качестве основного закона Империи действовал до конца ее существования.

Я думаю, все слышали о том, что такое франшиза, но не многие слышали, что такое договор концессии. Давайте вместе разбираться, что это за «чудо» и с чем его «едят».
Итак, для начала все-таки скажу, что такое франшиза – это вид рыночной деятельности или вид бизнеса, если так проще, при котором Вы как юр. лицо или, как ИП (индивидуальный предприниматель) покупаете права на использование торговой марки или бренда другой организации.

Вот настал тот день, когда Вы решили открыть свой бизнес и решили воспользоваться возможностью открыть его по франшизе одной из крупных компаний. Вот тут-то Вы и столкнетесь с понятием «договор концессии», по сути это основной документ, подписываемый при покупке франшизы.

Что же из себя представляет данный договор спросите Вы? А представляет он из себя типичный договор между двумя юридическими лицами, по которому Правообладатель, то есть, как правило, крупная компания, разрешает Вам, открыть свое дело под их логотипом использовать их репутацию, бизнес схему, для продажи/производства/оказания услуг/выполнения работ, в той или иной области. В общем, в первой части договора (для Вас самой приятной) описывается, что компания Вам предоставляет. Но, за все надо платить, поэтому далее после всех благ, которые Вы получаете подписывая данный договор, следуют и обязанности для Вас как для юр.лица. Тут обычно идет указания платы (она может быть как единовременной, так и регулярной), либо указания на то, что взамен платы вы обязаны делать для компании, например, покупать у компании продукцию (с наценкой конечно).

Кроме этих пунктов в договоре концессии есть пункты, которые обязывают Вас придерживаться неких правил при использовании чужого бренда, вот тут могут быть сложности и ограничения на которые Вы не рассчитывали в самом начале. Давайте я поясню: здесь могут быть указания на то, кому вы имеете право предоставлять свои услуги; необходимость участия в рекламных акциях (с финансовой точки зрения и не только); в каком объеме, и на какой территории вы имеете право распространять свои товары или услуги; кроме этого, здесь вы можете найти указание даже на то, во что должен быть одет ваш персонал, на какой технике работать и как вообще вам следует обставить (украсить) ваше помещение. Для примера могу привести широко известные рестораны быстрого питания, такие как: Макдоналдс®, РОСТИКС-KFC (а сейчас просто KFC®), Крошка-картошка и т.д. Я думаю, каждый бывал в них или видел с улицы, все они похожи как братья, но владельцы у них разные – большинство из этих заведений открыты по франшизе. Персонал, техника, и меню у всех одинаковые, и даже все этапы приготовления вместе с ингредиентами идентичны, а схожи они именно по той причине, что это прописано в договоре концессии. Ну, что касается питания, то это и понятно, ведь, приходя в такое заведение, вы привыкли видеть одно и то же меню, и есть пищу одинакового качества и вкуса, в сети франшиз связанных с питанием это само собой подразумевается. А если Вы открываете, к примеру, франшизу магазина игрушек, или спортивной одежды, то тут конечно Вам может не понравиться то факт, что в договоре прописано, какие именно бренды и какой ассортимент Вы обязаны закупать, и у кого. Но это незначительные, на мой взгляд, минусы среди очевидных плюсов, а главный из них — это использование зарекомендовавшей себя торговой марки.

С основными пунктами мы разобрались, давайте рассмотрим пункт, который встречается не везде, но может встречаться том или ином случае. Это пункт Субконцессии.

Что же прописано в этом пункте и что из себя представляет, эта самая субконцессия? Если Вы видите в договоре этот пункт, значит, компания, с которой Вы заключаете договор франшизы, разрешает Вам передавать часть своих эксклюзивных прав третьим лицам. Что это за третьи лица уже зависит непосредственно от франшизы. Чтобы было проще, объясню на примере уже известной нам компании Макдоналдс®. Дело в том, что такой крупной компании как Макдоналдс® неудобно выдавать огромное количество франшиз на территории России, ведь это значит что за всеми надо следить, всех проверять и всем помогать, поэтому Макдоналдс® просто взял и выдал мастер-франшизу на всю территорию России, с правом субконцессии. То есть франшизой на всей территории России владеет единственное юр.лицо, и оно же в свою очередь выдает франшизы (субфраншизы) всем желающим, и отчитывается по всем этим субфраншизам перед «начальством» — компанией выдавшей ей мастер-франшизу. Что, на мой взгляд, очень удобно для крупной компании.

В конце договора коммерческой концессии, как и в любом другом заключаемом договоре, прописывается период на который заключается данный документ, причины по которым он может быть расторгнут, а также иные пункты которые зависят непосредственно от самого договора.
И так давайте подведем итог. Что мы смогли выяснить о договоре концессии:
1. Это обязательный договор, оформляемый при покупке франшизы.
2. В договоре концессии прописывается список обязанностей, которые исполняет каждая из сторон.
3. Договором определяется список прав каждой из сторон.
4. В нем может быть прописан пункт субконцессии.
5. Определяется период, на который этот договор заключается, а так же условия его расторжения.

Вот собственно и все что можно сказать по данному вопросу, не вдаваясь в детали, которые Вы с легкостью можете найти среди других статей.

Концессия — форма государственно-частного партнерства, предусматривающая передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.

Концессия в 2020 году является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

В статье подробнее рассмотрим простыми словами, что это такое, концессия.

Коммерческая концессия

Для использования в русской речи данное определение было заимствовано из французского или немецкого приблизительно в конце 18 века. Большей частью применяется в экономическом или юридическом спектре значений.

Что такое концессия в экономическом контексте? Это сдача государственными органами земельных территорий или предприятий в эксплуатацию иностранными инвесторами, а в юридическом – документ, который подтверждает заключение сделки по аренде или отдельный фрагмент договоренности по конкретной уступке.

Недавно в экономике России стали развиваться методики и технологии развития предпринимательской деятельности, которые ранее образовались и успешно применялись за границей. Одна из таких методик – развитие бизнеса по системе коммерческой концессии. Или франчайзинг.

Есть и закон о концессии: Федеральный закон об отдельных концессионных соглашениях №115-ФЗ помогает формировать правовую основу развития концессионных соглашений с учетом процедуры составления, регулирования и прекращения договоренностей концессии.

Для удовлетворения интересов всех элементов системы народного хозяйства нужно обеспечивать сбалансированное регулирование всех действий и закреплять их на правовой основе, чтобы экономическая обстановка в стране развивалась более качественно.

Благодаря коммерческой концессии как методу ведения бизнеса все участники имеют свою выгоду. Правообладатели могут с несущественными издержками эффективно вести и расширять бизнес, а также повысить долю присутствия юридического лица на современном рынке.

Каждый пользователь может запустить свое дело по заранее созданной и проверенной технологии с высокой вероятностью устойчивого развития и работы предприятия.

К примеру, в США количество продаж с применением франчайзинга переваливает за один триллион долларов. На франчайзинг приходится около 40% розничных покупок.

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии – соглашение правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, включая право на товарный знак и другие предусмотренные договором объекты интеллектуальной собственности.

Вопрос регулируется статьей 1027 Гражданского кодекса РФ. Стороны договора — правообладатель и пользователь. Ими могут быть только коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как договор франчайзинга всегда заключается в целях ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.

Видео: Что такое концессия? Договор коммерческой концессии (договор франшизы). Часть 1

Видео: Что такое концессия? Договор коммерческой концессии (договор франшизы). Часть 2

Концессия в сфере ЖКХ

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

Партнер-инвестор обязуется вложить значительные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (ГЧП), которое признано наиболее удачным способом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

Регламентируется государственно-частное партнерство следующими законодательными актами о концессии:

  • закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • ПП РФ №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

При передаче в концессию объектов водоснабжения и теплоснабжения, водоотведения, государство закрепляет за собой право выступать стороной концессионного соглашения.

Примеры концессии водоснабжения: Волгоградский водоканал, взятый в концессию с акцентом на модернизацию очистных сооружений. Доступ иностранным инвесторам закрыт, партнерами становятся только отечественные компании.

В коммунальном направлении концессионные соглашения имеют место быть в следующих условиях:

  • при долгосрочном действии контрактов;
  • есть четко очерченный круг задачи обязательств, которые подлежат безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • у инвестиций есть верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать деньги;
  • концессионер должен достичь показателей, а среди них – энергоэффективность, качество, надежность;
  • порядок возврата денег, потраченных инвестором.

ГЧП – это не гарантия абсолютно удачного варианта, есть и негативные моменты.

Стороны договора:

  1. Концессионер – лицо, которое берет на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта. Обычно это коммерческая организация или группа компаний.
  2. Концедент – конкретное государство. От его имени соглашение подписывается руководителем правительства, административных единиц или других органов власти. Отношения сторон проходят строго в рамках подписанного договора концессии.

Преимущества и недостатки

Плюсы концессионных соглашений для государства:

  • есть возможность совершенствовать, модернизировать объекты ЖКХ, при этом не тратя бюджетные деньги;
  • переданное во временное пользование частникам имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

Недостатки:

  • готовить проект, документацию на организацию конкурса и его проведение, кадастровый учет земель приходится на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат);
  • готового вложить крупные суммы инвестора непросто найти, обычно к партнёрству склоняются представители малого бизнеса или бывшие унитарные предприятия, которые не располагают необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организовали Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, концессионеры при этом должны концентрироваться на объектах ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тысяч жителей).

Обеспечивают финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ на следующих условиях: вкладываются деньги инвестором, из местного и регионального бюджета — не менее 40% от общей цены мероприятия. Доля инвестора должна составлять минимум 20%.

Фонд может субсидировать реализацию проекта с ограничением в 300 миллионов рублей. Если концессионер не смог выполнить в установленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и сильно задолжал Фонду, проект можно считать неудавшимся.

И это может быть не вина концессионера: многие сети тепло-и водоснабжения слишком сильно изношены, тарифные ставки не покрывают потери энергоносителей, а заниматься реконструкцией, получать доход, отдавать долги Фонду и другим кредиторам при таких условия очень сложно.

Заключение концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, который решил стать партнером государства в улучшении коммунального хозяйства, выбирает подходящий объект. Например, котельную. Затем он заявляет в орган местной власти о своем намерении.

Субъект Российской Федерации готовит проекты, выполняет работу по проведению конкурса. Если претендентов несколько, конкурс проводится, по результатам которого выбирают партнера. Если претендент один, торги не проводят.

Его могут обязать скорректировать программу или могут принять ее без изменений.

Концессионное соглашение – договор, содержащий пункты:

  • описание объекта;
  • срок действия;
  • концессионная плата (размер, форма платежей, периодичность);
  • плата концедента – размер, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ;
  • условия досрочного расторжения;
  • методы и средства разрешения противоречий;
  • гарантии банка;
  • реквизиты, подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Что затрудняет передачу объекта ЖКХ частным инвесторам

Для передачи в концессию нужно, чтобы сети, котельные и другие объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Получается, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, которая не имеет прав владения, а только пользования в течение времени, указанным в трехстороннем соглашении.

Поэтому на всю переходящую под концессию недвижимость сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

Здесь поджидает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как полагается, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительство принимает меры для урегулирования всех подобных проблем на законодательном уровне.

Отличия от аренды

Чем концессия отличается от аренды? Договор концессии – тот же договор аренды, который имеет свои особенности и отличается от типичных договоров.

Договор концессии – вид договора, не предусмотренный ГК РФ, о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимости в государственную собственность, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.

Точнее говоря, договор концессии — это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности. Аренда же — это временное использование чужой собственности за деньги.

Аренда предполагает использование уже имеющегося имущества за плату, а концессия – создание объекта или модернизация существующего, а уже после возмездная эксплуатация.

Чем отличается ГЧП от концессии

Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессия — эффективные механизмы решения данных задач.

Концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

ГЧП – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), направленное на реализацию планов ГЧП для достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях.

У механизма реализации концессии не такой широкий диапазон. Необходимость применения концессионного соглашения определяется преимуществами, которые принадлежат и ГЧП:

  • прозрачность правового режима ввиду наличия законодательства, которое регулирует порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП;
  • есть практика реализации концессионных контрактов на региональном уровне;
  • можно применять отдельные механизмы государственной поддержки и инструментов ГЧП.

Отличие ГЧП от концессии и важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, основанные на этих двух формах:

  1. ГЧП консолидирует ресурсы сторон. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее установленных и определенных пропорциях. Концессионер же создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента платы, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат на счет использования созданного им объекта.
  2. При реализации проектов ГЧП стороны соглашения: публичный партнер – государство (правительство РФ, исполнительный орган власти и т.д.), частный партнер – российское юридическое лицо, с которым заключается оглашение. При концессии: концендент – государство (правительство, исполнительная власть), концессионер – предприниматель.
  3. Объекты соглашения ГЧП: автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Для концессий перечень расширенный: то же самое, а также объекты тепло- , газо- и энергоснабжения.
  4. Элементы соглашения для ГЧП: строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения, эксплуатация или техническое обслуживание объекта соглашения. Для концессий: концессионер обязуется создавать или реконструировать объекты концессионного соглашения, соблюдать сроки созданий или реконструкции.

Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера, например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).

Так что означает слово концессия? Здесь можно дать следующее определение – это предоставление государством организации исключительных прав на возведение конкретного объекта с последующей передачей его в собственность страны. За это организация получит возможность эксплуатировать объект после его возведения в течение определённого времени.

Что касается отличий концессий и ГЧП, обе формы тесно связаны, но государственно-частное партнерство имеет более широкие возможности.

Преимущество ГЧП — риски, затраты и прибыль распределяются между обеими сторонами, а в концессионном соглашении все это несёт концессионер. Также преимущество ГЧП заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

Со следующего года правила учета имущества казны изменятся из-за нового стандарта «Концессионные соглашения». Как работать по новым правилам и какие делать проводки в учете, узнайте из статьи.

С кем заключают концессионные соглашения

Чтобы привлечь средства для ремонта или реконструкции объектов государственной или муниципальной собственности, власти заключают договоры с частными партнерами — концессионные соглашения (см. шпаргалку ниже).

Например, компания или индивидуальный предприниматель может получить от государства заказ построить или восстановить здание больницы или школы. Вложив в объект деньги, инвестор приобретает право на протяжении определенного периода владеть и пользоваться этим имуществом, получая доход от его эксплуатации. По истечении срока договора он утрачивает право владения и пользования объектом. Срок действия концессионного соглашения, как правило, длительный: он составляет 20–25 лет.

Концессионером может быть ИП или юридическое лицо. А также два и более юридических лица, которые действуют по договору простого товарищества или договору о совместной деятельности, то есть без образования единого юридического лица. Это сказано в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Шпаргалка: Что передают по концессионному соглашению

1. Автомобильные дороги, элементы их обустройства (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса.

2. Морские и речные порты.

3. Морские и речные суда, паромные переправы, плавучие и сухие доки.

4. Аэродромы, авиационная инфраструктура, производственная и инженерная инфраструктура аэропортов.

5. Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства.

6. Объекты социального обслуживания граждан.

7. Объекты здравоохранения, в том числе предназначенные для санаторно-курортного лечения.

8. Объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

9. Технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий.

10. Центры обработки данных.

Как учитывать объект концессии

Объектом концессии может быть как уже существующее имущество, которое будет реконструироваться в рамках концессионного соглашения, так и новое, созданное концессионером. Орган местного самоуправления, который выступает от имени концедента, — это уполномоченный субъект учета (стандарт «Концессионные соглашения», утв. приказом Минфина от 29.06.2018 № 146н).

3 счета учета нефинансовых активов используют, чтобы обособить передаваемый объект

Если объект уже создан. Имущество, которое передают, надо обособить на счетах учета нефинансовых активов имущества казны: 1 108 91 000 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну», 1 108 92 000 «Движимое имущество концедента, составляющее казну», 1 108 95 000 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну»:

ДЕБЕТ КРБ 1 108 9Х 310 КРЕДИТ КРБ 1 108 5Х 410

— отражено имущество, передаваемое в концессию.

Передача объекта производится на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами концессионного соглашения. В учете при этом отражают внутреннее перемещение (п. 4, 5 стандарта «Концессионные соглашения»).

В концессию может передаваться не имущество казны, а имущество, закрепленное на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальным учреждением. Тогда бухгалтерская запись внутреннего перемещения, например, для основных средств будет такой:

ДЕБЕТ КРБ 1 101 9Х 310 КРЕДИТ КРБ 1 101 ХХ 410

— отражено внутреннее перемещение имущества в концессию в учете учреждения, чье имущество передается.

Уполномоченный субъект учета отражает передачу имущества на предназначенном для этого забалансовом счете. Но в стандарте не сказано, на каком именно. Кроме того, на дату подписания соглашения он принимает к забалансовому учету сумму инвестиций. Впоследствии сметную стоимость создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на этом забалансовом счете, при необходимости корректируют. Отметим, что забалансовые счета для учета сметной стоимости создания или реконструкции объекта концессионного соглашения в Инструкции № 157н пока не предусмотрены. На каком забалансовом счете учитывать увеличение стоимости имущества, переданного в концессию, в Инструкции № 157н также не сказано.

Если объект создается. Право собственности на новое недвижимое имущество принадлежит также концеденту. Концессионер имеет право пользования этим имуществом, оформленное в виде обременения права концедента.

Концедент отражает новое имущество в бюджетном учете и вносит сведения о нем в соответствующий реестр муниципального имущества. Алгоритм описан в пункте 7 стандарта «Концессионные соглашения». Он включает четыре действия.

1. Принять к учету созданный объект концессионного соглашения по стоимости, которую стороны указали в акте приема-передачи:

ДЕБЕТ КРБ 1 108 9Х 310 КРЕДИТ КРБ 1 401 10 19Х

— принят к учету объект концессионного соглашения.

2. Отразить сумму обязательств по финансированию расходов концессионера на создание объекта, которые предусмотрены в концессионном соглашении концедента:

ДЕБЕТ КРБ 1 401 20 28Х КРЕДИТ КРБ 1 302 8Х 73Х

— отражена сумма обязательств.

3. Отразить предстоящие доходы в виде разницы между стоимостью создания или реконструкции объекта и суммой обязательств концедента по финансированию расходов концессионера:

ДЕБЕТ КРБ 1 108 9Х 310 КРЕДИТ КРБ 1 401 40 19Х

— отражены предстоящие расходы.

Сумма предстоящих доходов, признанная при принятии к учету созданного объекта концессионного соглашения, относится на финансовый результат отчетного периода ежемесячно до истечения срока действия соглашения (п. 9 стандарта «Концессионные соглашения»). Если стороны расторгают концессионное соглашение, остаток предстоящих доходов единовременно относят на финансовый результат отчетного периода.

4. Списать суммы, которые отражены на забалансовых счетах, предназначенных для учета сметной стоимости создания или реконструкции объекта концессионного соглашения и учета увеличения стоимости имущества концедента.

Как амортизировать объекты

На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования. Однако стандарт обязывает начислять амортизацию по имуществу концедента в течение срока действия концессионного соглашения (п. 6). В учете делают проводку:

ДЕБЕТ КРБ 1 401 20 271 КРЕДИТ КРБ 1 104 9Х 411

— начислена амортизация на объект.

Если передача имущества происходит без прекращения права оперативного управления, амортизацию продолжает начислять учреждение, которое является балансодержателем.

Как учитывать доходы и расходы концедента

Доходы. Концессионная плата может быть установлена:

— в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
— в доле продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
— в виде передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Расчеты с дебиторами по доходам от собственности на общую сумму доходов по концессионному соглашению отражают в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от концессионной платы:

ДЕБЕТ КРБ 1 205 2К 56Х КРЕДИТ КРБ 1 401 40 12К

— отражены расчеты с концедентом.

Доходы по концессионному соглашению признают в составе доходов от собственности текущего периода ежемесячно до истечения срока действия соглашения, одновременно уменьшая сумму предстоящих доходов от концессионной платы. Если на дату принятия к учету объекта общая сумма доходов по соглашению не может быть надежно определена, доходы от концессионной платы признают в составе доходов от собственности в тех отчетных периодах, в которых они возникают.

Расходы. Концедент может принять расходы:

— на использование объекта соглашения — расходы концессионера по обслуживанию заемных средств, компенсацию доходности инвестированного собственного капитала концессионера;
— возмещение недополученных концессионером доходов.

И тот и другой вид расходов включают в состав расходов отчетного периода. Причем в отношении расходов на возмещение недополученных доходов концедент признает соответствующую сумму на безвозмездные перечисления организациям.