Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия».
Дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности. Следовательно, уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении муниципального или государственного служащего, в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком. Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении государственного или муниципального служащего сам по себе не является основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.
Так, непринятие государственным, муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляется путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, также образует конфликт интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Данная обязанность распространена на сотрудников органов внутренних дел, полиции (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»), а также предусмотрена для муниципальных служащих (часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
Близкое родство или свойство муниципальных служащих само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно этому порядку, применение взысканий за совершение коррупционных проступков осуществляется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065. Если доклад о результатах проверки направляется представителем нанимателя в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, то взыскание применяется также и на основании рекомендации указанной комиссии. Порядок работы названной комиссии установлено Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821.
Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.
Полномочия прокурора по контролю за доходами и расходами лиц, замещающими должности муниципальной службы
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее Закон № 230-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее — контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
При проведении органами прокуратуры надзорных мероприятий оценивается деятельность уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц по исполнению обязанностей, возложенных на них статей 10 Закона № 230-ФЗ, а также соблюдение ими процедуры осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности. При выявлении фактов неисполнения требований закона прокуратурой района вносятся акты прокурорского реагирования, в которых ставится вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Борьба с коррупцией провозглашена Президентом Российской Федерации одним из главных направлений деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений нашли отражение в положениях Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В настоящем законе понятие коррупции определено, как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Другой гранью коррупции является совершение приведенных выше действий от имени или в интересах юридического лица.
За совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для коррупционных правонарушений, Федеральным законом «О противодействии коррупции» (статьей 14) предусмотрена возможность применения к юридическим лицам мер ответственности.
Данная норма конкретизирована в статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), предусматривающей административную ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимается незаконная передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
За совершение как одного, так и совокупности приведенных выше действий юридическому лицу грозит штраф, размер которого зависит от суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. При этом сумма штрафа не может быть менее одного миллиона рублей (часть 1 статьи 19.28 КоАП РФ)
В случае, если приведенные выше действия были совершены в крупном размере (то есть в сумме свыше миллиона, но не более 20 миллионов рублей) или особо крупном размере (в сумме свыше 20 миллионов рублей) размер штрафа для юридических лиц возрастет и будет составлять не менее 20 и 100 миллионов рублей соответственно.
Полномочия на возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, предоставлены должностным лицам органов прокуратуры.
Административная ответственность за правонарушения коррупционного характера
Статьей 1 Федеральнoгo закoна Рoссийскoй Федерации № 273-ФЗ oт 15.12.2008 «O прoтивoдействии кoррупции» oпределенo, чтo пoд кoррупцией пoнимается злoупoтребление служебным пoлoжением, дача взятки, пoлучение взятки, злoупoтребление пoлнoмoчиями, кoммерческий пoдкуп либo инoе незакoннoе испoльзoвание физическим лицoм свoегo дoлжнoстнoгo пoлoжения вoпреки закoнным интересам oбщества и гoсударства в целях пoлучения выгoды в виде денег, ценнoстей, инoгo имущества или услуг имущественнoгo характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либo незакoннoе предoставление такoй выгoды указаннoму лицу другими физическими лицами, а также сoвершение указанных действий oт имени или в интересах юридическoгo лица.
Сoгласнo статье 13 Федерального закoна граждане Рoссийскoй Федерации, инoстранные граждане и лица без гражданства за сoвершение кoррупциoнных правoнарушений несут угoлoвную, административную, гражданскo-правoвую и дисциплинарную oтветственнoсть в сooтветствии с закoнoдательствoм Рoссийскoй Федерации.
Следует oтметить, чтo свoевременнoе пресечение и выявление пoдoбных правoнарушений существеннo спoсoбствует oбщей прoфилактике кoррупции, в тoм числе преступлений кoррупциoннoй направленнoсти, так как непринятие мер пo прoтивoдействию административным правoнарушениям в сфере кoррупции является oбстoятельствoм, спoсoбствующим фoрмирoванию у oтдельных лиц oшибoчнoгo представления o вседoзвoленнoсти кoррупциoнных действий. Излoженнoе пoзвoляет сделать вывoд o тoм, чтo качественная рабoта пo прoтивoдействию кoррупциoнным правoнарушениям oбразует сoставную часть oбщей кoмплекснoй пoлитики гoсударства пo прoфилактике кoррупциoннoй преступнoсти.
Итак, в Кoдексе Рoссийскoй Федерации oб административных правoнарушениях сoдержится свыше 20 сoставoв административных правoнарушений кoррупциoннoй направленнoсти.
Элементы коррупционности содержатся в правонарушениях, связанных с процедурами проведения выборов и референдумов (статьи 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.45, 5.47, 5.48, 5.50 и 5.52 КоАП РФ): вмешательство в работу избирательной комиссии, подкуп избирателей, непредоставление сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, нарушения при финансировании или материальной поддержке избирательной компании, при выделении площадей для размещения агитационных материалов и т.д. За эти правонарушения предусматриваются штрафы в разном размере.
В области охраны собственности (если нет признаков состава преступления) предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ). Мера наказания – штраф или административный арест. Также статьями 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершенные при осуществлении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Административная ответственность наступает в следующих случаях: нарушение сроков опубликования или неопубликование информации о заказе, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе, включение в конкурсную документацию указания на товарные знаки или наименование производителя и пр., разглашение сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов аукциона, а также нарушение других связанных с заказами процедур и требований. Мера наказания – различные штрафы.
Правонарушением коррупционного характера также является ограничение конкуренции органами государственной власти или органами местного самоуправления (статья 14.9 КоАП РФ), то есть действия или бездействие должностных лиц, недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством и приводящие к ограничению или устранению конкуренции, к ограничению свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности. Одна из предусмотренных мер наказания – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.
К коррупционным административным правонарушениям относится и часть правонарушений в области финансов, налогов и сборов (если нет признаков состава преступления). Так, нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (статья 15.14 КоАП РФ) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.
Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35 КоАП РФ), незаконное использование служебной (инсайдерской) информации на рынке ценных бумаг в личных целях для получения выгоды (статьи 15.19, 15.21, 15.35 КоАП РФ) также являются коррупционными правонарушениями. Так, нельзя использовать в личных целях информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и внедрении новой технологии, о слиянии компаний или скупке контрольного пакета акций и т.п. Мера наказания – штрафы и дисквалификация.
Согласно статье 19.28 КоАП ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до стократной суммы предложенного незаконного вознаграждения.
Согласно статье 19.29 КоАП ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего или бывшего государственного служащего – штраф для граждан от 2 000 до 4 000 рублей; для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
Как видно из приведенного перечня, административным законодательством охвачен довольно широкий спектр противоправных деяний. Как oтмеченo выше, качественнoе выпoлнение oрганами гoсударственнoй власти, в тoм числе правooхранительными oрганами, рабoты пo пресечению, выявление и раскрытию названных административных правoнарушений будет спoсoбствoвать пoвышению результативнoсти кoмплекснoй деятельнoсти пo прoтивoдействию кoррупции, в тoм числе наибoлее oпасным ее разнoвиднoстям, таким как кoррупциoнные преступления.
Круг лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указанный вопрос регулируется ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
3) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
4) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
5) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
6) лица, замещающие вышеперечисленные должности.
При этом, вышеуказанные сведения должны представляться должностным лицом в отношении супруги и несовершеннолетних детей. Таким образом, истребование таких сведений в отношении родителей, братьев, сестер, совершеннолетних детей, не предусмотрено федеральным законодательством.
Порядок рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений
Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан, в том числе в сфере противодействия коррупции, регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса относится к компетенции иного органа копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие орган с уведомлением заявителя о принятом решении.
Общий срок рассмотрения обращений 30 дней, вместе с тем, в случае, если по обращению не требуется проведение проверки (например, в случае поступления обращения о разъяснении законодательства) такое обращение подлежит рассмотрению в течение 15 дней.
Подлежит ли привлечению к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?
В соответствии со ст. 291.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
В качестве квалифицирующих признаков указанного состава преступления, предусматривающего более строгое наказание, относятся посредничество во группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в крупном или особо крупном размере
Также указанной нормой уголовного закона предусмотрена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве и наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Вместе с тем, лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Правила, определяющие порядок сообщения о заключении гражданско-правового договора с бывшим госслужащим
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под новые правила подпадают гражданско-правовые договоры с бывшими государственными или муниципальными служащими на выполнение в организации в течение месяца работ или услуг стоимостью более 100 000 руб.
В течение двух лет после увольнения чиновника со службы его новый работодатель обязан в 10-дневный срок сообщать о его заключении последнему ведомству-нанимателю. В сообщении, в частности, должны быть указаны срок, на который заключается договор, предмет этого договора с кратким описанием работы и ее результата, а также стоимость работ.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем (уполномоченным лицом), подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
Установлен перечень сведений и данных, которые должны содержаться в сообщении.
За невыполнение этих требований статьей 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего) предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.
В ранее действующем постановлении Правительства РФ от 08.09.2010 № 700, был определен порядок уведомления бывшего работодателя гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, только в случае заключения с ним трудового договора.

Разъяснение подготовлено начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области П.Ю. Гвоздевым

Статьей 6 Федерального закона от 05.12.2019 в целях совершенствования законодательства о противодействии коррупции внесены изменения в ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно изменениям, взыскания, предусмотренные ст. 59.1 (за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции) и 59.2 (увольнение в связи с утратой доверия) Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также — гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

N.Yu. Agafonova Disciplinary Punishment in the Context of Responsibility of Civil Servants

Рассматриваются проблемные аспекты привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за совершение ими должностных проступков и наложения на них дисциплинарных взысканий. Дается классификация мер дисциплинарной ответственности на основе действующего законодательства. Делается вывод о необходимости конкретизации нарушений дисциплины на службе, за каждое из которых будет назначаться мера ответствен-

Ключевые слова и словосочетания: дисциплинарные взыскания, меры дисциплинарной ответственности, должностные проступки.

УДК 342.9:35.08 ББК 67.401.02

Н.Ю. Агафонова

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

ВЗЫСКАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ

СЛУЖАЩИХ

^Эффективность государственного управления в целом зависит от совокупной продуктивности работы государственных гражданских служащих, которая определяется полнотой реализации поставленных перед ними задач. Такая установка нашла свое отражение в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» . Одной из целей, провозглашенных в документе, является формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления.

О профессионализме управленцев судят не только по их квалифицированности. Профессиональная компетентность современных чиновников, находящихся на государствен-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 89

ной службе, включает в себя и дисциплинированность. Современные ученые, занимающиеся проблемами государственной службы, считают, что обязанность соблюдать служебную дисциплину является одной из основных для гражданского служащего. Она выражает общие требования должностного поведения гражданского служащего, в ней проявляется его отношение ко всем другим обязанностям, возникающим в процессе исполнения служебного контракта .

Законодательным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарной ответственности гражданских служащих, служебного поведения, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . В настоящее время требования к служебному поведению государственного служащего разбросаны по разным статьям указанного Закона и не систематизированы по уровню их значимости. Сохраняется необходимость конкретизации данных требований применительно к различным служебным ситуациям.

При исполнении служащими своих должностных обязанностей они не вправе совершать правонарушения, производить действия, подрывающие авторитет государства или создающие препятствия для нормальной работы его органов. Однако государственными служащими все же допускаются прогулы и опоздания. Встречается недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям или их невыполнение, что, несомненно, приводит к нарушению организации служебной деятельности.

Согласно действующему законодательству представитель нанимателя вправе, но не обязан привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, а отсутствие в составе дисциплинарного проступка видовых объектов позволяет представителю нанимателя (начальнику) формулировать их самостоятельно. Вследствие этого нарушается один из ключевых принципов — неотвратимости наказания, согласно которому гражданский служащий, совершивший дисциплинарный проступок, в обязательном порядке подлежит наказанию, неся тем самым ответственность, предусмотренную дисциплинарным законодательством. На наш взгляд, неотвратимость ответственности есть лучший способ проявления предупредительного воздействия дисциплинарного закона и его применения.

Анализ положений о дисциплинарной ответственности гражданских служащих позволяет прийти к выводу об неэффективности Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в этой части. Служащие, совершающие проступки или позволяющие себе упущения по службе, остаются безнаказанными, поскольку законодательство позволяет «договориться» о смягчении наказания или просто ограничиться устным замечанием, признанием допущенных нарушений, беседой. Исходя из этого, считаем, что нарушения дисциплины на службе должны быть систематизированы в Дисциплинарный кодекс, за каждый вид должна быть назначена мера ответственности.

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных гражданских служащих. За совершение дисциплинарного

90 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

проступка в порядке служебного подчинения предусмотрено применение мер дисциплинарного воздействия. Такими мерами согласно действующему законодательству являются дисциплинарные взыскания, перечень которых прописан в ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отметим, что первоначально вместо выражения «дисциплинарное взыскание» в юриспруденции употреблялось «дисциплинарное наказание». Оно возникло в области церковной юрисдикции для обозначения категории взысканий — особых воспитательных мер, применяемых церковью в отношении духовных лиц, учинивших незначительную провинность. Исследователи канонического права применяли этот термин, который оставался не известным остальным юристам, в том числе и занимавшимся анализом преступлений по службе . Выражение «дисциплинарное наказание» по отношению к гражданским служащим впервые употребляется Гэннером, ученым, стоявшим у истоков исследования сущности государственной службы. Он указывал на то, что «точка зрения подобных небольших взысканий более дисциплинарная, более рассчитана на поддержание порядка на службе и на исправление» и предлагал таким образом обозначать незначительные взыскания.

Как уже было отмечено, одним из недостатков действующего закона о государственной гражданской службе является отсутствие в нем видовых объектов дисциплинарных проступков. Закон выделяет лишь родовой объект посягательства — неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Но привлечь к ответственности можно именно за видовые правонарушения. Например, в Кодексе об административных правонарушениях обозначены 17 родовых объектов, каждый из которых сопровождается перечнем десятков видовых объектов. Этот же принцип положен в основу уголовного права. Таким образом, ответственность наступает при посягательстве на видовой объект, а действующий принцип неотвратимости наказания выражается в формуле «конкретное наказание следует за конкретное нарушение».

В Федеральном законе о государственной гражданской службе (ст. 57) предусматривается, что за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы. Для того чтобы эта формула эффективно работала, необходимо иметь четкое представление о самом дисциплинарном проступке.

Без перечня должностных обязанностей государственного служащего нельзя определить, совершил ли он именно дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 47 Федерального закона о государственной гражданской службе перечень должностных обязанностей гражданского служащего, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых назначается дисциплинарное взы-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скание, должен быть изложен в должностном регламенте. Таким образом, при назначении взыскания каждый начальник должен иметь перед глазами грамотно сформулированный в должностном регламенте перечень должностных обязанностей служащего, с которым, естественно, должен быть ознакомлен и сам служащий.

Одним из основных недостатков должностных регламентов является неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к несбалансированности и несогласованности указанных элементов статуса служащего. Поэтому необходима четкая и в правовом отношении квалифицированная формулировка подраздела регламента об ответственности конкретного должностного лица. Основной акцент здесь должен быть сделан на максимально адекватной разработке фактических оснований ответственности гражданского служащего, то есть на характеристике служебных упущений и нарушений, за которые тот может понести реальную ответственность. В законодательстве же необходимо указать, какую именно меру дисциплинарной ответственности следует назначать за тот или иной проступок по службе.

Исходя из содержания ст. 15 Федерального закона о государственной гражданской службе («Основные обязанности гражданского служащего»), можно сформулировать перечень основных, наиболее принципиальных нарушений, которые должны быть прописаны в должностном регламенте вместе с мерой ответственности за их совершение.

Предполагаем, что освобождение от замещаемой должности гражданской службы должно стать следствием:

— превышения должностных (служебных) полномочий — совершения гражданским служащим действия по службе, не предоставленного ему законом или поручением руководителя в пределах данных ему полномочий. При этом превышением не будет считаться совершение гражданским служащим действия, не предоставленного ему законом или возложенным на него поручением, но необходимого для предотвращения более серьезного проступка, противозаконного деяния по службе;

— умышленного препятствования исполнению обязанностей другим служащим;

— умышленной (неоправданной) медлительности по службе.

Увольнение с государственной гражданской службы будет адекватной мерой ответственности в случае:

— непринятия мер по предупреждению или пресечению вреда, угрожающего порядку управления, общественному или частному интересам, если такие обязанности возложены на служащего должностным регламентом, или поручением;

— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших служащему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;

92 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

— непринятия мер по сохранности предоставленного служащему для исполнения должностных обязанностей государственного имущества.

Подчеркнем, что этот перечень нарушений далеко не полный. Но в нем принципиально обозначен подход к реализации неотвратимости наказания провинившегося подчиненного без права на выбор меры ответственности его начальником. Это тем более важно, что ни действующие законы, ни практика привлечения к дисциплинарной ответственности нарушителей требований служебного поведения не обеспечивают сегодня необходимого уровня дисциплины на гражданской государственной службе.

Государственная служба как явление и особая сфера профессиональной деятельности сегодня переживает возрождение. Однако процесс происходит на фоне всепоглощающей коррупции и бюрократизации, чему в немалой степени способствовали долгие годы работы непорядочных, неквалифицированных, нравственно не подготовленных работников государственных органов. Современное Российское государство заинтересовано в повышении своего авторитета, в том числе за счет повышения авторитета гражданских служащих, несущих имидж бескорыстного служения Отечеству.

Для того чтобы быть действенной, эффективной, гражданская служба должна основываться на прочном нравственном фундаменте. Именно безответственность, непорядочность служащего, несоблюдение им правил должностного поведения может дискредитировать любые попытки власти повысить свой авторитет. Пока сами служащие будут чувствовать свою безнаказанность, государственная служба не выйдет на новый уровень развития, не станет более нравственной, ответственной, компетентной и, самое главное, функционирующей во благо общества.

В общественном сознании авторитет служащих объективно связывают с их порядочностью, честностью, с их компетентностью и профессионализмом. Устранение имеющихся в законодательстве о государственной гражданской службе пробелов в сфере привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение служащими нарушений призвано способствовать повышению эффективности работы государственного аппарата.

Библиографический список

1. О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. // Рос. газ. 2009. 11 марта.

2. Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М., 2005.

4. Жижыленко А. А. Наказание: его понятие и отличие от других правоохранительных средств. Пг., 1914.

5. Кодекс об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 19-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; 2010. № 31. Ст. 4208.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 93

Виды ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная

Выделяют следующие виды юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего.

Дисциплинарная ответственность государственного служащего. Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданского служащего является дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего содержатся в ст. 57, 58 и 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со ст. 57 федерального закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарного проступка) на государственного гражданского служащего могут налагаться представителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, уточненным федеральным законом.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на государственной гражданской службе, то в настоящее время применяется порядок, установленный ст. 58 и 59 (порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания) Федерального закона о государственной гражданской службе, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя, уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано государственным служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения года по инициативе органа либо руководителя, наложившего его, а также и по просьбе самого гражданского служащего. С дисциплинарной ответственностью может быть связана и административная ответственность государственного гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей.

Административная ответственность государственного служащего. Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения. Государственные служащие в основной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности.

В действующем на данный момент Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации должностные лица в качестве спецсубъекта выделены более чем в ста статьях. Рассмотрим прежде всего вопрос об основаниях административной ответственности государственных служащих.

Фактическим основанием административной ответственности должностных лиц государственной службы являются административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Для характеристики особенностей административной ответственности именно должностных лиц представляется возможным использование предложенного Е.И. Марковой термина «должностной административный проступок», который, очевидно, является разновидностью административного правонарушения и основанием административной ответственности должностных лиц.

Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами: 1) прямое нарушение правил; 2) дача незаконных указаний подчиненным; 3) отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил. Вторая и третья разновидности, очевидно, являются специфическими именно для должностных лиц. Субъектами административной ответственности в целом могут выступать как физические, так и юридические лица.

К государственным служащим могут применяться те же административные взыскания, что и к обычным гражданам: предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмездное изъятие имущества, конфискация, исправительные работы, административный арест.

Для должностных лиц действующее законодательство предусматривает только два основных административных взыскания: предупреждение и штраф. Основная особенность административной ответственности должностных лиц заключается в повышенном размере применяемых к ним штрафам.

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. Но административная ответственность имеет и свои особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции органы исполнительной власти.

2. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Она наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности.

5. Если при дисциплинарной ответственности между лицом, применяющим взыскание, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

6. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. По сравнению с порядком рассмотрения уголовных и гражданских дел он проще, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях.

7. Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации (например, в случаях экологических правонарушений).

Уголовная ответственность государственного служащего. Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса РФ.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, большие штрафы, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

В гл. 30 УК РФ перечислены составы преступлений против государственной службы (это может быть распространено и на муниципальную службу), в частности злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате (соответственно представительному органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим. Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим (например, он присваивает полномочия служащего другого ведомства), так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника.

В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), пролив правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должностных лиц муниципальной службы.

Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмотрены ст. 290 УК РФ «Получение взятки». По Уголовному кодексу Российской Федерации понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

Наиболее распространенное преступление злоупотребление должностными полномочиями предусмотрено ст. 285 УК РФ. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты груда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, «занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации», а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Превышение должностных полномочий (ст. 286) УК определяет как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятельностью, либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Уголовно наказуемым является и служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Подвержено уголовно-правовому воздействию и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ), довольно часто допускаемое на практике. Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Материальная ответственность государственного служащего. Материальная ответственность в сфере государственной службы — это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовостановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:

  1. материальная ответственность по трудовому законодательству;
  2. материальная ответственность по гражданскому законодательству;
  3. возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения;
  4. имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.

Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются:

  1. наличие прямого действительного ущерба;
  2. противоправность поведения (действия или бездействия) должностного лица;
  3. причинная связь между поведением должностного лица и возникшим ущербом;
  4. вина должностного лица.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственного служащего материальной ответственности.

Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. Последняя является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в полном размере без каких бы то ни было ограничений, независимо от величины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Применение мер полной материальной ответственности является достаточно серьезной мерой. В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации.

Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок.

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространяющимися на всех рабочих и служащих, независимо от занимаемой ими должности, трудовое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающиеся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприятию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Более интересным представляется вопрос о возмещении должностным лицом государственного органа материального вреда, причиненного гражданам его незаконными действиями. В Российской Федерации право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их государственных служащих закреплено в Конституции РФ. Однако нормативные акты указывают, что вред во всех случаях возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Субъектом ответственности, таким образом, выступает государство в целом, а не отдельные государственные служащие. Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в случае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а не как государственного служащего.

Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.