Диагностика сплоченности

Содержание

Главная | Компаниям | Групповая сплоченность

Групповая сплоченность в организации

Групповая сплоченность – является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанная на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Зависимость результативности работы от сплоченности группы

Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Однако такая закономерность не всегда верна. Психологией доказано, что эта зависимость определяется также теми факторами, насколько нормы поведения, принятые в группе и сформированная корпоративная культура в целом, направлены на получение высоких показателей ее работы. Таким образом, сплоченность коллектива — сложное психосоциальное явление, правильное построение и развитие которого часто требует вмешательства профессионального психолога.

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

  • совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы;
  • примерно одинаковый социальный и возрастной состав группы;
  • атмосфера доброжелательности
  • интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей;
  • Реальный авторитет лидера
  • Наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой
  • Непростой путь вхождения в группу
  • Справедливое распределение денежных средств и бонусов
  • Успешность группы в достижении поставленных целей

Что может служить причинами снижения уровня сплоченности коллектива:

  • распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;
  • близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;
  • Ошибки в неправильный стиль управления руководителя группы
  • отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности.

Что может сделать психолог для развития групповой сплоченности:

  1. Определить уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях между членами группы. Выявить скрытые конфликты.
  2. Изучить психоэмоциональное состояние группы в целом.
  3. Выявить степень ценности группы для ее членов
  4. Cкорректировать работу руководителя группы, направить часть его усилий на выработку групповой сплоченности
  5. На основании пунктов 1-4 сформировать рекомендации руководству компании по усилению групповой сплоченности группы в контексте повышения эффективности работы.

Определение групповой сплоченности. Методики и тесты

Определение групповой сплоченности, а затем и ее развитие и укрепление является одним из важных элементов современного стиля руководства.

Сплоченность коллектива обычно выявляется с помощью специальных тестов. Вот пример простого теста групповой сплоченности, самое общее впечатление о которой можно составить при ответе респондентов на вопросы:

  • Считаете ли вы себя реальной неотъемлемой частью коллектива?
  • Если вам предложат схожую работу в другой группе за те же деньги, хотели ли вы перейти туда?
  • Выигрывает ли ваша группа и по каким критериям, при сравнении с другими группами организации?
  • Как вы уживаетесь друг с другом? Оказываете ли вы друг другу помощь и поддержку? Случаются ли у вас в коллективе конфликты?

Если вы хотите определить уровень групповой сплоченности в вашей организации и его влияние на результаты работы, если вы заинтересованы в формировании и развитии групповой сплоченности коллектива — обратитесь к психологу. Я постараюсь вам помочь!

Предлагаю услуги по диагностике сплоченности и выявлению психологического климата в коллективе.
Если у вас крупная компания с большой численностью, проведу диагностику по подразделениям, отделам, проектным группам и составлю общий анализ по компании.

Данная методика позволяет понять взаимоотношения людей в коллективе, симпатию и антипатию к членам коллектива.
Позволит провести кадровые перестановки, определить, кто в коллективе настроен по отношению к друг другу враждебно, какие сотрудники испытывают недостаток уважения и внимания со стороны других колег, какой климат в коллетиве вцелом.

Описание методики:

Для проведения такой диагностики сотрудники получают бланк с ФИО коллег и определяют свое отношение к каждому сотруднику, указанному в списке, при помощи 9 критериев.

Для удобства и уменьшения затрат на время заполнения анкеты для каждого сотрудника лучше определить список коллег до 30 человек. Если сотрудники располагают временем пройти диагностику дома, то ограничений нет.

Также данная методика позволит выявить людей по 3 ключевым качествам: деловые качетва и профессионализм, общительны и коммуникбельный сотрудник, обаятельный внешне человек.

По итогам диагностики климата в коллективе представлю итоговый коэффициент групповой сплоченности, итоговый коэффициент сплоченности подразделения.

По кажому сотруднику определю степень симпатии, нейтрального отношения, антипатию и т.д.

Представляю отчет по электронной почте. Готова сотрудничать в режиме хоум-офиса независимо от вашего территориального положения.

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Классному руководителю (учителю начальных классов) невозможно обойтись без популярных методик изучения психологической направленности личности младшего подростка и уровня сплоченности классного коллектива.

Немаловажен и факт использования методик, предполагающих письменные работы, только с 3-го класса. В 3— 4-х классах у ребят уже развиты некоторые навыки письма и беглого чтения, поэтому письменные работы желательно проводить только в 3—4-х классах. В любом случае, при использовании нижеприведенных методик, учитель должен проконсультироваться с педагогом-психологом.

Лучше, если классный руководитель (педагог-психолог) заранее подготовит (размножит) тексты опросников или тестов для каждого ученика. Это сократит время работы учеников и позволит им быстрее освоить инструкцию каждой методики.

И еще несколько советов педагогу. Эффективность использования любой методики более высока, если экспериментатор (педагог) доброжелателен к обучающимся во время проведения теста. Чаще всего, в зависимости от целей исследования, изучение коллектива проводится анонимно, т. е. анкеты с ответами учащихся не подписываются. Не забывайте, что любое исследование (порой по одной и той же методике) проводится не менее двух раз — в начале и в конце учебного года. Лучше, если проводятся «входная», «промежуточная» и «итоговая» («завершающая») диагностики.

Мини-диагностики в 1-2-х классах

1.1. Диагностическая методика «Космическое путешествие».

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трех человек. Фамилии детей записать на листе.

Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

1.2. Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Можно на каждом листочке написать обозначение, что подразумевается под значениями «солнце», «тучка» и «дождик». Учащимся предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предлагается отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными, или ученики их подписывают — по желанию учителя.

При анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.

«Солнце» (Тепло, дружно, уютно)

«Тучка» (Не очень комфортно)

«Дождик» (Скучно, не комфортно)

В классе

С друзьями

Дома

1.3. Диагностическая методика «День рождения».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно подарить пяти лучшим ученикам класса ко дню рождения. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который они хотели бы ему подарить. Это может выглядеть так: Таня И.— кукла, Петя Р. — роликовые коньки, Саша М. — книга и т. д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого каждый ученик называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

1.4. Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».

Цель: выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.

Учитель готовит для каждого ученика табличку и предлагает заполнить ее правую сторону (клеточки) цветными карандашами (фломастерами), при этом используя только 3 цвета: красный — очень хорошо; зеленый — проявляется, но слабо; синий — не проявляется, этого нет в нашем классе.

Согласие и взаимопонимание

Увлеченность жизнью класса

Теплота взаимоотношений

Дружба среди ребят

Скука

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения.

1.5. Методика «Какой у нас классный коллектив».

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Учащимся предлагаются 6 утверждений, которые записаны на листе бумаги в произвольном виде. Каждому ученику необходимо пронумеровать эти утверждения, т. е. расставить по номерам, которые, по мнению ученика, соответствуют данному классному коллективу. Например, ученик считает, что «Наш класс дружный» и ставит напротив данного утверждения № 1; а утверждение «Наш класс недружный, часто возникают ссоры» он поставит на последнее место под № 6.

• Наш класс очень дружный и сплоченный.

• Наш класс дружный.

• В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

• В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

• Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

• Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определенных взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как он ощущает себя в системе этих отношений.

Методика изучения мотивации одобрения

(Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу)

В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрение значимых людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на нечто весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми.

Определить уровень мотивации одобрения младших подростков (учителей, родителей) можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны 2 варианта ответа — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Ключ теста (код — правильные ответы):

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7,9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.

Для успешного проведения тестирования необходимо

каждого школьника обеспечить следующими бланками:

Шкала оценки мотивации одобрения Бланк тестируемого

Суждения

Да

Нет

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

(Модифицированный вариант методики О.В. Лишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу.

Инструкция для учащихся

Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

Н — никто; М — меньшинство; П — половина классного коллектива; Б — большинство; В — все.

Большое спасибо за искренние ответы!»

Инструкция для педагога

Учитель (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует объяснить еще раз.

Обработка полученных данных

При обработке результатов теста предлагаемый опросник следует разделить на 6 блоков. Каждый из них состоит из 5 вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности.

В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

A) общественно полезная деятельность (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

B) интерес к общению (2, 8,14, 20, 26);

Г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

Д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17,23,29);

Е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица.

Ф.И ученика

Мотивы

Общественно полезная деятельность — А

Личная выгода — Б

Интерес к общению — в

и т. д.

сумма

сумма

сумма

и т. д.

Сумма баллов по каждому блоку

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников. Полученные данные позволят корректировать свою деятельность по отношению к каждому ученику и классному коллективу в целом.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(По А.А. Андрееву)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Инструкция для учителя

Для более успешного проведения анкетирования каждому учащемуся заранее готовится бланк опросника. Так как методика предполагает небольшой объем действий, можно просто разъяснить учащимся их функции и зачитать вопросы анкеты.

Во время проведения анкетирования учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью («У») является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» >3, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности, если же «У» > 2, но < 3 или 2, это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива»

Цель: определить эталонность общности в восприятии учениками классного коллектива, чувства сопричастности индивида к общему делу и коллективу класса.

Инструкция для учащихся

Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:

«Давай поразмышляем о нашем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос: «Сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами?»

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.

Н — никто;

М — меньшинство;

П — половина классного коллектива;

Б — большинство;

В — все.

НМПБВ

Свои слова подтверждают делом

НМПБВ

Все вопросы решают сообща

НМПБВ

Правильно понимают трудности, стоящие перед классом

НМПБВ

Радуются успехам товарищей

НМПБВ

Помогают новичкам, ребятам из младших классов

НМПБВ

Не ссорятся, когда распределяют обязанности

НМПБВ

Знают задачи, стоящие перед классом

НМПБВ

Требовательны к себе и другим

НМПБВ

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

НМПБВ

Принципиально оценивают успехи коллектива

НМПБВ

Искренне огорчаются при неудаче товарища

НМПБВ

К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования

НМПБВ

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

НМПБВ

Знают итоги работы коллектива

НМПБВ

Сознательно подчиняются дисциплине

НМПБВ

Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса

НМПБВ

Одинаково оценивают общие неудачи

НМПБВ

Уважают друг друга

НМПБВ

Радуются успеху новичков и ребят из других классов

НМПБВ

Если нужно, принимают на себя обязанности других членов коллектива

НМПБВ

Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов

НМПБВ

По-хозяйски относятся к общественному добру

НМПБВ

Поддерживают принятые в классе традиции

НМПБВ

Одинаково оценивают справедливость наказаний

НМПБВ

Поддерживают друг друга в трудные минуты

НМПБВ

Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов

НМПБВ

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

НМПБВ

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

Большое спасибо за искренние ответы!»

Инструкция для педагога

Педагог (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то педагог (классный руководитель) помогает ему ответить на первые 2—3 вопроса. Важно, чтобы ребята ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка результатов. Обработка и интерпретация полученных данных для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

Ф.И. ученика

Ответы

Сумма баллов

Кол-во ответов

и т. д.

и т. д.

Итого

Условным показателем эталонности общности в восприятии ее членов (учеников класса) («М») является частное отделения общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный опросник.

Принято считать, если «М» составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае «М» > 3), можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же «М» составляет 50—74% (2<«М»<3) или менее 50% («М»<2), это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровне эталонности общности в восприятии ее членов.

Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности

(По Л. В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.

Ф.И.О.

Класс

Что тебя привлекает в деятельности?

от 1 до 3 баллов

Интересное дело

Возможность общения с разными людьми

Возможность помочь товарищам

Возможность передать свои знания

Возможность творчества

Возможность приобрести новые знания, умения

Возможность руководить другими

Возможность участвовать в делах своего коллектива

Возможность заслужить уважение товарищей

Возможность сделать доброе дело для других

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает

Вывод:

Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»

Цель: выявить мотивы дружбы в коллективе. Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты: _____

Класс _____

I. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба? Выберите только 2 из предложенных вариантов и обведите и цифры кружком.

1. На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту.

2. На взаимопонимании, единстве интересов.

3. На доверии и откровенности.

4. На умении говорить правду в глаза, принципиальности.

5. Верности и доброжелательности.

II. Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе? Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной.

1. Зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле.

2. Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми.

3. Каждый думает в первую очередь о себе.

4. Ребята плохо знают друг друга.

5. Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили.

6. Нет общих интересов.

8. Методики самоанализа эффективности работы учителя (классного руководителя) по сплочению классного коллектива

Анкета для классных руководителей

«Классный руководитель глазами воспитанников»

Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами.

Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать мнение собственных учеников о себе.

Инструкция

Уважаемый классный руководитель. Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиции.

1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу? (С радостью; с равнодушием; с предчувствием неприятностей.)

2. Как часто у тебя бывают в школе неприятности? (Часто; редко; никогда.)

3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят? (От учителей-предметников; от классного руководителя; от учеников твоего или другого класса.)

4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем? (Часто; редко; никогда.)

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель? (Контролер за успеваемостью и дисциплиной; «вторая мама»; организатор досуга; помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ.)

6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (Ответ сформулируй сам) ______

7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (Ответ сформулируй сам) ________

8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (Пожелание сформулируй сам) ________

9. Ты считаешь, что твой класс:

• сплочен и дружен;

• разбит на группы;

• каждый живет сам по себе.

10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?

11. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (Увлечения, мечты)

Программа изучения ученического коллектива

Состав класса

а) Возрастной состав;

б) познавательный уровень развития учащегося;

в) работоспособность и успеваемость;

г) общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.

Сплоченность класса

а) Есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как учащиеся относятся друг к другу, делам класса;

б) любят ли вместе проводить время в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно учиться;

в) дружат ли мальчики и девочки (юноши и девушки);

г) нет ли в классе круговой поруки;

д) переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив?

Организованность класса

а) Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел, распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять;

б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;

в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц?

Общественное мнение в классе

а) Какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие — осуждают;

б) как и в какой форме они выражают одобрение и неодобрение;

в) есть ли расхождения между тем, что говорят и что делают?

Характер связей в коллективе

а) Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы;

б) где дружат учащиеся (только в школе или и вне ее);

в) внимательны ли они друг к другу; стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь;

г) предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть недостатки;

д) как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?

Актив класса

а) Состав актива;

б) имеет ли актив авторитет;

в) выполняют ли его распоряжения;

г) есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?

Связь классного коллектива с общешкольным коллективом

а) Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах;

б) выполняются ли общешкольные поручения;

в) как участвует класс в общешкольных мероприятиях?

Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива

а) Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива;

б) как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся?

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Создание воспитательной среды в начальных классах

Веселые физкультминутки для 1 — 2 класса

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Psychology

УДК 616.31:378 РС! 10.21661/Г-465131

А.Н. Пашков, О.В. Мячина, Л.Г. Величко

Оценка сплоченности в учебных группах студентов стоматологического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Аннотация

В статье приведены данные по изучению сплоченности у 115 студентов стоматологического факультета ВГМУ В ходе исследования выявлено, что студенты имеют высокую и среднюю благоприятность психологического климата. 99 из них отмечают средний уровень групповой сплоченности, а у 16 выявлен низкий уровень данного показателя. Для улучшения учебного процесса и межличностных отношений эти результаты необходимо учитывать при формировании групп.

| Ключевые слова: групповая сплоченность, психологический климат, студенты.

A.N. Pashkov, O.V. Myachina, L.G. Velichko

Cohesion assessment of student groups from the faculty of dentistry

at Burdenko Voronezh State Medical University

| Keywords: group cohesion, psychological climate, students.

А ктуальность. Сплоченность группы имеет /I важное значение в процессе обучения, явля-.А. А ется одной из основных характеристик студенческого коллектива. Особенно это актуально для студентов первого курса, которым приходится адаптироваться к учебному процессу, друг другу в группе, новым условиям проживания и быта. Под сплоченностью следует понимать схожесть представлений од-ногруппников в убеждениях, стремлении к взаимным межличностным отношениям и в единстве практической деятельности. Факторов, влияющих на групповую сплоченность, очень много. Среди них общие интересы и приоритеты, престижность избранной профессии, взаимозависимость и т. п. По своей направленности сплоченность коллектива может быть как поло-

жительной, т.е. ориентированной на достижение цели и задач его учебной или трудовой деятельности, так и отрицательной, направленной на достижение иных целей, противоречащих общественным. С течением времени атмосфера в коллективе может меняться, поэтому сплоченность студентов является очень важным фактором, дающим возможность лучше учиться и поддерживать общение в коллективе на уровне доверительных отношений. Общий эмоциональный настрой, возникающий в группе в процессе совместного обучения и общения, формирует психологический климат, который при благоприятном варианте проявляется оптимистическим настроем, радостью общения, доверием, чувством комфорта и взаимной поддержкой у студентов .

Психология

Целью исследования явилось изучение сплоченности в учебных группах 1 курса стоматологического факультета ВГМУ выявление группы с наиболее благоприятным психологическим климатом для совместной учебы.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты 1 курса стоматологического факультета. Это 115 человек в возрасте от 17 до 21 года, распределенные деканатом в 7 групп. Участникам было предложено ответить на 2 теста, включающие 23 взаимодополняющие друг друга вопросы для большей достоверности ответов .

Первый тест, изучающий психологический климат в группе, представляет из себя опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. В левой колонке — варианты, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой — их антипод каждого суждения. Оценивание проводилось по 5 бальной шкале. Итоговые показатели психологического климата суммировались.

— высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов;

— средней благоприятности — 31-41 балл;

— незначительной благоприятности — 20-30 баллов;

— показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

Второй тест на оценку сплоченности группы включал 8 психологических характеристик. Тестируемые выбирали одно из трех предлагаемых утверждений, которое, по их мнению, отражает состояние группы. Результаты сплоченности оценивались в баллах по 100-бальной шкале.

Высокий уровень групповой сплоченности — 76100 баллов.

Средний уровень групповой сплоченности — 4675 баллов.

Низкий уровень групповой сплоченности — 3045 баллов.

Критический уровень групповой сплоченности -ниже 30 баллов.

Результаты исследования. Согласно полученным данным в 1 группе (С-101) из 17 опрошенных студентов 15 имели показатели психологического климата от 31 до 65, что соответствует высокому или среднему значению. Только 2 студента отмечали неблагоприятный психологический климат и имели показатели менее 30 баллов. Средний результат группы — 49,64 балла говорит о высоком уровне психологического климата. Во втором тесте 15 тестируемых имели высокий или средний уровень групповой сплоченности, что соответствует 46-100 баллам, в то время как низкий уровень (0-45 баллов) имели только 2 студента (что полностью подтверждает результаты 1 тестирования). Средний результат группы — 68,82, что говорит о средней сплоченности коллектива. В своих ответах студенты с низкими показателями сплоченности и психологического климата отмечали, что чувствуют себя одинокими среди остальных участников коллектива.

В ходе первого тестирования во 2ой группе (С-102) было выявлено отсутствие отрицательных результатов: 100% участников имели показатели, соответствующие высокому или среднему уровню. Общий итог по группе — 44,64, что свидетельствует о высокой благоприятности психологического климата. По результатам второго теста отмечено, что 14 из 17 студентов имели высокий или средний уровень сплоченности, что соответствует 46-100 баллам. А 3 из 17 опрошенных недовольны сплоченностью группы и имеют низкий или критический уровень (0-45 баллов). Средний результат — 59,86 — что говорит о среднем уровень групповой сплоченности. Трое участников тестирования, имеющие низкий уровень сплоченности, в своих ответах сходились на мнении, что в группе проявляется безразличие к эмоциональному общению. Можно сделать вывод, что им не хватает внимания в коллективе.

По результатам исследования 3 группы (С-103) все участвующие (100%) считали, что в группе высокий или средний уровень благоприятности психологического климата, что соответствует 31-65 баллам. Средний результат — 43,05 — высокая благоприятность. Однако во втором тесте 9 участников имели низкий или критический уровень групповой сплоченности, что соответствует 0-45 баллам. Остальные 8 участников имели высокий или средний уровень данного показателя (46-100 баллов). Полученное среднее значение -40,47 — свидетельствует о низком уровне групповой сплоченности. Причем студенты первой подгруппы (9 человек) по результатам тестирования отмечали, что «в случае неприятностей пытаются свалить вину друг на друга или найдут виноватого», а «нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают их отношения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из 16 опрошенных 4 группы (С-104) 15 студентов имели показатели психологического климата от 31 до 64, что соответствует среднему или высокому уровню психологического климата, и лишь 1 студент отмечал незначительную благоприятность климата. Средний результат группы — 38,35 — средняя благоприятность психологического климата. Во втором тестировании 12 студентов имели высокий уровень групповой сплоченности (46-100 баллов), в то время как у 4 студентов этот показатель находился на низком или критическом уровне, что соответствует 0-30 баллам. Средний результат — 55,22 — средний уровень групповой сплоченности. Проанализировав ответы в группе С-104, мы пришли к выводу, что «их староста — лидер, полностью справляется со своими обязанностями и активно участвует в жизни группы. Но есть также студенты, способности и интересы которых еще не раскрыты».

Проведя тестирование в 5 группе (С-105) мы увидели, что 100% опрошенных имели средний или высокий уровень психологического климата. Средний результат группы — 47,43 говорит о высоком уровне психологического климата. Во втором тесте 10 участников имели средний или высокий уровень групповой сплоченности, что соответствует 46-100 баллам. Остальные 6 студен-

Интерактивная наука | 11 (21) • 2017

Баллы

20 0

Группы

—♦—Психологический климат -«-Сплоченность группы Рис. 1. Групповая сплоченность

тов имели низкий или критический уровень этого показателя, что соответствует 0-45 баллам. Среднее значение — 57,95 — средний уровень групповой сплоченности. Самым волнующим вопросом в тестировании было утверждение о дружбе в данной группе. Большинство опрошенных считали, что «в основном студенты дружат отдельными группами, общего для всех не получается».

По данным 1-го тестирования 6 группы (С-106) из 16 опрошенных 15 имели средний или высокий уровень психологического климата, в то время как 1 — низкий уровень данного показателя, что соответствует 0-30 баллам. Среднее значение — 47,52 — высокая благоприятность психологического климата. По результатам 2 тестирования 10 участников имели показатели психологического климата от 46 до 100, что соответствует среднему или высокому уровню групповой сплоченности. Оставшиеся 6 участников согласно полученным данным имели низкий или критический уровень групповой сплоченности. Средний результат — 50,22 — говорит о среднем уровне групповой сплоченности. В 106-С группе большинство участников на вопрос «Отношение к старосте» отвечали либо нейтральное, либо «староста не справляется с управлением коллективом».

По данным первого тестирования в 7 группе (С-107) 100% опрошенных имели средний или высокий уровень психологиче-

ского климата, что соответствует 31-65 баллам. Средний результат -47,52. Во втором тесте 11 участников имели показатели психологического климата 46-100 баллов, что соответствует высокому или среднему уровню групповой сплоченности. Остальные 5 участников имели низкий или критический уровень изучаемого показателя, что соответствует 0-45 баллам. Средний результат — 53,81 — средний уровень групповой сплоченности. 5 участников тестирования, имеющие низкий уровень групповой сплоченности, отметили, что некоторые из них «хотели бы поменять группу».

Заключение 1. Проведенное нами двойное тестирование дополняет друг друга, так как полученные в ходе него результаты схожи, причем исследование групповой сплоченности оказалось более информативным.

2. Выявлено, что 6 групп (99 человек) из 7 (115 человек) имеют высокую благоприятность психологического климата, в одной группе (С-104) отмечена его средняя благоприятность. Результаты представлены на рисунке 1.

3. В результате исследования сплоченности студенческого коллектива было выявлено, что 6 групп из 7 имеют средний уровень групповой сплоченности, и лишь одна (С-103) — низкий уровень данного показателя.

4. На наш взгляд при формировании групп следует обратить внимание на переживания студентов, связанные со студенческой жизнью, потому что положительный психологический климат и высокий уровень групповой сплоченности благоприятно воздействуют не только на межличностные отношения обучающихся, но и влияют на улучшение учебного процесса.

Литература

1. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

2. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 553 с.

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру, ученику К. Левина, принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Спустя почти два десятилетия Д. Картрайт практически повторит первоначальное определение:

«групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней» (цит. по А.О. Донцову 14)..

Таким образом, групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.

Исследователи ставили цель найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить. Измерение групповой сплоченности основано на различном понимании ее природы и происхождения.

Во-первых, сплоченность может рассматриваться как эмоциональное явление. В этом случае используется два подхода. Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится на предположении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методический аппарат представлен либо социометрической техникой в различных вариантах, либо специальными шкалами симпатии. Социометрический коэффициент групповой сплоченности – это частное от деления числа взаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. Второй методический подход – изучение эмоциональной оценки группы в целом – представлен техникой шкал – вопросов. В одних случаях членов группы просят дать общую оценку группы, «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?» В других – оценивают привлекательность собственного членства в ней: «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?», «Будь у Вас возможность выполнять ту же самую работу и за ту же самую плату другой группе, что бы Вы сказали насчет перехода?» Итоговые показатели определяются путем усреднения индивидуальных данных. Столь «лобовые» вопросы не всегда позволяют надеяться на искренние ответы.

Во-вторых, исследователи рассматривают сплоченность как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Человек стремится к людям и группам, с установками и позициями которых он солидарен. С одной стороны, поиски согласия с мнением других людей обусловлены потребностью в социальном признании, обеспечивающем личности защищенность и эмоциональный комфорт. Такой позиции придерживается, например, Т. Ньюком, в работах которого понятие «согласие» занимает особое место. С другой стороны, необходимость согласия объясняется спецификой внутригруппового «бытия» человека: человек по необходимости взаимосвязан с другими в процессе реализации цели, а совместный успех зависит от согласованности мнений о цели и средствах ее достижения. Существуют различные методы оценки согласия в группе. Наиболее известна методика А.В. Петровского, предназначенная для изучения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ).

В-третьих, в качестве основы сплоченности рассматривается степень удовлетворения потребностей индивида в группе. Чем больше нужд удовлетворяется в группе, тем выше мотивация участвовать в такой группе, поэтому такой вид сплоченности называют мотивационной сплоченностью. Среди основных потребностей, которые может удовлетворить субъект в группе называются таки: в принадлежности, в общении, в помощи и защите, во власти, престиже, в уважении и самореализации, материальные потребности. Для повышения сплоченности необходимо создание системы мотивации, создание стимулов, системы награждения и поощрения.

Поскольку, группа сплочена лишь при условии, если приверженность индивидов к ней сильнее тяготения к другим группам, важным для развития сплоченности является наличие корпоративного духа в организации. При этом часто внутригрупповая симпатия и сплоченность сопровождаются антипатией и враждебностью к другим группам. М. Дойч, в частности, установил, что ситуация межгруппового соревнования стимулирует внутригрупповую сплоченность.

К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести:

  1. сохранение группового членства, уменьшение числа уходов из группы;
  2. усиление влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов;
  3. возрастание участия каждого в жизни группы;
  4. рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки).

Связь групповой сплоченности и продуктивности группы неоднозначна. Рост сплоченность сам по себе не обязательно увеличивает ее продуктивность. Как минимум, два фактора влияют на взаимосвязь этих переменных. Во-первых, принятые в группе нормы, это значит, что если групповые нормы предусматривают низкий уровень эффективности деятельности, то члены высокосплоченных групп в большей мере будут препятствовать ее росту, чем члены низкосплоченных групп. Во-вторых, мотивация к групповой деятельности, оказывается, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы на групповое взаимодействие, на взаимное усиление.

По мнению С. Кратохвила, групповой сплоченности содействуют:

  1. Удовлетворенность личных потребностей индивидов в группе или при помощи группы.
  2. Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами.
  3. Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него.
  4. Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение.
  5. Мотивировка каждым участником своего членства, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу.
  6. Дружески располагающая атмосфера.
  7. Престиж группы, при одновременном повышении престижа индивидуума во время его членства в группе.
  8. Влияние групповой деятельности: а) притягательность действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций); б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности, например, образование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредотачиваются на чувстве сплоченности; совместные песни и танцы в этом кружке, особенно при подчеркнутой интимности происходящего (погашенный свет, перестановка мебели и т.п. ).
  9. Соперничество с иной группой или группами.
  10. Вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества (замкнутость сект и фракций).