Дежурный по низам

Полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

См. все связанные документы >>>

При выполнении командиром самостоятельного полета на воздушном судне командир летного отряда (его заместитель) обязан проконтролировать предполетную подготовку экипажа, проводить его в рейс, а после завершения полета и прибытия экипажа на базовый аэродром встретить его и принять участие в разборе, проводимом командиром воздушного судна. Второй пилот в процессе предполетной подготовки обязан:

— участвовать в изучении метеорологической и аэронавигационной обстановки, а при отсутствии штурвала в составе экипажа произвести расчет полета, заполнить штурманский бортовой журнал, получить сверенные с контрольными экземплярами сборники аэронавигационных данных и регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам;

— рассчитать максимально допустимую взлетную массу воздушного судна и взлетные характеристики в зависимости от конкретных условий взлета;

— осмотреть пассажирский салон, багажные помещения;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

Штурман в процессе предполетной подготовки обязан:

— изучить метеорологическую и аэронавигационную обстановку;

— получить сверенные с контрольными экземплярами сборники аэронавигационной информации, а при отсутствии бортрадиста в составе экипажа — и регламенты аэронавигационной информации;

— произвести расчет полета и заполнить штурманский бортовой журнал;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

Бортинженер (бортмеханик) в процессе предполетной подготовки обязан:

— принять воздушное судно от инженерно-технической службы или от сменяемого экипажа;

— проверить наличие и оформление судовой, технической документации и записей об устранении неисправностей;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

Бортрадист в процессе предполетной подготовки обязан:

— получить регламенты аэронавигационной информации, сверенные с контрольными экземплярами;

— проверить исправность радиооборудования;

— проверить наличие запасного комплекта радиосветотехнического оборудования;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

Старший бортпроводник (бортпроводник), бортоператор в процессе предполетной подготовки обязаны:

— провести подготовку в соответствии с требованиями РЛЭ воздушного судна данного типа и своей должностной инструкции;

— принять груз и багаж;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

Другие авиационные специалисты, включенные в задание на полет, в период предполетной подготовки воздушного судна обязаны выполнить все операции, предусмотренные РЛЭ в части, их касающейся. Проверка летного состава проводится в целях:

— допуска к полетам на воздушном судне вновь освоенного типа;

— допуска к самостоятельным полетам и к видам авиационных работ;

— допуска к полетам в соответствующих метеоусловиях и времени суток;

— допуска к полетам с использованием установленных на воздушном судне оборудования и систем;

— определения или подтверждения квалификации по специальности.

Проверка проводится также после перерыва в летной работе, при переходе на воздушное судно с другим видом шасси, при изменении в составе экипажа, а также в случаях, определяемых отдельными указаниями. Проверка лиц летного состава для допуска к самостоятельным полетам, присвоения и подтверждения минимума производится в соответствии с программами подготовки летного состава.

Присвоение класса и продление срока действия свидетельств производится в порядке, установленном Положением о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам ГА. При продлении срока действия свидетельства лица летного состава обязаны пройти:

— медицинское освидетельствование;

— проверку профессиональных знаний;

— летную проверку по специальности.

Проверку техники пилотирования, самолетовождения, практической работы у командно-летного и летного состава проводят вышестоящие командиры (начальники), старшие специалисты в следующие сроки:

— 1 и 2-го класса — не реже одного раза в год;

— 3 и 4-го класса — не реже одного раза в шесть месяцев;

— в течение первого года работы на воздушном судне данного типа — не реже одного раза в три месяца независимо от присвоенного класса.

Проверку техники самолетовождения у командиров воздушных судов и вторых пилотов в отдельных случаях, по согласованию с главным штурманом управления ГА, разрешается проводить командирам подразделений и вышестоящим начальникам. При полетах лиц командно-летного состава на воздушных судах нескольких типов проверка уровня профессиональных знаний, техники пилотирования, самолетовождения и практической работы проводится в сроки, установленные настоящим наставлением на воздушном судне каждого типа. Результаты проверки техники пилотирования, самолетовождения и практической работы заносятся в летную книжку и действительны на период, соответствующий установленному сроку проверки летного состава по классам.

Проверки летного состава проводятся в соответствии с планами работы предприятий (подразделений), летно-штурманских отделов, а также по заданиям вышестоящих командиров и начальников.

Полеты с проверяющими (инструкторами) в составе экипажа планируются и осуществляются в соответствии с годовыми и месячными планами работы летных подразделений и по заданиям вышестоящих командиров (начальников). Лица командно-летного, инспекторского и инструкторского состава для включения в состав экипажа в качестве проверяющего должны иметь:

— действующее свидетельство специалиста гражданской авиации;

— допуск к инструкторской работе на воздушном судне данного типа;

— допуск к выполнению данного вида работ на воздушном судне данного типа;

— класс специалиста гражданской авиации не ниже класса проверяемого;

— личный минимум ниже или равный минимуму проверяемого командира воздушного судна;

— предполетный отдых в соответствии с требованиями Положения о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации.

При этом запрещается лицам командно-летного, инспекторского и инструкторского состава включаться в состав экипажа в день вылета, а также пересаживаться из одного экипажа в другой при выполнении задания на полет без разрешения вышестоящих командиров (начальников). В состав экипажа, выполняющего производственный или методический полет, разрешается включать не более одного проверяющего или инструктора и одного стажера из лиц летного состава. Общее число проверяющих из лиц летного состава в экипаже не должно быть более двух. При двух проверяющих полет, как правило, выполняется по проверке методики летного обучения. Лицо командно-летного (инспекторского, инструкторского) состава — пилот, включенный в состав экипажа в качестве проверяющего, является командиром воздушного судна и несет полную ответственность за безопасность полета независимо от того, управляет ли он воздушным судном лично или передал управление проверяемому пилоту (пилотам). Проверяющий (инструктор) — пилот при выполнении производственных полетов занимает место командира воздушного судна или второго пилота в зависимости от целей проверки. Включенный в состав экипажа проверяющий по специальности (кроме пилота) вписывается в задание на полет в графу соответствующего члена экипажа, подчиняется командиру воздушного судна, выбирает место в кабине по своему усмотрению и несет ответственность за выполнение экипажем работы и обеспечение безопасности полета по своей специальности. В процессе подготовки к полету проверяющий обязан:

— уточнить цель проверки, характер и маршрут полета;

— составить при выполнении аэродромных полетов методический план их проведения;

— лично участвовать в предполетной подготовке экипажа, в заключение которой определить его готовность к выполнению задания на полет.

Проверяющий обязан выполнять в полном объеме функции того члена экипажа, рабочее место которого он занимает. Проверяющему при выполнении производственных полетов запрещается имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов. Проверяющий несет ответственность за:

— обоснованность принимаемых им решений;

— пунктуальное выполнение всеми членами экипажа требований настоящего наставления и РЛЭ по своей специальности;

— объективность выставляемых оценок и представляемых выводов;

— правильность определения соответствия уровня профессиональной подготовленности и навыков прошедшего проверку специалиста требованиям документов.

После завершения полета и проведения разбора командиром воздушного судна проверяющий анализирует допущенные членами экипажа отклонения, ошибки и их причины, оценивает работу экипажа и делает соответствующую запись в рабочей тетради командира воздушного судна. Проверяющий обязан в трехдневный срок после выполнения полета (или окончания командировочного задания) доложить о результатах проверки должностному лицу, выдавшему задание.

Допуск летного состава к полетам, имеющих свидетельства специалистов, осуществляется в порядке, устанавливаемом программами подготовки летного состава (ППЛС) по типам воздушных судов. Курсанты, студенты и слушатели летных и летно-технических учебных заведений, а также лица летного состава, не имеющие свидетельств или допуска к полетам на данном типе воздушного судна, включаются в задание на полет в соответствии с программами курсов учебно-летной подготовки (КУЛП) и ввода в строй. Перед допуском к самостоятельным полетам на аэродромы и по трассам, где командир воздушного судна и (или) штурман ранее не летали, они должны быть провезены:

— в равнинной и холмистой местности — не менее одного раза;

— в горной местности, районах Заполярья и на аэродромы — не менее двух раз.

Допуск к самостоятельным полетам командиров воздушных судов — пилотов 1-го класса, командиров воздушных судов (независимо от класса), допущенных к внетрассовым полетам с посадками на площадки, подобранные с воздуха, и штурманов 1-го класса производится без провозки (за исключением аэродромов, на которые провозка обязательна). Если провозка необходима командиру воздушного судна и штурману или только командиру воздушного судна, она производится пилотом-инструктором и выше. Если провозка необходима только штурману, она производится штурманом-инструктором (пилотом-инструктором) и выше. Решение о необходимости провозки командиров воздушных судов и штурманов на аэродромы и по трассам в равнинной и холмистой местности, где они ранее летали на воздушных судах того же класса или в качестве стажера, принимает командир летнего подразделения в зависимости от уровня подготовленности экипажа.

Командиры воздушных судов и лица командно-летного состава предприятия (пилоты), имеющие перерыв в летной работе более 30 календарных дней, перед допуском к самостоятельным полетам должны пройти проверку в аэродромных или маршрутных (производственных) полетах. Остальные лица летного состава при перерыве в летной работе до трех месяцев допускаются к полетам по усмотрению командира летного подразделения, а при перерыве более трех месяцев — только после тренировки на тренажере и в аэродромных или маршрутных (производственных) полетах. При переходе к самостоятельным полетам на воздушном судне с другим видом шасси (лыжи, колеса, поплавки) командиры воздушных судов должны пройти тренировку.

Лица командно-летного состава гражданской авиации могут быть допущены к выполнению полетов на воздушных судах:

— пилоты — не более трех типов;

— штурманы — не более четырех типов;

— бортинженеры, бортмеханики — не более двух типов. Каждому полету должна предшествовать тщательная подготовка экипажей. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы, обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету. Подготовка к полету подразделяется на предварительную и предполетную.

Предварительная подготовка является основным видом подготовки к полету и проводится в полном составе экипажа под руководством командира летного подразделения или его заместителя с участием необходимых специалистов:

— перед первым самостоятельным полетом командира на данном типе воздушного судна;

— перед первым полетом командира воздушного судна по данным трассе, маршруту, району выполнения авиационных работ;

— перед полетом по специальному заданию;

— перед выполнением нового вида авиационных работ;

— при систематических полетах по данным трассам или виду авиационных работ в равнинной и холмистой местности — один раз в шесть месяцев, в горной местности — один раз в три месяца;

— после перерыва в полетах более 30 календарных дней.

Предварительная подготовка экипажа к полету предусматривает:

— уяснение задачи предстоящего полета (полетов);

— подбор и подготовку документации, необходимой для выполнения полета (полетов);

— изучение особенностей техники пилотирования, эксплуатации авиационной техники и порядка взаимодействия членов экипажа в особых случаях полета на всех этапах его выполнения применительно к конкретным условиям предстоящего полета (полетов). Порядок проведения и содержание предварительной подготовки определяются НШС ГА и Руководством по организации летной работы в гражданской авиации.

При систематических полетах по данным трассам или виду авиационных работ изучаются особенности выполнения полетов в предстоящий период, а также изменения в инструкциях по производству полетов и в документах аэронавигационной информации. В заключение предварительной подготовки проводится контроль готовности экипажа к выполнению полета с розыгрышем полета. При подготовке к полету на горный аэродром производится тренировка на тренажере по схеме данного аэродрома, если такая тренировка не проводилась при очередной ежеквартальной тренировке экипажа на тренажере. Командир летного подразделения, организующий предварительную подготовку экипажа, несет персональную ответственность за ее полноту и качество. В случае изменения задания на полет (полеты по новым трассам, маршрутам) вне мест базирования предварительная подготовка экипажа проводится командиром воздушного судна под контролем дежурного командира (дежурного штурмана). При этом ответственность за качество подготовки несет командир воздушного судна.

Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир воздушного судна перед каждым полетом, с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеоусловий. Экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее чем за один час до намеченного времени вылета, а в промежуточных аэропортах при кратковременных стоянках — с момента явки экипажа. Командир воздушного судна в процессе предполетной подготовки обязан:

— доложить диспетчеру о готовности экипажа к прохождению предполетной подготовки;

— получить информацию о технической готовности воздушного судна, состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных, об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе, о предполагаемой коммерческой загрузке;

— изучить метеорологическую обстановку на аэродроме вылета, по маршруту (району) полета, на аэродроме назначения и запасных аэродромах;

— проверить правильность штурманского расчета и других данных для выполнения полета и уточнить необходимую заправку топливом;

— определить конкретные действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки, в том числе при необходимости экстренной посадки после взлета, в зависимости от характера местности, наличия площадок, времени суток и метеоусловий;

— получить сигналы опознавания;

— принять решение о возможности вылета;

— предъявить диспетчеру задание на полет, штурманский расчет полета, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет;

— принять доклад от каждого члена экипажа о готовности воздушного судна к вылету и выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— проверить по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлетную массу воздушного судна.

Занятие 3: Развод суточного наряда. Дежурство. Дежурный по кораблю. Дежурный по низам (команде). Дозорный по живучести.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Развод суточного наряда. Дежурство.

2. Дежурный по кораблю. Дежурный по низам (команде). Дозорный по живучести.

Литература.

1. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1.Учебный вопрос. Развод суточного наряда. Дежурство.

Развод суточного наряда корабельного и специального дежурства и вахты производится одновременно в установленное время.

За 30 минут до развода подается команда «Наряженным в дежурство и на вахту приготовиться для развода; форма одежды номер (такой-то)».

За 20 минут до развода подается команда «Новому дежурству и вахте построиться для развода (там-то)».

Место развода суточного наряда устанавливает командир соединения (корабля).

Типовой порядок построения суточного наряда корабля следующий. На правом фланге развода строится корабельное дежурство в следующем порядке: дежурный боцман, дозор по живучести и дневальные по помещениям; за ним следует личный состав корабельной вахты: командиры вахтенных постов (с подчиненными им вахтенными), далее в порядке боевых частей и служб — специальный наряд; левый фланг замыкает наряд на работы. Расстояние между указанными группами — один шаг.

Вахтенные сигнальщики, штурманские электрики, радиотелеграфисты, радиометристы, гидроакустики и наряд по камбузу на развод не выходят, а сменяются на постах согласно особым инструкциям.

При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) заступающий дежурный по низам проверяет наличие назначенных в корабельное дежурство, заступающий вахтенный офицер — назначенных во все смены корабельной вахты, заступающие дежурные по боевым частям (службам) — назначенных в специальный наряд своих боевых частей (служб). Одновременно проверяются знание подчиненными своих обязанностей и их форма одежды.

По окончании проверки дежурный по низам докладывает заступающему дежурному по кораблю о готовности корабельного наряда.

При встрече нового дежурного по кораблю дежурный по низам командует: «Смирно, равнение направо (налево, на средину)». В это время по трансляции исполняется «Встречный марш». Дежурный по низам, подойдя к дежурному по кораблю, докладывает, например: «Господин капитан-лейтенант. Суточный наряд для развода построен. Дежурный по низам старший лейтенант Кучкин».

Если дежурный по низам назначен из старшин, построение суточного наряда и доклад осуществляет офицер из числа суточного наряда.

Командой «Смирно» определяется переход всего наряда в подчинение новому дежурному по кораблю.

Дежурный по кораблю здоровается с личным составом наряда и, подав команду «Вольно», обходит с дежурным по низам суточный наряд, проверяя внешний вид, знание своих обязанностей лицами вахтенной и дежурной служб, дает указания по несению службы.

По окончании проверки дежурный по кораблю командует: «Кто не понял назначения, поднять руку». После этой команды дежурный по низам (команде) становится в строй.

Затем дежурный по кораблю командует: «По местам». Заступающие смены расходятся по своим постам, а свободные идут в жилые помещения.

После проверки на постах заступившей смены вахтенный офицер, дежурный по низам и дежурные по боевым частям (службам) докладывают новому дежурному по кораблю о заступлении нового наряда. После этого новый и старый дежурные по кораблю докладывают о смене командиру корабля.

На ходу корабля заступающий вахтенный офицер, вахтенный инженер-механик и дежурный по низам производят развод очередной походной вахты боевых частей, дневальных по помещению в местах, установленных приказом по кораблю.

Смена личного состава, несущего вахту на боевых постах, производится по сигналу с вахты.

Дежурство

Дежурство имеет целью:

поддержание назначенной боевой и походной готовности;

контроль за выполнением установленного распорядка дня и проведением мероприятий, обеспечивающих жизнь и быт личного состава;

контроль за исполнением личным составом обязанностей по службе;

наблюдение за исправным действием механизмов, систем и устройств и их периодическое обслуживание;

контроль за поддержанием порядка и чистоты в жилых и служебных помещениях;

обеспечение противопожарной безопасности и непотопляемости корабля.

Смена дежурства производится во время, установленное командиром соединения или корабля (в отдельном плавании).

Дежурные по камбузу (столовой) сменяются с таким расчетом, чтобы новый дежурный принимал продукты для приготовления пищи на следующий день и сменялся после раздачи пищи, приготовленной из этих продуктов.

Личный состав после смены с дежурства в наряды на ближайшую ночь не назначается.

На кораблях в состав дежурной службы входят:

дежурный по кораблю;

дежурный по низам;

дозорные по живучести;

команда дежурного катера (шлюпки);

дежурный боцман;

дежурный по камбузу и столовой;

дневальные по жилым помещениям.

В соединениях кораблей 3 и 4 рангов дежурную службу возглавляют дежурный по соединению и помощник дежурного по соединению по живучести.

Дежурные несут службу в одну смену, за исключением дежурных по низам, которые при длительном плавании могут нести службу в две — три смены, сменяясь во время смены корабельной вахты.

В дни дежурства корабля по соединению сверх этого в наряд назначаются дежурные подразделения.

На кораблях 3 и 4 рангов, базирующихся на береговой базе табель постам корабельного дежурства определяется приказом командира соединения.

На береговой базе в состав дежурной службы входят:

дежурный по береговой базе;

помощник дежурного по береговой базе;

дежурный по казарме;

дежурный по электромеханической части;

дежурный по медицинской части (пункту);

дежурные по командам (службам);

дневальные по командам;

дежурный по столовой;

дежурный горнист;

дежурный по контрольно-пропускному пункту;

помощник дежурного по контрольно-пропускному пункту;

вахтенный по охране плавсредств;

караул;

дежурное подразделение.

2.Учебный вопрос. Дежурный по кораблю.

Дежурный по кораблю назначается при стоянке корабля на швартовах (якоре, бочке). Он отвечает за: безопасность стоянки корабля; поддержание установленной готовности, внутреннего порядка на корабле; несение службы корабельных нарядов; сохранность оружия, боеприпасов, хранящихся в помещении дежурного по кораблю; положение непроницаемых дверей, люков, горловин, наружных вентиляционных закрытий и иллюминаторов, которые должны быть задраены или отдраены согласно расписанию или полученным распоряжениям (приказу по кораблю).

Дежурный по кораблю подчиняется командиру корабля. По вопросам организации службы и повседневного порядка выполняет указания старшего помощника командира корабля и помощника командира корабля. Старший помощник командира корабля непосредственно руководит деятельностью дежурного по кораблю. Помощник командира имеет право давать ему указания по вопросам несения службы корабельных нарядов, поддержания внешнего вида корабля и использования плавучих средств.

Дежурному по кораблю подчиняется весь суточный наряд дежурства и вахты.

Перед разводом новый дежурный по кораблю в назначенное время прибывает к старшему помощнику (помощнику) командира корабля на инструктаж. Затем принимает у старого дежурного по кораблю сведения, касающиеся: боевой готовности корабля; готовности его к походу и состояния средств противоминной защиты; отданного якоря, количества якорной цепи на клюзе, готовности второго якоря к отдаче, заведенных швартовов; места корабля (по местности и по карте); глубины, грунта, течения и прогноза погоды; запасов горючего, смазочных материалов и воды; распорядка дня; производящихся или намеченных работ, занятий и др.; местонахождения командира корабля, старшего помощника (помощника) командира корабля, командира соединения и заместителей командира соединения; приказаний командира корабля и помощников командира корабля, оставшихся невыполненными или имеющих отношение к текущим суткам; действующих механизмов; состояния непроницаемых дверей, люков и горловин; корабельных катеров, шлюпок, как отсутствующих, так и находящихся у борта; объявленной формы одежды; отсутствующих лиц экипажа корабля, а также пребывания на корабле посторонних лиц.

На разводе новый дежурный по кораблю проверяет состав наряда, внешний вид личного состава, знание им своих обязанностей, а также оружие и дает указания по устранению выявленных недостатков.

После развода новый дежурный принимает от старого дежурного документы, а также оружие, и боеприпасы, находящиеся в помещении дежурного по кораблю (оружие принимается поштучно по номерам и комплектности). Затем совместно со старым дежурным по кораблю проверяет исправность технических средств сигнализации.

После сдачи и приема дежурства и докладов дежурных по боевым частям и службам о смене старый и новый дежурные по кораблю прибывают к командиру корабля, а в его отсутствие к старшему помощнику (помощнику) командира и докладывают о сдаче и приеме дежурства, например: «Господин капитан 2 ранга. Капитан-лейтенант Богданов дежурство по кораблю сдал», «Господин капитан 2 ранга. Капитан-лейтенант Хасанов дежурство по кораблю принял». Затем новый дежурный по кораблю докладывает обо всех недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не могли быть устранены сменяемым суточным нарядом. С этого момента новый дежурный считается вступившим в исполнение своих обязанностей.

Приступив к исполнению служебных обязанностей, дежурный по кораблю получает от старшего помощника командира корабля распоряжения на следующие сутки по распорядку дня, предстоящим учениям, занятиям и работам, а также о дополнительных нарядах по кораблю и от корабля.

Все приказания, касающиеся службы корабельных нарядов, должны, как правило, отдаваться через дежурного по кораблю. Дежурный по кораблю обязан контролировать своевременное и надлежащее выполнение отданных распоряжений.

По получении заданий дежурный по кораблю отдает все необходимые распоряжения, после чего обходит корабль и проверяет посты. Замеченные при обходе недостатки он устраняет на месте. О необходимости проведения мероприятий, выходящих за пределы его прав, докладывает по команде и сообщает об этом командирам соответствующих боевых частей (начальникам служб).

Для несения службы дежурным по кораблю отводится специальное помещение (пост), оборудованное средствами связи и сигнализации. На кораблях, где оборудовать специальное помещение не представляется возможным, местонахождение дежурного по кораблю определяется приказом по соединению (кораблю).

Дежурный по кораблю должен иметь чертеж корабля (разрез по диаметральной плоскости с указанием палуб, непроницаемых отсеков, помещений, цистерн и прочих) и другие документы, определенные специальными перечнями.

Дежурный по кораблю обязан:

знать устройство корабля и уметь руководить борьбой за его живучесть;

поддерживать назначенную боевую готовность корабля и готовность его к походу;

осуществлять контроль за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварии;

контролировать выставление вахтенных у места работ с открытым огнем и в смежных помещениях, в местах, наиболее опасных в пожарном отношении, при приеме (выгрузке) горючего, смазочных материалов на корабль, к боеприпасам, находящимся на верхней палубе;

осуществлять контроль за соблюдением мер по охране окружающей среды от загрязнения, чистотой водной поверхности у борта корабля, не допускать откачку за борт нефтесодержащих и других загрязненных жидкостей;

направлять повседневную жизнь корабля согласно распорядку дня и плану боевой подготовки;

руководить деятельностью суточного наряда корабля; лично проверять не реже одного раза днем и не реже двух раз ночью несение службы суточным нарядом и соблюдение внутреннего порядка на корабле; контролировать своевременность отбития склянок;

наблюдать за исправным действием технических средств, обслуживающих повседневные нужды корабля;

находиться в помещении дежурного по кораблю; отлучаясь по служебным делам, оставлять за себя дежурного по низам и сообщать ему, куда и на какое время отлучился;

знать обо всех прибывающих на корабль и убывающих с него офицерах, командах и посторонних лицах;

осматривать внешний вид личного состава, увольняемого на берег; организовывать отправку и прием личного состава при увольнении;

иметь сведения о расходе личного состава корабля, а также о местонахождении плавсредств; через вахтенного офицера (командира вахтенного поста) контролировать возвращение плавсредств к борту; докладывать командиру корабля о случаях задержки их в рейсе; принимать меры к розыску и возвращению плавсредств к борту;

совместно с врачом (фельдшером) проверять доброкачественность приготовления пищи и записывать свое заключение в книге по контролю за качеством приготовленной пищи; в случае сомнения в ее доброкачественности немедленно докладывать об этом командиру корабля; за пятнадцать минут до раздачи пищи докладывать командиру корабля о готовности пищи и получать разрешение на раздачу ее личному составу; лично присутствовать в столовой во время раздачи и приема пищи, где нет столовых — присутствовать на раздаче пищи у камбуза, после окончания приема пищи обходить помещения и места приема пищи;

в случае пожара или поступления воды немедленно объявлять аварийную тревогу, докладывать об этом командиру корабля и принимать меры по ликвидации аварии;

располагать исчерпывающими сведениями о состоянии корабля;

при подъеме личного состава и после вечерней поверки обходить корабль; руководить утренней приборкой, физической зарядкой, вечерней поверкой, купанием и всеми общими сборами личного состава;

наблюдать за порядком в помещениях;

докладывать старшему помощнику (помощнику) командира, а в необходимых случаях непосредственно командиру корабля обо всех важных обстоятельствах, влияющих на безопасность корабля;

при получении сигнала тревоги немедленно оповестить командира корабля, старшего помощника (помощника) командира корабля, подать сигнал по кораблю, сдать помещение, оружие дежурному по низам и, не сменяясь, занять свое место согласно расписанию;

по прибытии командира корабля встречать его, подавать команду «Смирно» и докладывать ему, например: «Господин капитан 3 ранга. Во время моего дежурства происшествий не случилось (или случилось то-то). Дежурный по кораблю капитан-лейтенант Сарсенбаев». Заместителю командира корабля по воспитательной и социально-правовой работе и помощникам командира дежурный по кораблю только представляется;

вести вахтенный журнал (если есть вахтенный офицер – осуществлять контроль за правильным ведением журнала) и контролировать своевременное внесение записей в другие журналы и книги, относящиеся к дежурству.

Дежурный по низам (команде)

Дежурный по низам назначается из числа офицеров или старшин команд. Он отвечает за: поддержание внутреннего порядка и несение службы суточным нарядом; выполнение личным составом мероприятий по предупреждению затопления помещений и противопожарных правил во внутренних помещениях корабля.

Дежурный по низам подчиняется дежурному по кораблю, а на ходу — вахтенному офицеру.

Дежурному по низам подчиняются все лица корабельного дежурства, несущие службу во внутренних помещениях корабля.

Личный состав, несущий специальные дежурную и вахтенную службы, обязан выполнять указания дежурного по низам, касающиеся проведения мероприятий по обеспечению живучести корабля и выполнения правил внутреннего распорядка.

После развода новый дежурный по низам принимает от старого дежурного следующие данные: назначенную боевую готовность корабля и готовность его к походу; состояние непроницаемых дверей, люков и горловин; указания о проводимых или намеченных занятиях, работах и мероприятиях в дополнение к распорядку дня; приказания, переданные по дежурству; распоряжение об объявленной форме одежды; сведения о нахождении на корабле посторонних лиц (кто и до какого времени разрешил их нахождение на корабле).

После обхода жилых помещений корабля и помещений общего пользования дежурный по низам прибывает к дежурному по кораблю и докладывает о принятии дежурства и обо всех недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не могли быть устранены сменяемым суточным нарядом.

Дежурный по низам обязан:

осуществлять контроль за выполнением распорядка дня и соблюдением личным составом корабельных правил во внутренних помещениях; руководить личным составом, несущим службу корабельных нарядов во внутренних помещениях, в том числе дозорными по живучести;

знать устройство корабля и расположение внутренних помещений, а также правила открытия и закрытия непроницаемых дверей, люков, горловин, иллюминаторов и систематически проверять их состояние; знать порядок и правила пользования аварийными средствами (в том числе и пожарной системой); организовывать прием пищи личным составом суточного наряда в установленное командиром корабля время и сбор заявок на расход от дежурных по боевым частям и службам; немедленно докладывать дежурному по кораблю о происшествиях и обо всех грубых нарушениях корабельных правил;

лично проверять не реже одного раза днем и двух раз ночью несение службы лицами корабельного дежурства; выполнение правил открытия и закрытия непроницаемых дверей, люков, горловин и иллюминаторов и их состояние; состояние помещений корабля: служебных, жилых, культурно-просветительных, хозяйственных, бытовых и общего пользования;

сопровождать дежурного по кораблю при обходе им палуб после вечерней поверки; контролировать своевременность действий личного состава по сигналам и командам.

По окончании работ дежурный по низам обходит помещения и проверяет, приведены ли они в состояние, обеспечивающее безопасность корабля в пожарном и других отношениях. Лично контролирует помещения, в которых производятся работы в нерабочее время.

На ходу корабля дежурный по низам, кроме того, обязан:

получать от старшего помощника (помощника) командира корабля распоряжения на предстоящие сутки, о намеченном распорядке дня, запланированных учениях, занятиях и работах, а также о дополнительных нарядах по кораблю;

контролировать повседневную жизнь в помещениях корабля согласно распорядку дня и плану боевой подготовки;

проверять доброкачественность пищи и своевременность ее приготовления и записывать свое заключение в книгу по контролю за качеством приготовленной пищи; за 15 минут до раздачи пищи в сопровождении дежурного по камбузу (столовой) и кока представлять командиру корабля пробу пищи и спрашивать разрешение на раздачу ее личному составу, присутствовать при раздаче пищи, во время ее приема находиться в столовой, а где столовой нет — обходить помещения и места приема пищи;

немедленно докладывать вахтенному офицеру обо всех важных обстоятельствах, влияющих на безопасность корабля, и принимать необходимые меры.

Дежурный по низам по тревогам, приняв оружие от дежурного по кораблю и вахтенных, закрывает помещение дежурного по кораблю, опечатывает его и, не сменяясь, занимает свое место согласно расписанию.

Дозорный по живучести

Дозорный по живучести назначается на кораблях 1 и 2 ранга из числа старшин и матросов ракетно-артиллерийской, минно-торпедной и электромеханической боевых частей. В дозор по живучести назначается не менее двух человек на сутки в зависимости от ранга и особенностей корабля. Дозорный осуществляет контроль за соблюдением мер пожарной безопасности и обеспечения непроницаемости корпуса корабля. Он подчиняется дежурному по низам. На кораблях 3 и 4 ранга обязанности дозорных выполняются лицами специального дежурства и вахты.

Дозорный по живучести обязан:

знать устройство корабля (в необходимой степени), меры поддержания непроницаемости корпуса корабля и меры пожарной безопасности; расположение средств пожаротушения и правила пользования ими; места, опасные в отношении возникновения пожара и проникновения забортной воды во внутренние помещения; правила пользования открытым огнем; организацию дежурной службы на корабле, средства внутрикорабельной связи и порядок их использования;

обходить корабль с 21.00 до 07.00 не реже чем через каждые два часа, в остальное время — через каждые четыре часа по маршрутам, утвержденным командиром корабля;

проверять положение дверей, люков, горловин, наружных вентиляционных закрытий и иллюминаторов (задраены они или отдраены) согласно их маркировке и приказаниям дежурного по кораблю;

проверять готовность отдраенных дверей, люков, горловин, наружных вентиляционных закрытий и иллюминаторов к немедленному задраиванию;

осуществлять контроль за выполнением личным составом мероприятий по предупреждению затопления отсеков (помещений) и мер пожарной безопасности;

проверять состояние отсеков, помещений, трюмов, выгородок;

записывать в специальный журнал все замечания по дежурству.

Дозорный по живучести по тревогам, не сменяясь, занимает свое место согласно расписанию.

При обнаружении нарушений мер, предупреждающих затопление отсеков (помещений), и мер пожарной безопасности, дозорный требует от заведующего отсеком (помещением) устранения недостатков и докладывает о них дежурному по низам (кораблю).

При поступлении воды в отсеки (помещения) корабля или возникновении пожара (появлении дыма, запаха гари) дозорный немедленно (лично или через ближайших лиц дежурной службы) докладывает дежурному по низам, дежурному по кораблю и, оставаясь на месте, принимает меры по ликвидации аварии или пожара.

При проведении на корабле работ, связанных с нарушением непроницаемости корпуса или с использованием открытого огня, дозорный проверяет выполнение личным составом мер по соблюдению живучести в данном и соседних помещениях, наличие у места работ вахтенных, аварийного имущества, инструмента и средств пожаротушения.

По окончании этих работ дозорный осматривает помещения и в течение ближайших 12 часов осуществляет за ними особое наблюдение.