Деятельность музеев

Корпоративный музей — понятие, с одной стороны, новое, т.к. вопросам корпоративного стиля и брендинга российские компании стали уделять внимание относительно недавно, с другой — это вполне традиционное явление, существующее на множестве предприятий ещё с советских времён.

Какие роли может выполнять корпоративный музей?

Лицо компании

Корпоративный музей — это одно из «лиц» компании или бренда, то, как организация позиционирует себя для своих сотрудников и окружающего мира. Это место, в котором показываются достижения за годы работы, выставляется всё, чем компания может гордиться.

Место встречи

Корпоративный музей может служить и местом для проведения встреч с гостями и потенциальными заказчиками, для организации общения с журналистами. Руководитель, принимая решение о создание музея организации, вносит вклад в повышение имиджевой составляющей работы компании.

Корпоративный музей тогда становится по-настоящему интересен посетителям, когда повествование выходит за рамки рассказа о компании. Экспозиция может рассказывать в целом об отрасли или об истории края, особенно если речь идёт о градообразующем предприятии.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ

Мультимедийные инсталляции в проектах неотделимы от общего художественного решения, графики, экспозиционных решений (витрины, стенды).

Зачастую имеет смысл разработать фирменный стиль музея — чтобы впоследствии все решения и контент были гарантированно выполнены в едином стиле.

ЭТАПЫ

КОМАНДА

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ДИЗАЙН

Дизайн — это основа любой успешной экспозиции. Под дизайном понимается не только оформление, хотя и оно очень важно, но и выверенное с точки зрения удобства восприятия размещение экспонатов и мультимедийных инсталляций.

Дизайн экспозиции, дизайн интерьера, дизайн мультимедиа, дизайн инфографики и музейный брендинг, дизайн программных интерфейсов — всё это специфические направления, которым нужно уделять внимание при создании или модернизации экспозиции. И все эти направления не должны быть разрознены, их общая цель — пространство, привлекательное и информативное для посетителя и удобное для музейных сотрудников.

Что касается технологических решений, то без продуманного дизайна они могут выглядеть как «железо», не помогающее, а иногда даже и мешающее восприятию предмета. Поэтому дизайн мультимедиа-инсталляций — это та область, которой мы уделяем особенное внимание.

ИНФОГРАФИКА

Инфографика, как направление дизайна, посвящённое оформлению информации, очень востребована в музеях.

Как показать сложную информацию наглядно? Как превратить скучные тексты в легко читаемые блок-схемы? Как красиво и небанально разместить названия, девизы, цитаты? Все эти вопросы стоит задать при проектировании музейной экспозиции.

Хорошо составленная инфографика выглядит как увлекательная история, которая не нуждается в дополнительных пояснениях. При внесении инфографики в пространство экспозиции и в мультимедийный контент, важен целый ряд аспектов: масштаб, цветовое и шрифтовое оформление, общая визуальная целостность, точный выбор фактов, использование хронологии, интересы аудитории музея.

ВИТРИНЫ

Цель профессиональных витрин — дать возможность посетителям всесторонне рассматривать экспонаты, не отвлекаясь на выставочное оборудование.

Безопасность хранения, герметичность, защита от солнечных лучей и пыли, экологичность применяемых материалов, подсветка и температурный режим — важные факторы при формировании витринного оборудования для экспозиции.

Современные витрины могут использовать встроенные дисплеи, управление подсветкой, а также обладать индивидуальным для тематики конкретного музея внешним видом.

Размещение экспонатов в витринах — основная задача дизайна экспозиции.

СВЕТ

Свет — одна из базовых составляющих музейного проектирования. Экспонат может ярко выделиться или, наоборот, потеряться на фоне стен — в зависимости от правильности его освещения. Также вопрос света очень важен при внедрении в экспозицию мультимедийных средств, ведь определённые технологии, например, видеомэппинг или прозрачные экраны, требуют значительного затемнения помещения.

Для использования различных световых сценариев в экспозиции можно предусмотреть использование системы управления световыми группами.

Тогда экскурсовод или даже посетитель сможет сам управлять источниками света в нужной последовательности.

ЗВУК

Звук в экспозиции — зачастую недооценённое средство, которое, тем не менее, способно воздействовать на посетителя музея, возможно, даже сильнее и впечатляюще, чем визуальные образы.

Звук в музее можно использовать по-разному:

Узконаправленная акустика создаст звук в определённой зоне экспозиции.

Общее звуковое оформление: шум производства, музыкальная композиция — задаст настроение, погрузит посетителя в определённую атмосферу или даже перенесёт в определённую эпоху.

Аудиоэтикетка позволит снабдить экспонат необходимой историей, с возможностью выбора родного языка, без отягощения посетителя дополнительными устройствами.

ДИСПЛЕИ

Дисплейные технологии в музее — это не только привычные информационные сенсорные киоски, но и необычно оформленные «оживающие портреты» и сенсорные видеостены с увлекательными презентациями, интерактивные «окна», передвижные терминалы и многое другое!

При использовании дисплейных технологий в музее важно уйти от стандартизованной подачи информации и форм исполнения, ведь посетители привыкли к использованию разнообразных сенсорных устройств (ноутбуки, смартфоны) в своей повседневной жизни. Без оформления, без интересного содержимого, без читаемости и понятности отображаемых материалов — экраны могут стать чужеродным элементом в экспозиции.

Не стоит забывать и про физическое удобство использования дисплейных технологий для разных групп посетителей.

ПРОЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проекция в музее способна ярко рассказать любую историю! Можно забыть о привычной связке «экран+проектор». Создавать изображение сегодня можно на любой поверхности, что рождает массу идей для запоминающихся инсталляций.

Суперконстрастная проекция обеспечит хорошую видимость видеоматериалов в освещённом помещении.

Панорамный экран переместит посетителя в нужную эпоху или атмосферу. Благодаря использованию периферийного зрения посетитель чувствует себя полноценным участником действия.

Сценическая голограмма позволит показать в объёме сложные технологические процессы или персонажей прошлого.

Интерактивные книги покажут историю музея в наглядном, интерактивном и захватывающем виде.

Видеомэппинг «оживит» любой объёмный предмет — будь то макет сферы Земли или целый фасад здания.

ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Дополненная реальность — это совмещение реального объекта и виртуального «дополнения». Как это можно применять в корпоративном музее?

Бинокли дополненной реальности позволят «нарастить» на экспонат или панорамный вид анимацию, архивные фотохроники, подписи.

Виртуальная примерочная поможет посетителю примерить на себя любой костюм или аксессуары.

Chromakey (съёмка на зелёном фоне, а потом замена этого фона в режиме реального времени на любые виртуальные изображения) подарит посетителям массу эмоций, встроив их изображения в видеоролик или анимированную фоторамку на экране.

Будет большим плюсом, если посетитель сможет отправить получившиеся изображения и видео себе на почту или разместить в социальных сетях!

КИНЕТИКА

В современном мире визуального шума возможность почувствовать себя сотворцом и непосредственным участником работы музейной экспозиции — большая ценность. Тактильные ощущения и движение позволяют значительно обогатить восприятие тем экспозиции. Особенно важна возможность «потрогать, выдвинуть, заглянуть» для детской аудитории.

Кинетика в музейной экспозиции — это выдвигающиеся ящики витрин, передвижные дисплеи, «настоящие» кнопки, паззлы, схемы и работающие модели, лабиринты, тренажёры, меняющие форму конструкции. Даже люстра в корпоративном музее может быть «живой»!

СВЕТОДИОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Только на светодиодном экране изображение сохраняет достаточную яркость и контрастность даже на палящем солнце, просвечивает сквозь туман и снег.

А устойчивость светодиодов к температурным воздействиям и их влагозащищенность сделала применение светодиодных технологий популярными в самых разных областях.

Сфера применения в музее — от медиафасадов, украшающийх музей снаружи или внутри освещённых атриумов, до точечной подсветки экспонатов и декоративных элементов в интерьере.

В результате постоянного прогресса в совершенствовании светодиоды становятся всё более удобными для применения в музейном пространстве. Например, Государственный музей в Амстердаме в 2014 году полностью перешёл на LED-светильники для подсветки не только интерьеров, но и всемирно известных шедевров, таких как «Ночной дозор» Рембрандта.

ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ

Компания «Аскрин» с 2001 года работает в сфере комплексного мультимедийного оснащения. Одно из самых любимых и творческих направлений деятельности — разработка интерактивных инсталляций, креативных концепций и комплексного мультимедийного оснащения для музеев. Мы специализируемся на том, как продуманно внедрять современные технологии в пространство музейной экспозиции.

Собственное производство, штат инженеров, студия компьютерной графики, статус официальных поставщиков у крупных мультимедийных брендов позволяют успешно реализовывать самые сложные проекты.

Запросить коммерческое предложение:

2.1 Выставочная политика

Выставочная политика и процесс подготовки выставок — два важнейших средства управления выставочной программой, которые необходимо использовать администрации музея.

Сформулированная руководством музея выставочная политика является основным управленческим средством, определяющим:

  • приоритеты выставочной программы;

  • идеологию предъявления объектов;

  • количество, частоту, размеры и тематику временных экспозиций.

Персоналу и всем, и всем участникам необходимо понимать приоритеты выставочной программы — например, сочетание научности выставок с их привлекательностью для посетителя, предпочтение выставок местного, регионального, национального или международного значения и, наконец, уровень готовности музея к расширению доступа публики к его коллекциям посредством ротации экспонатов и проведения специализированных выставок.

Идеология предъявления объектов определяет методы использования пространства выставки для взаимодействия с публикой. Современная выставочная идеология весьма многообразна. Одни музеи используют весь спектр подходов, другие выбирают для себя какой-то один, третьи принимают определенный подход для постоянной экспозиции, рассматривая временные выставки как возможность экспериментировать с различными типами экспозиций.

Типы экспозиций:

  1. Созерцательный. В таких экспозициях предметы материальной культуры или произведения искусства предъявляются в эстетическом ключе, что усиливает эмоциональность восприятия. Этот подход наиболее типичен для художественных галерей, но с успехом используется и во многих других музеях, чтобы вызвать в посетителях изумление и трепет, например, эффектным показом обломка лунной породы в музее естественных наук.

  2. Тематический. Графические и другие средства интерпретации помещают музейные объекты в более широкий социальный, исторический, культурный или научный контекст. Этот тип экспозиций (иногда называемый дидактическим) широко используется в самых разных исторических и научных музеях.

  3. Средовой. Атмосферу времени и места, среду, в которой создавались те или иные экспонаты, воспроизводят как с помощью крупномасштабных комплексных выставок, так и посредством оформления отдельных залов. Примерами здесь могут служить, с одной стороны, атрибутика двора Екатерины Великой, показанная в 1995г. на выставке «Сокровища царей», а с другой — «Центры исследования космоса» во многих американских музеях науки.

  4. Систематический. В викторианский период доминирующим типом музейных экспозиций были многоплановые композиции объектов, стремившиеся продемонстрировать все разновидности того или иного явления. Этот тип экспозиции сейчас проявляется в форме так называемого открытого хранения, которое представляет собой систематически организованную экспозицию объектов собрания с обширной информацией о них на стендах или компьютерных терминалах, как это сделано в Галерее стекла музея Виктории и Альберта в Лондоне и в залах постоянной экспозиции музея антропологии университета Британской Колумбии в Ванкувере.

  5. Интерактивный. Этот тип экспозиции вовлекает посетителя в диалог с выставкой. Особенно эффективными в этом плане оказались мультимедийные компьютерные системы с сенсорным экраном — они помогают посетителю пройти по пути создания научных теорий, как это сделано в залах динозавров в музеях естествознания Лондона и Нью-Йорка, или самостоятельно совершить увлекательную и подробную экскурсию по художественным коллекциям.

  6. Прикладной. Такой способ организации экспозиции позволяет посетителям приобрести непосредственный опыт взаимодействия с объектами. Самые разные музеи все чаще устраивают залы, столы и стенды, где все можно потрогать, раньше встречавшиеся только в научных и детских музеях. Все эти формы доступа к коллекциям позволяют посетителям любого возраста ощутить вес древней бронзы или прикоснуться к образцам японской керамики. Обычно для этого используются дубликаты.

Выставочная политика призвана определить основные принципы, которых должны придерживаться сотрудники музея, решая сложнейшие проблемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости при планировании и проектировании выставок11.

Количество, продолжительность, частота, размеры и тематика временных экспозиций — предмет нескончаемых дебатов руководства музея и его работников.

Выставочная политика должна задавать общий подход к решению этих проблем, обеспечивая тем самым совместимость выставочной программы музея с его миссией и ее соответствие установленным приоритетам. Рассмотрев разные типы выставок, политика должна устанавливать допустимые частоту и масштаб выставок каждого типа, предусматривая, в частности, следующие обстоятельства:

  • ротацию особо хрупких объектов из соображений консервации;

  • небольшие узкопрофильные выставки, открывающие публике доступ к новым поступлениям, текущим исследованиям или объектам, находящимся в хранилище;

  • большие тематические выставки из собрания музея, возможно, дополненные работами, полученными во временное хранение (такие выставки могут быть передвижными);

  • выставки различных размеров, предоставленные другими организациями — другим музеем, музейным объединением, частной компанией или правительственным агентством;

  • крупные, широкомасштабные и увлекательные выставочные «боевики», способные привлечь огромное количество людей; такими «боевиками» чаще всего оказываются выставки великих произведений искусства и археологических сокровищ.

Простая схема двухлетнего планирования, приведенная в таблице 2.1.1 дает возможность убедиться в том, что выставочная политика может учитывать все перечисленные обстоятельства.

Таблица 2.1.1 Примерная схема двухлетнего плана выставок

Уровень выставки

Сменная

Малая

Тематическая

Принятая во временное хранение

Местный

Региональный

Национальный

Международный

3.3.2. Музей как научно-исследовательский центр

Ключевые слова: музееведение, современный музей, центр, научные исследования, исследования

Музеи входят в систему научно-исследовательских учреждений, и комплектование музейного собрания обязательно связано с проведением исследований как на предварительном этапе (на этапе отбора предметов), так и в составе уже сформированной коллекции.

Музейные научные исследования необходимы не только для исследования музейных предметов, составляющих их собрания, но и для успешного хранения музейных фондов. Для того чтобы обеспечить их максимально долгую сохранность, осуществлять их консервацию и реставрацию, используются уже известные и апробированные практикой принципы хранения и методики, разрабатываются и применяются новые технологии.

Построение экспозиции, реализующей идеи музейной коммуникациимузейную коммуникацию, требует научного подхода к выявлению информативных и экспрессивных свойств музейных предметов, существующих между этими предметами связей, а также для создания наилучших условий для восприятия экспозиции музейной аудиторией.

Научные исследования в рамках профильных наук

Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из профильных и музееведческих изысканий.

Научные исследования в рамках профильных наук соответствуют тем направлениям научного поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. В данном случае речь идет об исследованиях, направленных на выявление свойств музейных предметов, имеющих значение для развития профильных дисциплин.

Музееведческие исследования формируют новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере обычно выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев:

  • разработка научной концепции музея;
  • исследования в области комплектования фондов;
  • изучение музейных предметов и коллекций;
  • исследования в области охраны и хранения фондов;
  • научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации;
  • изучение истории музейного дела;
  • изучение историографии музееведения.

Изучение музейных предметов и коллекций

Процесс изучения музейных предметов и коллекций с точки зрения предметной, исторической, художественной, эстетической, мемориальной и коммуникативной связан не только с получением новых сведений, которые в дальнейшем используются в профильной науке, но и с выявлением и оценкой всего комплекса информации о них.

Исследования в области хранения и охраны

Исследования в области хранения и охраны музейных фондов направлены на обеспечение физической сохранности музейных предметов, в них задействован целый круг специалистов – реставраторов, препараторов, таксидермистов и др.

В последние десятилетия в самостоятельные отрасли прикладного музееведения развились консервация (обеспечение длительной сохранности музейных предметов) и реставрация(не только сохранение музейных предметов, но и устранение имеющихся на них повреждений и восстановление их первоначального вида).

Результаты этих исследований находят применение в разработке требований к условиям хранения предметов в фондохранилищах и экспозициях, в разработке системы световых нормативов, наиболее благоприятных с точки зрения сохранности экспонатов и возможностей их осмотра посетителями, а также в разработке технических средств для создания оптимальных режимов хранения. Самостоятельный крут исследований в области охраны музейных предметов направлен на решение проблемы их защиты от хищений, потерь или повреждений в случае катастроф или актов вандализма.

Исследования в области музейной коммуникации

В музейной коммуникации как в междисциплинарной отрасли практического музееведения выделяются музееведческий, педагогический, социологический и психологический аспекты.

Исследования в области эффективности построения экспозиций

Исследования, посвященные проблемам эффективности построения экспозиций, направлены на обобщение уже имеющегося экспозиционного опыта и на использование экспериментальных методов – макетирования и компьютерного моделирования, позволяющих выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения.

Музейная педагогика

Музейная педагогика как междисциплинарная область исследует все виды взаимоотношений музея и его аудитории, находится в зоне пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной для музея дисциплины. В самом общем виде музейная педагогика представляет собой самостоятельную отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея.

Музейная социология и психология

Музейная социология исследует музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению. Главной задачей музейной социологии является определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, аттрактивность и эмоциональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные рекомендации по подготовке экспозиции и определяются наиболее эффективные формы выражения ее содержания.

В последние десятилетия стали проводиться и социально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея и его архитектурно-художественного решения на современного человека.

Исследования в области истории, теории и методики музейного дела

Исследования в области истории, теории и методики музейного дела ведутся главным образом в крупных музеях, имеющих необходимый опыт и кадры, а также в специализированных научных учреждениях (научно-исследовательских институтах и кафедрах высших учебных заведений).

Собственный музей сегодня имеют многие предприятия, но лишь малая их часть может похвастаться большой посещаемостью. В чем причина и как изменить ситуацию? Об этом расскажут специалисты успешных корпоративных музеев Петербурга на семинаре ЦНТИ «Прогресс”

«Корпоративный музей как имиджевый инструмент предприятия и организации: традиции и новаторство»

(10 — 14 марта, Санкт-Петербург)

Главные темы семинара:

1. Музейное законодательство.

2. Документационное обеспечение деятельности музея.

3. Комплектование, учет и хранение музейного фонда.

4. Модернизация музея, внедрение новых технологий.

5. Укрепление корпоративной культуры.

6. Увеличение посещаемости музея.

7. Создание и продвижение сайта музея.

8. Музейно-педагогические проекты.

В рамках семинара участники посетят музеи предприятий и организаций Санкт-Петербурга, а также примут участие в круглом столе «Проблемы формирования единого музейного пространства России».

Что говорят участники прошлых семинаров?

Кияткина Ольга Леонидовна, специалист по персоналу ООО «Нинетагильский завод металлических конструкций»:
«Огромное спасибо всем организаторам и выступающим. Не смотря на то, что все участники семинара имели разные уровни подготовки, разные цели — организаторам удалось, на мой взгляд, максимально удовлетворить потребности всех. Надеюсь, что будет возможность ещё неоднократного обучения, возможно, и по другим вопросам».

Еремеев Вадим Викторович, директор Ростовского Музея Космонавтики:
«Очень понравилась форма подачи информации в сочетании с практическим посещением музеев. Целевой подбор лекторов приятно удивил своим профессиональным раскрытием материала. После семинара стало понятно в каком направлении двигаться для расширения и продвижения корпоративного музея».

Попова Ольга Николаевна, ведущий специалист отдела СМИ ЗАО «Ванкорнефть»:
«Семинар полезен и продуктивен, поскольку теоретическая и практическая части взаимодополняют друг друга. Современный взгляд на музейное дело чрезвычайно интересен. В то же время удалось получить ответы и ценные советы в части законодательной основы, технологии документирования и фондохранения».

Подробная программа и регистрация на семинар на сайте организатора >>>

Проектирование помещений для музеев

Для музеев часто используют исторические объекты с подходящими помещениями, а также холодные так называемые «современные» музеи.

Помещения, предназначенные для экспонирования произведения искусства и научных экспонатов, должны соответствовать следующим требованиям:

1) предохранять экспонаты от разрушения и кражи, защищать от воздействия огня, сырости, чрезмерной сухости, солнечных лучей, пыли;
2) обеспечивать наилучшие условия их обозрения.

В этих целях целесообразно разделить музейные экспонаты на две категории:

а) экспонаты, предназначенные для изучения (офорты, рисунки и т.п.); их хранят в папках в вентилируемых шкафах глубиной около 80 см, высотой 1,6м;
б) экспонаты, предназначенные для широкого обозрения (станковая живопись, стенная живопись и т.п.).

Экспозиция должна обеспечивать удобное обозрение всех экспонатов и не утомлять посетителей. Это требует ограничения числа экспонатов, достаточно свободного их размещения и разнообразия. Залы, расположенные в последовательности, соответствующей тематике экспонатов, должны иметь форму, отвечающую их характеру. Каждая группа картин должна быть размешена по возможности в одном зале, причём для каждой картины отводится отдельная стена. Такая система требует наличия залов небольших размеров, в которых отношение площади стен к площади пола больше, чем в крупных залах, где экспонируются картины больших размеров. Величина зала находится в прямой зависимости от размера картин. Нормальный угол зрения человека 54°; расположение верха картины под углом 27° к горизонтальной линии проведенной через глаза зрителя, обеспечивает при хорошем освещении картины удобное ее обозрения на расстоянии до 10 м. Верх картины при этом на 4,9 м выше, а низ примерно на 0,7 м ниже уровня глаз (рис. 4). Только очень большие картины можно опустить ещё ниже. При развешивании небольших картин линию горизонта картины лучше всего располагать на уровне глаз (рис. 7, 8).

Площадь стены на 1 картину 3—5 м2. Площадь зала на 1 картину 6 —10м2. Площадь витрины на 400 монет нумизматической коллекции 1 м2.

Расчёт освещения музейных залов принял излишне теоретический характер; основным является качество освещения. Весьма поучителен в этом отношении опыт американских специалистов. В последнее время всё более широко применяют искусственное освещение вместо естественного, особенно при северной ориентации окон.

В общей планировке музеев следует избегать непрерывной круговой последовательности залов; лучше всего располагать их расходящимися лучами от входа. В стороне от них размещают помещения упаковки, экспедиции, администрации, фотолаборатории, реставрационных мастерских, аудиторий (см. раздел «Высшие учебные заведения»).

Пустующие замки, монастыри и т.п. обычно вполне пригодны для устройства музеев.

1. Функциональная схема планировки музея.
2. Коридор с односторонним освещением; пониженная часть освещена мягким отражённым светом.
3. При установке светильников угол падения световых лучей должен соответствовать условиям естественного освещения.
4. Характерный разрез музея естествознания.
5. Хорошо освещенный выставочный зал (по опыту Бостонского музея).
6. Наиболее удачное освещение зала равномерным светом с двух сторон (по Сигеру).
7. Поле зрения— высота подвески экспоната и расстояние от экспоната до зрителя.
8. Размер экспоната и расстояние от экспоната до глаз зрителя.
10. Складское помещение фонда картин с выдвижными стендами из проволочной сетки в рамках, на которых картины развешиваются по желанию на любой высоте.
9. Выставочное помещение с раскладными стендами (архитектор Шнейдер), позволяющими проводить в помещении разнообразные выставки.
11. Выставочный зал с боковым освещением. Наилучшая экспозиция при угле 30—60° и высоте помещения 6,7 м; высота подоконника для экспозиции живописи 2,13 м, — для скульптуры—3,04-3,65 м (по данным Бостонского музея).
12. Выставочный зал с удобным размещением экспедиционных площадей. Стенды между колоннами можно передвигать в нужное положение. При устройстве дополнительной наружной стены со сплошным остеклением можно также менять положение световых проёмов во внутренней ограждающей стене.
13. План основного этажа музеи в г. Кельне. Архитекторы Р. Шварц и Й. Бернард. 1—комнаты отдыха; 2—высокие помещения с верхним светом высотой в несколько этажей; 3—помещения с боковым освещением; 4—кабинеты с боковым освещением.
14. План 1-го этажа и входа в музей (к рис 13).
15. План и разрез картинной галереи в Дармштадте. Архитектор Т. Пабст.
16. Дом Эрнста Берлаха. Гамбург. Кляйнфлоттбек. Архитектор В. Калморген.
17. Разрез музея современного искусства в Рио-де-Жанейро. Архитектор Реди.
19. Разрез национального музея западного искусства в Токио. Архитектор Ле Корбюзье.
18. Разрез музея Чивико в Турине. Архитекторы Баси и Бочетти.

Освещение. Естественный дневной свет является наилучшим источником света (минимальные текущие затраты).

Верхний свет имеет следующие преимущества: не сказывается ориентация здания по сторонам света, наличие деревьев и примыкающих к зданию построек, возможность лёгкой регулировки (жалюзийное покрытие), малое отражение, сосредоточение света на выставочных экспонатах.

Недостатки: сильный нагрев, опасность повреждений от воды и конденсата, только рассеянный свет.

Освещение через окна зависит от участка местности, позволяет регулировать температуру и проветривать помещение, хорошая освещенность групповых и отдельных экспонатов, витрины освещаются с задней стороны.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert «BAUENTWURFSLEHRE»