Деятельность государственных организаций РФ по воспитанию

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

Организационно-управленческими механизмами являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

повышение уровня информационной безопасности детей;

снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

Правила оказания платных образовательных услуг

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Дата подписания: 15.08.2013

Дата публикации: 23.08.2013 00:00

В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания платных образовательных услуг.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3016);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 181 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1281);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 815 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 156);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября

2008 г. N 682 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 38, ст. 4317).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Правила оказания платных образовательных услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания платных образовательных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:

«заказчик» — физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

«исполнитель» — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);

«недостаток платных образовательных услуг» — несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы);

«обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

«платные образовательные услуги» — осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее — договор);

«существенный недостаток платных образовательных услуг» — неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

5. Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг.

6. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

7. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

8. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

II. Информация о платных образовательных услугах, порядок заключения договоров

9. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

10. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

11. Информация, предусмотренная пунктами 9 и 10 настоящих Правил, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

12. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

13. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

14. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

15. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.

III. Ответственность исполнителя и заказчика

16. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

17. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

19. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

20. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

21. По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Прогнозирование деятельности фирмы

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:

  • опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы, а также обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений — прогноз предс тавляет собой среднее значение из их мнений. Метод применяется для новых фирм, не имеющих опыта использования других методов, а также когда отсутствует подробная информация о тенденциях развития рынка. В рамках данного метода создается возможность учитывать региональные особенности спроса и условий реализации продукции фирмы;
  • прогнозирование на базе прошлого оборота — определяется темп роста объема продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим и делается предположение, что достигнутые темпы роста сохранятся в следующем году:
    Оборот следующего года = Оборот отчетного года х (Оборот текущего года : Оборот прошлого года).
    Метод применяется для рынков со стабильной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом, незначительными колебаниями оборота и вялотекущим НТП;
  • анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта. К наиболее значимым факторам относятся: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта, технические сдвиги, появление новых конкурентов и др. Метод используется для долгосрочных прогнозов на период не менее 3-5 лет и наиболее применим в капиталоемких видах деятельности;
  • корреляционный анализ — дополняет предыдущий метод, но основан на использовании более сложных методов статистического анализа. Выявляется теснота связи между уровнем сбыта и различными влияющими на него факторами, на основе чего факторы ранжируются по степени значимости. Метод требует больших затрат, связанных с глубоким исследованием рынка, и наиболее точные результаты дает на рынках со стабильной конъюнктурой;
  • прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы — сбыт прогнозируется в виде определенного процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли. Делается расчет доли фирмы в общем объеме продаж на рынке. При использовании метода важно быть уверенным в точности прогноза сбыта по рынку в целом и не принимать в расчет неценовую конкуренцию;
  • анализ конечного использования — прогноз основывается на предполагаемых объемах заказов основных клиентов фирмы. Общий объем сбыта обычно превышает этот показатель на определенный процент. Метод требует проведения исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию предприятия, и наиболее предпочтителен в отраслях сырьевого и энергетического комплекса и на фирмах, выпускающих законченные изделия и узлы;
  • анализ ассортимента товаров — прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют плановый оборот фирмы. Метод подходит для диверсифицированных фирм; его точность зависит от детального исследования рынка каждого вида изделий;
  • пробный маркетинг — один из самых точных подходов к прогнозированию сбыта. Новый продукт и система его продвижения на рынке (цены, виды рекламы, каналы сбыта, тип упаковки) проходят апробацию на небольшом региональном рынке, а затем информация об объеме продаж на нем распространяется на весь рынок сбыта фирмы;
  • методы стандартного распределения вероятностей — экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз; В — наиболее вероятный прогноз; П — пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (С) по формуле

С = (О + 4В + П) : 6.

Стандартное отклонение (СО) вычисляется как С0 = (0 − П) : 6. В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта с вероятностью 95% будет находиться в пределах С ±2 СО.

Эффективность применения того или иного метода зависит от специфики деятельности фирмы. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если отклонение фактического оборота от планируемого не более 5%.

Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.

Методы прогнозирования финансовых показателей

Финансовое планирование и прогнозирование — это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование и прогнозирование — составная часть управления финансами.

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов, т.е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состояния экономической системы и экономических объектов, а также характеристик этого состояния.

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, способствует выработке концепции финансовой политики на определенный период развития государства или субъекта хозяйствования, однако имеет более низкую степень определенности по сравнению с финансовым планированием.

Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогнозирования информация позволяет органам управления финансами наметить разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике выделяют среднесрочное финансовое прогнозирование (5-10 лет) и долгосрочное финансовое прогнозирование (более 10 лет).

В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.

Метод экспертных оценок основан на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и (или) управлением экономикой и финансами фирмы. Анкетирование проводится по специально разработанным анкетам.

Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе.

Следовательно, степень применимости метода экстраполяции в финансовой сфере определяется степенью инерционности (или стабильности) динамики развития экономической системы. Менее инерционны финансовые показатели микроэкономики, поэтому на уровне хозяйствующих субъектов в меньшей степени применимы. Более инерционна динамика развития финансовых индикаторов на уровне макроэкономики, и в этих условиях применимость метода экстраполяции возрастает. Для прогнозирования системы финансовых показателей метод экстраполяции, как правило, применяется в комплексном сочетании с другими методами.

Методы экономико-математического моделирования бази руют- ся на построении моделей, которые с определенной степень вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).

В теории и практике финансовой деятельности все большее значение приобретают методы расчета, объединенные под общим названием «финансовая математика», или высшие финансовые вычисления, или финансовые и коммерческие расчеты.

Методы финансовой математики основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Очевидно, что 10 000 руб., полученные через пять лет, не равноценны этой сумме, поступившей сегодня, даже если не принимать во внимание инфляцию и риск их неполучения. Известен афоризм «Время — деньги». Неравноценность двух одинаковых по абсолютной величине сумм связана с тем, что имеющиеся сегодня деньги теоретически могут быть инвестированы и принести доход в будущем. Методы финансовой математики широко применяются в банковском и сберегательном деле, страховании, работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж, во внешнеэкономических отношениях.

Функция прогнозирования

Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз — это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) — основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования — формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Система плановых показателей носит приказной характер и должна соответствовать требованиям управления, необходимости принятия обязательных адресных решений, тогда как прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.

План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия. Директивный характер планирования предполагает его адресность, тогда как прогнозирование, как уже отмечалось, может не соответствовать сложившейся организационной структуре экономики предприятия и не иметь конкретного административного адреса. Кроме того, план отличается от прогноза значительно большей детерминированностью. Сама природа планирования направлена на преодоление существующего вероятностного характера развития экономики. Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план — это уже выработанный директивный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является вариантным (альтернативным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

Таким образом, являясь авангардной частью системы планирования, прогнозирование выполняет в данной системе специфические функции вероятностного, вариантного (альтернативного) предвидения будущего на основе конкретного раскрытия объективных закономерностей экономического и технического развития как на самом предприятии, так и за его пределами.

Диапазон прогнозирования

Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог стать основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, в том числе:

  • анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения;
  • основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;
  • наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;
  • ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рынках;
  • ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и се рыночную цену;
  • мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции:
  • потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;
  • выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;
  • оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования.

Генетическое и целевое прогнозирование

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.

В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных, задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полных данных для определения политики предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Согласование двух методов предпланового прогнозирования: генетического и целевого

Рис. 2. Долгосрочный (помесячный) прогноз инфляции в России в июле соответствующего года: по расчетам, выполненным в ноябре — декабре 1991 г.

Рис. 3. Краткосрочный (помесячный) прогноз инфляции в России в июле соответствующего года: по расчетам, выполненным в начале каждого года

Прогнозирование жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара (рис. 4) состоит из следующих четырех этапов: 1) выведение товара на рынок; 2) рост объема производства и продаж; 3) зрелость и насыщение рынка; 4) упадок — снижение и прекращение спроса на данный товар.

Этап выведения товара на рынок начинается с момента поступления его в продажу. Он требует приложения усилий и часто ведет к временным потерям за счет первоначально невосполняемых затрат. Этот период может продолжаться от 2-3 месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и новизны товара.

В частности, розничная цена домашних холодильников, которые в 1950-х гг. впервые в СССР начал производить Московский автозавод им. И.А.Лихачева, в течение примерно четырех лет была в 1,2- 1,7 раза ниже их заводской себестоимости. Цветные телевизоры Львовского телевизионного завода, заводская себестоимость которых в начальный период составляла 2400-2500 руб., продавались по 1200, а затем по 800 руб. Лишь после полного освоения рынка и проектной мощности производства дополнительные потери были восполнены. Можно привести множество подобных примеров.

Медленный рост доходности новых изделий объясняется наличием следующих обстоятельств:

  • задержки освоения новых производственных мощностей;
  • временные неустраненные технические недостатки изделия и технологии;
  • задержки продвижения товара до потребителей;
  • неэффективность рекламы, консерватизм покупателей и нежелание их отказываться от привычных видов товара.

Рис. 4. Объем производства, расходы и прибыль по периодам жизненного цикла товара

На этом этапе предприятие-изготовитель либо несет убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие недостаточного объема продаж и высоких расходов по организации производства товара и стимулированию его сбыта.

Этап роста наступает после полного освоения производства нового изделия поставщиком и потребителем. В этот период спрос и объем производства увеличиваются, снижается себестоимость продукции. возрастает прибыль поставщика.

Этап зрелости отражает насыщение рынка товарами данного ассортимента. Предложение соответствует спросу или даже превышает его. Появляются новые виды изделий, которые, временно не занимая сколько-нибудь заметного места на рынке, вместе с тем наращивают потенциал и сигнализируют о необходимости прекращения производства устаревающих товаров в ближайшем будущем.

Этап упадка характеризуется снижением спроса. Потребители отдают предпочтение другим, новым видам продукции. Предприятия, не успевшие перестроить производство, разоряются или несут огромные убытки (рис. 5), которые вынуждены покрывать за счет прибыли от производства другой продукции. Начинается жизненный цикл новых товаров вместо уходящих с рынка — старых.

Прогноз — условие снижения рисков предприятия

Степень риска определяется величиной потерь средств и времени, неизбежных из-за ошибок на стадии подготовки и принятия недостаточно обоснованных решений как при задержке выхода на рынок с новыми изделиями, так и в случае освоения не нашедших спроса новых товаров. Эти потери — следствие слабости и недостоверности данных прогноза и маркетинга, не в полной мере отражающих потенциал предприятия и конъюнктуру рынка.

Рис. 5. Периоды освоения, выпуска и ухода товара с рынка: период 1 — освоение и начало выпуска нового изделия; период 2 — достижение максимального объема выпуска нового изделия и получение максимального дохода; период 3 — резкое снижение доходности изделия, снижение объема его выпуска; период 4 — прекращение выпуска изделия (уход с рынка)

Конъюнктуру рынка определяет спрос на реализуемые товары. Скорость и амплитуда колебаний рыночной конъюнктуры в значительной степени зависят от соотношения спроса и предложения на изделия, а также от степени разнообразия этих изделий и покупательной способности потребителей товара. Чем меньше спрос отстает от предложения и беднее ассортимент товаров, тем стабильнее конъюнктура рынка, но одновременно тем в меньшей степени соблюдаются интересы потребителя. Наиболее резкие колебания конъюнктуры наблюдаются на рынках товаров массового потребления (одежды, обуви, украшений и др.). менее резкие — на рынках товаров производственного назначения (сырья, материалов, машин, приборов); однако вследствие роста масштабов возможных потерь степень риска здесь не меньше, а иногда в несколько раз выше, чем на рынках товаров массового потребления. Поэтому прогнозные исследования имеют одинаковую степень значимости для предприятий любого профиля.

Методы прогнозирования

Наиболее известными и распространенными методами прогнозирования являются следующие:

  • экспертные оценки, основу которых составляют упорядоченные мнения высококвалифицированных специалистов-экспертов;
  • экстраполяция, или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования и распространения прошлых тенденций на будущее;
  • методы моделирования, т.е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображающей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

Экспертные методы прогнозирования разделяются на методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью, методы комиссии (коллективного обсуждения), в том числе методы «мозговой атаки» («мозгового штурма»), и методы коллективной экспертной оценки — экспертизы. Эти методы в той или иной модификации позволяют анализировать большое количество суждений и различного рода оценок, высказанных группой экспертов. Экспертные методы, вследствие их относительной простоты и мобильности, в настоящее время представляют собой наиболее распространенные методы, и на их основе составляется подавляющее большинство прогнозов. Определяющими факторами успеха применения экспертных методов являются подбор и формирование экспертных групп, обеспечение независимости суждений экспертов, составление четких и продуманных опросных анкет, исключающих двусмысленность выводов эксперта и обеспечивающих получение однозначных количественных оценок, необходимых для последующей статистической обработки. В случаях значительного расхождения оценок экспертов для повышения согласованности их мнений или выявления причин расхождений проводится несколько туров экспертизы с заменой экспертов и корректировкой опросных анкет.

Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее. Данный метод основан на предположении сходства условий производства и спроса прошлого, настоящего и будущего, так как тенденции будущего зарождаются в прошлом. Наиболее простыми являются методы экстраполяции тенденций, когда имеющиеся численные значения, характеризующие прошлые состояния объекта, усредняются или модифицируются путем подбора некоторой, в простейшем случае линейной зависимости, которая затем экстраполируется на период прогнозирования.

Методы моделирования — наиболее сложный способ прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экстраполяционными, и с экспертными методами.

В самом общем виде задачу одноцелевого прогноза состояния фирмы в будущем, через / лет, можно представить как функцию (F) поочередного описания модели допустимых будущих значений переменных параметров ее деятельности (В):

где x — переменные прогнозируемого параметра, рассматриваемые как управляемые: у — переменные параметра, рассматриваемые как условия; z — начальное значение прогнозируемого параметра деятельности предприятия, принятое за базу.

Поочередно описывая такие важнейшие параметры предприятия, как уставный капитал, годовой оборот, выпуск отдельных видов продукции и ее себестоимость, годовая сумма прибыли, производительность труда, можно в итоге дать полный прогноз состояния предприятия. в котором оно может оказаться через / прогнозируемых лет. При этом к переменным, рассматриваемым как управляемые, можно, например, отнести инвестиции, персонал предприятия, нормативы распределения остающейся у предприятия прибыли, освоение оправдавшей себя новой техники. Неуправляемые переменные, рассматриваемые как условные, — это состояние рынка, политика правительства, налоги, колебания природно-климатических условий и др.

Прогнозы разрабатываются не только в целом по предприятию, но и по отдельным объектам (цехам, филиалам, изделиям и технологиям). Как правило, прогнозы предшествуют инвестициям, когда ставится задача расширения и увеличения масштабов производства, освоения выпуска новых изделий, применения новых дорогостоящих технологий. При этом методы могут быть различными. Применяются методы сценария — деловой игры, когда с помощью имитационных моделей рассматриваются возможные перспективы развития сложных явлений с многочисленными взаимосвязями с целью формирования общего взгляда на совокупность проблем, событий и процессов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке (базе) данных. Составление прогноза — не разовая задача, необходимо непрерывно накапливать и анализировать информацию об объекте прогнозирования и систематически корректировать прогнозы. Прогнозирование, особенно долгосрочное, является обязательной составной частью:

  • определения целей предприятия;
  • разработки стратегии и тактики его деятельности;
  • планирования, особенно долгосрочного;
  • подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций.

Овладение принципами и методами прогнозирования — актуальная задача всех органов управления, осуществляющих планирование. Прогнозирование не дает конкретных рекомендаций, а лишь определяет возможные пути достижения поставленных целей. Однако квалифицированно составленный прогноз предостерегает предприятие от выбора ложного, нереального или пагубного, разорительного способа достижения этих целей. Данные прогноза уточняются и конкретизируются на стадии маркетинговых исследований, которые ведутся уже не в многообразных направлениях теоретически возможной деятельности предприятия в будущем, а в определенной сфере экономики и товарного продукта, установленной прогнозом.

Социокультурная ситуация развития современного общества диктует
необходимость восприятия транснациональной культуры, стимулирование творческого
потенциала личности и вовлечение ее в систему культуросозидающего творчества.
Искусство и образование в данной статье рассматриваются как оптимизирующие способы
приобщения к иному человеческому опыту, а также как своеобразная форма
коммуникации и межкультурного диалога. Становление творческой индивидуальности
является необходимым условием дальнейшего полноценного развития личности. Как
наиболее важное личностное качество, необходимое для полноценной творческой
самореализации человека, в контексте данной работы рассматривается креативность.
Креативность рассматривается как источник новых технологий, новых
индустриальных изменений в обществе, нового процветания и еще многих других благ
современной экономики. Именно поэтому в современном обществе ее ценят всё выше и
стараются поощрять и использовать при помощи различных методов и приемов.
Р. Флорида выделил такое понятие, как креативный этос. Этос здесь означает
«преобладающий дух или характер культуры». Современные тенденции в обществе
определяются уровнем креативности человечества в ее различных проявлениях.
Креативность предполагает определенные типы мышления и характера, которые
необходимо культивировать как на индивидуальном уровне, так и в культуре в целом.
Креативность как качество личности включает в себя также способность к синтезу.
Результатом данного креативного синтеза являются изобретения какого-либо устройства,
разработки теории, понимание проблемы, ведущее к ее дальнейшему решению, или
создание художественного произведения. Креативность личности предполагает не только
сильный интерес к новому, но и уверенность в своих силах, для того чтобы выступать с
новаторскими идеями и делать ошибки, не обращая внимания на критику.
Креативность по своей сути не только внутренне присуща людям, но и является тем
личностным качеством, которое в экономическом смысле отличает человека от других
видов. Тенденцией современной культуры и экономики во всем мире является то, что
хорошие новые идеи стали рассматриваться как экономический продукт, что одна
хорошая идея может использоваться бесконечно и со временем только растет в цене.
Кроме того, не только продукты и другие производные креативности, но и креативность
самой личности как таковая используется в огромном масштабе и в современном
обществе распространяется повсеместно. В последнее время появилось такое понятие, как
«интеллектуальная собственность».
В разных интерпритациях креативность выступает как:
1) следствие нейродинамической неустойчивости мозга, а также смены
притягивающих режимов функционирования, или аттракторов, игры паттернами.
Креативность, прежде всего, обусловлена тем, что человеческий мозг представляет собой
динамически сложную, открытую, неустойчивую синергетическую систему решения
проблем – то, что можно назвать творческим, дивергентным мышлением;
2) практическое использование воображения, направленного на создание и
реализацию новых идей;
3) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к
продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в
качестве независимого фактора;
4) процесс, который развивается и хранит в себе происхождение и цель;
5) способность человека быстро решать проблемные ситуации, придумывать,
творить, создавать, порождать интересные идеи, находить множество решений одной и
той же задачи;
6) умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе и привносить
что-то новое в окружающий мир;
7) потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и
действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и
неопределенности;
8) унивеpсальная хаpактеpистика всех самоактуализиpованных людей,
фундаментальнейшая хаpактеpистика человеческой пpиpоды, это потенциал, данный
каждому человеку от pождения;
9) неординарные проявления обычных процессов;
10) целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти
внимания.
11) творческое начало, изобретательность, продуктивная оригинальность
интеллекта и мышления человека, субъективная сторона творчества.
Необходимо выделить также такое понятие, как «интеллектуальный капитал»,
представляющий некий продукт управления информацией и знаниями, являющимися
нематериальными активами человека и общества.
Система гуманитарного образования здесь выступает как классическая форма
интеллектуальной среды, направленной на творческое развитие личности.
Креативная интеллектуальная среда в гуманитарном образовании предполагает:
— способность к росту и саморазвитию,
— способность создавать собственную неповторимую индивидуальность,
— подавление инородных культурных элементов, препятствующих изменениям
среды,
— саморегулирование и поддержание внутреннего баланса среды,
— приспособление к долгосрочным изменениям внешней социокультурной среды,
— способность к накоплению в письменной, устной и художественной форме
сведений об истории создания среды,
— умение экспериментировать и способность учиться и обучать.
В представленном контексте культуротворчество выступает как реализуемая на
уровне индивида и на уровне социума человеческая способность совершать культурные
акты – акты аффирмации, – то есть создавать и поддерживать бытие культурных явлений.
Деятельность человека в культуре, т. е. культуротворчество является основной
характеристикой жизнедеятельности индивида. Культуротворчество реализуется во
многих формах, важнейшие из которых развиваются со времен образования культуры,
наиболее древними из которых являются миф, религия, искусство и мораль.
Образование, которое направлено на развитие творчества обучающихся,
предусматривает прежде всего:
. открытость всей системы;
. гибкость организации;
. общее творческое поведение педагогов;
. более открытый подход к преподаванию и инструктированию;
. гибкое применение использующих дивергентное мышление творческих
заданий, связанных с учебными темами и включающих арт-терапевтические элементы;
. тщательное наблюдение и оценку творческого поведения каждой личности в
рамках поощрительно-диагностического подхода;
. планирование и реализацию больших, длительных междисциплинарных
проектов, в которых все участники смогут идентифицироваться со своей будущей
профессией, принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым
результатам, значимым для жизни каждого человека, участвующего в проекте.
Р. Флорида в своей книге «Креативный класс: люди которые меняют будущее»
(2007) утверждает, что активный, основанный на индивидуальном опыте образ жизни
распространяется и начинает доминировать в обществе параллельно развитию структур и
институтов экономики. Креативный образ жизни, то есть стремление превратить жизнь в
череду различных опытов, стал непосредственной реакцией на эту проблему в условиях
роста экономической потребности в творчестве. Флорида привел пример роста
креативной экономики в США. Креативный класс, прежде всего, состоит из людей,
производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. По
результатам исследований Р. Флориды, число людей, которые работают в области
культуры и художественного творчества, резко увеличилось за последние сто лет,
особенно после 1950 года. В 1900 году профессиональных художников, писателей и
актеров было примерно 200 000 человек, в 1950 году – уже 525 000, а в 1999 году – 2,5
млн., т. е. после 1950 года их рост составил более 375 % (стр.61). Та же ситуация
существует и в научной сфере. По мнению Р. Флориды, в международном сообществе
Россия внесла большой вклад в развитие креативного класса во всем мире. От литературы
до космонавтики русская творческая фантазия помогла определить исследовательский дух
ХХ века. Многие выходцы из России также служили движущей силой креативности и
экономического развития за ее пределами.
Когда человек больше основывается на своем личном опыте, то, по мнению
К. Роджерса, его поведение становится более креативным, причем эта креативность с
высокой степенью вероятности имеет конструктивную природу. Открытость опыту в
данном контексте предполагает отсутствие ригидности и проницаемость границ между
концепциями, мнениями, представлениями и гипотезами, а также способность получать
большой объем противоречивой информации без попытки «закрыть» ситуацию. Прежний
конформистский образ жизни сменяется более творческим, для которого становится
характерным более свободное и активное участие в многочисленных видах деятельности
и поиск новых стимулов. Новый образ жизни дополняет принципы, которых креативный
класс придерживается в работе, и обеспечивает основу их существования.
Методологическими основаниями креативного развития личности в рамках
представленного подхода являются: 1) представление об интегративном характере
творчества в неразрывности эмоционального, интеллектуального и личностного начала; 2)
выделение творчества как культурно-исторического и социокультурного явления; 3)
выделение эстетической и художественной культуры как важнейших составляющих
креативной личности; 4) представление о креативности как свойстве личности, имеющем
интегративный, комплексный характер и способном к развитию, на которое оказывает
влияние система внутренних и внешних психологических факторов в их взаимосвязи.
Исходя из данных оснований выделены следующие концептуальные положения:
1) креативность рассматривается, во-первых, как универсальная
личностная характеристика, во-вторых – как способность адаптивно реагировать в новых
условиях, в-третьих – как процесс, направленный на актуализацию интеллектуальной и
творческой деятельности человека;
2) креативность может быть разделена на специфические виды: общую и
социально-коммуникативную; вербальную и невербальную; внешнюю и внутреннюю, где
тип креативности личности в рамках кросскультурной теории определяется типом
культуры, в которой существует человек;
3) креативность как процесс, личностное качество и способность
сопровождает только социальное творчество и может существовать только в рамках
определенной культуры и социума;
4) Креативность как качество предполагает интеграцию навыков, мотивов и
ресурсов личности, которые создают установку на проблемность восприятия
окружающего личностью и поиск ею возможностей.
Выделяя компоненты креативности, необходимо учитывать следующие критерии:
1) личностный компонент: активность, спонтанность (импровизационность),
терпимость к неопределенности (свобода-к-новому), способность постановки и
достижения цели (самодисциплина), чувство юмора, внутренняя мотивация,
нестандартность мышления;
2) социальный компонент: способность адаптироваться в любых условиях,
высокая степень автономности (независимость суждений, способность отстаивать свое
мнение), высокая толерантность;
3) культуротворческий компонент: развитое эстетическое чувство, собственная
система ценностей, творческая индивидуальность (потенциал);
4) Ресурсы: знания, опыт и доступ к нужной информации.
Взаимосвязь культурологических, эстетических и психолого-педагогических
компонентов в креативном развитии личности можно определить в следующих
положениях:
1. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития. Развитие
креативности не определяется генетически, а имеет прямую связь с той культурой, в
которой воспитывался человек. Креативность является свойством, которое
актуализируется только в том случае, если это позволяет окружающая среда.
2. Креативность можно формировать, воздействуя на среду: среда должна
отличаться богатством информации, демократизмом, большой свободой; культурные и
семейные традиции определяют уровень развития креативности.
3. Культурологический компонент включает в себя существующие требования
культуры, нормативные образцы, отражающие сложившиеся в обществе эталоны, на
которых и концентрируется процесс инкультурации личности, а также от них зависит ее
вовлеченность в социокультурное творчество и развитие у личности мотива соответствия
идеалу, который интегрирует в себе представления о человеческом совершенстве.
4. Эстетический компонент обеспечивает степень удовлетворения духовно-
эстетических и художественно-творческих интересов и потребностей личности,
расширение познавательной деятельности путем формирования эстетического мотива
деятельности. Выявлено, что чем более удовлетворены последние, тем более высок
уровень интеллектуально-эмоционального развития личности, что, в свою очередь,
непосредственно влияет на повышение уровня креативности личности.
5. Психолого-педагогический компонент креативного развития личности
обеспечивается созданием благоприятной образовательной среды и раскрытием
индивидуально-психологических особенностей интеллектуально-эмоционального
развития личности, способствующих развитию креативности.
Особое влияние на развитие креативности личности оказывают культура и
общество:
1. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
2. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в
которой воспитывался ребенок.
3. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии
креативности может быть объяснен тем, насколько выражены новые требования и
стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
4. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем
специального обучения.
Организационными формами развития креативности в образовании могут являться:
. творческие рабочие и учебные группы,
. временные творческие коллективы,
. научно-методические объединения,
. творческие мастерские,
. научно-практические и методические конференции,
. творческие фестивали и конкурсы,
. выставки,
. информационные центры,
. научно-практические и учебно-методические центры,
. исследовательские экспедиции,
. олимпиады,
. социальные сети.
К организационным условиям развтия креативности относятся:
. подготовка учащихся и специалистов к инновационной деятельности,
. разработка системы мотивации и стимулирования новаторской деятельности
(авторских программ, проектов и творческих инициатив),
. наличие развивающей образовательной среды с высокой степенью
неопределенности и вариативности,
. творческая атмосфера и интеллектуальное развитие рабочих и учебных
групп как часть организационной культуры образовательного учреждения.
Опыт творческой деятельности включает в себя следующие содержательные
компоненты.
1. Конструирование и проектирование деятельности, предусматривающее: умение
проектировать содержание будущей деятельности; умение проектировать систему и
последовательность собственных действий; умение проектировать систему и
последовательность действий иных участников проектировочного процесса. Особое место
в системе специализированных технологий занимает социально-культурное
проектирование, которое можно рассматривать как мировоззренческую и
технологическую основу для целого ряда образовательных технологий социально-
культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.
Социокультурное проектирование представляет специфическую технологию,
включающую конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается
в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, а также выработке целей и
задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной
деятельности) и разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве
объекта социокультурного проектирования выступает образование, включающее в себя
две подсистемы: социум и культуру.
2. Осознание, формулирование и творческое решение неординарных задач,
включающее в себя умения: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
выразить проблему в конкретной задаче; выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный
эксперимент; ясно видеть несколько различных возможных путей и мысленно выбрать
наиболее эффективный; распределить решение на этапы в оптимальной
последовательности.
3. Опыт методологической рефлексии, интегрирующий: самоанализ, включенный в
непосредственную проектировочную деятельность личности и осуществляемый в ходе
проектировочного процесса: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка; самоанализ
ретроспективного типа, обращенный в прошлое; самоанализ прогнозирующего типа,
обращенный в будущее: самопредвидение, саморазвитие, самообязательство, самоотчет.
Важным элементом креативной среды в гуманитарном образовании является её
направленность на развитие художественного мышления, предполагающего развитие
активной творческой позиции личности учащегося; обобщенное познание окружающего
мира средствами искусства; развитие творческого восприятия, воображения и т. д.;
планомерное развитие творческих способностей личности учащихся.
К психолого-педагогическим основаниям формирования и развития
художественного мышления на разных возрастных этапах можно отнести следующие.
1. Выявлено три направления исследования художественного мышления: а)
творческие основания художественного мышления, б) основания образного мышления, в)
собственно эстетические основания художественно-творческой деятельности. Отличие
художественного мышления заключается в чувственном постижении мира, в сочетании
результатов действия познавательной и эмоциональной части мышления и воображения.
2. Художественное мышление рассмотривается как психическая деятельность,
направленная на осмысление и создание художественных образов и оперирование ими в
процессе решения художественно-творческих задач. Можно сказать, что художественное
мышление основывается на установке и воле личности. Объектами художественного
мышления, соответственно, выступают художественные: задача, тема, идея, замысел,
образ.
3. Художественный образ в структуре художественного мышления представляет
собой элемент деятельности, отвечающий уровню мыслительного этапа познания
личности, а также как форма отражения, способная не только воспроизводить внешние
свойства явления, но и обобщать и сущностно постигать действительность. Необходимо
подчеркнуть, что создание художественного образа обеспечивается специальным
механизмом, в котором обобщенные образы-представления направлены на
видоизменение, преобразование уже имеющихся в арсенале личности образов и создание
новых образов, которые отличаются от исходных. Также художественный образ
опредмечивает художественное мышление личности и является основной формой его
существования.
4. Структурный подход позволяет определить особенности художественного
мышления (ассоциативность, метафоричность и парадоксальность) и художественные
операции (трансформация, персеверация, реинтеграция и мультипликация), которые
обеспечивают эстетическое и художественно-образное познание мира.
5. Также необходимо заметить, что в рамках функционального подхода
включенность всех психических процессов личности в конструирование художественного
образа определяется межфункциональными связями, обусловленными созданием и
оперированием этим образом.
6. Кроме того, участвуя в художественном процессе отображения картины мира,
воображение как комбинационно-ассоциативный процесс, а также образная память и
интуиция являются связующим звеном от восприятия как функционирующего
аналитического и эмоционального процесса к художественному мышлению как
специфическому аналитико-синтетическому и обобщающему процессу создания
художественного образа.
7. В рамках субъектно-деятельностного подхода можно выделить художественную
деятельность как особый вид деятельности, направленный на художественное освоение
действительности, в основном, через художественное мышление.
8. В рамках представленных оснований необходимо также заметить, что на разных
возрастных этапах меняется представление о сущности художественного мышления: а) в
процессе освоения художественной деятельности; б) в процессе смены ведущих типов
мышления.
9. В подростковом возрасте можно выделить сочетание чувственного и
рационального содержания при воспроизведении и восприятии художественных образов,
что обеспечивает целостность восприятия художественного образа. Происходит переход
от детского творчества к подростковому, что при слабом уровне владения средствами
художественной выразительности сопровождается снижением творческой активности.
Установлено, что полноценное освоение художественно-эстетического компонента
образования позволяет гармонизировать данный аспект развития художественного
мышления у подростков.
8. В юношеском возрасте, так как мышление приобретает личностный
эмоциональный характер (что связано с обобщением представлений о своей
индивидуальности), возрастает активность художественного мышления, которая при
соответствующей поддержке образовательных программ художественного профиля
формирует предпосылки для дальнейшего профессионального самоопределения личности
в художественно-творческой деятельности.
Не менее важным компонентом развития креативной и интеллектуальной среды
является развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры личности.
Эмоциональная культура предполагает, прежде всего, эмоциональную грамотность и
эмоциональную компетентность личности.
Высокий уровень эмоциональной культуры личности обеспечивается целостным
формированием и развитием многих компонентов, таких как: социокультурный,
поведенческий, эмоциональный, мотивационный, этический или нравственный,
находящие свое выражение в структурных элементах личности, которые предполагают:
1) опору на собственные нравственные принципы личности при выборе эмоций; 2)
соответствие эмоций человека требованиям, предъявляемым им по отношению к себе; 3)
соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям личности; 4)
соответствие эмоциональной реакции личности социокультурным нормам; 5)
осознанность человеком эмоционального реагирования.
Также необходимо выделить эмоциональный интеллект, представляющий систему
качеств личности, которая необходима для развития креативности личности, а также
креативной и интеллектуальной среды в целом, Эмоциональный интеллект включает:
понимание личностью своих эмоций, знания, умения и навыки контролировать свои
эмоции, способность к самомотивации, умение распознавать чужие эмоциональные
реакции и состояния, и, в итоге, гармонично выстраивать отношения с окружающими
людьми.
Согласно представлениям Сэловея и Мейера, эмоциональный интеллект личности
представляет соединение навыков как точность оценки и выражения эмоций,
использование эмоций в мыслительной деятельности и понимание эмоций.
Расширение круга эмоциогенных ситуаций, в которых личность комфортно
существует, способствует общекультурному, интеллектуальному и творческому
развитию личности. Замечено, что чем выше культурный уровень человека, тем большую
сдержанность в проявлении эмоций наблюдают окружающие в общении с ним. И
наоборот, неуправляемые и бурные вспышки эмоций, или аффекты, связаны, как правило,
с ограниченностью сфер проявления эмоций личности, что чаще всего характерно для
людей, обладающих низким уровнем общей культуры. Учитывая вышесказанное, мы
приходим к выводу, что искусство играет важную роль в формировании и регуляции
человеческой эмоциональности. Обогащая свой внутренний мир эстетическими
переживаниями, человек утрачивает зависимость от неуправляемых и всепоглощающих
эмоций, связанных с его прагматическими интересами.
Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать
о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок,
движений, то есть языком несловесного общения, личность получает новый опыт,
который может внести в свою жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Эстетическая и художественная культура являются, в контексте данной работы,
важнейшими составляющими целостной и гармоничной личности. От их наличия и
степени развития в человеке зависит его интеллектуальный уровень развития,
интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности,
коммуникативное отношение к миру и другим людям. Внутренним механизмом
эстетической культуры личности выступает функционирование эстетического сознания
личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к
разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса,
идеала, взгляда, суждения. Кроме того, искусство всегда отражает и определяет некий
стандарт личности, принятый в определенной культуре.
Основными механизмами креативного развития личности учащихся в творческой
деятельности здесь выделяются: 1) регулярное получение опыта художественно-
творческой деятельности; 2) активизация поиска новых идей; 3) получение опыта
самостоятельного накопления сведений и способов о художественно-творческой
деятельности; 4) отказ личности от опыта репродуктивных действий в освоении
художественной деятельности; 5) установка на проблемность восприятия окружающего
мира; 6) отсутствие образца регламентированного поведения в художественно-творческой
деятельности; 7) социальное подкрепление творческого поведения учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная М.С., Бутов А.Ю., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Криницына А.В., Лиханова
Е.Н. Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественной деятельности.
Монография для работников системы профессионального образования// Общ. ред. Бережная М.С. – М.:
ИХО РАО, Бережная М.С., 2013
2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., Классика-ХХI, 2011.
3. Школяр Л. В. Художественное образование в России: проблемы и
перспективы/Л. В. Школяр // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. – М.:
ИХО РАО, 2007.