Департамент управления программами и конкурсных процедур минобрнауки

Также следствие ходатайствует об аресте руководителя департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки Михаила Попова

Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве ходатайствует об аресте заместителя министра науки и высшего образования Марины Лукашевич, обвиняемой в хищениях на сумму 40 млн рублей. Об этом Business FM сообщила пресс-секретарь Тверского суда столицы Ольга Бондарева.

«Следствие ходатайствует об аресте Марины Лукашевич, а также бывшего руководителя департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки Михаила Попова», — сказала представитель суда.

По ее словам, оба находятся в статусе подозреваемых. Им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). «В настоящее время суд рассматривает ходатайство о возможности заключения Лукашевич и Попова под стражу», — сказала Бондарева.

По данным МВД, в 2016 году руководитель коммерческой организации, получив бюджетные денежные средства, заключила ряд договоров с подконтрольными индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в интересах Министерства образования и науки Российской Федерации, при этом не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме. Затем заказчику были представлены результаты выполненных работ, заведомо не соответствующие условиям договоров. Приемку осуществлял сообщник подозреваемой, занимавший руководящую должность в ведомстве. Таким образом, министерству был причинен ущерб в размере более 40 млн рублей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Раздел I.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА Следующая информация и данные для конкретного конкурса на подлежащие закупке работы изменяют и/или дополняют положения Раздела I.2. Общие условия проведения конкурсов. При возникновении противоречия положения настоящего документа имеют приоритет над положениями Раздела I.2. Общие условия проведения конкурса. Ссылка на пункт Раздела I.2. Общие условия проведения конкурсов Пункт 1.1 Законодательное регулирование В дополнение к указанным нормативным актам Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации руководствуется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694 «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Пункт 1.2.1 Наименование Заказчика Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Адрес организатора конкурса: 121069, Москва, Трубниковский пер., д. 19. Контактные лица: Буртоликова Екатерина Евгеньевна, тел. (495) 248-84-51; Ощепкова Ольга Сергеевна, тел. (495) 248-86-12. Веб-сайт Министерства (WWW.ECONOMY.GOV.RU). Пункт 1.2.2 Наименование специализированной организации Не назначена Пункт 1.3.1 Вид и предмет конкурса Открытый конкурс на выбор инвестиционного консультанта в соответствии со статьей VI Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694 «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на предоставление услуг по оценке инвестиционных проектов по следующим направлениям (лотам): Лот N 1. Оценка инвестиционных проектов в сфере комплексного содействия социально-экономическому развитию Российской Федерации через реализацию инвестиционных проектов Лот N 2. Оценка инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры, в том числе транспортной, инновационной, институциональной, социальной Лот N 3. Оценка инвестиционных проектов по стимулированию экономических и социальных преобразований с целью создания условий для устойчивого экономического роста. Пункт 1.3.2 Период выполнения услуг Планируемая дата начала: февраль 2007 г. Планируемая дата окончания: декабрь 2007 г. Пункт 1.4.1 Начальная цена контракта Начальная цена контракта составляет: Лот N 1 70 млн. руб., включая НДС; Лот N 2 70 млн. руб., включая НДС; Лот N 3 70 млн. руб., включая НДС. Пункт 1.5.1, Источник финансирования и порядок оплаты 1.5.2. Работы финансируются за счет федерального бюджета. Заказчик будет иметь средства в пределах, предусмотренных Федеральным бюджетом, с учетом их фактического поступления. Оплата производится в порядке, предусмотренном в проекте государственного контракта и приведенном в Разделе II настоящей конкурсной документации. Пункт 1.6.3 Дополнительные требования, установленные Заказчиком, уполномоченным органом 1.6.3.1. Обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного контракта Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности. 1.6.3.2. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об Участниках размещения заказа. 1.6.3.3. Участник размещения заказа должен работать в течение последних 5 лет в качестве консультанта (организатора выпусков ценных бумаг, андеррайтера, консультанта в сделках по слиянию и поглощению) по реализации инвестиционных проектов (включая выпуск ценных бумаг), общая сумма которых составляет более 10 млрд. долларов США. 1.6.3.4. Участник размещения заказа должен иметь опыт работы на российском рынке не менее чем 5 лет. 1.6.3.5. Участник размещения заказа в течение последних 2 лет должен иметь рейтинг не более чем на 3 уровня ниже рейтинга высшего уровня одного из таких международных рейтинговых агентств, как «Стандард энд Пурз», «Мудис Инвестор Сервис» и «Фитч Рейтингс». 1.6.3.6. Участник размещения заказа должен отвечать требованию независимости, то есть инвестиционный консультант не должен быть аффилированным лицом существующего и (или) будущего инвестора инвестиционного проекта. Пункт 1.7.2 Привлечение субподрядных организаций Участник размещения заказа вправе для выполнения работ по предмету конкурса привлекать субподрядные организации. В случае привлечения субподрядных организаций на выполнение работ по предмету конкурса, объем которых превышает 10% от стоимости Государственного контракта, Участник размещения заказа должен дополнительно предоставить следующую информацию о субподрядчиках, подготовленную по форме, представленной в Разделе I.4 (Анкета Участника размещения заказа) настоящей конкурсной документации: 1. фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; 2. процентное соотношение передаваемых субподрядчикам работ от полного объема работ; 3. сведения о наличии лицензии субподрядчиков на выполнение работ по предмету конкурса (с приложением ее копии) ; а также приложить оригинал предварительного договора с каждым субподрядчиком, заключенного в соответствии со статьей 429 ГК РФ. Пункт 3.1.1 Форма заявки на участие в конкурсе Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте. Пункт 3.3.1 Документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе Участник размещения заказа должен приложить также копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям пп. 1.6.3, приведенных выше. Пункт 3.4.2 Требования к предложениям о цене контракта Цена контракта и единичные цены, представленные Участником размещения заказа, являются фиксированными и не подлежат корректировке в ходе выполнения государственного контракта. Пункт 3.5.1 Требования к описанию выполняемых работ Участник размещения заказа должен представить в составе заявки: описание методологии; план-график работ; описание организации работ, состав группы экспертов и их функциональные обязанности; резюме на каждого представляемого эксперта; дополнительные материалы в соответствии с требованиями конкурсной документации. Пункт 3.6.5 Требования к оформлению заявок на участие в конкурсе Участник размещения заказа представляет 1 (один) оригинальный экземпляр и 2 (две) копии заявки на участие в конкурсе. Пункт 4.1.1 и Срок и место получения заявок на участие в конкурсе 4.1.2 Конкурсные заявки должны быть в запечатанном конверте отправлены почтой (или доставлены нарочным) по адресу: 125993, Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 1, 3, до «__» января 2007 г. до 15 часов, а по истечении указанного срока — до начала вскрытия заявок по адресу: 121069, Москва, Трубниковский пер., д. 19. Место и время вскрытия заявок: 121069, Москва, Трубниковский пер., д. 19, «__» января 2007 г., 11 часов. Пункт 4.6.1 Размер обеспечения заявок на участие в конкурсе Обеспечение заявки на участие в конкурсе не установлено. Пункт 5.1.1 Дата и место вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 11:00 часов (Московское время) «__» января 2007 г. Заявки на участие в конкурсе будут вскрываться по адресу: Москва, Трубниковский переулок, д. 19, каб. 431. Пункт 5.4.3 Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка конкурсных заявок проводится на основании следующих критериев: ┌─────────────────────────────────────┬───────────┐ │ Критерий │ Вес, p │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │1. Качественные характеристики услуг │0.40 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │ Предлагаемая методология и степень │ │ │ ее соответствия техническому │ │ │ заданию │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │ Организационная схема работы │ │ │ персонала │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │ Знание местных условий Российской │ │ │ Федерации, в том числе в случае │ │ │ необходимости региональных аспектов│ │ │ темы │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │ Соответствие предлагаемого │ │ │ персонала тематике исследований и │ │ │ требованиям технического задания │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │2. Сроки оказания услуг │0.10 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────┤ │3. Цена контракта │0.50 │ └─────────────────────────────────────┴───────────┘ По каждому из этих критериев, за исключением «Цены контракта», присваиваются балльные оценки от 1 до 5 k — a , где k — порядковый номер конкурсной заявки, i i — порядковый номер критерия. В итоге каждая конкурсная заявка получает суммарную оценку, выраженную в баллах, по следующей формуле: N k T = SUM p a , k i=1 i i где: N — общее количество критериев, p — вес i-го критерия, причем i N SUM p = 1. i=1 i Балльная оценка по критерию «Цена контракта» проводится в соответствии со следующей формулой: C k min a = 5 x —-, N C k где: C — минимальная цена среди конкурсных заявок, min которые до этого не были отклонены; C — цена k-й конкурсной заявки. k В соответствии с полученными оценками T Заказчик k проводит ранжирование конкурсных заявок. Конкурсная заявка, получившая максимальную оценку, считается предложившей Заказчику лучшие условия исполнения контракта. Пункт 7.1.1 Срок заключения контракта Государственный контракт между победителем конкурса и Заказчиком должен быть подписан в течение 15 дней со дня подписания протокола оценок сопоставления заявок на участие в конкурсе. Пункт 7.2.1 Размер обеспечения исполнения обязательств по контракту Обеспечение исполнения обязательств по контракту не установлено.

Онлайн-интервью с заместителем руководителя департамента правового регулирования экономической деятельности Финуниверситета при Правительстве РФ, доцентом, преподавателем предпринимательского права О.Н. Васильевой

Почему студентам стоит выбрать профиль «гражданское и предпринимательское право», в чем его преимущества и перспективы. Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, доцентом, преподавателем предпринимательского права Оксаной Николаевной Васильевой.

КонсультантПлюс: Расскажите, по вашему опыту, как студенты осознают, что их профиль — гражданское и предпринимательское право? Вы помогаете студентам в выборе, в чем эта помощь заключается?

Васильева О.Н.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации реализует направление подготовки «Юриспруденция» на основании собственных образовательных стандартов, в соответствии с которым профиль (направленность) подготовки — совокупность основных типичных черт профессии юрист, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание. Структура и содержание профильной подготовки формируется Финансовым университетом департаментом правового регулирования экономической деятельности с учетом рекомендаций экспертных мнений работодателей, а также служащих государственных органов.

Студенты юридического факультета Финансового университета осуществляют выбор профиля на втором курсе. Руководители профиля проводят встречи со студентами, рассказывают им о дисциплинах профиля, о его особенностях, преимуществах и перспективах трудоустройства. Обучение по профилю начинается в соответствии с утвержденным учебным планом на третьем курсе.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, чем должны руководствоваться студенты при выборе профиля? На что обращать внимание в первую очередь: на свой интерес к конкретной области права, ее популярность или перспективность?

Васильева О.Н.: Первоначально студентам необходимо руководствоваться своими интересами в сфере правовой науки. От выбора профиля зависит, насколько интересно будет учиться и в какой сфере в будущем предстоит работать.

Профиль «Гражданское и предпринимательское право» является самым популярным и наиболее перспективным в смысле трудоустройства. Более 60 процентов студентов выбирают данный профиль. Набор компетенций, полученных во время обучения, пользуется спросом у абсолютного большинства работодателей. Студентов, окончивших профиль «Гражданское и предпринимательское право», охотнее берут на государственную службу, в корпорации и финансовые организации на руководящие должности, как правило, быстрее повышают. Если после окончания университета студент решил заняться предпринимательской деятельностью, открыть свой бизнес, то юридическое образование по данному профилю ему просто необходимо.

КонсультантПлюс: Бывали ли случаи, когда студенты, выбирая в качестве своего направления гражданское право, признавали, что совершили ошибку?

Васильева О.Н.: За 20 лет работы в качестве преподавателя могу вспомнить несколько случаев. Как правило, это связано с тем, что студенты посредственно учились, с трудом усваивали объемный материал и регулярно изменяющееся законодательство. В ряде случаев это было связано с трудоустройством в правоохранительные органы или в инспекцию федеральной налоговой службы, что требовало смены профиля (специализации).

КонсультантПлюс: Что обычно происходит после того, как студент принимает решение специализироваться в гражданском праве? Что предполагает этот выбор — углубленное изучение каких-то дисциплин, написание дипломной работы или выполнение еще каких-либо работ?

Васильева О.Н.: Выбор профессии является важным этапом жизни каждого студента, поэтому очень важно правильно определить профиль будущей профессии. Если студент принимает решение учиться по профилю «Гражданское и предпринимательское право», то, следовательно, он планирует работать в таких сферах как юридическое сопровождение деятельности корпорации, адвокатура, нотариат и др. Профиль «Гражданское и предпринимательское право» предполагает углубленное изучение таких дисциплин как инвестиционное право, правовое регулирование рынка недвижимости, право интеллектуальной собственности, корпоративное право, банковское право, семейное право, наследственное право, правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Как мы видим, перечисленные дисциплины очень многообразны. Они позволяют получить исчерпывающие знания в сфере гражданского и предпринимательского права.

КонсультантПлюс: Что дает студенту данный выбор в будущем? Влияет ли выбор этого профиля на его последующее трудоустройство?

Васильева О.Н.: Пройдя обучение, молодые специалисты смогут работать в сфере экономики и предпринимательства в различных корпорациях, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в качестве судей, а также в качестве нотариусов или адвокатов.

КонсультантПлюс: Специалист этого направления по-прежнему считается наиболее востребованным на рынке труда? Как вы думаете, почему? По вашим ощущениям, нет ли сегодня переизбытка или, напротив, недостатка в данных специалистах?

Васильева О.Н.: Да, конечно, юристы — очень востребованная профессия на рынке труда. Профиль «Гражданское и предпринимательское право» самый широкий, поэтому студенты, окончившие Финансовый университет и получившие диплом по направлению «Юриспруденция», могут найти себя во многих сферах. В крупных городах переизбытка таких специалистов точно нет, можно отметить даже недостаток. Подтвердит мои слова то, что ко мне часто обращаются работодатели, с которыми сотрудничает департамент правового регулирования экономической деятельности Финансового университета. Так, например, недавно представитель крупной компании попросил помочь в поиске сотрудников из числа выпускников нашего университета.

КонсультантПлюс: Кто, по вашим наблюдениям, чаще всего выбирает гражданское и предпринимательское право в качестве профиля?

Васильева О.Н.: Чаще всего профиль «Гражданское и предпринимательское право» выбирают студенты, которые связывают свое будущее с бизнесом, а также с работой в корпорациях и на должностях государственной службы, где требуются данные знания при принятии управленческих решений.

КонсультантПлюс: Много ли студентов сегодня выбирают профиль «Гражданское и предпринимательское право»?

Васильева О.Н.: Как показывает практика, данный профиль является наиболее востребованным.

КонсультантПлюс: Есть ли у вас данные, сколько выпускников данного профиля работают в сфере гражданского и предпринимательского права? Возможно, кто-то из них сумел найти себя в каких-то других сферах, если да, то в каких? Можете назвать наиболее известных ваших выпускников, кем вы особенно гордитесь?

Васильева О.Н.: Согласно данным репрезентативного опроса наших выпускников последних 5 лет трудоустройство по профилю составляет 93%. Оставшиеся 7% связали свою трудовую деятельность с государственной гражданской службой.

Мы гордимся каждым из наших выпускников, многие из них занимают высокие должности как в компаниях и государственных корпорациях, так и на госслужбе .

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие черты характера должны быть у специалиста, выбравшего гражданское и предпринимательское право в качестве своего профиля? Кому ни в коем случае нельзя работать юристом?

Васильева О.Н.: Прежде всего, это компетентность, высокий интеллект, сдержанность, терпеливость, усидчивость, вдумчивость, умение логически мыслить, принимать верные решения и нести за них ответственность. Для того чтобы выпускник стал востребованным на рынке труда и успешно мог конкурировать с другими, ему необходимо иметь мотивированный интерес к профессии юриста, стремиться к постоянному совершенствованию в сфере права, стремиться быть успешным и здраво оценивать свой профессионализм.

Юристом не может работать непрофессионал, вспыльчивый и безынициативный человек.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Как вы думаете, нужно ли юристу гражданского права знать справочные правовые системы? Рекомендуете ли вы студентам осваивать КонсультантПлюс?

Васильева О.Н.: Многие преподаватели (особенно люди в возрасте) довольно критично относятся к использованию новых технологий. Не хотят ничего менять, не считают нужным тратить время и силы на их освоение и, главное, не видят необходимости в их применении. Я же, наоборот, считаю, что в современном обществе невозможно работать со студентами без применения информационных технологий, так как это позволяет сделать занятия интерактивными и способствует развитию информационной грамотности.

Я всегда рекомендую студентам использовать справочную правовую систему КонсультантПлюс при подготовке к семинарским занятиям и зачетной экзаменационной сессии, при решении практико-ориентированных заданий и кейсов на практических занятиях по своей дисциплине.

КонсультантПлюс: Что бы вы посоветовали вашим студентам и студентам других вузов, остановившим свой выбор на профиле «Гражданское и предпринимательское право»? К чему им готовиться, какие качества характера развивать, на кого ориентироваться в профессии, на какие дисциплины обратить внимание, чтобы в будущем стать успешным юристом в выбранной сфере?

Васильева О.Н.: Прежде всего, студентам, выбравшим профиль «Гражданское и предпринимательское право», хотелось бы посоветовать пополнять багаж знаний за счет основной и дополнительной учебной и научной литературы, а также применять полученные знания при прохождении практики.

Каждый студент должен стремиться стать успешным юристом, для этого ему необходимо быть эрудированным, обладать живым интеллектом и высокой степенью образованности.

Введение к работе

Актуальность темы. Организация финансовых взаимоотношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, отвечающая общепризнанным принципам бюджетного федерализма, требует создания эффективной системы разграничения расходных полномочий по предоставлению бюджетных услуг между органами государственной власти и местного самоуправления.

Несмотря на то, что в ходе реформ бюджетного федерализма и местного самоуправления в Российской Федерации осуществлено формирование системы разграничения расходных полномочий между публично-правовыми образованиями, ежегодное уточнение параметров указанного разграничения свидетельствует, что соотношение централизации-децентрализации таких полномочий не в полной мере обеспечивает создание исходных условий для эффективной реализации государственных и муниципальных услуг, осуществления государственных и муниципальных расходов.

При этом в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» в качестве одной из ключевых задач бюджетной политики определено обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В этой связи одной из приоритетных задач является определение, анализ и теоретическое обоснование принципов, характеризующих эффективность разграничения расходных полномочий между органами власти на разных уровнях бюджетной системы, исследование действующей системы разграничения расходных полномочий в Российской Федерации на основе этих принципов и выработка предложений по формированию указанного разграничения с учетом таких принципов.

Значение исследования возрастает в связи с завершением вышеназванных реформ, целью которых было, в том числе, формирование необходимых предпосылок для эффективного обеспечения населения государственными и муниципальными услугами, что не только требует критического осмысления сложившейся практики разграничения расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на предмет достижения указанной цели, но и разработки рекомендаций, направленных на совершенствование организации системы разграничения расходных полномочий между органами власти на разных уровнях бюджетной системы.

Все это предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Однако в этих исследованиях вопросы организации эффективной системы разграничения расходных полномочий между публично-правовыми образованиями не нашли достаточно полного отражения во взаимосвязи с теоретически обоснованными принципами их разграничения.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является обоснование научно-методических подходов к разграничению расходных полномочий между органами власти на разных уровнях бюджетной системы.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

— определить направления деятельности органов публичной власти;

— сформулировать методологические особенности разграничения расходных полномочий между органами публичной власти;

— определить и теоретически обосновать принципы разграничения расходных полномочий между органами публичной власти;

— проанализировать международный опыт разграничения расходных полномочий между органами публичной власти;

— обозначить проблемы организации системы разграничения расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

— провести оценку соответствия практики разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации определенным в диссертационном исследовании принципам их разграничения;

— разработать пути оптимизации разграничения расходных полномочий в Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования являются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Предметом исследования является система управленческих и финансовых отношений между органами государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации по поводу реализации возложенных на них расходных полномочий.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды и разработки зарубежных и отечественных экономистов в сфере разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, централизации и децентрализации указанных полномочий.

В рамках диссертационного исследования использовались Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, данные государственной статистики, исследования Всемирного банка и зарубежных институтов по вопросам, рассматриваемым в диссертационном исследовании.

При анализе предмета исследования и формулировании выводов по его результатам использовались логический, системный, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, аналитический и экспертный методы, а также методы синтеза, классификации и сравнительного анализа.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— сформулирован принцип «рациональной бюджетной децентрализации», устанавливающий требования к уровню финансовой автономии публично-правовых образований при разграничении расходных полномочий между ними;

— разработана методика оценки оснований, установленных принципами разграничения расходных полномочий, для централизации (децентрализации) расходных полномочий, позволяющая принять обоснованные решения о закреплении таких полномочий за тем или иным публично-правовым образованием;

— на базе теоретически обоснованных принципов разграничения расходных полномочий произведена оценка соответствия им практики разграничения таких полномочий в Российской Федерации, выработаны практические рекомендации по их реализации, предложены механизмы распределения ответственности за предоставление бюджетных услуг в социальной сфере;

— выработаны механизмы, позволяющие осуществлять перераспределение полномочий между публично-правовыми образованиями в целях обеспечения адаптивности системы разграничения этих полномочий к сложившимся на региональном и местном уровнях власти социально-экономическим условиям без внесения изменений в законодательство.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные выводы и предложения могут быть использованы федеральными органами государственной власти для совершенствования разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. В частности, практическое значение имеют:

1. Предложения по оптимизации разграничения расходных полномочий между органами власти на разных уровнях бюджетной системы:

— метод оценки целесообразности закрепления расходного полномочия за конкретным уровнем власти;

-механизмы осуществления местных расходных полномочий за счёт бюджетов субъектов РФ в случае изменения макроэкономической ситуации и сложившихся в публично-правовых образованиях социально-экономических условий;

— механизм разграничения расходных полномочий между органами публичной власти в РФ в социальной сфере;

— предложение о формировании механизма межрегиональных и межмуниципальных финансовых взаимоотношений.

2. Предложения по совершенствованию системы организации разграничения расходных полномочий между органами власти на разных уровнях бюджетной системы в Российской Федерации:

— формирование специального нормативного акта, закрепляющего исчерпывающий и закрытый перечень расходных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— закрепление за органами местного самоуправления расходных полномочий по реализации каждого возложенного на них вопроса местного значения;

— основания для исключения отдельных «факультативных» полномочий из состава компетенции органов государственной власти и местного самоуправления;

— рекомендации по обеспечению стабильности разграничения расходных полномочий между органами публичной власти.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты работы были изложены автором на научно-практических конференциях в 2008–2012 гг., посвященных бюджетным проблемам, семинарах-совещаниях с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации, проводимых Минфином России, использованы при проведении семинарских занятий повышения квалификации работников финансовых органов субъектов Российской Федерации, проводимых в РАНХиГС.

Основные положения и результаты научного исследования использовались в учебном процессе при чтении курсов налоговой и бюджетной политики государства, макроэкономики, денежно-кредитной политики в РАНХиГС, Финансовом университете при Правительстве РФ, Московском налоговом институте и др.

Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, частично нашли отражение в Концепции межбюджетных отношений и качества организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1223-р, что подтверждается справкой о внедрении, а также в аналитических материалах Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, представленных в Департамент межбюджетных отношений Минфина России.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ (авт. объемом 2,71 п.л.), в том числе 4 публикации (авт. объемом 0,9 п.л.) в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для опубликования основных научных результатов кандидатских диссертаций.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений, включая 13 таблиц и 4 рисунка, списка литературы из 103 наименований. Объем работы составляет 154 страницы, из них приложения занимают 7 страниц.

Содержание диссертации