Демо автомобиль

Когда Вас не оставляет (становится более интенсивным?) врожденное желание экономить даже после того, как Вы собрали первый миллион, поиски новой машины ведут не в автомобильный салон, а в его прихожую – туда, где красивыми рядами, всегда вымытые и ухоженные стоят демонстрационные автомобили (это те, которые все, серьезно выглядящие люди, могут опробовать во время тест-драйва).
Достойна ли эта покупка Вашего внимания? Попробуем выстроить аргументы.

Техническое состояние. Очевидно, что никто другой не позаботится о новом автомобиле так хорошо, как мастера уполномоченного представителя. Производители всегда требуют, чтобы инструменты, программное обеспечение и квалификация мастеров в их представительствах подходили бы для ремонта или присмотра любой модели. Чаще всего для этого используются только оригинальные детали, обслуживание всегда производится в срок.

Запнуться тут можно только (чаще всего) на мелких повреждениях кузова. Причина проста – автомобиль предназначен для тест-драйвов, поэтому контингент лдей, сидящих за его рулем, очень различен. Впервые управляя такой моделью, они могут не рассчитать расстояния до других транспортных средств и слегка оцарапать кузов. Вроде бы ничего страшного, просто нажо иметь это в виду.

Интенсивность эксплуатации. Попробуйте представить себя за, скажем, рулем Volkswagen Golf GTI. Автомобиль чужой, бензобак полный, у вас в запасе хорошие полчаса. Наверняка эти 30 минут Вы проведете, не измеряя вместимость багажника, или, пробуя выяснить из чего сделана обивка пассажирских дверей. Да, да – экспериментальные автомобили потому и называются «экспериментальными», что на них можно ездить быстро, а иногда даже экстремально.

Что Вам с того? Прежде всего, оцените состояние часто заменяемых, изнашивающихся деталей (шин, тормозных колодок). Будьте критичны по отношению к звукам коробки передач, сцепления, или к звукам, доносящимся из под капота двигателя. Мало вероятно, что такие звуки будут, но все же…

Гарантия. Чаще всего демонстрационные автомобили заменяются каждые 6-12 месяцев, поэтому для них все еще действует гарантия производителя. И никаких неприятных неожиданностей из-за того, что уход за автомобилем производился неправильным образом, то есть дополнительных условий, из-за которых гарантия могла бы стать недействительной.

Цена. Странно, однако основной аргумент, из-за которого возникла мысль обдумать идею покупки демонстрационного автомобиля, может быть достаточно слабым. Почему? Потому что обесценивание автомобиля в представительствах подсчитывается в бухгалтерской стоимости, то есть равномерно. В реальности же, новый автомобиль, только что покинувший салон, обесценивается на 20-30 %. Значит, (теоретически) в объявлениях можно было бы найти такой же автомобиль подешевле.

Оцените эти аргументы и примите правильное решение! Тогда останется всего лишь отклеить наклейки демонстрационного автомобиля, уладить формальности и отправиться в свое первое путешествие на новом приобретении.

С. В. Манохова

Журнал «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2017

Каков порядок бухгалтерского учета автомобилей, используемых дилером для совершения тестовых поездок потенциальными покупателями? Могут ли указанные автомобили амортизироваться в целях налогообложения?

В большинстве автосалонов потенциальный покупатель может прокатиться на понравившейся ему модели авто (как правило, дилеры имеют целый парк автомобилей для тест-драйва – по одной-две машины на каждую модель). Указанные автомобили регистрируются в органах ГИБДД, как правило, страхуются по КАСКО на случай ДТП. Впоследствии тестовые экземпляры автомобилей продаются с существенной скидкой. Каков порядок бухгалтерского учета названных авто? Могут ли они амортизироваться в целях налогообложения?

Мнение арбитров.

В статье 256 НК РФ не содержится условие о том, что для отнесения имущества к амортизируемому в целях ведения налогового учета необходимо соблюдение условия о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в период использования тестовых автомобилей в деятельности организации путем начисления амортизации соответствует положениям ст. 256 НК РФ и установленному ст. 272 НК РФ принципу равномерности признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Более того, указанный подход не приводит к потерям в бюджете, а наоборот, исходя из названного принципа равномерности признания доходов и расходов, позволяет равномерно учитывать расходы в отношении имущества, приносящего доход в длительный период.

Доводы инспекции о неправомерности учета тестовых автомобилей в составе амортизируемого имущества лишь на том основании, что налогоплательщик учитывал их на счете 41, не правомерны, поскольку законодатель исходит из различного применения понятий «основное средство» и «амортизируемое имущество» для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

В итоге суд сделал вывод, что демонстрационные (тестовые) автомобили правомерно учтены обществом в налоговом учете в составе амортизируемого имущества, а их стоимость частично списана через механизм амортизации.

* * *

Нормы бухгалтерского и налогового учета активов, расходов, доходов не идентичны. В частности, следуя буквальному прочтению бухгалтерских и налоговых норм, автомобили, используемые для тест-драйва и предназначенные для последующей продажи, допустимо отражать в бухгалтерском учете в качестве товаров, в налоговом учете – в качестве амортизируемого имущества. Но это в идеале. На практике такое «несоответствие» наверняка бросится в глаза налоговым инспекторам, и велик риск, что они посчитают признание в налоговом учете амортизационных отчислений неправомерным.

В то же время, мы видим, что судьи в подобной ситуации могут принять сторону организации. Как всегда, выбор алгоритма действий – за налогоплательщиком.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с названной классификацией легковые автомобили включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.