Что такое санкционирование расходов бюджета

Основные этапы санкционирования расходов бюджетов

«Санкцио», в переводе с греческого языка, означает строжайшее постановление, утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Санкционирование расходов бюджетов, таким образом, это разрешение бюджетному учреждению, утвержденное главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на основании бюджетного законодательства, расходовать бюджетные средства в установленном объеме на определенные цели.

Технологически, санкционирование расходов бюджета – совокупность мероприятий, связанных с оплатой денежных обязательств участников бюджетного процесса за счет средств соответствующего бюджета. Перечень участников бюджетного процесса установлен пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ.

Санкционирование расходов бюджета включает в себя следующие этапы:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

Бюджетные обязательства представляют собой расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году (абз. 20 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Денежные обязательства получателя бюджетных средств– это обязанность получателя бюджетных средств уплатить за счет средств бюджета денежные средства бюджету, организациям, гражданам в соответствии с законодательством РФ или в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, государственного (муниципального) контракта (договора) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетное учреждение как получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые доведены до него на текущий год и плановый период.

Лимиты бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетные обязательства учреждение принимает путем заключения государственных контрактов, других договоров с физическими и юридическими лицами (статья 6, пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ).

Учет бюджетных и денежных обязательств ведется на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается учреждением в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия бюджетных обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а, заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.

Порядок санкционирования оплаты для получателей средств регионального и местного бюджетов устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). В том числе они определяют перечень документов, которые подтвердят возникновение денежного обязательства. В частности, таким документом может быть платежный документ (квитанция на оплату) для перечисления взноса на капремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Для санкционирования оплаты учреждение должно представить в Казначейство России один из документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства. Причем дата этого документа не может быть позже даты платежки или заявки на кассовый расход, поданной в орган Казначейства России.

Для оплаты обязательства в орган казначейства представляют:

накладную, акт приемки-передачи, счет-фактуру или универсальный передаточный документ (далее – УПД) – при поставке товаров;

акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактуру или УПД – при выполнении работ (оказании услуг);

исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Причем исполнительный документ по взысканию денег с учреждения-должника поступает сразу в орган Казначейства России, а уже Казначейство России направляет в учреждение уведомление об этом. После чего для оплаты учреждение передает в Казначейство России платежный документ на перечисление долга вместе с информацией об источнике образования задолженности и о КБК, по которым нужно провести платеж;

другие предусмотренные законодательством документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Если унифицированная форма документа, который подтверждает возникновение денежных обязательств, отсутствует, тогда учреждение вправе представить документ в произвольной форме, но только если он содержит обязательные реквизиты и показатели, которые:

позволяют идентифицировать принадлежность документа к соответствующему госконтракту;

подтверждают факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В рамках совершенствования процедуры кассового обслуживания Казначейство России внедряет механизм автоматического санкционирования расходов. Этот механизм действует только для кассовых выплат, по которым не нужно представлять документ-основание. Например, социальные выплаты, зарплата, налоги.

Бюджетные обязательства нужно ставить на учет в органах Казначейства или финансовых органах. Так, если лицевой счет ПБС открыт в финансовом органе субъекта РФ, то порядок учета обязательств утверждается на региональном уровне.

Денежное обязательство считается исполненным при списании денег с единого счета бюджета в пользу контрагентов на основании платежных документов (п. 6 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Книга «Государственные и муниципальные учреждения: учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8″ на практических примерах» (Издание 2)

Издательство ООО «1С-Паблишинг» (ISBN 978-5-9677-2510-4), стр. 222, формат 60х90 1/8 (А4).

Серия «1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг. Учебные материалы»

Кадыш Е. А., Рыженкова С.Ю., Фадеева И.В., под ред. К.В.Сергеевой

В книге представлены актуальные вопросы ведения бухгалтерского учета различных хозяйственных ситуаций, возникающих в деятельности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с нормативными документами по бюджетной классификации, бухгалтерскому учету и отчетности. Хозяйственные операции рассмотрены на практических примерах с использованием редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Книга может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», а также рекомендована для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по прикладному решению «1C:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Второе издание книги подготовлено на основе материалов семинаров 1С:Консалтинг.

Код Наименование Рекоменд. розничная цена, руб., вкл. НДС 10% Дилер Постоянный партнер Дистрибьютор
4601546122438 ISBN 978-5-9677-2510-4 Книга «Государственные и муниципальные учреждения: учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8″ на практических примерах» (Издание 2)» 470 420 340 270

КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ У ПАРТНЕРОВ ФИРМЫ «1С» ИЛИ В ОТДЕЛЕ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ: МОСКВА, СЕЛЕЗНЕВСКАЯ,21

Подробнее о книге: http://v8.1c.ru/metod/books/book.jsp?id=524

Санкционирование расходов государственного (муниципального) учреждения

Для учета операций по санкционированию расходов государственных (муниципальных) учреждений предусмотрена группа синтетических счетов 500 «Санкционирование расходов экономического субъекта» или, как принято говорить, счета раздела 5 ЕПСБУ (обращаем ваше внимание, что порядок их применения описан в разделе VI Инструкции № 157н).

Несмотря на то, что процедура санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений, по сравнению с казенными, существенно менее строгая, а данные по остаткам на счетах 500 не включаются ни в Баланс ф. 0503130, ни в Баланс ф. 0503730, пренебрегать в процессе ведения учета своевременным отражением операций по санкционированию расходов на счетах бухгалтерского учета не следует.

Напомним, что информация по разделу 5 является основой заполнения форм 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» (квартальная, годовая) и ф. 0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» (квартальная, годовая), а также форм 0503176 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» (для учреждений, являющихся участниками бюджетного процесса) и ф. 0503775 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах» для бюджетных и автономных учреждений, представляемых в составе Пояснительной записки при составлении годовой отчетности.

Рассмотрим общие требования ведения учета на счетах санкционирования расходов.

Указанные счета предназначены для ведения учета показателей

  • бюджетных ассигнований,
  • лимитов бюджетных обязательств,
  • прогнозных показателей по доходам бюджета,
  • сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения)
  • показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее – сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам),
  • принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств)

на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Учет на счетах ведется в разрезе финансовых периодов (22-й разряд кода счета):

  • 10 – текущий финансовый год;
  • 20 – очередной финансовый год;
  • 30 – второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным);
  • 40 – второй год, следующий за очередным;
  • 90 – иные очередные года (за пределами планового периода).

В 24-26 разрядах указывается КОСГУ по видам расходов.

Поскольку процедуры санкционирования расходов и увязка их с фактами хозяйственной жизни учреждения, подлежащими отражению на счетах бухгалтерского учета, у казенных и у бюджетных (автономных) учреждений различны, рассмотрим порядок ведения учета на счетах раздела 5 отдельно по этим типам учреждений, одновременно знакомясь с особенностями применения программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в каждом случае.

Санкционирование расходов казенных учреждений

Хозяйственная деятельность государственного учреждения с типом «казенное» осуществляется за счет средств бюджетов соответствующего уровня, доводимых в виде лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, а также в некоторых случаях в виде предельных объемов финансирования.

Доведение бюджетных данных в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» осуществляется с помощью документа «Бюджетные данные» в разделе «Планирование и санкционирование».

После получения расходного расписания с доведенными бюджетными данными от финансового органа или распорядителя соответствующего уровня, для формирования в бюджетном учете соответствующих бухгалтерских записей необходимо сформировать и заполнить соответствующие закладки документа «Бюджетные данные», выбрав одну из необходимых типовых операций в соответствии с бюджетными полномочиями (рис. 1-2).

Рис. 1

Рис. 2

Каждая из типовых операций формирует необходимые бухгалтерские записи:

Рис. 3

Если казенной учреждение наделено функциями распорядителя бюджетных средств, то для последующей передачи бюджетных данных подведомственным учреждениям, а также доведения себе бюджетных данных, как получателю бюджетных средств, необходимо сформировать документ «Расходное расписание» из раздела «Планирование и санкционирование».

При доведении бюджетных данных подведомственным учреждениям, первая закладка документа заполняется следующим образом (рис. 4):

Рис. 4

Выбранная типовая операция «Бюджетные данные, переданные подведомственным распорядителям и получателям» формирует бухгалтерские записи (рис. 5).

Рис. 5

Если же учреждение. Обладающее полномочиями распорядителя бюджетных средств, доводит бюджетные данные себе как получателю бюджетных средств, то первая закладка документа будет выглядеть таким образом (рис. 6):

Рис. 6

Типовая операция «Бюджетные данные ГРБС, РБС доведенные себе как получателю» сформирует бухгалтерские записи (рис. 7):

Рис. 7

Санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений

Операции по отражению операций на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов» приведены ниже в таблице. Несмотря на то, что санкционированию органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, подлежат только расходы за счет субсидий на иные цели (КФО 5), на счетах раздела 5 должны своевременно отражаться все данные об обязательствах учреждения.

Таблица. Операции по санкционированию расходов бюджетного учреждения

Операция Счет дебета Счет кредита Порядок определения суммы
Принятие обязательств и их изменение 0.506.00 0.502.01 Согласно закону, иному НПА, договору, соглашению. Изменение – на сумму изменения, уменьшение – «красным»
Принятие денежных обязательств (возникновение обязанности уплатить в соответствующем финансовом году юридическому лицу, бюджету бюджетной системы РФ, физическому лицу определенную сумму денежных средств) и их изменение 0.502.01 0.502.02 В соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора (соглашения). При уменьшении – «красным»
Суммы расходов (выплат), утвержденные сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) на соответствующий финансовый год 0.504.00 0.506.00 В соответствии со сметой, ПФХД. Уменьшение – «красным»
Суммы доходов (поступлений), утвержденные сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) на соответствующий финансовый год 0.507.00 0.504.00 В соответствии со сметой, ПФХД. Уменьшение – «красным»
Исполнение в текущем финансовом году по доходам (поступлениям) 0.508.00 0.507.00 На сумму поступлений
Возвраты полученных ранее доходов (поступлений) 0.508.00 0.507.00 На сумму возвратов «красным»

Помимо порядка формирования движений по каждому из счетов раздела 5 Инструкция № 174н содержит пояснения о назначении счетов и смысле сформированных на них текущих и итоговых показателей.

Дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0.504.00 «Сметные плановые назначения» отражает сумму сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) бюджетного учреждения на текущий (очередной) финансовый год, с учетом изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0.504.00 «Сметные плановые назначения» отражает сумму сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) бюджетного учреждения на текущий (очередной) финансовый год, с учетом изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.502.01 «Принятые обязательства» отражает сумму обязательств, принятых бюджетным учреждением на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.502.02 «Принятые денежные обязательства» отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.506.00 «Право на принятие обязательств» отражает объем обязательств бюджетного учреждения в денежном выражении, принятие которых обеспечено сметными (плановыми) назначениями по доходам (поступлениям), утвержденными (с учетом их изменений) на соответствующий финансовый год – объем права бюджетного учреждения на принятие обязательств в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) бюджетного учреждения доходов (поступлений).

Дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.508.00 «Получено финансового обеспечения» отражает сумму полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений), с учетом произведенных в текущем финансовом году возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрена регистрация данных плана ФХД с помощью документа «Плановые назначения», доступного из меню «Санкционирование» – «План ФХД» – «Плановые назначения». В документе регистрируются плановые (прогнозные) показатели поступлений и выбытий, а так же с его помощью эти показатели впоследствии корректируются. В документе должны быть указаны (рис. 8) План поступлений (выбытий) – элемент одноименного справочника, год плана, периодичность, КФО, вид показателя (тип КПС) и субсидия. В табличной части документа указываются собственно плановые назначения по поступлениям и выбытиям. При этом должны быть указаны отчетный период, статья плана и сумма поступления либо выбытия по выбранной статье. При использовании документа для регистрации изменений плановых назначений в табличной части указываются суммы изменений, при уменьшении – со знаком «минус».

Рис. 8

Для заполнения документа (либо непосредственно в процессе его заполнения) необходимо внести соответствующие значения в справочники.

Справочник «Планы поступлений (выбытий)» содержит перечень применяемых в деятельности учреждений, учет по которым ведется в программе, планов поступлений и выбытий по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов (рис. 9). В учреждении может быть зарегистрировано несколько планов поступлений (выбытий), различающихся КФО, уровнем бюджета, а также составом показателей, хранящемся в подчиненном справочнике «Статьи планов поступлений и выбытий» (рис. 8). «Увязываются» планы поступлений (выбытий) с учреждением, в котором они применяются, с помощью регистра сведений «Планы по поступлениям (выбытиям) учреждений» (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Заполнение справочника «Статьи планов поступлений (выбытий)осуществляется на основании проекта Плана ФХД или Закона (решения) о бюджете (бюджетной росписи). Элементы могут содержать и группировочные коды по бюджетной классификации.

Код каждой статьи 20-значный, в бюджетном учреждении согласно действующему законодательству применяются только КОСГУ (КЭК), т.е. 18-20 разряды кода. Заполняются они автоматически при выборе соответствующего кода в реквизит «КОСГУ (КЭК)». Наименование формируется автоматически на основании наименования кода экономической классификации, при необходимости пользователь может его откорректировать.

Справочник «Субсидии» содержит сведения субсидиях как предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с гос. заданием государственных услуг, так и целевых субсидиях, предоставленных учреждению (рис. 12).

Рис. 12

Кроме того, для заполнения документа «Плановые назначения» необходимо указать соответствующие отчетные периоды.

Для хранения сведений об отчетных периодах в конфигурации предусмотрен одноименный справочник. Для получения единообразной структуры и, одновременно, с целью не перегружать базу данных неиспользуемыми значениями, заполнение этого справочника осуществляется автоматически на основании настроек, указанных пользователем. Для этого в форме списка справочника необходимо нажать кнопку «Заполнить». В результате открывается диалог обработки «Генерация отчетных периодов».

Автоматическое заполнение возможно двумя способами: создание новых периодов и детализация выбранного периода. Для этого пользователь должен установить переключатель в соответствующее положение. Далее необходимо указать годы начала и окончания периода автоматического формирования и необходимую периодичность.

Генерация периодов осуществляется при нажатии на кнопку «Заполнить» обработки (рис. 13).

Рис. 13

В части санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансирования которых являются субсидии на иные цели, следует руководствоваться приказом Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н.

Порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях

Одной из особенностей учета в бюджетных учреждениях является необходимость ведения учета санкционирования расходов. При этом учет лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований наиболее сложен для восприятия, поскольку отражает механизм финансового взаимодействия учреждения с учредителем. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях как на основе общей корреспонденции счетов, так и на практических примерах учета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия бюджетных и денежных обязательств.

Учет операций по санкционированию расходов бюджета ведется на следующих счетах:

  • принятие к учету лимитов бюджетных обязательств — на сч. 501 «Лимиты бюджетных обязательств»;
  • принятие к учету бюджетных и денежных обязательств — на сч. 502 «Принятые обязательства»;
  • принятие к учету бюджетных ассигнований — на сч. 503 «Бюджетные ассигнования».

При этом в 22-м разряде номера счета указывается код аналитического учета соответствующего финансового года:

  • 1 — текущий финансовый год;
  • 2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
  • 3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 — второй год, следующий за очередным (п. 309 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

При завершении текущего финансового года показатели по аналитическим счетам санкционирования расходов этого года на следующий год не переносятся. Показатели, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, следует переносить следующим образом:

  • показатели первого года, следующего за текущим, — на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели второго года, следующего за текущим, — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

В соответствии с п. 312 Инструкции N 157н перенос показателей производится в первый рабочий день текущего года на основании справки (ф. 0504833).

Согласно ст. 6, пп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО) до получателя бюджетных средств доводит главный распорядитель бюджетных средств (далее — ГРБС), в ведении которого находится получатель.

На федеральном уровне объемы лимитов бюджетных обязательств доводят до получателей расходным расписанием (ф. 0531722) (п. 3.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). На региональном (местном) уровне лимиты бюджетных обязательств доводятся на основании документов, утвержденных соответствующими региональными (местными) нормативно-правовыми актами.

Доведенные лимиты бюджетных обязательств отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (п. 134 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), п. 317 Инструкции N 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).

Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученные от ГРБС, отражаются в учете следующими проводками:

Д-т сч. 1.501.15 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.13 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год;

Д-т сч. 1.501.25 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим;

Д-т сч. 1.501.35 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим;

Д-т сч. 1.501.45 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.43 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за очередным (п. п. 134 и 136 Инструкции N 162н).

Пример 1. Казенное учреждение получило уведомление об объемах лимитов бюджетных обязательств на 2013 — 2015 гг. При этом объем лимитов по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ составил:

  • в 2013 г. — 200 млн руб.;
  • в 2014 г. — 220 млн руб.;
  • в 2015 г. — 225 млн руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Д-т сч. 1.501.15.211 К-т сч. 1.501.13.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год в сумме 200 млн руб.;

Д-т сч. 1.501.25.211 К-т сч. 1.501.23.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим годом (очередной финансовый год), в сумме 200 млн руб.;

Д-т сч. 1.501.35.211 К-т сч. 1.501.33.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим, в сумме 225 млн руб.

Отметим, что перенос показателей лимитов бюджетных обязательств, сформированных по итогам отчетного финансового года, отражается следующими проводками:

Д-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.13 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим, на текущий финансовый год;

Д-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим, на первый год, следующий за текущим;

Д-т сч. 1.501.43 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным, на второй год, следующий за текущим (п. 3 разд. IV Приложения 1 к Инструкции N 162н).

В свою очередь, бюджетные ассигнования до получателя бюджетных средств доводятся также главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится получатель (ст. 6, пп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 БК РФ). Доведенные бюджетные ассигнования отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов КОСГУ (п. 145 Инструкции N 162н, п. 317 Инструкции N 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).

Суммы бюджетных ассигнований, полученные от распорядителя бюджетных средств, отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 1.503.15 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.503.13 (в разрезе КОСГУ) — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год (п. п. 145 и 147 Инструкции N 162н).

Пример 2. Казенное учреждение получило уведомление о суммах утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований на 2013 — 2015 гг. В свою очередь, объем бюджетных ассигнований по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ составил:

  • в 2013 г. — 22 млн руб.;
  • в 2014 г. — 25 млн руб.;
  • в 2015 г. — 26 млн руб.

В результате в бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие проводки:

Д-т сч. 1.503.15.262 К-т сч. 1.503.13.262 — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год в сумме 22 млн руб.;

Д-т сч. 1.503.25.262 К-т сч. 1.503.23.262 — получены бюджетные ассигнования на первый год, следующий за текущим годом, в сумме 25 млн руб.;

Д-т сч. 1.503.35.262 К-т сч. 1.503.33.262 — получены бюджетные ассигнования на второй год, следующий за текущим, в сумме 26 млн руб.

Также отметим, что процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 БК РФ). В текущем финансовом году обязательства принимаются с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).

Принятие обязательств отражается на следующих счетах:

  • сч. 502.01 «Принятые обязательства»;
  • сч. 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 501.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет бюджетных ассигнований, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 503.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

В свою очередь, принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующими образом:

Д-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.12 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год.

Пример 3. В январе 2013 г. казенное учреждение заключило с открытым акционерным обществом (ОАО) «Мокша» договор на поставку оборудования на сумму 14 млн руб. Согласно утвержденной в учреждении учетной политике бюджетное обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство — в момент получения документов, подтверждающих переход права собственности на имущество. Таким образом, в день подписания договора бухгалтер учреждения принял к учету обязательство:

Д-т сч. 501.13.310 К-т сч. 502.11.310 приняты обязательства текущего года на основании подписанного договора поставки в сумме 14 млн руб.

В феврале ОАО «Мокша» поставило оборудование и передало товарную накладную. На основании акта приема-передачи оборудования бухгалтер казенного учреждения принял к учету денежное обязательство:

Д-т сч. 502.11.310 К-т сч. 502.12.310 — приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования в сумме 14 млн руб.

Список литературы

  1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. 2011. N 1.
  2. Беспалов М.В. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. N 12. Декабрь.
  3. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
  4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  5. Губайдуллина М.Р. Сметное планирование в современных условиях // Бюджетный учет. 2010. N 10. Октябрь.
  6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  8. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня: Приказ Минфина России от 30.09.2008 N 104н.
  9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  10. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
  11. URL: http://www.budget.1gl.ru.
  12. URL: http://www.consultant.ru.
  13. URL: http://www.garant.ru.

М.В.Беспалов

Кандидат экономических наук,

Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства

Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п. Они возникают в момент, когда:

  • подписывается договор на оказание услуг, выполнение работ, поставку;
  • выставляется счет за коммунальные услуги;
  • начисляется заработная плата и другие выплаты сотрудникам-бюджетникам;
  • выдаются командировочные средства;
  • вносятся деньги в государственные страховые фонды;
  • платятся налоги;
  • выполняются судебные постановления.

Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.

Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.

Порядок санкционирования

Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:

  1. Утверждение сводной бюджетной росписи.
  2. Принятие расходно-доходных смет.
  3. Согласование лимитов принимаемых обязательств.
  4. Учет и контроль выполнения принятых обязательств.

Бюджетная роспись

В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:

  • в федеральном бюджете – министр финансов РФ;
  • в региональном – министр финансов данного субъекта РФ.

Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.

Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).

ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.

Особенности использования расходно-доходных смет

Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:

  • объем получаемых средств;
  • целевое назначение выделенных денег;
  • распределение финансов по кварталам.

Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.

Лимиты принимаемых обязательств

Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.

Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.

Подтверждение обязательств

После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.

ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.

Бухгалтерский учет операций по санкционированию

Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:

  • лимитам обязательств – счет 150201000;
  • отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.

При этом делаются такие бухгалтерские проводки:

  • дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
  • дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
  • дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).

Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:

  • дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
  • дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).